Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 145/24023/ 29 ИЮЛЯ 2011 13 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Доклад О соблюдении прав человека в Липецкой области и деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2010 году А пока налицо межведомственная разобщенность, сформировавшая сте- реотип: «инвалид — объект внимания только социальных служб». Подводя ито- ги сказанному, отметим также недостаточный профессионализм членов ко- миссий, проводящих обследование, и отсутствие средств на привлечение профессиональных организаций, имеющих лицензию на этот вид деятельно- сти. Анализируя практику, сложившуюся в Липецкой области, с учетом опыта других субъектов РФ предлагаю для более эффективной работы по обеспече- нию безбарьерной среды осуществить на федеральном и областном уровнях следующие меры: 1. Доработать терминологию и понятийный аппарат в сфере обеспечения безбарьерной среды жизнедеятельности и закрепить эти термины в феде- ральных нормативных правовых документах (с учетом международных норм). В частности, определение понятий «универсальный дизайн», «разумное при- способление» и др. 2. Разработать механизм стимулирования государственных и негосудар- ственных структур для активизации их деятельности по обеспечению доступ- ности объектов социальной инфраструктуры для МГН (малоподвижных групп населения): 2.1. разработать и реализовать процедуры инвентаризации объектов на предмет обеспечения доступности для МГН на основе обследования объектов социальной инфраструктуры с выдачей соответствующих заключений и реко- мендаций по проведению обустройства их средствами доступа, оценкой стои- мости этих работ; 2.2. наладить систему общественного контроля (в том числе путем привле- чения общественных организаций инвалидов) за выполнением нормативных требований в части обеспечения доступности объектов социальной инфра- структуры на стадии их строительства, реконструкции, капитального ремонта; 2.3. доработать механизм реализации полномочий по надзору и наложе- нию взысканий на юридических и физических лиц при уклонении от исполне- ния требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспорт- ной и социальной инфраструктур — с возложением этих полномочий на тер- риториальные органы (управления) Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития; 2.4. восстановить ранее действовавшие нормы Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст.16) и механизм отчисления средств, поступающих от организаций, уклоняющих- ся от исполнения требований доступности для инвалидов, в бюджеты соответ- ствующих субъектов РФ для использования целевым назначением только на осуществление мероприятий по доступности на соответствующей территории; 2.5. разработать механизм «адресного» налогообложения на создание условий доступности — с использованием получаемых средств на уровне со- ответствующего региона для проведения мероприятий по обеспечению до- ступности; с применением льготного налогообложения (понижающих коэффи- циентов либо освобождения от уплаты налога) организаций, «адресно» внося- щих средства на эти мероприятия; 2.6. разработать и внедрить критерии оценки деятельности органов испол- нительной власти в части обеспечения доступности (в показателях социально- экономического развития); 2.7. изучить возможность введения соответствующих требований по до- ступности для инвалидов и других МГН в показатели и критерии лицензиро- вания деятельности и государственной аккредитации учреждений и организа- ций, оказывающих соответствующие услуги населению (образовательные, ме- дицинские, социальные и т.п.). 3. Развивать системы подготовки и повышения квалификации специали- стов для деятельности в системе обеспечения доступной среды. 4. Организовать выпуск информационной, методической, учебной литера- туры по проблемам формирования и обеспечения безбарьерной среды жизне- деятельности. Суммируя сказанное, следует признать, что основой социальной полити- ки по отношению к инвалидам, на наш взгляд, должно стать реабилитационное направление как главное в формировании психофизиологического, професси- онального и социального потенциала личности инвалида для последующей его реализации в различных сферах деятельности, проведение профилактических мероприятий, препятствующих наступлению инвалидности, а также формиро- вание безбарьерной среды жизнедеятельности. ПРАВА ОСУЖДЕННЫХ Уголовно-исполнительная система стала одним из первых правопримени- тельных институтов, где была начата серьезная кардинальная реформа. Про- водимые изменения рассчитаны не на один год и требуют последовательности действий, политической воли, финансового обеспечения. В последнее время в уголовно-исполнительной системе произошли про- грессивные изменения. Возросла информационная открытость ведомства. Оно демонстрирует готовность меняться и изменять общественное восприя- тие пенитенциарной службы. В основу исполнения наказания положены прин- ципы, отвечающие требованиям современной жизни, улучшились условия материально-бытового обеспечения осужденных и т.д., но, чтобы эти позитив- ные перемены закрепились в каждодневной практике, реформирование УИС необходимо продолжать. И в этом процессе без участия гражданского обще- ства обойтись, на наш взгляд, невозможно — в местах принудительного со- держания общественный контроль необходим более чем в какой-либо другой сфере. Уже несколько лет действует Общественный совет при УФСИН России по Липецкой области, в который входят представители различных обществен- ных объединений, сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в Липецкой области. Совет посещает исправительные учреждения, встречает- ся с осужденными и сотрудниками УФСИН, работает с письмами, взаимодей- ствует с коллегами в других регионах. Серьезным шагом в развитии институтов гражданского общества и форми- ровании новой системы общественного контроля стало подписание 10 июля 2008 г. Президентом РФ Федерального закона № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержа- ния и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержа- ния». В январе 2011 г. были вручены мандаты членам Общественной наблюда- тельной комиссии по осуществлению общественного контроля за обеспече- нием прав человека в местах принудительного содержания М.Барвинскому, Г.Шальневой, М.Гольдману, В.Королеву. Работа Общественной наблюдатель- ной комиссии Липецкой области в масштабах России на хорошем счету и не раз заслуживала положительных оценок. Представляется, что отражением проводимых реформ является и динами- ка обращений осужденных к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области. Если в 2006 г. таких обращений было 117, то в 2010 г. их число сокра- тилось в три раза — до 36. Тематика обращений представлена в таблице Жалобы на ведение следственных действий и связанное с этим нарушение права на справедливое судебное разбирательство 8 Отказ суда в условно-досрочном освобождении 2 Жалобы на действия правоохранительных органов 2 Право на охрану здоровья 7 Жалобы на действия сотрудников исправительных учреждений и условия содержания 6 Право на пенсии и льготы 3 Право на обращение в органы гос. власти 2 Право на труд, на благоприятные условия труда 2 Право на жизнь 1 Право на гражданство 1 Право на жилище 1 Право на юридическую помощь 1 Необходимо отметить, что компетенция Уполномоченного по правам че- ловека не распространяется на вопросы, касающиеся следствия и судебного разбирательства. Некоторые вопросы также находятся в исключительном ве- дении ФСИН РФ. Так, к примеру, в адрес Уполномоченного по правам человека в Липецкой области обратился осужденный П. (вх. № 174), отбывающий наказание в ФБУ ИК-6. В своем обращении осужденный указывает, что он уроженец г. Ростов-на- Дону, там же совершил преступление, однако для отбытия наказания был эта- пирован в Липецкую область. Его родственники не могут приезжать в г.Липецк для свиданий, поэтому гр. П. просил оказать ему содействие в переводе в Ро- стовскую область. Между тем, согласно статье 73 УИК РФ, осужденные к лишению свобо- ды отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах терри- тории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Фе- дерации. Заместитель начальника УФСИН по Липецкой области полковник внутрен- ней службы В.Н. Седых подтвердил Уполномоченному, что осужденный П. при- был в ноябре 2009 года из учреждения ФБУ ИЗ-63/3 УФСИН по Ростовской области (г. Новочеркасск) на основании указания ФСИН России от 02.11.2009 № 10/12-2120. Вопрос перевода осужденных из одного исправительного учреждения субъекта РФ в исправительное учреждение другого субъекта РФ находится в исключительной компетенции ФСИН России. Для решения вопроса по существу в отношении осужденного П. в адрес ФСИН России был направлен соответствующий пакет документов. При встречах с осужденными нередко возникают вопросы по проблемам трудоустройства, оплаты труда и, в частности, касающиеся различных выче- тов из заработной платы как на содержание осужденного в исправительном учреждении, так и на исполнение решений суда по погашению исков и пр. По инициативе Президента Д.А. Медведева в 2010 г. активизировалась ра- бота по реформированию уголовного законодательства. В начале 2011 г. Го- сударственной Думой приняты поправки, изменяющие наказания по 68 ви- дам преступлений. Речь идет о наиболее распространенных видах правонару- шений: грабеже, разбое, краже, разумеется, только в тех случаях, когда это не связано с угрозой жизни и здоровью жертвы преступления. Лишение свободы заменяется штрафами или исправительными работами. Российское законодательство становится более прагматичным, более со- ответствующим европейской практике. Смягчение наказания коснется тех, кто нарушил закон случайно, при стечении обстоятельств, кто, наконец, про- сто переосмыслил свое поведение и хочет изменить свою жизнь. Вот на этих людей закон должен действовать более вариативно и персонифицировано. В этом состоит, в том числе, справедливость наказания. В то же время сохраня- ется жесткость закона в отношении тяжких преступлений и рецидивистов. В Липецкой области на начало 2011 г. в исправительных учреждениях со- держалось 6839 осужденных при лимите наполнения 8742 осужденных; в след- ственном изоляторе и в помещении, функционирующем в режиме следствен- ного изолятора, — 486 подозреваемых, обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано содержание под стражей. Вопросы соблюдения законности и прав человека в УИС находились под постоянным контролем руководства управления, три раза обсуждались на оперативных совещаниях при начальнике УФСИН. В феврале 2010 года в УФСИН проводилось заседание членов «Комиссии по вопросам обществен- ной безопасности и правопорядка, общественному контролю за соблюдени- ем прав и свобод человека и гражданина Общественной палаты Липецкой об- ласти». На оплачиваемых работах занято 30% (2009 г. — 29,2%) осужденных, их среднедневной заработок составил 120,17 руб. В профессиональных учили- щах в 2010 г. получили специальность 1503 человека, еще 961 обучался по со- стоянию на 01.01.2011 года. Принятие Концепции развития уголовно-исполнительной системы Россий- ской Федерации до 2020 года позволило развивать альтернативные виды на- казания, не связанные с лишением свободы. В 2010 г. УФСИН по Липецкой об- ласти начал исполнять такой вид наказания, как ограничение свободы. Суда- ми вынесено 105 таких приговоров. В 2011 году в Липецкой области появят- ся первые электронные браслеты для осужденных. Они помогают отслеживать положение осужденного в любой момент. Электронная система регистриру- ет его перемещения и отклонения от разрешенных маршрутов, если они допу- скаются. Кроме того, Липецкая область вошла в пилотный проект, который разрабо- тан УФСИН России по созданию централизованной компьютерной базы дан- ных на всех осужденных (АКУС). В первом этапе реализации проекта участву- ют семь областей. За истекший год многое сделано по улучшению условий содержания лиц, лишенных свободы. В следственном изоляторе в старом режимном корпусе проведен ремонт в 44 камерах, в тюрьме отремонтировано 18 камер. Во всех камерах следственного изолятора и тюрьмы соблюдаются условия приватно- сти. Санитарные узлы отделены кабинами и кирпичными перегородками. Комнаты длительных свиданий оборудованы всем необходимым для про- ведения свиданий. В каждом учреждении созданы комнаты с повышенной комфортностью. В 2010 году во всех исправительных колониях создана сеть кабельного те- левидения. В ИК-3, 4, 5 созданы телевизионные студии. В ИК-3 и ИК-4 органи- зована работа интернет-магазинов для продажи предметов первой необходи- мости осужденным. Большое внимание в исправительных учреждениях области уделялось по- вышению качества медицинского обслуживания. Все медицинские части имеют соответствующие лицензии. Предпринимались меры по улучшению материально-технической базы медицинских частей. В ФБУ ИК-6 установле- на новая стоматологическая установка и современная установка для проведе- ния диагностики сердца и сосудов. Иммунологическая лаборатория в настоя- щее время оснащена современным оборудованием, на базе которого начато обследование больных с ВИЧ-инфекцией и гепатитами. Одной из целей Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года является гуманизация условий содер- жания заключенных под стражу и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов. В 2010 году из исправительных учреждений области условно-досрочно освобожден 881 (аналогичный период прошлого года — 909) осужденный, 21 положительно характеризующемуся осужденному был изменен вид исправи- тельного учреждения (АППГ — 11), 18 осужденных переведены со строгого тю- ремного режима на общий режим (АППГ — 8). К осужденным было применено 9409 поощрений (АППГ — 10142). Около 2,5 тыс. человек ежегодно освобождаются в Липецкой области из мест лишения свободы, причем в своем большинстве это люди трудоспо- собного возраста, которые могут и должны найти свое место в ряду законо- послушных граждан. Однако на этом пути встречается слишком много про- блем. Как только человек переступает порог тюрьмы, он попадает в другой мир. Многие осужденные говорят, что в тюрьме проще жить, будущее опреде- лено — есть крыша над головой, еда, какое-то дело… Но эти мысли опасны! Не может человеку в тюрьме быть лучше, чем на воле. Это сигнал того, что наше общество, государство недорабатывают по очень важным направлениям. По- этому не случайно создание системы пробации стало одной из приоритетных задач ФСИН РФ. В нашей области в декабре 2010 года на базе исправительной колонии № 6 создан Центр социально-психологической реабилитации осужденных и подго- товки их к освобождению. Организация Центра стала личной инициативой на- чальника УФСИН по Липецкой области А.Н. Шишкина. Во многом работа Цен- тра еще носит экспериментальный характер, но его практика станет основой для создания подобных учреждений в других территориальных подразделени- ях ФСИН РФ. В Центре предусмотрено содержание осужденных в жилых помещениях по 2-4 человека. Жилые комнаты, комната приема пищи и санузел оборудованы согласно современным требованиям. Введены должности социальных работ- ников и психологов, проведен отбор осужденных для размещения в центре и утверждена программа работы с ними. Установлены электронные терминалы с выходом на информацию о рабочих местах, об учреждениях социальной за- щиты, Пенсионного фонда, образования, справочные и юридические службы. В деятельность начальников отрядов внедрены электронные дневники индивидуально-воспитательной работы с осужденными. Разработаны про- граммы электронного документирования психологов и социальных работников учреждений, проходящие в настоящее время апробацию с целью последую- щего внедрения в деятельность всех учреждений области, включая уголовно- исполнительные инспекции. В то же время нельзя не отметить, что инициативы ФСИН РФ по социали- зации освобождающихся осужденных в нашей области пока еще находят сла- бую поддержку на уровне муниципалитетов и гражданского общества. А ведь именно они, как показывает мировая практика, предоставляют тот набор меха- низмов, которые помогают перестраивать психику бывшего преступника, вос- питывают человека, приносящего пользу семье, обществу. Среди проблем социальной реабилитации лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, на первом месте, безусловно, находятся те, что связаны с трудовым и бытовым устройством. Сотрудникам УФИН часто трудно реально содействовать человеку в осуществлении его жизненных планов, так как не все организации и учреждения отвечают на запросы (о наличии жилья, возможно- сти трудоустройства по соответствующей специальности и т.п.). Право на жилище до настоящего времени остается нереализованным для многих законопослушных граждан. Что уж тут говорить о тех, кто оступился и был справедливо наказан. Отсутствие механизма реализации этого права для бывших осужденных — самая большая проблема (видимо, типичная для всех крупных городов России), порождающая массовое бродяжничество. В неко- торых субъектах РФ органы власти и местного самоуправления создают сеть адаптационных центров и социальных гостиниц — мера вынужденная, дорого- стоящая, но вряд ли эффективная, так как проблема имеет тенденцию к росту. В сфере трудоустройства для бывших обитателей колоний и тюрем также существуют объективные преграды: низкий образовательный ценз, утрата ква- лификации. Сами учреждения могут готовить специалистов, но только по спе- циальностям, востребованным в данном управлении исполнения наказания, а они не всегда конкурентоспособны на рынке труда. Нужно отметить, что здесь, конечно, определенную помощь по квотирова- нию рабочих мест оказывает областная целевая программа «О социальной ре- абилитации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы в Липецкой об- ласти, на 2009—2012 годы». Для ускорения процесса реабилитации осужденных в Липецкой области необходимо создание центров и домов социальной адаптации, общественных фондов. Необходимо развитие социального патроната, индивидуального по- ручительства и поручительства трудовых коллективов предприятий. Развитие социальных служб требует больших капиталовложений со сто- роны государства, мобилизации организационных ресурсов и изменения за- конодательства. Но даже мощная государственная поддержка не в состоя- нии обеспечить всесторонности и качества социальной помощи осужденным. Здесь требуется привлечение к участию всех сил гражданского общества и активизация общественной самодеятельности, что невозможно без измене- ния общественного мнения относительно личности осужденного, разъясне- ния населению сути и значимости ресоциализационных процессов. Предсто- ит также большая работа по формированию общественного мнения в пользу реформ, связанных с применением и исполнением уголовного законодатель- ства. III. РЕАЛИЗАЦИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ В почте Уполномоченного жалобы граждан на реализацию права на жили- ще встречаются наиболее часто. И это понятно. Нынешний уровень доходов подавляющего большинства людей несопоставим с ценами на жилье. Пред- лагаемая гражданам ипотека по-прежнему является недоступной из-за высо- ких процентных ставок и первоначального взноса. Кроме того, липчане психо- логически не готовы к выплате долга в течение многих лет. Эта неуверенность подогревается отсутствием надежных традиций страхования кредитных ри- сков (страхование тоже не пользуется доверием собственников жилья), а так- же жесткой и негибкой политикой банков, которые в случае платежных затруд- нений кредиторов лишают их недвижимости вместо того, чтобы по возможно- сти разработать индивидуальную стратегию погашения кредита для человека, попавшего в трудные жизненные обстоятельства. С другой стороны, в сложившихся в России условиях абсолютно эфемер- на конституционная норма о возможности предоставления гражданам жилых помещений социального найма органами местной власти. Вопрос этот труд- норазрешим по двум причинам. Первая заключается в том, что эта норма рас- пространяется на людей, не имеющих возможности приобрести жилье, а та- ковых подавляющее большинство. Второй аспект состоит в незначительности или полном отсутствии жилья социального найма на балансах муниципалите- тов. Львиная доля жилого фонда, доставшегося с советских времен, была при- ватизирована жителями, значительная часть (особенно первые этажи жилых зданий) была переведена в нежилой фонд и переоборудована в объекты ком- мерческой недвижимости. Возведение же нового жилья практически всем му- ниципалитетам не по карману из-за крайне скудных бюджетов и дороговизны строительства. На все это накладываются бюрократическая нерасторопность, коррупция, законодательные лакуны, невыгодность реализации и, как след- ствие, отсутствие проектов комфортабельного малогабаритного жилья. Между тем эксперты говорят о том, что именно отсутствие жилья является причиной острых социальных конфликтов. Так, по результатам опросов, про- веденных ВЦИОМ, причиной 41% разводов в стране являются именно плохие жилищные условия. По мнению аналитиков, жилищная проблема была бы не столь остра, если бы не сопровождалась огромным расслоением общества. Так, уровень доходов 10% самых богатых граждан в стране превышает уровень доходов 10% самых бедных в 17 раз. В Швеции подобная разница доходов яв- ляется всего лишь шестикратной, в соседней Белоруссии — также шестикрат- ной. «В богатых семьях в России на одного человека приходится в 1,5-2 раза больше квадратных метров, чем в бедных. Из бедных домохозяйств, по дан- ным Росстата, хорошими и отличными жилищными условиями могут похва- статься только 27%, в то время как среди богатых довольных своим жильем уже 47%. Разделяет богатых и бедных не только уровень удовлетворенности или площадь жилья, но и его качество. Так, жилье бедных семей только на 58% обеспечено телефонами, на 83% — централизованным водоснабжением, хо- лодной водой и на 73% — горячей водой, на 87% — центральным отоплением. В жилье богатых семей обеспеченность коммуникациями на 10-15% выше», — констатируют эксперты. В России на одного человека в среднем приходится только 22 кв. метра жи- лья. В развитых странах в два-три раза больше. Например, в Швеции обеспе- ченность жильем составляет 45 кв. метров на человека, в США — 65 кв. ме- тров. В России 64% жилых помещений состоят из трех и менее комнат. В Гер- мании — только 8%, а в США и вовсе 1,5%. При текущих темпах строительства жилья в стране в 60 млн. кв. метров в год потребуется 50 лет, чтобы достичь «шведского» уровня обеспеченно- сти жильем, и это без учета старения и выбывания, ранее построенного жило- го фонда. С учетом же необходимости расселения устаревающего жилищного фонда может не хватить и века, чтобы достигнуть западного уровня. России нужно преодолеть последствия кризиса и начать активно нара- щивать объемы жилищного строительства. Для решения этой задачи в кон- це 2010 года была принята новая федеральная целевая программа «Жилище». Она рассчитана на период до 2015 года. Инвестиции в программу за счет раз- ных источников составят более 600 млрд. рублей. За предстоящие пять лет нужно добиться роста в 1,5 раза — с 58 млн. кв. м в 2010 году до 90 млн. кв. м в 2015-м. Всего же за период действия программы должно быть построено поч- ти 370 млн. кв. м жилья. Следует добавить, что уже в 2016 г. планируется выйти на объем строительства 100 млн. кв. м в год, а к 2020 г. — 142 млн. кв. м. Такие решительные меры обусловлены еще и тем, что, по данным Росста- та, два последних года в России наблюдалось сокращение темпов строитель- ства. В 2010 г. было введено в эксплуатацию 714,1 тыс. квартир общей пло- щадью 58,1 млн. кв. метров, что составило 97% к соответствующему периоду предыдущего года (в 2009 г. было введено 59,9 млн. кв. метров жилья, 93,5% к 2008 году). Только 52 российских региона сохранили объемы строительства докризисного уровня. Кроме того, в жилищном строительстве государство сформировало се- рьезный спрос на жилье, предложив ветеранскую жилищную программу, про- грамму обеспечения жильем военнослужащих, развитие ипотеки. И этот спрос будет расти. По оценкам экспертов, до 80% обладателей материнского капи- тала планируют направить его именно на улучшение жилищных условий (об- ращения с просьбой проконсультировать по подобному вопросу есть и в почте Уполномоченного по правам человека, его также часто задают на специализи- рованных приемах). В этих условиях нужны дополнительные шаги по стимулированию жилищ- ного строительства, прежде всего жилья, доступного по цене и отвечающего современным требованиям комфорта, качества, энергоэффективности и эко- логичности. В то же время определенные позитивные изменения происходят. Так, по оценке замминистра регионального развития РФ К. Королевского, доля квар- тир эконом-класса в общем количестве жилья, вводимого в эксплуатацию по России, значительно возросла: «Строящееся жилье стало более компактным. Многие начинают задумываться о том, что стоит будущая эксплуатация того, что они приобретают. Отсюда идет оптимизация, в том числе и размеров». По его словам, в 2010 году в России было введено в эксплуатацию 58 млн. 114 тыс. кв. м жилья, что на 3% меньше, чем в 2009-м. При этом число постро- енных жилых помещений, напротив, увеличилось. В 2010 году было сдано в эксплуатацию 714 тыс. единиц жилых помещений, а в 2009-м — 701 тыс. еди- ниц. Что говорит о том, что площадь отдельно взятой квартиры, сдающейся в эксплуатацию, стала меньше. Также государство намерено поощрять россиян к приобретению через ипо- теку вновь построенного, а не вторичного жилья, сделав «первичку» более эко- номически выгодной для покупателей. По данным Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, в 2010 году в России из-за кризиса объем сделок по ипотеке на первичном рын- ке уменьшился в три раза по сравнению с 2008 годом. Для финансирова- ния в стране ипотеки на вновь построенное жилье по специальной програм- ме Внешэкономбанка на 2011—2012 годы будет выделено 150 млрд. рублей. Ставка по этой ипотеке 11%. Специально была сделана ставка ниже вторич- ного рынка, что примерно на 2% ниже по сравнению с тем, что выдают на вторичное жилье. То есть у заемщика есть экономическая мотивация поку- пать именно новое жилье. Еще одним положительным шагом стало заявление премьер-министра России В.В.Путина о том, что он подписал стратегию развития ипотечного кре- дитования до 2030 года, предусматривающую повышение его доступности до уровня 60% населения. Продолжение. Начало на 9–12-й стр. Продолжение на 14-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz