Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)
Оперативно и с идеями Одной из первыхФедерация профсоюзов Липецкой области вступила в Общероссийский народный фронт. Такое решение было принято на исполкоме ФПЛО. Надо сказать, что все областные комитеты отраслевых профсоюзов, входящих в Федерацию профсоюзов, это решение поддержали. Председатель ФНПР Михаил Шмаков, будучи на днях в Липецке, высоко оценил такую оперативность Липецкого регионального профсоюзного объединения. Это поможет профактиву своевременно подать свои предложения в формирующуюся программу народного фронта. Председатель ФПЛО Анатолий Жидких вошел в координационный совет нового общественного движения. В о о бще - т о Ми х а и л Шмаков прибыл в Липецк с определенной целью — уча- ствовать в работе отчетно- выборной областной межсо- юзной конференции проф- союзов. Но конференция должна была состояться на следующий день, поэтому у профлидера была возмож- ность накануне познако- миться с работой и работни- ками знаменитого предпри- ятияЛипецкой области. Как позже сказал в интервью нашему корреспонденту сам Михаил Шмаков, «я использую любую возмож- ность, чтобыпознакомиться с новым для меня городом нашей необъятной страны». …Журналисты нырнули внутрь домны вслед за проф- лидером. Шмаков же сразу подошел к встречающим его работникам, и первым вопросом, который задал профлидер, был вопрос о заработной плате. Обычно на такие вопросы работники отвечают неохотно, но здесь перед ними был профсоюз- ный лидер России, поэтому сказали они все как на духу. Оказалось, что горновые разной степени квалифика- ции получают свыше 30-40 тысяч рублей. Как потом объяснил депутат Госдумы, председатель ГМПРМихаил Тарасенко, «по российским масштабам такие зарплаты могут считаться хорошими, средняя на комбинате до- стигает 27 тысяч рублей, что выше, чем на других предприятиях. Конечно, это несопоставимо с оплатой по- добного труда металлургов в развитых странах, но если вспомнить о заработныхпла- тах бюджетников…» Далее Михаил Шмаков сталрасспрашиватьработни- ково техпроблемах, которые стоят во главе угла трудового коллектива. Никто не жа- ловался. Да, говорили, есть различные шероховатости в процессе создания условий, охранытруда, ноэтовопросы ежедневного, оперативного реагирования, которые со- вместно с профорганизацией НЛМК ставятся на повестку дня и… решаются. Забегая вперед, скажу, чтонаследующийдень,давая эксклюзивноеинтервьюавто- ру этих строк, МихаилШма- ков обратил особое внимание на работу профорганизации комбината в целом: «Это — одна из самых мощных первичек, беседы с рабочими подтвердили, что профор- ганизация комбината рабо- тает активно. Конечно, есть жизнь, каждый день ставя- щая определенные вопросы, которые надо решать в нор- мальном рабочем режиме. В профорганизацииНЛМК это происходит, и такой поста- новки дела надо добиваться в каждой первичке». …Несколько покраснев от нахождения рядом с рас- каленным металлом, Шма- ков вышел из домны № 6 и снова запрыгнул в автобус. Предстоял путь на строя- щуюся доменную печь № 7, В рамках рабочей поездки 5 Наши консультации Главный правовой инспектор ФПЛО Тамара Леонова Правила внутреннего распорядка как способ устранения правовых проблем В соответствии со статьями 189, 190 Трудового кодекса РФ Правила внутреннего трудового распорядка должна иметь каждая организация, иначе онаможетбыть привлечена к административной ответственности. Но прежде всего сам работодатель должен быть заинтересован в том, чтобы такой локаль- ный нормативный акт имелся в организации. Именно этотдокументпоможетподдержать и укрепить трудовую дисциплину внутри кол- лектива, а также разрешать трудовые споры. В соответствии со ст. 68 ТК РФ ознакомить нового сотрудника с действующими в организации Правилами работодатель обязан при приеме на работу до подписания с ним трудового договора. Следует отметить, что копию этого акта выдавать работнику на руки работодатель не обязан, ознакомить можно, поместив документ на «доске объявлений» или в другом общедоступном месте, чтобы каждый работник имел возможность его прочитать. Закон не устанавливает каких-либо специальных требований к содержанию Правил, в каждом случае оно определяется по усмотрению самой организации. Правила должны содержать в себе информацию как общеознакомительную (полное наименование работодателя, перечень вопросов, которые регулируют этот акт, цели и задачи его исполнения и прочее), так и исключительно процессуальную. Например, раздел о порядке приема и увольнения работников, который, безусловно, ни в коем случае не должен противоречить действующему законодательству. Правила включают в себя следующие разделы: z порядок приема и увольнения работников; z место работы; z основные права и обязанности работников и работодателя; z рабочее время и время отдыха, порядок его использования; z порядок оплаты труда; z техника безопасности и производственная санитария; z гарантии при временной нетрудоспособности; z дисциплинарная ответственность работников за нарушение трудовой дисциплины; z материальная ответственность работников; z ответственность работодателя за нарушение прав работников; z пропускной режим в организации. Особое внимание следует уделить положениям о режиме рабочего времени и периодам отдыха. В Правилах следует четко прописать время начала и окончания рабочего дня, периоды отдыха и питания. В том числе по инициативе работодателя может быть дано время на дополнительные кратковременные перерывы, должны быть указаны обязательные перерывы в работе, общий график смен. Проверки организаций по соблюдению трудового законодательства свидетельствуют о том, что часто возникают споры между сторонами трудового договора об обоснованности применения дисциплинарных взысканий. В связи с этим в Правилах целесообразно привести перечень характерных для данной организации дисциплинарных проступков, за которые наступает дисциплинарная ответственность. В Правилах следует отдельным списком зафиксировать категории работников, которым устанавливается ненормированный рабочий день. Исходя из производственных задач и функциональных обязанностей, довольно часто в него включают: руководящий состав организации и административный состав, сотрудников юридической службы, бухгалтерии, руководителей структурных подразделений и так далее. Не всегда в Правилах прописывается порядок субординации. Так, рекомендуется закрепить механизм внутренних извещений, уведомлений, подачи служебных, докладных и объяснительных записок. Усложнять этот порядок не следует. Вполне достаточно записать правила, выработанные практикой. Например, докладную записку следует подавать через секретаря руководителя с обязательным занесением в журнал регистрации служебных документов следующей информации: регистрационный номер, дата внесения ее на рассмотрение, Ф.И.О. автора, краткое содержание записки. В случае спора это упрощает процесс доказывания в суде. Не менее важным являются положения о заработной плате, которые должны содержать информацию о датах выплаты заработной платы, о способе и месте ее получения. В последнее время широкое распространение получила следующая формулировка: заработная плата выплачивается работнику путем перечисления причитающихся ему денежных средств на его расчетный счет в банке, открытый работодателем на каждого работника, или непосредственно работнику в кассе организации. При этом рекомендуется дополнительно указать, что последнее возможно с письменного заявления работника. Поскольку в силу ст. 136 ТК РФ работодатель обязан выдавать расчетный листок, в котором он извещает работника о составных частях заработной платы, размерах и основаниях удержаний, общей сумме, подлежащей выплате, целесообразно приложением к Правилам утвердить форму этого документа. Отдельно следует прописать правила осуществления расчетов для специфических случаев: ухода в отпуск, увольнения, направления в командировку. Правила являются наилучшим способом устранения правовых проблем отдельных положений трудового законодательства. В этой связи наиболее полезным является регламентация материальной ответственности работника и организации пропускного режима. В самостоятельном разделе Правил следует указать, за что и в каком размере работник несет ответственность перед работодателем, способы и срок возмещения ущерба, а также установить список должностей работников, с которыми может заключаться договор о полной материальной ответственности. Неоднократными проверками и в суде были апробированы следующие обязанности работника, закрепленные в Правилах: нераспространение порочащей, ложной, недостоверной информации о работодателе, которая может причинить вред деловой репутации как работодателя, так и отдельных ее работников, соблюдение правил профессиональной этики, уважительное отношение к клиентам, партнерам, своим сослуживцам, проявление сдержанности в общении с ними. Последняя обязанность работника, которая все чаще устанавливается во многих организациях, не всегда квалифицируется в качестве трудовой, за нарушение которой наступает ответственность в силу ст. 192 ТК РФ. Однако суды все чаще признают ее неисполнение основанием для дисциплинарного взыскания. В качестве отдельного раздела можно включить в Правила сведения о пропускном режиме: в какое время работник допускается в помещение организации, способы получения доступа в помещение, правила получения и восстановления пропуска. Таким образом, детальная проработка Правил организации позволяет работодателю с выгодой для себя, но в рамках закона регламентировать вопросы, по тем или иным причинам не решенные законодателем. ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 132/24010/ 9 ИЮЛЯ 2011 Там даже птицам комфортно Алексей Колбаско вместе с профлидером России посетил Новолипецкий металлургический комбинат ФОТО АЛЕКСЕЯ КОЛБАСКО Михаил Шмаков: прежде чем соста- вить собственное мнение об условиях труда, о материальном обеспечении работников, надо все увидеть своими глазами и пообщаться прямо на рабочих местах с тружениками. …Журналисты томились у входа в шестую до- менную печь НЛМК уже больше часа — ждали приезда на комбинат профсоюзного лидера стра- ны, который несколько выбивался из графика. И вот в начале девятого часа вечера к домне подка- тил микроавтобус, из которого первым энергично выпрыгнулпредседательФНПРМихаилШмаков, тут же на ходу облачился в каску и спецовку и сразу же нырнул внутрь. Надо отдать должное энергии и выдержке Михаила Викторовича, ко- торый, несмотря на задержку в пути (а прибыл он в Липецк на служебном автомобиле), прямым ходом с трассы у проходной НЛМК пересел в ав- тобус и сразу же поехал на комбинат, не тратя ни минуты хотя бы даже на самый короткий отдых. Снимая излишние бюрократические барьеры 1 июля вступил в силу закон «Об организации предо- ставления государственных и муниципальных услуг», по которому органы, предостав- ляющие госуслуги, не должны требоватьдокументыот заявителя. Если, конечно, такие документы находятся в распоряжении этих органов. Президент РФ подписал другой закон — огромный пакет поправок в законодательство «по обеспечению межведомственного обмена информацией». Введение в действие ряда норм «базового» закона перенесено с 1 июля на 1 августа. Темне менее, «сопроводи- тельный» законвомногомоблегча- ет реализацию «базового» закона. Устраняются препятствия для межведомственного взаимодей- ствия по запросу гражданами необходимых документов при на- значении госпособий и оказании социальной помощи; проведении землеустройства; кадастровомуче- те и регистрации прав на объекты недвижимости; приватизации го- сударственного имуниципального имущества; госрегистрации актов гражданского состояния, юриди- ческих лиц, предпринимателей без образования юридического лица; лицензировании отдельных видов деятельности. Также устра- няются препятствия для межве- домственного взаимодействия по запросу гражданаминеобходимых документов в сферах жилищных отношений, природопользования, градостроительной, торговой, туристической деятельности, занятости населения, экологиче- ской экспертизы, промышленной безопасности, налогового учета и контроля, реализации пенсион- ных прав, регистрационного учета граждан РФимиграционного уче- та иностранцев. Определяетсякруг документов, которые органы, предоставляющие такиеуслуги,должнызапрашивать самостоятельно.Запрещаетсяотказ в предоставленииуслугипо причи- ненеполучения (илинесвоевремен- ного получения) документов и ин- формации с использованием меж- ведомственного взаимодействия. Заявитель, по своему усмотрению, может лично представить такие документы, их обязаны принять и вынести на их основе решение. Вот как прокомментировал нововведение Олег Морозов, пер- вый заместитель председателя Госдумы: — Чтобы нормы «базового» закона заработали, необходимо внести изменения в целый ряд законов, положения которых пре- пятствуют ее реализации. Так, сейчас заявитель должен сам по каждому вопросу собирать и за- прашивать документы, которые уже имеются в госорганах, — и если каких-то из этих докумен- тов не окажется в прилагаемом заявителем комплекте, то ему могут отказать. Новый закон снимает подобные противоречия в отношении более двухсот госу- дарственных услуг. В целом закон наводит порядок в этой сфере за- конодательства и, снимая излиш- ние бюрократические барьеры, позволяет облегчить получение гражданами госуслуг на основе принципа «одного окна». ХОРОШЕЕ ДЕЛО Вадим Барабанов которая вот-вот будет запу- щена в эксплуатацию. Опять забегая вперед, могу ска- зать, что председатель Фе- дерациипрофсоюзовобласти Анатолий Жидких вместе со Шмаковым посещающий объекты НЛМК, рассказал уже несколько дней спу- стя после конференции, что, заканчивая посещения стройплощадки, профли- дер страны был буквально поражен масштабом возво- димых мощностей, тем, что происходит не просто рекон- струкция, а строительство новейшей, современнейшей печи. Это, по словамМихаи- ла Викторовича, является «значимым событием не только для области, но и для страны в целом». Однако мы отвлеклись от цели приезда профлидера страны. Главная, конеч- но же, участие в отчетно- выборной конференции, где рассматриваются итоги работы за пять прошедших лет. О том, что было на этом форуме, читатели могли прочитать на предыдущих двух страницах. Мыже про- должим рассказ о тех под- робностях, что остались за рамками участия Михаила Шмакова в форуме. …Приехав на строитель- ство седьмой доменной печи, Михаил Викторович дол- го общался с работниками — ветеранами НЛМК, рас- спрашивая их не только об условиях труда и зарплате, а и о том, что их волнует, так сказать, в обыденнойжизни. Выслушивал замечания, предложения, а после этого нашел в себе силы посетить еще и сталепрокатный цех. Осмотрев и подробно озна- комившись с производством (чего стоит хотя бы реши- мость подняться на высоту строящейся доменной печи, гдевдвасчетаможнобылоза- путатьсявмоткахпроволоки илизапнутьсязакакую-либо железку), Михаил Шмаков поприглашениюруководства комбинатаотправилсянаэкс- курсию на озеро, которое на- ходится внутри НЛМК. Вот здесь, наверное, наконец-то профлидер несколько отдо- хнул и от дороги, и от напря- женногоритма своейрабочей поездки. Еще бы— в водной глади (а вода, по заявлениям комбинатовцев, не родни- ковая, а прошла ступени очистных сооружений) рез- вились разного вида птицы, Михаил Шмаков даже смог покормить уток, доверчиво подплывших к нему. С удив- лением узнал московский гость, что птицы не только вольготно там живут, а и размножаются, с восторгом взирал на страусов, держал в рукахих«маленькие»яйца… В эксклюзивном интервью профлидер рассказал, что на НЛМК в обязательном порядкенадоустраивать экс- курсии, чтобыэкологимогли воочию убедиться, что вы- бросыизкомбинатапроходят серьезную очистку, и даже птицы, обитающие внутри комбинатовскойтерритории, не только не подвержены бо- лезням,аимеютвозможность размножаться, что также говорит о чистоте экологии. …Возвращаясь к посе- щению НЛМК, отмечу, что Михаил Викторович, ком- ментируявприватнойбеседе свои впечатления и отвечая на вопрос о подробном «вы- пытывании» от металлургов их мнения об организации производства, сказал, что прежде чем составить свое мнение об условиях труда, о материальном обеспечении работников, надо было все увидеть своими глазами и пообщаться прямо на рабо- чих местах с тружениками. Чтож,МихаилШмаков свое мнение составил, сказав, что «экология на комбинате заслуживает самой высокой оценки» и это лучшее из того, что довелось видеть на металлургических произ- водствах профлидеру. Конечно же, в разговоре с работниками не обошлось без обсуждения программы Общероссийского народ- ного фронта. Впрочем, об этом, как бы подытоживая все свои впечатления, гла- ва российских профсоюзов сказал на отчетно-выборной конференции (см. стр. 4) . Я же добавлю еще несколь- ко слов. График рабочей поездки главы профсоюзов был настолько спрессован, что Михаил Шмаков успел побывать на встрече с гла- вой администрации области Олегом Королевым и по- сетить региональную обще- ственную приемную Пред- седателя Правительства РФ Владимира Путина. После встречи с губернатором Ми- хаил Викторович сказал автору этих строк, что лично убедился в том, что у липец- ких профсоюзов налажен контакт с областной адми- нистрацией, который идет на благо дела, а не просто существует для галочки. А это, как подчеркнул проф- лидер, важно вдвойне — и то, что такая связь есть, и то, что она действенна.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz