Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 18/23896/ 2 ФЕВРАЛЯ 2011 5 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Постановление администрации Липецкой области № 1 от 12.01.2011, г. Липецк Об утверждении областной целевой Программы реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Липецкой области в 2011 году Администрация Липецкой области постановляет: В целях поддержки занятости граждан, не имеющих работы, находящихся под ри- ском увольнения, снижения напряженности на рынке труда и в соответствии с Уста- вом Липецкой области администрация области постановляет: 1. Утвердить областную целевую Программу реализации дополнительных меро- приятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Липецкой обла- сти в 2011 году (приложение). 2. Направить областную целевую Программу реализации дополнительных меро- приятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Липецкой обла- сти в 2011 году, в Министерство здравоохранения и социального развития Россий- ской Федерации. Глава администрации Липецкой области О. КОРОЛЕВ Областная целевая Программа реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Липецкой области в 2011 году I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование Программы Областная целевая Программа реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Липецкой области в 2011 году (далее — Программа). Основание для разработки Программы Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»; Постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. № 1011 «О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации». Государственный заказчик Программы Администрация Липецкой области. Разработчик Программы Управление труда и занятости Липецкой области. Цель Программы Принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников, предупреждению роста безработицы и напряженности на рынке труда Липецкой области, а также создание условий для развития эффективного рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателей необходимой рабочей силой, а граждан, ищущих работу, соответствующей работой. Задачи Программы 1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под угрозой увольнения, женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, а также женщин, работающих на вредных и опасных производствах, профессиональная переподготовка врачей. 2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест. 3. Повышение территориальной трудовой мобильности населения Липецкой области. Сроки и этапы реализации Программы 2011 год. На первом этапе реализации Программы (I квартал 2011 года) планируется организовать работу по заключению договоров на организацию стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы. Организация на предприятиях специальных рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей. Опережающее профессиональное обучение и стажировка работников, находящихся под угрозой увольнения, работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности, опережающее профессиональное обучение и стажировка женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства, а также профессиональная переподготовка врачей. Оказание информационно- консультационных услуг, проведение наглядной агитации (электронная почта, Интернет-портал и др.) о возможности участия работодателей и населения в мероприятиях Программы, а также по вопросам предпринимательства и самозанятости. На втором этапе реализации Программы (II — IV квартал 2011 года) планируется направление на стажировку выпускников образовательных учреждений, граждан для трудоустройства в другую местность. Трудоустройство незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей на специальные рабочие места (в том числе надомные), созданные в рамках Программы. Перераспределение граждан, прошедших обучение, переобучение, стажировку на рабочие места в соответствии с их новой квалификацией. Предоставление субсидий безработным гражданам на организацию собственного дела. Исполнители Программы Управление труда и занятости Липецкой области, ОКУ «Городские и районные центры занятости населения». Объемы и источники финансирования Программы Предполагаемый объем финансирования мероприятий Программы составляет 72,1 млн. руб., в том числе: — субсидии из федерального бюджета — 68,5 млн. руб.; — средства областного бюджета — 3,6 млн. руб. Объемы финансирования подлежат уточнению и могут корректироваться, в том числе перераспределяться по мероприятиям Программы в зависимости от востребованности этих направлений у граждан. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы Прохождение профессионального обучения и стажировки 812 чел., в том числе: опережающее профессиональное обучение и стажировка 500 работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, проведение мероприятий по высвобождению работников), работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными программами; опережающее профессиональное обучение и стажировка 20 женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства; профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации 230 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности; профессиональная переподготовка 62 врачей в соответствии с программой модернизации здравоохранения Липецкой области на 2011—2012 годы; стажировка 215 выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы с участием 70 наставников; содействие трудоустройству 100 незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей; содействие самозанятости 788 безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан; оказание адресной поддержки 10 гражданам, обратившимся в органы службы занятости в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, создаваемых в том числе в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных программ. Показатели эффективности Программы Недопущение в 2011 году роста уровня регистрируемой безработицы выше 0,8% в среднегодовом исчислении, напряженности на рынке труда — 0,8 чел. на одну заявленную в службу занятости вакансию. Порядок осуществления контроля за ходом выполнения Программы Управление труда и занятости Липецкой области является уполномоченным органом для осуществления взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости. Общий контроль за ходом исполнения Программы осуществляет администрация Липецкой области. Управление труда и занятости Липецкой области представляет: 1) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. № 1011 ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Федеральную службу по труду и занятости отчет об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и о достижении значений целевых показателей эффективности использования субсидии по форме, утвержденной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации; 2) в соответствии с постановлением администрации Липецкой области от 28.11.2007 г. №168 «О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ» в управление контроля и проверки исполнения, экономики администрации Липецкой области и управления финансов Липецкой области по итогам I квартала, I полугодия и 9 месяцев — до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по итогам года — до 1 февраля года, следующего за отчетным, отчетные данные за I квартал, I полугодие, 9 месяцев и год в электронном виде и на бумажных носителях: информацию об оценке эффективности реализации Программы, о ходе выполнения Программы и отчет об объемах финансирования Программы. , II. ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА Областная целевая Программа реализации дополнительных мероприятий, направ- ленных на снижение напряженности на рынке труда Липецкой области в 2011 году (да- лее — Программа), разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и Постанов- лением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. № 1011 «О предо- ставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации». Разработка Программы обусловлена необходимостью решения проблем занятости населения области, возникших в условиях последствий экономического кризиса, а так- же для координации усилий участников рынка труда и согласованности их действий при реализации мероприятий по поддержке занятости населения, снижению напряженности на рынке труда. В результате своевременной реализации антикризисных мер в экономике области наметился ряд позитивных тенденций. В январе-сентябре 2010 года сохранилась положительная динамика по основным макроэкономическим показателям социально-экономического развития области. Валовой региональный продукт по сравнению с соответствующим периодом про- шлого года увеличился на 4%, среднедушевые доходы населения — на 14%, инвестиции в основной капитал — на 9%, объем розничной торговли — на 5,5%, платные услуги — на 10%, ввод жилья — на 7%, что выше среднероссийских показателей. Ситуация в промышленности стабилизируется. В январе — сентябре 2010 года ин- декс промышленного производства составил 111,5% к соответствующему периоду про- шлого года, в том числе в металлургии — 111,4%, в машиностроении — 124,8%, в произ- водстве неметаллических минеральных продуктов — 117,9%, в производстве пищевых продуктов — 105,3%. Промышленными предприятиями отгружено продукции на сумму 237 млрд. руб., что в 1,3 раза выше соответствующего уровня прошлого года. Внешнеторговый оборот в сравнении с соответствующим периодом 2009 года увеличил- ся на 38%и составил 3,6 млрд. долларов США, в т.ч. экспорт —на 42%, импорт —на 20%. Инвестиции в основной капитал составили 55,5 млрд. руб. и выросли к уровню соот- ветствующего периода прошлого года на 9%. Продолжается работа по диверсификации экономики и выводу ее на инновационный путь развития. В особой экономической зоне федерального уровня «Липецк» зарегистрировано 18 резидентов, общий объем заявленных инвестиций превысил 58 млрд. руб. В целях развития территорий области реализуются инвестиционные проекты по соз- данию и развитию 7 особых экономических зон регионального уровня, на территориях которых уже зарегистрирован 31 участник с инвестиционным потенциалом — 45 млрд. руб., будет создано более 4,5 тыс. рабочих мест. Сложные погодные условия отрицательно повлияли на темп роста сельского хозяй- ства — объем производства составил 22,3 млрд. рублей, или 74% к уровню прошлого года, в том числе в растениеводстве — 57%. Вместе с тем положительная динамика сохранилась в животноводстве, рост составил 4%. Производство мяса возросло на 10%, в том числе в сельхозпредприятиях — на 14%. С начала года на развитие сельского хозяйства из бюджетов всех уровней направле- но 1,4 млрд. руб., кроме того, из федерального бюджета хозяйствам, пострадавшим от засухи, дополнительно выделено 163 млн. руб. в виде субсидий на приобретение кормов, удобрений, горюче-смазочных материалов для обеспечения сева под урожай 2011 года. Под постоянным контролем находится вопрос по пролонгации краткосрочных и дол- госрочных кредитов на срок до 3 лет. На начало октября 2010 года заявки на пролонга- цию подали 50 сельхозтоваропроизводителей. Несмотря на существенные потери, область полностью обеспечена социально зна- чимыми видами сельхозпродукции и продовольствия за счет собственного производ- ства. По оценке, уровень самообеспеченности по зерну составляет 133%, картофелю — 101%. Производство сахара превышает внутриобластные потребности в 6 раз, мяса всех видов — в 1,9 раза. На развитие молочного животноводства, сохранение поголовья молочного ста- да в личных подсобных хозяйствах из областного бюджета дополнительно выделено 58 млн. руб., или 3,5 тыс. руб. на корову для приобретения кормов на стойловый период 2010—2011 годов. Сегодня в области существует 100 сельскохозяйственных потребительских коопера- тивов, и, несмотря на засуху, ими закуплено сельскохозяйственной продукции на сумму 538 млн. руб., или в 13 раз больше соответствующего периода 2009 года. На фоне роста доходов населения в январе-сентябре 2010 года рост оборота роз- ничной торговли и объема бытовых услуг составил 105,5% и 109% соответственно. Потребительский рынок является динамично развивающимся сектором экономики, по- этому остается инвестиционно привлекательным даже в период финансовой нестабильно- сти. С начала года по области открыто 258 предприятий торговли и общественного пита- ния, в том числе в городе Липецке — 64. Создано дополнительно около 1720 рабочих мест. Проводилась работа по недопущению роста цен на социально значимые товары. На тер- ритории муниципальных образований по-прежнему функционируют торговые предприятия, в которых применяются торговые надбавки в размере 10% на определенный перечень со- циально значимых продуктов и предоставляются скидки пенсионерам и студентам. В январе-сентябре 2010 года отмечена самая низкая за последние 20 лет инфляция — 104,1%, что ниже среднероссийского показателя на 2,1%. За 9 месяцев 2010 года построено и введено в эксплуатацию 385,5 тыс. кв. м жилья, или 107% к уровню прошлого года, из них 59,8% — в рамках областных жилищных про- грамм (230,7 тыс. кв.м.). В целях стимулирования спроса на жилье в 2010 году предусмотрено 422,2 млн. руб. для предоставления социальных выплат гражданам в рамках областных жилищных про- грамм, в т.ч. 357,8 млн. руб. — из областного бюджета. За отчетный период на указанные цели направлено 137,3 млн. руб., из них 97,3 млн. руб. — средства областного бюджета. На ликвидацию последствий от лесных пожаров получено 631,3 млн. руб. средств федерального бюджета, из них 172,8 млн. руб. — на приобретение 7 готовых квартир и строительство 154 жилых домов. В целях сохранения рабочих мест и обеспечения строительных организаций области подрядными работами за счет средств областного бюджета будет продолжено строи- тельство объектов социальной инфраструктуры, на что в областном бюджете предусмо- трено 289,8 млн. руб., фактически профинансировано — 242,5 млн. руб. Важной антикризисной мерой является участие в федеральных программах по пере- селению граждан из аварийного жилищного фонда и проведению капитального ремонта многоквартирных домов с привлечением финансовых средств государственной корпо- рации —Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Всего на эти цели за 2008 — 2010 годы направлено около 4,2 млрд.руб., в том чис- ле финансовых средств Фонда — 2,97 млрд. руб., из областного бюджета — 398,6 млн. руб., местных бюджетов и средств собственников жилья — 812,1 млн. руб. Будет ликви- дировано около 66 тыс. кв. м жилья (46% всей потребности по состоянию на 01.01.2010 г.), переселено в благоустроенное жилье около 4,6 тыс.чел., отремонтировано 1242 мно- гоквартирных дома. Безусловным приоритетом развития экономики региона остается малый и средний бизнес. Объем предоставленной поддержки за 9 месяцев т. г. составил 205,7 млн. руб., что позволило начать собственное дело 250 молодым предпринимателям, поддержать 37 инвестиционных проектов, обеспечить внедрение энергосберегающих технологий на трех малых предприятиях в муниципальных районах области. Из областного Фонда под- держки малого и среднего бизнеса выдано 199 микрозаймов на сумму 128,6 млн. руб. и поручительство по инвестиционному предпринимательскому кредиту в размере 10 млн. руб. Проведен отбор 11 муниципальных образований на получение субсидий из област- ного фонда софинансирования расходов на возмещение части затрат по созданию ма- лых предприятий, учредителями которых являются безработные граждане. Субсидии в размере до 300 тыс. руб. получат 27 предпринимательских проектов. Продолжается реализация мер имущественной поддержки субъектов малого пред- принимательства. Из муниципальных залоговых фондов предоставлено залоговое обеспечение по кре- дитам и займам на сумму 108,9 млн. руб. предпринимателям из 9 муниципальных образо- ваний. Принято решение о предоставлении залогового обеспечения еще на 47,4 млн. руб. Продолжается процесс льготной приватизации. Правом преимущественного выкупа арендуемых помещений с начала 2009 года воспользовались 82 предпринимателя, в т.ч. за 9 месяцев т.г. выкуплено 41 помещение, в стадии рассмотрения находятся еще 53 заявки. В 2010 году сохранены все меры социальной поддержки населения. На эти цели из бюджетов всех уровней за 9 месяцев т.г. израсходовано 2,9 млрд. руб. с ростом на 25%, в том числе из бюджета области — около 1,6 млрд. руб. (96%). Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставлены 283 тыс. льготников на сумму 932,6 млн. руб., в том числе из областного бюджета — 424 млн. руб. с ростом 108%. Оказывается поддержка малоимущим гражданам. На выплату субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг направлено 332 млн. руб. (89%), адресная по- мощь предоставлена 54 тыс.чел. на сумму около 81 млн. руб. На социальную поддержку семей с детьми направлено 191 млн. руб. (99,3%). По ряду критериев города Липецк и Лебедянь относятся к монопрофильным насе- ленным пунктам. Ситуация на рынке труда города Липецка в 2010 году сложилась следующим образом. К концу 2010 года в службе занятости числилось безработными 1,5 тыс. чел., уро- вень безработицы — 0,6% (в среднем по области — 0,8%), напряженность на рынке тру- да 0,4 чел. на одну вакансию, что ниже среднеобластного показателя — 0,7 чел. В 2010 году при содействии органов службы занятости на постоянную и времен- ные работы трудоустроено 7,2 тыс. чел. Кроме того, в рамках антикризисной программы приняли участие 2,2 тыс. чел. Ухудшения ситуации на рынке труда города Липецка в 2011 году не ожидается. Одно из основных предприятий города Липецка — ОАО «НЛМК», один из крупней- ших производителей электротехнических сталей в мире, занимает лидирующие позиции в России по производству холоднокатаного, оцинкованного проката, а также стали с по- лимерным покрытием. В 2010 году благодаря гибкой стратегии продаж, грамотному управлению производ- ственными процессами в компании удалось сохранить стабильное производство, обе- спечить низкую себестоимость продукции, сохранить профессиональный коллектив. В течение 2010 года в г. Липецке создано 5,4 тыс. новых рабочих мест, из которых 2,3 тыс. мест, или 43%— в сфере малого бизнеса. К концу 2010 года в службе занятости г. Лебедяни числилось безработными 142 чел., уровень безработицы — 0,7%, напряженность на рынке труда — 0,5 чел. на одну вакан- сию, что ниже среднеобластного показателя — 0,7 чел. За 2010 год при содействии органов службы занятости на постоянную и времен- ные работы трудоустроено 2,9 тыс. чел. Кроме того, в рамках антикризисной программы приняли участие 0,8 тыс. чел. Ухудшения ситуации на рынке труда города Лебедяни в 2011 году не ожидается. Одно из основных предприятий города Лебедяни — ОАО «Лебедянский» — высоко- технологичное, стабильно функционирующее предприятие, входит в четверку домини- рующих на соковом рынке компаний. Основным направлением деятельности является производство соков и сокосодержащих напитков. В течение 2010 года в г. Лебедяни введено 0,5 тыс. новых рабочих места, из них 0,3 тыс. мест, или 60%— в малом бизнесе. В области принимаются дополнительные меры по стабилизации ситуации на рынке труда. Проводится работа по обеспечению соблюдения трудового законодательства в от- ношении работающих граждан, высвобождаемых работников, а также работников, нахо- дящихся под угрозой увольнения. В целях упреждения нарушений законодательства при проведении увольнений ра- ботников, повышения уровня информированности получателей государственных услуг, в том числе высвобождаемых работников, во всех центрах занятости населения организо- ваны консультационные пункты по вопросам трудового законодательства и содействия трудоустройству, телефоны «горячей линии». На рынке труда области наметились положительные тенденции. Численность заня- тых в экономике области в среднем за III квартал 2010 года, по данным выборочного об- следования населения по проблемам занятости, составила 597,9 тыс. чел., что больше, чем в среднем в октябре-ноябре 2009 год — 594,9 тыс. чел. Численность безработных постепенно снижалась и к концу декабря 2010 года соста- вила 4,7 тыс. чел., что на 21% меньше, чем на начало года. Увеличилось количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы за- нятости, с 6,5 тыс. вакансий на начало года до 7,5 тыс. на конец декабря 2010 года, что позволило снизить напряженность на рынке труда с 1,0 незанятых граждан на одну заяв- ленную вакансию до 0,7 чел. Но, несмотря на позитивное развитие событий, имеется и ряд проблем. В январе-сентябре 2010 года с крупных и средних предприятий уволено по различ- ным причинам 37,3 тыс. чел., из них 25,9 тыс. чел. (69,4%) — уволены по собственному желанию, 1,9 тыс. чел. (5,1%) — в связи с сокращением численности работников, приня- то 33,9 тыс. чел. С октября 2008 года активизировались процессы увольнения граждан в связи с лик- видацией организации либо сокращением численности или штата. Эти процессы про- должились и в 2010 году, но в меньших объемах. Всего в органы службы занятости в 2010 году подано списков на высвобождение 7,6 тыс. чел., что на 24% меньше, чем за тот же период 2009 года. По прогнозной оценке, в 2011 году будет высвобождено около 7 тысяч человек. На ряде предприятий области трудовые коллективы работают в режиме неполного рабочего времени. Численность работающих в режиме неполного рабочего времени на крупных и сред- них предприятиях области, по оценке, в 2011 году может составить около 3 тыс. чел. Ежегодно в органы службы занятости населения за содействием в трудоустройстве обращается более 50 тыс. чел., из них более 80% — ежегодно трудоустраиваются при содействии службы занятости. В 2011 году, несмотря на некоторое улучшение ситуации, ожидается, что число об- ращений граждан в службу занятости не уменьшится. По прогнозной оценке, числен- ность ищущих работу граждан составит около 50 тыс. чел. Наиболее острой проблемой является обеспечение занятости граждан, находящих- ся под угрозой увольнения или потерявших работу, а также лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Наблюдается тенденция роста обращений в службу занятости инвалидов. Около 2 тысяч граждан этой категории в среднем за год обращаются в органы службы занято- сти населения по вопросам поиска работы или за консультацией. Трудоустройство этой категории граждан затруднено по причине отсутствия необходимых вакантных рабочих мест, особенно с сокращенным рабочим днем или неделей, а также с созданием специ- альных условий труда, а также несбалансированностью между имеющейся рабочей си- лой среди инвалидов и потребностью работодателей, невысокой мобильностью инвали- дов. Как правило, рабочие места, предоставляемые работодателями для трудоустрой- ства инвалидов, — для неквалифицированного труда, с невысокой оплатой. По состоя- нию на 01.10.2010 года численность инвалидов, зарегистрированных в органах службы занятости, составила 829 чел., или 17,7% в общем числе безработных. Участие незанятых инвалидов, а также родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей в антикризисной программе поможет решить ряд проблем, воз- никающих при их трудоустройстве. Трудоустройство выпускников также осложнено последствиями экономического кризиса. За 9 месяцев 2010 года обратилось в службу занятости 1,3 тыс. граждан дан- ной категории, из них содействие различного характера получили 0,9 тыс. чел., в том числе 0,4 тыс. чел. прошли стажировку в рамках антикризисной программы. Для расширения возможности трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений области, а также в целях приобретения ими опыта ра- боты в Программе предусмотрена стажировка выпускников образовательных учреж- дений в целях приобретения ими опыта работы. Это позволит смягчить социально- психологические последствия безработицы, обеспечить предоставление социальной поддержки в виде временного заработка на оплачиваемых временных работах, а также создать условия для приобщения к трудовой деятельности молодежи, впервые ищущей работу. Для недопущения в 2011 году роста численности безработных граждан необходимо принятие дополнительных мер, в том числе в рамках настоящей Программы. По прогнозной оценке, ситуация на рынке труда в 2011 году будет складываться сле- дующим образом: продолжатся процессы увольнения граждан в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата, около 7 тыс. чел. будут находиться под ри- ском потери работы; численность работающих в режиме неполного рабочего времени составит не более 3 тыс. чел.; число свободных рабочих мест на предприятиях и в организациях области в начале года сократится, что увеличит напряженность на рынке труда региона; количество обращений граждан в службу занятости составит около 50 тыс. чел.; в 2011 году статус безработного будут иметь 20 тыс. чел. По прогнозной оценке, численность зарегистрированных безработных в 2011 году в среднемесячном исчислении составит около 5,0 тыс. чел., а уровень безработицы — 0,8%. Для недопущения ухудшения сложившейся ситуации на рынке труда необходимо ре- шать программными методами ключевые проблемы в сфере занятости во взаимодей- ствии и согласованности действий всех заинтересованных сторон, в том числе органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, работодателей и др. Расчет баланса рабочих мест приведен в приложении № 1. Для сохранения и создания новых рабочих мест на 2011 год предусмотрено следующее. Продолжится реализация мероприятий областной целевой «Программы развития малого и среднего предпринимательства Липецкой области в 2009—2012 гг.», в рамках которой будет выделена приоритетная целевая группа учредителей малых предприятий (индивидуальных предпринимателей) — получателей субсидий — зарегистрированные безработные, работники, находящиеся под угрозой увольнения. Планируется привлечь для участия в данном мероприятии безработных, зарегистрированных в центрах заня- тости и получивших субсидию на открытие собственного дела. Планируется, что размер субсидии не будет превышать 0,3 млн. руб. на одного получателя субсидии. В итоге без- работный, объединив средства, сможет открыть свое дело. Дополнительной мерой, обеспечивающей повышение занятости населения области, является сокращение численности привлекаемых иностранных работников. С учетом сложившейся ситуации на рынке труда в 2011 году будет снижена по сравнению с 2009 и 2010 гг. квота на привлечение иностранных работников до 7,5 тыс. чел., в том числе на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в це- лях осуществления трудовой деятельности — 1,0 тыс. приглашений и 6,5 тыс. разреше- ний на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в поряд- ке, не требующем получения визы. 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Целью Программы является принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников, предупре- ждению роста безработицы и напряженности на рынке труда Липецкой области, а так- же создание условий для развития эффективного рынка труда, оперативно обеспечива- ющего работодателей необходимой рабочей силой, а граждан, ищущих работу, соответ- ствующей работой. Для реализации поставленной цели необходимо выполнение ряда задач: Задача 1. Повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда. С целью сохранения занятости и повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда планируются следующие дополнительные мероприятия: а) опережающее профессиональное обучение и стажировка работников, находя- щихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего време- ни, проведение мероприятий по высвобождению работников), работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию произ- водства в соответствии с инвестиционными программами (далее — опережающее про- фессиональное обучение (стажировка) (Приложение № 2,2а); б) опережающее профессиональное обучение и стажировка женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства (далее — опережающее профессиональное обучение женщин) (Приложение № 3); в) профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации жен- щин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, планирующих возвраще- ние к трудовой деятельности (Приложение № 4). г) профессиональная переподготовка врачей в соответствии с программой модер- низации здравоохранения Липецкой области на 2011—2012 годы (Приложение № 5). Для организации профессионального обучения работников, в т.ч. женщин, в области есть необходимая учебно-курсовая сеть профессиональных образовательных учрежде- ний, имеющих лицензии на право осуществления образовательной деятельности по об- разовательным программам, направлениям, специальностям, необходимым для обуче- ния данных категорий граждан (Приложение № 6). В случае отсутствия на территории области профессиональных образовательных учреждений требуемого профиля работ- ники могут быть направлены на учебу в другие регионы. Обучение будет вестись по про- фессиям, наиболее востребованным на рынке труда как для замещения имеющихся ва- кантных мест на самих предприятиях, так и перспектив трудоустройства на другие пред- приятия, вновь создаваемые рабочие места, организации самозанятости. Задача 2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест. Для решения этой задачи предусмотрены следующие мероприятия. Организация стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приоб- ретения ими опыта работы. Содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей, что позволит расширить возможности для трудоустройства данной категории граждан. Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания без- работными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. Развитие предпринимательских инициатив незанятого населения будет направлено на создание собственного дела безработными гражданами по следующим видам деятельности, определенным как приоритетные: Продолжение на 6-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz