Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 145/24023/ 29 ИЮЛЯ 2011 15 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Доклад О соблюдении прав человека в Липецкой области и деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2010 году Напомним, что в докладе за 2009 г. Уполномоченный по правам человека в Липецкой области также обращал внимание на несправедливость положе- ний 307-го постановления Правительства РФ. По данному документу им были направлены письма с просьбой провести экспертную оценку на соответствие Конституции РФ в адрес Уполномоченного по правам человека в РФ и Незави- симый экспертно-правовой совет. На основании полученных ответов Уполно- моченный по правам человека в Липецкой области направил полученные доку- менты главе администрации Липецкой области, главе г. Липецка и в областную прокуратуру. Жителям области разъяснялось их право оспорить дополнитель- ные начисления по оплате электроэнергии в судебном порядке. Подтверждением может служить рассмотрение подобного дела в Грязин- ском судебном участке № 4. С иском к жильцам одной из квартир, супругам К., обратилась управляющая организация ООО «Спектр», потребовавшая по- гасить задолженность в сумме более 3000 рублей. Граждане посчитали, что «Спектр» пытается незаконно обогатиться за их счет. В частности, более двух лет эта организация необоснованно, по мнению ответчиков, взимала плату за сбор и вывоз твердых бытовых отходов. Ведь эту услугу, считали К., они уже оплатили, перечислив деньги за ремонт и содержание жилья. Кроме того, управляющая организация, по мнению К., применила при на- числении оплаты завышенный тариф на услуги по ремонту и содержанию жи- лого помещения. Их квартира горячего водоснабжения не имеет. В этом слу- чае тариф должен составлять по установленному руководством города норма- тиву 6 рублей 86 копеек за квадратный метр. А ООО «Спектр» в одностороннем порядке в нарушение статьи 156 ЖК РФ без проведения общего собрания соб- ственников определило его в размере 8 рублей 99 копеек за квадратный метр. Правда, спустя какое-то время был сделан перерасчет и возвращена часть платы, но, как полагают ответчики, не в полном объеме. В данной ситуации К. поступили просто: те суммы, которые, как они полагали, начислены незаконно, платить отказались. Руководство ООО «Спектр», однако, посчитало, что с принятием 307-го по- становления правительства в любых спорах правы коммунальщики — надо лишь объявить не уплаченные жильцами суммы небалансом. Но в ходе судебного разбирательства выяснилось, что, к примеру, предста- вители МУП «Водоканал» приезжали для фиксации показаний общедомовых приборов учета не в определенный, заранее установленный день, а когда им заблагорассудится. Естественно, представителей жильцов на месте не оказы- валось. В результате суд пришел к выводу, что виновата в этом управляющая организация. Это отступление от буквы и духа 307-го постановления оказалось не един- ственным. Осталась без внятного комментария и другая абсурдная ситуация. Суммарные показания индивидуальных приборов учета не совпали с той циф- рой, которая использовалась в формуле 307-го постановления для расчета платы за воду и канализацию. На что представитель управляющей организа- ции только развел руками — подвел «человеческий фактор». С учетом этих и многих других выявленных в ходе разбирательства обстоя- тельств суд пришел к выводу, что истец, а именно на него возложена законом в данной ситуации правильность начисления оплаты коммунальных услуг, не представил убедительных доказательств обоснованности своих претензий к супругам К. В результате в иске ООО «Спектр» было отказано. С управляющей организации в пользу К. взыскана солидная сумма. Уроки этого процесса очевидны. Надеясь на правовую безграмотность жильцов, управляющая организация попыталась обмануть их, начисляла пла- ту за коммунальные услуги, пользуясь взятыми «с потолка» формулами и нор- мативами. Но стоило владельцам квартир вникнуть в ситуацию, разобраться в хитросплетениях законов и правовых актов, а судье — дотошно провести раз- бирательство дела, и справедливость восторжествовала. Отсюда вывод: нам всем необходимо учиться отстаивать свои права. Речь идет о целевой про- грамме правового просвещения, которая могла бы научить людей противосто- ять произволу недобросовестных хозяйственников и бюрократов. В этой связи важно, что, отстаивая свои права, граждане не ограничивают- ся сигналами в региональные инстанции, а обращаются и в федеральные ор- ганы. В качестве примера сошлемся на такой факт: СМИ Липецкой области со- общили, что управляющий домом № 5 по улице Пришвина А. Копытов подал в Конституционный суд РФ жалобу, в которой просит признать часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса (а вместе с тем и завязанное на этой статье 307-е по- становление Правительства) несоответствующей статьям 17 и 19 Конституции России. В июле 2009-го, получив квитанцию на коммунальные платежи, Алексей Ни- колаевич был потрясен размерами отчислений, которые его семья обязана была произвести по 307-му постановлению. Заплатив по счетам, мужчина на- чал разбираться в ситуации и выяснил, что в их доме находятся сразу 14 квар- тир, в которых никто не прописан, но на самом деле во всех живут люди. Вот только деньги за потребленные «мертвыми душами» коммунальные услуги должны были платить добросовестные владельцы квартир. Дисбаланс выливался в довольно круглую сумму: помимо бесспорных пла- тежей, «набегало» еще 1700 рублей. Алексей Копылов решил разбираться в ситуации, и другие жильцы дома № 5 по улице Пришвина его поддержали, из- брав управдомом. Хождение по инстанциям началось с областной прокуратуры, откуда муж- чину направили в районную. За это время Алексею Копылову удалось выяс- нить, что их дом не оборудован общедомовыми приборами учета и, поми- мо «нулевых квартир», немало электричества уходит и на работу мастерской ЖЭКа, которая расположена в их доме и также не оборудована счетчиками. Прокуратура Правобережного округа Липецка переадресовала управдома в милицию. Но ни милиция, ни областная жилищная комиссия, ни жилищная инспекция так и не помогли разобраться и разрешить ситуацию. Сотрудники правопорядка, правда, обошли дом и доложили, что нашли 3 квартиры, в кото- рых кто-то живет, но никто не прописан. Алексей Копылов пошел в суд. В феврале мировой суд (14-й участок) вы- нес решение, в котором говорилось, что следить за соблюдением паспортно- регистрационного режима граждан управляющая компания не имеет права и следить за тем, живет ли кто-то или нет в «нулевых квартирах», — не их дело. После этого гражданин обратился в Конституционный суд. В своей жало- бе он просит признать часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса: «Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых ком- мунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их от- сутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждае- мых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потре- бления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверж- даемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации» — и за- вязанное на этой статье 307-е постановление Правительства, по которому на жильцов делят разницу между потребленными и оплаченными услугами, не- соответствующими статьям 17 и 19 Конституции России, по которым в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. По ин- формации Уполномоченного, заявление гр. Копылова А.Н. Конституционным судом пока не рассматривалось. Ежегодное увеличение платы за коммунальные услуги, по мнению боль- шинства потребителей, неоправданно высокое. Органы власти Липецкой об- ласти отмечают, что обращений граждан в последнее время очень много: люди пытаются разобраться, почему растут платежи. Верно и то, что управляющие компании допускают много ошибок. Прежде всего из-за того, что норматив- ная база разработана недостаточно четко. И, конечно, есть злоупотребления. С каждым обращением необходимо тщательно разбираться. Как уже говорилось выше, жалобы на жилищно-коммунальное хозяйство и нарушение условий благоустройства заняли в почте Уполномоченного второе место. Так, в 2010 году в администрацию Липецка поступило 5476 обращений граждан. Это — на 35,5% больше по сравнению с 2009 годом. Наметилась тен- денция к увеличению коллективных обращений граждан, выросло количество повторных жалоб. Основная масса обращений — 46% — касалась жилищно- коммунальных проблем, 26%— жилищных. На 28% возросло количество жалоб в государственную жилищную инспек- цию. За год поступило 2876 обращений. Больше всего жалоб — 32,4% от об- щего количества — поступило на неудовлетворительную работу систем тепло- снабжения. Специалисты Госжилинспекции провели 3228 проверок. В резуль- тате было выявлено 4272 нарушения, из них 4 тыс. устранены на конец года. По сравнению с предыдущим годом количество нарушений увеличилось на треть. По итогам проверок возбуждено 398 административных дел. Сумма на- ложенных штрафов на нарушителей составила 4 млн. 132 тыс. рублей. В структуре обращений, полученных Роспотребнадзором, жалобы на ра- боту ЖКХ занимают также одно из ведущих мест. Прежде всего они касаются бездействия ЖЭКов. Условия проживания и низкая температура в помещени- ях — 35% всех обращений, 35% — стоки в подвалах и санитарная очистка по- мещений, 15% — жалобы на соседей. Нередко поступают жалобы на неудо- влетворительное санитарно-техническое состояние подъездов жилых домов, территорий, контейнерных площадок, несвоевременное проведение ремон- тов, неисправность санитарно-технического оборудования и как результат за- топление стоками подвалов. Уровень собираемости платежей населения от года к году падает: если в 2007 году он составлял 99,7%, в 2008-м — 99,3%, в 2009-м — 97,3%, в 2010-м — только 97%. С начала 2010 года липчанам было предъявлено счетов за потребленные энергоресурсы и содержание жилья на 3,2 млрд. рублей, от них платежей поступило на 3,1 млрд. руб. В нынешнем году задолжен- ность выросла на четверть — с 478 до 591 млн. рублей. Долги каждого из 30-ти самых злостных неплательщиков составляют от 197 тысяч рублей до 333 ты- сяч! Исполнительные производства о взыскании задолженности по коммуналь- ным платежам составляют около 6 процентов от общего количества произ- водств, находящихся на исполнении в Управлении ФССП России по Липецкой области. В настоящее время у судебных приставов Липецкой области находится на исполнении более 13 000 исполнительных производств по взысканию комму- нальной задолженности. Общая задолженность липчан за услуги ЖКХ превы- сила 113 миллионов рублей (и это только те неплательщики, в отношении ко- торых уже вынесено судебное решение). Для сравнения: за весь прошлый год на исполнении в УФССП России по Липецкой области находилось около 12 000 исполнительных производств о взыскании задолженности по коммунальным платежам на общую сумму более 70 миллионов рублей. Как мы видим, сумма задолженности выросла почти в два раза! В связи с указанными негативными фактами правоохранительные органы все чаще выступают на защиту конституционных прав и интересов граждан в их спорах с управляющими компаниями. В прокуратуре Липецкой области стал регулярным ежемесячный мони- торинг состояния законности в жилищно-коммунальной сфере. В ходе про- верки выявляются многочисленные нарушения со стороны как организаций жилищно-коммунального хозяйства, так и владельцев зданий, руководите- лей образовательных учреждений. Мониторинг состояния законности в сфе- ре ЖКХ свидетельствует, что совместные усилия прокуратуры, органов госу- дарственной и муниципальной власти позволили не допустить случаев непра- вомерного прекращения подачи коммунальных ресурсов в учреждения и орга- низации социальной сферы, возникновения пожаров на объектах с массовым скоплением людей, нецелевого использования бюджетных средств и др. По итогам только одной месячной проверки горрайпрокурорами было вне- сено 36 представлений, возбуждено 15 дел об административных правонару- шениях. И таких примеров достаточно много. Все они свидетельствуют, что выяв- ленные нарушения имеют не единичный, а системный характер, вызванный законодательными дырами, бесконтрольностью, информационной закрыто- стью и откровенным произволом должностных лиц. Не нужно быть професси- ональным экономистом, чтобы понять, что секреты хозяйственной состоятель- ности жилищно-коммунального комплекса лежат не в сфере роста тарифов, а в наведении элементарного порядка и контроля в организации деятельности управляющих компаний. Чтобы сделать работу в сфере ЖКХ прозрачной для граждан, было принято постановление Правительства РФ№ 731 от 23 сентября 2010 года «Об утверж- дении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами». Из него следует, что уже с декабря 2010 года все организации, управляю- щие многоквартирными домами, в обязательном порядке должны раскрыть перед жильцами всю информацию о своей деятельности. В 731-м постанов- лении, подписанном премьер-министром РФ, приведен подробный перечень данных, которые управляющие компании должны размещать в открытом до- ступе. В него входят общая информация об управляющей организации, основ- ные показатели финансово-хозяйственной деятельности в части исполнения организацией договоров управления, сведения о выполняемых работах и ока- зываемых услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквар- тирном доме, порядок и условия оказания таких услуг, сведения об их стоимо- сти, сведения о ценах на коммунальные ресурсы. Однако, как показала проверка, организованная депутатами Липецкого го- родского Совета, собственные сайты создали всего 14 управляющих компа- ний. Общую информацию о деятельности опубликовали только 33 управляю- щие организации. Таким образом, почти половина организаций постановле- ние Правительства проигнорировала. Среди них: ООО «ГУК «Сырская», ООО «УК «РСУ-2», ООО «УК «Стахановская», ООО «УК «Уютный дом» и другие. Не верится, что администрация г. Липецка, в которой существует департа- мент ЖКХ, не в силах повлиять на исполнительную дисциплину и обеспечить выполнение постановления Правительства. Сегодня много говорится о том, что при проведении преобразований в стране необходимо учитывать общественное мнение. Но, как показывает опыт, в реальной жизни этого часто не делается. Опыт монетизации льгот, закончив- шийся бурными митингами, — яркий тому пример. Реформа ЖКХ является не менее важной темой, серьезно волнующей общество, поэтому властям очень важно знать настроения населения относительно проводимых преобразова- ний. Однако, как показывает почта Уполномоченного и сообщения из различных органов государственной власти, население до сих пор плохо информировано о реформах, в особенности о ближайших планах реформирования ЖКХ. Меж- ду тем именно в рамках реформы ЖКХ надежный контакт с населением необ- ходим. Более того, как считают многие видные эксперты в области жилищно- коммунальной экономики, сама реформа ЖКХ становится возможной только в случае активного участия в ней населения. Население плохо информировано о ключевых аспектах реформы, воспри- нимает ее подчас весьма болезненно. Отсутствие диалога — важное упущение в ходе реализации реформ, потому что формирует изначально предубеждение против органов власти. В то же время население, без сомнения, позитивно оценит многие элемен- ты реформы ЖКХ, но только при условии эффективного их осуществления. А это накладывает на исполнителей преобразований в сфере ЖКХ дополнитель- ную социальную ответственность. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ Важнейшим условием реализации трудовых прав граждан является соци- альное партнерство. Такая модель взаимоотношений позволяет защитить ра- ботника от произвола работодателя в сфере трудоустройства, заработной платы и социальных гарантий, а также сделать обоснованными и легитимными требования, предъявляемые работодателем в отношении квалификации и тру- довой дисциплины работника. Урегулирование трудовых споров решается как через процедуры договорных механизмов (условия трудового договора, трех- сторонние соглашения между профсоюзами, работодателями и государствен- ными органами, третейский суд), так и специализированными государствен- ными органами (трудовая инспекция, органы прокуратуры, судебная система). Гибкое законодательство, мобильные условия социального партнерства пре- дотвращают социальное напряжение и конфликты, создают условия для при- влечения инвестиций и развития частной инициативы, следствием чего явля- ется развитие инновационной экономики. Это, конечно, идеальная модель, на создание которой и должны быть на- правлены усилия государства. К сожалению, до сих пор в России велики дис- балансы в законодательном регулировании трудовых отношений и создании оптимальных условий для бизнеса. Российское законодательство в этой сфе- ре пока еще не успевает за быстрыми изменениями, происходящими в дело- вой жизни страны. Вместе с тем в последнее время Президентом страны ини- циирован целый ряд изменений, направленных на создание благоприятных условий для бизнеса. Но нередко возникает противоречивая ситуация, когда государство, снимая излишний контроль с предпринимателей, вводит налого- вые льготы и другие преференции, а общество сталкивается с эгоизмом биз- несменов, которые в погоне за прибылью нарушают права наемных работни- ков, создают угрозу для жизни, безопасности и здоровья людей, экологиче- скую угрозу, организуют финансовые махинации и т.д. О неудовлетворительном положении наемных работников свидетельствует опрос, проведенный (ВЦИОМ) в 46 регионах России: подавляющее большин- ство россиян (80%) убеждены, что трудовые права населения в нашей стра- не защищены недостаточно. Причем доля таких респондентов практически не меняется на протяжении последних 16 лет. Достаточным уровень защиты тру- довых прав считают сегодня 10% (в 1994 году таковых было 6%). Каждый второй россиянин (50%) убежден, что его трудовые права в дей- ствительности никто не защищает! Причем если в 2008 году доля таких отве- тов уменьшилась (с 42 до 36%), то после кризиса она вновь растет (с 36 до 50%). Такая позиция характерна, в первую очередь, для неквалифицированных рабочих (67%), жителей двух столиц (58%). За прошедший год в этом вопросе резко возросла роль профсоюзов (с 6 до 12%). А вот усилия руководства предприятия и непосредственного начальства становятся для россиян все менее заметными (с 23 до 7% и с 16 до 7% соот- ветственно за три года). Неизменно низко оценивается деятельность по защи- те трудовых прав трудовой инспекции (5%). Две трети опрошенных не прибегали ни к каким способам защиты трудо- вых прав (67%). Среди тех, кто все же пытался отстоять свои права, наиболее популярным способом оказалось обращение к начальству (11%). Еще 5% ис- кали защиты в профсоюзе. По 3% обращались в суд или добивались справед- ливости посредством личных связей. Сменить место работы пришлось еще 5% опрошенных. Остальные методы борьбы востребованы не более чем у 1% населения. Наиболее активно в защиту трудовых прав россияне выступали в 2008 году — 21% обращался с жалобами к начальству, 12% — сменили рабо- ту. С тех пор активность существенно снизилась (до 11 и 5% соответственно). В почте Уполномоченного по правам человека жалобы граждан на наруше- ние трудовых прав составляют около 7%, причем эта цифра стабильна на про- тяжении всего времени. Однако в отличие от прошлых лет, в 2010 г. большее число поступивших жалоб было связано с конфликтом между работником и ра- ботодателем по вопросам увольнения, а также по изменениям условий труда и его оплаты. Сократилось число обращений с жалобами на невыплату зара- ботной платы или ее неправильному начислению. Также необходимо отметить, что Уполномоченный по правам человека в соответствии с законом не под- меняет деятельность других органов, и практически все вопросы разрешения трудовых споров находятся в компетенции государственной трудовой инспек- ции, прокуратуры и судов. Например, к Уполномоченному обратились работники Липецкого почтамта (вх. № 25) с просьбой оказать содействие и разрешить трудовой спор об изме- нении существенных условий труда (оплате труда). Для прояснения ситуации Уполномоченный обратился к тогдашнему дирек- тору УФПС Липецкой области-филиала ФГУП «Почта России» В.С. Колеснико- ву с просьбой проверить факты, изложенные в обращении, и оказать содей- ствие заявителям в восстановлении нарушенных трудовых прав, если таковые будут установлены. Директор сообщил, что в соответствии с единым квалификационным спра- вочником были внесены изменения в штатное расписание филиала. Соглас- но указанному справочнику, наименование должности «Оператор связи 1 клас- са» было приведено в соответствие с фактически выполняемыми функциями — «Кассир». Приказ «О переименовании должностей и изменении окладов работников главной кассы Липецкого почтамта» № 28-т от 11.02.2010 года был зачитан вслух. Поскольку работники отказались расписываться в листе ознакомления с приказом, комиссионно был подготовлен соответствующий акт об отказе ра- ботников в ознакомлении с приказом. Таким образом, с уведомлением об изменении существенных условий тру- дового договора работники были ознакомлены, второй экземпляр получи- ли на руки. По утверждению Колесникова В.С., заявители отказались продол- жать трудовые отношения, поэтому были письменно предупреждены о расто- ржении трудового договора 13 апреля 2010 года по пункту 7 статьи 77 Трудо- вого кодекса РФ — отказ работника от продолжения работы в связи с измене- нием существенных условий трудового договора. Им также были предложены вакансии, в том числе «Оператор связи» в отделении почтовой связи, от кото- рых они отказались. Ознакомление с приказом производилось комиссией специалистов управ- ления в рабочее время заявителей в соответствии с режимом работы и графи- ком смен. Исходя из изложенного, а также учитывая, что процедура изменения усло- вий трудового договора произведена с соблюдением действующего трудового законодательства, оплата за работу в праздничные дни начислена и выплаче- на в двойном размере, руководитель УФПС Липецкой области-филиала ФГУП «Почта России» считает жалобу необоснованной. Предоставляя заявителям ответ о результатах внутренней проверки их жа- лобы, Уполномоченный в то же время дал им исчерпывающую юридическую консультацию по вопросу форм и способов защиты трудовых прав, особо от- метив, что в сложившихся обстоятельствах в соответствии с действующим трудовым законодательством все вопросы восстановления на работе рассма- триваются только в судебном порядке в течение месяца после даты увольне- ния, согласно ст. 114 ГПК РФ. А вот пример по неисполнению решения суда по выплате заработной пла- ты работникам птицеперерабатывающего комбината г. Ельца, которые обра- тились за помощью к Уполномоченному по правам человека в Липецкой обла- сти (И. (вх. № 162)). По утверждению заявителей, им в течение 12 месяцев не выплачивалась заработная плата. Исковые требования граждан были удовлет- ворены в судебном порядке, и 08.06.2010 г. решение суда вступило в закон- ную силу. Судебный приказ 08.06.2010 г. был передан судебным приставам- исполнителям. Однако исковые требования граждан не исполнены. Уполномоченным было направлено обращение Главному судебному при- ставу Управления Министерства юстиции по Липецкой области Ю.А. Востри- кову с просьбой оказать заявителям содействие в получении задолженности по заработной плате. В своем ответе заместитель руководителя управления судебных приставов по Липецкой области С.Н. Борисов сообщил, что исполнительные производ- ства указанных заявителей были объединены в состав сводного исполнитель- ного производства. В целях проверки имущественного положения должника судебным приставом-исполнителем неоднократно направлялись запросы в регистриру- ющие и контролирующие органы. В рамках сводного исполнительного производства судебным приставом- исполнителем был наложен арест на имущество должника: автотранспортные средства, объект недвижимости. Определением Арбитражного суда Липецкой области от 05.04.2010 № АЗ 6-453/2010 в отношении должника введена процедура банкротства — наблю- дение. На должность временного управляющего назначен квалифицирован- ный специалист. В соответствии с ч. 1 ст. 96 ФЗ РФ от 02.10.2010 № 229-ФЗ «Об исполни- тельном производстве» 20.04.2010 г. сводное исполнительное производство было приостановлено. В связи с чем судебным приставом-исполнителем были сняты ранее наложенные аресты с имущества должника и иные ограничения по распоряжению этим имуществом. Решением Арбитражного суда по Липецкой области от 30.07.2010 № АЗ 6-453/2010 «Елецкий птицеперерабатывающий комбинат» признан несостоя- тельным (банкротом). В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 47 ФЗ РФ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об испол- нительном производстве» 31.08.2010 и 08.09.2010 вышеуказанные исполни- тельные производства окончены. Исполнительные листы о взыскании с ОАО «Елецкий птицеперерабатывающий комбинат» в пользу заявителей денежных средств направлены конкурсному управляющему. По учетным данным Елецкого межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по Липецкой области исполнительные документы о взыскании с ОАО «Елецкий птицеперерабатывающий комбинат» денежных средств на ис- полнение не поступали. Судебному приставу-исполнителю даны указания про- вести проверку правильности исполнения исполнительных документов, на- правленных конкурсному управляющему. Анализ сложившейся ситуации в сфере трудового права позволяет сде- лать вывод, что администрацией региона, компетентными государственны- ми органами принимаются эффективные усилия по развитию рынка труда и защите социальных гарантий работников. Отдельные нарушения, как прави- ло, вызваны несовершенством федерального законодательства (в частно- сти по вопросам возникновения задолженностей по заработной плате из-за организационно-правовых особенностей ряда, прежде всего, аграрных пред- приятий, позволяющих им перенаправлять финансовые средства в ущерб фонду оплаты труда работников), а также произволом работодателей (нару- шение прав беременных женщин и женщин, находящихся в декретном отпу- ске, нарушения безопасности труда, скрытые формы возрастной и половой дискриминации, понуждение к увольнению, ухудшение условий труда и т.д.). Государственная трудовая инспекция и прокуратура Липецкой области ве- дут системный мониторинг по важнейшим показателям: выплате заработной платы, высвобождению работников, производственному травматизму и пр. Го- сударственной инспекцией труда по Липецкой области в 2010 году было про- ведено 1727 проверок соблюдения трудового законодательства, выявлено 10210 нарушений, выдано 1503 предписания на их устранение. На нарушителей трудового законодательства в прошлом году было нало- жено 862 штрафа на сумму 3 миллиона 443 тысячи рублей. За непрохождение обучения были отстранены от работы 544 сотрудника различных предприятий. В 2010 году снято с эксплуатации 9 единиц оборудования. Государственная инспекция труда по Липецкой области провела 55 со- вместных проверок с прокуратурой, 185 — с управлением труда и занятости, 100 — с профсоюзными организациями. В течение 2010 года поступило 5249 жалоб и заявлений от граждан, 5156 из них рассмотрены, 60% удовлетворены. За 10 месяцев 2010 года в Липецкой области на рабочем месте тяжелые травмы получили 48 человек. Это почти на 30% больше, чем за аналогичный период 2009 года. А вот число смертельных случаев в этом году незначитель- но, но сократилось: за 10 месяцев на рабочем месте погибли 19 человек, тог- да как за аналогичный период прошлого года — 21. Также отмечено 10 случа- ев группового травматизма, в прошлом было 9. По 4 смертельных случая за- фиксировано в сферах сельского хозяйства, обрабатывающего производства и строительства. 3 человека погибли в металлургической отрасли, 2 — в сфере государственного управления и безопасности. В минувшем году прокуратура обеспечила эффективное взаимодействие с органами власти и местного самоуправления по принятию согласованных мер по защите трудовых прав граждан, ликвидации имеющейся задолженности по заработной плате и недопущению ее образования в дальнейшем. Повышена эффективность работы созданных межведомственных штабов и групп по этим проблемам. Продолжение. Начало на 9–14-й стр. Продолжение на 16-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz