Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)
4 ЛИПЕЦКАЯ газета ПЯТНИЦА , 5 АВГУСТА 2011 № 150 (24028) Ведущий рубрики Исаак Розенфельд ^ылое Спецвыпуск Липецкого областного краеведческого музея и «Липецкой газеты» НАРОДОВЕДЕНИЕ I ЖМЛМ ЯЙШМ я р з Э к М Слобода В избе —ничего лишнего... Семья кресгьянина Дикинской слободы. К 400-ЛЕТИЮ ЛЕБЕДЯНИ I Р ^ З Ь ЗШ ЗрМ ЯЯЙЯ .* з р з м я я й б ^ З 2 З з За крепостными стенами Михаил Корольков Специалисты утверждают: люди петровской эпохи в современных условиях не могли бы выжить из-за губительного для них воздействия уровня естественной радиации . Но и современный россия нин, перемещенный в ХVH век, вероятно, не сумел бы обустроить свою жизнь в тогдашних условиях . На эту мысль наводят изыскания и исследования липецких ученых, краеведов о трудах и днях наших предков. Липецкая земля в годы монгольского владычества приш ла в запустение . На картах — ни единого насе ленного пункта. Дикое поле. Территория вдоль правого берега реки Воронеж (район нынешнего села Л енино ) стала осваиваться крестья нами бояр Романовых толь ко в конце XVI века . Эти бояре породнились с Ива ном Грозным после его бра ка сАнастасией Захарьиной- Юрьевой. Поясним: Петр I был внуком царя Михаила Ф едоровича и правнуком Федора Никитича Романова (митрополита Ф иларета ) . Так пересекается история становления царской дина стии с и с то ри ей наш его края. Единственная серьезная работа о прошлом села Ди кое (до выхода книги В. М. Важинского «Корни Липец ка») — это статья в «Липец кой энциклопедии» краеве да А л е к с а н д р а К л о ко в а . Кстати , его предки по от цовской линии проживали как раз в бывшей Дикин- ской слободе. М атериалы Клокова очень помогли мне в работе над статьей, кото рую вы читаете. О заселении села Дикое сохранились легенды, пере даваемые из поколения в покол ени е . Н едавно ж и тельница слободы Таисия Дмитриевна Сосновская (в девичестве Безрукавникова) поведала такое семейное предание: — Основатели наш его рода ж и ли на улиц е , что теперь известна как Дворян ская . На этой улице теснота была великая и земля до рогая. Царь Петр Алексее вич увидел, как споро и до бротно работают мои пред ки , и оказал царскую ми лость: вручил им деньги . При этом строго молвил : «Самовольства не терплю, но вам разрешаю строиться там , где пож елаете» . Они несказанно обрадовались и срубили просторные дома: старший брат Гурий — р я дом с современным селом Коровино (теперь улица Во ровского), второй — Марк — на старом кладбище, Про хор — на нынешней улице Верхней. Под крестьянские дворы тогда занимали неудобные для пахоты участки — бу гры, овраги. На небольших участках около изб разбива ли сады, выращивали бахче вые культуры. А для зерно вых н а р е з а л а с ь з ем л я в поле . Главный промысел был хлебопашество. Ж ен щины, кроме работы в поле, пряли лен, шерсть, ткали холсты и сукна. Работа из матывала. Чтобы предста вить меру физической на грузки, сошлюсь на харак терный пример из лекций доктора исторических наук Леонида Земцова: чтобы вспахать одну десятину зем ли (чу ть более г е к т а р а ) , крестьянин с лошадкой и сохой должен был проша гать, прилагая значитель ные усилия, 38 с половиной верст (в версте —более одно го километра). А профессор Петровский приводит табли цу, в которой затраты коса ря соизмеримы с энергоза т р а т а м и л е т ч и к а . А женщина-крестьянка в тече ние дня умудрялась, отвле каясь на кормление детей и прочие домашние дела, вы ткать до семи аршин холста (почти 5 метров)! Какими же «разносола ми» компенсировались та кие трудозатраты ? Пищ а дикинских крестьян была проста и однообразна: рж а ной хлеб, щи да каша. Щи варили из квашеной капу сты «без всего». В скором ные дни к ним прибавляли сало и сметану или просто молоко. О заправке луком, маслом , мукой и речи не было. Как писали современ н и к и : «Щи по л у ч али сь вполне суровые» . Мясное — т о л ь к о в п р а з д н и к и . Даже в середине XIX века овощи мало употреблялись. Более того, моя сестра рас сказывала, что, когда отец возвратился с войны и вру чил ей в качестве гостинца морковку , она изумленно спросила: «А что это?» Изба отапливалась рус ской печью , заним авш ей чуть ли не пятую часть по мещения. По мнению уче ных, такая печь в то время была самым экономичным и эффективным теплотех ническим устройством. Но многочисленная семья — до десяти и более человек — вы нуж денн о ю тил ась на 25-36 квадратных метрах. У более зажиточных изба состояла из двух разделен ных сенями половин: зим ней — с печью и летней — без печи. Сложно п р е д с т а в и т ь , как удавалось дикинцам со д ерж а ть большие сем ьи . Уже в минувш ем веке , в 1931-1932 гг., на каждого едока отводился участок в одну четверть гектара. Да вайте посчитаем. Урожай ность ржи в 1926 г. состав ляла 1000 кг с гектара. На семью из 4 человек — двое взрослых и двое детей — требовалось в год более 700 кг выпеченного хлеба (800 г для взрослого и 200 г для ребенка в день). Для выпеч ки такого количества надо было смолоть почти весь со бранный у р ож ай . А ведь при х о ди ло сь еще что -то оставлять на семена, пла тить налоги, чем-то кормить домашних животных и пти цу... Вот такая арифметика выживания. Традиционный источник для пополнения семейного бюджета — и з воз, то есть перевозка и под в о зк а гру зо в . Д ал ьно сть перевозок —до 60 верст. Это расстояни е можно было преодолеть за световой день и глубокой ночью возвра титься домой. В конце XIX века, когда для проектируемого метал лургического завода стат ский советник Александр Михайлович Кожин заклю чил с крестьянскими обще ствами соглашения на раз ведку и изыскание ж ел ез ной руды, дикинские мужи ки не оставались сторонни ми н аб лю д а т ел ям и . Они занялись новым промыслом —собиранием руды в логах, на поверхности земли, «без проникания в недры». Эту руду продавали на вес до веренным лицам Кожина. Одно из первых учебных заведений в Дикинской сло боде, по данным Александра Клокова, —Дикинское при ходское училище. В метри ческих книгах сохранились записи о бракосочетании и рождении сына первого его учителя —Александра Ива новича Полянского. В 1886 1887 гг. он передает в уезд ную земскую управу список учащихся . Назовем фами лии дикинских учеников: Безрукавниковы, Гуляевы, С т е ган ц е вы , М ам оновы , Сафоновы, Ситниковы, Тес- лины, Фурсовы, Студеники ны. Б еж ало время , проис ходили революции, войны, социальные перемены. Три Героя Советского Союза вы росли в бывшем селе, вы учились в дикинской школе. Их имена ныне носят улицы Липецка: Митрофан Алек сеевич Ануфриев — воен ный летчик , кавалер орде нов Ленина, Суворова (двух степеней), Красного Знаме ни (четырежды удостоен за подвиги во время войны); Павел Андреевич Папин — гвардии старшина, награж ден орденами Красного Зна мени и Славы III степени; Владимир Иванович З н а менский — военный летчик. Многие вы п у с к н и к и той самой школы, потомки пер вых дикинских жителей , участвовали в Великой Оте чественной, восстанавлива ли разрушенное народное хозяйство , ударно труди лись на Новолипецком ме т а л л у р г и ч е с к о м з а в о д е , трубном, станкостроитель ном, тракторном , цемент ном, на «Центролите» и Со кол ьск ом м е т а л л у р ги ч е ском заводе, в Студеновском рудоуправлении, на строй к а х , тр анспорте , в сфере обслуживания. Николай Волынчиков, почетный гражданин Лебедянского района, член Липецкого областного краеведческого общества Подобно многим русским городам, Лебедянь возник ла как сторожевая кре пость на южных рубежах государства. Устройство этой крепости впервые описал Григорий Федоро вич Киреевский в писцо вой книге 1627-1628 годов. За крепостью, сообщал он, располагался посад из трех слобод. В Пушкинской обитали пушкари и затин- щики, в Стрелецкой — стрельцы, Покровскую населяли казаки. Когда воеводы соорудили малый и большой остроги, К и р е е в с к и й , о д н а к о , не знал. Построить их в одно и то же время не могли. Не стрелять же из малого остро га в спину своим же, оборо нявшимся от нападавших с боевых валов большого! Зна чит, малый как крепость существовал самостоятель но до укрепления его боль шим острогом. Последний же, вероятнее всего, появил ся после 1613 года. То был первый год царствования Михаила Федоровича Рома нова. Время было тревож ное, степняки то и дело со вершали набеги. Родитель царя Филарет, надо думать, и посоветовал сыну у кр е плять сторожевые крепости. В 1677 году Лебедянская крепость имела три медные пушки с 1019 железными ядрами, 13 чугунных пушек с 513 свинцовыми ядрами, 24 затинные пищали с 800 железными ядрами, 40 пи столей, 40 карабинов, 4800 железных рогатин. Но сколько же лет мало му острогу, с коего и нача лась Лебедянь? Историк и литератор А .И . Гамаюнов писал: «Трудность в реше нии вопроса, когда появи лась Лебедянь, вырастает из отсутствия поместных мате риалов Данковского уезда последней четверти 16 — на чала 17 веков». Если бы ар хивы сохранились, ученый, думается, нашел бы сведе ния о Лебедянском городи- Бунтарь Виктор Елисеев, краевед, член Союза журналистов РФ, лауреат областной премии имени И. А. Бунина Весной 1873 года тысячи молодых людей отправи лись в деревню, чтобы вести там пропаганду — «звать Русь к топору». Наибольший размах «хождение в народ» приобрело весной-летом 1874 года. Крестьяне агитаторов слушали, но не поддерживали. Многих революционеров- народников схватила полиция. Среди них был и человек, о котором я хочу рассказать. К революционерам сегодня отношение неодобритель ное. Но вряд ли можно оспаривать, что такие люди, как Сергей Стопане, действовали искренне, бескорыстно, самоотвер женно пытались помочь народу. . . .1 9 м ар та 1876 года, представ перед членом Мо сковской судебной палаты Ф. Ф. Крафтом, арестован ный показал, что его зовут СергеемАнтоновичем Стопа- не. «Тамбовский мещанин, 20 лет, православного веро исповедания, родители Ан тон Петрович Стопане, Ели завета Антоновна... Воспи тывался в Тамбовской гим назии, но курса не окончил, с о с т о я н и я н и к а к о г о не имею . » А далее Стопане зая ви л следователю : «Не признаю себя виновным...» Но через двенадцать дней сын повара из Тамбова, вос питанник Тамбовской муж ской гимназии, откуда его исключили «за дерзость и п о т е р я н н ую н р а в с т в е н ность», он был вынужден сознаться, что в революци онной пропаганде участво вал. Еще гимназистом Стопа- не п о зн а к ом и л с я со сту- дентами-народниками Ни кол аем К у л ь ч и ц к и м , Н . Никифоровым и А. Спири доновым . И по их совету о тп р ави л ся в У см анский ще в документах не 1605 года, а на несколько веков ранее. И м а лы й , и больш ой остро ги были о к р уж ены широкими и глубокими рва ми. В «Поместном приказе» ска зан о : «По рву учинен честик в три реда дубовым. Длина честику трех четвер тей с аж ен я . Ш ирина рву пять сажень три четверти. В глубину ръва трех сажень две четверти». В плане Л ебедяни за 1627 год, опубликованном в книге «Город Лебедянь и его уезд в XVII веке», П.Н. Чер- менский по какой-то при чине «отодвинул» крепость от защищ авших ее ск ал ь ных берегов Дона и Горо- дянки. Впоследствии он сам же это и исправил. Но не верная схема фигурировала еще долго, даже красовалась на стенде краеведческого музея. Автору этих заметок и краеведуЮ. Рыжкову при шлось приводить неоспори мые архивные данные, под тверждающие действитель ное расположение защитно го рва. В эпоху Смуты на острог напал украинский гетман Сагайдачный с 20 тысячами казаков. Он был на стороне королевича Владислава, что намеревался захватить рус ский престол. Это тот самый Владислав, которого ополче ние Минина и Пожарского позднее изгнало из Кремля. Вот ему-то на помощь и спе шил Сагайдачный. По пути он взял Ливны, Елец, разо рил Лебедянь. Хорошо еще, что казацкое войско, погра бив город, быстро его поки нуло. Сколько же лет Лебедя ни? В названной книге П.Н. Черменского читаем: «Пер вое упоминание о городе находим в Дворцовых Р а з рядах (том 1, стр. 92 и 93) под 1613 годом: «Того ж году ... писал к Государю, Царю и Великому князю Михаилу Ф едоровичу всея Р уси , с Ливен Гри горий Колтов- ский , что вор Ивашко За- руцкий приступил к Ливнам и от Ливен пошел к Лебедя ни». И дальше: «А из Данко ва писали к Государю воево да князь Иван Одоевский с товарищи, что они по Госу дареву указу пришли в Дан ков, а З аруцкий стоит на Лебедяни...» Стопане уезд , где стал домашним учителем в доме помещика Янова — в л ад ел ьц а села Кожино (ныне село Ольгов- ка Добринского района). Но продолжалось это недолго. В середине июня Куль чицкий передал ему запре щенную литературу, в том числе «Историю француз ского крестьянства», «Сказ ку о приказчике», «Четыре брата», «Песенник». Уже по дороге в Кожино из Тамбова Стопане читал одну из этих книг кучеру Янова. А в са мом имении знакомил с кра мольной литературой лакея соседнего помещика. Узнав об этом, Янов потребовал подрывные издания для уни чтожения, дав честное слово не выдавать агитатора. По сле долгих препирательств Стопане расстался с книга ми. Но Янов слова не сдер жал. И Стопане арестовали. На допросах Сергей Ан тонович объяснил, почему взялся за агитацию: «Срав н и в а я ж и зн ь к р е с т ь ян с жизнью помещиков, юриди ческое и фактическое значе ние тех и других в государ стве , я был пораж ен тем грустным фактом, что кре стьяне, несмотря на то, что целую ж и зн ь свою прово дят в тяж елом , но полез ном труде, пользуются срав нительно с пом ещ иками , которы е проводят врем я большую часть праздно, то есть бесполезно, ничтожным к а к ю ри ди ческим , т ак и материальным значением... Я пришел к такому заклю чению, что крестьяне, как люди полезно трудящиеся, имеют положительные пра ва на те преимущества, ко торыми пользуются поме щики...» В заключении Стопане н ап и с ал с ти х о т в о р ен и е - воззвание: Дй, ем, — коеарнме созданья/ Дезужнозо даря презреннме рабм/ .Напрасно т еш и т е с ь безужнмжи желтажи, ? т о е силах зад аеи ть стрежленья еека ем. Напрасно еареарскижи жеражи Дм е нас надеетесь убить любоеь к народу, Так впервые этот город был упомянут в письменном источнике. То есть офици ально год рождения Лебедя ни — 1613. Если историогра фы и краеведы не найдут документов, что дадут осно вание изменить дату. В 20-х годах XVII века, вскоре после нашествия гет мана украинских казаков Канашевича по прозванию С а гай д ачны й , население Лебедяни составляло 1500 человек. Со второй половины того же столетия здесь рекон с т р у и р ую т с я го р о д с к и е укрепления . Две внутрен ние стены малого острога сломаны , рвы засыпаны , остался только ров, окру жающий большой острог. Это было необходимо (хотя южные рубежи России при крывала уже Белгородская черта), поскольку Лебедян ской крепости еще угрожа ли степняки. Хорошо при крытая скальными берега ми Дона и Городянки, к ко торым был прижат дубовый частокол, она ждала напа давших с запада и севера, то есть с равнинной местности. Дозоры подавали си гн ал тревоги, жители небольшого посада собирались в остроге, где все становились на бое вой вал. Так было, например, в 1662 году, когда на крепость напал большой отряд р а з бойных степняков. «И бысть сеча зла». Нападавшие бе жали. Однако в крепости от их стрел вспыхнул пожар. Сгорела деревянная церковь Николая Чудотворца, кото рую вновь выстроили и освя тили только через пятнад цать лет. Постепенно посад около крепости разрастался. При набегах всех его обитателей поместить в крепости стало уже невозможно. Потому, когда на полуденной стороне появлялись тревожные сто рожевые дымы , стариков, детей и домашний скот от правляли в лесной массив за Великое озеро Лебединое. В 1703 году Лебедянская крепость сгорела от очеред ного пожара. Но больше ее стены с башнями восстанав ливать не стали — за нена добностью. Город уже начал развиваться как торговый и п р омыш л ен ны й центр уезда. Убьете нас, любоеь же будет ж и т ь Ж д а с т ежу желанную сеободу. Власти долго готовили суд над н ародник ам и . 18 октября 1877 года на скамье подсудимых сидели 193 че ловека (он и вошел в исто рию как «процесс 193-х»). Кульминационным момен том стала речь И. Н. Мыш кина, которого В. Г. Коро ленко назвал «страстотерп цем революции». Его слова произвели оглушительный эффект. Председательству ющий шестьдесят раз пре рывал оратора и грозил уда лить его. В конце концов, жандармы буквально выта щили Мышкина из зала «за волосы, руки и туловище». Стопане, как свидетельству ют документы , кинулся к судьям и закричал: «Это не суд! Мерзавцы! Я вас пре зираю, негодяи, холопы!» П р о ц е с с з а к о н ч и л с я только 23 января 1878 года. Двадцать четыре человека, в том числе и Стопане, 25 мая того же года подписали завещание «К товарищам по убеждению». Стопане был приговорен к лишению всех прав состоя ния и каторжным работам в крепостях на 6 лет. Но реше но было каторжные работы заменить ссылкою в Тоболь скую губернию. Его водво рили на место жительства в небольшой городок Тюка- линск. Но и здесь револю ционер не смирился. В 1879 году при дознании о задер жании неизвестного, на звавшегося Иваном Цыпло- вым, Стопане отказался да вать ответы «по политиче ским мотивам». Тогда вла сти постановили упрятать строптивца подальше, вы слав на самый север — в стылую Якутию, а затем на «полюс холода» — в Верхо янск. Немногие выдерживали такие и спы тани я . Кто-то кончал самоубийством, кто- то спи вался . Не о ка зал ся исключением и Сергей Сто- пане. Он умер 20 февраля 1902 года в Верхоянске под шум метели , в трескучий мороз. Было ему всего 45 лет. СУДЬБЫ ЛЮДСКИЕ I Э З Л 2 З З ЗЛ УЖ ЗЯМ З Отец Исаакий Юрий Конышев В «Былом», кажется, ни разу не рассказывалось об архимандрите Исаакии, в миру Иване Васильеви че Виноградове (1891 — 1981), который с 1958 года и до заверше ния своей земной жизни был благочинным Елецкого района и настоятелем Вознесенского собора Ельца. В его судьбе переплелись главные события жестокого ХХ века. В Первую мировую он ушел на фронт. Был в Добровольческой армии. Эмигрировал. В Париже окончил Богословский институт, принял монашеский постриг. Его путь православного кормчего начался в Праге, где он восклик нул, обратившись к небу: «Какое будущее готовит мне Господь? Спаси, Господи! Как хорошо исполнилась мечта моих многих лет. Мне очень хорошо». Он и вправду с детства мечтал стать священником. И вот на Праж ском вокзале в 1928 году его встре тил , чтобы определить ему место служения Господу, высокопреосвя- щеннейший архим андрит П р аж ский Сергий. Здесь он пережил не мало. В годы Второй мировой войны уже архимандрит Исаакий молился о победе русского духа и оружия. Ему было видение: князь-мученик Вячеслав Чешский предсказал, что Россия победит. Еще в 1927 году, вступив в Рос сийский общевоинский союз, архи мандрит был избран его главным священником. Но он пришел к мыс ли, что «это одряхлевший орган», он не имеет силы . Тем не менее, когда война закончилась и наши вой ск а вс тупи ли в П р агу , отец Исаакий был осужден. Приговор — д е с я т ь л е т и с п р а в и т е л ь н о трудовых лагерей. В своем послед нем слове он обратился к трибуналу: «Пред вами сидят не убийцы и не воры, а ваши идеологические про- тивники. Нас арестовали не с ору жием в руках, мы все проживали в мирных квартирах Праги». Вскоре теплуш к а повезла его через города и веси Украины, России в ж а р к и й К а з а х с т а н . Б а тю ш к а вновь и вновь просил Создателя: «Господи Бож е , Иисусе Христе , услышь мою молитву, помоги мне выстоять, все перенести и остаться верным Тебе, мой Всевышний Бог». В Карагандинском лагере не раз вспоминались ему детство и юность. Происходил он из трудового, кре стьянского рода дворовых людей князей Долгоруковых. Отец буду щего священника, четвертый ребе нок в семье, пошел по учительской стезе. Он любил, вспоминал архи мандрит, книги Пушкина и Гоголя, интересовался математикой, физи кой, химией, проводил метеонаблю дения и вместе с тем возглавлял церковный хор, почитал духовен ство. М альчик Ваня рано научился читать и писать. Среди его любимых детских игр была игра «в батюшку», он даже венчал, играя, кукол своих сестер. Учиться он поступил не в гимназию, а в реальное училище. Это не случайно. Как раз тогда стра на тяжело пережила поражение в войне с Японией. Оно, по словам священнослужителя, в тот момент многими объяснялось отсталостью нашей в области техники. Но Ивана все-таки ждало иное служение. В канун Первой мировой он вошел в аудиторию в Санкт-Петербургской духовной академии. Однако грянул 1914 год, и студент Иван Виноградов стал воином, оказался на передовой. А дальше была Гражданская война. В 1918 году штабс-капитан Вино градов напишет: Жне приходится е руки сеои е з я т ь оружие, простиешись с желтою е тиш ине т е о р и т ь дело Любеи. Позже он не раз повторял: «При знаю только две формы одежды — военную и монашескую». Так случилось, что в заключении он пробыл сравнительно недолго. Пробил для него час свободы. С ко томкой на плечах он побрел на стан цию со слезами благодарения Госпо ду за освобождение. Теперь он мог продолжить служение Богу. По на стоянию Владыки Николая, митро полита Алмаатинского и Казахстан ского, его назначают настоятелем окраинной церкви. Ему уже за пять десят. Пришли мудрость, знание людских судеб и сердец. В 1948 году отец Исаакий — настоятель Свято- Никольского Кафедрального собора. В течение десяти лет он привлек туда сотни, тысячи человек, снискал у верующих любовь и доверие. А служба в Свято-Успенском со боре в Ельце н ач алась , как уже сказано, в 1958 году. Он точно знал, что ему долго придется жить и слу жить Господу в этом древнем городе, не раз спасавшем Святую Русь. Архимандрит Исаакий был здесь центром всеобщего при тяж ени я , духовного, нравственного, интел лектуального, более двух десятков лет самой значимой личностью в городе. Об этом свидетельствуют те, кто его хорошо знал. Близкие ему люди слышали от него интересней шие рассказы о Деникине, полков нике Дроздовском, генерале Куте пове. Отец И саакий был хорошо знаком с семьей художника Васне цова, знал Ивана Алексеевича Бу нина, Ивана Шмелева, Владимира Ивановича Немировича-Данченко, Александра Куприна, Алексея Тол стого. Иногда, пишет в своих воспоми наниях Р . Эйхорн, он обращался к кому-нибудь из нас с вопросом о со временных событиях (сам не любил читать газеты) или книжных новин ках . Прекрасно зная духовную и классическую литературу , а р х и мандрит перелистывал и современ ных писателей. Его заинтересовали исторический роман о грузинском полководце Георгии Саакадзе «Ве ликий Моурави», остроумная исто рия Ходжи Насреддина Л. Соловье ва . А вот прочи тав «М астера и Маргариту», он заметил: «Путаная книга». В Ельце архимандрит Исаакий получил право нош ения второго креста , затем — право служ ения Божественной литургии с открыты ми Царскими вратами. При Патри архе Пимене удостоился еще одной высшей награды — права ношения третьего креста. Это случилось уже в 70-е годы. От Патриарха Пимена он получил и Патриарший посох. Были ему пожалованы и два ордена Святого равноапостольного велико го князя Владимира II и III степени. Да, свыше двадцати лет служил он в Ельце. Это были нелегкие вре мена — продолжались гонения на церковь, непонимание властей. Но отец Исаакий мужественно выпол нял свою пастырскую миссию, спа сал людей, вы таскивал из самой пропасти, исцелял молитвой. Тому есть множество свидетельств. Когда 12 января 1981 года он по чил в Бозе, проститься с ним вышел весь Елец. ИМЯ В ИСТОРИИ ! ^ Х з ж Э з я м з 3 Я й р з Э ^ 3 Г й ж б З з С К З Й 2 у б а р я М М
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz