Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 1№ 147 / 24025/2 АВГУСТА 2011 3 УНИКАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ I М у з ^ И М ^ Ч Й ^ М 6 З й Д й Ч С К ^ М й р й Ж Й ^ ^ й й й б р й Ж ^ Н М ^ Реконструкция эпохи О своем любимом детище Александр ^осякин можег рассказывать часами, но лучше все увидеть собственными глазами —запомнится надолго. Эмма Меньшикова Открываешь одну дверь — а за ней монах- летописец скрипит пером при свече, воссоздавая события «минувших дней». Открываешь другую — а там первопечатник Иван Федоров настраивает станок под знаменитую книгу, положившую начало русскому печатно му делу. А за третьей дверью — современный редактор на печатной машинке, а может, уже и на клавиатуре компьютера выстукивает «горячий» материал в номер. И пусть все это пока существует лишь в вообра жении автора и создателя музея печати в Задонске Александра Косякина, все остальное в нем уже наяву... Уникальный опыт Энтузиазму и увлечен ности нашего коллеги можно только позавидовать. Всю жи знь собирал Александр Косякин экспонаты своего нынешнего детищ а , кото рое в точном смысле слова и музеем-то не назовешь. Настолько он реально погру жает во все времена и эпохи Руси, отраженные на бумаге, на полотнищ ах лозун гов и картин , воплощенные в реальных вещах-символах, нер а зры вно с в я з а н ны х с историей народа. В связи с этим примени тельно к музею напраш и вается такое понятие, как историческая реконструк ция. Уже хотя бы потому, что по идее многое в этом музее должно — и будет — по-настоящему работать. «Сердце» музея — это лино тип. Для непосвященных: это вид полиграфического оборудования для набора текста газет, книг и ж у р налов и его отливки в виде монолитных металлических строк с рельефной печатной поверхностью. С изобретением линотип ной машины в 80-х годах X IX столетия прои зош ла революция в печатном деле. Линотип давал возможность набрать всю газету от начала до конца , с заголовками , подзаголовками, объявле ниями и так далее. Он зна чительно ускорял процесс набора и получил широкое распространение по всему миру. Причем за действую щей моделью Косякину не пришлось далеко ходить: в здании, где размещен музей, долгие годы располагалась местная типография. И ли нотипная машина работала здесь долгие годы. Пока не произошла другая — ком пьютерная — революция в печатном процессе. Поначалу , вспоминает Александр Викторович, у него появилась идея просто сохранить линотип - хотя бы в виде памятника. Но чтобы вынести эту трехтонную ма хину, предварительно разо брав, а потом собрав непро стое устройство, пришлось бы здорово по труди ться . Более того: памятник он и есть памятник. Куда инте реснее даже не просто посмо треть, как работает линотип, а самому отпечатать на нем старинный — за 1901 год! — «Задонский листок»: с теми же шрифтами и по той же технологии. Или с новыми событиями, например. Сохранились здесь в ра бочем состоянии и другие пе чатные машины, более позд него — с середины ХХ века — происхождения . Пред ставляете, какой уникаль ный опыт могут приобрести начинающие журналисты , обучающиеся в Липецком, Елецком, Воронежском уни верситетах?! О такой прак тике можно только мечтать. Вот и загорелся Александр Косякин, сам знающий ли нотип как свои пять пальцев, реконструировать процесс издания газеты на допотоп ной, по мнению молодых, технике, чтоб знали, откуда есть-пошла их профессия, чем пахнет типографский труд, когда-то неотделимый от ж у рн али с ти ки . Посте пенно идея обросла много чи сл ен ны м и п р о е к там и , которые и осуществлены в рамках музея печати в автор ском исполнении. Степаныча не будить! Надо ли говорить, что музей не имеет себе подоб ных в стране. А может быть, и за ее пределами. Ибо под разумевает еще несколько реконструкций, в том числе исторических. Самая досто верная —это Великая Отече ственная война в Задонске. В том же помещении , где стоит линотипная машина, воссоздана до мельчайших подробностей обстановка военного времени. Действующими экспона тами там являются и гром коговоритель, который будет встречать посетителей го лосом Левитана или сигна лом воздушной тревоги, и старинная буржуйка , обо гревавшая своим скудным теплом труди вш ихся там сутками напролет (типогра фия была режимным пред приятием, откуда просто так по домам не расходились) рабочих. Впечатление уси ливают и светомаскировка на окнах, и лоток для хлеба, и бачок для воды, и доска о б ъ явл ени й , ч и т ая кото рые ощущаешь настоящий озноб. «.Продолжается сбор де- нее б фонд оборонм. Уполно- моченнмй т . Ю. Жилькоб находится б РЯДе^. «П е ч а т н и к у Юробу за разлиб керосина об-зябить бмеобор с бм ч е том из по- лучки^. «Уборщице Перееудобой Я". Я. предостабить отеул б сбязи с получением похорон ки на мужа^. «Директор тбейной фа брики п ри ел а т а е т женщин еорода 15 фебраля бечером на упакобку солдатскоео белья для о тпрабки б действую щую армию /н а фронт/^... Эти скупые строчки на тетрадных листочках, пла каты типа «Научился сам — научи товарища» (как ту шить зажигательную бомбу), все остальные атрибуты пе чатного цеха настолько живо воспроизводят атмосферу той поры, что когда натыка ешься на спящего — после ночной смены —печатника «Степаныча» на дощатом лежаке у окна, под видавшей виды шинелькой, в латаных- п ер ел а таны х ш ерстяны х носках, воспринимаешь его как реального человека. Во время войны в Задонск бы ла эв а к у и р о в а н а «Ор ловская правда», типогра фия работала с большой на грузкой, как было не устать т р у д ящ ем у ся человеку?! Сегодня выпущенные тогда газеты стали экспонатами м у з е я , одновременно о т раж ая происходящие в те годы события и воссоздавая суровую обстановку своего времени. Идет война народная... Тему В ели к ой О тече ственной продолжает дру гой зал музея , где с нату ралистической точностью воспроизведены несколько сюжетов военного времени. Вот солдат уходит на фронт, а маленькая дочка прощает ся с ним, уткнувшись в жест кую солдатскую шинель... А вот в уголке бабушка, опустив на пол только что принесенную из леса вязан ку хвороста, присела на стул и льет слезы над похорон кой, поникнув от горя. На ней плюшевая заношенная жакетка, шерстяной корич невый платок, какой носили деревенские бабки по всей России, темная юбка типа поневы. Вся одежда, обувь — из старинных сундуков, которые тоже стали экспо натами музея. Есть здесь инсталляция, изображающая медсанбат. На металлической койке — раненый, сквозь бинты про сачивается кровь, а рядом — медсестра в белом халате поверх военной формы. Всех героев своих сюжетов Ко- сякин создавал из того, что было, что находил с помо щью друзей и помощников. Очень пригодились ставшие никому не нужными манеке ны, которые впоследствии превращались в задуманных автором персонажей. А вот реальные свиде тельства времени —фотогра фии, похоронки, письма с фронта. Война фоторазвед чика Андрея Кононова. Во йна Героя Советского Союза Павла Хвостова. Кстати, до кументы последнего чудом уцелели на. свалке, где их буквально из-под бульдозера спас один из единомышлен ников Косякина. Не случись этого чуда, и орденская книжка , удосто верение на медаль «За обо рону Сталинграда», другие уникальные свидетельства героического прошлого Пав ла Хвостова уже канули бы в Лету. А главное, не сохрани лось бы письмо сослуживца, нашедшего своего команди ра через 22 года после войны. О к а зы в а е т ся , полковник Хвостов был тяжело ранен при форсировании Днепра и ничего не знал о своем спа сителе, вынесшем его из-под огня. А тому сообщили, что командир умер в госпитале. Но Хвостов выжил, хотя и ослеп. И только спустя годы получил это письмо. Лучше один раз увидеть Казалось бы, о чем может поведать обыкновенный по сылочный ящик? А если это была посылка с фронта от одного из сыновей задонской матери Марии Фроловой, потерявшей на фронте вось мерых детей? То-то и оно. Омногом говорят в музее К осякина вещи-символы . Достаточно посмотреть на м атросскую б еск о зы рку , кобуру из-под маузера — и восстает из небытия Вели к а я О ктябрьская револю ц и я , П етроград . П од зор ная труба, эполеты, белые п ерч атки оф ицера — это время Муравьева-Карского. Керосиновая лампа , коро мысло — дореволюционная Россия. Каска, шинель, алю миниевая ф ляж ка , усман- ская махорка — это война. Всепогодная фуфайка, кир зовые сапоги — это и БАМ, и целина, и колхозы, и лагеря. Авоська, первые телевизоры — это и Хрущев, и Брежнев. Вообще-то неблагодарное это дело — рас ска зы в а ть о музее Косякина. Это как раз тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать. На каждом шагу в музее можно стоять, смо треть и думать, вспоминать, радо ваться или п л а к а т ь . Невозможно только одно: остаться равнодушным. Вся история ра зви ти я печати — а собственно, и страны — перед глазами. Экспозиция представле на по темам. «Задонщина» — это экскурс в прошлое святых мест. А вот стенд под названием «У их огня вся Русь зажигала свои лампад ки» . «Петровские ведомо сти». «Колокол» Герцена. «Нива». «Искра». «Правда». Прямо над лестницей на вто- рой этаж — первый номер «Задонского листка» , вы шедший в январе 1901 года! Далее тема «Они начинали с газетной строки»: Писарев, Эртель, Бехтеев, Платонов, Задонский . Столб, разде л яющ ий м он архич ескую Россию от большевистской: направо пойдешь — по Дво рянской, налево — по улице Маркса. А Большая Мещан ская стала улицей Урицкого. И пресса, соответствующая своему времени. Между прошлым и будущим В музее нет свободного от экспонатов пятачка, все насыщ ено историей . Вот стена Муравьева-Карского. А вот писатели, бывавшие в Задонске... Еще одна тема — «Война и вера». А вот поминальный стакан. Тост Сталина за рус ский народ. «Их осталось мало, им осталось мало. » — посвя щение ветеранам. И пустой стенд, обтянутый красным сукном: на нем каждый мо жет разместить материалы, снимки, документы, письма, публикации о членах своей семьи, воевавших на фрон тах Великой Отечественной. Отдельными темами идут районная пресса, история «Липецкой г а зе ты » . Оно и понятно: музей явно об ластного масштаба. Дело за малым — его финансирова нием. Энтузиазма Косякина для содержания и развития музея , осуществления но вых проектов и идей, кото рые поражают воображение, недостаточно. И будущее у этого музея печати, даже в наше прагматичное время, есть. Иначе у наших потомков не будет своего прошлого. ПОГОДА I А б з у с ш Будет суше и теплее нормы КОЛЛЕГИЯ I В у м р й & Л С Н М М С й ^ М Й Л б Н й М З Й ^ М Ш Ы НЙССЛСНМ Я й б л й с ш м н й Э з а л М МШ й 2М м с р з й 2 й н а л у з й Э М я Число многодетных семей растет Ольга Бочкова Вчера наконец-то облег ченно вздохнули все, кто жаждал дождя. Согласно народному календарю первый день августа (Макринин день) предве щает погоду на предстоя щую осень. В августе много примет погоды, а составлявшийся по ним без в с я к и х н ан о технологий долгосрочный прогноз отличался довольно высокой точностью. 2 августа, в Ильин день, примечали: если погода су хая , такая же будет стоять шесть недель подряд. И на оборот. Если на Анну (7 чис ла) утренник холодный, то и зима будет холодной. Какова погода до обеда, такова зима до декабря. Если 16-го ветер с вихрями — жди снежной зимы, а вихри со всех сто рон — еще и к лютой . 19 августа — Преображение, Второй Спас. Сухая погода — к сухой осени и наоборот. Ясный день — к суровой зиме. Каков Мирон Ветрогон (21-е), таков январь. Отлет журавлей 27 августа пред вещ ает мороз к середине октября, более поздний от лет — к зиме без вьюг и злых метелей. А каким будет август по прогнозам синоптиков? Как рассказала агрометеоролог Липецкого областного цен тра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Валентина Бодрова, местные наблюдатели за по годой заметили, что средне многолетняя температура воздуха в августе повысилась на два градуса (среднемесяч ная норма — около 18 граду сов) и на двадцать процентов ум еньш илось количество осадков (норма — 43 милли метра). Согласно долгосрочному прогнозу Росгидрометцен- тра, август будет суше и те плее нормы на один градус. Столь долгожданная пора дождей, охладившая воздух градусов на восемь-десять, завершится уже к середине первой декады . Ко второй декаде антициклон, идущий с запада, постепенно вернет жару. Правда, она будет не такой иссушающей, как в июле, все же август — время температурных контрастов. В дневные часы — 26-31 выше нуля , ночью — уже 14-19, а то и ниже. До начала третьей декады осадков не ожидается. Да и в третьей десятидн евке к р а т к о в р е менные дожди и даже гро зы , преимущ ественно ло кального характера, кое-где возможны, но они будут не очень обильными. К концу месяца жара спадет, а ночи станут еще холоднее. Лариса Александрова В первом полугодии 2011-го рождаемость больше всего выросла в пяти районах области — Усманском, Хлевенском, Добровском, Липецком и Тербунском. Причем треть ребятишек — это вторые дети в семье, еще 13 процентов — третьи и последующие. Государ ственная поддержка семей с детьми начинает давать плоды. Об этом и многом другом говорили в управ лении социальной защиты населения при подведении итогов работы в первые шесть месяцев 2011 года. В докладе первого за м е с т и т е л я н а ч а л ь н и к а управления соцзащиты на селения Сергея Зачиняева отмечалось, что совместная работа управления , муни ципальных органов, подве домственных учреждений социальной сферы в январе — июне была направлена на усиление социальной защи щенности граждан , повы шение доходов населения, расширение доступности и качества социальных услуг. В п ер в ом п о л у г о д и и 2011 года на реализацию м ероприятий по соци аль ной поддержке населения и содержание учреждений социального обслуживания населения израсходовано 2,2 миллиарда рублей, из них 0,6 миллиарда рублей — средства федерального бюджета и 1,6 миллиарда — областного. Основное внимание уде лялось решению демографи ческих проблем в регионе, социальной поддержке се мей с детьми. По состоянию на 1 июля 2011 года в орга нах социальной защиты на селения Липецкой области состоит на учете 7051 много детная семья, в этих семьях проживают 23310 детей (на 1 июля 2010 года в области было 6676 многодетных се мей, в которых проживало 22082 ребенка). Только на ежемесячные пособия на ребенка в мало обеспеченных семьях выде лено 60,1 миллиона рублей. Из социальной «корзины» осуществляются ежемесяч ные выплаты малоимущим молодым семьям на ребенка или детей от полутора до трех лет, единовременные выплаты в связи с рождени ем третьего и последующих детей или детей-близнецов, а также в связи с рождением р еб ен к а в с ем ь ях детей - сирот и так далее. На оздоровление детей из малообеспеченных семей и семей, попавших в труд ную жизненную ситуацию, в этом году из федерально го бюджета выделено 37,8 миллиона рублей, что почти в два р а з а больш е , чем в прошлом году. Благодаря этому в первом полугодии 2011-го социальные путев ки получили 2506 детей из малообеспеченных, много детны х , оп е к у н с ки х , н е полных и неблагополучных семей. Одной из наиболее вос требованных мер социаль ной поддержки населения в условиях реформирова ния ЖКХ и роста тарифов я в л я е т с я предоставление субсидий на оплату жилого помещ ения и комм ун аль ных услуг. Средний размер субсидии за январь — июнь 2011 года составил по обла сти почти 1120 рублей. В о б л а с т и в п о лн ом объеме пр едо с тавл яю тся предусмотренные федераль ным и областным законо дательством меры социаль ной поддержки по оплате ж и лищ н о -комм унальны х услуг льготным категориям гр аж д а н . П о л у ч а т ел ям и ежемесячной денежной вы платы по оплате услуг ЖКХ в области являю тся более 295 тысяч граждан. Социальным обслужива нием на дому в области охва чены 14 тысяч 400 пожилых людей и инвалидов. Из них 325 уч ас тни ко в В еликой Отечественной войны, 485 вдов у ч а с тн и к о в войны , 4497 тружеников тыла. Н а с егодн яш ний день бесплатно обслуживаются на дому более 16 процентов подопечных , еще 26 про центов опекаются социаль ной службой на условиях частичной оплаты. Макси мальный размер месячной платы за обслуживание на дому остается прежним — 324,7 рубля. В 24 м у н и ц и п ал ьны х к о м п л е к с н ы х ц е н т р а х соци ал ьн о го о б сл уж и в а ния населения области работаю т 182 о тд ел ени я соци альн ой помощи на дому , 24 отделени я э к с тренной социально-бытовой п ом ощ и , 20 с о ц и а л ь н о реабилитационных отделе ний . Сегодня социальные работники, особенно на селе, я в л яю т ся и свя зующ ими звеньями между своими по допечными и местными ор ганами власти: 77 соцработ ников являются депутатами сельских Советов, четверо — деп утатам и районны х Советов. Слово обозревателю Сказки на баннере И.Неверов Рекламные уловки отлича ются от обыкновенного вранья, как бокс от улич ной драки. Расквасишь человеку нос, вырубишь беднягу в подворотне — окажешься в полиции. Сделаешь то же самое на ринге — тебе честь и слава, чемпионская медаль и премия в евро. Рекламщики привирают? Значит, честно трудятся. Один американский ав тор семи книжек про бизнес, переведенных на пятнадцать языков, объяснил суть дела без утаек и экивоков: «Все успешные маркетологи сочи няют истории лишь потому, что потребители настаивают на этом. Потребители при выкли потчевать себя и друг дружку сказками, и поэтому естественной их реакцией является покупка товаров у тех, кто рассказывает им всяки е н ебы лицы . Люди терпеть не могут правды». Прямо по Пушкину: «Ах, обмануть меня нетрудно , я сам обманываться рад». Хотя Александр-то Сергее вич имел в виду все-таки любовь, а не лондонскую косметику и не «орбит» со вкусом арбуза или соленого огурца. Спорьте со мной, опро вергайте меня, но, ей-Богу, в России к рекламным фо кусам относятся без амери кан ско го эн ту зи а зм а . По крайней мере, за мое поко ление ручаюсь. Оно сызмаль ства усвоило: рекламируют неходовую д р ян ь . В эп о ху былого дефицита что-то стоящее без всякой рекламы р а с х в а ты в а л и . С читайте наш скептицизм чем угодно: фантомом советского опыта или врожденной российской привычкой сопротивляться всему, что слишком настыр но навязывают. В общем, рекламу я недо любливаю. Телевизионную —в особенности. Она вламы вается в монолог Гамлета, в воркование влюбленных из сериала, в погоню сыщика за маньяком или маньяка за сыщиком, как пьяный гость на свадьбе в спальню моло доженов — бесцеремонно, агрессивно, шумно. Как ее, такую, любить? С уличной легче. Ино гда она даж е р а звл ека е т . Н атурально , к кон ку р ен ции товаропроизводителей и продавцов большая часть баннеров и перетяжек от ношения не имеет. Конку рируют слова, а не товары. Едешь по Липецку и чита ешь про машины, на кото рые хорошо потратить з а валявшиеся за подкладкой полмиллиона, миллион , а то и два. И прикидываешь: что соблазнительнее? Когда автомобиль аттестуют как немножко несвежего жени ха для барышни, что вдвое его м олож е : «С ерьезный облик, горячий нрав»? Или когда слоган афористичен и элегантен: «Сплав динамики и легкости»? Не исклю чено , кто -то предпочтет такое: «Восторг вдохновлен скоростью». Да, это чуть-чуть не по-русски. Объявить «восторг вдохнов лен» примерно то ж е , что сказать «тоска опечалена», «сахар подслащен», а «дурь оглуплена» . Но придирки — побоку. Реклам а — это вам не ЕГЭ по русскому. Да и правила логики не для нее. Так что на перетяжку вполне годится что-нибудь совсем уж иррационально загадоч ное и красивое. Допустим: «Больше чем автомобиль». Попробуйте разгадать, что означает это «больше». Мо жет, речь о чудо-машине, ко торая была у Фантомаса: она, помните, и по шоссе мчалась, и под водой плавала , и по воздуху летала? А может, на скорости сто километров в час у нее в капоте жарятся пирожки с капустой? Господа маркетологи и рекламщики в профессио нальном азарте не очень-то соображают, что у них по лучается . Вот публику на к аж дом ш агу за в л е к аю т суперценами . Р ебята , к а жется, не в ладах не только с русским, но и с английским. Супер — это же «сверх». Су пермен — сверхчеловек. Су перцена —сверхцена, самая высокая цена. Но народ-то как раз желают обрадовать информацией, будто кофе, п о д гу зн и к и и м а к ар о ны обойдутся ему в грош! А еще и спы ты в аеш ь ум ил ени е , читая про «честную цену». Дескать, наши окна-двери или что -то там еще п р о даются по «честной цене». Стало бы ть , у остальны х цены нечестные? Спасибо за предупреждение. П равда , мне мысль об этом, пусть робко, но тоже приходила , едва на гл аза попадались удивительные, ликующие сообщения о рас продажах. Ладно, скидыва ют десять, двадцать, трид цать процентов. Но бывает ведь, что и пятьдесят, и даже семьдесят! Тут рад бы ниче го худого не заподозрить, да не выходит: какие же у них «накрутки», коли они столько сбрасывают и все же не остаются внакладе? Или в бизнес идут сплошь альтруи сты , готовые ра зори ться , только чтобы покупателя не разорять? Однажды я попытался посчитать, какой рекламы на липецких улицах больше. По моим наблюдениям, ли дируют сотовые операторы, тор говцы э л е к т р о н и к о й . Пивной пиар им уступает, но все равно входит в п я терку, а то и тройку самых активны х . На расстоянии километра-двух мне попада лись три-четыре, а то и пять баннеров , п ри зы вающ их пивка отведать, а заодно вся кие сюрпризы заполучить. И звестная м арка напитка теперь в свежей бутылке . О счастье, о радость! А вот предложение приобщиться к вкусу, известному на пяти континентах. А также обе щ ание , что под крыш кой тебя ожидает приз. Но всех обошли те, кто придумал для покупателей совсем уж завидный выи грыш . Ве зунчики и жажду утолят, и получат годовой (интересно, кстати, из какого расчета?) запас пива. А главное — ста нут владельцами ни больше ни меньше как дачи. По этому случаю безымянный поэт сочинил хокку не хуже японских классиков, прав да, без третьей строчки: Жиби на даче С пибом б придачу. Что на фоне столь бле стящих перспектив какое-то унылое , п рим ел ьк а вш е е ся предостережение: мол, чр езм ерн о е потребл ение пива для здоровья не со всем, знаете ли , полезно? Его и не читает уже никто. Неинтересно. Про дачу, про запас любимой влаги аж на целый год куда интереснее. Короче, как бодро советуют на другом баннере, тоже пив ном: «Стремись к лучшему!» Но пропагандируют на липецких улицах и другое. Нет-нет, да и промелькнет за окном то плакат с суровым Ж ириновским , то баннер с металлургом в робе и к а ске, который гордится тем, что работает «в большой ком п ан и и » . А недавно я обнаруж ил напоминани е о пятидесятилетии со дня первого полета в космос че ловека. И в первую минуту опешил: неужто сам Юрий Гагарин тоже советует нам приобрести что-нибудь по «суперцене»? Оно ведь как- то чудно и неловко: в рыноч ном мельтешении вдруг воз никает улыбка космонавта или открытое, симпатичное лицо рабочего человека. Впрочем , на сей счет , как говорится, инициаторы политической, социальной и прочей некоммерческой рекламы не заморачивают- ся. Хотите — верьте, хотите — нет, а несколько лет на зад у Центрального рынка какая-то религиозная орга низация установила баннер с призывом: «Обратитесь к Богу!» А внизу — номер со тового телефона (ау, Михаил Николаевич Задорнов, где вы?). Ж аль , покрасовался он недолго. Поэтому не все его увидели, не все получили шанс напрямую пообщаться с Создателем...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz