Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 145/24023/ 29 ИЮЛЯ 2011 12 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Доклад О соблюдении прав человека в Липецкой области и деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2010 году Остается весьма значительным число правонарушений в детских, подрост- ковых и молодежных учреждениях, связанных с несоблюдением санитарно- эпидемиологического законодательства и коммунально-бытовых норм и пра- вил. В соответствии с ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ в образовательных учреждениях должны неукоснитель- но соблюдаться санитарно-гигиенические требования при организации пита- ния детей. В рамках принимаемых мер по профилактике заболеваний и укре- плению здоровья учащихся организация и рацион их питания подлежат обяза- тельному согласованию с органами госсанэпиднадзора. Проверки, проводимые Роспотребнадзором в самых разных районах об- ласти, выявляют нарушения, связанные с организацией питания детей. Среди них — неправильное ведение документации, несоблюдение правил хранения продуктов и сроков их реализации, отсутствие маркировки инвентаря, некаче- ственное проведение влажной уборки и др. Перед началом летней оздоровительной кампании специалисты Управле- ния Роспотребнадзора по Липецкой области проверяли школы, на базе кото- рых открылись летние лагеря. В Грязинском районе было проверено 17 общеобразовательных школ, ор- ганизующих детский оздоровительный отдых. Оказалось, что в 7 школьных столовых плохо моют посуду: в смывах с чи- стой посуды и инвентаря были обнаружены бактерии группы кишечной палоч- ки. Виновных оштрафовали в общей сложности на 7 тысяч рублей. После того, как в школьных столовых были проведены генеральные уборки, повторные анализы на кишечную палочку на посуде оказались отрицательными. В специальном коррекционном детском доме 8-го вида города Лебедяни выявлены нарушения в организации питания детей, в санитарном состоянии помещений, в профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний. В детском саду «Теремок» села Мокрое Лебедянского района на террито- рии игровой площадки не был оборудован теневой навес, хотя такое предпи- сание специалисты Роспотребнадзора уже выдавали. В детском саду села Ро- маново Лебедянского района тоже проводили повторную проверку, но оказа- лось, что ремонт теневого навеса так и не сделан, производственные столы на пищеблок не куплены. В ходе внеплановых проверок оздоровительных лагерей с дневным пребы- ванием детей в Ельце, Долгоруковском, Елецком и Измалковском районах в 40% школ выявили нарушения санитарных норм. Прошедший год показал, что опасность для детей могут представлять и со- трудники детских учреждений. Прокуратура Ельца провела проверку по факту отравления трех работников пищеблока в муниципальном дошкольном обра- зовательном учреждении «Центр развития ребенка — детский сад № 39 «Под- снежник». 19 октября 2010 г. во время раздачи обедов воспитанникам детского учреждения шеф-повар и два повара пищеблока в тяжелом состоянии с диа- гнозом «острое отравление неизвестным веществом психотропного и карди- огенного действия» были доставлены в реанимацию МУЗ «Елецкая городская больница № 2». Как установлено в ходе проверки, указанные лица без соответствующих медицинских показаний употребили сильнодействующий лекарственный пре- парат. Вследствие бесконтрольного приема лекарств лицами, имеющими не- посредственный доступ к детскому питанию, возникла реальная угроза жизни и здоровью воспитанников детского сада. В соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1«Об образовании», ответственность за обеспечение безопасного пребывания детей в образова- тельном учреждении несут руководители этих учреждений. С целью устране- ния выявленных нарушений прокурор Ельца внес представление в адрес заве- дующей детским учреждением, по результатам рассмотрения которого вино- вные лица уволены. Представляется, что для обеспечения безопасности детей должна быть су- щественно пересмотрена кадровая политика и процедура отбора на работу сотрудников детских учреждений. В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, се- мья находятся под защитой государства. Применительно к защите материн- ства работающих женщин это означает, что государство обеспечивает созда- ние необходимых условий для сохранения здоровья женщин в процессе труда, в том числе для охраны труда беременных женщин и оказания им надлежащих услуг по охране их здоровья в дородовой и послеродовой периоды, а также для повышения уровня здоровья новорожденных детей. Сложившаяся в обще- стве ситуация вызывает необходимость разработки и принятия дополнитель- ных мер социальной защиты беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, включая меры правового характера, так как прак- тика последних двух десятилетий показывает, что работодатель нередко нару- шает действующее законодательство, нисколько не заботясь о правах моло- дой матери. Все чаще жалобы на подобные правонарушения поступают не только от граждан, занятых у индивидуальных предпринимателей и в частных организа- циях, но и в муниципальных и государственных учреждениях. Например, про- куратурой Лев-Толстовского района установлено, что воспитательнице дет- ского сада «Теремок», находящейся в отпуске по уходу за ребенком до дости- жения им возраста 1,5 лет, перечислено пособие за январь 2010 г. в меньшем размере, чем установлено законом (1291 руб. вместо положенных 4043 руб.). Кроме того, работодателем нарушался установленный законом срок выплаты пособия. В другом случае Правобережная прокуратура Липецка обратилась в суд с иском к ООО «Микс» о взыскании задолженности по выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет за пе- риод с апреля 2010 года по октябрь 2010 года в сумме 29 тысяч 195 рублей 74 копеек. Женщина, за которую вступилась прокуратура, в настоящее время на- ходится в отпуске по уходу за полуторагодовалым ребенком, а работодатель не производил полагающиеся выплаты. В соответствии с действующим законодательством, пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается, в частности, матери, осуществляю- щей уход за ребенком, подлежащей обязательному социальному страхова- нию и находящейся в отпуске по уходу за ребенком — по месту работы в сро- ки, установленные для выплаты заработной платы. Указом Президента РФ от 30 мая 1994 г. № 1110 «О размере компенсаци- онных выплат отдельным категориям граждан» с последующими изменени- ями предусмотрены ежемесячные компенсационные выплаты матерям, со- стоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреж- дениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста. Учитывая, что работодатель не исполнил возложенные на него по зако- ну обязанности, прокурор в судебном порядке потребовал взыскать с ООО «Микс» задолженность, а также госпошлину в доход городского бюджета. Тре- бования прокурора удовлетворены в полном объеме. Советским межрайонным следственным отделом по городу Липецку след- ственного управления СК по Липецкой области завершено расследование уго- ловного дела бывшего руководителя ООО «ТактикСтрой», обвиняемого в пре- ступлении по статье «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, по- собий и иных выплат». Следствием собрана достаточная доказательственная база, в связи с чем уголовное дело после утверждения обвинительного заклю- чения направлено в суд для рассмотрения по существу. С 15 января по 18 декабря 2009 года руководитель ООО «ТактикСтрой», не- смотря на имеющиеся в наличии денежные средства, необходимые для вы- платы пособия по беременности и родам, израсходовал их на общехозяй- ственные нужды. В результате его незаконных действий юрисконсульту пред- приятия не было выплачено пособие по беременности и родам на сумму более 40 тысяч рублей. В годовом докладе 2009 г. отдельный раздел был посвящен проблемам школьной реформы. В частности, большую тревогу Уполномоченного вызы- вало обеспечение транспортной безопасности школьников. Не секрет, что по уровню аварийности и травматизма на дорогах Россия занимает одно из веду- щих мест в Европе. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что ситуация со школьными перевозками еще далека от требований, предъявляемых законом. Материа- лы прокурорского надзора свидетельствуют, что, несмотря на принимаемые на данном направлении меры, нарушения требований закона еще носят доста- точно распространенный характер. Несмотря на то, что в регионе вопросам обеспечения безопасности школь- ных перевозок уделяется значительное внимание, ранее выявленные прокуро- рами нарушения не были устранены в полном объеме. Как говорится в сооб- щениях прокуратуры, использование школьных автобусов с выявленными на- рушениями создавало реальную угрозу для жизни и здоровья детей. В ходе проверки установлены случаи несоответствия школьных автобусов по своим техническим характеристикам требованиям государственного стан- дарта. По-прежнему отсутствовали аптечки первой медицинской помощи и первичные средства пожаротушения. К управлению автобусами допускались водители, не имеющие необходимого стажа работы. Прокуратурой Добринского района установлено, что из 18 обследованных школьных автобусов 9 не соответствовали государственному стандарту. В ре- зультате осмотра указанных автобусов выявлены нарушения, не позволяю- щие обеспечить в полной мере предусмотренный действующим законодатель- ством уровень безопасности и комфортности при перевозках детей. В нарушение Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопас- ности дорожного движения» доставка школьников к месту учебы и обратно по маршруту с. Коробовка — с. Падворки (Грязинский район) осуществлялась ав- тобусом марки «САРЗ-3280» 1997 года выпуска, не соответствующим Государ- ственному стандарту РФ, определяющему технические характеристики авто- транспорта, используемого для перевозки детей. По результатам рассмотрения представления прокурора области, внесен- ного в адрес администрации Липецкой области, во всех муниципальных об- разованиях проведены совещания с руководителями общеобразовательных учреждений, ГИБДД УВД по Липецкой области, Госавтодорнадзора по Липец- кой области, главами органов местного самоуправления. В 20 сельских населенных пунктах области произведены замена и перео- борудование школьных автобусов, не соответствующих по своим техническим характеристикам требованиям государственного стандарта, обновлены аптеч- ки, составлены и утверждены графики проведения технических осмотров ав- тотранспорта, школьные маршруты согласованы с территориальными орга- нами ГИБДД, расторгнуты трудовые договоры с водителями, имеющими стаж работы менее 3 лет и др. Руководители общеобразовательных учреждений с. Поддубовка и с. Стор. Хутора Усманского района области за нарушение федерального законода- тельства при организации перевозок детей школьным транспортом, несвоев- ременное заключение договоров на ведение работ по обслуживанию транс- портных средств привлечены к дисциплинарной ответственности. В целях обеспечения безопасности детей руководителям учебных заведе- ний рекомендовано передавать автотранспортные средства для обслужива- ния в АТП с обязательным условием использования автобусов исключитель- но для перевозок школьников. Учитывая социальную значимость обеспечения безопасности учащихся, в 2009 году на предоставление субсидий из област- ного фонда софинансирования расходов бюджетам муниципальных образова- ний на приобретение автотранспорта для подвоза детей в общеобразователь- ные учреждения выделено 38,1 млн. рублей. Парк школьных автобусов попол- нился на 44 единицы автотранспортных средств, соответствующих требовани- ям государственного стандарта. Подводя итоги и оценивая упомянутые проблемы, можно сделать один об- щий вывод: для обеспечения прав детей (как, впрочем, и других прав челове- ка) необходимо строго и неукоснительно соблюдать закон, не допускать про- извольного его толкования. Как только должностные лица, родители, работо- датели начинают отходить от правовых и общечеловеческих норм, незамедли- тельно возникает критическая, зачастую конфликтная ситуация, жертвами ко- торой, в первую очередь, становятся дети. В прямой связи с этим выводом на- ходится и законотворческая деятельность. В нашем обществе, наверное, осо- бенно необходимо, чтобы инициативы, направленные на повышение качества жизни граждан, и особенно связанные с обеспечением счастливого детства, получали реальное воплощение в виде конкретных работающих законов. ПРАВА ИНВАЛИДОВ Как уже говорилось выше, в 2010 г. Уполномоченный по правам челове- ка совместно с областными общественными организациями, занимающи- мися проблемами людей с ограниченными физическими возможностями, провел серию мероприятий, посвященных защите прав человека и реали- зации положений Конвенции по правам инвалидов на территории Липец- кой области. Такое взаимодействие закономерно, так как в последнее время по суще- ству изменилась парадигма государственной социальной политики в отноше- нии инвалидов. К сожалению, новое законодательство в отношении этой со- циальной группы оказалось во многом недоработанным, были разрушены со- циальные механизмы, заложенные еще в Советском Союзе. Но справедливой и достойной их замены во многих аспектах жизни инвалидов предложено не было, некоторые нормативные акты не упростили, а напротив, ужесточили бю- рократический произвол и сократили социальную поддержку. Откровенный разговор с инвалидами показал, что многим представляется неверным решение законодателей о замене начисления пенсий и социальной поддержки в зависимости от групп инвалидности на, соответственно, пенси- онирование и социальную поддержку в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности (ОСТД). Многие инвалиды не решаются оформлять индивидуальную программу ре- абилитации (ИПР), поскольку боятся, что при этом их принудят проходить пе- реосвидетельствование и понизят степень утраты трудоспособности. Выхо- дит, система стимулирует не интеграцию инвалидов в общество, а, напротив, их пассивность и иждивенчество. Если говорить в целом, то, на взгляд общественных организаций инвали- дов, нарушаются их права на фундаментальные основы социальной жизни: — на образование — количество детей-инвалидов школьного возраста в России составляет 450 тысяч, причем в общеобразовательных школах учатся 140 тысяч (из них около 40 тысяч находятся на надомном обучении), 70 тысяч — в специальных школах. Таким образом, примерно треть детей обучаются се- грегированно от сверстников. Это приводит к тому, что эти дети вырастают не- подготовленными к самостоятельной жизни; — на трудоустройство — на сегодняшний день в России не более 10% лю- дей с инвалидностью имеют работу, причем многие из них работают лишь формально, а также трудятся на специализированных предприятиях, где ин- валидам предлагают в основном неквалифицированную, низкооплачиваемую работу или работу на дому; — на доступную инфраструктуру и транспорт — ни в одном городе России нет системы доступного для инвалидов общественного транспорта и инфра- структуры; — на социальное обеспечение: ситуация с лекарствами для лиц с ограни- ченными возможностями здоровья оценивается не иначе как критическая; Несмотря на неоднократное обсуждение вопроса в федеральных органах власти, электронных и печатных СМИ, лекарственный кризис не проходит. Суть кризиса в следующем: — «вымывание» с рынка дешевых отечественных лекарств и замена их до- рогими импортными. В итоге общее количество льготных лекарств сокраща- ется, а их суммарная цена все более выходит за пределы выделенных на эти цели бюджетных денег; — в результате возник замкнутый круг: меньше лекарств — меньше лю- дей, выбирающих «соцпакет» — меньше «лекарственных» денег в федераль- ном бюджете — еще меньше лекарств для людей — и т.д. до полного развала системы; — монетизация льгот особенно ухудшила положение семей, в которых ра- стут дети-инвалиды, а также семей инвалидов-чернобыльцев; — в отношении средств реабилитации действует все тот же порочный круг: чем меньше реабилитационных средств получают инвалиды, тем меньше лю- дей выбирают на следующий год «социальный пакет»; чем меньше людей его выбирают, тем меньше денег в бюджете предусматривается на средства реа- билитации; а значит, еще меньше инвалидов их получают; и так далее вниз по «спирали»; — значительно бюрократизирована процедура выдачи средств реабилита- ции, включая санаторно-курортные путевки (количество льготных санаторных путевок с 2005 г. сократилось более чем в два раза). Улучшить положение инвалидов в России должна ратификация нашей страной международной Конвенции ООН «О правах инвалидов», которая 3 мая 2008 года на международном уровне вступила в силу. Этот документ был при- нят на 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 13 декабря 2006 года и открыт для подписания и ратификации с 30 марта 2007 года. Его целью является закрепление основополагающих принципов, а также установление стандартов политических, экономических, социальных, юридических и иных, жизненно важных прав для инвалидов, на основании которых должна строить- ся современная политика цивилизованного государства. Разработанный и принятый вместе с Конвенцией факультативный протокол позволяет отдельным лицам и группам граждан в случае нарушения их прав обращаться с ходатайствами в ООН. Конвенция нацелена на преодоление барьеров и формирование такой сре- ды, в которой осуществление инвалидами своих прав будет происходить на основе принципов равенства , недискриминации, уважения человеческого до- стоинства, что позволит полно и эффективно вовлекать инвалидов в жизнь об- щества. В настоящее время Конвенцию подписали 130 государств и 36 из них — ратифицировали. Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны привести свое национальное законодательство в соответствие с международ- ными стандартами. Началом реализации в России положений Конвенции можно считать приня- тую целевую федеральную программу «Доступная среда 2011—2015 гг.» На ее мероприятия из бюджета выделяется 47 млрд.рублей. Как отметил премьер-министр В.В.Путин, «Долгие годы проблемы инвали- дов замалчивались, как бы пытались эти проблемы вообще не замечать. Госу- дарство по факту ограничивалось выплатой пенсий или пособий. Многие инва- лиды оказывались замкнутыми в четырех стенах, изолированными, по сути, от общества. Чтобы получить образование, сделать профессиональную карьеру, приходилось буквально пробивать многочисленные препоны». Как уже говорилось ранее, для инвалидов важен вопрос рабочих мест. Раз- работчики программы обещают до 2015 года повысить до 30,5% количество людей с ограниченными возможностями, которые смогут найти себе работу через службы занятости. Начиная с 2010 года работодателю возмещаются за- траты на приобретение специального оборудования для оснащения рабочих мест для инвалидов в размере 30 тыс. рублей на одно рабочее место. А в 2011 году такая компенсация может составить уже 50 тыс. рублей. Кроме того, документ обещает увеличение количества школ для совмест- ного обучения здоровых детей и ребят-инвалидов, использование на улицах города специального транспорта, которым могут пользоваться люди с огра- ниченными возможностями, снабжение большего числа телевизионных про- грамм субтитрами и сокращение сроков прохождения инвалидами процеду- ры медико-социальной экспертизы. Будет сделан упор на обучение специа- листов, готовых заниматься с инвалидами, в том числе переводчиков жесто- вого языка. Также предусмотрена активная подготовка к Паралимпийским играм-2014. Преобразования должны затронуть внешний вид городов — начиная с по- явления пандусов до нового универсального дизайна, который позволит сво- бодно ориентироваться на улицах слепым и глухим людям. Если програм- му воплотят в жизнь, внутри зданий появятся светящиеся табло и таблички со шрифтом Брайля — точечно-рельефным. В общественных учреждениях и ор- ганизациях будут установлены специальные кассы и места для инвалидов, так- софоны и системы синхронного вывода речевой и текстовой информации. Сейчас, по данным Минздравсоцразвития, в России 13,2 млн. инвалидов, из них 66% пенсионеров и 4% детей. Только 26% инвалидов трудоспособно- го возраста работают. По данным пресс-службы министерства, 60% граждан с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата сталкиваются с труд- ностями при пользовании общественным транспортом, 48% испытывают про- блемы при покупке продуктов. В Липецкой области в формировании доступной среды нуждается значи- тельная часть жителей — более 150 тысяч инвалидов, в том числе около четы- рех тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья. Нужно отметить, что мы были одним из первых субъектов Российской Фе- дерации, который самостоятельно разработал и стал реализовывать в 2006— 2008 годах областную целевую программу «Безбарьерная среда жизнедея- тельности инвалидов и других маломобильных групп населения». Она предпо- лагала значительные затраты на развитие инфраструктуры для людей с огра- ниченными возможностями — примерно по 60 миллионов рублей в год. Но ре- ально в бюджет региона ежегодно закладывалось в 10 раз меньше того, что планировалось. Тем не менее за это время для учреждений соцзащиты при- обретены специальные микроавтобусы, реконструирован спальный корпус в Центре реабилитации «Сосновый бор», обустроены зоны отдыха и пешеход- ные дорожки для инвалидов-колясочников в Липецком доме-интернате для престарелых и инвалидов. За счет бюджетных средств часть светофоров в Ли- пецке оборудована звуковыми дублерами, служба «социальное такси» попол- нилась новыми автомашинами. К сожалению, экономический кризис не позволил продолжить финансиро- вание программы в 2009 и 2010 годах. По поручению главы администрации Липецкой области Олега Королева управлением социальной защиты населения во взаимодействии со всеми ис- полнительными органами власти региона была разработана новая региональ- ная программа, рассчитанная на 2011—2015 годы. Документ учитывает необ- ходимость выявления и устранения препятствий в доступности для инвалидов зданий, дорог и транспорта, учреждений образования, здравоохранения, куль- туры, социальной сферы, спортивные центры. В общую работу должны вклю- читься информационные и коммуникационные службы. По расчетам, на меро- приятия программы потребуется свыше 320 млн. рублей. Кроме того, в ее ре- ализации должны принять участие муниципальные образования, предприни- матели. Регион рассчитывает и на федеральные ассигнования. В 2011—2013 годах на программу планируется потратить из областной казны 50 миллионов рублей. В общем, предстоит большая, объемная работа. Если внимательно анали- зировать реальную ситуацию, то для того, чтобы сделать быт наших инвалидов действительно безбарьерным, потребуется не один десяток лет, миллиард- ные вложения и изменение многих основополагающих документов градостро- ительства и социальной жизни. Поэтому Уполномоченный в отношении к этой проблеме придерживается позиции осторожного оптимизма и полагает, что основная работа еще впереди. Об этом шла речь на заседании общественного совета при региональном парламенте в конце 2010 г. Ведь создание и обеспечение безбарьерной среды жизнедеятельности предусматривает: — беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры; — беспрепятственное пользование транспортом и транспортными комму- никациями; — беспрепятственный доступ к средствам связи и информации; — беспрепятственное получение инвалидами социальных услуг; — формирование «безбарьерной» психологической среды в обществе. Кроме того, в предоставлении реабилитационных услуг инвалидам при- нимают участие учреждения и организации различной ведомственной при- надлежности и различных форм собственности. При этом одной из серьез- ных проблем в обеспечении должного взаимодействия в системе реабилита- ции инвалидов является структурная и ведомственная разобщенность участ- ников процесса реабилитации, отсутствие единого органа управления систе- мой (разные уровни подчиненности, финансирования, нормативно-правового обеспечения и, к сожалению, информационная разобщенность). Для обеспечения эффективной доступной помощи инвалидам важно зако- нодательно закрепить на федеральном уровне понятие «система реабилита- ции» (либо «государственная служба реабилитации инвалидов») с возложени- ем полномочий по координации деятельности в сфере реабилитации на орга- ны социальной защиты населения. Это касается в том числе и контроля за по- строением единой системы безбарьерной среды в населенных пунктах. В целях обеспечения надзора за исполнением законодательства в данной сфере необходимо усилить взаимодействие органов социальной защиты на- селения с прокуратурой, другими контролирующими органами, депутатами всех уровней, общественными объединениями. В то же время, проблема беспрепятственного доступа к объектам социаль- ной инфраструктуры впрямую касается не только инвалидов, но и многих дру- гих жителей наших городов и сел, в первую очередь граждан, относящихся к маломобильным категориям: это люди преклонного возраста, граждане, име- ющие временные нарушения в связи с заболеванием или травмой, родители, использующие детские коляски, и др. Сложившаяся инфраструктура российских населенных пунктов создает значительные трудности в организации безбарьерной среды: — значительное число объектов (тысячи); — многообразие архитектурно-планировочных, конструктивных особенно- стей объектов и их функциональное назначение; — различная ведомственная принадлежность и различные формы соб- ственности объектов; — значительные финансовые расходы; Все эти проблемы детально обсуждались в августе 2010 г. в ходе работы «круглого стола» «Права инвалидов в современном обществе», который ор- ганизовал Уполномоченный по правам человека в Липецкой области. По его приглашению регион посетил и принял участие в работе «круглого стола» де- путат Государственной Думы РФ, секретарь Паралимпийского комитета Рос- сии, паралимпийский призер, инвалид-колясочник М.Б. Терентьев. Практиче- ски все выступающие инвалиды отмечали, что работа по созданию безбарьер- ной среды сегодня носит формальный, бесконтрольный характер, нередко деньги тратятся впустую, т.к. воздвигаемые сооружения, пандусы не отвечают не то что техническим требованиям, а здравому смыслу — они крутые, скольз- кие, узкие, загромождены мусором... Чрезвычайно мало звуковых светофо- ров, нет ребристых бордюров, на тротуарах города паркуются легковые авто- мобили, которые затрудняют проход даже здоровым гражданам. Сами улицы города представляют «лоскутное одеяло» из кусков асфальта и разношерстной тротуарной плитки с поперечными бордюрами и выбоинами и т.д. Все это под- твердило и обследование центральных улиц города Липецка, которое провели совместно с ВОИ сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека. Показателен и случай, происшедший на лыжной базе в Задонском районе, которую посетил депутат Государственной Думы М.Б. Терентьев. Оказалось, что новое здание лыжной базы также нельзя рассматривать как объект доступ- ной среды, т.к. инвалид-колясочник, физически крепкий молодой мужчина, не смог взобраться по крутому скользкому пандусу без посторонней помощи, и его передвижение внутри базы было затруднено из-за многочисленных поро- гов и других препятствий. Оказались крутыми и асфальтовые дорожки вокруг базы. Эта история для нас показательна еще и потому, что позволяет сделать очевидный вывод, что принимать все без исключения сооружения, обеспечи- вающие доступную среду, первым делом должны профильные организации инвалидов, и только потом уполномоченные контролирующие органы. Продолжение. Начало на 9–11-й стр. Продолжение на 13-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz