Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

П¢ТИ™А , 22 И¡ЛЯ 2011 № 141 (24019) Страница о Липецке и его ÉителяØ Н аш город ВедÖщие рÖбрики Анастасия КартаÛова и Ольга Бочкова 5 ЛИПЕЦКАЯ газета В июле жители областного центра получили сразу три подарка от липецких транспортников. Во-первых, липецкимшкольникам разрешено пользовать- ся своей льготной транспортной картой на садоводческих маршрутах. До сих пор она действовала лишь в городе. Теперь независимо от протяженности садоводческого маршрута одна поездка для них обойдется в шесть рублей. Во-вторых, к Дню города липчане могли абсолютно бесплатно получить единую транспортную карту, пополнив ее не менее чем на 200 рублей. За пять дней акции этой возможностью воспользовались более четырехсот жителей областного центра. И, наконец, в-третьих, на днях будет налажено регулярное автобусное сообщение с микрорайоном «Университетский». Там уже нанесена разметка, установлены дорожные знаки и остановочные павильоны. До нового микрорайона станут курсировать автобусы№322 и 317, а в августе туда будет продлен муниципальный маршрут№22. Сегодня на странице «Наш город» мы расскажем еще об одном нововведе- нии в транспортной отрасли — как частные перевозчики стали обслужи- вать муниципальные маршруты. Когда подарки только приятные… Ольга Бочкова С июля городской пасса- жирский транспорт начи- нал работать по новым правилам. Теперь троллей- бусы, трамваи, автобусы оснащены навигационным оборудованием. Оснастить весь транспорт спутнико- выми системами — задача не из легких, но таково требование федерального закона. Тем более отрадно, что Липецк справился с поставленной целью одним из первых в стране. За передовым опытом к нам регулярно приезжают иногородние делегации. Как работает новая система, уви- дели корреспонденты«ЛГ», побывав в МУП «Липецкая городская транспортная компания». Экскурсию для нас провел директор пред- приятия Виктор ОБЪЕД- КОВ. —Инициатива внедрить компл ексную сис т ему управления транспортом возникла в 2009 году,—рас- сказал он. — Тогда предло- жения по техническому пе- ревооружению отрасли, установке навигационного оборудования были поддер- жаны главой Липецка Ми- хаилом Гулевским. Начали с муниципального пасса- жирского транспорта, а в этом году завершили осна- щение и частных автобусов. В каждой водительской ка- бине установлены монитор, бортовой компьютер, на клавиатуре которого есть кнопки тревоги, выбора рас- писания. Водители прошли соответствующее обучение. Благодаря спутниковой навигации удается отслежи- вать в режиме реального времени движение каждой единицы городского пасса- жирского транспорта. Это даетогромныепреимущества в решении сразу нескольких задач по рациональной орга- низации перевозок. Во- первых, позволяетконтроли- роватьсоблюдениемаршрута и расписания. Во-вторых, программафиксируетпревы- шение скоростного режима, другие нарушения правил КОСМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ | Наш корреспондент побывал в центральной диспетчерской Липецкой городской транспортной компании Дорожная навигация дорожного движения. Води- тель может оперативно со- общить о возможных неис- правностях или угрозе безо- пасностипассажиров.Поэто- му в пользе нововведения никто не сомневается, в том числе частные перевозчики, которымустановилинавига- ционноеоборудование засчет их собственных средств. Все они заключили договор на техническое обслуживание этих приборов с Липецкой городскойтранспортнойком- панией. В центральную диспет- черскую вход воспрещен, но только не для журналистов. Сюда стекаетсяинформация о движении на всех город- скихпассажирскихмаршру- тах. Ее отслеживают диспет- черы, которые работают в круглосуточном режиме: «мониторят» троллейбусы, трамваи, автобусы, в том числе и частные. Данные по- том обрабатываются и ана- лизируются. В диспетчер- ской тихо. Засорять эфир разговорами на посторонние темынельзя. Толькоподелу. — Через площадь Побе- ды проезд закрыт, объезд через Вермишева, — гово- рит по голосовой связи дис- петчер Любовь Бредихина, связываясь с водителем троллейбуса. Голос звучит уверенно, как приказ на фронте. — Вы спешите, просле- дите за скоростью и сверь- тесь с расписанием, —через некоторое время слышим мы от другого диспетчера ВалентиныКузнецовой. Все четко, без лишних слов. Возможно, мало кто-то догадывается, что этот чрез- вычайно ответственный уча- сток возглавляет молодая энергичная женщина — на- чальникотдела организации движения и диспетчерского управления Елена Жданки- на. Она щелкает «мышью» компьютера — и на монито- ре возникает «умная» карта Липецка. На ней нанесены остановочные пункты, век- торы движения — зеленые, красные, синие кружки, которые мигают, перемеща- ются в разные стороны. — Здесь отражается все движение пассажирского транспорта в городе, — по- ясняет нам Елена Жданки- на. — Нарушения — как на ладони! Кружочками обо- значены различные виды пассажирского транспорта, следующие по своим марш- рутам. Синие — муници- пальные автобусы, движу- щиеся в том числе и по садо- водческим маршрутам. Красные — троллейбусы. Зеленые—трамваи,желтые — коммерческие автобусы. Путь каждой единицы транспорта четко виден. Интересно, что каждые тридцать секунд программа компьютера фиксирует и запоминает меняющуюся ситуацию: траекторию дви- жения, дату, время и место нахождения транспортного средства на линии, его по- зицию, скорость, множество других параметров. Отсле- живать обстановку намарш- руте — не простая задача. Нет сомнения, что подобная информация, как и наличие средств связи, дисциплини- рует водителей и помогает им же в случаях, когда им самим нужна помощь. В случае же ДТП или в другой чрезвычайной ситуации эти сведения могут стать просто неоценимыми. А еще за движением го- родского транспорта следят несколько видеокамер, уста- новленных в разных райо- нах города. Они помогают раскрывать правонаруше- ния, ведь, просматривая сделанную запись, можно легко обнаружить злоумыш- ленников. Такие видеокаме- ры — часть системы управ- ления пассажирскими пере- возками. Так что, пожалуй, в скоромвремени ее возмож- ности еще превзойдут не только реалии, но и даже самые смелые наши ожида- ния. Инициатива техниче- ского перевооружения от- расли, внедрения комплекс- ной системы управления транспортом уже доказала свою актуальность. Разви- тие системы управления транспортомвыгодноипере- возчикам, и пассажирам. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Анастасия Карташова Бабушка с двумя ведрами смородины в руках в нерешительности стоит на автобусной остановке 10-го микрорайона перед откры- той дверью «Мерседеса». Ее взгляд переходит с таблички с номером «22», прикрепленной с боку автобуса, на заходящих в салон людей. «Не бойся, мать, я с льготников денег не беру», — говорит сомневающейся пассажир- ке водитель «Мерседеса». Приободренная такими словами, бабушка заходит в автобус, показывая свое пенсионное удостоверение и проездной. …Удивляться на самом деле есть чему. Коммерче- ский автобус, и вдруг едет по обычному городскомумарш- руту, с терминалом для без- наличной оплаты проезда в салоне, а водитель не соби- рает деньги с льготников! Сейчас по улицам Липецка уже курсируют в общей сложности 28 таких марш- руток большой вместимо- сти, принадлежащие трем частным перевозчикам: ин- дивидуальным предприни- мателям Александру Алта- реву и Сергею Игнатову, а также фирме «Автолидер- Липецк». Договор с ними на обслуживание трех город- ских маршрутов заключило Липецкое пассажирское автотранспортное предпри- ятие (ЛПАТП). Каждый день ранним утром автобусы частных перевозчиков выезжают на маршруты № 17, 40 и 22. Ближе к обеду на дежурство заступает вторая смена во- дителей—оникурсируютпо улицам Липецка до полуно- чи. Расписание, график движения, скоростной ре- жим — все как у обычных муниципальных автобусов. СТРАТЕГИЯ ВЛАСТИ Экипажи в аренде На каждом«Мерседесе» или «МАНе» установлены на- вигационные приемники ГЛОНАСС/GPS. Данные с них в режиме реального времени поступают в Цен- тральную диспетчерскую Липецкой городской транс- портной компании. — Мы можем в любую минуту точно сказать не только когда вышел част- ный автобус на маршрут, но и где он находится, — рас- сказал корреспонденту «Ли- пецкой газеты» заместитель директора по эксплуатации ЛПАТП Сергей Ледовских. —Это очень удобно. Автобу- сы стоят на собственных базах, там же проходят тех- нический контроль, а мы ведем оценку выполнения рейсов. Если у перевозчиков возникают какие-то пробле- мы, решаем их сообща. Платежные терминалы, установленные в салонах таких автобусов, предостав- лены в пользование частни- кам безвозмездно. Прежде чемвыйтинамаршрут, каж- дый водитель проходит не- обходимый инструктаж, учитсяработать с новымобо- рудованием: заправлять ленту в терминал, обилечи- вать пассажиров. Но, пожалуй, самый главный вопрос: дорого ли обошлась муниципальному автотранспортному пред- приятию аренда коммерче- ских автобусов вместе с экипажем? По словам Сергея Ледов- ских, если сравнивать за- траты на перевозку пасса- жиров муниципального предприятия и коммерче- ской фирмы, то у частников они значительно меньше. Как представители малого бизнеса, они пользуются определенныминалоговыми льготами, у нихменьше про- изводственных издержек. Так что выгода от такого со- трудничества с частниками для ЛПАТП очевидна. — Такая форма сотруд- ничества с малым бизнесом выгодна в первую очередь нашим пассажирам. Благо- даря аренде частного транс- порта для обслуживания муниципальныхмаршрутов нам удалось стабилизиро- вать выпуск на линию под- вижного состава, сократить интервалы движения авто- бусов на других муници- пальных маршрутах. К нам уже поступают благодарности от жителей поселкаМатырский за рабо- т у в о д и т е л е й фи р мы «Автолидер-Липецк» Вале- рия Астахова, автобусы ко- торого обслуживают муни- ципальный маршрут № 40. Впрошломмесяце его работ- никами было выполнено почти 100 процентов запла- нированных рейсов. Следо- вание расписанию—минута в минуту. С благодарностью отзываются липчане и о ра- боте автобусов № 17 и 22. Машиныэтинизкопольные, внихудобно садитьсялюдям пожилого возрастаиженщи- нам с детскими колясками. Договоры об аренде част- ных автобусов вместе с эки- пажем помогли решить го- родскому автотранспортно- му предприятию проблему нехватки водителей. Осо- бенно неукомплектован- ностьштата чувствуетсяпри переходе на летнее расписа- ние. С весны до осени на са- доводческих маршрутах работают 40 муниципаль- ных автобусов. Это очень ответственные перевозки, ведь большинство садоводов — люди почтенного возрас- та. Каждый вовремя не при- ехавший автобус может по- родить бурю негодования. Привлечение частного транспорта для обслужива- ния городских маршрутов № 17, 22 и 40 помогает нам Прокомментировать новую форму партнерства бизнеса и муниципальной власти мы попросили председателя департамента городского транспор- та администрации Липецка Николая Новикова: стабилизировать выпуск подвижного состава на садо- воческих направлениях. Вся ответственность за регулярность выхода авто- бусов на линию в равной мере возложена как на част- ного перевозчика, так и на муниципальное автотран- спортное предприятие. Бла- годаря приборам спутнико- вой навигации, которые установлены в каждом авто- бусе, диспетчеры постоянно контролируют движение транспорта по маршруту. По протяженности он ничем не отличается от му- ниципального. Внутри сало- на — терминалы безналич- ной оплаты проезда. С их помощью горожане, поль- зующиеся транспортными картами, могут приобретать билеты. Не нужно бояться садиться в такой автобус и пассажирам-льготникам. Если у них при себе имеются проездной и документ, удо- стоверяющий личность, никто с них 10 рублей за проезд требовать не станет. Часть затрат компании- перевозчика будут пога- шаться из бюджета в виде субсидий. — Доверить частным предпринимателям работу намуниципальныхмаршру- тах — очень мудрое реше- ние,—рассказалАлександр Алтарев. — Уверен, наши водители справятся с по- ставленными задачами. Мы с охотой приняли на себя дополнительную нагрузку. Вот недавно приобрели в кредит еще 12 крупных ком- фортабельных автобусов, создали в томчисле ирезерв- ныйфонд. За свой счет опять же оснастили их навигаци- онным оборудованием, обу- чили водителей им пользо- ваться. Единственное, что бес- покоит сейчас Александра Алтарева — рост цен на горюче-смазочные материа- лы и автозапчасти, из-за которого невозможно под- нять зарплату водителям. «Вместе со своими коллега- миянеоднократно выступал за увеличение платы за про- езд на пассажирском транс- порте, ведь другой возмож- ности поднять зарплату во- дителям у нас нет, — гово- рит Александр Юрьевич. — Повести целый день за «ба- ранкой» — тяжелый труд, — Если государство взя- ло на себя миссиюрегулиро- вания стоимости проезда на городских пассажирских маршрутах, почему тогда оно же практически отпу- стило цены на топливо? — говорит Андрей Петров. — За последние семь месяцев стоимость дизельного то- плива, которым и заправля- ются мои автобусы, подско- чила в полтора раза (!). Лю- бой автомобилист знает, как подорожали авторезина и запчасти. Так что основания для повышения тарифа дей- ствительно весомые. Факти- ческая себестоимость пере- возок сейчас составляет 14,5 рубля, что заметно превы- шает действующие тарифы. АндрейПетров открывал свой бизнес в начале 2000 года и сейчас с нескрывае- мойностальгиейвспоминает те времена. Тогда, взяв кре- дит в банке и закупив новые «ГАЗели», он пустил их по 17-му маршруту и сам, пер- вым в городе, установил максимальный по тем вре- менам тариф — 5 рублей. И маршрут пользовался успе- хом. Свое решение Андрей Петров объяснил тогда так: «Мои «ГАЗели» чистые, те- плые и быстро ездят—люди готовыплатить закомфорт». Сейчас, конечно, липчан вряд ли удивишь сошедши- ми с заводского конвейера белыми микроавтобусами. — Люди привыкли к бо- лее просторным, импорт- ным машинам. Большин- ство горожан готовы, как и прежде, платить за удоб- ство, — считает Андрей Пе- тров. —Согласитесь, лучше было бызаплатить12рублей и ехать в теплом и вмести- тельном автобусе, не торо- пясь, не наступая друг другу на ноги. В настоящее время мно- гие предприниматели уже перешли или переходят с БИЗНЕС НА КОЛЕСАХ | Ǭастные перевозчики активно осваивают городские маршруты Андрей ПЕТРОВ: «Цену билета корректирует время» Александр АЛТАРЕВ: «Наши водители не подведут» Анастасия Коноплева Еще в канун нового года в Липецке во всеуслышание заговорили о грядущем повышении тарифов на проезд в городском пассажирском транспорте. И это вполне предсказуемо. Возросли цены на коммуналку, основные продукты питания. Однако пассажирские перевозки отно- сятся к социально значимым услугам, тариф на которые жестко регулируется государством. О ситуации в отрасли и изменении стоимости проезда в областном центре корреспонденту «Липецкой газеты» рассказал директор предприятия «Маршрутное такси» Андрей Петров. «ПАЗов» на более комфор- табельные автобусы боль- ш е й в м е с т и м о с т и — «МАНы» и «Мерседесы». Они безопасныи удобныдля пассажиров, но серьезный ремонт импортных машин влетает в копеечку. Ведь это не «ПАЗы», у которых авто- запчасти всегда под рукой, в ближайшем магазине. Ре- монт, к примеру, автомати- ческой коробки переключе- ния передач «Мерседесов» производится в автосалонах Москвы или Нижнего Нов- города. А это прогон автобу- сов, услуги специалистов, импортные запчасти, — все обходится недешево. Последнийраз стоимость проезда на городском пасса- жирском транспорте в Ли- пецке повышалась в 2008 году. О том, как выросли за это времяцены, красноречи- во говорит хотя бы такой факт. Два года назад одно колесо стоило 6,9 тысячи рублей, а сейчас — 10,8 ты- сячи рублей. Большинство предпринимателей уже схо- дятся во мнении, что рабо- татьнарынкепассажирских перевозок становится нерен- табельно. — Чтобы автобусы вне- запно не сходили с маршру- та, нужно обновлять под- вижной состав,—рассказы- вает Андрей Петров. — Де- лать это за счет собственных средств невозможно, при- ходится брать банковские кредиты. Сейчас на каждом из частных перевозчиков весит кредиторская задол- женность, которую прихо- дится своевременно пога- шать. Скаждымднемделать это становится все труднее и труднее. Чтобы подвижной состав в полном объеме вы- ходил на маршрут, влезаем в долги, обещаем поставщи- камоплатить запчасти через месяц, другой, третий... Даже если тариф на проезд увеличится завтра, предпри- нимателямпонадобится еще немало времени, чтобы про- сто встать на ноги. Подобное уже было в 2008 году, когда проезд подорожал через пол- года после непростых пере- говоров с властью. Ольга Генрих Мы уже привыкли к тому, что можем легко и быстро добраться в любую точку города. Стоим мы у проходных НЛМК или у Сокольского рынка, у нас всегда есть выбор: сесть в муниципальный троллейбус, отдать десять рублей водителю плавно паркующегося к остановке «МАНа» или впрыгнуть на подножку юркому «ПАЗику»… Ниша коммерческих пассажирских перевозок занята настоль- ко, что недавно предприниматели начали работать на муниципальных маршрутах. Это — пилотный проект. Одним из первых его участников стал частный предпри- ниматель Александр Алтарев. Ему доверили обслуживать 22-й маршрут. который нужно стимулиро- вать». Как нелегка и ответ- ственна работа водителя, Александр Алтарев знает не понаслышке. Это сейчас он руководитель частногопред- приятия, одного из самых известных и успешных на рынке пассажирских пере- возок в Липецке, а когда-то он сам работал водителем. — Работа эта мне всегда нравилась, и знаю ее непло- хо, — говорит Александр Алтарев. — С ней было свя- зано и начало моей предпри- нимательской деятельности в небольшом автосалоне. А когда в 2002 году появилась возможность заняться пере- возкой пассажиров, решил в этом попробовать свои силы. Взял кредит, приоб- рел несколько небольших автобусов. В департаменте городского транспорта нам предложили маршруты. Вначале 351-й, а с появлени- ем гипермаркета «Реал» — 392-й. Ихмысейчас и обслу- живаем. Сейчас «ПАЗики» в его парке постепенно уступают место вместительным и бо- лее безопасным «МАНам» и «Мерседесам». Есть планы по дальнейшему развитию бизнеса, отступать от кото- рых Александр Алтарев не намерен. Что же касается количества занятых в его фирме специалистов, то их число уже перевалило за сотню. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ФОТО ОЛЬГИ БОЧКОВОЙ к

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz