Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)
№ 130/24008/ 7 ИЮЛЯ 2011 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Мария Кулиева, агентство «Столица», специально для «Липецкой газеты» Отзвенел последний звонок. Прошла итоговая аттестация. А за ней — черта, разделяю- щая детство и взрослую жизнь: выбор профессии. Шаг, кото- рый определит всю дальней- шую судьбу. Что ждет тех, кто после школы «ошибся адресом» и, проучившись-промучившись несколько лет, получит диплом по специальности, к которой он непригоден, к которой не лежит душа? Работа превращается в каторгу, начальники — в тира- нов и злодеев, а сам человек—в обиженного на судьбу неудачни- ка с букетомпсихосоматических расстройств и вредных привы- чек, подрывающих здоровье и укорачивающих и без того невеселую жизнь. О том, как правильно вы- брать будущую профессию, на- шему корреспонденту рассказал ведущий научный сотрудник лабораторииинженернойпсихо- логии и эргономики Института психологии РАН, консультант психологического центра «Мир ВашегоЯ», доктор психологиче- скихнаук, профессорАлександр ОБОЗНОВ. — Александр Александро- вич, профессий в современном мире так много — как выбрать лучшую?Какие из них, по ваше- му мнению, будут востребованы через пять-семь лет? —Тут прогнозировать очень трудно. Бывает так, что во время поступления в вуз какая-то спе- циальность очень востребована, а к моменту окончания — уже нет. Сейчас, например, очень много безработных юристов, экономистов, а ведь десять лет назад это были наиболее востре- бованные специальности. Мне знаком такой свежий факт: ор- ганизации потребовался юрист, разместили в Интернете объ- явление — и в первый же день поступило около 500 звонков! При такой конкуренции обычно самые хорошие места достают- ся не самым грамотным спе- циалистам, а тем, кто обладает лучшими презентационными способностями,—умеет препод- нести себя. — Чем, на ваш взгляд, надо руководствоваться при выборе будущей профессии? — Для начала неплохо рас- ширить свой кругозор. Выпуск- ники, как правило, рассматри- вают около 20 профессий, а их на самом деле—десятки тысяч! Причемкаждый год появляется около 500 новых профессий и столько же исчезает. Трудность еще в том, что у школьников, которые выбирают профессию, и жизненный опыт, и опыт при- менения своих возможностей совсем невелик. Это не позво- ляет им сделать объективный выбор. Зачастую юноше или девушке кажется, что то, что им интересно, то и будет у них хорошо получаться. Но часто это не совсем так. Интерес к делу— это еще не все, нужны и другие составляющие. — Какие же? — Существует так назы- ваемый «треугольникКлимова» — названный в честь Евгения Александровича Климова, ко- торый в 70-е годы разработал систему профориентации для старшеклассников. Три вер- шины треугольника — это три основных критерия правильно- го выбора. Первый: профессия должна соответствовать инте- ресам и склонностям человека ПРОФЕССИЯ И ЗДОРОВЬЕ | Ǥравильный ответ на вопрос « ǟем быть ?», продлевает жизнь . А неправильный — укорачивает Соотнести желания с возможностями —вершина «хочу». Второй: про- фессия должна соответствовать способностям и возможностям человека — вершина «могу». И третий критерий—это требова- ния самой профессии к челове- ку, его физическим, интеллек- туальным, биологическимкаче- ствам—вершина «надо». Чтобы правильно выбрать профессию, человек должен соотнести свои «хочу», «могу» и «надо». При этом он должен делать выбор сам, без внешнего давления. —Получается, что вроде все просто: начертил треугольник — подумал — выбрал!.. — Не совсем. Если бы все в момент выбора точно знали, что иминтересно, на что они способ- ны и хорошо ориентировались в безбрежном море профессий!.. Да, есть такие люди, для кото- рых призвание сформировалось заранее, но их очень мало. Про- блема выбора возникает у тех, кто не знает своих реальных способностей и возможностей их развития. А еще у тех, кто во- общенеимеетярко выраженных интересов и склонностей, плохо осведомлен о различныхпрофес- сиях, их требованиях к челове- ку. Анализируя свои интересы, нужно обращать вниманиена то, что ты делаешь чаще и охотнее, что тебе приносит больше поло- жительных эмоций. —А есть какие-то типичные ошибки при выборе профессии? Что мы делаем неправильно? — Правильный выбор, как я уже сказал, основан на само- стоятельном поиске варианта согласования вершин «хочу», «могу» и «надо». Но вжизнимы постоянно испытываем внешнее влияние: родителей и, особенно, сверстников — в возрасте 14-18 лет их мнение часто является наиболее авторитетным, и мно- гие подростки идут получать профессию«заодно с друзьями». Влияет, конечно, имнение педа- гогов, и фактор престижности профессии. Как показывают последние исследования, са- мостоятельно выбирают про- фессию всего 15-20 процентов старшеклассников, остальные 80 процентов следуют чьим-то советам. Профессии по типу личности — А существует ли какая- нибудь классификация профес- сий, чтобы человеку легче было понять, в какой группе искать свое заветное дело? — Евгений Климов выделил несколько типов специально- стей. Это «человек — человек» — сюда относятся врачи, пси- хологи, социальные работники. «Человек — техника» — все, что связано с производством, управлением техническими средствами. «Человек — при- рода» — работники сельского хозяйства, лесники, зооинже- неры, флористы. «Человек — знак» — бухгалтеры, корректо- ры, программисты, редакторы. «Человек — художественный образ» — это не только люди творческих специальностей: актеры, режиссеры, но и фото- графы, визажисты и даже кон- дитеры. Некоторые профессии дей- ствительно для «избранных» — из-за сложности выполняемой работы. Например, профессия военного летчика: можно прой- ти по здоровью, но не пройти по показателям внимания, способ- ности одновременно выполнять несколько действий… —Анужнолиучитыватьпри выборе профессии темперамент человека, его привычки? — Существует классифика- ция американского психолога Холланда, который разделил профессии на шесть типов: реа- листические, исследователь- ские, предпринимательские, конвенциональные (работа по жестким правилам и алгорит- мам), социальные, артистиче- ские. Для людей определенного типа больше всего подходит и профессиясоответствующего ти- па. Например, люди реалисти- ческого типа ориентированы на решение конкретных задач, до- стижение зримых результатов. Им подходят профессии, свя- занные со строительством, про- изводством, конструкторскими разработками, управлением транспортными средствами, карьера военного. Люди кон- венционального типа ориенти- рованы на профессии, которые осуществляются по четкому плану и требуют самоконтроля —бухгалтер, кассир, секретарь, операционист, делопроизво- дитель, контролер. Считается, что люди, занятые в профессиях «своего» типа, более удовлетво- ренысвоей карьерой, работают с максимальной эффективностью иценятся в своих организациях. Но реальная личность — это обычно сочетание сразунесколь- ких типов, один из которых является ведущим. Например, для учителя ведущим является социальный тип, но в сочетании с артистическим — ведь надо красиво и убедительно излагать учебный материал. —А что будет, если выбрать профессию не того типа, кото- рый тебе подходит? — Люди, занятые в профес- сиях, не соответствующих их типу, будут испытывать чувство неудовлетворения, низкую про- фессиональную мотивацию, желание сменить место работы. Например, людиартистического или исследовательского типа, занятые в профессиях конвен- циональных, быстро теряют интерес к работе и используют любой повод для отлынивания от нее, а в процессе работы до- пускают много ошибок. —Но ведь есть ипросто скуч- ные профессии… —Действительно, профессии предоставляют разные возмож- ности для реализации интересов испособностейчеловека.Напри- мер, профессии «конвейерного» типа—да и вообще работы, тре- бующие однообразных простых действий — более подходят лю- дям с инертным типом нервной системы. Людям с подвижным типом более подходит работа с изменяющимися условиями. Работа над ошибками —Нелюбимая работа как-то влияет на здоровье? — Если человек говорит: «Я хочу профессионально расти, добиться признания меня как классного специалиста, но моя работа не предоставляет таких возможностей, и оставить эту работу не могу из-за хорошей зарплаты», то такое противоре- чие порождает внутриличност- ныйконфликт, которыйчеловек не может разрешить. Он ис- пытывает хронический стресс, что приводит к гипертониче- ским проявлениям, язвенным и другим психосоматическим нарушениям. — Часто ли люди жалуются вам, что им неинтересна их работа? — Да. Как правило, людям, сделавшим неправильный вы- бор, на своей работе неинте- ресно. Она приносит деньги, но не доставляет радости — это главная причина сменыпрофес- сии. Хотя есть люди, которые рассматривают работу как необ- ходимость: она устраивает их по зарплате и является средством, а не целью. Самореализация таких людей происходит вне профессиональной сферы, а на работе они стараются свои за- траты минимизировать. То есть выкладываться на «все сто» они не будут… — И в каком возрасте люди обычно понимают, что совер- шили ошибку и им нужна ваша помощь? —По-разному. Самому стар- шему клиенту было больше 50 лет. Он приехал на очень при- личном «мерседесе» и спросил, может ли стать эстрадным ар- тистом. Объяснил, что решил все свои дела: первую жену обе- спечил, второй купил квартиру, теперь у него есть достаточно средств, и он, наконец, хочет реализовать себя. Оказалось, что склонность к актерской про- фессии прослеживалась у него еще с начальной школы… А од- нажды к нам пришла девушка, которая занималась биохимией в научной организации. Она ска- зала, что ей стало неинтересно работать… Но в процессе кон- сультации выяснилось, что про- фессия как раз соответствовала ее интересам, способностям, но у нее не сложились отношения с руководителем. В итоге у девушки сложилось представ- ление, что она не соответствует профессии… — А выпускники школ? —За времямоей работыпри- мерно из 500 клиентов школь- ников было… лишь двое! Все остальные — это те, кто уже получил профессию, работает. То есть уже совершил ошибку, которой можно было бы избе- жать… ФОТО ВАДИМА ТАРАКАНОВА Впереди — сто дорог. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz