Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

4 ЛИПЕЦКАЯ газета ПЯТНИЦА , 5 АВГУСТА 2011 № 150 (24028) Ведущий рубрики Исаак Розенфельд ^ылое Спецвыпуск Липецкого областного краеведческого музея и «Липецкой газеты» НАРОДОВЕДЕНИЕ I ЖМЛМ ЯЙШМ я р з Э к М Слобода В избе —ничего лишнего... Семья кресгьянина Дикинской слободы. К 400-ЛЕТИЮ ЛЕБЕДЯНИ I Р ^ З Ь ЗШ ЗрМ ЯЯЙЯ .* з р з м я я й б ^ З 2 З з За крепостными стенами Михаил Корольков Специалисты утверждают: люди петровской эпохи в современных условиях не могли бы выжить из-за губительного для них воздействия уровня естественной радиации . Но и современный россия­ нин, перемещенный в ХVH век, вероятно, не сумел бы обустроить свою жизнь в тогдашних условиях . На эту мысль наводят изыскания и исследования липецких ученых, краеведов о трудах и днях наших предков. Липецкая земля в годы монгольского владычества приш ла в запустение . На картах — ни единого насе­ ленного пункта. Дикое поле. Территория вдоль правого берега реки Воронеж (район нынешнего села Л енино ) стала осваиваться крестья­ нами бояр Романовых толь­ ко в конце XVI века . Эти бояре породнились с Ива­ ном Грозным после его бра­ ка сАнастасией Захарьиной- Юрьевой. Поясним: Петр I был внуком царя Михаила Ф едоровича и правнуком Федора Никитича Романова (митрополита Ф иларета ) . Так пересекается история становления царской дина­ стии с и с то ри ей наш его края. Единственная серьезная работа о прошлом села Ди­ кое (до выхода книги В. М. Важинского «Корни Липец­ ка») — это статья в «Липец­ кой энциклопедии» краеве­ да А л е к с а н д р а К л о ко в а . Кстати , его предки по от­ цовской линии проживали как раз в бывшей Дикин- ской слободе. М атериалы Клокова очень помогли мне в работе над статьей, кото­ рую вы читаете. О заселении села Дикое сохранились легенды, пере­ даваемые из поколения в покол ени е . Н едавно ж и ­ тельница слободы Таисия Дмитриевна Сосновская (в девичестве Безрукавникова) поведала такое семейное предание: — Основатели наш его рода ж и ли на улиц е , что теперь известна как Дворян­ ская . На этой улице теснота была великая и земля до­ рогая. Царь Петр Алексее­ вич увидел, как споро и до­ бротно работают мои пред­ ки , и оказал царскую ми ­ лость: вручил им деньги . При этом строго молвил : «Самовольства не терплю, но вам разрешаю строиться там , где пож елаете» . Они несказанно обрадовались и срубили просторные дома: старший брат Гурий — р я ­ дом с современным селом Коровино (теперь улица Во­ ровского), второй — Марк — на старом кладбище, Про­ хор — на нынешней улице Верхней. Под крестьянские дворы тогда занимали неудобные для пахоты участки — бу­ гры, овраги. На небольших участках около изб разбива­ ли сады, выращивали бахче­ вые культуры. А для зерно­ вых н а р е з а л а с ь з ем л я в поле . Главный промысел был хлебопашество. Ж ен ­ щины, кроме работы в поле, пряли лен, шерсть, ткали холсты и сукна. Работа из­ матывала. Чтобы предста­ вить меру физической на ­ грузки, сошлюсь на харак­ терный пример из лекций доктора исторических наук Леонида Земцова: чтобы вспахать одну десятину зем­ ли (чу ть более г е к т а р а ) , крестьянин с лошадкой и сохой должен был проша­ гать, прилагая значитель­ ные усилия, 38 с половиной верст (в версте —более одно­ го километра). А профессор Петровский приводит табли­ цу, в которой затраты коса­ ря соизмеримы с энергоза­ т р а т а м и л е т ч и к а . А женщина-крестьянка в тече­ ние дня умудрялась, отвле­ каясь на кормление детей и прочие домашние дела, вы­ ткать до семи аршин холста (почти 5 метров)! Какими же «разносола­ ми» компенсировались та ­ кие трудозатраты ? Пищ а дикинских крестьян была проста и однообразна: рж а ­ ной хлеб, щи да каша. Щи варили из квашеной капу ­ сты «без всего». В скором­ ные дни к ним прибавляли сало и сметану или просто молоко. О заправке луком, маслом , мукой и речи не было. Как писали современ­ н и к и : «Щи по л у ч али сь вполне суровые» . Мясное — т о л ь к о в п р а з д н и к и . Даже в середине XIX века овощи мало употреблялись. Более того, моя сестра рас­ сказывала, что, когда отец возвратился с войны и вру­ чил ей в качестве гостинца морковку , она изумленно спросила: «А что это?» Изба отапливалась рус­ ской печью , заним авш ей чуть ли не пятую часть по­ мещения. По мнению уче­ ных, такая печь в то время была самым экономичным и эффективным теплотех­ ническим устройством. Но многочисленная семья — до десяти и более человек — вы нуж денн о ю тил ась на 25-36 квадратных метрах. У более зажиточных изба состояла из двух разделен­ ных сенями половин: зим ­ ней — с печью и летней — без печи. Сложно п р е д с т а в и т ь , как удавалось дикинцам со­ д ерж а ть большие сем ьи . Уже в минувш ем веке , в 1931-1932 гг., на каждого едока отводился участок в одну четверть гектара. Да­ вайте посчитаем. Урожай­ ность ржи в 1926 г. состав­ ляла 1000 кг с гектара. На семью из 4 человек — двое взрослых и двое детей — требовалось в год более 700 кг выпеченного хлеба (800 г для взрослого и 200 г для ребенка в день). Для выпеч­ ки такого количества надо было смолоть почти весь со­ бранный у р ож ай . А ведь при х о ди ло сь еще что -то оставлять на семена, пла ­ тить налоги, чем-то кормить домашних животных и пти­ цу... Вот такая арифметика выживания. Традиционный источник для пополнения семейного бюджета — и з ­ воз, то есть перевозка и под­ в о зк а гру зо в . Д ал ьно сть перевозок —до 60 верст. Это расстояни е можно было преодолеть за световой день и глубокой ночью возвра­ титься домой. В конце XIX века, когда для проектируемого метал­ лургического завода стат ­ ский советник Александр Михайлович Кожин заклю ­ чил с крестьянскими обще­ ствами соглашения на раз­ ведку и изыскание ж ел ез­ ной руды, дикинские мужи­ ки не оставались сторонни­ ми н аб лю д а т ел ям и . Они занялись новым промыслом —собиранием руды в логах, на поверхности земли, «без проникания в недры». Эту руду продавали на вес до­ веренным лицам Кожина. Одно из первых учебных заведений в Дикинской сло­ боде, по данным Александра Клокова, —Дикинское при­ ходское училище. В метри­ ческих книгах сохранились записи о бракосочетании и рождении сына первого его учителя —Александра Ива­ новича Полянского. В 1886­ 1887 гг. он передает в уезд­ ную земскую управу список учащихся . Назовем фами ­ лии дикинских учеников: Безрукавниковы, Гуляевы, С т е ган ц е вы , М ам оновы , Сафоновы, Ситниковы, Тес- лины, Фурсовы, Студеники­ ны. Б еж ало время , проис­ ходили революции, войны, социальные перемены. Три Героя Советского Союза вы­ росли в бывшем селе, вы ­ учились в дикинской школе. Их имена ныне носят улицы Липецка: Митрофан Алек­ сеевич Ануфриев — воен­ ный летчик , кавалер орде­ нов Ленина, Суворова (двух степеней), Красного Знаме­ ни (четырежды удостоен за подвиги во время войны); Павел Андреевич Папин — гвардии старшина, награж­ ден орденами Красного Зна­ мени и Славы III степени; Владимир Иванович З н а ­ менский — военный летчик. Многие вы п у с к н и к и той самой школы, потомки пер­ вых дикинских жителей , участвовали в Великой Оте­ чественной, восстанавлива­ ли разрушенное народное хозяйство , ударно труди ­ лись на Новолипецком ме­ т а л л у р г и ч е с к о м з а в о д е , трубном, станкостроитель­ ном, тракторном , цемент­ ном, на «Центролите» и Со­ кол ьск ом м е т а л л у р ги ч е ­ ском заводе, в Студеновском рудоуправлении, на строй­ к а х , тр анспорте , в сфере обслуживания. Николай Волынчиков, почетный гражданин Лебедянского района, член Липецкого областного краеведческого общества Подобно многим русским городам, Лебедянь возник­ ла как сторожевая кре­ пость на южных рубежах государства. Устройство этой крепости впервые описал Григорий Федоро­ вич Киреевский в писцо­ вой книге 1627-1628 годов. За крепостью, сообщал он, располагался посад из трех слобод. В Пушкинской обитали пушкари и затин- щики, в Стрелецкой — стрельцы, Покровскую населяли казаки. Когда воеводы соорудили малый и большой остроги, К и р е е в с к и й , о д н а к о , не знал. Построить их в одно и то же время не могли. Не стрелять же из малого остро­ га в спину своим же, оборо­ нявшимся от нападавших с боевых валов большого! Зна­ чит, малый как крепость существовал самостоятель­ но до укрепления его боль­ шим острогом. Последний же, вероятнее всего, появил­ ся после 1613 года. То был первый год царствования Михаила Федоровича Рома­ нова. Время было тревож ­ ное, степняки то и дело со­ вершали набеги. Родитель царя Филарет, надо думать, и посоветовал сыну у кр е ­ плять сторожевые крепости. В 1677 году Лебедянская крепость имела три медные пушки с 1019 железными ядрами, 13 чугунных пушек с 513 свинцовыми ядрами, 24 затинные пищали с 800 железными ядрами, 40 пи­ столей, 40 карабинов, 4800 железных рогатин. Но сколько же лет мало­ му острогу, с коего и нача­ лась Лебедянь? Историк и литератор А .И . Гамаюнов писал: «Трудность в реше­ нии вопроса, когда появи­ лась Лебедянь, вырастает из отсутствия поместных мате­ риалов Данковского уезда последней четверти 16 — на­ чала 17 веков». Если бы ар­ хивы сохранились, ученый, думается, нашел бы сведе­ ния о Лебедянском городи- Бунтарь Виктор Елисеев, краевед, член Союза журналистов РФ, лауреат областной премии имени И. А. Бунина Весной 1873 года тысячи молодых людей отправи­ лись в деревню, чтобы вести там пропаганду — «звать Русь к топору». Наибольший размах «хождение в народ» приобрело весной-летом 1874 года. Крестьяне агитаторов слушали, но не поддерживали. Многих революционеров- народников схватила полиция. Среди них был и человек, о котором я хочу рассказать. К революционерам сегодня отношение неодобритель­ ное. Но вряд ли можно оспаривать, что такие люди, как Сергей Стопане, действовали искренне, бескорыстно, самоотвер­ женно пытались помочь народу. . . .1 9 м ар та 1876 года, представ перед членом Мо­ сковской судебной палаты Ф. Ф. Крафтом, арестован­ ный показал, что его зовут СергеемАнтоновичем Стопа- не. «Тамбовский мещанин, 20 лет, православного веро­ исповедания, родители Ан­ тон Петрович Стопане, Ели­ завета Антоновна... Воспи­ тывался в Тамбовской гим­ назии, но курса не окончил, с о с т о я н и я н и к а к о г о не имею . » А далее Стопане зая ви л следователю : «Не признаю себя виновным...» Но через двенадцать дней сын повара из Тамбова, вос­ питанник Тамбовской муж­ ской гимназии, откуда его исключили «за дерзость и п о т е р я н н ую н р а в с т в е н ­ ность», он был вынужден сознаться, что в революци­ онной пропаганде участво­ вал. Еще гимназистом Стопа- не п о зн а к ом и л с я со сту- дентами-народниками Ни ­ кол аем К у л ь ч и ц к и м , Н . Никифоровым и А. Спири­ доновым . И по их совету о тп р ави л ся в У см анский ще в документах не 1605 года, а на несколько веков ранее. И м а лы й , и больш ой остро ги были о к р уж ены широкими и глубокими рва­ ми. В «Поместном приказе» ска зан о : «По рву учинен честик в три реда дубовым. Длина честику трех четвер­ тей с аж ен я . Ш ирина рву пять сажень три четверти. В глубину ръва трех сажень две четверти». В плане Л ебедяни за 1627 год, опубликованном в книге «Город Лебедянь и его уезд в XVII веке», П.Н. Чер- менский по какой-то при­ чине «отодвинул» крепость от защищ авших ее ск ал ь ­ ных берегов Дона и Горо- дянки. Впоследствии он сам же это и исправил. Но не­ верная схема фигурировала еще долго, даже красовалась на стенде краеведческого музея. Автору этих заметок и краеведуЮ. Рыжкову при­ шлось приводить неоспори­ мые архивные данные, под­ тверждающие действитель­ ное расположение защитно­ го рва. В эпоху Смуты на острог напал украинский гетман Сагайдачный с 20 тысячами казаков. Он был на стороне королевича Владислава, что намеревался захватить рус­ ский престол. Это тот самый Владислав, которого ополче­ ние Минина и Пожарского позднее изгнало из Кремля. Вот ему-то на помощь и спе­ шил Сагайдачный. По пути он взял Ливны, Елец, разо­ рил Лебедянь. Хорошо еще, что казацкое войско, погра­ бив город, быстро его поки­ нуло. Сколько же лет Лебедя­ ни? В названной книге П.Н. Черменского читаем: «Пер­ вое упоминание о городе находим в Дворцовых Р а з ­ рядах (том 1, стр. 92 и 93) под 1613 годом: «Того ж году ... писал к Государю, Царю и Великому князю Михаилу Ф едоровичу всея Р уси , с Ливен Гри горий Колтов- ский , что вор Ивашко За- руцкий приступил к Ливнам и от Ливен пошел к Лебедя­ ни». И дальше: «А из Данко­ ва писали к Государю воево­ да князь Иван Одоевский с товарищи, что они по Госу­ дареву указу пришли в Дан­ ков, а З аруцкий стоит на Лебедяни...» Стопане уезд , где стал домашним учителем в доме помещика Янова — в л ад ел ьц а села Кожино (ныне село Ольгов- ка Добринского района). Но продолжалось это недолго. В середине июня Куль­ чицкий передал ему запре­ щенную литературу, в том числе «Историю француз­ ского крестьянства», «Сказ­ ку о приказчике», «Четыре брата», «Песенник». Уже по дороге в Кожино из Тамбова Стопане читал одну из этих книг кучеру Янова. А в са­ мом имении знакомил с кра­ мольной литературой лакея соседнего помещика. Узнав об этом, Янов потребовал подрывные издания для уни­ чтожения, дав честное слово не выдавать агитатора. По­ сле долгих препирательств Стопане расстался с книга­ ми. Но Янов слова не сдер­ жал. И Стопане арестовали. На допросах Сергей Ан­ тонович объяснил, почему взялся за агитацию: «Срав­ н и в а я ж и зн ь к р е с т ь ян с жизнью помещиков, юриди­ ческое и фактическое значе­ ние тех и других в государ­ стве , я был пораж ен тем грустным фактом, что кре­ стьяне, несмотря на то, что целую ж и зн ь свою прово­ дят в тяж елом , но полез­ ном труде, пользуются срав­ нительно с пом ещ иками , которы е проводят врем я большую часть праздно, то есть бесполезно, ничтожным к а к ю ри ди ческим , т ак и материальным значением... Я пришел к такому заклю­ чению, что крестьяне, как люди полезно трудящиеся, имеют положительные пра­ ва на те преимущества, ко­ торыми пользуются поме­ щики...» В заключении Стопане н ап и с ал с ти х о т в о р ен и е - воззвание: Дй, ем, — коеарнме созданья/ Дезужнозо даря презреннме рабм/ .Напрасно т еш и т е с ь безужнмжи желтажи, ? т о е силах зад аеи ть стрежленья еека ем. Напрасно еареарскижи жеражи Дм е нас надеетесь убить любоеь к народу, Так впервые этот город был упомянут в письменном источнике. То есть офици­ ально год рождения Лебедя­ ни — 1613. Если историогра­ фы и краеведы не найдут документов, что дадут осно­ вание изменить дату. В 20-х годах XVII века, вскоре после нашествия гет­ мана украинских казаков Канашевича по прозванию С а гай д ачны й , население Лебедяни составляло 1500 человек. Со второй половины того же столетия здесь рекон ­ с т р у и р ую т с я го р о д с к и е укрепления . Две внутрен­ ние стены малого острога сломаны , рвы засыпаны , остался только ров, окру ­ жающий большой острог. Это было необходимо (хотя южные рубежи России при­ крывала уже Белгородская черта), поскольку Лебедян­ ской крепости еще угрожа­ ли степняки. Хорошо при­ крытая скальными берега­ ми Дона и Городянки, к ко­ торым был прижат дубовый частокол, она ждала напа­ давших с запада и севера, то есть с равнинной местности. Дозоры подавали си гн ал тревоги, жители небольшого посада собирались в остроге, где все становились на бое­ вой вал. Так было, например, в 1662 году, когда на крепость напал большой отряд р а з ­ бойных степняков. «И бысть сеча зла». Нападавшие бе­ жали. Однако в крепости от их стрел вспыхнул пожар. Сгорела деревянная церковь Николая Чудотворца, кото­ рую вновь выстроили и освя­ тили только через пятнад­ цать лет. Постепенно посад около крепости разрастался. При набегах всех его обитателей поместить в крепости стало уже невозможно. Потому, когда на полуденной стороне появлялись тревожные сто­ рожевые дымы , стариков, детей и домашний скот от­ правляли в лесной массив за Великое озеро Лебединое. В 1703 году Лебедянская крепость сгорела от очеред­ ного пожара. Но больше ее стены с башнями восстанав­ ливать не стали — за нена­ добностью. Город уже начал развиваться как торговый и п р омыш л ен ны й центр уезда. Убьете нас, любоеь же будет ж и т ь Ж д а с т ежу желанную сеободу. Власти долго готовили суд над н ародник ам и . 18 октября 1877 года на скамье подсудимых сидели 193 че­ ловека (он и вошел в исто­ рию как «процесс 193-х»). Кульминационным момен­ том стала речь И. Н. Мыш­ кина, которого В. Г. Коро­ ленко назвал «страстотерп­ цем революции». Его слова произвели оглушительный эффект. Председательству­ ющий шестьдесят раз пре­ рывал оратора и грозил уда­ лить его. В конце концов, жандармы буквально выта­ щили Мышкина из зала «за волосы, руки и туловище». Стопане, как свидетельству­ ют документы , кинулся к судьям и закричал: «Это не суд! Мерзавцы! Я вас пре­ зираю, негодяи, холопы!» П р о ц е с с з а к о н ч и л с я только 23 января 1878 года. Двадцать четыре человека, в том числе и Стопане, 25 мая того же года подписали завещание «К товарищам по убеждению». Стопане был приговорен к лишению всех прав состоя­ ния и каторжным работам в крепостях на 6 лет. Но реше­ но было каторжные работы заменить ссылкою в Тоболь­ скую губернию. Его водво­ рили на место жительства в небольшой городок Тюка- линск. Но и здесь револю­ ционер не смирился. В 1879 году при дознании о задер­ жании неизвестного, на ­ звавшегося Иваном Цыпло- вым, Стопане отказался да­ вать ответы «по политиче­ ским мотивам». Тогда вла­ сти постановили упрятать строптивца подальше, вы ­ слав на самый север — в стылую Якутию, а затем на «полюс холода» — в Верхо­ янск. Немногие выдерживали такие и спы тани я . Кто-то кончал самоубийством, кто- то спи вался . Не о ка зал ся исключением и Сергей Сто- пане. Он умер 20 февраля 1902 года в Верхоянске под шум метели , в трескучий мороз. Было ему всего 45 лет. СУДЬБЫ ЛЮДСКИЕ I Э З Л 2 З З ЗЛ УЖ ЗЯМ З Отец Исаакий Юрий Конышев В «Былом», кажется, ни разу не рассказывалось об архимандрите Исаакии, в миру Иване Васильеви­ че Виноградове (1891 — 1981), который с 1958 года и до заверше­ ния своей земной жизни был благочинным Елецкого района и настоятелем Вознесенского собора Ельца. В его судьбе переплелись главные события жестокого ХХ века. В Первую мировую он ушел на фронт. Был в Добровольческой армии. Эмигрировал. В Париже окончил Богословский институт, принял монашеский постриг. Его путь православного кормчего начался в Праге, где он восклик­ нул, обратившись к небу: «Какое будущее готовит мне Господь? Спаси, Господи! Как хорошо исполнилась мечта моих многих лет. Мне очень хорошо». Он и вправду с детства мечтал стать священником. И вот на Праж­ ском вокзале в 1928 году его встре­ тил , чтобы определить ему место служения Господу, высокопреосвя- щеннейший архим андрит П р аж ­ ский Сергий. Здесь он пережил не­ мало. В годы Второй мировой войны уже архимандрит Исаакий молился о победе русского духа и оружия. Ему было видение: князь-мученик Вячеслав Чешский предсказал, что Россия победит. Еще в 1927 году, вступив в Рос­ сийский общевоинский союз, архи­ мандрит был избран его главным священником. Но он пришел к мыс­ ли, что «это одряхлевший орган», он не имеет силы . Тем не менее, когда война закончилась и наши вой ск а вс тупи ли в П р агу , отец Исаакий был осужден. Приговор — д е с я т ь л е т и с п р а в и т е л ь н о ­ трудовых лагерей. В своем послед­ нем слове он обратился к трибуналу: «Пред вами сидят не убийцы и не воры, а ваши идеологические про- тивники. Нас арестовали не с ору­ жием в руках, мы все проживали в мирных квартирах Праги». Вскоре теплуш к а повезла его через города и веси Украины, России в ж а р к и й К а з а х с т а н . Б а тю ш к а вновь и вновь просил Создателя: «Господи Бож е , Иисусе Христе , услышь мою молитву, помоги мне выстоять, все перенести и остаться верным Тебе, мой Всевышний Бог». В Карагандинском лагере не раз вспоминались ему детство и юность. Происходил он из трудового, кре­ стьянского рода дворовых людей князей Долгоруковых. Отец буду­ щего священника, четвертый ребе­ нок в семье, пошел по учительской стезе. Он любил, вспоминал архи­ мандрит, книги Пушкина и Гоголя, интересовался математикой, физи­ кой, химией, проводил метеонаблю­ дения и вместе с тем возглавлял церковный хор, почитал духовен­ ство. М альчик Ваня рано научился читать и писать. Среди его любимых детских игр была игра «в батюшку», он даже венчал, играя, кукол своих сестер. Учиться он поступил не в гимназию, а в реальное училище. Это не случайно. Как раз тогда стра­ на тяжело пережила поражение в войне с Японией. Оно, по словам священнослужителя, в тот момент многими объяснялось отсталостью нашей в области техники. Но Ивана все-таки ждало иное служение. В канун Первой мировой он вошел в аудиторию в Санкт-Петербургской духовной академии. Однако грянул 1914 год, и студент Иван Виноградов стал воином, оказался на передовой. А дальше была Гражданская война. В 1918 году штабс-капитан Вино­ градов напишет: Жне приходится е руки сеои е з я т ь оружие, простиешись с желтою е тиш ине т е о р и т ь дело Любеи. Позже он не раз повторял: «При­ знаю только две формы одежды — военную и монашескую». Так случилось, что в заключении он пробыл сравнительно недолго. Пробил для него час свободы. С ко­ томкой на плечах он побрел на стан­ цию со слезами благодарения Госпо­ ду за освобождение. Теперь он мог продолжить служение Богу. По на­ стоянию Владыки Николая, митро­ полита Алмаатинского и Казахстан­ ского, его назначают настоятелем окраинной церкви. Ему уже за пять­ десят. Пришли мудрость, знание людских судеб и сердец. В 1948 году отец Исаакий — настоятель Свято- Никольского Кафедрального собора. В течение десяти лет он привлек туда сотни, тысячи человек, снискал у верующих любовь и доверие. А служба в Свято-Успенском со­ боре в Ельце н ач алась , как уже сказано, в 1958 году. Он точно знал, что ему долго придется жить и слу­ жить Господу в этом древнем городе, не раз спасавшем Святую Русь. Архимандрит Исаакий был здесь центром всеобщего при тяж ени я , духовного, нравственного, интел­ лектуального, более двух десятков лет самой значимой личностью в городе. Об этом свидетельствуют те, кто его хорошо знал. Близкие ему люди слышали от него интересней­ шие рассказы о Деникине, полков­ нике Дроздовском, генерале Куте­ пове. Отец И саакий был хорошо знаком с семьей художника Васне­ цова, знал Ивана Алексеевича Бу ­ нина, Ивана Шмелева, Владимира Ивановича Немировича-Данченко, Александра Куприна, Алексея Тол­ стого. Иногда, пишет в своих воспоми­ наниях Р . Эйхорн, он обращался к кому-нибудь из нас с вопросом о со­ временных событиях (сам не любил читать газеты) или книжных новин­ ках . Прекрасно зная духовную и классическую литературу , а р х и ­ мандрит перелистывал и современ­ ных писателей. Его заинтересовали исторический роман о грузинском полководце Георгии Саакадзе «Ве­ ликий Моурави», остроумная исто­ рия Ходжи Насреддина Л. Соловье­ ва . А вот прочи тав «М астера и Маргариту», он заметил: «Путаная книга». В Ельце архимандрит Исаакий получил право нош ения второго креста , затем — право служ ения Божественной литургии с открыты­ ми Царскими вратами. При Патри­ архе Пимене удостоился еще одной высшей награды — права ношения третьего креста. Это случилось уже в 70-е годы. От Патриарха Пимена он получил и Патриарший посох. Были ему пожалованы и два ордена Святого равноапостольного велико­ го князя Владимира II и III степени. Да, свыше двадцати лет служил он в Ельце. Это были нелегкие вре­ мена — продолжались гонения на церковь, непонимание властей. Но отец Исаакий мужественно выпол­ нял свою пастырскую миссию, спа­ сал людей, вы таскивал из самой пропасти, исцелял молитвой. Тому есть множество свидетельств. Когда 12 января 1981 года он по­ чил в Бозе, проститься с ним вышел весь Елец. ИМЯ В ИСТОРИИ ! ^ Х з ж Э з я м з 3 Я й р з Э ^ 3 Г й ж б З з С К З Й 2 у б а р я М М

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz