Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 145/24023/ 29 ИЮЛЯ 2011 10 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Доклад О соблюдении прав человека в Липецкой области и деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2010 году В этой связи особую важность приобретает реализация национальных про- ектов. На состоявшемся в Тамбовской области заседании президиума совета по реализации приоритетных национальных проектов глава правительства РФ В.В. Путин призвал объединить все национальные проекты солженицынской идеей «сбережения человека», демографического развития и роста качества человеческого капитала. «Все они должны работать на увеличение продолжи- тельности жизни, снижение смертности и рост рождаемости». Необходимо продолжить развитие национальных проектов, при необходимости дополняя их новыми направлениями и мероприятиями». Однако, несмотря на определенные успехи в социальной и экономической сфере, 47% опрошенных считают, что качество жизни в их регионе плохое. Ин- ститут региональной информации (Москва) совместно с Лабораторией мате- матических методов политического анализа и прогнозирования факультета политологии МГУ им. М.В.Ломоносова провел в отчетном году исследование качества жизни в регионах РФ. Респондентам в 44 субъектах РФ задавался во- прос: «Как Вы понимаете словосочетание «качество жизни населения? Что, по Вашему мнению, определяет качество жизни населения?». 33% опрошен- ных под качеством жизни понимают «благосостояние, достаток, материальную обеспеченность». 47% опрошенных считают, что в их регионе качество жизни плохое, 17% оценили качество жизни в своей области, крае как хорошее, 11% затруднились ответить. На вопрос: «Есть ли у Вас надежда, что через несколько лет в Вашей обла- сти (крае, республике) качество жизни населения будет хорошим?» 36% опро- шенных ответили, что есть надежда, 34% ответили, что нет надежды, 13% за- труднились ответить. При создании рейтинга для каждого региона подсчитывался индекс каче- ства жизни. Индекс качества жизни отражает, с одной стороны, уровень благо- состояния, а с другой — наличие необходимой инфраструктуры и прочих усло- вий для удовлетворения материальных и духовных потребностей человека. Места в первой десятке регионов по качеству жизни распределились так: 1. Москва; 2. Санкт-Петербург; 3. Московская область; 4. Белгородская область; 5. Ханты-Мансийский АО-Югра; 6. Краснодарский край; 7. Тюменская область; 8. Татарстан; 9. Ямало-Ненецкий АО; 10. Липецкая область. Это почетное место нашего региона подтвердили и экономико-социальные показатели. Весь 2010 г. наблюдалась положительная динамика по основным макроэкономическим показателям. В то же время предстоит еще многое сделать. Глава администрации О.П. Королев подчеркнул, что: «Мы должны ликвидировать перекос в струк- туре валового регионального продукта. Необходимо существенно увеличить вклад малого и среднего бизнеса, а также сферы услуг. Их доля должна со- ставлять как минимум шестьдесят-семьдесят процентов в объеме региональ- ного ВВП. Это наша главная задача на ближайшие годы». Кроме того, необходимо развивать инвестиционную привлекательность ре- гиона, где еще много нереализованных возможностей. При этом ни для кого уже не является секретом тот факт, что стабильно развивающаяся экономика обеспечивает реализацию важнейших прав чело- века — права на жизнь, права на труд, права на социальную защиту и многих других социально-экономических прав. ЛИКВИДАЦИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ И ПОМОЩЬ ПОГОРЕЛЬЦАМ Одним из событий года, оказавших заметное влияние на жизнь страны и Липецкой области, стала небывалая жара, лесные пожары и засуха. И пожары, и засуха приобрели масштабы национальной катастрофы, и только решитель- ные действия пожарных, жителей районов, охваченных стихией, а также меры, своевременно принятые Правительством РФ и местными органами власти, позволили в значительной степени нивелировать последствия природных ка- таклизмов. Вместе с тем были выявлены значительные просчеты в законода- тельном регулировании лесного хозяйства, организации службы МЧС, добро- вольческого движения, взаимодействия местных властей, специальных служб, органов здравоохранения и социальной защиты и т.д. Во многих сферах пред- стоит еще большая законодательная, организационная и кадровая работа, взыскательный анализ прошедших событий. Аномальная жара, накрывшая Россию в июле-августе 2010 г., не имела ана- логов за более чем вековую историю наблюдений погоды ни по продолжитель- ности, ни по последствиям. Всего было зафиксировано 32 тысячи очагов при- родных пожаров на площади 1,76 миллиона гектаров. Пострадало 199 насе- ленных пунктов, 7237 человек (3180 семей) лишились крова, 62 человека по- гибли. Совместное воздействие жары и дыма привело к увеличению смертно- сти в июле и августе 2010 г. на 55 000 человек (рост по России на 1%, в Липец- кой области — на 9%, по данным Минздравсоцразвития), причем главной при- чиной был именно дым. Сельскохозяйственные культуры погибли на территории свыше 13,3 мил- лиона гектаров. Снижение урожая было отмечено, прежде всего, по зерно- вым культурам. Посевы зерна погибли почти на 30% от всей посевной площа- ди, валовой сбор снизился на 38% по сравнению с прошлым годом. По уточ- ненным данным, в Липецкой области гибель сельскохозяйственных культур от аномальных природных явлений 2010 года отмечена в 323-х агропредприятиях различных форм собственности. Сельхозпроизводители понесли убытки, оце- ниваемые в 7,5 миллиарда рублей. Наиболее сложная обстановка сложилась в 14 субъектах России — это Ли- пецкая, Воронежская, Тульская, Тамбовская, Белгородская, Владимирская, Ивановская, Рязанская, Московская, Нижегородская, Ульяновская и Кировская области, а также в республиках —Мордовия и Татарстан. 30 июля 2010 г. Председатель Правительства РФ В.В. Путин подписал рас- поряжение «О выделении органам исполнительной власти субъектов Россий- ской Федерации дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансирован- ности бюджетов субъектов Российской Федерации для оказания материаль- ной помощи гражданам, лишившимся жилого помещения в результате лесных пожаров, произошедших в 2010 году». Было принято решение до конца 2010 года всех жителей, потерявших дома в результате природных пожаров, обеспечить новым жильем (по метражу утра- ченного, цену метража определять по рыночной стоимости), на одно постра- давшее домовладение в среднем выделять около 3 млн. рублей. Членам се- мей погибших выплатить по 1 млн. рублей на каждого погибшего. Кроме того, всем пострадавшим выплатить компенсацию за утрату движимого имущества. «По закону у нас предусмотрена небольшая сумма — это всего 50 тыс. рублей на пострадавшую семью. Имея в виду масштаб ущерба и масштаб беды, эта сумма должна быть существенным образом увеличена. Из федерального бюд- жета каждому члену пострадавшей семьи будет выплачено по 100 тыс. рублей. И из областного бюджета каждому члену семьи будет выплачено еще по 100 тыс. рублей. Таким образом, по 200 тыс. рублей на каждого члена семьи», — заявил Путин. В Липецкой области уничтожено 8 тысяч гектаров леса, от природных по- жаров пострадало 239 домов. Примерно 40 процентов сгоревших домов — это дома постоянных жителей сел, остальное — это доставшиеся по наследству дома родителей и дома, использовавшиеся под дачи. Еще на 34 дома не было оформлено право собственности. Погорельцами стали 219 семей. Администрацией области предпринимались беспрецедентные меры по поддержке людей. В муниципальных образованиях погорельцам оказывалась юридическую помощь по вопросам установления собственности для выплаты компенсации от государства. Выплачивалась материальную помощь из феде- рального, областного и местных бюджетов. Был организован сбор пожертво- ваний для пострадавших от пожаров граждан. Денежную помощь землякам пе- речислили трудовые коллективы предприятий и организаций, жители области. Гуманитарную помощь от граждан принимали муниципальные пункты социаль- ного обслуживания. Значительные административно-законодательные трудности пришлось преодолевать в отношении предоставления компенсаций гражданам, имев- шим временную прописку, использовавших дома в качестве летних дач, про- живающих в домах, возведенных самостроем без разрешительных и право- устанавливающих документов. На восстановительные работы и помощь пострадавшим регион из феде- рального бюджета получил два денежных транша — первый в размере 158 млн руб., второй — 501,3 млн руб. Было организовано интенсивное строительство новых жилых домов во всех населенных пунктах Липецкой области, пострадавших от природных пожаров в селах Усманского, Елецкого, Задонского, Добровского и Липецкого районов. Утверждены проекты планировки восстанавливаемых населенных пунктов, уделено внимание инженерной инфраструктуре, дорогам. Впервые газифици- рованы поселок Дальний и село Большая Суворовка. Построено в установленные сроки и даже раньше 154 благоустроенных дома для семей погорельцев. Девять из 219 семей, утративших жилье, полу- чили возможность приобрести квартиры в Усмани, Ельце и Задонске. 58 семей заявили о желании получить денежные компенсации. Все это время ситуация с защитой прав погорельцев была на контроле Уполномоченного по правам человека в Липецкой области. Он посетил многие села, ставшие жертвой огненной стихии, встречался с пострадавшими. С Липецкой области начал свое изучение ситуации по оказанию помощи гражданам, пострадавшим от пожаров, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукин. Федеральный и региональный уполномоченные вместе побывали в с. Из- легоще Усманского района, где встретились с людьми и представителями ор- ганов власти. Жители села Излегоще пожаловались омбудсменам на слиш- ком медленную реакцию МЧС на призывы о помощи. По их мнению, своевре- менное прибытие пожарных расчетов могло способствовать сохранению мно- жества домов. Как рассказал Владимиру Лукину житель села Сергей Хрущев, первый дом в Излегоще на улице Деревенская загорелся в 12 дня, а послед- ний — в 11 вечера. Глава администрации Усманского района Владимир Мазо пояснил, что в тушении участвовали все наличные силы: пожарный отряд и 4 пожарно- спасательных поста со всех окрестных сел — Октябрьского, Борового. Но жи- тели все равно остались при своем мнении: если бы не было промедления, село вполне можно было отстоять. Кроме того, в момент пожара в Излегоще не действовал водопровод — воды в колонках не было, пожарным машинам приходилось терять время на ее поиски. Люди были вынуждены тушить свои дома тряпками и песком. А вот на условия в пункте временного размещения погорельцев омбудсме- ну никто не жаловался. Напротив, выражали благодарность за нормальные условия и оперативное решение бытовых вопросов. В Излегощенском сель- ском совете был создан склад гуманитарной помощи. — В целом власти оказались на высоте. Проявили должные профессиона- лизм и активность, — сделал вывод Владимир Лукин. — Распоряжения прави- тельства в целом выполняются удовлетворительно. Уже в Москве, на брифинге, Владимир Петрович Лукин отметил положи- тельную работу с погорельцами в Липецкой области: «…происходящее там можно рассматривать в качестве положительного примера». «Региональные структуры и власть на местах активно взялись за дело. Например, многие уже переселены в коттеджи, которые были построены раньше для других целей, но которые власть выкупила и передала погорельцам», — сказал В.Лукин. В дальнейшем, посетив другие пострадавшие регионы Уполномоченный по правам человека в РФ сделал заявление о проблемах граждан, пострадавших от природных пожаров, которое полностью разделяет и Уполномоченный по правам человека в Липецкой области. «Беда, обрушившаяся этим летом на Россию, показала, что в нашем обще- стве, столь часто обвиняемом в цинизме и безразличии, все-таки существует сочувствие, сопереживание, желание помочь людям, — говорил омбудсмен. — Многие откликнулись на эту страшную трагедию. Пострадавшим от пожаров людям, лишившимся не только крыши над головой, но и документов, средств к существованию, со всех уголков России направляются гуманитарная помощь, денежные переводы. Многочисленные добровольцы принимают участие в ту- шении последних очагов огня. Местные власти пострадавших поселков, забыв о сне, днем и ночью находятся вместе с пострадавшими. Жаль что, для про- явления лучших человеческих качеств потребовалось столь жестокое вмеша- тельство стихии. Государство достойно выполняет свою социальную функцию, — заметил далее В.П. Лукин. — Вместе с тем по итогам посещения пострадав- ших регионов Уполномоченный вынужден обратить внимание на ряд проблем, возникающих в ходе восстановительных мероприятий. Во главе угла стоит проблема информационного обеспечения. Во-первых, граждане, а зачастую и сами власти не знают полного свода правил возмеще- ния вреда. Например, положена ли компенсация или новый дом за сгоревшую дачу, на которой проживала вся семья. Многие из собственников сгоревших частных домов сомневаются: будет ли возможна приватизация предоставляе- мого муниципального жилья. Если — да, то на каких условиях? Во-вторых, граждане слабо информированы либо вообще не знают о по- рядке и времени работы различных местных органов (штабов, комиссий), за- нимающихся вопросами погорельцев. Вместе с тем подобные комиссии ре- шают многие важные вопросы, например, могут устанавливать факт прожива- ния (места жительства) в сгоревшем доме, от чего зависит выплата компенса- ции, или же распределять построенное жилье между пострадавшими. Отсут- ствие или недостаточная информация относительно прав погорельцев порож- дали многочисленные обращения граждан в вышестоящие инстанции. Одна из тем, вызванных пожарами, заслуживает особого внимания. Это отсутствие единого порядка подтверждения факта места жительства. Как правило, при отсутствии соответствующей регистрации, данный факт в каж- дом отдельном случае подтверждается индивидуально. Подобный подход от- личается оперативностью, но также и возможностью произвольных реше- ний и даже злоупотреблений. Опыт показывает, что, пользуясь упрощенны- ми процедурами, некоторые недобропорядочные граждане пытаются полу- чить статус пострадавшего и неоправданно обогатиться. Такое поведение сограждан вызывает обоснованное недовольство общественности. Пред- ставляется, что единые и четкие правила, а также прозрачность всех проце- дур и решений будут надежным заслоном от любых злоупотреблений на че- ловеческом горе. Также хочется заметить, что предоставление компенсационного жилья не закрывает всех проблем, существующих в этой сфере. Проблема прав челове- ка на благоустроенное жилье еще далека от своего решения. КОРРУПЦИЯ Одной из ведущих тем 2010 г. оставались проблемы теневой экономики, конфликтов интересов государства и должностных лиц. Коррупция стала не- отъемлемой составляющей образа жизни миллионов россиян. Несмотря на то, что эта проблема остается ведущей на протяжении последних двух лет в области государственной политики и национальной безопасности, решитель- ного перелома добиться не удалось. Возникла даже точка зрения, что корруп- ция — это необходимая смазка заржавевших колес бюрократии и что без нее российская бюрократическая машина (а вслед за ней и вся экономика) пере- станет функционировать. Как заметил Президент РФ на заседании Совета законодателей, антикор- рупционная деятельность сводится к энергичному написанию бумаг и актов от- четности, проведению бесконечных совещаний и «круглых столов». В борьбе с коррупцией не хватает последовательности, решительности, хорошего право- вого и административного анализа последствий принимаемых мер, запаздыва- ет системное изменение структур, наиболее подверженных коррупционным ис- кушениям. Подтверждает этот вывод и оценка ситуации с точки зрения прав че- ловека. Вспомним для примера историю по исполнению Россией 26 рекомен- даций Совета Европы по борьбе с коррупцией, которые были разработаны ор- ганизацией Совета Европы «ГРЕКО» (Группа стран против коррупции). Эта организация признала удовлетворительно исполненными шесть реко- мендаций, еще две сочтены удовлетворительными по форме. Зачтена России организация образовательных курсов для судей, налоговиков и правоохрани- телей, соприкасающихся с коррупционными преступлениями; удовлетворили «ГРЕКО» принятие в 2010 г. в дополнение к плану борьбы с коррупцией еще и стратегии по борьбе с коррупцией, а также улучшение материального положе- ния правоохранителей, что должно увеличить их независимость. Пять рекомендаций Россия не исполнила: не введена уголовная ответ- ственность юридических лиц (есть в ратифицированной Россией Европейской конвенции по борьбе с коррупцией), не созданы административные суды для обжалования действий чиновников, не определена подследственность кор- рупционных преступлений, ограничения действуют для узкого сегмента гос- служащих — необходимо включить в их число большее число сотрудников пра- воохранительной и судебной систем, военных, а также имеющих статус гос- служащих и право принятия решений. Не искоренена в России система, когда за одно и то же коррупционное преступление можно получить наказание и по Административному, и по Уголовному кодексу. Это позволяет коррупционерам отделываться штрафами, а нужна уголовная ответственность за любое корруп- ционное преступление (до сих пор и не ратифицировала РФ ст. 20 Конвенции ООН против коррупции, предполагающую уголовное наказание за рост богат- ства чиновников, превышающий их законные доходы). Россия должна будет продолжить работу по 14 пунктам (признаны «выпол- ненными частично»): по расширению президентского совета по борьбе с кор- рупцией за счет представителей общественности, сокращению числа лиц, об- ладающих иммунитетом, отказу от подарков, созданию независимого монито- ринга (а не исследований ФОМа), обязыванию чиновников сообщать о корруп- ционных действиях не только собственных, но и сослуживцев, введению кон- фискации за коррупционные преступления. В дальнейшей работе российское руководство должно сменить акцент ан- тикоррупционной деятельности — с репрессивного, когда ключевая роль от- дана правоохранительным органам, на профилактический, когда организует- ся широкий фронт борьбы при помощи общественников и независимых экс- пертов. Так как Советом Европы проводится постоянный мониторинг по выполнению рекомендаций и существует поэтапная система отчета (следующий в 2012 г.), предстоит большая работа по согласованию законодательства России с обще- принятой европейской практикой. Пока же Россия упала сразу на 8 позиций в ежегодном индексе восприятия коррупции — со 146-го места на 154-е из 178, а его абсолютное значение сни- зилось с 2,2 до 2,1. Такой же индекс еще у восьми стран, в числе которых Цен- тральноафриканская республика, Камбоджа, Папуа-Новая Гвинея и Таджики- стан. Таким образом, Россия — с большим отрывом — остается самой коррум- пированной из крупных экономик мира вслед за Индонезией (110-е место). Тройка лидеров рейтинга с самым низким уровнем коррупции выглядит так: Дания (9,3 балла), Новая Зеландия (9,3 балла) и Сингапур (9,3 балла) (дан- ные международного Центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International). Сравнительно низкая коррупция из стран бывшего СССР в Прибалтике (Эстония — 26-е место, Литва — 46-е, Латвия — 59-е). В первой сотне и Грузия (68-е место). Сейчас, по самым скромным оценкам, на воровстве, откатах и другом не- целевом использовании средств, выделенных на госзакупки, бюджет теряет не менее 1 трлн. руб., что составляет как минимум 10,1 процента всего бюджета страны. Размер средней бытовой взятки в России, по данным МВД, составил в 2009 году 27 тысяч рублей. По данным Счетной палаты РФ, в 2009 году ущерб от злоупотреблений при распределении бюджетных ресурсов составил 280 млрд. рублей. Общий объем коррупционных средств в РФ оценивается в 300 млрд долларов в год. В докладе Генерального прокурора РФ перед Советом Федерации 28 апре- ля 2010 г. прозвучали такие цифры: «согласно судебной статистике, по 10% от всех преступлений о взяточничестве суммы взяток не превышали 500 руб., по 30% — не более 3 тыс. руб., еще по 30% — до 10 тыс. рублей. Получается в це- лом, что в подавляющем большинстве случаев (70%) суммы взяток были не- значительными». Генпрокурор констатировал, что правоохранительные органы борются с бытовой коррупцией, в то время как крупные коррупционные схемы практически ушли из-под контроля правоохранительных органов. По итогам года Генеральная прокуратура заявила, что в минувшем году в России было зарегистрировано около 13 000 преступлений, связанных со взя- точничеством, был установлен ущерб более чем на 12 млрд. руб. Следственный комитет при Генпрокуратуре проанализировал работу след- ствия по выявлению и расследованию преступлений коррупционной направ- ленности с 2007 по 2010 год. Если в 2007 году в следственные органы поступи- ло более 47 тыс. сообщений о преступлениях в области коррупции, то в 2008-м — уже более 49 тыс., в 2009-м — около 55 тыс., а в первом полугодии 2010 года — более 26 тыс. В первом полугодии 2010 года почти каждое пятое пере- данное в суд дело из всех коррупционных дел касалось получения взятки (ст. 290 УК РФ) (739 дел из 4272). Наиболее коррумпированными, по данным СКП, оказались правоохрани- тельная и кредитно-финансовая сферы, сферы здравоохранения, образова- ния, землепользования и транспорта, ЖКХ и агропромышленный комплекс. По данным судебного департамента при Верховном суде, число осужден- ных за взятки выросло за 2003—2009 гг. в 2,5 раза. Но количество осужденных взяткодателей росло гораздо быстрее, чем взяткополучателей. А посадки за взяточничество в составе организованной группы по предварительному сгово- ру снизились в 1,6 раза. Вместо расследований по серьезным фигурам обще- ственность информируют о делах врачей, учителей, муниципальных служащих и инспекторов ГАИ. По данным председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева, в 2008 г. по 81% рассмотренных уголовных дел сумма взяток — меньше 30 000 руб. В 2009 г. в суд попало 6691 дело (зарегистрировано 23 518 преступлений), ре- альные сроки лишения свободы получили 903 коррупционера, условные — 3694 человека, штраф — 1926. В прошлом году в суды Липецкой области поступило 35 так называемых «коррупционных» дел. Фигуранты 26 дел были осуждены, по трем делам был вынесен оправдательный приговор, одно дело было возвращено прокурору и 5 дел прекращены ввиду деятельного раскаяния. За дачу взяток было возбуж- дено 7 уголовных дел, за получение взяток — 8. Взяток в особо крупных разме- рах областной суд в прошлом году не рассматривал, но были дела о вымога- тельствах взятки. В то же время растет число людей, которые готовы бороться с мздоим- ством, отмечают многие исследования. В 2009 г. лишь 7% граждан России ска- зали, что они решились обжаловать коррупционное поведение государствен- ных служащих, в то время как остальные сочли это бесполезным и опасным. В 2010 году 52% опрошенных утвердительно ответили на вопрос «готовы ли вы сообщить о факте коррупции?». При этом 48% респондентов не считают эф- фективными антикоррупционные меры, которые предпринимает правитель- ство. Противоположной точки зрения придерживается только 24% опрошен- ных. Впрочем, в 2009 г. их было еще меньше — 22%. Липецкая область выделяется и на этом весьма безотрадном фоне. С нача- ла 2010 года в регионе возбуждено 686 уголовных дел коррупционной направ- ленности, надзор за расследованием которых осуществляется прокуратурой. Всего в прошедшем году прокуроры поддержали государственное обвинение по 73 уголовным делам коррупционной направленности, по результатам рас- смотрения которых осуждено 8 сотрудников правоохранительных органов, 9 должностных лиц органов местного самоуправления, 2 главы местной админи- страции, 1 преподаватель, 3 медицинских работника. Обращает на себя внимание в этом списке уголовное дело, возбужденное в отношении главы сельского поселения Дубовецкий сельсовет Долгоруковско- го муниципального района, которая покушалась на дачу взятки работнику ми- лиции за прекращение в отношении нее доследственной проверки по факту незаконного получения субсидии на благоустройство территории муниципаль- ного образования. Приговором Тербунского районного суда виновная осужде- на к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком на 1 год 9 ме- сяцев. За 11 месяцев 2010 года прокурорами выявлено 428 нормативных право- вых актов, в которых содержались 572 коррупциогенных фактора, в т.ч. в актах органов местного самоуправления — 426. С целью устранения указанных на- рушений прокурорами внесено 72 требования, 43 представления, принесено 309 протестов, направлено 36 информаций. В ходе реализации антикоррупционных мероприятий прокурорами пресе- чено около 700 нарушений федерального законодательства об использовании государственного и муниципального имущества, 150 нарушений — в сфере исполнения законодательства о размещении заказов на поставки товаров, вы- полнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Целенаправленная работа по обеспечению антикоррупционного законода- тельства способствовала почти трехкратному снижению количества наруше- ний в сфере государственной и муниципальной службы. Еще один важный вывод: власть не сможет справиться с ростом коррупции, если в этом процессе не будет участвовать гражданское общество. Год назад в своем Послании Федеральному Собранию президент Медведев сказал приме- чательные слова: «Нетерпимость к коррупции должна стать частью нашей об- щенациональной культуры». Это подтверждено практикой: во многих странах, где удалось добиться прогресса в борьбе с коррупцией, культивирование не- терпимости к ней в обществе было краеугольным камнем. Мысль Президента развил в своих многочисленных выступлениях перед общественностью глава администрации Липецкой области Олег Королев. Са- мое главное, не устает повторять он, наше общество должно объединиться для борьбы с коррупцией. Для успеха необходим перелом в общественном со- знании. В этой связи важно создать условия, при которых у людей будет воз- никать неприязнь к коррупции. Любой гражданин должен, в конце концов, по- нять, что недопустимо добиваться решения проблем путем дачи взятки чинов- нику. Коррупция угрожает нашему обществу так же, как терроризм или нар- комания, подчеркивалось в выступлениях делегатов Гражданского форума. Это существенное препятствие для экономического роста и развития стра- ны, полное игнорирование интересов общества, особенно его незащищен- ных слоев. Отсюда и вывод, предлагаемый общественностью: огромную роль в деле борьбы с коррупцией должно играть правовое просвещение. Ни в коем случае нельзя допустить того, чтобы у граждан складывалось убеждение, что коррупция непобедима. Как сказал президент Российской Федерации: «Коррупция должна быть не просто незаконной. Она должна стать неприличной». ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ Что касается мероприятий правового просвещения, проводимых Уполно- моченным по правам человека в Липецкой области, то в 2010 году продолжи- лась работа молодежной академии правовых знаний «Сретенские встречи», созданной совместно с Липецкой и Елецкой епархией. Академия существует на базе Елецкой православной гимназии и работает в тесном контакте с Елец- ким государственным университетом им. И.С.Бунина, Общественной палатой, другими общественными организациями. Особое внимание Уполномоченный уделяет участию в молодежной ака- демии правовых знаний воспитанников Усманской воспитательной коло- нии для несовершеннолетних при активном содействии и помощи управле- ния Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области. На наш взгляд, общение осужденных подростков со своими более благополуч- ными сверстниками, с общественными и профессиональными лидерами на- шей области и государства способствуют выработке положительной моти- вации к исправлению. Осужденные не чувствуют себя изгоями. Ребята видят положительные примеры. А участие в дискуссиях позволяет почувствовать пульс страны, узнать темы, которые волнуют российское общество, что, в ко- нечном итоге, содействует социализации осужденных, вовлечению их в нор- мальную жизнь. Продолжение. Начало на 9-й стр. Продолжение на 11-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz