Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 145/24023/ 29 ИЮЛЯ 2011 11 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Доклад О соблюдении прав человека в Липецкой области и деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2010 году Одной из форм как правового просвещения, так и работы с конкретными обращениями граждан стала деятельность выездных приемных Уполномочен- ного по правам человека. В 2010 г. Уполномоченный совместно с сотрудника- ми аппарата и структурных подразделений администрации Липецкой обла- сти провел встречи и прием в селах Воловского, Тербунского, Становлянского, Липецкого районов. В августе Уполномоченный по правам человека в Липецкой области со- вместно с правлением ВОИ в Липецкой области и Липецкой и Елецкой епархи- ей провел «круглый стол» «Права инвалидов в современном обществе», в кото- ром приняли участие депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ, секретарь паралимпийского комитета России, паралимпийский призер, инвалид-колясочник Терентьев М.Б. и начальник управления физической куль- туры, спорта и туризма Липецкой области Дементьев В.В. В октябре на базе Липецкого филиала Московской гуманитарно- технической академии прошел дискуссионный клуб «Свобода слова: возмож- ность правового регулирования? Интернет и право», в котором приняли уча- стие журналисты, представители общественных организаций Липецкой обла- сти, управления юстиции, Липецкого областного суда, учащаяся молодежь. Тон дискуссии задавала признанный эксперт в области массмедиа, директор Центра защиты прав СМИ Г. Арапова (г. Воронеж). В ноябре состоялся «круглый стол», где обсуждались проблемы соблюде- ния законодательства в отношении ликвидаторов аварии в Чернобыле, снаб- жению лекарствами и медицинским обслуживанием инвалидов Чернобыля и проведения мероприятий, приуроченных к 25 годовщине катастрофы на ЧАЭС. Организаторами мероприятия выступили Уполномоченный по правам челове- ка в Липецкой области, ЛООО «Союз «Чернобыль», Общественная палата Ли- пецкой области. Еще одним событием ноября стала дискуссия «Реализация права на сво- боду собраний», которую на базе филиала МГТА провели Уполномоченный по правам человека в Липецкой области и Автономная некоммерческая ор- ганизация «ЮРИКС (Юристы за конституционные права и свободы)» г. Мо- сква. Участники собрания обсудили европейские стандарты в этой области (в том числе, ст. 11 Европейской Конвенции и практику ее применения Европей- ским судом по правам человека, руководящие принципы ОБСЕ относитель- но свободы мирных собраний), теорию и практику процедуры согласований, стратегию и механизмы защиты прав граждан на свободу собраний, регио- нальные особенности правоприменительной практики в области реализации права граждан на свободу мирных собраний. Отдельный блок был посвящен обсуждению свободы выражения мнения в контексте свободы мирных собра- ний. Значительное время было отведено также под обсуждение нестандарт- ных ситуаций, с которыми сталкиваются митингующие, проблемам общерос- сийского и регионального законодательства. О двух мероприятиях следует сказать особо. В докладе 2009 г. Уполномоченный по правам человека несколько разделов посвятил перспективным новациям в российской правоприменительной прак- тике — примирительным технологиям и третейскому суду. Актуальность указанных вопросов была подтверждена и законодатель- ной деятельностью Государственной Думы РФ, которая 7 июля 2010 г. приня- ла Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Закон вступил в силу с 1 ян- варя 2011 г. Как сказано в справке государственно-правового управления, за- кон «направлен на создание правовых условий для развития в Российской Фе- дерации альтернативных (неюрисдикционных) способов урегулирования спо- ров при участии независимых лиц — медиаторов, осуществляющих свою де- ятельность, в том числе профессионально, а также в целях снижения нагруз- ки на судебную систему Российской Федерации». Согласно закону, процеду- ра медиации может применяться при урегулировании гражданских, семейных и трудовых (за исключением коллективных трудовых) споров и на любой ста- дии судебного разбирательства. Но если результаты примирения могут затро- нуть интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, то в дан- ном случае она неприменима. Также запрещено применять медиацию, если ее результаты могут затронуть публичные интересы. С целью популяризации медиации Уполномоченным по правам человека на базе областного суда совместно с РОО «Независимый экспертно-правовой Совет» и ОЦ «Судебно-правовая реформа» в апреле был проведен вто- рой семинар-тренинг по изучению возможностей примирительных техноло- гий в юридической практике правоохранительных и судебных органов; роли социально-педагогических служб в примирительных процедурах по разреше- нию конфликтов, обсуждению перспектив создания служб примирения в Ли- пецкой области. Ряд общественных организаций области (ЛООО «Защита», ЛООО «Центр психологической помощи «Мир детства») выразили готовность создать обще- ственное учреждение, которое занималось бы медиацией для конфликтующих сторон. Большой интерес проявили также помощники судей Липецкой обла- сти, которые в своей повседневной работе нередко применяют некоторые ин- струменты медиации, особенно в контексте ювенальных технологий. Для дальнейшего развития медиации в Липецкой области как инноваци- онного инструмента в правовой культуре нашего общества необходимо под- держать общественную инициативу по созданию Центра медиации и права в г. Липецке (подобные центры уже не один год действуют в нескольких субъек- тах РФ), используя для этого гранты и популяризацию новых правовых техно- логий в СМИ. Вторым мероприятием из этого цикла стал семинар «Третейский суд: вопросы организации и практика работы в условиях судебной рефор- мы», который Уполномоченный провел совместно с РОО «Независимый экспертно-правовой совет» (НЭПС) г. Москва на базе Елецкого государ- ственного университета. Главной задачей семинара являлся правовой ана- лиз учредительных документов третейских судов Липецкой области и обоб- щение практики их работы. Впервые тему третейских судов в связи с про- водимой в Российской Федерацией судебной реформой Уполномочен- ный поднял в 2009 г. На то время уже несколько лет действовал Федераль- ный закон «О третейских судах в Российской Федерации», имелся некото- рый опыт работы третейского суда при Торгово-промышленной палате Ли- пецкой области. Совместно с судьями Липецкого областного суда, обще- ственными организациями, экспертами «НЭПС» были обсуждены перспек- тивы расширения практики третейских судов в гражданском процессе. По информации, которой располагает Уполномоченный по правам человека, в период между этими семинарами в нашей области появилось несколько новых третейских судов, созданных различными коммерческими и неком- мерческими организациями. Трудность учета состоит в том, что для созда- ния третейского суда достаточно только подать учредительные документы в областной суд, после чего третейский суд может приступать к работе. Важ- но учитывать и то, что стороны зачастую не заинтересованы в разглашении своего спора и достигнутых по нему договоренностей. В настоящее вре- мя наибольшее распространение получили третейские суды в сфере пред- принимательства, т.к. они позволяют быстро, справедливо и с наименьши- ми затратами разрешить возникающие споры, что так ценят бизнесмены. Не случайно, многие договоры содержат положения о возможности третей- ского суда в случае разногласий. Однако в области гражданского судопро- изводства, в урегулировании трудовых, организационных, общественных и личных споров таких прецедентов практически нет. В то же время именно возможность альтернативного разрешения споров в этих сферах юриспру- денции способна значительно разгрузить наши суды и приблизить правосу- дие к обществу и гражданам. Участники семинара указали три главные при- чины такого положения дел: — отсутствие социальной рекламы третейских судов, в связи с чем гражда- не просто не знают, что есть такой механизм разрешения споров и что он об- ладает целым рядом преимуществ перед традиционной судебной системой. И в этой связи нужно опять вспомнить, что в Липецкой области нет целевой про- граммы правового просвещения граждан, в рамках которой можно было бы организовать такую рекламу и обучение граждан; — недостаточная самоорганизация гражданского общества, когда люди вместо того чтобы решить возникающие противоречия в своем коллективе, выносят их на рассмотрение судебной системы, которая конечно же более за- тратна, чем третейская судебная процедура. Здесь же можно говорить о не- достаточном доверии новым правовым механизмам, которое, в свою очередь, возникает из-за их незнания; — несовершенство законодательства, т.к. процедуры в юридической си- стеме Российской Федерации должны быть построены таким образом, чтобы гражданам было выгодно в первую очередь иметь возможность урегулирова- ния конфликтов во внесудебном порядке, в том числе средствами альтерна- тивного правосудия. Пока же, по мнению Председателя Высшего арбитражного суда А. Ивано- ва, досудебные процедуры урегулирования споров экономически не выгодны гражданам. «Сейчас у нас в стране судебная форма защиты своих интересов и разре- шения конфликтов сравнительно дешева, поэтому граждане активно пользу- ются именно ею. Ситуация не способствует развитию процедур досудебного урегулирования конфликтов», — говорит он. Подводя итог, Уполномоченный вынужден констатировать, что в отсутствие работающей программы правового просвещения населения Липецкой обла- сти правовые инновации, популяризируемые Уполномоченным по правам че- ловека, Липецким областным судом и гражданским обществом, не получают должного развития, что, естественно, влияет на все стороны жизни области. II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ГРАЖДАН, ТРЕБУЮЩИХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВА ДЕТЕЙ Защита прав ребенка в современной России относится к числу актуальных проблем, порожденных явным неблагополучием как в обществе, так и в семье. И трудно сказать, в чем причина такого неблагополучия и кто виноват в этом в первую очередь — государство или семья. Несомненно, виноваты и те, и дру- гие. Причем очевидно, что декларируемый интерес государства к детям тес- но переплетается с бесспорным кризисом семейных отношений, родительско- го авторитета, ослаблением семейных устоев, когда традиционные защитные функции семьи сходят на нет или превращаются в свою противоположность, перерождаясь в серьезную угрозу для незрелой личности ребенка. С другой стороны, налицо и кризис современной школы, которая является ведущим со- циальным институтом проведения государственной политики в области дет- ства. Не случайно в обществе вызвал большую полемику новый закон об обра- зовании. Много вопросов у граждан и к так называемой оптимизации учебных учреждений, новым образовательным и воспитательным технологиям. Иными словами, есть все основания считать, что дети в опасности. Это обстоятель- ство обязывает перейти от лозунгов к более четким по смыслу и содержанию правовым предписаниям, способным при необходимости на деле помочь ре- бенку. В послании к Федеральному Собранию 2010 г. Президент РФ Д.А. Медве- дев отметил, что забота о будущих поколениях это самые надежные, умные и благородные инвестиции. Общество, в котором на деле защищают права ре- бенка и уважает его личные достоинства, не только добрее и человечнее, — это общество быстрее и лучше развивается, имеет благоприятную, предсказу- емую перспективу. Тема защиты детей, укрепления семейных ценностей тре- бует новых решений и подходов. С правовой точки зрения реализацию прав детей обеспечивает законода- тельство разного уровня — федеральное, региональное, муниципальное. К со- жалению, приходится констатировать, что в законодательном обеспечении прав детей еще очень много правовых лакун. О проблемах детского законо- дательства федерального уровня неоднократно говорил Президент РФ, ком- плексные оценки были даны в 2007 г. и в Послании Президента Федеральному Собранию РФ 2010 г. Вместе с тем существует значительное число правовых пробелов и на уровне регионального законодательства. Об этом свидетельствует мониторинг областного законодательства, про- веденный Уполномоченным по правам человека в Липецкой области совмест- но с Липецким филиалом Орловской региональной академии государственной службы. Общий вывод проделанной работы однозначным признать нельзя. В некоторых случаях законодательная практика других субъектов федерации с точки зрения защиты прав человека выглядит более предпочтительно, чем за- коны, действующие в Липецкой области. Самые тяжелые, подчас безысходные ситуации возникают, когда пересека- ются правовые недоработки федерального и регионального юридических по- лей. В 2010 году прокуратурой области выявлено 8700 нарушений федераль- ного законодательства о несовершеннолетних. Свыше 2300 человек привле- чены к дисциплинарной и административной ответственности, возбуждено 92 уголовных дела. Следственным управлением области за 10 месяцев 2010 года рассмотрено 74 обращения по фактам безвестного исчезновения несо- вершеннолетних (малолетних). Изучение материалов проверок по фактам без- вестного исчезновения детей показало, что в основном пропавшими являют- ся подростки в возрасте 15-17 лет, которые воспитываются в неблагополучных семьях или в детских домах, состоят на учете в территориальных ИДН, употре- бляют спиртное, склонны к бродяжничеству. Уполномоченный по правам человека в Липецкой области в своих докладах уже делал анализ ситуации, связанной с положением детей в нашем регионе. К сожалению, можно отметить, что вопросы, поставленные несколько лет на- зад, до сих пор также остаются среди наиболее проблемных в сфере защиты прав детей в Липецкой области. Во-первых, это жестокое обращение с ребенком — один из самых опасных видов преступлений, направленных против здоровья, а иногда и жизни ребен- ка. К сожалению, такие случаи в последнее время не редкость. В 2010 году в производстве дознавателей находилось 11 уголовных дел (5 из них — в Липецке), возбужденных по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 156 УK РФ, из которых 6 дел направлено в суд и 2 — прекращено по нереабилитирующим основаниям. Так, в апреле 2010 года дознанием ОВД по г. Ельцу возбуждено уголовное дело в отношении женщины, которая ненадлежащим образом исполняла воз- ложенные на нее обязанности по воспитанию ребенка. Шестилетнего сына она оставила в лютый мороз (январь 2010 года) на улице без верхней одежды и обуви. В результате мальчик получил вред здоровью средней тяжести. Жестокое обращение с детьми может выражаться в применении к ребенку недопустимых методов воспитания и обращения, включающих психическое и физическое насилие над детьми (например, угрозы убийством, нанесение по- боев). Например, в июне 2010 года дознанием ОВД по Хлевенскому району на- правлено в суд уголовное дело в отношении матери малолетних детей 5 и 9 лет. Горе-мамаша умышленно устраивала скандалы, выражалась в адрес своих детей нецензурной бранью, унижала их человеческое достоинство, избивала. Жестокое обращение с детьми может выражаться в систематическом не- выполнении родителями своих обязанностей по воспитанию несовершенно- летних детей. Дознанием ОВД по Тербунскому району направлено в суд уголовное дело в отношении двух родителей несовершеннолетнего инвалида детства. Родите- ли, страдающие алкоголизмом, совсем забыли о своем ребенке. В доме были созданы антисанитарные условия. Несовершеннолетний, который в силу сво- его психического состояния не может самостоятельно себя обслуживать, дли- тельное время оставался без пищи, лекарств и гигиенического ухода. В фев- рале он ушел из дома без верхней одежды и обуви. В результате бездействия родителей сын отморозил пальцы обеих кистей и стопы. Данное уголовное дело было рассмотрено в суде. Подсудимым назначено наказание в виде обя- зательных работ. Отметим также неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанно- стей по воспитанию несовершеннолетних, а также невыплату алиментов. Например, в рамках защиты прав несовершеннолетних детей на получение материального содержания от своих родителей прокурор Октябрьского рай- она Липецка обратился в службу судебных приставов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по факту злостного уклонения гр. М. от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетнего сына. Задол- женность по алиментам составила более 19 тыс. руб. Должник дважды официально предупреждался об уголовной ответственно- сти за неисполнение решения суда, однако погашать задолженность не спешил. Какую-либо иную помощь в содержании и воспитании ребенка не оказывал. Уголовное дело было возбуждено в соответствии с ч. 1 ст. 157 УК РФ, ко- торая говорит о том, что злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспо- собных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, влечет уголовное наказание в виде обязательных работ на срок от ста двадцати до ста восьми- десяти часов либо исправительных работ на срок до одного года, либо ареста на срок до трех месяцев. Только осознав угрозу оказаться за решеткой, горе- родитель заплатил долги. В-третьих, значительная группа правонарушений связана с несоблюдени- ем, прежде всего местными органами власти и учреждениями, законодатель- ства о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите- лей. Ситуация ухудшается здесь год от года. Например, если в г. Липецке в 2009 году в очередь на жилье встало 19 сирот, то за 2010—уже 199! Для справки, по информации Управления образования и науки Липец- кой области, на учете в органах опеки и попечительства области состоит 4883 ребенка-сироты и детей, оставшихся без попечения родителей. 3519 детей воспитываются в замещающих семьях, 13 находятся на полном государствен- ном обеспечении в организациях для детей-сирот и учреждениях профессио- нального образования. В 2009 году в области выявлено 554 ребенка-сироты и оставшегося без попечения родителей, в 2008-м — 555 детей. За последние три года за счет средств областного бюджета приобретено 36 жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На решение квартирного вопроса сирот направлено 49 миллионов рублей, из которых 5,9 миллиона — средства федерального бюджета. Кроме того, органами местного самоуправления выделено 21 благоустроенное жилое помещение для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Генеральная прокуратура РФ провела проверку исполнения субъекта- ми Российской Федерации законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и лиц из их числа. Проверка показала, что ни в одном субъек- те не выполняются требования закона о внеочередном предоставлении жилья детям-сиротам и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилья. Установлено, что по состоянию на 1 января 2010 г. необходимо предо- ставить жилье 60 тыс. детей-сирот и лицам из их числа. В будущем необходи- мо обеспечить жильем свыше 183 тыс. несовершеннолетних. В некоторых ре- гионах сложилась критическая ситуация. В ходе проверки дополнительно выявлены дети-сироты и лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения и не состоящие на учете нуж- дающихся в обеспечении жильем: в Республике Башкортостан (202 человека), в Белгородской (356), Липецкой (669), Самарской (977) областях. Количество нуждающихся в жилье постоянно увеличивается за счет детей- сирот, имевших закрепленное жилое помещение и утративших его за время пребывания в образовательных, социальных и иных учреждениях вследствие пожаров (разрушений), незаконных сделок с ним либо приведения в состоя- ние, непригодное для проживания. Одной из основных причин несвоевременного обеспечения жильем этой категории граждан является проблема финансирования. Установлено, что субъекты ненадлежащим образом выполняют возложенные законами обяза- тельства по финансированию мероприятий, связанных с обеспечением жи- льем детей. Запланированные бюджетами регионов на 2010 год финансовые средства не позволяют в полном объеме обеспечить их квартирами. В Липец- кой области за последние десять лет выделено 71,2 млн. рублей, а на сегодняшний день требуется 800 млн. рублей. Не решают проблему и субсидии, предоставляемые из федерального бюд- жета регионам на эти цели. Выделяемые объемы денежных средств явно не- достаточны. В федеральном бюджете на 2010 год для обеспечения детей- сирот предусмотрены субсидии бюджетам субъектов в размере лишь 1 млрд. 105 млн. рублей. Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка обратился к главе Российского Правительства РФ Владимиру Путину с просьбой принять допол- нительные меры по обеспечению жильем детей-сирот. Не остается в стороне и областная прокуратура. В 2010 году в суд направ- лено 27 заявлений о предоставлении жилых помещений по договору социаль- ного найма детям–сиротам. В настоящее время 26 заявлений прокурора удо- влетворено в полном объеме. В рамках прокурорского надзора выявлялись не единичные случаи, когда сироты ожидали выделения жилых помещений на протяжении 10-ти и более лет. В связи с этим прокуратурой области предложено рассмотреть вопрос о возможности увеличения финансирования расходов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, де- тей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из их числа. Показательно обращение к Уполномоченному по правам человека в Ли- пецкой области заместителя председателя Липецкого городского Совета депутатов, в котором он просил рассмотреть вопрос об обеспечении жи- льем ребенка-сироты К. (вх. № 142). В ходе работы с обращением выяс- нилось, что К., согласно постановлению главы администрации г.Чаплыгина № 40 от 12.03.2009 г., состоит в льготной очереди на получение жилья под № 15. В соответствии с действующим законодательством Российской Фе- дерации его права не нарушены государственным органом исполнительной власти. Тем не менее, Уполномоченный обратился к заместителю главы админи- страции Липецкой области Д. В. Мочалову с письмом, в котором ознакомил его с проблемой обеспечения жилыми помещениями детей-сирот в Липецкой области, а также предоставил информацию, что в соответствии с Указом Пре- зидента Российской Федерации от 26 марта 2008 г. № 404 создан Фонд под- держки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Субъектам Феде- рации предложено принять участие в деятельности фонда по софинансирова- нию строительства нового жилья для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Многие горрайпрокуратуры области обращались в суд в защиту реализа- ции прав детей-сирот на жилище. К примеру, только в Липецке Советская про- куратура в 2010 году направила в суд 14 исков о защите жилищных прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также 9 исков о взы- скании неустойки за просрочку выплаты гражданами алиментов на содержа- ние детей, 8 исков о взыскании с работодателей пособий по уходу за детьми. Все они судом удовлетворены. Особое внимание прокурорами уделяется достижению реального исполне- ния судебных решений, принятых по их заявлениям в защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в связи с выявленными нарушениями в деятельности службы судебных приставов прокурор Советского района г. Липецка внес представление в адрес руководителя УФССП по Липецкой области, в котором поставил вопрос об от- ветственности виновных лиц за ненадлежащую организацию работы по испол- нению судебных решений о предоставлении жилых помещений указанной ка- тегории граждан. Этот факт — убедительное свидетельство того, что проблема исполнения судебных решений в сфере предоставления жилья указанным в законе катего- риям граждан носит комплексный и системный характер, затрагивающий це- лый ряд ведомств, которым необходимо наладить взаимодействие друг с дру- гом и, прежде всего, обеспечить финансирование в пределах, предусмотрен- ных законодательством Российской Федерации. К Уполномоченному по правам человека в Липецкой области с письмом об- ратился руководитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Липецкой области Ю.А. Востриков, который проинформировал, что данным учреждением принимаются меры для исполнения судебных актов о выделе- нии жилья льготным категориям граждан: предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Как сказано в письме: «За 10 месяцев 2010 года на исполнении находилось 59 исполнительных производств по предоставлению жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Должником по указанной категории выступает Администрация г. Липецка. Окончено по указанной категории 12 исполнительных производств. Оста- ток исполнительных производств по указанной категории на 01.11.2010 со- ставляет 47 исполнительных производств. По сведениям Соколова А.А., бывшего за отчетный период и.о. председа- теля Липецкого городского Совета депутатов, в проект бюджета г. Липецка на 2011 года за счет субвенций из областного бюджета предусмотрено 12 милли- онов руб. на реализацию переданных государственных полномочий по обеспе- чению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Принимае- мых мер администрацией Липецка явно недостаточно для полного исполнения вступивших в законную силу судебных решений». Управление Федеральной службы судебных приставов по Липецкой обла- сти предложило разработать и осуществить комплекс мер, направленных на защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для обеспечения скорейшего исполнения требований исполнительных документов о предоставлении им жилых помещений. В своем ответе Уполномоченный по правам человека в Липецкой области заверил, что в свою очередь готов к самым разнообразным формам взаимо- действия в пределах компетенции, установленной законодательством Липец- кой области. Также Уполномоченным было указано, что одним из механизмов защиты прав детей-сирот может быть предложение управления по правам ре- бенка аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ о необходимости создания централизованного Федерального жилищного фонда, которому бу- дут выделяться финансовые средства для покупки жилья для детей-сирот. Но решение этого вопроса лежит в плоскости федерального законодательства и в компетенции Правительства РФ. Одним из положительных решений стало принятие в марте 2010 года об- ластного закона № 353 «О наделении органов местного самоуправления от- дельными государственными полномочиями по обеспечению сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями». На основании этого закона было принято постановление главы города Ли- пецка М.В.Гулевского, в соответствии с которым департаменту финансов было поручено перераспределить субсидии, полученные из областного бюджета на приобретение жилья для лиц со статусом сироты. Благодаря изменениям в российском законодательстве городские власти могут приобретать для детей-сирот не только новые квартиры, а жилье со вто- ричного рынка. Поэтому если прежде выделением квартир для сирот занима- лось управление строительства, то теперь покупкой и регистрацией жилья для лиц этой категории ведает департамент ЖКХ. Мало продвинулись службы области и в разрешении проблемы коммуналь- ных платежей. Обычно пока несовершеннолетний сирота, за которым уже за- креплено жилье, живет в государственном воспитательном учреждении, его квартира сдается внаем, чтобы не накапливался долг по квартплате. Но не на все квартиры, пустующие в ожидании жильца-сироты, удается найти аренда- торов. Поэтому «сиротские» долги за коммунальные услуги все же растут. На 1 ноября 2010 года общая сумма долга по квартплате, накопившегося из-за пу- стующих квартир детей-сирот, а также родителей-неплательщиков, лишенных родительских прав и ведущих аморальный образ жизни, в г.Липецке составля- ла более 6 миллионов рублей. И этот вопрос также требует оперативного ре- шения законодателя. Продолжение. Начало на 9–10-й стр. Продолжение на 12-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz