Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 145/24023/ 29 ИЮЛЯ 2011 17 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Доклад О соблюдении прав человека в Липецкой области и деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2010 году Программа предусматривает также внедрение технологий, обеспечива- ющих переход на единый полис обязательного медицинского страхования, в том числе в составе универсальной электронной карты гражданина Россий- ской Федерации. Работники здравоохранения должны освоить телемедицин- ские системы, ведение медицинских карт пациентов в электронном виде и си- стемы электронного документооборота, внедрить стандарты оказания меди- цинской помощи. Предусматривается масштабная профессиональная подготовка и повыше- ние квалификации медицинских работников. В 2011 и 2012 годах запланиро- вана профессиональная подготовка более чем 800 врачей и переподготовка 26 врачей. Кроме того, в ходе модернизации запланировано создание еще 16 центров общей врачебной практики, предусмотрены профессиональная подготовка и повышение квалификации медработников, а также проведение диспансериза- ции 14-летних подростков и информационно-пропагандистская кампания по профилактике и снижению числа абортов. Шесть государственных учреждений здравоохранения Липецкой обла- сти — областная клиническая и детская больницы, областная больница № 2, областные перинатальный центр, онкологический и врачебно-физкультурный диспансер — в настоящее время работают по новым принципам. Оплата медицинской помощи, оказанной жителям региона специалиста- ми этих медучреждений, теперь будет осуществляться по полному тарифу че- рез систему обязательного медицинского страхования, то есть по принципу одноканального финансирования. К статьям расходов, уже финансируемых из средств обязательного медицинского страхования (зарплата, начисления на нее, закупка медикаментов и продуктов питания), добавлены такие, как услуги связи, коммунальные и транспортные услуги и другие. Введение одноканальной модели финансирования позволит медицинским учреждениям более эффективно использовать имеющиеся материальные и финансовые ресурсы и обеспечить высокий уровень качества медицинской помощи, сообщили в областном Фонде ОМС. В то же время проводимые мероприятия по оптимизации сети медицин- ских учреждений вызывают у населения определенную тревогу. Люди считают, что преобразования в этой сфере направлены, прежде всего, не на создание условий для удобства пациентов и получения ими доступной (в прямом и пе- реносном смысле) медицинской помощи, а на сокращение финансовых расхо- дов на медицину. По одному из подобных коллективных обращений (вх. № 213) Уполномо- ченным по правам человека было направлено письмо заместителю главы ад- министрации Липецкой области Д.В.Мочалову, в котором, в частности, гово- рится: «Необходимость перестроить отношения в этой сфере назрела уже дав- но. В мой адрес часто поступают обращения граждан, высказывающих недо- вольство тем, что в областную клиническую больницу попасть очень сложно. То мест нет, то направление не выдают. И это для обследования. А если уж поста- вят в очередь на проведение плановой операции, ждать приходится не один день. Аналогичные претензии высказывают в своем обращении ко мне гражда- не, которые лечатся в глазном отделении МУГБ «Липецк-Мед». Их не устра- ивает, что в результате реформирования в 2009 году в глазном отделении было сокращено 7 коек, а в настоящее время и вовсе планируется полностью закрыть отделение. По утверждению заявителей, в течение года тысячи граждан получают здесь квалифицированную медицинскую помощь. Особенно много среди них людей пожилого возраста, которым крайне необходимы операции глаукомы и катаракты глаза. Постановлением главы администрации Липецкой области от 24 октября 2001 г. № 189 была утверждена «Концепция развития здравоохранения Ли- пецкой области на 2001—2005 годы и на период до 2010 года». Ее реализация предусматривает воплощение принципов доступности медицинской помощи населению и активного участия населения в решении вопросов здравоохране- ния. Проекты, которые, если полагаться на мнение авторов жалоб, разрабаты- ваются в отношении глазного отделения МУГБ «Липецк-Мед», на мой взгляд, нарушают эти принципы. Прошу Вас дать указание дополнительно изучить вопрос о реорганизации глазного отделения МУГБ «Липецк-Мед» и принять решение, которое отвечало бы интересам граждан». РЕФОРМА МИЛИЦИИ И ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2010 год можно назвать годом начала широкого реформирования право- вой системы России. В различных стадиях разработки находятся новации в су- дебной деятельности, адвокатуре и нотариате, защите прав потерпевших от преступлений, ювенальной юстиции, системе исполнения наказаний и т.д. Од- нако самым знаковым событием минувшего года явилось заявление о пред- стоящей реформе милиции. Стало очевидным, что действующая правоохрани- тельная система России не справляется с поставленными перед ней задачами и не отвечает современным требованиям. Это признается и обществом, и ру- ководством страны. Ждать нельзя, ждать уже стало опасно. Например, реальный уровень убийств в России, по оценкам экспертов, со- ставляет около 40 человек на 100 тысяч населения — это уровень стран Аф- рики и Афганистана. В «Атласе политического риска» британской Maplecraft наша страна вошла в десятку стран с самыми опасными в мире условиями ведения бизнеса, наряду с Сомали и Конго. По уровню коррупции, соглас- но Transparency International, мы заняли 154-е место в мире, на двадцать мест ниже Зимбабве. Показательны и цифры, прозвучавшие на координационном совещании ру- ководителей правоохранительных органов региона под председательством прокурора Липецкой области. Обсуждалось обеспечение законности при рас- смотрении сообщений о преступлениях, расследовании уголовных дел и осу- ществлении оперативно-розыскной деятельности. Было заявлено, что проку- рорами в 2010 году отменено свыше 12 тыс. необоснованных решений об от- казе в возбуждении уголовных дел и 752 решения о приостановлении произ- водства по делу, по 539 сообщениям о преступлениях инициировано осущест- вление уголовного преследования. Впервые в современной российской практике законопроект «О полиции» был вынесен на всенародное обсуждение, которое прошло и в сети Интер- нет, и в субъектах РФ (в Липецкой области оно было организовано Торгово- промышленной палатой, в нем приняли участие представители правоохрани- тельных органов, аппарата Уполномоченного по правам человека в Липецкой области, СМИ, общественных объединений). Всего из всех источников было получено около 33 тыс. отзывов, из которых более 20 тыс. были признаны кон- структивными. Часть поправок была учтена, и с 1 марта 2011 г. закон вступил в силу. Между тем, несмотря на положительный эффект привлечения обществен- ности к анализу этого важнейшего для каждого жителя России законопроекта, у многих сограждан осталось чувство неудовлетворенности из-за отсутствия конкретных ответов на волнующие вопросы. Сложилось впечатление, что чет- кой концепции реформирования МВД нет. Не был подготовлен пакет законо- проектов о социальных гарантиях сотрудникам полиции и членам их семей. Крайне невнятны положения о системе отчетности МВД перед обществен- ностью и механизмах гражданского контроля. Не разработана новая форма оценки работы правоохранительных органов. Остается непроясненной и кадровая политика, а это ключевой вопрос всей реформы. Общественного контроля здесь нет. Отбор ведется все теми же быв- шими кадровыми службами милиции, есть только информация, что числен- ность личного состава МВД будет сокращена на 20%, что позволит повысить зарплату оставшимся сотрудникам. Еще до принятия федерального закона «О полиции», в начале 2010 г., УВД области информировало, что никаких со- кращений в рядах милиции не будет. Сократиться на 20% штат должен за счет прекращения набора и выхода милиционеров на пенсию. Не добавила ясности и информация начальника УВД г. Липецка В. Крыло- ва. Сколько полицейских в конечном итоге будет обеспечивать охрану право- порядка в городе Липецке, пока неизвестно. Штатного расписания, которое должно прийти из МВД, на момент подготовки доклада не было. Штаты город- ской милиции в результате предшествовавшей реформе реорганизации со- кращены в целом на 300 единиц, однако упраздняли, главным образом, пустые вакансии, и всего лишь несколько сотрудников милиции были отправлены на пенсию за выслугой лет. Но какое-либо реформирование без изменения кадровой политики, без оптимизации и модернизации системы подготовки и профессионального обучения сотрудников представляется бессмысленным, т.к. качественный уро- вень новой структуры останется прежним. Президент РФ также обратил внимание на кадровый вопрос, подчеркнув, что это тяжелейшая проблема для милиции. Руководитель государства напом- нил, что в ходе реформы МВД все сотрудники будут выведены за штат, после чего полицейскими станут только некоторые из них. Президент высказал мне- ние, что такой шаг позволит отсеять самых «негодных» и не имеющих необхо- димой профессиональной подготовки людей. «Но, в конечном счете, решения по кадрам должны принимать не только сотрудники МВД, не только высшие чины МВД. Именно поэтому по высшим кадрам решение будет принимать ад- министрация президента», — заверил он. Медведев также заявил, что на региональном уровне планируется создать аналог комиссиям, которые станут обсуждать данные вопросы с губернатора- ми. «Это тоже не железобетонная конструкция, но тем не менее это все-таки некоторое отдаление от ведомственной позиции. Я считаю, что это правиль- но», — указал глава государства. Тем не менее в обществе есть опасения, что вся реформа сведется к пере- именованию милиции в полицию, изменению внешней атрибутики и сокраще- нию личного состава, кроме того, у руководства появляется возможность при сокращении сотрудников уволить «неудобных» людей под благовидным пред- логом. Очень много важнейших вопросов остались «на потом», что при суще- ствующем низком доверии населения к МВД существенно увеличивает скеп- тические настроения: по данным «Левада-центра», 65% граждан отрицатель- но относятся к преобразованию милиции в полицию, положительно — 18%. Милицию в последние годы опасались те же 60-65% опрошенных, доверяли ей всего 21-25%. 49% респондентов ВЦИОМ и 60% «Левада-центра» считают, что широко рекламированные преобразования не изменят системы. Россияне, убежденные в негативном воздействии закона на работу милиции, чаще все- го ссылаются на то, что новый закон будут исполнять прежние люди, и главную проблему здесь видят в менталитете (25%). Кроме того, 10% убеждены, что коррумпированность сотрудников МВД сведет на нет все позитивное воздей- ствие закона, а также ожидают повышение уровня коррупции в рядах сотруд- ников МВД (3%). Остается надеяться, что реформа действительно состоится. Так, Прези- дент РФ Д.А. Медведев подчеркнул, что именно он отвечает за реформу МВД, а не министр или гражданское общество. В 2010 году липецкой милицией сделаны первые шаги в процессе рефор- мирования системы органов внутренних дел России. Делаются попытки по- строить новую партнерскую модель взаимоотношений с обществом, в осно- ву которой заложены принципы открытости, прозрачности, информационной доступности и честного диалога с гражданами. В 2010 году отмечено сниже- ние числа обоснованных жалоб граждан на неправомерные действия сотруд- ников милиции. Начальником областного УВД В. Виневским (в 2011 г. переведен на долж- ность начальника УВД по Краснодарскому краю) населению Липецкой области через пресс-службу УВД был представлен отчет о работе милиции. Так, в 2010 году в органы и подразделения внутренних дел региона посту- пило почти 113 тысяч заявлений и сообщений о преступлениях и иных право- нарушениях. Только каждое восьмое содержало признаки криминального ха- рактера. Это наглядно иллюстрирует закрепившуюся в последние годы тен- денцию к оздоровлению оперативной обстановки в области. Число зареги- стрированных преступлений сократилось на 8,7% и составило 16,2 тыс. уго- ловно наказуемых деяний. Липецкой милиции в минувшем году удалось раскрыть 91 убийство, 181 факт причинения тяжкого вреда здоровью, в том числе 42 — со смертельным исходом, 83 разбойных нападения, 435 грабежей, 2178 краж, из них 363 — квартирные, 1089 случаев мошенничества. Пресечена криминальная деятель- ность 10 серийных воров-одиночек, занимавшихся кражами из квартир, офи- сов, магазинов, гаражей, строящихся домов и дач. Установлены и задержа- ны члены двух преступных групп, специализировавшихся на хищениях из тор- говых объектов и кражах автотранспорта, на счету которых 16 таких уголовных деяний. Зафиксировано снижение количества краж, в том числе из квартир граждан. Значительно реже совершались тайные хищения из общежитий, дач и садовых домиков, гаражей. Нарядами милиции пресечено свыше 157,5 тыс. административных пра- вонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безо- пасность, из них более 51 тыс. фактов мелкого хулиганства и 99 тысяч случа- ев распития алкоголя в общественных местах. Милиции обеспечивать поря- док помогали 379 добровольных общественных формирований. С их участи- ем раскрыто 206 преступлений, задержано 148 преступников, пресечено свы- ше пяти тысяч административных правонарушений. Эта работа достаточно хо- рошо налажена в Данковском, Лебедянском, Становлянском, Усманском рай- онах. Уровень преступности в расчете на 10 тысяч населения составил 134,1 пре- ступления (в 2009-м — 146,9). По раскрываемости тяжких и особо тяжких пре- ступлений Липецкая область входит в десятку лучших в России, а остаток не- раскрытых преступлений этой категории у нас самый низкий в стране. Зафиксировано снижение на 3,9% уголовно наказуемых деяний, совершен- ных на улицах и в парках населенных пунктов региона. Об эффективности про- водимой профилактической работы говорят такие цифры: противоправная ак- тивность граждан, ранее совершавших преступления, уменьшилась на 5,8%, в том числе на 10% — ранее судимых. Со стороны граждан, ранее совершав- ших уголовно наказуемые деяния, меньше на 12,5% допущено тяжких престу- плений. В прошедшем году в Липецке открыли Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, который круглосуточно принимает несовершеннолетних правонарушителей (аналогичный Центр в г.Усмани был закрыт из-за несоответствия здания требуемым нормам). В Центр доставля- ются дети, у которых нет постоянного места жительства, а также те, кто сбежал из дома или ушел из учебных заведений и мигрирует по стране. Дети находят- ся под круглосуточной охраной до решения суда. Центр построили за два года на федеральные деньги, выделенные в соответствии с целевой программой «Дети России» на 2007—2010 годы, затратив более 43 миллионов рублей. В здании на первом этаже — дежурная часть, служебные, медицинские кабине- ты, дезинфекционные помещения, инфекционный изолятор, карантинные, хо- зяйственные помещения, а также комнаты отдыха. На втором этаже распола- гаются спальни, столовая, игровая комната, учебный класс, актовый зал и ком- ната воспитателей. Вместе с тем тревогу общественности вызывают преступления, совершен- ные сотрудниками милиции. Представляется, что среди основных причин пре- ступной деятельности «защитников закона», которых в народе метко прозвали «оборотни в погонах», являются недостатки в кадровой работе, о чем уже гово- рилось. Особое беспокойство связано с выводами Европейского суда по пра- вам человека, который в 2009—2010 гг. признал обоснованными 3 жалобы, по- ступившие из Липецкой области. По его мнению, правоохранительные орга- ны во время следственных действий нарушили статью 3 Европейской конвен- ции по правам человека, которая гласит: «Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или на- казанию» (об этих решениях будет подробнее рассказано в другом разделе доклада). Учитывая, что это крайне сложно доказуемые факты с высокой ла- тентностью, а также то, что в нашей области уже имели место громкие дела, связанные с пытками в милиции (достаточно вспомнить известное «долгору- ковское дело»), представляется, что контролирующим органам прокуратуры нужно обратить на эти сигналы особенное внимание, тем более что и в почте Уполномоченного по правам человека в Липецкой области около одной трети составляют жалобы осужденных на формы и методы следствия, на то, что суды не обращают внимания на их жалобы. Это вызывает сомнения и в справедли- вости приговора (Уполномоченный по правам человека не наделен компетен- цией проверки и оценки следственных действий). Возможно, этим объясняется и низкое число оправдательных приговоров — 1,45 процента (в 2010 году в области было осуждено 4268 человек, в отно- шении 62 лиц прозвучали оправдательные приговоры). Для сравнения: в евро- пейских странах число оправдательных приговоров составляет в среднем от 15 до 30% (даже если учесть, что система организации следствия и суда в Рос- сии отличается от западных стран, разница все равно весьма большая). Не- ужели западная полиция при всей ее технической оснащенности и правовой стабильности работает настолько хуже российской? Но это опровергает уро- вень преступности в наших странах и состояние общественной безопасности и комфорта. Наверное, дело совсем в другом — в культуре прав человека и в справедливости. В точности процессуальных взаимоотношений между чело- веком и государственными институтами. В адрес Уполномоченного по правам человека обратился ветеран боевых действий в Афганистане гр. Н. (вх. № 160) с жалобой на бездействие органов следствия ОВД Лебедянского района. Прокуратура Липецкой области по просьбе Уполномоченного по правам че- ловека провела проверку указанных фактов. В ходе проверки установлено, что уголовное дело возбуждено 19.10.2009 г. следственным отделом при ОВД по Лебедянскому району по ч. 2 ст. 159 УК РФ по факту совершения в отношении гр. Н. мошеннических действий. По результатам расследования следственным органом неоднократно вы- носились постановления о приостановлении производства по уголовному делу по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, в связи с неустанов- лением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Эти поста- новления отменялись начальником следственного отдела по требованиям про- курора района как незаконные. Последнее аналогичное решение принято сле- дователем Е.В. Рябикиной 27.06.2010 г. По письменному требованию заме- стителя прокурора Лебедянского района С.В. Дорофеева указанное необо- снованное постановление следователя отменено 16.09.2010 г. руководителем следственного органа. В настоящее время по делу проводятся следственные действия, направ- ленные на полное и объективное установление всех обстоятельств совершен- ного преступления. Кроме того, в ходе проверки изложенных доводов прокуратурой области 29.09.2010 г. по выявленным нарушениям действующего законодательства на- чальнику СО при ОВД по Лебедянскому району внесено соответствующее тре- бование об их устранении. О правонарушениях в милицейской среде говорилось и на заседании кол- легии следственного управления СКП РФ по Липецкой области. Как было за- явлено на коллегии, за 10 месяцев 2010 года следственным управлением воз- буждено 25 уголовных дел по преступлениям, совершенным сотрудниками ор- ганов внутренних дел. В структуре преступности среди сотрудников милиции преобладают пре- ступления коррупционной направленности — возбуждено 14 уголовных дел. Другая часть преступлений связана с применением насилия против лично- сти — 5 дел; по фактам распространения и хранения наркотиков возбуждено 3 уголовных дела, в связи со злоупотреблением должностными полномочия- ми — 1. Кроме того, сотрудники милиции совершили 2 уголовно наказуемых нарушения Правил дорожного движения, не связанных со служебной деятель- ностью. Кроме того, по материалам ОСБ УВД по Липецкой области за 11 месяцев 2010 года привлечено к дисциплинарной ответственности 56 сотрудников. В январе—ноябре по материалам отдела собственной безопасности следствен- ными подразделениями СУ СK при прокуратуре РФ, по Липецкой области воз- буждено 22 уголовных дела в отношении 11 сотрудников милиции (годом ра- нее было привлечено к уголовной ответственности всего 6 милиционеров). Например, 25 февраля было возбуждено уголовное дело по признакам со- става преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УK РФ, в отношении ин- спектора ГИБДД, который за денежное вознаграждение в сумме 25 тысяч ру- блей незаконно выдал водительское удостоверение нарушителю, допустивше- му административное правонарушение. 3 марта по материалам, собранным совместно ОСБ УВД по Липецкой обла- сти, УФСБ России по Липецкой области и KПО УГИБДД УВД по Липецкой обла- сти, возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, преду- смотренного ч. 2 ст. 290 УK РФ (получение должностным лицом взятки за неза- конные действия), в отношении инспектора ОБ ДПС ГИБДД УВД по Липецкой области. Лейтенант милиции в районе остановки общественного транспорта «Площадь Героев» в Липецке получил 500 рублей за непривлечение нарушите- ля к ответственности за управление транспортным средством, не прошедшим государственный технический осмотр. 30 сентября он осужден по ч. 2 ст. 290 УK РФ к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком на 2 года. Приговор вступил в законную силу. 16 марта по представленным ОСБ УВД по Липецкой области материалам возбуждено уголовное дело в отношении помощника оперативного дежурного ОВД по району Липецкой области. Прапорщик милиции 11 октября 2009 года внес в протокол административного задержания, составленный на гр-на С., заведомо ложные сведения, совершив тем самым служебный подлог. Прокуратурой области проверена деятельность органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений и преступлений в сфере игорного бизнеса. Установлено, что в нарушение Закона «О милиции» подразделениями УВД Липецкой области работа по противодействию игорному бизнесу осуществля- лась неэффективно и фактически сводилась к изъятию игровых автоматов, ко- торые впоследствии возвращались собственникам. Проведенная проверка законности возврата игрового оборудования пока- зала, что сложившийся порядок приема, хранения и выдачи игрового обору- дования без надлежащего оформления всех необходимых документов созда- ет условия для бесконтрольной передачи игровых автоматов заинтересован- ным лицам. Вместе с тем поступающая в прокуратуру информация свидетельствует, что в области действует сеть незаконных игорных заведений, остающихся вне поля зрения милиции. Доследственные проверки по фактам незаконной игровой деятельности проводились формально, без установления собственников игрового оборудо- вания и размера незаконно полученного ими дохода. Учитывая, что сложившаяся ситуация препятствует реализации мероприя- тий по противодействию незаконному игорному бизнесу, создает предпосыл- ки к совершению повторных правонарушений, прокуратура области внесла представление в адрес начальника УВД по Липецкой области с требованием устранить выявленные нарушения и привлечь к дисциплинарной ответствен- ности виновных должностных лиц. В настоящее время по результатам рассмотрения представления прокуро- ра виновные привлечены к дисциплинарной ответственности. Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности отменено. Как видим, примеров злоупотреблений и правонарушений со стороны со- трудников милиции достаточно много. Общество ждет от реформы МВД сни- жения общего уровня уголовной преступности, создания у человека ощуще- ния безопасности и правовой защищенности, прекращения злоупотреблений и коррупции. И здесь мы не имеем права на ошибку. РЕШЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ПО ЖАЛОБАМ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ В ноябре 2010 г. Европейской конвенции о защите прав человека и основ- ных свобод исполнилось 60 лет. Этот документ, принятый 4 ноября 1950 года, закрепляет фундаментальные гарантии развития личности. Права и свободы, перечисленные в Конвенции, основаны на принципе уважения человеческого достоинства, ибо любое нарушение прав человека — будь то избиение связан- ного, незаконный арест, вторжение в частную жизнь… — прежде всего, унижа- ет именно достоинство личности. Благодаря практике Европейского суда по правам человека Конвенция яв- ляется постоянно развивающимся механизмом. Страсбургский суд, толкуя статьи Конвенции, учитывает потребности общества и приспосабливает Кон- венцию к современной жизни. Именно поэтому данный международный дого- вор не потерял свою актуальность и в наши дни. Россия присоединилась к Конвенции в 1998 году. Вот уже 12 лет в силу ста- тьи 15 Конституции Российской Федерации эта Конвенция является составной частью нашей правовой системы и должна учитываться властями при приня- тии тех или иных решений. Можно с уверенностью констатировать, что Россия добилась значительного прогресса в соблюдении и использовании Европей- ской конвенции. Суды все чаще и чаще ссылаются на нормы Конвенции. Стре- мясь урегулировать проблему на национальном уровне, государство признает факты нарушения прав человека. Интерес граждан к защите своих прав через международные механизмы, одним из которых является Европейский суд по правам человека, всегда был достаточно высок. Также в последнее время наблюдается и рост внимания к Европейскому суду по правам человека различных государственных органов и адвокатского сообщества. В настоящее время у Уполномоченного по правам человека в Липецкой об- ласти есть информация по трем опубликованным в 2010 г. судебным решени- ям по жалобам жителей Липецкой области в Европейский суд по правам чело- века. Наши сограждане жаловались на нарушение их прав со стороны Россий- ской Федерации (всего с 2002 г. вынесено 10 таких решений). Поэтому насто- ящий раздел доклада призван познакомить со статистикой и функциями Ев- ропейского суда по правам человека и сутью рассмотренных дел жителей Ли- пецкой области. Ведь самая главная задача Европейского суда есть защита прав человека через совершенствование законодательства страны ответчи- ка и создание таких внутренних правовых механизмов, которые бы обеспечи- ли реальное предотвращение и недопущение в дальнейшей административно- правовой практике выявленных нарушений на примере конкретных жалоб за- явителей. Суд нацелен не только на выявление системных ошибок правовой структуры государства, но и на рекомендации по созданию инструментов, ко- торые бы не допускали нарушения Европейской конвенции по правам челове- ка даже в единичных исключительных случаях. В 2010 г. произошло три важных события, связанных с развитием системы правосудия в нашей стране. Первое: Россия последней из 47 стран-членов Совета Европы ратифициро- вала Протокол № 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который вступил в силу 1 июня 2010 г. Непосредственно после подписания за- кона о ратификации Протокола № 14 Президент Российской Федерации сде- лал важное заявление: «Нужно усовершенствовать российское правосудие, чтобы было меньше поводов для обращения в международные суды». Исходя из заявления Президента РФ, для России вступление в силу Протокола 14 (в очередной раз реформировавшего работу ЕСПЧ) — это в первую очередь ре- форма российского правосудия. И это заявление Президента подтверждается серией законодательных инициатив и действий, направленных на стимулиро- вание открытости и ответственности судей Продолжение. Начало на 9–16-й стр. Окончание на 18-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz