Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА I№ 151 / 24029/6 АВГУСТА 2011 3 ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ I 2Л Й ЗЙЖ М М Я О С т р й Я ^ б «Русские умеют хорошо улыбаться» Валерия около «сказочного» домика. Валерия и Лиза на сапоговаляльной фабрике. Алёна Алексеева Журналистка из Испании, итальянка по националь ности, Валерия Сакконе и переводчица Елизавета Никитина, которая много лет живет за границей, путешествуют по России модным сегодня способом — каучсёрфин- гом, участники которого предоставляют друг другу жилье по всему миру. Приехав недавно в Елец, Валерия и Елизавета остановились у моего хорошего знакомого Сергея Нехлюдова. Понятно, мне было интересно поговорить с ними, узнать цель их приезда в наш город. Оказалось, что они работа ют над книгой о России. —Мы пишем книгу «Пу тешествие к сердцу России», чтобы познакомить читате лей с европейской ее частью после распада СССР — от Мурманска до Сочи, — гово рит Валерия. — Хотим как бы соединить два взгляда. С одной стороны — Лиза. Она давно уже за рубежом, но выросла и провела дет ство в Ельце, а юность — в Петербурге. С другой сто роны — я , иностранка, ко торая пы тается разгадать русский характер. Обидно, что о России на Западе часто рассуждают люди, которые даже не знают русского. Они смотрят на всё из окон сто личных гостиниц. Поэтому мы и отправились в глубь страны. — На какую аудиторию вы рассчитываете? — Конечно, книга вряд ли заинтересует самих рус ских — слишком очевидные вещи мы будем в ней опи сывать . Но для иностран цев она может быть любо пытна . В Европе обожают ч и т ат ь про п у теш естви я . Свою часть я хочу сделать по-журналистски : цифры , факты , события, люди. А у Лизы будут воспоминания, перед нею, скорее, стоит ху дожественная задача. — С каким-то конкрет ным издательством у вас уже есть договоренность? — Н е с к о л ь к о и з д а т е л ь с т в ж д у т , к о г д а мы п риш л ем п ервы е гл а вы . Конечно, для меня это боль шой риск. Но я параллельно пишу для различных ж ур налов , каж ды й день веду свой блог. Самое интересное берегу для книги. — Итак, вы в Ельце. Что вы надеетесь увидеть, по нять, уяснить для себя? — Я так хотела увидеть настоящую Россию! Потому что она не в Петербурге, не в Москве, а именно в таких небольших городах. Первое впечатление — маленькие деревянные домики , как в сказке. Такие я рисовала в детстве — треугольная кры ша и квадрат. Я не видела таких в Европе... Сейчас все много путешествуют. Евро пейские города стали театра ми для туристов. Елец — не театр. Здесь можно увидеть, как действительно жи вут люди. И еще: здесь с тобой говорят не для того, чтобы заставить что-то купить. — Лиза, каким тебе ка ж ет ся сегодня город д е т ства? Сильно изменился? — Конечно! Я росл а в 90-е годы, когда родители из Санкт-Петербурга отправля ли меня в Елец, потому что в Петербурге жилось труд но, голодно. Елец поначалу даже испугал. Такое впечат ление было, что в каждом дворе пили с утра до ночи. А сегодня мы вообще не за метили ни одного пьяного. Город стал гораздо красивее, ухоженнее, везде ц в е ты . И много детей на улицах. Это хороший признак. — Ты все еще ощущаешь себя русской? — Д а . Я ру с ск ая ! П е тербург — мой родной го род, Елец — город детства. Только в России я чувствую себя дом а . Я у е х а л а , по тому что с детства мечтала путешествовать. У бабушки в Ельце изучила весь атлас Липецкой области, но нигде так и не была. Я закончила институт в Петербурге, ста ла лингвистом. Как только подвернулась возможность — уехала. Ж и л а в разных стран ах , последнее время в Швейцарии, потом в Ар гентине. — Лиза, как ты думаешь, в Европе люди более счаст ливы? — Они — более беззабот ные. Могут часами обсуж дать вкус вина, тусоваться, веселиться. — А тебе комфортно за границей? — Всем русским сложно адаптироваться за рубежом. Все, кого я знаю, через пять — десять лет вернулись в Россию. Но быть молодым в Европе - это совсем иное, чем в России . Там можно чувствовать себя молодым бесконечно долго. Никто не стремится выйти замуж и ро дить детей. Люди привыкли жить для самих себя, брать от жизни все. Но когда ты взрослеешь, то понимаешь: отдавать гораздо интереснее, чем брать. Вот ты берешь от жизни , берешь. И неожи данно оказываешься на ан тидепрессантах. Вся Европа сидит на антидепрессантах. — Валерия, а, по-твоему, чем отличаются русские от западных европейцев? — Они очень серьезные. Очень много думают о смыс ле жизни. В Испании легкие люди, они не смотрят глу боко. А Россия во многом до сих пор патриархальная страна, здесь еще есть раз деление м уж ских и ж е н ски х обязанностей . И все женщины очень хотят выйти замуж. Мне кажется, такие неудобные каблуки они но сят только для того, чтобы выйти зам уж . Нет? Тогда зачем? Мне не нужны каблу ки, чтобы чувствовать себя самодостаточной. Вообще-то сейчас глобализация объеди няет и в чем-то обезличивает м ир . Р о с си я тож е мож ет потерять свое лицо . Вот в Бразилии, например, очень сильная культура, даже му зыку они слушают в основ ном свою . А Р о с си я под вержена влияниям других культур. Мне понравилась сапоговаляльная фабрика в Ельце. Там люди как будто бы просто выживают, но они сохраняют традиции, дела ют прекрасные валенки. Это смело. Это красиво. — Ты много фотографи руешь. Это тоже для книги? — Все документальные книги с фотографиями, к а кие мне попадались, расска зывают о том, как в России плохо: люди пьют, повсюду развалины. Я не верила это му . Если бы у меня было побольше времени и не так много дел одновременно(ин тервью, книга, б л о г .) , я бы запечатлела в целой серии снимков, что в России лю дям хорошо, показала бы, как они славно улыбаются, отдыхают, как играют и сме ются дети. Но это потребует особых усилий, я не успею. Тем не менее что-то фото графирую. Потом устрою вы ставку или издам небольшую фотокнигу. Я четвертый раз в России. Правда, никогда не была у вас зимой. Боюсь, что я умру от холода. Но теперь решила: в следующий раз приеду именно зимой, чтобы посмотреть, как люди весе лятся, катаются на коньках и санках. — Сколько времени вы путешествуете и куда отпра витесь после Ельца? — Мы в России с конца июня . Побывали в Солов к а х , М у рм ан ск е , С анкт- П етербурге , зад ерж али сь в Ельце — вместо двух на целых пять д н е й . Впере ди Волгоград — кладбище русских солдат, Астрахань — икра мира, Сочи — город, который готовится к Олим п и а д е . Мы будем в России до середины сентября , по том на месяц отправимся в Таиланд, чтобы работать над книгой. п р о в и н ц и А л ь н ы Е ДИАЛОГИ I луЭожямк скульптор Юрмй Грмтко.* «Сожалею о потере великой империи» на х у д ож н и к о в -н о н к о н - формистов, «бульдозерная выставка», жесткий прес синг худсоветов? Все это вам не мешало самовыра жаться? — Я уверен, что сфор мированная у нас уникаль ная система худсоветов за коро тки е сроки подн ял а планку советского изобра зи тел ьн о го и с к у с ств а на качественно новый уровень. Ее целью было помочь че ловеку творчески вырасти, раскрыть свой потенциал, а вовсе не загнать в прокру стово лож е соцреали зм а . Х у д ож ни ко в го то ви ли к выставкам первоклассные мастера, делали детальный разбор произведений , по могали найти свой стиль . Сегодня молодежь осталась п р а к ти ч е с к и н аедине со своими проблемами, и это неправильно. А конфликты художника и власти были всегда, думаю, именно бла годаря этому противостоя Сергей Малюков В канун Дня города в Липецке на площади Революции был смонтиро ван реконструированный памятник борцам за установление Советской власти. Вместо привычной липчанам массивной бетонной фигуры поста мент заняла скульптурная композиция из современ ных металлополимеров. Сделали реконструкцию автор оригинального памятника Юрий Гришко и его коллега Игорь Мазур. Сохранились ли спустя годы прежние идеалы, что вдохновляет на творчество сегодня, над чем работать интереснее — монументаль ной композицией или малы ми скульптурными форма ми, — об этом и многом дру гом журналист «Липецкой газеты» побеседовал с народ ным художником России, а к а д ем и к ом Р о с сий ск ой академии худож еств , По четным гражданином города Липецка Юрием Гришко. — Юрий Дмитриевич, в 1967 году, когда появился п ам я тн и к , стр ан а ж ил а ром ан тик ой р ев олю ции , сегодня ж е отнош ение к событиям 1917 года в об ществе, мягко говоря, н е однозначное. Тем не менее концепция скульптурной ком п о зиции на площ ади Революции почти не претер пела изменений. Не хотите поступаться принципами? — К онц епцию нового п ам ятник а утверждал з а казчик — администрация Липецка. Я предлагал дру гое решение. Вот, смотри те /Г р и т к о п о к а з м б а е т ж а к е т / , в центре площади — величественная статуя Свободы, рядом фриз с дина мичными фигурами борцов за нее. Такой вариант , по моему мнению, смотрелся бы гораздо актуальнее. Од нако руководство города настояло на том, чтобы со храни ть первоначальный облик памятника. Изменилась лиш ь пла стика памятника. Я сделал фигуру революционера бо лее плавной, уйдя от резких линий в традициях шести десяты х , а стяг приобрел объем. Форма должна быть адек в а тн а времени , в к о тором ж и в е т х у д ож н и к . Понимаю , что революция сегодня не в моде. Но как бы там ни было, это часть нашей истории. Образ р а бочего, восставшего против несправедливости, для меня по-прежнему не потерял а к туальности. Если каждый, глядя на пам ятник , заду мается хотя бы на минуту о том, способен ли он изме нить свою ж и знь , значит, мы работали не зря. — Ностальгируете по со ветским временам? — Не стоит и д е али зи ро в а т ь С о в е тский Союз. Хватало всего - бюрокра ти зм а , р а з ги л ь д яй с т в а и откровенной глупости пар тийных чиновников. Самое гл авное , что в советские времена и простой человек тр у д а , и х у д ож н и к ч у в ствовали себя востребован ными и ж и л и до стойн о . Конечно , п ар ти я кр еп ко держ ала нас в ежовых ру кавицах идеологии. Но, с другой стороны , каж ды й мастер, входивший в Союз художников, был социаль но защищенным . Он знал, что обязательно получит за каз. Теперь же уникальная система художественного фонда, этого своеобразного творческого кооператива, разрушена. Каждый выжи вает как может. Был выбран самый пещ ерный , самый звериный вариант капита лизма, и отголоски «лихих девяностых» аукаю тся до сих пор. Я скучаю по Совет скому Союзу, той неповтори мой атмосфере творчества, и не стыжусь этого. — А как ж е гон ен и я нию наш и а в ан г ар ди с ты так мощно выразили себя в искусстве. Самое интересное получается тогда, когда ра ботаешь на сопротивление. —Что повлияло на ваше р еш ение стать скульпто ром? — Рисовать я любил с д етства : и зоб р аж ал в т е традке родственников, по клеткам копировал портре ты Ленина и Пушкина, но о карьере скульптора, при знаться, никогда не мечтал. Все решил случай . После школы в 1950 году я собрал ся поступать в Саратовское художественное училище. Насмотрелся в театре сказок с эффектными декорациями и решил стать театральным художником. Однако в тот год в училищ е на это о т деление не было приема . Предложили поступить на отделение скульпторов. А до этого я лепил очень мало. Ну, думаю, попробую, год ведь ж ал к о тер ять . Меня взяли как молодого и пер спективного. В Липецк попал тоже, можно сказать , случайно. Вскоре , после того к а к в 1954 году была образована Л и п е ц к а я область , здесь появился оргкомитет Союза художников России, в кото рый вошел мой однокашник. Он-то и стал звать меня в Липецк, обещая создать все условия для творчества. И я, демобилизовавшись в конце 1958 года из армии, приехал сюда. — П р и е х а л и и ср а зу громко заявили о себе? — Да нет, не с р а з у . В начале 60-х, наблюдая раз- ливку стали в одном из цехов Новолипецкого м еталлур гического завода, я сделал композицию «Проба чугу на» . Обнаженный по пояс рабочий с мощным торсом, сидя на корточках, держит в руках ковш с металлом . Выставком отобрал эту ра боту на Всесоюзную выстав ку молодых худож ников , проходившую в 1961 году в Москве. Она получила пре мию ЦК ком сомола . Ее в числе лучших работ приоб рел музей имени Пушкина. Но на этом история не за канчивается . Увидев ее на выставке в пушкинском му зее, московский архитектор Гаспарян внес скульптуру в свой проект площади перед кинотеатром в Магнитогор ске. Предполагалось сделать ее семиметровой, из бронзы. Когда Гаспарян связался со мной и предложил занять ся этим , я , честно говоря, см утил ся . Слишком мало опыта было у меня для такой большой работы. Взвесив все «за» и «против», отк а зал ся. Как меня потом ругала мой научный руководитель Ирина Блюмель: мол, упу стил такой замечательный шанс заявить о себе на всю страну. Но дороги назад уже не было. — А кто был вашим на ставником в творчестве, под влиянием каких мастеров формировался ваш автор ский стиль? — К онечно , у п ом я н у тая выше Ирина Федоровна Блюм ель , зам ечательны й скульптор и педагог. Сейчас ее уже нет в живых. В начале шестидесятых она преподава ла вВысшем художественном училище имени Строганова. Увидев мои вещи, сразу сде лала предложение стать ее аспирантом, к сожалению, по семейным об сто ятел ь ствам я не смог его принять. Но благодаря ей я по зн а ком и л ся с выдающимися художниками, такими, как Шаховской, Лавинский, Вах ромеев, Пологова, Соколова, Ч ернов ,А лександров . Они были моими товарищ ами , наставниками и многое для меня открыли в искусстве. Из мировых классиков отмечу Микеланджело, Донателло, Родена, Бурделя, Майоля. — А как вам современ ные работы ваших коллег? — Я считаю, что памят ников в Липецке должно по являться больше. Мы в этом отстаем от других областных центров. Вот только уровень работ должен соответство вать статусу нашего города. А интересных задумок много. Я в свое время пред лож и л сделать в Верхнем парке Л ип ецка своеобраз ный сад скульптур наших вы д аю щ и х с я з е м л я к о в . К аждый липецкий ску л ь птор мог бы принять участие в этом проекте. Если в год устанавливать по одной-две скульптуре, то это обойдется в доступную сумму, а горо жане получат замечательное место для отдыха. Но, увы, эта идея пока не находит от клика у властей. — Судя по работам в ва шей мастерской, в последнее время вы больше тяготеете к скульптуре малых форм... — Да, по своей природе я — камерный художник. Та кая форма, пожалуй, самая главная моя художественная н а х о д к а . В н е б о л ьш ую скульптуру можно вложить не меньший смысл , чем в масш табный п ам я тни к . С другой стороны, малые фор мы привлекательны тем, что их проще и дешевле отлить, перевезти, ведь нужно же участвовать в выставках. Вот с ер и я с к у л ь п т у р ных портретов выдающихся деятелей истории и к у л ь туры . В ней писатели Ч е х о в , Т ол стой , П риш вин , художники-передвижники Репин , Суриков, Серов. А вот скульптурные портре ты хорош их знакомы х — х удож ни ко в Вилена Дво- р я н ч и к о в а и А л ек с ан д р а В агнера , а к т е р а В и тали я Пономарева , главного р е жиссера драматического те атра Владимира Пахомова. В каждом стараюсь показать человека с какой-то особен ной стороны, раскрыть его х а р а к т е р . К 250 -л етн ему юбилею Р о с сий ск ой а к а демии художеств я сделал несколько вещей из боль шой серии «Деятели РАХ». Н ад серией «Х удож ни ки России» я работаю уж е в течени е м но гих л е т . Это портретные композиции с изображением художников- академиков, которых я дав но и хорошо знаю, искренне люблю: скульп тора Юрия Чернова, братьев Сергея и А л е к с е я Т к а ч е вы х , А л ь бины Акритас . А еще есть работа, посвященная прези денту Академии художеств Зурабу Церетели, который сделал для нее невероятно много. Невозможно не вос х и щ а т ь с я его т а л а н т о м , энергией, обаянием. Все это я постарался выразить в его скульптурном портрете. — За долгие годы твор чества вы удостоены много численных почетных зв а ний. Какое из них для вас наиболее ценно? — П ож а л у й , «Н ар о д ный художник России». В семьдесят пять иной раз на чинаешь задумываться, а не зря ли прожил жизнь, и это звание, признание твоих за слуг греет душу. А вообще, бирюльки все это. Нигде в мире нет ничего подобного. Талант — вот единственный критерий, по которому дол жен оцениваться художник. Если он есть, не нужны ни какие звания. Главное для меня — чтобы мои работы, а их уже больше полутора тысяч, нравились людям. Их отзывы — главная награда. Вот недавно, в мае этого года, принял участие в междуна родной выставке в Белгороде «На соискание премии «Про- хоровское поле». Моя работа «Осенние цветы», посвящен ная погибшим на войне де тям, была отмечена премией в номинации «скульптура». Было приятно, не скрою, по лучать ее. Сейчас готовлюсь к всероссийской выставке, посвященной Году Космоса. Буду в сентябре представ лять на ней своего парящего Икара . Делаю эскиз, а сам волнуюсь, как студент. Это ощущение и дает мне новые силы, побуждая к работе. Масгер и его рабогы. ОБЩЕСТВО ! Л м п ^К Я Я р о к -2 р у п п л т р ^ б у ^ т у б я ж л т а л ь м о з о о т л о ш ^ л л я к Л л п ^ ^ к л К вопросу о чрезМЭРной «бдительности» Елена Панкрушина На этой неделе лидеры популярной липецкой рок-группы «Плеханово» Станислав Чернышевич и Олег Пономарев собира лись провести митинг в поддержку главы города Липецка. Но в последний момент они отказались от намеченных планов. О причинах такого решения музыканты рассказали в интервью «Липецкой газете». — К аки е т р е б о в а н и я вы собирались озвучить на митинге? Станислав: — Н акан у не Дня города гл аву Л и пецка Михаила Гулевского не пустили на территорию Новолипецкого комбината, сославшись на отсутствие у него пропуска. Мы не могли остаться в стороне и реши ли вы р а зи т ь на м итин ге свою гр аж д ан скую п о зи цию. А кция должна была состояться третьего августа, но в последний момент мы отозвали заявку на ее прове дение. Причинойтомустали расхождения в цифрах. Мы рассчитывали на полторы тысячи человек, а желаю щих участвовать в митинге оказалось в несколько раз больше. К нам беспрестанно обращались те, кто собирал ся присоединиться. Были , п р авд а , и звон ки иного рода. Д ескать , пригоним несколько автобусов ребят в противовес митингу и орга низуем провокацию. Но нам не н уж н а конфронтация ! Мы хотим высказать свою позицию. — Что именно вы хотели показать массовой акцией? Станислав: — Наш ми тинг должен был состоять из нескольких частей. Во- первых, это выступление в защиту мэра. Причем речь шла не только о Михаиле Гулевском, но и об уважи тельном отношении к н а шему городу. Неважно, кто занимает должность градо начальника, главное, что его избирают жители областно го центра всенародным голо сованием. Иными словами, глава Липецка представляет весь город. А зн ачит , он имеет право посетить любое предприятие, находящееся на территории областного центра . Можно спорить с мэром , в чем-то с ним не со гл аш аться , но уваж ать его мы обязаны, поскольку он выражает интересы по давляющего большинства липчан . Демонстративное оскорбление главы Липец к а можно ра с см атри в а ть как неуважение ко всему городу в целом и к нам, его жителям. Второй момент нашего выступления - это протест хамству. Если есть какие-то претензии у тех же охран ников , то все должно р е шаться взаимоуважительно, без прилюдного унижения. А т ак , просто захлопнуть перед руководителем города дверь — это немыслимо! — Почему вы уверены, что ваша акция могла бы повлиять на ситуацию? Станислав: — У нас уже есть положительный опыт. В середине июля мы провели митинг, правда, по другому поводу. Тогда нас поддержа ли семь политических пар тий, а также лидер группы «ДДТ» Юрий Шевчук. По сле этого желание сотрудни чать с нами выразили около ста общественных организа ций. Думаю, что очередной наш митинг соберет гораздо больше участников. — Значит, липецкий мэр в будущем может рассчиты вать на поддержку группы «Плеханово»? Олег: —Да, мы планиру ем организовать очередной митинг ориентировочно в конце сентября. Разумеется, мы также будем настаивать на уважительном отноше нии к главе города. Но и наряду с этим поднять со бираемся и другие вопросы. Речь, в частности, пойдет об экологических проблемах. — Творчеству не мешает такая политическая актив ность? Олег: —Творчество отча сти отражает наши взгляды на жизнь. Например, мы не понимаем, зачем надо было объединять два праздника: Д ень м е т а л л у р г а и День города. Обидно, что у ста леваров отняли профессио нальный праздник. К тому же идет подмена понятий: липчане и металлурги. Ведь не все мы работаем в сфере металлургии, а получается, что всем нам внушают зна чимость и доминирование одной профессии. По этой теме — «Липецк - город металлургов» — мы собираемся сн ять ш уточ ный клип на нашу песню. Сценарий видеоролика уже есть: во всех организациях люди р а зны х проф ессий будут работать в оранжевых касках и жилетах. А текст за кадром будет объяснять наши взгляды на этот счет. — Вы всегда так ярко демонстрируете свою ж и з ненную позицию? Олег: — Когда мы видим несправедливость, то стара емся реагировать на нее и от стаивать свое мнение. Так, год назад мы участвовали в большом концерте в Москве. Наряду с российскими ар тистами в программе были заявлены музыканты из-за рубеж а — группа AC/DC. Но за кулисами они обща лись на русском языке. Это говорило о том, что это не иностранная группа , а их трибьют, то есть русский аналог. Мы отказались вы ступ ать с ними на одной сцене и откры то заявили публике, что ее обманыва ют. Также во время агрессии против Южной Осетии со стороны президента Грузии Михаила С аакаш вили мы написали песню, посвящен ную этим событиям. НАША СПРАВКА Л а слету «плеханобдебр т а к и е избестнме %итм, как «Лежое кинор, «Встречав и «Спедназр. Сейчас б состаб зруппм б р о д я т а б т о р м и и сп о лн и т ели С т а н и с л а б Тернмтебил и Лабел Лоно- жареб, а т а к ж е бессженнмй продюсер Олез Лоножареб.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz