Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 139/24017/ 20 ИЮЛЯ 2011 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 5 Продолжение на 6-й стр. Липецким областным Советом депутатов и Общественным советом при Липецком областном Совете депутатов в соответствии с Законом Липецкой области от 5 декабря 2008 года № 213-ОЗ «О мониторинге нормативных правовых актов Липецкой области» и Программой нормотворческих работ Липецкого областного Совета депутатов на 2011 год проведен мониторинг Закона Липецкой области от 6 июня 2007 года № 63-ОЗ «О на- родных дружинах в Липецкой области» (Информация о ходе реализации Закона Липец- кой области «О народных дружинах в Липецкой области» прилагается). Целью мониторинга явились анализ и оценка практики реализации данного закона планируемому результату правового регулирования. Основу наблюдения за реализацией Закона Липецкой области от 6 июня 2007 года № 63-ОЗ «О народных дружинах в Липецкой области» (далее – Закон о народных дру- жинах) составили: информация о правоприменительной практике уполномоченных органов государ- ственной власти и органов местного самоуправления, их структурных подразделений и должностных лиц; данные социологических исследований (анкетирование граждан, специалистов- практиков, иные опросы общественного мнения). По результатам проведенного мониторинга выявлены как положительные, так и от- рицательные аспекты реализации Закона о народных дружинах. В качестве положительных результатов реализации данного закона стоит отметить следующее: 1. Во исполнение Закона о народных дружинах создана необходимая нормативно- правовая база: по состоянию на март 2011 года Положения о народных дружинах были при- няты в 6 (из 7) городских поселений (г. Грязи, г. Лебедянь, г. Данков, г. Задонск, г. Усмань, г. Елец) и в 275 (из 289) сельских поселениях муниципальных районов области. 2. Во исполнение Закона о народных дружинах, по состоянию на март 2011 года, соз- даны 365 народных дружин, в которые вошли 4449 человек. 3. В отдельных муниципалитетах сформирован положительный опыт реализации За- кона о народных дружинах, который заслуживает внимания со стороны органов местно- го самоуправления других муниципальных образований: а) разработаны механизмы анализа результатов деятельности ДНД: в Задонском муниципальном районе информация начальника ОВД по Задонскому району о результатах работы народных дружин ежегодно рассматривается на сессии районного Совета депутатов, по выявленным в ходе рассмотрения проблемам вносятся предложения по их устранению; в Усманском муниципальном районе еженедельно на оперативном совещании доклады- вается о результатах дежурств ДНД председателю межведомственной комиссии по профи- лактике правонарушений Усманского района – заместителю главы администрации района; б) применены различные способы привлечения заинтересованных лиц к участию в деятельности ДНД: в г. Лебедяни задействован способ формирования ДНД на базе юридических лиц. В создании ДНД приняли участие 23 предприятия города, силами которых осуществлено страхование каждого из дружинников, работающих на этих предприятиях, от несчастных случаев на сумму 150 тыс. руб., производится доплата к заработной плате из расчета 200 руб. за дежурство, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск в коли- честве 2 рабочих дней; в графики дежурств на территории г. Усмани включены члены Молодежного парла- мента Усманского района; в) внедрены системы материального и морального стимулирования народных дру- жинников: в г. Усмани силами администрации города организован бесплатный проезд на го- родском общественном транспорте членов ДНД в день дежурства, лучшие народные дружины города награждены памятными подарками, члены ДНД из числа сотрудников образовательных учреждений и учебных заведений поощряются в денежной форме; администрацией г. Данкова лица из числа дружинников застрахованы от несчастных случаев за счет средств муниципалитета. В результате реализации Закона о народных дружинах силами общественных фор- мирований в 2009 году раскрыто 243 преступления, в 2010 году – 206; в 2009 году пресечено 5345 административных правонарушений, в 2010 году – 5058; в 2009 году задержано 4368 правонарушителей, в 2010 году – 3793 (в т.ч. преступников в 2009 году – 144, в 2010 году – 148). В то же время существует ряд вопросов, снижающих эффективность реализации За- кона о народных дружинах: создание народных дружин часто имеет формальный характер: их реальное функ- ционирование не осуществляется; вступление граждан в народные дружины не всегда является добровольным; некоторые из органов местного самоуправления, а также правоохранительные орга- ны демонстрируют низкий уровень заинтересованности в работе добровольных народ- ных дружин; отсутствует достаточное финансирование деятельности добровольных народных дружин; отсутствует действенная система мер материального и морального стимулирования народных дружинников; как сотрудники органов внутренних дел, так и народные дружинники в ходе прове- денных социологических исследований продемонстрировали низкий уровень знаний За- кона о народных дружинах, а также прав и обязанностей дружинников; не определены органы, осуществляющие руководство народной дружиной; не создана система подготовки народных дружинников; не определена организационно-правовая форма народных дружин, отсутствует чет- кий порядок их создания, реорганизации и ликвидации; не установлен порядок принятия в члены народных дружин и их исключения из на- родных дружин; не разработан четкий правовой статус народного дружинника. По результатам оценки эффективности реализации Закона о народных дружинах, учитывая Итоговые положения совместного заседания Совета представительных орга- нов муниципальных образований и Общественного совета при Липецком областном Со- вете депутатов, руководствуясь частью 1 статьи 30 Устава Липецкой области Российской Федерации и статьей 9 Закона Липецкой области от 5 декабря 2008 года № 213-ОЗ «О мониторинге нормативных правовых актов Липецкой области», Липецкий областной Со- вет депутатов постановляет : 1. Принять Информацию о ходе реализации Закона Липецкой области «О народных дружинах в Липецкой области» к сведению. 2. Обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Феде- рации по вопросу скорейшего рассмотрения и принятия проекта Федерального закона № 146414-5 «Об участии граждан в охране общественного порядка». 3. а) Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Липецкой области: изучить и принять к сведению положительный опыт работы по реализации Закона о народных дружинах Лебедянского, Усманского, Задонского, Данковского муниципаль- ных районов; разработать и принять акты, направленные на совершенствование системы мер организационного характера, а также повышение мотивации граждан по вступлению в народные дружины; организовать ведение реестра народных дружин и дружинников. б) Рекомендовать органам местного самоуправления города Липецка рассмотреть вопрос о принятии нормативного правового акта, регламентирующего деятельность на- родных дружин, и создании народных дружин на территории города Липецка. в) Рекомендовать правоохранительным органам Липецкой области внедрить прак- тику формирования кадрового резерва правоохранительных органов из числа членов народных дружин. г) Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Липецкой области и правоохранительным органам Липецкой области: привлекать к работе народных дружин частные охранные организации; проводить систематическую работу по правовому просвещению среди населения, народных дружинников и сотрудников органов внутренних дел. 4. Комитету по законодательству и правовым вопросам подготовить законодатель- ную инициативу по внесению изменений в: а) Кодекс Липецкой области об административных правонарушениях в части, касаю- щейся установления административной ответственности за неповиновение законным требованиям народного дружинника. б) Закон о народных дружинах в части: определения организационно-правовой формы народных дружин, четкого порядка их создания, реорганизации и ликвидации; установления порядка принятия граждан в состав народных дружин и их исключения, требований к народным дружинникам; конкретизации прав и обязанностей народных дружинников; определения органов и механизма осуществления руководства народной дружиной; закрепления обязательной подготовки кандидатов в члены народных дружин; установления социальных гарантий, мер морального и материального поощрения народных дружинников. 5. В соответствии с Указом Президента РФ от 20 мая 2011 года № 657 «О мониторин- ге правоприменения в Российской Федерации» Информацию о ходе реализации Закона Липецкой области «О народных дружинах в Липецкой области» направить в Министер- ство юстиции Российской Федерации. 6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Липецкого областного Совета депутатов П. ПУТИЛИН Постановление сорок третьей сессии Липецкого областного Совета депутатов четвертого созыва № 1663-пс от 30.06.2011, г. Липецк О результатах мониторинга Закона Липецкой области «О народных дружинах в Липецкой области» I. ПРЕДМЕТ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ЗАКОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ «О НАРОДНЫХ ДРУЖИНАХ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ» 1. Предмет правового регулирования и задачи Закона о народных дружинах Закон Липецкой области от 6 июня 2007 года № 63-ОЗ «О народных дружинах в Ли- пецкой области» (далее – Закон о народных дружинах) был принят в целях регулирова- ния общественных отношений, возникающих в связи с деятельностью народных дружин по содействию правоохранительным органам в охране общественного порядка на тер- ритории Липецкой области. Исходя из содержания ст. 2 Закона о народных дружинах основными задачами на- родных дружин являются содействие правоохранительным органам в охране обще- ственного порядка, участие в предупреждении и пресечении правонарушений. Народные дружины совместно с сотрудниками правоохранительных органов выпол- няют следующие возложенные на них задачи: участвуют в обеспечении правопорядка в общественных местах, в том числе при проведении массовых общественно-политических, спортивных и культурно-зрелищных мероприятий; участвуют в мероприятиях по предупреждению и пресечению правонарушений; участвуют в обеспечении безопасности дорожного движения; принимают участие в организации помощи лицам, пострадавшим от несчастных слу- чаев или правонарушений, а также находящимся в беспомощном состоянии; участвуют в поддержании общественного порядка при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях; участвуют в иных мероприятиях, связанных с охраной общественного порядка. 2. Общая характеристика и оценка состояния правового регулирования общественных отношений в сфере осуществления деятельности народных дружин Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ) в статье 3 закрепила две основные формы народовластия в Российской Федерации: непо- средственное (прямое) осуществление власти народом и осуществление власти через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Деятельность народных дружин является одним из видов непосредственного (пря- мого) осуществления власти народом. Добровольная народная дружина (ДНД) – это добровольная организация, оказываю- щая помощь правоохранительным органам в охране общественного порядка. Массово добровольные народные дружины были сформированы в 1958 году коллекти- вами некоторых предприятий Ленинграда для охраны общественного порядка. Основыва- ясь на этом опыте, ЦК КПСС и Совет Министров СССР 2 марта 1959 года приняли постанов- ление «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране». Это постанов- ление стало основным политическим и юридическим документом, определившим задачи, полномочия и формы организации ДНД вплоть до середины 1970-х годов. В последующем деятельность ДНД была урегулирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1974 года № 6007-VIII «Об основных обязанностях и правах добровольных народных дружин по охране общественного порядка», который был признан недействующим Феде- ральным законом от 19 мая 1995 года№82-ФЗ «Об общественных объединениях». В настоящее время на федеральном уровне деятельность народных дружин законо- дательно не урегулирована. В соответствии с п. 33 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 258-ФЗ) создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка отнесено к вопросам местного значения поселения. Аналогичная норма содержится в п. 37 ч. 1 ст. 16 данного закона, согласно которой к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для дея- тельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка. Определенные возможности в работе по привлечению граждан к охране обществен- ного порядка предусмотрены в ч. 2 ст. 17 того же закона. В данной норме установлено, что органы местного самоуправления городских округов вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения городских округов, в том числе организации охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией. К социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки. К выполнению со- циально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители поселений и городских округов в свободное от основной работы или учебы время на без- возмездной основе не более чем один раз в три месяца. При этом продолжительность со- циально значимых работ не может составлять более четырех часов подряд. 30 декабря 2008 года на рассмотрение в Государственную Думу ФС РФ депутатами Государственной Думы ФС РФ В.А. Васильевым, С.Н. Абельцевым, А.Н. Волковым, Г.В. Гудковым, А.И. Гуровым, В.И. Илюхиным, В.И. Колесниковым, Т.Н. Москальковой, А.М. Розуваном, В.С. Чернявским, В.П. Водолацким, А.Л. Бурносовым, членами Совета Феде- рации ФС РФ А.И. Александровым, Е.Н. Трофимовым, В.И. Федоровым, А.А. Чекалиным, М.Г. Кавджарадзе внесен проект Федерального закона № 146414-5 «Об участии граждан в охране общественного порядка». В пояснительной записке к законопроекту говорится, что он направлен на воспол- нение пробелов в законодательном регулировании на федеральном уровне правовых основ участия граждан в охране общественного порядка. В проекте закона раскрываются различные формы участия граждан в охране обществен- ного порядка, в том числе объединение граждан в целях охраны общественного порядка, предполагающее участие граждан в деятельности общественных объединений, формирова- ний общественной самодеятельности, а также в деятельности народных дружин. По мнению разработчиков, формой реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения по охране общественного порядка, предусмотренных ста- тьей 132 Конституции Российской Федерации, в современных условиях должно быть их наделение полномочиями по созданию и руководству народными дружинами, а также по координации деятельности формирований общественной самодеятельности. В законопроекте подробно регламентируется порядок создания и организации дея- тельности народных дружин, деятельности формирований общественной самодеятель- ности, взаимодействия их с органами внутренних дел. По утверждению разработчиков, при подготовке законопроекта учтены положе- ния современного зарубежного законодательства, которое предоставляет множество возможностей по улучшению сотрудничества между полицией и населением. Так, ин- дивидуальное участие граждан в охране правопорядка может осуществляться в виде долгосрочного сотрудничества в рамках института добровольных помощников полиции, а также как одномоментная помощь, выражающаяся в сообщении полиции о противо- правном поведении, о замеченных подозрительных предметах и подозрительных лицах (Германия, США и др.). Среди коллективных форм участия за рубежом используются такие формы, как создание пунктов по обеспечению правопорядка и предупреждению преступности (Япония), формирование полицейского резерва (помощников) (США), организация патрулирования общественных мест, создание добровольных дружин и иных общественных формирований правоохранительной направленности (Белоруссия, Великобритания, США, Эстония и др.), сотрудничество с частными охранными пред- приятиями (Перу) и др. 20 января 2009 года проект был рассмотрен Советом ГД ФС РФ, 29 октября 2010 года – повторно внесен в Государственную Думу ФС РФ, 15 ноября 2010 года – повторно рассмотрен Советом ГД ФС РФ. Законопроект был включен в проект примерной про- граммы законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2011 года (январь), но до настоящего времени не рассмотрен. Основы взаимодействия правоохранительных органов и народных дружин, как пред- ставителей общественности, заложены во вступившем в силу с 1 марта 2011 года Феде- ральном законе от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции». Согласно ч. 3 ст. 1 этого закона полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, общественным объединени- ям, а также организациям независимо от форм собственности, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав. Информация о ходе реализации Закона Липецкой области «О народных дружинах в Липецкой области» Статьей 10 того же закона («Взаимодействие и сотрудничество») установлено сле- дующее: «1. Полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами. 2. Полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказы- вает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонару- шений и обеспечения правопорядка. 4. Государственные и муниципальные органы, общественные объединения, органи- зации и должностные лица должны оказывать содействие полиции при выполнении воз- ложенных на нее обязанностей. 5. Взаимодействие полиции с правоохранительными органами иностранных госу- дарств и международными полицейскими организациями осуществляется в соответ- ствии с международными договорами Российской Федерации». Для регламентирования деятельности общественных формирований в 62 субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты органов законодательной и исполнительной власти, в их числе: – Законы – «Об участии граждан в охране общественного порядка», «О добровольных народных дружинах», региональные и муниципальные программы профилактической на- правленности. – Постановления – «Об участии населения в охране общественного порядка», «Об утверждении положения о добровольных народных дружинах», «О мерах по усилению охраны общественного порядка». – Положения – «О добровольных народных дружинах», «Об окружных штабах добро- вольных народных дружин», «О деятельности молодежных студенческих отрядов». В Липецкой области Закон Липецкой области от 6 июня 2007 года № 63-ОЗ «О народ- ных дружинах в Липецкой области» действует с 7 июля 2007 года. Закон о народных дружинах определяет, что правовое регулирование деятельности народных дружин на территории области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федера- ции, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами области, норматив- ными правовыми актами органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 1). Органы местного самоуправления могут утверждать Примерное положение о народной дружине (ч. 5 ст. 1). Во исполнение Закона о народных дружинах органами местного самоуправления приняты: 1. Решение Совета депутатов г. Ельца Липецкой области от 14 мая 2009 года № 366 «О проекте примерного положения «О народных дружинах в городе Ельце»; 2. Постановление главы Измалковского муниципального района Липецкой области от 2 июня 2008 ода № 408 «О народных дружинах по охране общественного порядка на территории Измалковского района»; 3. Решение Воловского районного Совета депутатов Липецкой области от 14 февра- ля 2008 года № 523 «Об утверждении Положения о народных дружинах по охране обще- ственного порядка на территории Воловского района»; 4. Решение Хлевенского районного Совета депутатов Липецкой области от 24 дека- бря 2007 года № 368 «О Положении «О добровольной народной дружине в Хлевенском муниципальном районе Липецкой области»; 5. Решение Совета депутатов Чаплыгинского муниципального района Липецкой об- ласти от 20 ноября 2007 года № 442 «Об утверждении примерного положения «О народ- ной дружине Чаплыгинского муниципального района Липецкой области»; 6. Решение Добринского районного Совета депутатов Липецкой области от 24 июля 2007 года № 400-рс «О Положении «О добровольных народных дружинах по охране общественного порядка на территории Добринского района»; 7. Постановление главы администрации Добровского района Липецкой области от 22 января 2007 года№39 «О создании на территории района добровольно-народных дружин»; 8. Постановление главы администрации Задонского муниципального района Липец- кой обл. от 03 октября 2007 года № 644 «О создании на территории Задонского района народных дружин в муниципальных образованиях»; 9. Постановление главы администрации Задонского муниципального района Липец- кой области от 28 ноября 2008 года № 852 «О районном штабе добровольной народной дружины»; 10. Решение Совета депутатов городского поселения г. Задонск Задонского муници- пального района Липецкой области от 26 декабря 2006 года № 81 «О Положении «О тер- риториальном общественном самоуправлении в городском поселении город Задонск»; 11. Решение Совета депутатов городского поселения г. Усмани от 17 июля 2006 года № 9/41 «О Положении «О территориальном общественном самоуправлении города Усмани» (вместе с «Положением»). По состоянию на март 2011 года, Положения о народных дружинах были приняты в 6 (из 7) городских поселений (г. Грязи, г. Лебедянь, г. Данков, г. Задонск, г. Усмань, г. Елец) и в 275 (из 289) сельских поселениях муниципальных районов области. Вопрос о расширении участия добровольных народных дружин в обеспечении право- порядка и безопасности отражен в большинстве программ социально-экономического развития и целевых программах по профилактике правонарушений муниципальных районов Липецкой области. Таким образом, несмотря на отсутствие правового регулирования статуса, полно- мочий и иных вопросов, касающихся ДНД, на федеральном уровне, на уровне Липецкой области создана правовая основа для осуществления деятельности народных дружин. 3. Круг лиц, на которых распространяется действие Закона о народных дружинах, их права и обязанности В ч. 4 ст. 1 Закона о народных дружинах установлено, что в народную дружину при- нимаются граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, про- живающие на территории области, добровольно изъявившие желание участвовать в деятельности народной дружины, способные по своим деловым, моральным качествам и состоянию здоровья выполнять обязанности народного дружинника. Исследование демографических характеристик состава народных дружин позволило оценить его соответствие указанным требованиям. В ходе изучения состава членов народных дружин было уделено внимание таким кри- териям, как пол, возраст, образование, семейное положение, наличие детей. В результате исследования выявилось, что в 9 районах Липецкой области (Лев- Толстовском, Усманском, Грязинском, Тербунском, Становлянском, Воловском, Из- малковским, Добровском и Липецком районах) большую часть дружинников составляют женщины. В пяти районах (Краснинском, Лебедянском, Данковском и Хлевенском райо- нах, а также в городе Ельце) в составе дружин преобладают мужчины. Примерно равное соотношение представлено в Добринском, Задонском, Долгоруковском, Чаплыгинском и Елецком районах. Распределение дружинников по полу Пол Мужской Женский г. Елец 87,0% 13,0% Воловский район 33,3% 66,1% Грязинский район 20,0% 80,0% Данковский район 75,7% 24,3% Добринский район 47,5% 52,5% Добровский район 38,1% 61,9% Долгоруковский район 50,0% 50,0% Елецкий район 55,1% 44,9% Задонский район 47,7% 52,3% Измалковский район 35,7% 64,3% Краснинский район 100,0% 0,0% Лебедянский район 93,8% 6,3% Лев-Толстовский район 17,6% 82,4% Липецкий район 39,0% 61,0% Становлянский район 28,6% 71,4% Тербунский район 25,0% 75,0% Усманский район 18,2% 81,8% Хлевенский район 58,3% 41,7% Чаплыгинский район 51,1% 48,9% Изучение возрастного состава членов ДНД показало следующее: Возрастной состав дружинников Возраст 16-17 18-24 25-29 30-39 40-49 50-59 60 и более г. Елец 78,3% 21,7% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% Воловский район 0,0% 6,7% 0,0% 33,3% 46,7% 13,3% 0,0% Грязинский район 0,0% 9,7% 6,5% 16,1% 29,0% 38,7% 0,0% Данковский район 0,0% 36,1% 16,7% 25,0% 13,9% 5,6% 2,8% Добринский район 0,0% 21,7% 13,0% 21,7% 17,4% 8,7% 17,4% Добровский район 0,0% 0,0% 5,6% 11,1% 55,6% 27,8% 0,0% Долгоруковский район 0,0% 2,2% 0,0% 13,3% 35,6% 26,7% 22,2% Елецкий район 4,2% 31,3% 18,8% 22,9% 16,7% 6,3% 0,0% Задонский район 0,0% 11,4% 4,5% 13,6% 34,1% 18,2% 18,2% Измалковский район 0,0% 11,1% 16,7% 22,2% 16,7% 33,3% 0,0% Краснинский район 0,0% 9,1% 27,3% 45,5% 9,1% 9,1% 0,0% Лебедянский район 0,0% 2,4% 7,3% 17,1% 39,0% 26,8% 7,3% Лев-Толстовский район 0,0% 0,0% 11,8% 17,6% 29,4% 41,2% 0,0% Липецкий район 0,0% 2,8% 11,1% 13,9% 25,0% 38,9% 8,3% Становлянский район 0,0% 3,6% 10,7% 46,4% 25,0% 14,3% 0,0% Тербунский район 0,0% 2,1% 6,3% 41,7% 39,6% 10,4% 0,0% Усманский район 0,0% 4,5% 9,1% 27,3% 45,5% 13,6% 0,0% Хлевенский район 0,0% 0,0% 0,0% 33,3% 40,0% 20,0% 6,7% Чаплыгинский район 0,0% 10,5% 13,2% 36,8% 31,6% 7,9% 0,0% В г. Ельце и Елецком районе действуют молодежные народные дружины. Как след- ствие, в состав этих дружин входят несовершеннолетние, причем в г. Ельце их подавляю- щее большинство (78,3%). Наибольшее количество дружинников пенсионного возраста представлено в Долго- руковском районе (22,2%). Уровень образования народных дружинников неоднороден. Образовательный состав дружинников Образование Неполное среднее Сред- нее Среднее профессиональное Незакончен- ное высшее Высшее Ученая степень г. Елец 26,1% 17,4% 34,8% 13,0% 8,7% 0,0% Воловский район 0,0% 3,3% 36,7% 3,3% 56,7% 0,0% Грязинский район 0,0% 13,9% 38,9% 2,8% 44,4% 0,0% Данковский район 0,0% 11,1% 30,6% 25,0% 33,3% 0,0% Добринский район 0,0% 13,7% 23,5% 0,0% 62,7% 0,0% Добровский район 0,0% 10,0% 35,0% 0,0% 55,0% 0,0% Долгоруковский район 2,0% 10,2% 34,7% 2,0% 51,0% 0,0% Елецкий район 17,6% 27,5% 27,5% 5,9% 21,6% 0,0% Задонский район 0,0% 4,7% 18,6% 7,0% 69,8% 0,0% Измалковский район 14,3% 7,1% 39,3% 14,3% 25,0% 0,0% Краснинский район 11,8% 11,8% 35,3% 5,9% 35,3% 0,0% Лебедянский район 0,0% 18,4% 26,5% 4,1% 49,0% 2,0% Лев-Толстовский район 0,0% 11,8% 47,1% 0,0% 41,2% 0,0% Липецкий район 0,0% 0,0% 29,3% 2,4% 65,9% 2,4% Становлянский район 0,0% 0,0% 14,3% 5,7% 80,0% 0,0% Тербунский район 0,0% 4,2% 20,8% 0,0% 75,0% 0,0% Усманский район 0,0% 0,0% 8,7% 0,0% 87,0% 4,3% Хлевенский район 0,0% 17,1% 40,0% 2,9% 40,0% 0,0% Чаплыгинский район 0,0% 2,1% 21,3% 8,5% 68,1% 0,0% Как видно из приведенной таблицы, в г. Ельце и Елецком районе в связи с участием в составе народных дружин несовершеннолетних велик процент дружинников с неполным средним образованием. В Долгоруковском, Измалковском, Краснинском районах также в составе дружин есть граждане, имеющие неполное среднее образование. В Усман- ском районе 4,3% дружинников указали, что имеют ученую степень. Для составления социального портрета народных дружинников изучено их семейное положение и наличие детей. Семейное положение дружинников Семейное положение Не женат / не замужем Женат / замужем В разводе Вдовец / вдова г. Елец 100,0% 0,0% 0,0% 0,0% Воловский район 10,3% 69,0% 17,2% 3,4% Грязинский район 19,4% 63,9% 11,1% 5,6% Данковский район 56,8% 37,8% 5,4% 0,0% Добринский район 27,5% 62,7% 5,9% 3,9% Добровский район 0,0% 78,9% 15,8% 5,3% Долгоруковский район 4,1% 77,6% 10,2% 8,2% Елецкий район 37,3% 54,9% 7,8% 0,0% Задонский район 7,1% 78,6% 9,5% 4,8% Измалковский район 35,7% 42,9% 14,3% 7,1% Краснинский район 0,0% 100,0% 0,0% 0,0% Лебедянский район 12,8% 83,0% 4,3% 0,0% Лев-Толстовский район 5,9% 82,4% 11,8% 0,0% Липецкий район 7,3% 82,9% 4,9% 4,9% Становлянский район 11,4% 77,1% 8,6% 2,9% Тербунский район 10,4% 72,9% 10,4% 6,3% Усманский район 13,0% 78,3% 8,7% 0,0% Хлевенский район 5,4% 86,5% 0,0% 8,1% Чаплыгинский район 19,1% 68,1% 10,6% 2,1% Исследование показало, что практически во всех районах, за исключением Данков- ского, Измалковского и Елецкого, в составе дружин преобладают женатые или замуж- ние. В Елецком районе, ввиду того, что большая часть дружинников несовершеннолет- ние, 100% не замужем или не женаты. Наличие детей в семье Численность детей Нет 1 ребенок 2 детей 3 и более детей г. Елец 100,0% 0,0% 0,0% 0,0% Воловский район 6,9% 41,4% 48,3% 3,4% Грязинский район 17,1% 40,0% 37,1% 5,7% Данковский район 58,3% 22,2% 19,4% 0,0% Добринский район 23,5% 35,3% 33,3% 7,8% Добровский район 5,0% 25,0% 60,0% 10,0% Долгоруковский район 6,1% 34,7% 51,0% 8,2% Елецкий район 45,1% 29,4% 21,6% 3,9% Задонский район 9,5% 45,2% 45,2% 0,0% Измалковский район 32,1% 28,6% 25,0% 14,3% Краснинский район 11,8% 41,2% 41,2% 5,9% Лебедянский район 18,8% 33,3% 35,4% 12,5% Лев-Толстовский район 0,0% 23,5% 58,8% 17,6% Липецкий район 12,2% 22,0% 51,2% 14,6% Становлянский район 5,9% 38,2% 50,0% 5,9% Тербунский район 12,5% 33,3% 47,9% 6,3% Усманский район 13,6% 22,7% 63,6% 0,0% Хлевенский район 0,0% 24,3% 70,3% 5,4% Чаплыгинский район 30,4% 37,0% 30,4% 2,2% Большая часть дружинников имеет детей. Помимо Ельца и Елецкого района, велик процент бездетных дружинников в Данковском (58,3%), в Измалковском (32,1%), а так- же в Чаплыгинском (30,4%) районах. Права и обязанности народного дружинника закреплены в ст. 4 Закона о народных дружинах. В указанной статье сказано, что в Примерном положении могут быть пред- усмотрены следующие права народного дружинника при исполнении им совместно с сотрудниками правоохранительных органов обязанностей по охране общественного по- рядка, предупреждению и пресечению правонарушений:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz