Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

КАНИКУЛЫ | В летних загородных детских лагерях — разгар сезона Зажечь звезду ЮБИЛЕЙ | Он мечтал о небе , а стал врачом Летать так летать, лечить так лечить СОБЕСЕДНИК «ЛГ» | Ǥроректор по научной работе ǚǘУ имени ǝ . А . ǖунина ǚвгения ǘерасимова : «Россия начинается с провинции» ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 3 № 139/24017/ 20 ИЮЛЯ 2011 Ирина Смольянинова Как и все борисоглебские мальчишки, Андрей в детстве мечтал стать военным летчиком. — Да и как могло быть иначе, — говорит мой собеседник, главный врач городской поликлиники № 3 Андрей Сагайдачный, — ведь в Борисоглебске Воронежской области располагается высшее военное училище летчиков имени Чкалова, 260 выпускников которого стали Героями Советского Союза. В легендарном училище служил отец Сагайдачного. Военным летчиком был его старший брат. Но судьба распорядилась по-своему. Не растеряв мечты заветной пыл По примеру брата Андрей тоже решил поступать в летное: занимался спортом, осваивал специальные тренажеры. Но на одной из тренировок сломал ногу. Три месяца лежал в больнице, где доктора по кусочкам собрали раздробленный сустав. Так состоялось первое близкое знакомство с будущей профессией. До сих пор Андрей Андреевич с благодарностью вспоминает тех, кто в полном смысле слова вернул его к полноценной жизни. После лечения он мог не только нормально ходить, но активно заниматься спортом, и в 16 лет стал побе- дителем соревнований по лыжным гонкам. А вот о полетах в небо пришлось забыть. Впрочем, к тому времени Андрей уже со свойственным юности энтузиазмом мечтал о врачебной стезе. После выпускных эк- заменов подал документы в Воронежский медицинский институт и впоследствии ни разу не пожалел о своем выборе. — Евгения Николаевна, темпами своего развития университет продолжает удивлятьне только гостейго- рода, но и коренных ельчан. Унего уже семнадцать точек базирования, более полусот- ни учебных корпусов, одних столовых — одиннадцать штук. А на девятнадцати факультетах обучаются по- рядка десяти тысяч студен- тов. К новому году обещают завершить строительство крупнейшей в Черноземье библиотеки на миллион книг. Почему в таком случае именнокадровыйпотенциал вы ставите во главу угла? — Мировой опыт свиде- тельствует, чтодажеприбла- гоприятных экономических условияхнельзя закороткий срок восполнить потерюуче- ных высшей квалифика- ции. Полноценные научные школы создаются трудом нескольких поколений. И не случайно приоритетной задачей в развитии универ- ситета стало формирова- ние кадрового потенциала, позволяющего на высоком уровне организовать обра- зовательный процесс, со- хранить научные традиции иширокий спектр направле- ний научных исследований. В создании отлаженной си- стемы, по большому счету, заключается смысл жизни любого университета. Кста- ти, преподавательский кол- лектив вуза—околопятисот человек, более 65 процентов из них имеют ученые степе- ни. Но мы помним: если нет притока молодых сил, рано или поздно научная отрасль умирает. Уже доказано и подтверждено статистикой: если кафедра не состоит на треть из молодежи, то через какое-то времяонаприходит в упадок. — С чеховских времен провинциалы стремятся в Москву. Насколько уни- верситету близка проблема оттока кадров? Дни и ночи молодого врача Окончив институт в 1984 году, а через год — интернатуру, Андрей Сагайдачный семь лет работал цеховым врачом в медсан- части Новолипецкого металлургического комбината. Сразу после институтаженился. Совместную жизнь супруги начинали стро- ить, как многие молодые семьи в то время, в десятиметровой комнатке общежития с дву- мя детьми. Позже ониполучиликвартиру от НЛМК. Чтобы обеспечивать семью, днем он принимал больных в поликлинике, а ночью дежурил на «скорой» и в стационаре. С 1992 по 2005 годы Сагайдачный рабо- тал заведующимтерапевтическимотделени- емНЛМК, с 2006 он—заместитель главного врача по клинико-экспертной работе. В его обязанности входил контроль за качеством лечения, соблюдением стандартов оказания медицинской помощи. Жизнь Андрей Анд- реевич посвятил любимой работе и семье. Несмотря на занятость, находил время водить сына на тренировки в «Звездный» — тот занимался хоккеем. Отпуск супруги всегда старались проводить вместе с детьми, предпочитая домамотдыха и санаториям ав- тотуризм. На машине объездили весь Север- ныйКавказ, Ставропольский край, Грузию, останавливаясь там, где нравилось,—благо тогда это еще было возможно. И сейчас Андрей Андреевич не любит сидеть в выходные дома. Как только появ- ляется возможность — уезжает на дачу, к любимым цветам, которыми засажено пол- участка. Осенью непременно отправляются с женой в лес по грибы. И по-прежнему лучшийотдых—рыбалка.Несколькораз ез- дили с друзьями на Волгу. Но и в Липецкой области есть замечательные рыбные места, уверяет Сагайдачный. На новом поприще В 2010 году Андрей Андреевич был на- значен главным врачом городской поли- клиники№3, которая считается в Липецке одной из самых благоустроенных. Но забот у него хватает. Уже под его руководством были отремонтированы 4 и 5 этажи поли- клиники, крыша, тепловой узел, отлажено отопление гаражей. Оборудована стоянка для автотранспорта. Поликлиника оснащена новым меди- цинским оборудованием. Многие виды высокотехнологичного обследования стали для людей гораздо доступнее. По программе «Онкология» в поликлинику поступили маммограф и эндоскоп, четыре новых аппарата для физиотерапевтическо- го отделения. Двумя новыми машинами пополнился автопарк поликлиники. В ней есть практически все специалисты, что по- зволяет оказывать пациентамполноценную помощь. Улучшились условия работы и оплата труда врачей. Многое сделано и для повышения ка- чества обслуживания пациентов. Кроме внедрения компьютерной программы «Ре- гистратура» и системы записи поИнтернету и единому телефонному номеру, введена запись по талонам на сдачу анализа крови. —Люди стали приходить в назначенное время, что позволило практически ликви- дировать «живые» очереди и упорядочить работу биохимической лаборатории, —рас- сказывает Андрей Сагайдачный. — В ре- зультате значительно сократились жалобы пациентов на обслуживание. Золотая пора жизни СвоепятидесятилетиеАндрейАндреевич встречает полным сил и планов на будущее. Дети уже взрослые, и сейчас можно полно- стью посвятить себя профессиональной деятельности. А сделать предстоит много. В области на данный момент созданы самые благоприятные условия для повышения качества медицинской помощи людям, и сейчас настало время их реализации, счи- тает Андрей Сагайдачный. Какой главной заповедью руководствуется он в жизни, в профессии? — Всегда было важно мнение моих родных, близких и старших коллег. Рабо- тал так, чтобы оправдать их ожидания и доверие. А еще я стараюсь быть честным с самим собой, честным с людьми и честным в своей профессии. — Состоявшиеся моло- дые ученые порой уезжают в Москву.Но естьидругая, бо- лее выраженная тенденция, связанная с закреплением кадров. В университете мно- го научных семей, где муж и жена вместе занимаются преподавательской деятель- ностью, поддерживают друг друга в защите диссерта- ций, растят детей. Ректор Валерий Петрович Кузов- лев всячески помогает им, решает жилищные, иные проблемы, создает достой- ные условия для работы. И эти две тенденции уравно- вешивают друг друга. Если просмотреть возрастной срез по кафедрам, то окажется на каждой из них процент молодых ученых до 30 — 35 лет достаточно весом. — В чем, по-вашему, со- стоит миссия университета? — Ответить на постав- ленныйвопрос нельзя одним словом, поскольку миссия университета не сводится только к подготовке востре- бованных на рынке труда профессионалов для эконо- мической и социальной сфер региона, повышению квали- фикации и переподготовке специалистов разного про- филя. Она включает научное и методическое обеспечение инновационного развития вуза и региона. Ученые ЕГУ участвуют в разработке ве- домственных программ, вы- являют инвестиционные риски и предлагают пути их минимизации. Наши препо- даватели выступают в роли экспертов входе обсуждения проекта городскогобюджета. Тот же бизнес-инкубатор, созданный при универси- тете, оказывает немалую помощь предпринимате- лям. Особо выделю научно- методическое обеспечение и практическое участие в деятельности ОЭЗ федераль- ногоирегиональногоуровня. Миссия университета за- ключаетсяивформировании культурно-образовательной среды, трансляцииопытапо- колений, инаэтойоснове—в нравственном и патриотиче- ском воспитании молодежи. — Отдельная страница в масштабной деятельно- сти вуза — международное сотрудничество. Скажите, чем провинциальный вуз интересен загранице? — Сошлюсь на мнение зарубежных коллег. Они по- нимают, что в провинциаль- ном городе возможности для образования гораздо выше, чем в столице. Знаю, звучит парадоксально. Но жизнь в крупном мегаполисе только отвлекает от учебы. К тому жепребываниевстолицетре- бует от зарубежных студен- тов серьезных финансовых затрат. И еще один немало- важный фактор — безопас- ность. В Ельце иностранцы чувствуют себя комфортно, они полностью вживаются в наш быт. И у нас они все на виду, нам спокойно. С Елец- ким университетом сегодня сотрудничают Узбекистан и Беларусь, Молдова и Литва, БолгарияиКитай,Вьетнами Германия, РеспубликаИрак и другие страны. — Пять лет назад вы вошли в состав рабочей группы по разработке об- ластной программы разви- тия туризма на территории региона. ЕвгенияНиколаев- на, какимвамвиделись пер- спективы Ельца и в полной лимере сегоднявостребован потенциал древнего города? — В нашем вузе нарабо- тан огромный материал, ко- торый можно использовать для содержательной сторо- ны туристической деятель- ности. История, памятники, знаменитые земляки — все это исследовано, положе- но в основу туристических маршрутов. Ельчанам есть что рассказать и показать гостям, ведь в городе изу- чен каждый перекресток, каждый камень мостовой. А эти знания и есть основа духовной составляющей Ельца туристического. Мне быхотелось, чтобынаши на- работки как можно быстрее дали осязаемый результат. Но пока, на мой взгляд, наш потенциал в полной мере не используется. Мы еще только приучаем и са- мих ельчан, в том числе, к особенностям родного горо- да, еще только привлекаемк нему внимание через такие яркие мероприятия собы- тийного туризма, как «Ан- тоновские яблоки», «Рус- ская закваска». Они, без- условно, выполняют свою миссию на данном этапе, но все же мы не должны поте- рять главнуюидею, позабыв о духовных ценностях. Верю, что будущее Ельца связано с приходом особой категории туристов. Это бу- дут наши соотечественники — люди зрелые интеллекту- ально и духовно. Им не ин- тересны и скучны турецкие пляжи и ленивое лежание под солнцем. Онихотятпуте- шествоватьпороднойстране, хотят ее узнавать. Их волну- ет ееисторияидуша, познать которые они смогут именно здесь — в маленьком Ельце, в самом сердце России. Нет, конечно же, неосве- домленность их о подвиге молодогвардейцев оценки им не испортила. Все-таки не историю Отечества и не литературу сдавали. Вконце концов, они и без этих зна- ний могут стать хорошими экономистами, успешны- ми людьми и, безусловно, не будут пропагандировать нацистскую символику и разрушатьпамятникипогиб- шимнаВеликойОтечествен- ной. Не стоит, пожалуй, сомневаться и в том, что они готовыисправно платить на- логи, унихне возникнеткон- фликтов с законом. Вобщем, будут нормальными, добро- порядочными гражданами. Так, выходит, итревожиться не о чем?Иожидать, что ны- нешние семнадцатилетние обязательно должны знать и об Олеге Кошевом, и о Зое Космодемьянской, и оНико- лаеОстровском, иобАлексее Маресьеве, нелепо? Давайте грубо смодели- руем среднестатистическую цель, к которой сегодня стремятся молодые люди. Престижная работа — свой надежный бизнес или при- личная должность в банке, крупной корпорации, в го- сударственном учреждении. Высокий уровень благосо- стояния, позволяющий об- завестись всеми атрибутами успешного человека: «кру- той»иномаркой, загородным домом и т.д., возможность отдыхать на лучших курор- тахмира. Скажите, нуикуда тутвклинитьОлегаКошевого илиПавкуКорчагина?Читал ты «Как закалялась сталь», не читал — на твоих планах это никак не отразится. Правда, почему-то роман Островскогоперевелииизда- ливомногих странахмира, в томчисле и в тех, где отнюдь не разделяли идеи социали- стическойреволюции.После наших экранизаций кни- ги Островского уже в 1988 году появился югославский фильм, а в 1999—китайско- украинский сериал. Так чем же судьба Павла Корчагина так взволновала англичан, французов, японцев?Да тем, что это поразительный при- мер мужества, стойкости, преданности. Это свидетель- ство того, что дух человека сильнее плоти. И перед этим подвигом длиною в жизнь, пусть и короткую, невоз- можно не склонить голову. Во всем мире понимают, что человечество навсегда долж- но сохранить в своей памяти имена Николая Островского и Павла Корчагина. Но какое нам дело, что думаютвмире?Мысвойпуть сочиняем. Взаконопроекте о новых стандартах для стар- шей школы обязательными являются четыре предмета: физкультура, ОБЖ, загадоч- ный курс «Россия в мире» и еще более загадочный «про- ект индивидуального раз- вития». Все остальные пред- меты поделены на блоки. Из них ученикам предлагается выбрать то, чтоимтребуется. Скажем, вблоке«Обществен- ные науки» можно предпо- честь необременительное (по крайней мере, в школьном варианте) право, оставив за бортом историю. А из блока «Естественныенауки»взять, опятьже, что полегче—эко- логию, анефизику схимией. Хотя мне не очень понятно, как изучать экологию, не зная физику и химию. А теперь скажите: кому охота, помимо всем необхо- димого по причине ЕГЭ рус- ского языка, останавливать выбор в блоке «Филология» налитературе?Колипонейи ЕГЭнет, ина вступительных экзаменах она практически не требуется. Зачем время- то зря терять? Всю русскую литературу девятнадцатого века, что изучают в десятом классе, произведения совет- ских писателей, включая книгиореволюциииовойне, которые проходят в один- надцатом классе, — побоку. РазвеТолстойиДостоевский вместе с Шолоховым и Фа- деевым помогут двигаться к успеху? Не зря, не зря на- писал в Интернете один го- сподин: «Зачемдетямголову всякойдребеденьюзабивать? Явоттакинепрочитал«Вой- ну и мир», а успеха добился. Сейчас редактирую газету и преподаю в институте». Но даже те «непродви- нутые» единицы, которые, возможно, и выберут лите- ратуру, про Олега Кошевого все равно не узнают. Нет в школьной программе «Мо- лодой гвардии» Александра Фадеева.НетироманаНико- лая Островского «Как зака- лялась сталь». Составители посчитали эти произведения то ли бесполезными для мо- лодых умов, то ли вообще даже вредными. Мне, к сло- ву, показалась весьма сим- птоматичной подборка книг о Великой Отечественной войне, вошедших в програм- му одиннадцатого класса. Цитирую с комментариями автора программы: «В. П. Некрасов «В окопах Ста- линграда». Реализм изобра- жения военного быта. Идея ответственности офицера за отданный приказ. К. Воро- бьёв «Убиты под Москвой». Цена человеческой жизни и цена жизни солдата в тота- литарномобществе.В.Быков «Обелиск». Тема памяти о войне. Проблема истинного и ложного героизма. В. П. Астафьев «Пастух и пастуш- ка». Отсутствие героизации визображениивойны. Война как проблема сохранения человечности в этих усло- виях. Г. В. Владимов «Ге- нерал и его армия». Тема человеческих связей в тота- литарном государстве. Про- блема нравственного выбора и предательства. Вопросы ценывоеннойкарьеры. Тема прочтения войны XX века через призму идей Толстого. Новаторство в показе нрав- ственныхпроблемиидейных исканий при изображении людей, разделённых фрон- том.Проблема войныпротив русских, перешедших на сторону Гитлера». Вы чувствуете, как на- стойчиво звучит словосоче- тание «тоталитарное обще- ство»? Зато ни разу не встре- чается слово «патриотизм». Учителям подсказку дают: как и про что говорить. Я очень люблю «Пастуха и пастушку», но, если тракто- вать астафьевскую повесть так, как это предлагает ав- тор программы, то невольно вспомнишь Андрия из «Та- раса Бульбы». Какой же он предатель?Онвыбраллюбовь и имел на это право. А война —этоже«безликаяжестокая сила, не разбирающая ни добра, ни зла, ни своих, ни чужих». И нечего кого-то ге- роизировать. То есть получа- ется, что Тарас Бульба — из- верг, посягнувший на право личного счастья, апотомина жизнь собственного сына. И хватит тут про Отчизну, про долг, про честь и совесть. Последние двадцать лет в нашем сознании настойчиво пытаютсяподменитьидеалы даже не ценностями, а—по- требностями. Ценности, по крайнеймере нравственные, духовные, нужныобществу, чтобыономогло развиваться как единый организм, от- вергая все, что его способно погубить. Чтобы оно могло сплотитьсявчас предельных испытаний. А потребности — это, простите, удовлет- ворение собственного орга- низма. Идеалы и ценности объединяют, потребности разделяют. Какие ценно- сти унаследуют успешные люди нового поколения? Я не знаю. ǦȟȢȖȢ ȢȕȢțȤșȖȔȦșȟȲ Герои не нашего времени КОРОТКО Отметили юбилей картины Владимир Акимов Необычный день рождения отметили лебедянцы. Ровно 125 лет назад известный русский художник Петр Соколов создал картину «Конная ярмарка вЛебедяни». Это большое полотно, написанное гуашью, считается одним из лучших произведений мастера кисти. Первыйиз двух вариантов композиции экспонировался в 1889 годунаМеждународнойвыставке вПариже, где худож- ник был награжден золотой медалью и орденом Почетного легиона. Маэстро живописи, находившийся длительное время в провинции, внимательно изучал окружающую его жизнь и в своем творчестве правдиво отражал подмеченные явления действительности. Он делал много зарисовок быто- вых сцен, иллюстрировал тематические книги. Как известно, Петр Соколов стал первым оформителем натуралистических рассказов Ивана Тургенева «Записки охотника», которые тесно связаны с лебедянским краем. Елена Бредис Этот случай произошел буквально недели три назад. На одном из самых престижных факультетов Липецкого педуниверситета, куда поступают в основном медалисты и победители олимпиад, шел экзамен. И вдруг преподава- тель задал абитуриенту вопрос «не по предмету»: «Ска- жите, а кто такой Олег Кошевой?» Паренек бодро среаги- ровал: «Я так и знал, что вы меня об этом спросите! Олег Кошевой — это известный экономист». Несколько оторопев, экзаменатор поинтересовался уже у всей группы: «Но, может, кто-нибудь все-таки скажет, кто такие Олег Кошевой, Ульяна Громова, Любовь Шевцо- ва?» Будущие первокурсники пришибленно молчали… Софья Вобликова Когда Юра Кутищев пел в финале конкурса «Две звезды», то посторонний зритель вряд ли мог догадаться, что парень до этого соревнования ни разу не выступал на сцене. Да и знакомые ему люди при- знавались, что Юру — под- вижного подростка не без проблем в поведении — просто не узнать. Три- надцатилетнему воспитан- нику липецкого интерната № 2 «к лицу» оказались и капитанская фуражка, и корона маленького принца. И если где-то юный артист и недотягивал в плане вокала, то артистизм исполнителя покрывал все недочеты. — Это я ему помогла! Мы с ним как брат с сестрой стали! — радостно говорила уже после конкурса напар- ницаЮрыпо конкурсуНадя Шебарова. Надешестнадцать,живет она в Добринке, учится в местном лицее, занимается и в музыкальной школе, не раз участвовала в различ- ных областных творческих состязаниях — «Утренней звезде», «Хрустальной нот- ке». Но проведенный между двумядетскимизагородными лагерями — «Орленком» и «Елочкой» — конкурс «Две звезды», гдедуэтНадииЮры оказался в числе победите- лей, запомнитсяейособенно. Ведь это так здорово — стать однимиз первых, потому что помог другому достичь этой, общей для них, высоты. Совместный проект — конкурс «Две звезды» — осуществлен «Орленком» и «Елочкой» впервые. В пер- вом лагере отдыхают дети из семей разных районов области. Во втором — вос- питанники детских домов, школ-интернатов. — В конкурсе, который шел с начала июля, участво- вали пары детей: один — из нашего лагеря, другой — из «Елочки», один — поющий, другой — нет, — рассказы- вает директор «Орленка» Любовь Соломыкина. — С детьмизанималисьпедагоги, помогалиимвыбрать песню, поставить номер. Все были очень увлечены этим кон- курсом, ребята проявляли себя с неожиданных, самых лучших сторон. — Замечательное сорев- нование. Дети очень под- ружились. И самое важное, было понятно, что большой разницы между «домашни- ми» ребятами и воспитан- никами детдомов нет: все по-своему интересны, та- лантливы,—делитсявпечат- лениямидиректор«Елочки» Ольга Захарова. Финал проекта, главны- ми героями которого были четыре лучшие пары, собрал зрителейиз двухлагерей.Во- кругплощадкитеснилисьмо- ряки, красавицы в пышных платьях, живые «цветы» — одним словом, все участники концертныхномеров.Отдель- ную группу представляли воспитанники кадетских классов липецкой школы- интерната № 2, одетые, как и положено, в форму. Один из них — пятнадцатилетний Иван Лунев — также стал финалистом в паре с Машей Гришиной из Грязей. Маша давно посещает ансамбль «Улыбка» при грязинском ДК «Чайка». Иван же, как и Юра, никогдане пел, но опыт выступления на сцене имеет. А еще занимается борьбой, стрельбой—настоящиймуж- чина. Из всех исполненных в ходе соревнования песен ему и Маше больше всего понра- виласьфинальная—пронзи- тельный «Белый вальс», где невеста кружит одна в танце, так и не дождавшись своего «русского афганца». Каждое выступление со- провождал взрыв аплодис- ментов, которые станови- лись все громче и громче. Праздничную атмосферу дополняли десятки синих и белых воздушных шариков — сюрприз от Липецкого филиалаОАО«Ростелеком». Еще один сюрприз—наборы подарков с фирменной сим- воликой—ждал участников конкурса после окончания представления. Когда площадка, где про- ходил конкурс, уже опу- стела, Любовь Соломыкина устроила корреспонденту «ЛГ» небольшуюэкскурсию полагерю.Вследующемгоду он отметит свой 45-й день рождения, апокаактивнооб- новляется: на выделенныеиз городскогобюджета средства передначаломлетнегосезона была полностью обновлена столовая, отремонтированы склады, душевые. — Осенью планируем полностью сменить систему водоснабжения, сделатькор- пуса отапливаемыми, чтобы лагерь мог работать кругло- годично, —поделилась пла- нами директор «Орленка». Наднамицелеустремлен- но гляделсо своегопостамен- та в подсвеченнуюфонарями глубину аллей постоянный обитатель лагеря — юный буденновец со знаменем в руках. Через дорожку про- летел Юра Кутищев — при- шел вернуть сценический костюм. За плечами маль- чика уже синел рюкзак — подарок от «Ростелекома». Вторая смена в лагере «Орленок», собравшаянаего территории воспитанников воскресных школ и право- славных гимназий области, называлась «Дорогами до- бра». И конкурс «Две звез- ды» с такой хорошей идеей — с помощью творчества объединить ребят — пре- красно вписался в концеп- цию смены. Как впрочем, и неожиданные подарки от «Ростелекома». Ведь детям так важно быть уверенными — в этом большом мире, где не все складывается счаст- ливо и гладко, обязательно найдутся те, кто постарается сделать жизнь вокруг хоть немного лучше и радостнее. Милада Федюкина Классический госуниверситет имени И. А. Бунина состо- ялся задолго до того, как в октябре 2000 года ему при- своили этот высокий статус. Фундамент для мощного развития вуза закладывали ученые и преподаватели на протяжении многих десятилетий. «Человеческий капи- тал был и остается для нас первостепенным. Это основа основ», — утверждает собеседник «Липецкой газеты» доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе ЕГУ имени И. А. Бунина Евгения Герасимова. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz