Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА I № 150 / 24028 / 5 АВГУСТА 2011 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 9 Областная комплексная Программа «Модернизация профессионального образования Липецкой области, 2011—2015 годы» ПАСПОРТ ОБЛАСТНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ «МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ, _______________________________ 2 0 1 1 - 2 0 1 5 ГОДЫ»________________________________ ^ Наименование Программы «Модернизация профессионального образования Липецкой области, 2011-2015 годы» Основание для разработки Про­ граммы Перечень Поручений Президента Российской Федерации от 31.08.2010 г., распоряжение администрации Липецкой об­ ласти от 10.11.2010 г №456-р «Оформировании опережаю­ щей подготовки и переподготовки кадров для инновационной экономики региона» Государственный заказчик Про­ граммы Администрация Липецкой области Разработчик-координатор Про­ граммы Управление образования и науки Липецкой области Цели Программы Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с актуальными проблемами рынка труда, ориентированного на инновационность развития экономики Липецкой области, и повышение доступности каче­ ственных образовательных услуг. Задачи Программы 1. Внедрение модели государственно-общественного управ­ ления системой профессионального образования в целях реализации стратегических направлений развития Липецкой области до 2020 года и совершенствование организационных механизмов обновления условий и структуры профессиональ­ ного образования. 2. Формирование государственно-общественной системы управления содержанием и результатами профессионального образования. 3. Совершенствование организационно-экономических механизмов регулирования системы профессионального об­ разования региона. 4. Совершенствование системы информационного обеспече­ ния учреждений профессионального образования. 5. Поддержка региональных образовательных, организационно-финансовых и нормативно-правовых моде­ лей, обеспечивающих успешную социализацию молодежи. 6. Формирование системы независимой оценки качества про­ фессионального образования Липецкой области. 7. Создание системы переподготовки и повышения квалифи­ кации, ориентированной на кадровое обеспечение реализа­ ции мероприятий программы. Сроки реализации Программы 2011-2015 годы Исполнители Программы управление образования и науки Липецкой области; управление экономики администрации Липецкой области. Объёмы и источники финанси­ рования Прогнозируемый объем финансирования составит 220000,0 тыс. рублей: из областного бюджета - 220000,0 тыс. рублей; В том числе по годам: 2011 г. - 20500,0 тыс. рублей: 2012 г. - 79330,0 тыс. рублей: 2013 г. - 70050,0 тыс. рублей: 2014 г. - 25560,0 тыс. рублей: 2015 г. - 24560,0 тыс. рублей. Объемы бюджетного финансирования ежегодно уточняются при формировании областного бюджета на очередной финан­ совый год и плановый период. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показа­ тели эффективности Прогнозные значения целевых индикаторов Программы за период ее реализации: - увеличение доли населения, имеющего профессиональное образование, кобщей численности экономически активного населения до 75%; - увеличение числа ресурсных центров профессионального образования не менее чем на 3; - снижение уровня структурной безработицы вЛипецкой об­ ласти; - доля выпускников, трудоустроившихся по профессии (спе­ циальности) в первый год после выпуска, не менее 70%; - снижение миграционного оттока квалифицированных спе­ циалистов из Липецкой области; - увеличение доли выпускников, обучавшихся на бюджетной основе, занятых по профессии (специальности), до 74 % с начальным профессиональным образованием, до 60 % со средним профессиональным образованием, до 65 % с выс­ шим профессиональным образованием. Порядок осуществления контроля над ходом выполнения Про­ граммы - Контроль за ходом реализации Программы осуществляет администрация Липецкой области. Управление образования и науки Липецкой области пред­ ставляет отчетные данные о выполнении Программы в соответствии с постановлением администрации области от 28.11.2007 г. №168 «О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ». Координация деятельности по реализации Программы осуществляется управлением образования и науки Липецкой области. Исполнители Программы представляют координато­ ру информацию о ходе реализации мероприятий Программы: по итогам 1 квартала, 1 полугодия, 9 месяцев до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по итогам года до 20 января года, следующего за отчетным. Н. ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1 .1 . ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Ф ед е ­ рации на период до 2020 года, Основные направления деятельности Правительства Рос­ сийской Федерации на период до 2012 года определяют в качестве одной из ключевых проблем, с которыми сталкивается страна, дефицит человеческого капитала как основ ­ ного ресурса экономического развития. При этом отмечается, что обозначившийся д е ­ фицит квалифицированных инженерных и рабочих кадров, при сохранении сложившихся тенденций, может привести к резкому замедлению темпов экономического роста. В условиях создания принципиально новой технологической базы экономического роста область не может позволить с е б е сохранять систем у профессионального о б ­ разования, созданную для индустриального периода экстенсивного развития в некон­ курентной с р е д е , которая характеризуется следующими проблемами и негативными тенденциями: отсутствие объективной оценки потребностей экономики в трудовых ресурсах , в результате чего подготовка кадров в систем е профессионального образования слабо ориентирована на потребности рынка труда, и, как следствие , недостаточен уровень трудоустройства выпускников по полученным специальностям и рабочим профессиям; отсутствие прогноза оптимального соотношения образовательных учреждений р а з ­ личного уровня профессионального образования, что может привести к необеспечению подготовки востребованных рабочих кадров и специалистов для развивающихся отрас­ лей экономики в посткризисный период; недостаточная гибкость организационной структуры государственных образователь­ ных стандартов и программ профессионального образования, что приводит к неэффек ­ тивному использованию ресурсов и не позволяет «настраивать» систему образования в соответствии с тенденциями социально-экономического развития области и требова ­ ниями потребителей; отсутствие эффективных механизмов участия работодателей в деятельности обра ­ зовательных учреждений всех уровней профессионального образования; слабая связь с предприятиями промышленности, опытными и экспериментальными базами , что приводит к снижению качества учебного процесса, отсутствию практической подготовки будущих специалистов; узкопрофильность подготовки в конкретной области и, как следствие этого, неспо ­ собность выпускников гибко перестраивать направление и содержание своей проф есси ­ ональной деятельности в связи со сменой технологий или потребностями рынка труда; недостаточные темпы развития систем профессиональной переподготовки взрослых и непрерывного профессионального образования в целом, преобладание в этой д е я ­ тельности устаревших технологий и практик обучения; недостаточное участие учреждений профессионального образования в организации профильного обучения учащихся общеобразовательных школ в целях их ориентации для дальнейшего получения профессий и специальностей, связанных с производственной сферой; низкий уровень материально-учебной обеспеченности учреждений профессиональ­ ного образования. Своевременное реш ение изложенных проблем позволит профессиональному о б ­ разованию области адекватно реагировать на потребности общества и развивающейся инновационной экономики, будет способствовать росту эффективности производства, развитию малого и среднего бизнеса , самозанятости населения и снижению безработи ­ цы. Необходимы меры по изменению сети образовательных учреждений на всех уровнях системы образования, развитию межвузовской кооперации, обмену ресурсами, повы­ шению академической мобильности студентов и преподавателей, как в регионе, так и за его пределами. Программа рассчитана на включение в процесс модернизации региональной с и ­ стемы профессионального образования организаций и учреждений всех типов и видов, различных форм собственности, что позволит организовать эффективное взаимодей ­ ствие учреждений высшего, средн его и начального профессионального образования, региональных объединений работодателей и органов власти в интересах реализации задач социально-экономического развития региона. 1 .2 . ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Липецкая область - один из стабильных регионов России по уровню экономиче­ ского развития, территория с высокой концентрацией научного, образовательного и производственно-технического потенциала. В 2010 году в области сохранены положительная динамика по основным макроэко­ номическим показателям социально-экономического развития, экономика области в о з­ вращается к докризисному уровню. В связи с этим акценты в социально-экономическом развитии Липецкой области в 2 0 1 1 -2 0 1 5 гг. будут перенесены с мер, нацеленных на антикризисную поддержку отрас­ лей, предприятий и населения, на меры в рамках р еали зации основны х приоритетов развития о б л а с т и . В результате принимаемых мер по диверсификации экономики и развитию внутрен­ него спроса в прогнозируемом периоде сформируется положительная динамика про­ мышленного производства. В 2013 году производство промышленной продукции в о з ­ растет куровню 2009 года на 24%. Увеличение объемов будет обеспечено как за счет организации новых производств, прежде всего в особых экономических зонах федерального и регионального уровней, так и за счет технического перевооружения. В особой экономической зон е промышленно-производственного типа «Липецк» в 2011 году планируется ввести в эксплуатацию ещ е 6 предприятий. В особой экономической зон е ППТ регионального уровня «Тербуны» запущена пер ­ вая очередь современного фармацевтического комплекса ЗАО «Рафарма» по выпуску антибиотиков и противораковых лекарственных средств. Кроме того, за счет реали зации 2 -го этапа технического перевооруж ения ОАО «НЛМК» - строительство и ввод в эксплуатацию новой доменной печи №7 мощностью 3 ,4 млн. тонн чугуна в год - прогнозируются среднегодовы е темпы роста объемов м е ­ таллургического производства в 2 0 1 1 -2 0 1 3 годах - 104,3%. Приоритетом оказания государственной поддержки предприятий остается реали за­ ция проектов модернизации и технологического обновления. Принят областной закон «Об инновационной деятельности в Липецкой области», утверждена областная целевая комплексная программа «Развитие инновационной д ея ­ тельности в Липецкой области на 2 0 1 1 -2 0 1 5 годы», обеспечивающая интеграцию науки Постановление администрации Липецкой области № 251 от 15.07.2011, г. Липецк Об утверждении областной комплексной Программы «Модернизация профессионального образования Липецкой области, 2011-2015 годы» В целях реализации государственной политики в сф ер е модернизации и развития профессионального образования на территории Липецкой области и во исполнение Перечня поручений Президента Российской Федерации от 9 сентября 2010 г. № ПР- 2663 администрация Липецкой области п о ст ан овл я ет : 1. Утвердить областную комплексную программу «Модернизация профессиональ­ ного образования Липецкой области, 2011 -2015 годы» (приложение). 2. Управлению финансов Липецкой области включить указанную в п. 1 настоящего постановления Программу в перечень областных целевых программ, подлежащих фи ­ нансированию за счет средств областного бюджета. Глава администрации Липецкой обл а сти _______________________________________________________О. КОРОЛЕВ и производства, со здан а особая экономическая зон а регионального уровня технико­ внедренческого типа на территории города Липецка. Успешно реализуется модель конкурентоспособного территориального кластера по производству белой техники на б а з е ЗАО «ИНДЕЗИТ ИНТЕРНЭШНЛ» по выпуску холодильников и стиральных машин торговой марки «INDESIT» и «ARISTON» и 10 пр ед ­ приятий, работающих по кооперации с ним. Сформированы и развиваются кластеры по производству сельскохозяйственной техники и оборудования (4 предприятия с численностью работающих - 0 ,5 тыс. чел.) и автокомпонентов (6 предприятий с численностью работающих - 3 ,7 тыс. человек). Реализуемые в области меры поддержки малого би знеса позволят увеличить долю субъектов малого предпринимательства в общем объем е инвестиций с 26% в 2009 году до 27% в 2010 -2011 годах и 28% - в 2 0 1 2 -2 0 1 3 годах. Разработана и действует Инвестиционная стратегия Липецкой области на период до 2020 года, которая направлена на повышение инвестиционной привлекательности области, увеличение притока внешних инвестиционных ресурсов и новых технологий в экономику области. В с ел ь ск ом х о зя й ст в е в прогнозируемом периоде предполагается реализация не менее 12 инвестиционных проектов в животноводстве, в том числе молочных - 3, мясных - 3, птицеводческих - 6, будет обеспечен выход на проектные мощности существующих комплексов и ферм . Планируется создать около 1 тыс. новых рабочих мест. Приоритетным направлением по-прежнему останется ж илищ н ое с тр о и т ел ь с т в о , развитие отраслей социальной сферы, благоустройство, водоснабжение и завершение газификации населенных пунктов. В целях привлечения федеральных средств разработан проект областной програм­ мы «Стимулирование развития жилищного строительства в Липецкой области на 2011 -2 0 1 5 годы», включающий поддержку строительства малоэтажного жилья, отвечающего стандартам ценовой доступности (эконом-класса), и мероприятия по созданию фонда арендного жилья. Ра звити е м ало го и с р е д н е г о пр едп ри ним атель ства является одним из основных приоритетов экономического развития области. Основной целью в сф ер е малого и среднего би знеса на период до 2015 года станет увеличение оборота малых предприятий неторговой сферы (промышленность, строи ­ тельство, транспорт и связь, ЖКХ, научно-исследовательские разработки). Механизмом, способствующим достижению поставленной цели, станет сохранение всех видов финансовой поддержки в рамках областной Программы развития малого и среднего предпринимательства, а также введение новых видов поддержки - предостав­ ление субсидий малым инновационным предприятиям на компенсацию части затрат по созданию и развитию предприятия и компенсация первого взноса при заключении д о ­ говоров лизинга. Для повышения конкурентоспособности и ориентации малого би зн еса на развитие экспортных производств начиная с 2010 года предусмотрено предоставление субсидий на оплату услуг по выполнению обязательных требований законодательства, необходи­ мых для экспорта товаров. Увеличены ассигнования на внедрение энергосберегающих технологий, сохранится финансирование затрат по сертификации систем менеджмента качества. Тенденция ослабления инфляционного давления, рост денежных доходов населения, в том числе за счет дальнейшего развития малого и среднего бизнеса , будут оказывать позитивное влияние на развитие розничной тор говли . Основные показатели прогноза развития тран сп ор тной инфраструктуры преду ­ сматривают развитие дорожной сети области. Основными задачами развития тури стич еской отра сли области останутся с о з д а ­ ние условий для приоритетного развития внутреннего и въездного туризма, повышение степени использования туристического потенциала. Важнейшим направлением развития туризма станет развитие особых экономических зон туристско-рекреационного типа регионального уровня «Елец» и «Задонщина», меж­ региональных связей с целью создания единой кластерной туристической зоны. В прогнозируемом периоде ожидается сохранение положительной динамики заня ­ тости населения как за счет вновь вводимых предприятий федеральной и региональной особых экономических зон, так и развития малых форм хозяйствования и потребитель­ ских кооперативов. Это будет способствовать созданию новых рабочих мест и увеличе­ нию числ енности занятых в экон омик е региона. К концу 2010 года количество занятых граждан в экономике области оценочно составит 543 тыс. человек. К 2013 году уровень занятых к 2009 году составит 100,8% (550 тыс. чел.). Ситуация на рынке труда буд ет улучшаться: сократится высвобождение рабочей силы, увеличится ввод новых рабочих мест, уменьшится численность граждан, обращаю­ щихся за поддержкой в службу занятости, продолжится реализация программы антикри­ зисных мер и др. Прогнозируется снижение численности безработных. Развитие экономики Липецкой области, продолжающиеся процессы перевооруж е­ ния производств, сферы услуг заметно изменяют требования работодателей к квалифи­ кациям работников, к уровню подготовки выпускников, что ведет к необходимости соот ­ ветствующей перестройки деятельности учреждений профессионального образования. В регионе наблюдается принцип разбалансированности подготовки кадров по уров­ ням образования, направлениям подготовки, формам обучения. Отсутствует единая ба за прогнозирования. Учитывая вышеизложенное, модернизация системы профессионального обра зова ­ ния региона должна быть связана с реализацией следующих направлений: - формирование эффективной сети учреждений профессионального образования; - концентрация материальных, финансовых, кадровых, методических ресурсов на наиболее перспективных направлениях подготовки в образовательных учреждениях- лидерах; - точечное обновление учебно-материальной базы образовательных учреждений, предоставление всем обучающимся образовательных учреждений возможности обуче­ ния на передовом учебно-производственном оборудовании; - повышение качества деятельности, результатов труда мастеров производственно­ го обучения, педагогов, управленческих кадров образовательных учреждений; - обеспечение непрерывности профессионального роста обучающихся, основанного на предоставлении возможностей постоянного совершенствования имеющихся и при­ обретения новых компетентностей. Для проведения системного изменения облика системы за короткий срок требуется средствами программно-целевого метода создать адаптивную к внешним требованиям региональную сеть учреждений профессионального образования. 1 .3 . АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Система образования Липецкой области представляет собой развитую сеть о б р а ­ зовательных учреждений, охватывающих все уровни образования - от дошкольных о б ­ разовательных учреждений до образовательных учреждений высшего и послевузовского профессионального образования. Сфера образования области характеризуется видовым разнообразием о бр а зов а ­ тельных учреждений: дошкольное образование - детские сады различных видов, центры развития ребенка; общ ее образование - начальные, основные, средни е о бщ ео бр а зо ­ вательные школы, прогимназии, лицеи, гимназии, кадетские школы; дополнительное образование детей - школы, дворцы, центры; начальное профессиональное обра зова ­ ние - профессиональные училища и лицеи; с р е дн е е профессиональное образование - техникумы, училища и колледжи; высшего и послевузовского профессионального о б ­ разования - институты, академии и университеты. Также в систему образования входят интернатные учреждения различных видов, центры психолого-педагогической и соци ­ альной помощи, службы медико-педагогического патронажа. В области действует «Комплексный план модернизации образования Липецкой о б ­ ласти» (распоряжение администрации Липецкой области «Об утверждении комплексного плана модернизации образования Липецкой области до 2014 г.» № 548-р от 24 .12 .08 г), в рамках которого проходит структурная модернизация учреждений образования. Уровни системы профессионального образования недостаточно согласованы между собой , эффективные связи между ними либо отсутствуют, либо выражены крайне слабо. Современное состояние управления системой профессионального образования на региональном уровне характеризуется фрагментарностью работы по прогнозированию е е развития. В условиях рыночной экономики важно сформировать и апробировать комплекс методик и процедур, обеспечивающих повышение надежности прогноза потребности региональной экономики в квалифицированных кадрах всех квалификационных уровней, а также повысить скорость адаптации системы профессионального образования к этим потребностям. Прогнозирование потребностей в трудовых ресурсах и регулярный мониторинг с о ­ ответствия существующей структуры подготовки по программам профессионального образования всех уровней прогнозу потребности позволит б ол е е эффективно форми ­ ровать государственные задания образовательным учреждениям, а также вести плано­ мерную разработку новых образовательных программ. При этом будут учитываться как структура подготовки в ра зр е зе направлений, специальностей и профессий по уровням образования, так и соотношение различных источников е е финансирования, что позво­ лит скорректировать и перераспределить в соответствии с потребностями социально­ экономического развития бюджетные расходы на подготовку кадров. По данным на 01.01 .2011 года в Липецкой области функционируют 42 государствен­ ных образовательных учреждения начального и среднего профессионального обра зова ­ ния, из них: учреждений НПО - 19, учреждений СПО - 23 (2005 г.: учреждений НПО - 27, СПО - 25). Подготовку в них в 2010-2011 учебном году проходят свыше 22 тысяч студентов и обучающихся по 62 профессиям начального, 70 специальностям средн его проф есси о ­ нального образования (2005 г: 35 тысяч обучающихся и студентов, подготовка велась по 48 профессиям и 60 специальностям). Выпуск из учреждений НПО в 2010 году составил 3987 человек, из учреждений СПО - 4692 человека (2005 г.: из учреждений НПО - 6417 человек, учреждений СПО - 5495 человек). Утвержденные контрольные цифры приема обучающихся и студентов в учреждения начального и среднего профессионального образования, в соответствии с перспектива­ ми развития регионального социально-экономического комплекса в объем е свыше 6 ты­ сяч человек (учреждения НПО - 3189 ч., учреждения СПО - 2940 ч.), выполнены на 95 %. Общее количество сотрудников, работающих в учреждениях начального и с р е дн е ­ го проф ессионального образования , составляет свыше 4 ,5 тысячи человек, из них инженерно-педагогических работников - 2082 человека. Программы начального профессионального образования реализуют три государ ­ ственных образовательных учреждения ср е дн ег о проф ессионального образования (государственное областное образовательное учреждение средн его проф ессиональ ­ ного образования «Елецкий промышленно-экономический техникум», государственное областн ое обра зовательное учреждение ср едн его профессионального образования «Липецкий техникум сервиса и дизайна», государственное областное образовательное учреждение средн его профессионального образования «Чаплыгинский аграрный кол­ ледж»). Кроме того, обучение по программам ср едн его профессионального образования ведется в 5 высших учебных заведениях на факультетах средн его профессионального образования: Липецком кооперативном институте (филиале) образовательного учреж­ дения высшего профессионального образования «Белгородский университет потреби­ тельской кооперации»; Липецком филиале автономной образовательной некоммерче­ ской организации высшего профессионального образования «Институт менеджмента, маркетинга и финансов»; Автономной некоммерческой образовательной организации высшего профессионального образования «Воронежский экономико-правовой инсти­ тут» филиале в г. Липецке; Елецком филиале негосударственного образовательного учреждения «Российский новый университет»; Елецком филиале ГОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения». Все учреждения начального и ср едн его профессионального образования области имеют лицензии и свидетельства о государственной аккредитации. Численность обучающихся в государственных образовательных учреждениях началь­ ного профессионального образования на бюджетной основе составила 7 ,9 тыс. человек; ежегодный прием бол ее 3 ,0 тыс. человек. Численность обучающихся в государственных образовательных учреждениях с р е д ­ него профессионального образования на бюджетной основе составила 14,0 тыс. чело­ век; ежегодный прием около 3 ,0 тыс. человек. В настоящ ее время в государственных учреждениях начального и ср едн его про ­ фессионального образования обучается 389 человек с ограниченными возможностями здоровья , 1346 детей -сирот и детей , оставшихся б е з попечения родителей , из них в учреждениях начального профессионального образования - 937 человек. Основными направлениями реализации задач государственной политики в сф е р е начального и среднего профессионального образования являются: обеспечение квалифицированными кадрами рабочих и служащих организаций, о с у ­ ществляющих свою деятельность на территории области, с учетом потребностей рынка труда; обеспечение финансирования областных государственных образовательных учреж­ дений начального и среднего профессионального образования на основе федеральных и областных нормативов; осуществление адресной социальной поддержки обучающимся и студентам в госу­ дарственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования; сохранение и развитие учебно-материальной базы учреждений начального и с р е дн е ­ го профессионального образования; со здани е условий для обучения подростков с ограниченными возможностями з д о ­ ровья, инвалидов и обесп еч ен и е финансирования их обучения в учебных группах по нормативам, установленным для образовательных учреждений соответствующих типов и видов. Приоритетными направлениями развития системы начального и среднего проф есси ­ онального образования в целях создания эффективной современной модели начального и средн его профессионального образования в области для подготовки квалифициро­ ванных кадров являются: прогнозирование потребности в выпускниках системы профессионального о б р а зо ­ вания до 2020 года с учетом реализации инновационных проектов в регионе; повышение качества профессионального образования через создани е многоуровне­ вых образовательных учреждений профессионального образования, реализующих про­ граммы начального и среднего профессионального образования; обесп еч ение подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих ка­ дров и специалистов для высокотехнологичных производств чер ез реализацию инно­ вационных образовательных программ и со здани е ресурсных центров по профессиям приоритетных отраслей экономики (машиностроение, сельское хозяйство, строитель­ ство, сф ер а общ ественного питания, автомобильный транспорт, бытового профиля, здравоохранение); разработка профессиональных образовательных программ по специальностям и направлениям, соответствующим Стратегическим направлениям развития Липецкой о б ­ ласти на период до 2020 года, с учетом требований к квалификациям объединений рабо ­ тодателей и нового поколения образовательных стандартов; об е сп еч ен и е роста профессиональной компетенции руководящих и инж енерно­ педагогических работников, создани е системы повышения квалификации и переподго­ товки руководителей, преподавателей и мастеров производственного обучения; обесп ечение соответствия результатов деятельности образовательных учреждений через внедрение и совершенствование новых финансово-экономических механизмов; укрепление учебно-производственной базы образовательных учреждений начально­ го и среднего профессионального образования. Профессионально-квалификационная структура подготовки кадров в учреждениях начального и средн его профессионального образования соответствует Перечню про­ фессий , востребованных на региональном рынке труда, и характеризуется следующими показателями: подготовка в государственных образовательных учреждениях начального п р оф ес ­ сионального образования осуществляется по 62 рабочим профессиям; подготовка в государственных образовательных учреждениях среднего пр оф есси о ­ нального образования осуществляется по 70 специальностям. В целях обеспечения отраслей экономики области рабочими кадрами и специали­ стами с учетом изменения демографической ситуации управлением труда и занятости Липецкой области ежегодно формируется прогноз потребности регионального рынка труда в выпускниках образовательных учреждений профессионального образования по данным муниципальных образований и отраслевых управлений. С учетом данного прогноза еж егодно проводится корректировка объ ем ов и на ­ правлений подготовки кадров в областных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования и согласование объемов подготовки с п е ­ циалистов в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального о б ­ разования федерального подчинения. Значительное внимание в области уделяется вопросам трудоустройства выпускни­ ков. Ежегодно проводится анализ востребованности рабочих кадров и специалистов на региональном рынке труда и 1 раз в 2 года проводится мониторинг закрепляемости на рабочих местах выпускников государственных учреждений начального профессиональ­ ного образования. По результатам мониторинга средняя закрепляемость выпускников государственных образовательных учреждений начального профессионального образования в 2010 году составила 7 4 % от трудоустроенных после окончания образовательного учреждения (данные подтверждены кадровыми службами организаций). Для удовлетворения требований работодателей к качеству подготовки рабочих ка­ дров содержание образовательных программ по наиболее востребованным профессиям согласовывается с работодателями . Ежегодно специалисты предприятий всех форм собственности участвуют в контроле качества подготовки рабочих кадров. В период проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников государственных о б ­ разовательных учреждений начального профессионального образования независимая комиссия работодателей осуществляет комплексную оценку уровня подготовки вы­ пускника. Критериями оценки качества являются требования квалификационных ха ­ рактеристик, результатом - решение комиссии о присвоении уровня квалификации по результатам итоговой аттестации и выдаче выпускнику соответствующего документа об образовании. В области внедряется практика сетевого взаимодействия образовательных учрежде­ ний профессионального образования, а именно: в учреждениях начального и среднего профессионального образования реализуются образовательные программы и отдельные курсы с использованием кадрового и научно­ методического ресурсов вузов; складываются различные формы совместного использования материальных, учеб ­ ных, кадровых и иных ресурсов; реализуются преемственные, интегрированные образовательные программы на­ чального, среднего и высшего профессионального образования. С етевое в заимодей ствие различных ступеней образования в условиях рыночных отношений обеспечивает эффективность маркетинговой стратегии учреждений началь­ ного и среднего профессионального образования, соответствует современным потреб­ ностям обучаемых и их родителей, увеличивает спектр образовательных услуг. С целью ориентации профессионального образования на потребности региональ­ ного рынка труда, улучшения качественных изменений в содержании образования , мобилизации имеющихся внутренних ресурсов на укрепление учебно-материальной базы образовательных учреждений и оптимизации расходов на их содержание в области проводится реструктуризация сети образовательных учреждений профессионального образования. Основными формами реструктуризации являются: реорганизация путем слияния; реорганизация путем присоединения; реорганизация путем повышения статуса; ликвидация невостребованных образовательных учреждений. В целях подготовки квалифицированных кадров по современным технологиям с учетом требований конкурентоспособных предприятий с 2006 года в области функцио­ нируют 7 профильных ресурсных центров по подготовке рабочих кадров для социально­ экономического комплекса, созданных на б а зе учреждений начального и среднего про­ фессионального образования. В них сконцентрированы модернизированные обра зова ­ тельные ресурсы по родственным профессиональным профилям, предназначенные для совместного использования учреждениями профессионального образования региона. В настоящее время 63 % обучающихся учреждений НПО получают образование на совр е ­ менном оборудовании. Ресурсные центры являются базовыми центрами по подготовке, переподготовке, по­ вышению квалификации рабочих кадров по профессиям: машиностроительного профиля на б а з е государственного областного о б р а з о в а ­ тельного учреждения начального профессионального образования Профессиональный лицей № 10 г. Липецка и государственного областного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Елецкий промышленно-экономический тех­ никум»; строительной отрасли на ба зе государственного областного образовательного учреж­ дения начального профессионального образования Профессиональный лицей № 21 г. Липецка; сельскохозяйственного профиля на б а з е государственного областного о бр а зов а ­ тельного учреждения начального профессионального образования Профессиональный лицей № 9 г. Данкова; бытового профиля государственного областного обра зовательного учреждения среднего профессионального образования «Липецкий техникум сервиса и дизайна»; автомобильного профиля государственного областного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессиональный лицей № 12 г. Липецка; сферы общ ественного питания государственного областного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессиональное училище №3 г. Липецка. Повышение квалификации руководящих и педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования осуществляется с целью обнов­ ления теоретических и практических знаний на основании плана повышения квалифика­ ции руководящих и педагогических работников учреждений начального и среднего про­ фессионального образования области и автономного государственного образователь­ ного учреждения дополнительного профессионального образования «Липецкий институт развития образования» по заявкам образовательных учреждений с периодичностью 1 раз в 5 лет. Курсы повышения квалификации реализуются по образовательным програм­ мам для следующих категорий работников: руководитель учреждения, председатель м е ­ тодических комиссий, методист, воспитатель, преподаватель специальных дисциплин, старший мастер, мастер производственного обучения. В Липецкой области в сф ер е начального и среднего профессионального обра зова ­ ния: - учреждены и ежемесячно выплачиваются областные стипендии лучшим обучаю­ щимся и студентам учреждений начального и средн его профессионального обра зова ­ ния; учреждена областная премия мастерам производственного обучения за достижение высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся. П родолж ени е на 10 -й стр .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz