Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА I № 150 / 24028 / 5 АВГУСТА 2011 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 9 Областная комплексная Программа «Модернизация профессионального образования Липецкой области, 2011—2015 годы» ПАСПОРТ ОБЛАСТНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ «МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ, _______________________________ 2 0 1 1 - 2 0 1 5 ГОДЫ»________________________________ ^ Наименование Программы «Модернизация профессионального образования Липецкой области, 2011-2015 годы» Основание для разработки Про граммы Перечень Поручений Президента Российской Федерации от 31.08.2010 г., распоряжение администрации Липецкой об ласти от 10.11.2010 г №456-р «Оформировании опережаю щей подготовки и переподготовки кадров для инновационной экономики региона» Государственный заказчик Про граммы Администрация Липецкой области Разработчик-координатор Про граммы Управление образования и науки Липецкой области Цели Программы Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с актуальными проблемами рынка труда, ориентированного на инновационность развития экономики Липецкой области, и повышение доступности каче ственных образовательных услуг. Задачи Программы 1. Внедрение модели государственно-общественного управ ления системой профессионального образования в целях реализации стратегических направлений развития Липецкой области до 2020 года и совершенствование организационных механизмов обновления условий и структуры профессиональ ного образования. 2. Формирование государственно-общественной системы управления содержанием и результатами профессионального образования. 3. Совершенствование организационно-экономических механизмов регулирования системы профессионального об разования региона. 4. Совершенствование системы информационного обеспече ния учреждений профессионального образования. 5. Поддержка региональных образовательных, организационно-финансовых и нормативно-правовых моде лей, обеспечивающих успешную социализацию молодежи. 6. Формирование системы независимой оценки качества про фессионального образования Липецкой области. 7. Создание системы переподготовки и повышения квалифи кации, ориентированной на кадровое обеспечение реализа ции мероприятий программы. Сроки реализации Программы 2011-2015 годы Исполнители Программы управление образования и науки Липецкой области; управление экономики администрации Липецкой области. Объёмы и источники финанси рования Прогнозируемый объем финансирования составит 220000,0 тыс. рублей: из областного бюджета - 220000,0 тыс. рублей; В том числе по годам: 2011 г. - 20500,0 тыс. рублей: 2012 г. - 79330,0 тыс. рублей: 2013 г. - 70050,0 тыс. рублей: 2014 г. - 25560,0 тыс. рублей: 2015 г. - 24560,0 тыс. рублей. Объемы бюджетного финансирования ежегодно уточняются при формировании областного бюджета на очередной финан совый год и плановый период. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показа тели эффективности Прогнозные значения целевых индикаторов Программы за период ее реализации: - увеличение доли населения, имеющего профессиональное образование, кобщей численности экономически активного населения до 75%; - увеличение числа ресурсных центров профессионального образования не менее чем на 3; - снижение уровня структурной безработицы вЛипецкой об ласти; - доля выпускников, трудоустроившихся по профессии (спе циальности) в первый год после выпуска, не менее 70%; - снижение миграционного оттока квалифицированных спе циалистов из Липецкой области; - увеличение доли выпускников, обучавшихся на бюджетной основе, занятых по профессии (специальности), до 74 % с начальным профессиональным образованием, до 60 % со средним профессиональным образованием, до 65 % с выс шим профессиональным образованием. Порядок осуществления контроля над ходом выполнения Про граммы - Контроль за ходом реализации Программы осуществляет администрация Липецкой области. Управление образования и науки Липецкой области пред ставляет отчетные данные о выполнении Программы в соответствии с постановлением администрации области от 28.11.2007 г. №168 «О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ». Координация деятельности по реализации Программы осуществляется управлением образования и науки Липецкой области. Исполнители Программы представляют координато ру информацию о ходе реализации мероприятий Программы: по итогам 1 квартала, 1 полугодия, 9 месяцев до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по итогам года до 20 января года, следующего за отчетным. Н. ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1 .1 . ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Ф ед е рации на период до 2020 года, Основные направления деятельности Правительства Рос сийской Федерации на период до 2012 года определяют в качестве одной из ключевых проблем, с которыми сталкивается страна, дефицит человеческого капитала как основ ного ресурса экономического развития. При этом отмечается, что обозначившийся д е фицит квалифицированных инженерных и рабочих кадров, при сохранении сложившихся тенденций, может привести к резкому замедлению темпов экономического роста. В условиях создания принципиально новой технологической базы экономического роста область не может позволить с е б е сохранять систем у профессионального о б разования, созданную для индустриального периода экстенсивного развития в некон курентной с р е д е , которая характеризуется следующими проблемами и негативными тенденциями: отсутствие объективной оценки потребностей экономики в трудовых ресурсах , в результате чего подготовка кадров в систем е профессионального образования слабо ориентирована на потребности рынка труда, и, как следствие , недостаточен уровень трудоустройства выпускников по полученным специальностям и рабочим профессиям; отсутствие прогноза оптимального соотношения образовательных учреждений р а з личного уровня профессионального образования, что может привести к необеспечению подготовки востребованных рабочих кадров и специалистов для развивающихся отрас лей экономики в посткризисный период; недостаточная гибкость организационной структуры государственных образователь ных стандартов и программ профессионального образования, что приводит к неэффек тивному использованию ресурсов и не позволяет «настраивать» систему образования в соответствии с тенденциями социально-экономического развития области и требова ниями потребителей; отсутствие эффективных механизмов участия работодателей в деятельности обра зовательных учреждений всех уровней профессионального образования; слабая связь с предприятиями промышленности, опытными и экспериментальными базами , что приводит к снижению качества учебного процесса, отсутствию практической подготовки будущих специалистов; узкопрофильность подготовки в конкретной области и, как следствие этого, неспо собность выпускников гибко перестраивать направление и содержание своей проф есси ональной деятельности в связи со сменой технологий или потребностями рынка труда; недостаточные темпы развития систем профессиональной переподготовки взрослых и непрерывного профессионального образования в целом, преобладание в этой д е я тельности устаревших технологий и практик обучения; недостаточное участие учреждений профессионального образования в организации профильного обучения учащихся общеобразовательных школ в целях их ориентации для дальнейшего получения профессий и специальностей, связанных с производственной сферой; низкий уровень материально-учебной обеспеченности учреждений профессиональ ного образования. Своевременное реш ение изложенных проблем позволит профессиональному о б разованию области адекватно реагировать на потребности общества и развивающейся инновационной экономики, будет способствовать росту эффективности производства, развитию малого и среднего бизнеса , самозанятости населения и снижению безработи цы. Необходимы меры по изменению сети образовательных учреждений на всех уровнях системы образования, развитию межвузовской кооперации, обмену ресурсами, повы шению академической мобильности студентов и преподавателей, как в регионе, так и за его пределами. Программа рассчитана на включение в процесс модернизации региональной с и стемы профессионального образования организаций и учреждений всех типов и видов, различных форм собственности, что позволит организовать эффективное взаимодей ствие учреждений высшего, средн его и начального профессионального образования, региональных объединений работодателей и органов власти в интересах реализации задач социально-экономического развития региона. 1 .2 . ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Липецкая область - один из стабильных регионов России по уровню экономиче ского развития, территория с высокой концентрацией научного, образовательного и производственно-технического потенциала. В 2010 году в области сохранены положительная динамика по основным макроэко номическим показателям социально-экономического развития, экономика области в о з вращается к докризисному уровню. В связи с этим акценты в социально-экономическом развитии Липецкой области в 2 0 1 1 -2 0 1 5 гг. будут перенесены с мер, нацеленных на антикризисную поддержку отрас лей, предприятий и населения, на меры в рамках р еали зации основны х приоритетов развития о б л а с т и . В результате принимаемых мер по диверсификации экономики и развитию внутрен него спроса в прогнозируемом периоде сформируется положительная динамика про мышленного производства. В 2013 году производство промышленной продукции в о з растет куровню 2009 года на 24%. Увеличение объемов будет обеспечено как за счет организации новых производств, прежде всего в особых экономических зонах федерального и регионального уровней, так и за счет технического перевооружения. В особой экономической зон е промышленно-производственного типа «Липецк» в 2011 году планируется ввести в эксплуатацию ещ е 6 предприятий. В особой экономической зон е ППТ регионального уровня «Тербуны» запущена пер вая очередь современного фармацевтического комплекса ЗАО «Рафарма» по выпуску антибиотиков и противораковых лекарственных средств. Кроме того, за счет реали зации 2 -го этапа технического перевооруж ения ОАО «НЛМК» - строительство и ввод в эксплуатацию новой доменной печи №7 мощностью 3 ,4 млн. тонн чугуна в год - прогнозируются среднегодовы е темпы роста объемов м е таллургического производства в 2 0 1 1 -2 0 1 3 годах - 104,3%. Приоритетом оказания государственной поддержки предприятий остается реали за ция проектов модернизации и технологического обновления. Принят областной закон «Об инновационной деятельности в Липецкой области», утверждена областная целевая комплексная программа «Развитие инновационной д ея тельности в Липецкой области на 2 0 1 1 -2 0 1 5 годы», обеспечивающая интеграцию науки Постановление администрации Липецкой области № 251 от 15.07.2011, г. Липецк Об утверждении областной комплексной Программы «Модернизация профессионального образования Липецкой области, 2011-2015 годы» В целях реализации государственной политики в сф ер е модернизации и развития профессионального образования на территории Липецкой области и во исполнение Перечня поручений Президента Российской Федерации от 9 сентября 2010 г. № ПР- 2663 администрация Липецкой области п о ст ан овл я ет : 1. Утвердить областную комплексную программу «Модернизация профессиональ ного образования Липецкой области, 2011 -2015 годы» (приложение). 2. Управлению финансов Липецкой области включить указанную в п. 1 настоящего постановления Программу в перечень областных целевых программ, подлежащих фи нансированию за счет средств областного бюджета. Глава администрации Липецкой обл а сти _______________________________________________________О. КОРОЛЕВ и производства, со здан а особая экономическая зон а регионального уровня технико внедренческого типа на территории города Липецка. Успешно реализуется модель конкурентоспособного территориального кластера по производству белой техники на б а з е ЗАО «ИНДЕЗИТ ИНТЕРНЭШНЛ» по выпуску холодильников и стиральных машин торговой марки «INDESIT» и «ARISTON» и 10 пр ед приятий, работающих по кооперации с ним. Сформированы и развиваются кластеры по производству сельскохозяйственной техники и оборудования (4 предприятия с численностью работающих - 0 ,5 тыс. чел.) и автокомпонентов (6 предприятий с численностью работающих - 3 ,7 тыс. человек). Реализуемые в области меры поддержки малого би знеса позволят увеличить долю субъектов малого предпринимательства в общем объем е инвестиций с 26% в 2009 году до 27% в 2010 -2011 годах и 28% - в 2 0 1 2 -2 0 1 3 годах. Разработана и действует Инвестиционная стратегия Липецкой области на период до 2020 года, которая направлена на повышение инвестиционной привлекательности области, увеличение притока внешних инвестиционных ресурсов и новых технологий в экономику области. В с ел ь ск ом х о зя й ст в е в прогнозируемом периоде предполагается реализация не менее 12 инвестиционных проектов в животноводстве, в том числе молочных - 3, мясных - 3, птицеводческих - 6, будет обеспечен выход на проектные мощности существующих комплексов и ферм . Планируется создать около 1 тыс. новых рабочих мест. Приоритетным направлением по-прежнему останется ж илищ н ое с тр о и т ел ь с т в о , развитие отраслей социальной сферы, благоустройство, водоснабжение и завершение газификации населенных пунктов. В целях привлечения федеральных средств разработан проект областной програм мы «Стимулирование развития жилищного строительства в Липецкой области на 2011 -2 0 1 5 годы», включающий поддержку строительства малоэтажного жилья, отвечающего стандартам ценовой доступности (эконом-класса), и мероприятия по созданию фонда арендного жилья. Ра звити е м ало го и с р е д н е г о пр едп ри ним атель ства является одним из основных приоритетов экономического развития области. Основной целью в сф ер е малого и среднего би знеса на период до 2015 года станет увеличение оборота малых предприятий неторговой сферы (промышленность, строи тельство, транспорт и связь, ЖКХ, научно-исследовательские разработки). Механизмом, способствующим достижению поставленной цели, станет сохранение всех видов финансовой поддержки в рамках областной Программы развития малого и среднего предпринимательства, а также введение новых видов поддержки - предостав ление субсидий малым инновационным предприятиям на компенсацию части затрат по созданию и развитию предприятия и компенсация первого взноса при заключении д о говоров лизинга. Для повышения конкурентоспособности и ориентации малого би зн еса на развитие экспортных производств начиная с 2010 года предусмотрено предоставление субсидий на оплату услуг по выполнению обязательных требований законодательства, необходи мых для экспорта товаров. Увеличены ассигнования на внедрение энергосберегающих технологий, сохранится финансирование затрат по сертификации систем менеджмента качества. Тенденция ослабления инфляционного давления, рост денежных доходов населения, в том числе за счет дальнейшего развития малого и среднего бизнеса , будут оказывать позитивное влияние на развитие розничной тор говли . Основные показатели прогноза развития тран сп ор тной инфраструктуры преду сматривают развитие дорожной сети области. Основными задачами развития тури стич еской отра сли области останутся с о з д а ние условий для приоритетного развития внутреннего и въездного туризма, повышение степени использования туристического потенциала. Важнейшим направлением развития туризма станет развитие особых экономических зон туристско-рекреационного типа регионального уровня «Елец» и «Задонщина», меж региональных связей с целью создания единой кластерной туристической зоны. В прогнозируемом периоде ожидается сохранение положительной динамики заня тости населения как за счет вновь вводимых предприятий федеральной и региональной особых экономических зон, так и развития малых форм хозяйствования и потребитель ских кооперативов. Это будет способствовать созданию новых рабочих мест и увеличе нию числ енности занятых в экон омик е региона. К концу 2010 года количество занятых граждан в экономике области оценочно составит 543 тыс. человек. К 2013 году уровень занятых к 2009 году составит 100,8% (550 тыс. чел.). Ситуация на рынке труда буд ет улучшаться: сократится высвобождение рабочей силы, увеличится ввод новых рабочих мест, уменьшится численность граждан, обращаю щихся за поддержкой в службу занятости, продолжится реализация программы антикри зисных мер и др. Прогнозируется снижение численности безработных. Развитие экономики Липецкой области, продолжающиеся процессы перевооруж е ния производств, сферы услуг заметно изменяют требования работодателей к квалифи кациям работников, к уровню подготовки выпускников, что ведет к необходимости соот ветствующей перестройки деятельности учреждений профессионального образования. В регионе наблюдается принцип разбалансированности подготовки кадров по уров ням образования, направлениям подготовки, формам обучения. Отсутствует единая ба за прогнозирования. Учитывая вышеизложенное, модернизация системы профессионального обра зова ния региона должна быть связана с реализацией следующих направлений: - формирование эффективной сети учреждений профессионального образования; - концентрация материальных, финансовых, кадровых, методических ресурсов на наиболее перспективных направлениях подготовки в образовательных учреждениях- лидерах; - точечное обновление учебно-материальной базы образовательных учреждений, предоставление всем обучающимся образовательных учреждений возможности обуче ния на передовом учебно-производственном оборудовании; - повышение качества деятельности, результатов труда мастеров производственно го обучения, педагогов, управленческих кадров образовательных учреждений; - обеспечение непрерывности профессионального роста обучающихся, основанного на предоставлении возможностей постоянного совершенствования имеющихся и при обретения новых компетентностей. Для проведения системного изменения облика системы за короткий срок требуется средствами программно-целевого метода создать адаптивную к внешним требованиям региональную сеть учреждений профессионального образования. 1 .3 . АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Система образования Липецкой области представляет собой развитую сеть о б р а зовательных учреждений, охватывающих все уровни образования - от дошкольных о б разовательных учреждений до образовательных учреждений высшего и послевузовского профессионального образования. Сфера образования области характеризуется видовым разнообразием о бр а зов а тельных учреждений: дошкольное образование - детские сады различных видов, центры развития ребенка; общ ее образование - начальные, основные, средни е о бщ ео бр а зо вательные школы, прогимназии, лицеи, гимназии, кадетские школы; дополнительное образование детей - школы, дворцы, центры; начальное профессиональное обра зова ние - профессиональные училища и лицеи; с р е дн е е профессиональное образование - техникумы, училища и колледжи; высшего и послевузовского профессионального о б разования - институты, академии и университеты. Также в систему образования входят интернатные учреждения различных видов, центры психолого-педагогической и соци альной помощи, службы медико-педагогического патронажа. В области действует «Комплексный план модернизации образования Липецкой о б ласти» (распоряжение администрации Липецкой области «Об утверждении комплексного плана модернизации образования Липецкой области до 2014 г.» № 548-р от 24 .12 .08 г), в рамках которого проходит структурная модернизация учреждений образования. Уровни системы профессионального образования недостаточно согласованы между собой , эффективные связи между ними либо отсутствуют, либо выражены крайне слабо. Современное состояние управления системой профессионального образования на региональном уровне характеризуется фрагментарностью работы по прогнозированию е е развития. В условиях рыночной экономики важно сформировать и апробировать комплекс методик и процедур, обеспечивающих повышение надежности прогноза потребности региональной экономики в квалифицированных кадрах всех квалификационных уровней, а также повысить скорость адаптации системы профессионального образования к этим потребностям. Прогнозирование потребностей в трудовых ресурсах и регулярный мониторинг с о ответствия существующей структуры подготовки по программам профессионального образования всех уровней прогнозу потребности позволит б ол е е эффективно форми ровать государственные задания образовательным учреждениям, а также вести плано мерную разработку новых образовательных программ. При этом будут учитываться как структура подготовки в ра зр е зе направлений, специальностей и профессий по уровням образования, так и соотношение различных источников е е финансирования, что позво лит скорректировать и перераспределить в соответствии с потребностями социально экономического развития бюджетные расходы на подготовку кадров. По данным на 01.01 .2011 года в Липецкой области функционируют 42 государствен ных образовательных учреждения начального и среднего профессионального обра зова ния, из них: учреждений НПО - 19, учреждений СПО - 23 (2005 г.: учреждений НПО - 27, СПО - 25). Подготовку в них в 2010-2011 учебном году проходят свыше 22 тысяч студентов и обучающихся по 62 профессиям начального, 70 специальностям средн его проф есси о нального образования (2005 г: 35 тысяч обучающихся и студентов, подготовка велась по 48 профессиям и 60 специальностям). Выпуск из учреждений НПО в 2010 году составил 3987 человек, из учреждений СПО - 4692 человека (2005 г.: из учреждений НПО - 6417 человек, учреждений СПО - 5495 человек). Утвержденные контрольные цифры приема обучающихся и студентов в учреждения начального и среднего профессионального образования, в соответствии с перспектива ми развития регионального социально-экономического комплекса в объем е свыше 6 ты сяч человек (учреждения НПО - 3189 ч., учреждения СПО - 2940 ч.), выполнены на 95 %. Общее количество сотрудников, работающих в учреждениях начального и с р е дн е го проф ессионального образования , составляет свыше 4 ,5 тысячи человек, из них инженерно-педагогических работников - 2082 человека. Программы начального профессионального образования реализуют три государ ственных образовательных учреждения ср е дн ег о проф ессионального образования (государственное областное образовательное учреждение средн его проф ессиональ ного образования «Елецкий промышленно-экономический техникум», государственное областн ое обра зовательное учреждение ср едн его профессионального образования «Липецкий техникум сервиса и дизайна», государственное областное образовательное учреждение средн его профессионального образования «Чаплыгинский аграрный кол ледж»). Кроме того, обучение по программам ср едн его профессионального образования ведется в 5 высших учебных заведениях на факультетах средн его профессионального образования: Липецком кооперативном институте (филиале) образовательного учреж дения высшего профессионального образования «Белгородский университет потреби тельской кооперации»; Липецком филиале автономной образовательной некоммерче ской организации высшего профессионального образования «Институт менеджмента, маркетинга и финансов»; Автономной некоммерческой образовательной организации высшего профессионального образования «Воронежский экономико-правовой инсти тут» филиале в г. Липецке; Елецком филиале негосударственного образовательного учреждения «Российский новый университет»; Елецком филиале ГОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения». Все учреждения начального и ср едн его профессионального образования области имеют лицензии и свидетельства о государственной аккредитации. Численность обучающихся в государственных образовательных учреждениях началь ного профессионального образования на бюджетной основе составила 7 ,9 тыс. человек; ежегодный прием бол ее 3 ,0 тыс. человек. Численность обучающихся в государственных образовательных учреждениях с р е д него профессионального образования на бюджетной основе составила 14,0 тыс. чело век; ежегодный прием около 3 ,0 тыс. человек. В настоящ ее время в государственных учреждениях начального и ср едн его про фессионального образования обучается 389 человек с ограниченными возможностями здоровья , 1346 детей -сирот и детей , оставшихся б е з попечения родителей , из них в учреждениях начального профессионального образования - 937 человек. Основными направлениями реализации задач государственной политики в сф е р е начального и среднего профессионального образования являются: обеспечение квалифицированными кадрами рабочих и служащих организаций, о с у ществляющих свою деятельность на территории области, с учетом потребностей рынка труда; обеспечение финансирования областных государственных образовательных учреж дений начального и среднего профессионального образования на основе федеральных и областных нормативов; осуществление адресной социальной поддержки обучающимся и студентам в госу дарственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования; сохранение и развитие учебно-материальной базы учреждений начального и с р е дн е го профессионального образования; со здани е условий для обучения подростков с ограниченными возможностями з д о ровья, инвалидов и обесп еч ен и е финансирования их обучения в учебных группах по нормативам, установленным для образовательных учреждений соответствующих типов и видов. Приоритетными направлениями развития системы начального и среднего проф есси онального образования в целях создания эффективной современной модели начального и средн его профессионального образования в области для подготовки квалифициро ванных кадров являются: прогнозирование потребности в выпускниках системы профессионального о б р а зо вания до 2020 года с учетом реализации инновационных проектов в регионе; повышение качества профессионального образования через создани е многоуровне вых образовательных учреждений профессионального образования, реализующих про граммы начального и среднего профессионального образования; обесп еч ение подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих ка дров и специалистов для высокотехнологичных производств чер ез реализацию инно вационных образовательных программ и со здани е ресурсных центров по профессиям приоритетных отраслей экономики (машиностроение, сельское хозяйство, строитель ство, сф ер а общ ественного питания, автомобильный транспорт, бытового профиля, здравоохранение); разработка профессиональных образовательных программ по специальностям и направлениям, соответствующим Стратегическим направлениям развития Липецкой о б ласти на период до 2020 года, с учетом требований к квалификациям объединений рабо тодателей и нового поколения образовательных стандартов; об е сп еч ен и е роста профессиональной компетенции руководящих и инж енерно педагогических работников, создани е системы повышения квалификации и переподго товки руководителей, преподавателей и мастеров производственного обучения; обесп ечение соответствия результатов деятельности образовательных учреждений через внедрение и совершенствование новых финансово-экономических механизмов; укрепление учебно-производственной базы образовательных учреждений начально го и среднего профессионального образования. Профессионально-квалификационная структура подготовки кадров в учреждениях начального и средн его профессионального образования соответствует Перечню про фессий , востребованных на региональном рынке труда, и характеризуется следующими показателями: подготовка в государственных образовательных учреждениях начального п р оф ес сионального образования осуществляется по 62 рабочим профессиям; подготовка в государственных образовательных учреждениях среднего пр оф есси о нального образования осуществляется по 70 специальностям. В целях обеспечения отраслей экономики области рабочими кадрами и специали стами с учетом изменения демографической ситуации управлением труда и занятости Липецкой области ежегодно формируется прогноз потребности регионального рынка труда в выпускниках образовательных учреждений профессионального образования по данным муниципальных образований и отраслевых управлений. С учетом данного прогноза еж егодно проводится корректировка объ ем ов и на правлений подготовки кадров в областных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования и согласование объемов подготовки с п е циалистов в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального о б разования федерального подчинения. Значительное внимание в области уделяется вопросам трудоустройства выпускни ков. Ежегодно проводится анализ востребованности рабочих кадров и специалистов на региональном рынке труда и 1 раз в 2 года проводится мониторинг закрепляемости на рабочих местах выпускников государственных учреждений начального профессиональ ного образования. По результатам мониторинга средняя закрепляемость выпускников государственных образовательных учреждений начального профессионального образования в 2010 году составила 7 4 % от трудоустроенных после окончания образовательного учреждения (данные подтверждены кадровыми службами организаций). Для удовлетворения требований работодателей к качеству подготовки рабочих ка дров содержание образовательных программ по наиболее востребованным профессиям согласовывается с работодателями . Ежегодно специалисты предприятий всех форм собственности участвуют в контроле качества подготовки рабочих кадров. В период проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников государственных о б разовательных учреждений начального профессионального образования независимая комиссия работодателей осуществляет комплексную оценку уровня подготовки вы пускника. Критериями оценки качества являются требования квалификационных ха рактеристик, результатом - решение комиссии о присвоении уровня квалификации по результатам итоговой аттестации и выдаче выпускнику соответствующего документа об образовании. В области внедряется практика сетевого взаимодействия образовательных учрежде ний профессионального образования, а именно: в учреждениях начального и среднего профессионального образования реализуются образовательные программы и отдельные курсы с использованием кадрового и научно методического ресурсов вузов; складываются различные формы совместного использования материальных, учеб ных, кадровых и иных ресурсов; реализуются преемственные, интегрированные образовательные программы на чального, среднего и высшего профессионального образования. С етевое в заимодей ствие различных ступеней образования в условиях рыночных отношений обеспечивает эффективность маркетинговой стратегии учреждений началь ного и среднего профессионального образования, соответствует современным потреб ностям обучаемых и их родителей, увеличивает спектр образовательных услуг. С целью ориентации профессионального образования на потребности региональ ного рынка труда, улучшения качественных изменений в содержании образования , мобилизации имеющихся внутренних ресурсов на укрепление учебно-материальной базы образовательных учреждений и оптимизации расходов на их содержание в области проводится реструктуризация сети образовательных учреждений профессионального образования. Основными формами реструктуризации являются: реорганизация путем слияния; реорганизация путем присоединения; реорганизация путем повышения статуса; ликвидация невостребованных образовательных учреждений. В целях подготовки квалифицированных кадров по современным технологиям с учетом требований конкурентоспособных предприятий с 2006 года в области функцио нируют 7 профильных ресурсных центров по подготовке рабочих кадров для социально экономического комплекса, созданных на б а зе учреждений начального и среднего про фессионального образования. В них сконцентрированы модернизированные обра зова тельные ресурсы по родственным профессиональным профилям, предназначенные для совместного использования учреждениями профессионального образования региона. В настоящее время 63 % обучающихся учреждений НПО получают образование на совр е менном оборудовании. Ресурсные центры являются базовыми центрами по подготовке, переподготовке, по вышению квалификации рабочих кадров по профессиям: машиностроительного профиля на б а з е государственного областного о б р а з о в а тельного учреждения начального профессионального образования Профессиональный лицей № 10 г. Липецка и государственного областного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Елецкий промышленно-экономический тех никум»; строительной отрасли на ба зе государственного областного образовательного учреж дения начального профессионального образования Профессиональный лицей № 21 г. Липецка; сельскохозяйственного профиля на б а з е государственного областного о бр а зов а тельного учреждения начального профессионального образования Профессиональный лицей № 9 г. Данкова; бытового профиля государственного областного обра зовательного учреждения среднего профессионального образования «Липецкий техникум сервиса и дизайна»; автомобильного профиля государственного областного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессиональный лицей № 12 г. Липецка; сферы общ ественного питания государственного областного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессиональное училище №3 г. Липецка. Повышение квалификации руководящих и педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования осуществляется с целью обнов ления теоретических и практических знаний на основании плана повышения квалифика ции руководящих и педагогических работников учреждений начального и среднего про фессионального образования области и автономного государственного образователь ного учреждения дополнительного профессионального образования «Липецкий институт развития образования» по заявкам образовательных учреждений с периодичностью 1 раз в 5 лет. Курсы повышения квалификации реализуются по образовательным програм мам для следующих категорий работников: руководитель учреждения, председатель м е тодических комиссий, методист, воспитатель, преподаватель специальных дисциплин, старший мастер, мастер производственного обучения. В Липецкой области в сф ер е начального и среднего профессионального обра зова ния: - учреждены и ежемесячно выплачиваются областные стипендии лучшим обучаю щимся и студентам учреждений начального и средн его профессионального обра зова ния; учреждена областная премия мастерам производственного обучения за достижение высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся. П родолж ени е на 10 -й стр .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz