Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)
ПЯТНИЦА , 12 АВГУСТА 2011 № 155 (24033) Ведущий рубрики Александр Косякин Дорога кХраму ЛИПЕЦКАЯ газета 5 Страница выходит по благословениюархиепископа Липецкого иЕлецкого Никона ХРОНИКА О ГЛАВНОМ I Э а Ж б Ы л л а л я а й Уникальное издание «На века» — так называется книга об истории Древне Успенской церкви в Липецке (бывшей Паройской пусты ни), составленная в 1906 году преподавателем Липецкого духовного училища Иваном Нарциссовым. Третье дополненное издание появилось на свет благо даря соборным, как и полагается в православии, усилиям. Репринтное переиздание осуществило Липецкое краеведче ское общество при поддержке творческого центра «Тради ция», «Союза потомков Липецкого дворянства» и туристи ческого агентства «Магазин путешествий». Текст к печати подготовил Алексей Нарциссов, правнук первого автора, а вступительную главу - наместник Свято-Успенского Липец кого епархиального монастыря игумен Митрофан. Книга вышла в свет по благословению Его Преосвящен ства архиепископа Липецкого и Елецкого Никона. Тираж - 10 000 экземпляров. По инициативе мэрии Сразу три охранных поклонных креста появились на окраинах Задонска, четвертый, со стороны Липецка, будет установлен в ближайшие дни. Инициати ва п р и н а д л е жит городской а д м и н и с т р а ц и и , при ч ем бюджетных де нег не потребо валось, все сде лали на добро вольных нача- л а х сами за- донцы. Лесхоз выделил д р е весину , в а к ционерном об ществе «Бор» сделали обра ботку, на хле бокомбинате, в «Водоканале» помогли с крепежным материалом. Батюшки ближайших приходов освятили кресты, и те перь прохожий человек точно знает, что он приближается к святым местам. Застекленная память «Хлеб наш насущный даждь нам днесь...» Игорь Прокофьев, с. Борки, Задонский район Этим словам Молитвы Господней —века... Много в них смысла. Бог Отец наш дарует нам пропитание не только на сегодня, но и с избытком, с запасом. И вот этот избыток начинает уже быть попираем ногами, он скапливается возле мусор ных баков! Это погано! Надо одуматься, осознать свой грех, остановиться! Есть святые понятия в нашей жи зни . Чем святее вещество (а хлеб - вещ е ство), тем выше оно ставит ся, преподносится, ценится в сознании человеческом . Пример. Иконы не ставят на пол или даже на стул, но подним аю т вы со ко . Так должно! Отношение к хле бу, который мы называем главным богатством, это от ношение к Заповедям Хри ста. С этой точки зрения и нужно смотреть на пробле му. Русский народ начинает жить «передним умом», но он обязан знать свою соб ственную историю хотя бы для того, чтобы избежать ош ибок . Е сть р а с х ож а я фраза - мол, история ничему не учит . Но тогда , может быть, и опыт человека тоже ничему не учит? Но есть Бог - Троица, есть Пресвятая Богородица. И с ними сонм святы х . Есть Божий Про мысел о Мире небесном и Мире земном . Есть Закон Божий . Есть духовные за коны - за коны здравого смысла. И пребывает в мире торжество Высшей справед ливости. А оно, это торжество, вот в этих исторических при мерах : в свое время пали роскошный Рим , Израиль, самодержавие. Но роскошь - это блажь, нелепость, она - от лукавого. А еще это т я ж ел ен н а я нош а для вн у треннего и внешнего челове ка. Это как таскать за спи ной бетонную п ли ту . Не надо стремиться к роскоши, надо стремиться к достатку в доме. Мы говорим: «дом - полная чаша...» Полная, но не переполняемая. С тарики в спом ин али , что во многих местах перед войной черствые засохшие батоны хлеба в ал яли сь в мусорных ящиках. Вовремя не одумались, и этот грех как бы всплыл уже в голод- ные годы. В те времена люди к а я л и с ь в н еу в аж ен ии к хлебу. Та история - и для нас беспечных и благопо лучных! Вот и хочется со страни цы газеты обратиться к лю дям . Б р атья и сестры! Не брезгуйте черствым хлебом, сухарями уже через день по сле покупки. Можно же ре зать хлеб на кусочки и су шить. Сейчас стоит ж ара . С амый вы д ерж ан ны й от плесени «Хлеб круглый» . «Хлеб дачный» более под вержен порче и его нужно резать на кусочки не толще с ан тим е тр а , иначе будет трудно его разломить - су харь из него крепчайший. Я думаю, сейчас можно говорить даже о некотором перепроизводстве хлеба. Но и черствый, и высушенный - тоже питание. Например, на трапезе в Задонском Бо городицком монастыре дают сушеные подпеченные суха рики, и они всем очень нра вятся. Вообще человеку для пропитания, для поддержа ния «огня жизни» требуют ся хлеб, вода, соль. А ведь можно, наверное, организо вать сбор черствого и сухар ного хлеба, а затем в каком- нибудь удобном месте ра з давать нищим , бедствую щим - на то время, пока че ловек не выйдет из своего п л а ч е в н о г о п о л о ж е н и я . Этим могли бы заняться и наши хлебные магазины, и ки о ски , если торгующий народ усмотрит в такой ра боте акт милосердия, благо творительности и дело для души. Этим самым мы будем исполнять заповеди Христо- вы и следить за своим здоро вьем - нравственным и фи зич еским . И - повторять слова молитвы : « . . .Х л еб наш насущный даждь нам д н е сь .» ВОПРОС — ОТВЕТ РАКУРС « У их огня вся православная Русь зажигала свои лам п а дк и » . С этой цитаты начинается экспозиция созданно го в Задонске музея. Ее предваряет иконописный портрет святителя Тихона, к которому века притекала христианская Россия. Само держец российский Петр Первый, государь император Александр II, князья дома Романовых, полководцы, поэты — портретный ряд великих людей, а также исторические инсталляции представлены в этом разделе. А завершают его публикации местных газет о визитах в Задонск Патри арха Алексия II и Патриарха Кирилла. Экспозиция, несомненно, вызовет интерес у гостей Рус ского Иерусалима. Ницца —Липовка: последний приют На студии «Задонская звонница» в проекте «ЖЗЛ: ли пецкая серия» завершен монтаж документального фильма о поэте-земляке Сергее Бехтееве, которого в старой России за преданность государю называли «царским гусляром». В фильме в числе прочих сюжетов представлены съемки в Бразилии, где живет последний племянник поэта, от ко торого зависит решение вопроса о перезахоронении останков Бехтеева из Ниццы во Франции на родину - в Липовку. Трогает репортаж из Русского старческого дома, где дети первых эмигрантов вспоминают о России, в которой так ни разу и не побывали. Документальная лента выходит в преддверии важного культурного события - возвращения Сергея Бехтеева в Россию. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил акт перезахоронения останков люби мого поэта последнего русского царя. ПОРАЗМЫСЛИМ I Через тернии и труды «Сжотришь ии т о , с кякиж т р у д ож подиижя- ю т с я из руин цепком, и зи д я еш ь ся еоиросож .* рязее Господь не жоз бы. ускорить э т о т процесс, зедь Он осе ж ож ет? '» Юрия Мжосоз, з. Дямкоз Нашему читателю от вечает настоятель храма Митрофана и Автонома в задонском селе Кашары отец Феофил: — В о с с т ан о вл ен и е хр ам а - очень важное дело для верующих, по тому что ему сопутствует восстановление духов ности в тех людях, кото рые приходят на помощь ц е р к в и . К он ечно , Го сподь мог бы сразу подать средства и возможности д л я в о з р о ж д е н и я , но смысл не в том , чтобы быстро вернуть к жизни храм Божий , а, напро тив, провести человека через тернии и труды . Потому что главное -что бы люди шли ко спасе нию. Это очень важно для Господа. Нужно чтобы спаслось как можно боль ше людей в нашем сует ном мире. ... И торжество молитвы Сразу за городским по гостом - вновь выстроен ная, красного кирпича, ко локоленка. Звон в вышине зовет на службу, напоминая людям о тщете земной — особенно, когда они хоронят здесь, на кладбище, своих близких. И это очень трога тельное, правильное и нуж ное со с ед с т в о , ко то ры м всегда дорожили местные - и до закрытия обители в тридцатом году, и п о с л е . Богородице-Ти хо новс- кий ж ен ск и й монастырь после возобновления ино ческой жизни (2002 г.) рас цвел буквально на глазах: отстроился, открыл купель на святом источнике, воз вратил в храмы старые ико ны, сбереженные прихожа нами. А ведь еще, казалось, недавно , в 2006 -м , здесь был совершен первый по стриг - весьм а значимое событие в м онасты рской жизни . Теперь же службы проходят в величественном Вознесенском соборе, а пе ред к р а с а в и ц ам и е л ям и поднялась ажурная камен ная ограда. Ж енским монастырям на Руси всегда помогали преж де всего . Т ак было угодно Господу, и потому люди спеш или . Спешили д ел а т ь добро . П ом о гали м онасты рям , а выходило — что с е б е . Но и иноческая ж и зн ь не зн ает обычной мирской передышки, празд ность вообще - не монаше ская тема. И потому после службы у каждой сестры - свое по слуш ани е , ведь в монастыре большое хозяй ство. Работа здесь всегда сопровождается молитвой — тихой и радостной. И на монастырском огороде, и на скотном дворе, и на птични ке — торж ество молитвы Божией. И - у старенького фортепиано, когда матушки разучивают псалмы. — Все надо делать с мо литвой, тогда все и получит ся, — поучает настоятель ница матушка Арсения. Фото и текст Олега Куприенко Война и добродетель НАШ ГОСТЬ I О к г й я а я м з й ц м я л Ж ЯМ Ж Ы Л м м с ш м я я ы л У Бога все живы Алексей Александров «Есть ли место христиан ской добродетели на войне, когда ты вынужден приме нять оружие и даже уби вать?». Такой неожидан ный вопрос задал нам читатель Сергей Жуликов из Усмани. Ярким ответом на него может служить пример из жизни нашего прославленного земляка генерала от инфантерии Муравьева-Карского. Знаменитый полководец слыл в войсках человеком волевым , решительным и скупым на награды . Про тивник же и вовсе считал его жестокосердным и безж а лостным. Между тем факты говорят о другом. В осажденном Карсе сре ди голодающих были ж ен щины и дети. Генерал рас порядился кормить их сол датским обедом и снабжать однодневным хлебным пай ком. Они выходили из кре пости и беспрепятственно возвращались назад - рус ские не пытались этим вос пользоваться - таково было слово генерала. В зяв счи тавш ий ся не приступным Карс, Муравьев первым делом посетил ту рецкий госпиталь, где уви дел страшную картину — раненые лежали среди мерт вых. Он велел собрать мед жлис, где выступил с гнев ной речью, а потом сорвал одежды со старшего, надел на него рваный халат и уло жил рядом с ранеными. В первые же часы победы турецких солдат вывели из крепости. В страхе они ожи- дали расправы. Вместо это го пленных отвели к мосту, где для них был приготов лен обед. Было в архиве Муравье ва и письмо, пришедшее из Англии от госпожи Томп сон. Ее сын был в числе плененных офицеров крепо сти . У себя на родине он рассказал о великодушном, благородном отношении к себе и товарищам Муравье ва. Лично поблагодарить генерала молодой англича нин не успел - скороп о стижно с кон ч ал ся , но за него это сделала мать: «Мне хотелось бы просить велико душного победителя Карса не отказать принять в знак печальной памяти об одном молодом офицере перстень, на котором он найдет слово «Карс», написанное персид скими буквами. Если бы я смела обратиться к Вам с просьбой, милостивый госу дарь, я просила бы Вас при слать мне Вашу точную фо тографию. Английский на род сумел оценить ваше до стойное отношение и желает узнать ваш облик. Худож ники хотят создать истори ческую картину, но не име ют образа благородного про тивника». Муравьев принял перстень с благодарностью и послал свою фотографию, приписав: «Только для Вас, мадам, и прошу избавить меня от всякой гласности .» Известно, что перед по ездкой на К авказ к месту службы Николай Николае вич М уравьев побывал у з а т в о р н и к а И л л а р и о н а Троекуровского и долго бе седовал со старцем. Вместе с благословением генерал получил наставления пре подобного и вышел из кельи растроганный. Александр Косякин Тысячу лет не видел самоката. А батюшку на самокате еще больше! И вот —довелось: он пролетел мимо, с развевающейся бородой и что-то напевая. Само кат подвернулся после службы в местном храме —почему бы не вспомнить молодость? Мы встретились с отцом Арте мием в Липовке, куда он приехал по приглашению Светланы Копыловой, известной певицы. Говорили о проблемах, волную щих многих, но которые канони ческого разрешения не всегда находят. — Все чаще в среде верующих возникают споры о людях сколь великих, столь и грешных. Захо дит даже речь об их канонизации. Называют имена Иоанна Грозно го, Распутина, Иосифа Сталина. Еще раньше это была царская се мья. Как относиться к этому, про стите, плюрализму? Что должны объяснять людям священники? — Иногда и для священника молчание бывает нелишним. По тому что иные вопросы настолько будоражат сознание людей, что в лоне Церкви, где должны царить мир и покой души, кипят страсти, скрещиваются копья, и пользы от этого не выходит. Пастыри при этом должны быть рассудительными. Я помолчу о канонизации, этот вопрос никогда не был плодом че ловеческой активности, это уста новление Божие . Но нет ничего тайного, что бы не сделалось яв ным. Как всякое зло все равно явит свой мрачный лик хоть через сто лет, так и подлинное добро своими лучами пробьет пелену клеветы и неверия. Об этом говорит пример царской семьи. Ее трагическая история стала жертвой целой ин дустрии клеветы . Но сам народ «поднял на руках память» о по- НАША СПРАВКА Протоиерей Артемий (Влади миров) - настоятель храма Всех святых в Москве. Является членом Союза Российских писателей. Преподает в Свято-Тихоновском богословском университете. Он почетный профессор факультета православной культуры. Часто вы ступает по телевидению. следнем государе, и вот уже нимб сияет над его головой. Мне к аж е т с я , долж но быть обидно русскому человеку руко водствоваться схемами, которые он почерпнул из устаревшего Пи куля или из советского учебника истории . Но даж е свящ енники пользуются такими шаблонами, бродячими сюжетами. А ведь об исторических личностях нельзя говорить небрежно, походя, ведь у Бога все живы . История - вещь таинственная и д ели катная . Но если вспомнить, какой образ лепи ли из ц аря И вана В асильевича школьные программы, то волосы дыбом встанут: сатрап, какие-то пьяные опричники, казни, убий с т в а . Но разве не при этом царе Р у сь у к р е п и л а с ь соверш енно , были одержаны великие победы, в том числе уже престарелым Ива ном Васильевичем над хорошо обу ченным , втрое превосходящим русских войском татар. Но нет об этом ничего в учебниках, замолче- на победа, да и сами ученые не спешат закрепить историческую данность. Современник не должен ходить на поводу у схем, он просто обязан потихонечку докапываться до сути, чтобы прийти к понима нию того, что ткань истории слож на, тонка и может рваться . И в человеке часто перемешано добро и зло, есть души прекрасные по рывы и мерзость запустения. Мой пафос и мой ответ в том, чтобы не спешить с собственными оценками и не прилипать сходу к толмачам от Истории, которых, вы правы, развелось немало. Часто правда не имеет ничего общего с лубком и газетными передовицами. — В таком случае «канониза ция» , скаж ем , Сталина каким боком может прислониться к Исто рии как таковой? Слово «канони зация» употребляю в кавычках, так как инициатива исходит и с ключительно от питерских ком мунистов. — Инициатива как минимум растет не из того к о р н я . У меня нет никаких симпатий к вождю народов, которого Сергей Михал ков вывел в образе Тараканища в своем известном произведении. И в моем роду было немало семей, пострадавших от жестокой руки, что выжала , как сок из лимона, лучшие годы в судьбах близких мне людей. Но это - моя личная боль. Однако я осознаю, что нужно уметь читать Историю. Мы знаем, что советская держава была побе дительницей в Отечественной вой не, после чего укрепила и дальше распространила свои рубежи, и мы все долго питались плодами той победы. Были в самом деле мирное небо над головой и высокая планка социальных стандартов. Мы чув ствовали тогда себя комфортнее, чем сегодня. Во всем бывают плю сы и минусы. Внутренний террор, чистки, атмосфера страха, совет ские стройки - это одна правда. Единство народа , его ж ер тв ен ность, предпочтение общественно го личному - другая. Как священ ник я знаю, что родители разучи лись воспитывать своих детей, а беседуя с бабушками-дедушками, узнаю , что они никогда не кон фликтовали со своими родителя ми. И еще надо бы помнить, что и мы в свое время войдем (как и кем —другой вопрос) в Историю и о нас будут судить потомки. — И все-таки, как быть с тем, что мир вмешивается, и весьма активно, в дела Церкви? Жанна Бичевская на своих концертах проповедует, «учит» архиереев , настаивает на канонизации одно го, другого. Толстовцы требуют пересмотра акта отлучения графа от Церкви. В каждом храме про даются буклеты о «святом» воине Евгении Родионове. Написан ака фист Игорю Талькову. И так далее, и тому подобн ое . — Мне каж ется , что во всех перечисленных вами случаях на лицо проявление воли людской и одновременно расцерковленного созн ани я . Сегодня наш а Мать- Церковь находится в эпицентре мировых , духовных и общест венно-политических процессов. Ясно, что Россию не расчленить пока Русь жива и пребывает в лоне Матери-Церкви. Но мы видим, как к этой Матери приступают, поль зуясь известным образом, моськи и начинают тявкать — навязывать свою волю с прокламациями, уль тиматумами, манифестами. Та же Ж а н н а Б и ч е в с к а я , которую я очень уважаю за вклад в отече ственную к у л ь т у р у , на наш их глазах превратилась во «владычи цу морскую». Вместо того чтобы утешать пенсионеров казачьими песнями, она забралась на вселен скую кафедру радиостанций и, образно говоря, требует от архие реев, чтобы «они были у нее на посылках». Прославление святых не столь ко акт человеческой воли, сколько Божие откровение. И если сегодня кто-то печатает лубочное изобра жение Сталина как икону и шлет в Патриархию, то налицо вяло те кущ ая шизофрения на религиоз ной почве. На таких не обижаются, разговаривают с ними ласково, но твердо — как с пациентами спе циализированной клиники. З а всем этим я вижу глубоко расцерковленное сознание. Цер ковь пытаются вовлечь в какие-то земные перепетии и склоки. Но - благодарение Богу — разумных людей все же больше, чем тех, кто заражен страстной, а иногда и ам бициозной политической волей. Как приходской священник я знаю, что нет ни одного храма в России, где бы в поминальных за писках не встречалось бы имя во ина Евгения Р одионова . А я бы еще добавил двух героев — тех, кто вошел в осажденный боевика ми зал «Норд-Оста». Но Россия до сих пор не увидела героев в девуш ке, медсестре, которая пришла, чтобы увести с собой хотя бы двух детей, и в юноше - военном юри сте, растерзанном нелюдями. Хо тим ли мы знать своих героев? Но у Бога они сияют как самоцветы. И тот, кто действительно воцер- ковлен, будет носить их имена в своем сердце, а не станет с плака тами требовать канонизации.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz