Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)
Умер Алексей ЩЕРБА- КОВ. Член Союза журна- листов России, бывший главный редактор Ча- плыгинской районной газеты «Раненбургский вестник». Это если перечислить его звания и регалии. Если называть его так, как записано в паспорте. А если гово- рить так, как говорили коллеги при встрече с этим человеком: «Леша...» Не стало обаятельного, остроумного, внимательно- го и тактичного в общении с товарищамижурналиста, который всегда был душой компании, мог сказатьмет- кое слово, дать верную ха- рактеристику. Подметив в друге его сильные стороны и одобрить их. Указать на слабости. Очень вежливо и мягко... Таким он был в обще- нии, таким запомнился нам и по службе. Почти двадцать лет руководил Алексей Иванович редак- ционным коллективом ча- плыгинской районной га- зеты. При нем она сменила название — именовалась «Знамя Ленина», стала «Раненбургским вестни- ком». При нем изменила и формат, содержание. Была агитатором, пропаганди- стом и организатором, стала источником инфор- мации. Информатором. Но, откровенно, только вначале. По внутреннему же накалу, страсти и убеж- денности своих публика- ций чаплыгинская «рай- онка» оставалась идейным борцом, воспитателем, вносила большой вклад в социально-экономическое развитие района. Во главе коллектива по праву все эти годы стоял Алексей Щербаков. Он это право заслужил. Всей своейжиз- нью. После школы— солдат Советской Армии. Рабо- та на заводе. С дипломом пединститута — препо- даватель в сельской шко- ле. Нелегкие обязанности ее директора. Затем бес- конечные командировки в должности инструктора райкома партии. По вече- рам — сочинение статей и заметок в газету. И, нако- нец, пост заместителя глав- ного редактора и главного редактора. В этой ипостаси Алек- сей Иванович Щербаков очутился в 1991 году. В тот момент, когда одна эпоха в России сменялась другой и отечественная журнали- стика стремительно жел- тела, неуклюже равняясь на западных коллег. Но Щербаков, впрочем, как и его коллеги по районной прессе Липецкой обла- сти, перекрашиваться в желтые цвета не стал. По- считал это постыдным. И продолжил традиции под- линно народной русской журналистики, которая всегда служила Отечеству и ее Величеству Правде. Читателю. Газета, которую редак- тировал Алексей Щерба- ков, имеет много престиж- ных наград. Есть дипломы высоких конкурсов, почет- ные грамотыавторитетных организаций. Но есть и то главное, чего всю свою журналистскую жизнь добивался чаплыгинский главный редактор: «Ра- ненбургский вестник» по- прежнему возвеличивает и прославляет людей труда. Тех, кто отдает все силы, знания и энергию делу процветания своей малой родины. Мы будем помнить Алексея Ивановича Щер- бакова как настоящего журналиста. Человека, влюбленного в свою про- фессию и в свою газету. Управление по делам печати, телерадиовещания и связи Липецкой области. Союз журналистов Липецкой области. Издательский дом «Липецкая газета». ФОТО АЛЕКСАНДРА ДЕМЕНТЬЕВА РОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИИ | « Воргольская струна » собрала сотни любителей авторской песни Без галстуков и в джинсах ПАМЯТИ КОЛЛЕГИ Право говорить правду КОРОТКО В Липецке станет больше скверов ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 3 № 144/24022/ 28 ИЮЛЯ 2011 Елена Бредис «Сидеть на нефтяной игле», конечно, обидно. Что хорошего в зависимо- сти, даже если это зависи- мость не от наркотиков, а от нефтедолларов? Россий- ские экономисты давно твердят: пора «спрыгивать с иглы» и вкладывать средства и силы в развитие отечественного производ- ства. Провозгласив курс модернизации, мы как раз и пытаемся встать на путь излечения. Но давайте представим себе на минуту волшебника, который в одно мгнове- ние модернизировал трак- торный завод, восстановил «Центролит», выкинул ме- бельные магазины из кор- пусов бывшего завода пуско- вых двигателей, обеспечил его самым современным оборудованием. А что даль- ше? Если нашволшебник не «заселит» эти предприятия высококвалифицирован- ными рабочими, то они по- прежнему будут всего лишь памятниками советской тяжелой промышленности. Когда я была студенткой музыкального училища, моим однокашником ока- зался парень (сейчас, к сло- ву, известный музыкант), у которого отец работал начальником цеха на Но- волипецком комбинате. И звучало это очень весомо. Помню, как сын рассказал нам, что отец предложил ему к окончанию училища подарок на выбор: или «Жи- гули», или хороший баян (стоило то и другое пример- но одинаково). В те времена такое могли себе позволить далеко не все. Почему я вспомнила об этом? Потому что социаль- ный статус инженера, тем более руководителя цеха тогда считался выше статуса ученого, юриста, экономи- ста или какого-нибудь ны- нешнего пиар-менеджера. И это подтверждалось не только высокой зарплатой, но и уважением в обще- стве. Естественно, никому и в голову не приходило, что сделать такую карьеру можно по блату или протек- ции. Все было ясно: человек наверняка начинал на том же заводе рабочим, учился, стал инженером, проявил организаторские способно- сти, дорос до начальника. Заметьте, кстати: не имея специального управленче- ского образования. Да и за- чем оно, когда родной завод, свое производство как свои пять пальцев знаешь? Откровенно сказать, представить себе сегодня молодого человека, кото- рый готов пройти именно такой путь к успеху, трудно. Скорее он предпочтет по- ступать не в «политех», а в какую-нибудь академию управления, чтобы уже че- рез пять лет чем-нибудь или кем-нибудь руководить. Не ниже котируется и акаде- мия госслужбы. А начинать простым работягой, ходить каждый день на завод, во- зиться с какими-нибудь же- лезяками в грязной робе… Да и ради чего? Ради того, чтобы на исходе карьеры, наконец, стать начальником цеха?! Нет уж, увольте от подобной карьеры... Нынешние социоло - ги уверяют: моральное и материальное поощрение государством рабочих ди- настий в советское время объяснялось не только по- требностью в кадрах для промышленности, а в пер- вую очередь марксистской ǦȟȢȖȢ ȢȕȢțȤșȖȔȦșȟȲ Не кочегары мы, не плотники… Александр Дементьев С бардовскими песнями отметили 65-летие ООО «Газпром трансгаз Мо- сква» его труженики — ра- ботящие и творческие люди. Причем не в столич- ном театре, а на природе, в живописном месте под Ельцом — рядом с Вор- гольскими скалами, в палаточном городке, где прошел Первый корпора- тивный фестиваль-конкурс бардовской песни «Вор- гольская струна–2011». Но сначала — о пред- приятии, которому стук- нуло шестьдесят пять. Без его визитной карточки в нашем рассказе никак не обойтись. «Газпром транс- газ Москва» — крупнейшее газотранспортное подразде- ление ОАО «Газпром», одно из важнейших звеньев Еди- ной системы газоснабжения России, — обеспечивает транспортировку голубо- го топлива в 14 регионов страны, включая Москву и Подмосковье. При этом общество является одним из родоначальников россий- скогомагистрального транс- порта газа. В послевоенном 1946 году газ саратовских месторождений пришел в Москву, а 25 июля того же года было образовано Управление по эксплуата- ции газопровода «Саратов — Москва» — прародитель нынешнего предприятия. Производственные связи его с Липецкой областью обширны. На территории региона действуют два фи- лиала общества: Елецкое, Донское управления маги- стральных газопроводов (УМГ) иЧаплыгинскаяГКС, подчиняющаяся Первомай- скому УМГ (Тамбовская об- ласть). А в начале декабря прошлого года в рамках Ко- ординационного совета ООО «Газпром трансгаз Москва» состоялось подписание Со- глашения о сотрудничестве между администрациейЛи- пецкой области и дочер- ним обществом «Газпрома», которое выводит деловые связи на новый, более каче- ственный уровень. Прошедший на Воргле корпоративный фестиваль наглядно показал, что эти успешные связи могут быть и в иной сфере. Во время ра- боты«Воргольской струны» под льющиеся без остановки со сцены песни мы задали вопрос начальнику Елецко- го филиала магистральных газопроводов Виктору Си- дорцову: —Почему местом прове- дения бардовского фестива- ля выбрана именно елецкая земля? Случайность ли это или закономерность? Ответ был лаконичным: — Закономерность! Уже потому, что местеч- ко Воргол находится в не- скольких километрах от Елецкого УМГ, которое не раз посещал генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Москва» Алексей Голубничий. Однажды в такой визит Виктор Сидор- идеологией, поскольку она главной движущей силой истории объявляла рабочий класс. Из этого делается простой вывод: раз мы от- казались от прежних идей, то не стоит ждать, что госу- дарство будет поддерживать «династический проект». В конце концов, предприятия сейчас все частные, там без всякой идеологии решают, кого и как поощрять, кому и сколько платить. Чего же в это государству-то вме- шиваться? И кто из новых хозяев комбинатов, заводов, фабрик станет к нему при- слушиваться? А в результате школьни- ки, решающие, кем быть, выбирают что угодно, но только не рабочие профес- сии. Их даже не смущает, что на всех перекрестках говорят о перепроизвод- стве экономистов, юристов, психологов. Хуже того: большинство из тех, кто поступает в вуз, вообще не собираются работать по спе- циальности. Между тем в стране даже без учета начавшейсямодер- низации уже не хватает ква- лифицированных рабочих. Минувшей весной центры занятости нашей области могли предложить девять тысяч вакансий! Ибольшин- ство заявок работодателей были как раз на высоко- классных рабочих. Аработу в регионе, да и не только в регионе, ищут преимуще- ственно выпускники вузов. Но даже из выпускников ли- пецких профессиональных училищ лишь тридцать во- семь процентов трудятся по специальностям, которые приобрели. Приходится признать, нынче быть рабочим в гла- зах многих подростков то же самое, что согласиться: да, ты «лох», ты «лузер», неудачник. Даже пренебре- жительное «офисный план- ктон» звучит не так обидно. Побегут, все побегут занять хоть какое-то местечко в офисах какмиленькие, если альтернативой будет труд в цехе, у станка. Потому что в почете способность как можно меньше напрягаться и как можно больше иметь. Вы часто слышите слова «человек труда», которые когда-то звучали — говорю это без преувеличения и без иронии — гордо? Психологи, вероятно, приведут еще массу при- чин того, что мы все наблю- даем, включая возросший инфантилизм и изменение представлений о настоящем мужском деле. Герой люби- мого всеми фильма «Москва слезам не верит» Гоша, он же Гога, вряд ли мог бы в наше время претендовать на титул идеальногомужчины. Во-первых, он никогда не завидовал своим друзьям — профессорам и докторам наук, не стремился непре- менно встать на ту же сту- пень социальной лестницы. Во-вторых, любил свою ра- бочую профессию: ему нра- вилось, что благодаря его рукам начинает крутиться и вертеться то, что не кру- тилось и не вертелось. Давно исчезли с экранов герои, похожие на Гошу. Остались в прошлом, отодвинутые в сторону адвокатами, менед- жерами, бизнесменами. А ведь поощрение и под- держка рабочих династий имели огромный смысл. Считайте это идеологией, агитпропом, но в выигрыше оказывалисьипредприятие, и общество в целом. Пере- черкнув роль рабочего че- ловека в истории, в судьбе страны, мы вообще практи- чески забыли о нем. И эта забывчивость уже сегодня нам ощутимо аукается. Участники фестиваля из Елецкого УМГ. Гость фестиваля Михаил Башаков. Неформальное общение. В центре — начальник Департамента «Газпрома» Олег Аксютин, слева — директор ООО «Газпром трансгаз Москва» Алексей Голубничий. Флаг фестиваля. цов и показал ему урочище Воргольские скалы — эту живописнейшую точку на карте Елецкого района, где сама душа просит песен…И, видно, тогда у гендиректора родилась мысль приехать на Воргол снова, но уже на большой корпоративный праздник бардовской песни. Идея его принадлежит самому Алексею Голубни- чему. На подведении итогов фестиваля, ставшем одно- временно и торжественным мероприятием по случаю 65-летия общества (куда уж без небольшой нотки официоза!) в воргольском «зале» под голубым небом, с речкой позади «партера», бушующей зеленью «стен» он сказал: — Пять лет назад мы отмечали свой юбилей в Курске, в драматическом те- атре, пел Лев Лещенко. А у меня тогда закралось сомне- ние — а правильно ли это? Раскрываются ли в такой официозно-праздничной об- становке романтика души, героика профессии и буд- ничной работы газовика? Работы сложной, очень опасной, с огромным бре- менем ответственности за нее. Ведь у представите- лей нашей профессии есть внутренняя потребность расслабиться, подумать о вечном, о себе, послушать хорошую музыку, самому спеть, если есть голос и слух. Ивыэто заслужили сегодня, нанашемпразднике, потому что за прошедшие пять лет мы очень многое сделали — ввели в эксплуатациюпочти тысячу километров новых газопроводов, в основном— большого диаметра. Эти же заслуги чуть раньше в своем приветствии высоко отметил и член прав- ления, начальник Департа- мента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа ОАО «Газпром» Олег Аксютин, поздравивший участников фестиваля на Воргле от име- ни председателя правления ОАО «Газпром» Алексея Миллера. При этом Олег Евгеньевич признался, что первый раз участвует в юби- лейном торжестве, проводи- момв необычномформате— без галстуков и в джинсах. С гитарами и бардовскими песнями… Двадцать семь делегаций газовиков-романтиков из всех регионов деятельно- сти Общества собрались на Воргле. В каждой команде — десять человек, которые в день открытия фестива- ля участвовали в веселых концертах-презентациях своих предприятий-служб. Вот, например, эпизод вы- ступления команды Дон- ского УМГ из Краснинского района, зажигательно вы- давшей историю о том, что «Коламбия Пикчерс» не представляет, сколько Дон- ское газа качает»… Рассказывает участница фестиваля юрисконсульт Елецкого УМГ Снежана Стебакова: — От нашей команды с авторской песней «Мы в долгу пред тобою, солдат» выступал Юрий Малахов, ведущий инженер службы КИПиА. Песня была при- нята на «бис». А потом она пела с Юрой в дуэте — «Нам всем так хочется». О чем песня? О том, что всем нам хочет- ся мирского, а главное же — призадуматься о душе, жизни. Добавим, ельчане Юрий Малахов и Снежана Стебакова стали лауреата- ми фестиваля-конкурса, а коллектив «Экспромт» стал победителем в номинации «Лучший корпоративный ансамбль». —Молодцы! Выступили на фестивале достойно! — такую оценку творчеству своих коллег дал начальник Елецкого УМГ Виктор Си- дорцов. — И в презентации команда отличилась, хотя на сцену ей пришлось вы- ходить последней. О высоком творческом уровне и профессиональной взыскательности к участни- кам бардовского фестиваля свидетельствует состав его жюри под председатель- ством Александра Циль- кера, музыканта, автора- исполнителя песен, кото- рый является директором Всероссийского фестиваля авторской песни и поэзии, посвященного творчеству Булата Окуджавы. Члены жюри на этом праздничном действе не только судили, но и высту- пали на сцене «Воргольской струны». Сам Александр Цилькер—с песнями, более похожими на доверитель- ные беседы, посвященные северной тематике, Ямбургу с его газовыми магистра- лями. Член жюри Любовь Гребенюк, преподаватель по классу гитарымузыкальной школы на Белгородчине и известная в бардовском кругу исполнительница ав- торских песен свой мини- концерт завершила «От- кровением Снежной Бабы». Песней, по словам автора, философско-«хулиганской» тематики. Но на самом деле — доброй, веселой и одно- временно грустной. Хотя и не по сезону. Однако жар- ким июньским днем «Снеж- ная Баба» на Воргле оказа- ласькстати, растопив вместе с собойи сердца слушателей. Вместе с тем мастер- класс был показан не толь- ко со сцены «Воргольской струны».Нафестивале были открытытворческие мастер- ские, где барды-профессио- налы давали уроки и на- ставления газовикам с ги- тарами. —Аэто такважно, чтобы они услышали от нас совет, доброе слово, напутствие,— говорит Любовь Гребенюк. Творческие напутствия участники фестиваля услы- шали и от гостей фестиваля, которые в бардовской среде в представлениях не нуж- даются. Михаил Башаков —питерскийрок-музыкант, поэт, автор-исполнитель и художник, Воргольский фестиваль для которого стал первым концертом на елец- кой земле. — Пригласите — обя- зательно приеду! — обещал Михаил после исполнения своей знаменитой песни «Элис», встреченной по- клонниками его таланта на ура. Тимур Шаов— популяр- нейший автор-исполнитель бардовской песни, много гастролирующий по Рос- сии, выпустивший не один компакт-диск своих произ- ведений. …Но, как в другой песне поется, — «Уносить свои гитары вам придется все равно». Организованный на высшем уровне корпора- тивный фестиваль, ознаме- новавший собой вступление ООО «Газпром трансгаз Мо- сква» в очередную пятилет- ку, стал памятной вехой в социально-культурнойисто- рии предприятия. Только вряд ли на этом оборвется «Воргольская струна». Фе- стиваль, по мнению его ор- ганизаторов, первый, но не последний. И снова прозву- чат со сцены адресованные газовикам-романтикам сло- ва: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…» Игорь Капустин На проспекте 60 лет СССР областного центра завершается благоустройство нового сквера. Теперь от улицы Стахано- ва до Октябрьского рынка горожане смогут прогуляться по выложенной плиткой и украшенной цветниками аллее протяженностью в полкилометра. Как сообщили в пресс-службе администрацииЛипецка, работы проводятся в рамках целевого долгосрочного про- екта «Липецкие скверы». Конкурс на выполнение муни- ципального заказа по проспекту 60 лет СССР стоимостью около 8 миллионов рублей выиграло ООО «Липецксантех- монтаж-1». Подрядной организацией тротуарная плитка уложена на площади 2,8 тысячи квадратных метров. Одно- временно 370квадратныхметров вспомогательныхдорожек «одето» в асфальтобетон, в том числе обновлены старые тропинки, ведущие к скверу от 23 микрорайона. Аллея украшена 16 цветниками. Кроме того, здесь снесены старые аварийные деревья. Им на смену придут более 170 молодых саженцев — березы, рябины, ивы, туи. Установлены 64 скамейки с урнами. Работы начаты в первой декаде июля и будут завершены на этой неделе. Заново разбитый сквер по сути станет продолжением Березовой аллеи, которая берет начало от парка Победы и доходит до дороги на улице Стаханова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz