Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

ПЯТНИЦА , 12 АВГУСТА 2011 № 155 (24033) Ведущий рубрики Александр Косякин Дорога кХраму ЛИПЕЦКАЯ газета 5 Страница выходит по благословениюархиепископа Липецкого иЕлецкого Никона ХРОНИКА О ГЛАВНОМ I Э а Ж б Ы л л а л я а й Уникальное издание «На века» — так называется книга об истории Древне­ Успенской церкви в Липецке (бывшей Паройской пусты­ ни), составленная в 1906 году преподавателем Липецкого духовного училища Иваном Нарциссовым. Третье дополненное издание появилось на свет благо­ даря соборным, как и полагается в православии, усилиям. Репринтное переиздание осуществило Липецкое краеведче­ ское общество при поддержке творческого центра «Тради­ ция», «Союза потомков Липецкого дворянства» и туристи­ ческого агентства «Магазин путешествий». Текст к печати подготовил Алексей Нарциссов, правнук первого автора, а вступительную главу - наместник Свято-Успенского Липец­ кого епархиального монастыря игумен Митрофан. Книга вышла в свет по благословению Его Преосвящен­ ства архиепископа Липецкого и Елецкого Никона. Тираж - 10 000 экземпляров. По инициативе мэрии Сразу три охранных поклонных креста появились на окраинах Задонска, четвертый, со стороны Липецка, будет установлен в ближайшие дни. Инициати ­ ва п р и н а д л е ­ жит городской а д м и н и с т р а ­ ц и и , при ч ем бюджетных де­ нег не потребо­ валось, все сде­ лали на добро­ вольных нача- л а х сами за- донцы. Лесхоз выделил д р е ­ весину , в а к ­ ционерном об­ ществе «Бор» сделали обра­ ботку, на хле­ бокомбинате, в «Водоканале» помогли с крепежным материалом. Батюшки ближайших приходов освятили кресты, и те­ перь прохожий человек точно знает, что он приближается к святым местам. Застекленная память «Хлеб наш насущный даждь нам днесь...» Игорь Прокофьев, с. Борки, Задонский район Этим словам Молитвы Господней —века... Много в них смысла. Бог Отец наш дарует нам пропитание не только на сегодня, но и с избытком, с запасом. И вот этот избыток начинает уже быть попираем ногами, он скапливается возле мусор­ ных баков! Это погано! Надо одуматься, осознать свой грех, остановиться! Есть святые понятия в нашей жи зни . Чем святее вещество (а хлеб - вещ е ­ ство), тем выше оно ставит­ ся, преподносится, ценится в сознании человеческом . Пример. Иконы не ставят на пол или даже на стул, но подним аю т вы со ко . Так должно! Отношение к хле ­ бу, который мы называем главным богатством, это от­ ношение к Заповедям Хри­ ста. С этой точки зрения и нужно смотреть на пробле­ му. Русский народ начинает жить «передним умом», но он обязан знать свою соб­ ственную историю хотя бы для того, чтобы избежать ош ибок . Е сть р а с х ож а я фраза - мол, история ничему не учит . Но тогда , может быть, и опыт человека тоже ничему не учит? Но есть Бог - Троица, есть Пресвятая Богородица. И с ними сонм святы х . Есть Божий Про­ мысел о Мире небесном и Мире земном . Есть Закон Божий . Есть духовные за ­ коны - за коны здравого смысла. И пребывает в мире торжество Высшей справед­ ливости. А оно, это торжество, вот в этих исторических при ­ мерах : в свое время пали роскошный Рим , Израиль, самодержавие. Но роскошь - это блажь, нелепость, она - от лукавого. А еще это т я ­ ж ел ен н а я нош а для вн у ­ треннего и внешнего челове­ ка. Это как таскать за спи­ ной бетонную п ли ту . Не надо стремиться к роскоши, надо стремиться к достатку в доме. Мы говорим: «дом - полная чаша...» Полная, но не переполняемая. С тарики в спом ин али , что во многих местах перед войной черствые засохшие батоны хлеба в ал яли сь в мусорных ящиках. Вовремя не одумались, и этот грех как бы всплыл уже в голод- ные годы. В те времена люди к а я л и с ь в н еу в аж ен ии к хлебу. Та история - и для нас беспечных и благопо­ лучных! Вот и хочется со страни­ цы газеты обратиться к лю­ дям . Б р атья и сестры! Не брезгуйте черствым хлебом, сухарями уже через день по­ сле покупки. Можно же ре­ зать хлеб на кусочки и су­ шить. Сейчас стоит ж ара . С амый вы д ерж ан ны й от плесени «Хлеб круглый» . «Хлеб дачный» более под­ вержен порче и его нужно резать на кусочки не толще с ан тим е тр а , иначе будет трудно его разломить - су­ харь из него крепчайший. Я думаю, сейчас можно говорить даже о некотором перепроизводстве хлеба. Но и черствый, и высушенный - тоже питание. Например, на трапезе в Задонском Бо­ городицком монастыре дают сушеные подпеченные суха­ рики, и они всем очень нра­ вятся. Вообще человеку для пропитания, для поддержа­ ния «огня жизни» требуют­ ся хлеб, вода, соль. А ведь можно, наверное, организо­ вать сбор черствого и сухар­ ного хлеба, а затем в каком- нибудь удобном месте ра з ­ давать нищим , бедствую­ щим - на то время, пока че­ ловек не выйдет из своего п л а ч е в н о г о п о л о ж е н и я . Этим могли бы заняться и наши хлебные магазины, и ки о ски , если торгующий народ усмотрит в такой ра­ боте акт милосердия, благо­ творительности и дело для души. Этим самым мы будем исполнять заповеди Христо- вы и следить за своим здоро­ вьем - нравственным и фи­ зич еским . И - повторять слова молитвы : « . . .Х л еб наш насущный даждь нам д н е сь .» ВОПРОС — ОТВЕТ РАКУРС « У их огня вся православная Русь зажигала свои лам­ п а дк и » . С этой цитаты начинается экспозиция созданно­ го в Задонске музея. Ее предваряет иконописный портрет святителя Тихона, к которому века притекала христианская Россия. Само­ держец российский Петр Первый, государь император Александр II, князья дома Романовых, полководцы, поэты — портретный ряд великих людей, а также исторические инсталляции представлены в этом разделе. А завершают его публикации местных газет о визитах в Задонск Патри­ арха Алексия II и Патриарха Кирилла. Экспозиция, несомненно, вызовет интерес у гостей Рус­ ского Иерусалима. Ницца —Липовка: последний приют На студии «Задонская звонница» в проекте «ЖЗЛ: ли­ пецкая серия» завершен монтаж документального фильма о поэте-земляке Сергее Бехтееве, которого в старой России за преданность государю называли «царским гусляром». В фильме в числе прочих сюжетов представлены съемки в Бразилии, где живет последний племянник поэта, от ко­ торого зависит решение вопроса о перезахоронении останков Бехтеева из Ниццы во Франции на родину - в Липовку. Трогает репортаж из Русского старческого дома, где дети первых эмигрантов вспоминают о России, в которой так ни разу и не побывали. Документальная лента выходит в преддверии важного культурного события - возвращения Сергея Бехтеева в Россию. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил акт перезахоронения останков люби­ мого поэта последнего русского царя. ПОРАЗМЫСЛИМ I Через тернии и труды «Сжотришь ии т о , с кякиж т р у д ож подиижя- ю т с я из руин цепком, и зи д я еш ь ся еоиросож .* рязее Господь не жоз бы. ускорить э т о т процесс, зедь Он осе ж ож ет? '» Юрия Мжосоз, з. Дямкоз Нашему читателю от­ вечает настоятель храма Митрофана и Автонома в задонском селе Кашары отец Феофил: — В о с с т ан о вл ен и е хр ам а - очень важное дело для верующих, по­ тому что ему сопутствует восстановление духов ­ ности в тех людях, кото­ рые приходят на помощь ц е р к в и . К он ечно , Го ­ сподь мог бы сразу подать средства и возможности д л я в о з р о ж д е н и я , но смысл не в том , чтобы быстро вернуть к жизни храм Божий , а, напро­ тив, провести человека через тернии и труды . Потому что главное -что ­ бы люди шли ко спасе­ нию. Это очень важно для Господа. Нужно чтобы спаслось как можно боль­ ше людей в нашем сует­ ном мире. ... И торжество молитвы Сразу за городским по­ гостом - вновь выстроен ­ ная, красного кирпича, ко­ локоленка. Звон в вышине зовет на службу, напоминая людям о тщете земной — особенно, когда они хоронят здесь, на кладбище, своих близких. И это очень трога­ тельное, правильное и нуж ­ ное со с ед с т в о , ко то ры м всегда дорожили местные - и до закрытия обители в тридцатом году, и п о с л е . Богородице-Ти хо новс- кий ж ен ск и й монастырь после возобновления ино­ ческой жизни (2002 г.) рас­ цвел буквально на глазах: отстроился, открыл купель на святом источнике, воз­ вратил в храмы старые ико­ ны, сбереженные прихожа­ нами. А ведь еще, казалось, недавно , в 2006 -м , здесь был совершен первый по­ стриг - весьм а значимое событие в м онасты рской жизни . Теперь же службы проходят в величественном Вознесенском соборе, а пе­ ред к р а с а в и ц ам и е л ям и поднялась ажурная камен­ ная ограда. Ж енским монастырям на Руси всегда помогали преж де всего . Т ак было угодно Господу, и потому люди спеш или . Спешили д ел а т ь добро . П ом о гали м онасты рям , а выходило — что с е б е . Но и иноческая ж и зн ь не зн ает обычной мирской передышки, празд­ ность вообще - не монаше­ ская тема. И потому после службы у каждой сестры - свое по слуш ани е , ведь в монастыре большое хозяй ­ ство. Работа здесь всегда сопровождается молитвой — тихой и радостной. И на монастырском огороде, и на скотном дворе, и на птични­ ке — торж ество молитвы Божией. И - у старенького фортепиано, когда матушки разучивают псалмы. — Все надо делать с мо­ литвой, тогда все и получит­ ся, — поучает настоятель­ ница матушка Арсения. Фото и текст Олега Куприенко Война и добродетель НАШ ГОСТЬ I О к г й я а я м з й ц м я л Ж ЯМ Ж Ы Л м м с ш м я я ы л У Бога все живы Алексей Александров «Есть ли место христиан­ ской добродетели на войне, когда ты вынужден приме­ нять оружие и даже уби­ вать?». Такой неожидан­ ный вопрос задал нам читатель Сергей Жуликов из Усмани. Ярким ответом на него может служить пример из жизни нашего прославленного земляка генерала от инфантерии Муравьева-Карского. Знаменитый полководец слыл в войсках человеком волевым , решительным и скупым на награды . Про­ тивник же и вовсе считал его жестокосердным и безж а ­ лостным. Между тем факты говорят о другом. В осажденном Карсе сре­ ди голодающих были ж ен ­ щины и дети. Генерал рас­ порядился кормить их сол­ датским обедом и снабжать однодневным хлебным пай­ ком. Они выходили из кре­ пости и беспрепятственно возвращались назад - рус­ ские не пытались этим вос­ пользоваться - таково было слово генерала. В зяв счи тавш ий ся не­ приступным Карс, Муравьев первым делом посетил ту­ рецкий госпиталь, где уви­ дел страшную картину — раненые лежали среди мерт­ вых. Он велел собрать мед­ жлис, где выступил с гнев­ ной речью, а потом сорвал одежды со старшего, надел на него рваный халат и уло­ жил рядом с ранеными. В первые же часы победы турецких солдат вывели из крепости. В страхе они ожи- дали расправы. Вместо это­ го пленных отвели к мосту, где для них был приготов­ лен обед. Было в архиве Муравье­ ва и письмо, пришедшее из Англии от госпожи Томп­ сон. Ее сын был в числе плененных офицеров крепо­ сти . У себя на родине он рассказал о великодушном, благородном отношении к себе и товарищам Муравье­ ва. Лично поблагодарить генерала молодой англича­ нин не успел - скороп о ­ стижно с кон ч ал ся , но за него это сделала мать: «Мне хотелось бы просить велико­ душного победителя Карса не отказать принять в знак печальной памяти об одном молодом офицере перстень, на котором он найдет слово «Карс», написанное персид­ скими буквами. Если бы я смела обратиться к Вам с просьбой, милостивый госу­ дарь, я просила бы Вас при­ слать мне Вашу точную фо­ тографию. Английский на­ род сумел оценить ваше до­ стойное отношение и желает узнать ваш облик. Худож­ ники хотят создать истори­ ческую картину, но не име­ ют образа благородного про­ тивника». Муравьев принял перстень с благодарностью и послал свою фотографию, приписав: «Только для Вас, мадам, и прошу избавить меня от всякой гласности .» Известно, что перед по­ ездкой на К авказ к месту службы Николай Николае­ вич М уравьев побывал у з а т в о р н и к а И л л а р и о н а Троекуровского и долго бе­ седовал со старцем. Вместе с благословением генерал получил наставления пре­ подобного и вышел из кельи растроганный. Александр Косякин Тысячу лет не видел самоката. А батюшку на самокате еще больше! И вот —довелось: он пролетел мимо, с развевающейся бородой и что-то напевая. Само­ кат подвернулся после службы в местном храме —почему бы не вспомнить молодость? Мы встретились с отцом Арте­ мием в Липовке, куда он приехал по приглашению Светланы Копыловой, известной певицы. Говорили о проблемах, волную­ щих многих, но которые канони­ ческого разрешения не всегда находят. — Все чаще в среде верующих возникают споры о людях сколь великих, столь и грешных. Захо ­ дит даже речь об их канонизации. Называют имена Иоанна Грозно­ го, Распутина, Иосифа Сталина. Еще раньше это была царская се­ мья. Как относиться к этому, про­ стите, плюрализму? Что должны объяснять людям священники? — Иногда и для священника молчание бывает нелишним. По­ тому что иные вопросы настолько будоражат сознание людей, что в лоне Церкви, где должны царить мир и покой души, кипят страсти, скрещиваются копья, и пользы от этого не выходит. Пастыри при этом должны быть рассудительными. Я помолчу о канонизации, этот вопрос никогда не был плодом че­ ловеческой активности, это уста­ новление Божие . Но нет ничего тайного, что бы не сделалось яв ­ ным. Как всякое зло все равно явит свой мрачный лик хоть через сто лет, так и подлинное добро своими лучами пробьет пелену клеветы и неверия. Об этом говорит пример царской семьи. Ее трагическая история стала жертвой целой ин­ дустрии клеветы . Но сам народ «поднял на руках память» о по- НАША СПРАВКА Протоиерей Артемий (Влади­ миров) - настоятель храма Всех святых в Москве. Является членом Союза Российских писателей. Преподает в Свято-Тихоновском богословском университете. Он почетный профессор факультета православной культуры. Часто вы­ ступает по телевидению. следнем государе, и вот уже нимб сияет над его головой. Мне к аж е т с я , долж но быть обидно русскому человеку руко­ водствоваться схемами, которые он почерпнул из устаревшего Пи­ куля или из советского учебника истории . Но даж е свящ енники пользуются такими шаблонами, бродячими сюжетами. А ведь об исторических личностях нельзя говорить небрежно, походя, ведь у Бога все живы . История - вещь таинственная и д ели катная . Но если вспомнить, какой образ лепи­ ли из ц аря И вана В асильевича школьные программы, то волосы дыбом встанут: сатрап, какие-то пьяные опричники, казни, убий­ с т в а . Но разве не при этом царе Р у сь у к р е п и л а с ь соверш енно , были одержаны великие победы, в том числе уже престарелым Ива­ ном Васильевичем над хорошо обу­ ченным , втрое превосходящим русских войском татар. Но нет об этом ничего в учебниках, замолче- на победа, да и сами ученые не спешат закрепить историческую данность. Современник не должен ходить на поводу у схем, он просто обязан потихонечку докапываться до сути, чтобы прийти к понима­ нию того, что ткань истории слож­ на, тонка и может рваться . И в человеке часто перемешано добро и зло, есть души прекрасные по­ рывы и мерзость запустения. Мой пафос и мой ответ в том, чтобы не спешить с собственными оценками и не прилипать сходу к толмачам от Истории, которых, вы правы, развелось немало. Часто правда не имеет ничего общего с лубком и газетными передовицами. — В таком случае «канониза­ ция» , скаж ем , Сталина каким боком может прислониться к Исто­ рии как таковой? Слово «канони­ зация» употребляю в кавычках, так как инициатива исходит и с­ ключительно от питерских ком­ мунистов. — Инициатива как минимум растет не из того к о р н я . У меня нет никаких симпатий к вождю народов, которого Сергей Михал­ ков вывел в образе Тараканища в своем известном произведении. И в моем роду было немало семей, пострадавших от жестокой руки, что выжала , как сок из лимона, лучшие годы в судьбах близких мне людей. Но это - моя личная боль. Однако я осознаю, что нужно уметь читать Историю. Мы знаем, что советская держава была побе­ дительницей в Отечественной вой­ не, после чего укрепила и дальше распространила свои рубежи, и мы все долго питались плодами той победы. Были в самом деле мирное небо над головой и высокая планка социальных стандартов. Мы чув­ ствовали тогда себя комфортнее, чем сегодня. Во всем бывают плю­ сы и минусы. Внутренний террор, чистки, атмосфера страха, совет­ ские стройки - это одна правда. Единство народа , его ж ер тв ен ­ ность, предпочтение общественно­ го личному - другая. Как священ­ ник я знаю, что родители разучи­ лись воспитывать своих детей, а беседуя с бабушками-дедушками, узнаю , что они никогда не кон ­ фликтовали со своими родителя­ ми. И еще надо бы помнить, что и мы в свое время войдем (как и кем —другой вопрос) в Историю и о нас будут судить потомки. — И все-таки, как быть с тем, что мир вмешивается, и весьма активно, в дела Церкви? Жанна Бичевская на своих концертах проповедует, «учит» архиереев , настаивает на канонизации одно­ го, другого. Толстовцы требуют пересмотра акта отлучения графа от Церкви. В каждом храме про­ даются буклеты о «святом» воине Евгении Родионове. Написан ака­ фист Игорю Талькову. И так далее, и тому подобн ое . — Мне каж ется , что во всех перечисленных вами случаях на­ лицо проявление воли людской и одновременно расцерковленного созн ани я . Сегодня наш а Мать- Церковь находится в эпицентре мировых , духовных и общест­ венно-политических процессов. Ясно, что Россию не расчленить пока Русь жива и пребывает в лоне Матери-Церкви. Но мы видим, как к этой Матери приступают, поль­ зуясь известным образом, моськи и начинают тявкать — навязывать свою волю с прокламациями, уль­ тиматумами, манифестами. Та же Ж а н н а Б и ч е в с к а я , которую я очень уважаю за вклад в отече­ ственную к у л ь т у р у , на наш их глазах превратилась во «владычи­ цу морскую». Вместо того чтобы утешать пенсионеров казачьими песнями, она забралась на вселен­ скую кафедру радиостанций и, образно говоря, требует от архие­ реев, чтобы «они были у нее на посылках». Прославление святых не столь­ ко акт человеческой воли, сколько Божие откровение. И если сегодня кто-то печатает лубочное изобра­ жение Сталина как икону и шлет в Патриархию, то налицо вяло те­ кущ ая шизофрения на религиоз­ ной почве. На таких не обижаются, разговаривают с ними ласково, но твердо — как с пациентами спе­ циализированной клиники. З а всем этим я вижу глубоко расцерковленное сознание. Цер­ ковь пытаются вовлечь в какие-то земные перепетии и склоки. Но - благодарение Богу — разумных людей все же больше, чем тех, кто заражен страстной, а иногда и ам­ бициозной политической волей. Как приходской священник я знаю, что нет ни одного храма в России, где бы в поминальных за­ писках не встречалось бы имя во­ ина Евгения Р одионова . А я бы еще добавил двух героев — тех, кто вошел в осажденный боевика­ ми зал «Норд-Оста». Но Россия до сих пор не увидела героев в девуш­ ке, медсестре, которая пришла, чтобы увести с собой хотя бы двух детей, и в юноше - военном юри­ сте, растерзанном нелюдями. Хо­ тим ли мы знать своих героев? Но у Бога они сияют как самоцветы. И тот, кто действительно воцер- ковлен, будет носить их имена в своем сердце, а не станет с плака­ тами требовать канонизации.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz