Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)
П¢ТИА , 8 И¡ЛЯ 2011 № 131 (24009) 6 ЛИПЕЦКАЯ газета Д орога к Храму Страница выØодит по благословению арØиепископа Липецкого и Елецкого Никона ВедÖщий рÖбрики Александр Косякин Пишите : 398055, г . Липецк , ул . Московская , 83, « Липецкая газета ». @ Электронный адрес : lg@pressa.lipetsk.ru с пометкой « Дорога к ɏраму » Олег Куприенко, Александр Александров «Благословляется и освящается кампан сей окроплением воды сея освященныя, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь»... После этих заключительных слов молебна в толпе послышался шепот: «Кампан? Почему кампан?». В церковной жизни все предусмотрено до мелочей, потому что века православия в России отточили церковную лексику и со- бытийные понятия. А колокол на Руси из- древле называли кампаном. …Прежде чем поднять на звонницу, его благословляют на земле. Точнее, над землей. Благовестник вешают на небольшой высоте так, чтобы можно было окропить святой водой. Так оно и было в этот день в Липовке под Задонском, где правящий архиерей ар- хиепископНикон освящал подбор из восьми колоколов, отлитых на воронежском заводе «Вера». На «юбке» одного из них можно было прочитать имена Бехтеевых, знамени- того рода, жившего здесь, возле церкви СОБЫТИЕ | Архиепископ Никон освятил восемь колоколов У Липовки появился свой голос В праздничном богослуже- нии по случаю освящения колоколов в Липовке принял участие известный в православном мире проповедник, педагог протоиерей Артемий (Владимиров). После службы батюшка ответил на вопросы нашего корре- спондента. —Гостям из столиц про- винциалы часто задают (очевидно, жалеючи) во- прос: чем их впечатлила и порадовал глубинка? В са- мом деле, где Москва и где Липовка? —Пожалетьнас действи- тельно надо…Но я стараюсь сочетать практику священ- ства с педагогической рабо- той и раз в месяц по запро- сам собратьев-учителей или приходских батюшек куда- нибудь выезжаю. Чаще все- го — в провинцию. А губер- ний в России немало. Но только теперь случилась эта долгожданная поездка в За- донск, вЛиповку, на родину поэта Бехтеева, еще недо- статочно оцененного потом- ками. Мне об этом давно мечталось. Столичные жители, вы правы, несчастны из-за их отдаленности от живой при- роды. Вне зависимости от того, чувствуют, понимают они это или нет. Человек всеми фибрами души и кле- точками своего организма связан с родной землей. И, знаете, здесь, на этих про- сторах, в очередной раз я убедился в том, что по- настоящему понять церков- ное богослужение можно только на лоне природы. Вот мы молимся в ектении о «благорастворении возду- хов», но вМоскве совершен- но непонятно, что это такое. А вот здесь, на берегу Дона, вдыхая запахи полевых цве- тов, все ощущаешь по- новому. Разве можно в сто- лице почувствовать запах цветущей липы, ароматы лугов? А вы, счастливые люди, этим воздухом на- слаждаетесь, дышите, им живете. Этот воздух сам со- бой проповедует о благости небесного Отца. Прибавьте к этому заме- чательное событие, участни- комкоторогомне посчастли- вилось быть, — освящение колоколов, приезд сюда все- ми любимого владыки Ни- кона, его назидательную, актуальную поучительную проповедь — и вы поймете, что день, проведенный на Задонщине, станет дляменя незабываемым. — Вы, конечно, знаете о готовящемся перезахороне- нии останковСергеяБехтее- ва из Франции на Родину. Что будет означать для вся- кого русского, для России вообще это событие? Есть ли на то благословение патри- арха Московского и всея Руси? Как с церковной точ- ки зрения можно расценить саму эксгумацию? — Благословение Свя- тейшего имеется. Но есть и сложности. Три недели на- зад я совершал панихиду на гробнице поэта на русском кладбище в Ницце, и в мое сердце проникла та любовь, которую всю жизнь Сергей Бехтеев взращивал в себе. В самом акте перезахоро- нениянет ничегонеправиль- ного или неканонического. В святой Библии мы нахо- дим пример того, как пре- старелыйИаков, спасаясь от голода, поехал к своему сыну Иосифу в Египет. Там он скоро скончался, завещав перенести его кости на роди- ну вПалестину. Позже скон- чался и Иосиф, оставив по- сле себя подобное завеща- ние. И только Моисею было суждено вынести эти святы- Сергия Радонежского, которую восстанав- ливают теперь всем миром. Мы не раз писали об этом удивительном явлении: средижертвователей—столичная интеллигенция. Первой взялась за дело со- зидания храмамосквичка, известный автор- исполнитель песен-притч СветланаКопыло- ва, потомвЛиповку приехала певицаВален- тина Толкунова (недавно ушедшая от нас, царствие ей небесное!). Многое делает по воссозданию усадьбы Бехтеевых известный православный писатель, председатель Бех- теевскогофонда любителейрусской старины Владимир Невярович. …До начала архиерейской службы оста- валось немного времени, и Светлана Копы- лова устроила небольшой импровизирован- ный концерт прямо возле подвешенных над землей колоколов. Чуть позже, отложив в сторону гитару, она помогала владыке в со- служении, читая сугубые молитвы. Самыйторжественныймомент—окропле- ниеколоколов—всегдавызывает счастливые улыбки и искреннюю радость прихожан. И святая вода с кропила достается каждому. После службывсе восемьколоколов были подняты на звонницу. И у Липовки снова появился собственный голос. В ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ | Ǥротоиерей Артемий ( Владимиров ): «У вас есть то, чего нет у столиц, — волшебный воздух…» ни, и народ израильский до сих пор чтит святые гробни- цы праотцов. В отечественной истории мы находим подобные при- меры. Недавно были пере- несены с чужбины останки полководцев и русских поэ- тов. Прах вдовствующей императрицы Марии Федо- ровны, матери последнего русского царя, также был перенесен в Петропавлов- ский собор.Иэтоправильно. И воля прекрасного русско- го поэта должна быть испол- нена. Вот его просьба к нам, потомкам: Когда ж пройдет порыв народной злости И кончит пир прожорливая тля, Прими тогда мои немые кости Под свой покров, родимая земля. Пусть надо мной могучей, юной силой Забьется жизнь и ярче, и полней, И будет петь весною над могилой Родную песнь родимый соловей! Беседу записал А. Александров. НАША СПРАВКА Протоиерей Артемий служит в Москве в храме Всех Святых с момента его открытия (30 марта 1991 года ) и является его настоятелем . Преподает в Свято - Тихоновском богословском университете . Имеет церковные награды . По сообщенияминформ- агентств, в Феодосии 2 июля произошла массовая драка активистов русских казачьих сообществ и мест- ной милиции. Казаки по- пытались восстановить снесенный 1 июля поклон- ный крест, находившийся на въезде в город. По сло- вам атамана СергеяЮрчен- ко, водрузить крест собра- лось около 300 человек. Но казакам путь преградила местная милиция. В ходе столкновения были серьез- но ранены около 15 каза- ков, задержаны 10 активи- стов. Атаман заявил, что каза- кам все же удалось устано- вить крест в 10 метрах от ме- ста, где он находился до де- монтажа. Поклонный крест был впервые установлен русски- ми казаками в Феодосии 4 мая. Сооружение вызвало недовольство крымско- татарского меджлиса. По распоряжению городских властей 1 июля крест был демонтирован. Ранее между русскими казачьими общинами и объ- единениями крымских та- тар уже возникали кон- фликты из-за установки монументов. В 2008 году в Севастополе по инициативе депутатов городского Совета был открыт памятник Ека- терине II, которую считают основательницей города. ТРЕВОЖНЫЙ СИГНАЛ Крест на дороге По сообщениям информагентств, в Крыму произошел конфликт между православными и мусульманами. Там казаки установили поклонный крест, ататары его свали- ли. Объясните, что означает этот поклонный крест и насколько он важен для христиан. Ведь и у нас в области эти кресты стоят вдоль дорог. Семен Петрович Греков, г. Липецк. Глава крымско-татарского меджлиса Мустафа Джеми- лев заявлял, что памятник «сам бог велел снести». Представителями пророс- сийских организаций было организовано дежурство у монумента, чтобыпомешать его возможному сносу. Обычай устанавливать поклонные кресты берет на- чало в глубокой древности. На Руси их ставили на осо- бых памятных местах, на перекрестках дорог, непо- далеку от сел и деревень, чтобы, отправляясь в путь или входя в село, человек вознес благодарственную молитвуГосподуинебесным заступникам. Внашей области поклон- ные крестыпоявились сразу после образования Липец- кой и Елецкой епархии. Причем каждый устанавли- вали после многолюдного крестного хода. И сегодня крест на дороге символизи- рует благодать и любовь Го- сподню, защищая от бед- ствий, искушений и врагов. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ФОТО ОЛЕГА КУПРИЕНКО Как мы уже сообщали, в Задонске создается регио- нальный музей печати. Несколько разделов в нем посвящены святоотеческой тематике, а одна из экспо- зиций — «Тюнинскому погрому» — уничтожению Богородице-Тихоновского женского монастыря в 1930 году. Тему предваряет страш- ная статистика: к началу ВеликойОтечественной вой- ныв России вживых остава- лись всего четыре епископа. Именно через архиереев идет рукоположение свя- щеннослужителей: если бы былиуничтоженыэтичетве- ро, Церковь просто переста- ла бысуществовать. Господь не допустил... Посетителямузеяувидят не только фотографии рас- стрелянных матушек, про- токолы допросов, но и… че- киста, который«шьет дело», сидя за столом. Здесь же — настоящая тюремная дверь с запорами, глазком, «кор- мушкой» (так называли окошко, через которое пода- валась заключенным пища) и колючая проволока. …10 февраля 1930 года оперуполномоченный Елец- кого Окротдела Донцов по- становил принять к произ- водству дело по обвинению бывших монашек и священ- ника монастыря Гордея Ар- гунова в деяниях, подпадаю- ИСТОРИЯ | Трагедия женской обители Христовы невесты Матушки перед арестом. ФОТО ОЛЕГА КУПРИЕНКО щих под статью 58-10, часть вторую Уголовного кодекса (в Государственном архиве Липецкой области хранится папка под номером 453). В одномне ошибся следо- ватель Донцов — в том, что обвиняемые представляли собой хорошо организован- ную группу. Да, они были хорошо организованы, эти матушки. И когда пришла беда, встретили ее достойно. Чекисты явились ночью —опасались недовольства и даже сопротивления мест- ных крестьян. Очередного погрома здесь ждали. Жда- ли каждую ночь и всякую минуту. Призвав сестер к твердости, игуменья велела забаррикадировать окна и двери. Осада была недолгой — что могли хрупкие жен- щины против дюжины здо- ровенных мужиков с вин- товками? Их не остановили ни мольбы, ни молитва. Подогнали несколько саней— сестер вместе с игу- меньей побросали в них, не позволив даже одеться по- зимнему. Чекисты спешили — темное дело нужно было закончить до рассвета. В монастыре оставили писаря для описи изъятого и охра- ну. К утру с подсчетом упра- вились. Реестр конфискованного ОГПУ состоит из 612 пун- ктов. В нем не оказалось ни злата, нисеребра, нибогатых ризниц, ни дорогих окладов — некогда богатый мона- стырь давно жил в нищете. «Ветхое одеяло — одно. Пшено в ведре—одно.Паль- то ситцевые ветхие — две штуки, дерюги хлопковые — две, примус — один, ва- ленки подшитые — пара, старых юбок — шесть. Ящик, а в нем сумочки с мукой—один». Итак далее. Нашли и деньги, но со- вершенно жалкую сумму: 235 рублей 83 копейки и об- лигаций на 395 рублей. В ту же ночь в елецкой тюрьме начались допросы. Наутро сюда привезли арестованного в Задонске священника отца Гордея — Гордея Ивановича Аргуно- ва, духовника обители. В материалах дела есть запись последних слов священника Аргунова, следователь за- писал их дотошно: «Я верую в учение Господа Иисуса Христа и останусь верным исполнителем Его воли». Судьба арестованных была решена во внесудебном заседании — пресловутой «тройкой».ИгуменьюМели- тину и отца Гордея пригово- рили к высшей мере наказа- ния. Остальнымдали от трех до десяти лет лагерей. КСТАТИ Студией«Задонскаязвон- ница» снят документальный фильм о трагедии женской обители«Христовыневесты», которыйможноприобрестив Богородице-Тихоновском женском монастыре. Некий мудрец века сего пришел к старцу. Увидев, что у того нет ничего, кроме Библии, онподарил ему свой собственный библейский комментарий. Через год он снова пришел к старцу и спросил: — Отче, помогла ли тебе моя книга лучше понимать Библию? — Напротив, — отвечал старец, —мне пришлось об- ращаться к Библии, чтобы понимать твою книгу. * * * Один молодой монах спросил у старца: — Отче, должен ли я те- перь полностью отречься от мира? — Не беспокойся, — от- вечал старец, — если твоя жизнь действительно будет христианской, мир немед- ленно сам от тебя отречется. * * * Одинмолодоймонахмыл листья салата. К нему подо- шел другой монах и, желая испытать его, спросил: — Можешь ли ты повто- рить, что говорил старец в проповеди сегодня утром? — Я не помню, — при- знался молодой монах. — Для чего же ты слу- шал проповедь, если ты уже ее не помнишь? — Погляди, брат: вода моет салат, но не остается на его листьях. Салат, тем не менее, становится совершен- но чистым. * * * Молодой монах прервал старца, читавшего своюпро- поведь с папирусного свит- ка: — Отче, как ты хочешь, чтобы мы запомнили то, о чем ты проповедуешь? Ведь ты сам это читаешь, чтобы вспомнить. * * * Был в Александрии один епископ, который предпо- читал учебу своему пастыр- скому служению. К нему пришел однажды некий старец за советом, но секре- тарь епископа ему сказал: —Отче, прости, епископ не может тебя принять, он учится. — Не очень-то приятно иметь епископа, не закон- чившего обучения, — отве- чал старец. * * * К старцу пришли не- сколько отцов-пустынников и рассказали, что один из собратьев слишком удалил- ся на юг Скитской пустыни и был там съеденканнибала- ми. Старец, чтобы утешить их в скорби, заключил: — По крайней мере, та- ким образом эти несчастные дикари впервые вкусили не- что от нашей святой рели- гии. * * * Один брат, оставивший мир, чтобы укрыться в пу- стыне, получил от своей се- мьи следующее послание: «Не гоняйся за невозмож- ным, возвращайся домой. Единственное подлинное благо — это семья». На обратной стороне по- слания была, однако, при- писка: «Когда решишь возвра- щаться, предупреди нас за- ранее, потому что мы сдали твою комнату». * * * Некий мудрец века сего посетил однажды авву Зено- на. — Отче, — спросил он, — можешь ли ты сказать мне, что такое философ? —Философ—это слепец, который ищет в темной ком- нате чернуюкошку, когда ее там нет, — отвечал старец. — А кто же тогда богос- лов? — Богослов — это то же самое, но иногда он находит кошку... * * * До того, как стать мона- хом, авва Лонгин работал в мастерской корзинщика. Каждый день он должен был сплетать по пятнадцать кор- зин. Однажды, работая весь- ма усердно, он сплел целых двадцать корзин. —Разве мне не полагает- ся дополнительной платы за эти корзины? — спросил он хозяина. —Да,—отвечал хозяин, — но ты ведь знаешь, что говорится в Библии: «В поте лица твоего будешь добы- вать хлеб свой». — Нигде, однако, не го- ворится, что я должен также добывать и твой!—возразил Лонгин. * * * Авва Иоанн говорил: — Не то, что мы едим, нас питает, но то, что мы перевариваем. Не то, что мы зарабатываем, нас обогаща- ет, но то, что мыраздаем. Не та вера, которуюмыиспове- дуем, нас освящает, но та, которую мы воплощаем в жизнь. * * * Среди отцов-пустын- ников, как и повсюду, были братья, беспокоившиеся из- за своего здоровья. Один из них, по имени Диоскорид, имел обыкновение посещать каждую неделю авву Илию, который, будучи человеком терпеливым и склонным к сочувствию, каждый раз осведомлялся о его здоровье. Диоскорид неизменножало- вался: — Мой желудок словно изъеден тысячьючервями... Или: — У меня как будто об- лако в мозгу... Или же: —Костимои стали хруп- кими, как тростинки. Авва Илия утешал его, призывая уповать на Госпо- да. В один прекрасный день Диоскорид исчез на целый месяц. Авва Илия стал не на шутку беспокоиться. Когда наконецДиоскорид появил- ся, авва Илия бросился к нему с расспросами: —Брат, я так беспокоил- ся о тебе! С тобой что-нибудь случилось? — Ничего серьезного, — отвечал тот, — я болел. КНИГА | ǝ монахи умеют смеяться Поучительные истории На книжных развалах, в монастырских и приходских лавках редко встретишь книгу о бытовой, чисто «челове- ческой» жизни монахов. Тем не менее такие книги есть. Одна из них называется «ОТЦЫ-ПУСТЫННИКИ СМЕ- ЮТСЯ». В ней собраны забавные, смешные, но вместе с тем и поучительные истории, высказывания монахов- пустынников, живших в эпоху раннего христианства. Источник этих рассказов — святоотеческое предание. Вот выдержки из этой книги. НАС СПРАШИВАЮТ Кто нищ, тот и благ Возле каждого храма можно видеть нищих. И если в дру- гихместахихпрогоняют,то здесьтерпятижалуют. Более того, втрапезную пускают. Что стоит за этим явлением? Наталья Стрешнева, г. Елец СФеодосияПечерского, основателярусскогомонашества, который считается одним из первых святых нашей Церкви, пошла на Руси традиция милосердия и милостыни, ставшая просточертойдревнерусскогобыта.Известныйрусскийфило- софпоэтомуповодуписал:«Каквклиникенеобходимбольной, чтобы научиться лечить, так и в древнерусском обществе не- обходимбылсирыйиубогий, чтобывоспитатьумениеинавык любитьчеловека».Милостынябыладополнениемкцерковной службе, доказательством того, что вера без дел мертва. Уважительное отношение к нищете восходит к традиции христианства. «Кого Бог полюбит — нищетою взыщет», — говорили в народе. По уставу святого Владимира нищий приравнивался к паломнику, слепцу и даже игумену и счи- тался человекомЦеркви. ПриАлексееМихайловиче нищие жили даже рядом с царскими хоромами. Сам государь уча- ствовал в погребении бедняков и раздавал при этомщедрую милостыню нищим и колодникам. А вот при Петре Первом их уже не жаловали. Царь- реформатор принялся искоренять бродяжничество. «Нищим по улицам и при церквах милостыни не просить и никому не давать, и по улицам не шататься, понеже в таковых многие за леностямиимолодые, которые не употребляют в работе инай- мы милостыни просят, от которых ничего доброго, кроме во- ровства, показать не можно, а ежели кто даст милостыни ни- щему,будетснеговзятштраф5рублей».ТаковбылуказПетра. Правда, в это же время и тем же государем борьба с ни- щенством велась и иными методами. Строили госпитали, в монастыри определяли увеченных на войне солдат с доволь- ствием от казны. Эта мера прижилась на долгие годы в России — в ХIХ веке в Богородице-Тихоновском женском монастыре близ Задонска была богадельня для инвалидов войны 1812 года с церковкой в честь Александра Невского. Кстати, и сами городские управители считали милосердие важным делом: «Для города главное дело, главная забота — это нищие, в них все — и спасение наше, и кара Божия».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz