Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

ности стали известны ее детали. Оказалось, что вслед за «Союзом-1» планирова- лось осуществить запуск «Союза-2» с экипажем в составе Валерия Быков- ского, Алексея Елисеева и Евгения Хрунова. Затем должна была состояться стыковка двух кораблей на орбите, а космонавты Елисеев и Хрунов через открытый космос в скафан- драх должны были перейти в корабль «Союз-1» и вместе с Владимиром Комаровым вернуться на Землю. Таким образом, если бы все шло, как планировалось, то по- гибнуть мог бы не один Ко- маров, а трое космонавтов. Но случай спас Елисеева и Хрунова: сразупосле вывода корабля «Союз-1» на орбиту обнаружились серьезные технические неполадки. В частности, не раскрылась одна из панелей солнеч- ных батарей. Все попытки устранить неисправность к желаемому результату не привели, и было принято решение второй корабль не запускать, а «Союз-1» вер- нуть на Землю... нока», погибли. Экипаж «Колумбии» был поистине интернацио- нальным. И не только пото- му, что в него, кроме граж- дан США, входил первый астронавт Израиля Илан Рамон. В американской части экипажа были пред- ставители разных народов. В частности, специалистом по научной программе «Ко- лумбии» был темнокожий американец Андерсон. Пилотом «Колумбии» был американец с шотландской фамилией Маккул. Второй специалист по научной про- грамме Калпана Чавла ро- дилась, выросла и получила образование вИндии. В эки- паже «Колумбии» была еще одна женщина-астронавт, Лорел Кларк. Расследование причин катастрофы, проведённый анализ технического со- стояния космической си- стемы «Спейс Шаттл» по- казали, что виновником трагедии стал кусок те- плозащитного покрытия кислородно-водородного бака. Оторвавшись, на боль- шой скорости он ударил в переднюю кромку левого крыла «челнока» и нанёс повреждение термозащиты корабля. Момент удара был зафиксирован телекамера- ми при выведении корабля в космос. Однако астронавты на орбите и специалисты на Земле не придали значения этому инциденту, посчи- тав его неопасным: какой вред может нанести кусок лёгкого пенопласта? Как оказалось, при возвращении «Колумбии» раскалённые газы проникли через воз- никшую от удара трещину во внутренний объём крыла и постепенно вывели из строянаходившуюся тамап- паратуру, посадочноешасси и механизмы управления полётом. На высоте около 60 километров над Землёй «Колумбия» развалилась на части, несгоревшие об- ломки упали на территории южных штатов Америки. Таким образом, за 30 лет эксплуатации американ- ских космических кораблей системы «Спейс Шаттл» произошли две катастрофы, унесшие 14 человеческих жизней. По этой причине, а также с учётом высокой стоимости полётов «челно- ков» было принято реше- ние о закрытии программы «Спейс Шаттл». Корабли «Дискавери», «Атлантис» и «Эндевор»уходятнапокойи станут экспонатами музеев Америки. Нештатные ситуации В январе 1969 года два космических корабля «Со- юз-4» и «Союз-5», пило- тируемые космонавтами Владимиром Шаталовым, Борисом Волыновым, Евге- нием Хруновым и Алексеем Елисеевым, осуществили стыковку на орбите вокруг Земли. Так была создана первая в мире эксперимен- тальная космическая пило- тируемая станция. В ходе совместного полёта двое космонавтов — Елисеев и Хрунов — через открытый космос в скафандрах переш- ли из корабля «Союз-5», на которомони стартовали вме- сте с Волыновым, в корабль «Союз-4» и вместе с Шата- ловым вернулись на нём на Землю. При приземлении же космонавта Волынова на корабле «Союз-5» воз- никла аварийная ситуация, которая чуть было не закон- чилась трагедией. После торможения для схода с орбиты не произо- шлоразделение спускаемого аппарата и агрегатного от- сека, и в такой нештатной сцепке «головой вперёд» корабль устремился к Зем- ле, войдя в плотные слои ат- мосферы. От трения о воздух верхняя, менее защищённая часть спускаемого аппарата стала нагреваться, в кабине появился запах горящей резины уплотнения люка, стала расти перегрузка. Борис Волынов понимал, что жизнь его может обо- рваться в любой момент от разгерметизации и взрыва спускаемого аппарата. Спасение пришлонеожи- данно: в результате пере- грева взорвался топливный бак агрегатного отсека, и от толчка спускаемый аппарат корабля отделился, принял расчётное аэродинамиче- ское положение и перешёл в нормальный режим спуска. Космонавт Волынов благо- получно вернулся на Землю. * * * Аналогичная ситуация возникла в 2008 году с эки- пажем МКС Юрия Мален- ченко, ПегиУитсон и космо- навта Малайзии Музафара Шукора. Из-за возникшего в системе разделения отсе- ков космического корабля «Союз» дефекта спускаемый аппарат и агрегатный от- сек вошли в плотные слои атмосферы в связке. К сча- стью, так же, как и у Во- лынова много лет назад, отсеки корабля от перегру- зок и нагрева разделились, спускаемый аппарат бла- В день, когда погиб Владимир Комаров, могло бы не стать еще двоих космонавтов. 1986 год. Взрыв космического корабля «Челленджер» произошел на глазах сотен тысяч людей. Экипаж «Союза-11». ГОД КОСМОНАВТИКИ | Ǚорога к звездам стоила человечеству немалых жертв Тернистый путь Список астронавтов и космонавтов , ко - торые погибли при подготовке и осуɳест - влении космических полетов , включает се - годня более 30 фамилий . Таков реальный риск этой профессии , которая , несмотря на достижения науки и технологий , на при - менение современной высокоинтеллек - туальной электроники , остается опасной . 4 № 126/24004/ 1 ИЮЛЯ 2011 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Александр Артемьев Пилотируемая космонав- тика связана с огромным риском. Космическая техника, как и любая другая сложная система, имеет уязвимые места и склонна отказывать. Для того чтобы этого не случи- лось, предпринимаются серьезные меры: системы аварийного спасения космонавтов, дублирова- ние наиболее ответствен- ных узлов и агрегатов, отработка действий экипажей в нештатных ситуациях. И, тем не менее, полвека пилотируе- мых полётов в космос принесли помимо триум- фальных успехов и дости- жений ещё и трагический опыт. Дорога к звездам терниста, достижения на этом пути стоили не только напряжённого труда, но и жертв. Экипаж на связь не вышел Список астронавтов и космонавтов, которые по- гибли при подготовке и осу- ществлении космических полетов, включает сегодня более 30 фамилий. Таков реальный риск этой про- фессии, которая, несмотря на достижения науки и тех- нологий, на применение современной высокоинтел- лектуальной электроники, остается опасной. Однако нет сомнений, что начатое нашим соотечественником Юрием Гагариным дело бу- дет продолжено, несмотря на понесенные потери. Тако- ва природа человека. Ставна путь познания окружающе- го мира, он не остановится перед препятствиями, не испугается риска и опас- ностей. Об этом говорит вся история Человечества, пол- ная драматизма и трагедий, но и великих достижений и открытий. В июне 1971 года, сорок лет назад, на борт орби- тальной станции «Салют» прибыл первый экипаж, в состав которого вошли Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев. С этого старта на- чались длительные полеты наших космонавтов на ор- битальные комплексы не- скольких поколений. Отработав положенный срок на «Салюте», космо- навты отстыковали корабль от станции, включили тор- мозной двигатель и пошли на посадку. Командно- измерительные пункты за- фиксировали нормальный вход спускаемого аппарата в атмосферу, затем пило- ты спасательно-поисковых групп увидели высоко в небе над Казахстаном огромный оранжевый купол парашю- та корабля «Союз-11». Но экипаж на радиосвязь не выходил. И это встревожи- ло спасателей. Как только вертолетыпоисковиков сели рядом с мягко приземлив- шимся спускаемым аппа- ратом корабля «Союз-11», спасатели сразу бросились к нему, быстро открыли люки увидели страшнуюкартину: космонавты не подавали признаков жизни... Специальная комиссия, расследовавшая все обстоя- тельства, связанные с гибе- лью Добровольского, Вол- кова иПацаева, установила, что на высоте примерно в 200 километров над Землей во время разделения отсе- ков корабля перед входом в атмосферу сработал клапан, который нормально должен был бы сработать только тогда, когда спускаемый аппарат уже под парашю- том приближался к Земле. Этот клапан соединяет вну- тренний объем спускаемого аппарата с атмосферой для того, чтобы космонавты не задохнулись и могли дышать земным воздухом после приземления. На «Союзе-11» он от- крылся в космическомваку- уме, ивоздухиз спускаемого аппарата стал со свистом уходить наружу, давление стало катастрофически па- дать. Кто-то из космонавтов успел отстегнуть привязные ремни и попытался рукой заткнуть отверстие, через которое уходил воздух, но дотянуться до него не смог — отверстие было задрапи- ровано внутренней обшив- кой. Вскоре все космонавты потеряли сознание от не- хватки кислорода, а когда воздух полностью вышел из спускаемого аппарата, наступила смерть. Так не- значительный технический дефект или чей-то просчёт привел к гибели трех отваж- ныхкосмонавтов.Онимогли быв этой ситуации спастись, если бы были одеты в ава- рийные скафандры. Но уже с запусков многоместных космическихкораблей«Вос- ход» было принято считать, что техника наша очень на- дежная и скафандры космо- навтам не нужны... В дальнейшем научен- ные горьким опытом кон- структорывнесли серьезные изменения в конструкцию космических кораблей. К тому же с тех пор наши кос- монавты стартуют и возвра- щаются на Землю, стыкуют- ся в космосе со станциями, облачившись в специальные легкие аварийные скафан- дры. * * * Четырьмя годами ранее, в апреле 1967-го, советская космонавтика понесла пер- вую тяжелую утрату: при возвращении на Землю по- сле испытательного полета нового космического кора- бля «Союз-1» из-за отказа парашютной системы погиб Владимир Комаров, один из опытнейших членов от- ряда космонавтов «гагарин- ского» набора. Это был его второй космический полет. Первый в качестве коман- дира экипажа он совершил в 1964 году на корабле «Вос- ход» вместе с Константином Феоктистовым и Борисом Егоровым. Долгие годы все, что бы- ло связано с тем роковым полетом корабля «Союз-1», было строго засекречено. Даже имя Комарова в офи- циальной прессе старались вспоминать нечасто. Только спустя 20 лет после траге- дии широкой обществен- гополучно приземлился. Однако космонавты пере- жили серьёзное испытание и большие перегрузки при баллистическом спуске. * * * В сентябре 1983 года при запуске очередного косми- ческого корабля «Союз» с Владимиром Титовым и Геннадием Стрекаловым на борту произошла авария ракеты-носителя. Перед самым запуском двигателей первой ступени начался по- жар в хвостовой части раке- ты, который перекинулся на баки с топливом и привел к взрыву всего носителя и уничтожению стартового комплекса. Впервые в исто- рии космонавтики была успешно применена по на- значениюсистема аварийно- го спасения (САС), которая буквально за доли секунды до страшного взрыва «от- стрелила» спускаемый ап- парат корабля с космонав- тами от терпящей бедствие ракеты-носителя, увела его на безопасное расстояние и высоту, достаточную для нормальной парашютной посадки. Космонавты даже не успели толком понять, что же произошло, и только тогда, когда был открыт люк спускаемого аппарата, они увидели зарево пожара, пылающего на стартовой площадке... * * * В октябре 1976 года при аварийном возвращении на Землю космического кора- бля «Союз-23» с Вячеславом Зудовым и Валерием Рож- дественским спускаемый аппарат совершил посадку не в казахстанской степи, как это должно происходить обычно, а на воду солёного озера Тенгиз. Случилосьэтоночью.Над озеромбушевал снежныйбу- ран. Спасатели долго не мог- ли подобраться к терпящим бедствие космонавтам и их эвакуировать. Спускаемый аппарат плавал на поверх- ности «вверх дном», потому что намокший парашют его перевернул. Дыхательный клапан оказался в воде, до- ступа воздуха в спускаемый аппарат не было. Космонав- ты стали задыхаться. Спасатели в этой непро- стой ситуации проявили исключительное мужество. Один из офицеров на наду- вной лодке смог пробиться к спускаемому аппаратуи, ри- скуя жизнью, в ледяной во- де зацепил его тросом. Далее вертолётом, игнорируя все правила безопасности по- лётов, тяжёлый спускаемый аппарат удалось волоком протащить к берегу. Люк был открыт, космонавты были спасены. Несчастливый номер 13 апреля 1970 года про- изошла авария космическо- го корабля «Аполлон-13» (а говорят, что не надо быть суеверными...), и экипаж в составе Ловелла, Хейза и Суиджерта оказался на волоске от гибели... Вначале все шло хоро- шо. Запуск к Луне прошел успешно, астронавты уже готовились к маневрам для перехода на лунную орби- ту, а затем и к посадке на поверхность спутника. Но неожиданно в агрегатном отсеке командного модуля прогремел взрыв. Сразу стало ясно, что маршевый двигатель корабля вышел из строя, обнаружилась утечка кислорода из баков, отказал электрогенератор, питание приборов командного отсека могло осуществляться толь- ко от аккумуляторных бата- рей, запасы которых были ограниченны. Температура в отсеке экипажа упала до 6-7 градусов по Цельсию, стала ощущаться нехватка кислорода для дыхания. Увеличилось парциальное давление углекислого газа, что могло привести к обмо- роками гибели астронавтов. Ситуация была крити- ческой. Но высокий про- фессионализм и мужество экипажа «Аполлона-13», ма с т е р с т в о н а з е мных служб, и прежде всего Цен- тра управления полетами, помогли выйти из опасного положения. Главным сред- ством для спасения астро- навтов стал пристыкован- ный к терпящему бедствие командному отсеку лунный модуль, предназначенный для высадки на Луну. Хотя его система жизнеобеспече- ния была рассчитана только на двух человек и на период работы двое суток, именно лунный модуль стал «спа- сательнойшлюпкой» экипа- жа. Астронавты по очереди находились в лунном моду- ле, согревались и дышали чистым кислородом, ис- пользовали запасыкислоро- да лунных скафандров. А затем после облета Луны в расчетное время были включены двигатели ориентации и тормозной двигатель лунного моду- ля для коррекции орбиты корабля, чтобы иметь воз- можность возвращения на Землюпод заданным углом. Иначе спускаемый аппарат при входе в плотные слои атмосферы мог сгореть или рикошетом уйти в космос, не оставляя в обоих случаях шансов на спасение астро- навтов. Только в первом слу- чае это была бы мгновенная гибель, а во втором—мучи- тельная смерть от нехватки кислорода. К счастью, все кончилось благополучно, и Ловелл, Хейз и Суиджерт после тяжелого испытания вернулись на Землю. * * * Страшные трагедии и испытания, через которые прошла пилотируемая кос- монавтика, тем не менее, не отвратили человека от стремления познать Вселен- ную, в которой онживет. Ра- бота на околоземной орбите продолжается... За 30 лет эксплуатации американских космических кораблей системы «Спейс Шаттл» произошли две катастрофы, унесшие 14 человеческих жизней. Экипаж «Аполлона-13». был вывод на околоземную орбиту военного спутника и проведение ряда научных экспериментов. В экипаже среди опыт- ных профессионалов-астро- навтов, многие из которых уже успели совершить по несколько космических по- лётов, была и учительница географии одной из про- стых американских школ по фамилии Макколиф. Она не была профессиональ- ным астронавтом и прошла специальную ускоренную программу подготовки к полёту. Её задачей было с космической орбиты про- вести два открытых урока географии на всю страну, продемонстрировав с помо- щью телевизионной камеры в прямом эфире ландшафт Америки, интересные гео- графические объекты США и других частей света. Этим космическим «шоу» орга- низаторы проекта хотели привлечь внимание детей к науке и космонавтике, под- нять престижобразования и профессии учителя в США. После трагедии «Чел- ленджера» Национальное агентство по аэронавтике и исследованиюкосмического пространства США (NASA) отменило все планировав- шиеся полёты непрофес- сионалов — журналистов, политиков, государствен- ных служащих и деятелей искусства на космических кораблях «Шаттл». Остав- шиеся в эксплуатации дру- гие три корабля этой серии, а также построенный взамен погибшего «Челленджера» новый аппарат прошли со- ответствующую модерни- зацию. * * * 1 февраля 2003 года так- же вошло в историю пило- тируемойкосмонавтикикак черная дата. В этот день при возвращениинаЗемлюпосле 16-дневной научной миссии опять на глазах тысяч жи- телей южных штатов Аме- рики произошла катастрофа многоразовогокосмического корабля «Колумбия». Все астронавты, находившиеся на борту «космического чел- Экипаж МКС во вторник был вынужден эвакуиро- ваться в корабли «Союз» из-за обломка космиче- ского мусора, пролетев- шего в опасной близости от станции. Об этом сообщает «Интерфакс». В настоящее время все члены экипажа верну- лись на станцию. Расстояние от МКС до обломка составило около 250 метров. Фрагмент му- сора был обнаружен слиш- ком поздно для выполне- ния маневра уклонения. Космонавты Роскосмоса Александр Самокутяев и Андрей Борисенко, а также астронавт NASA Рональд Гаран укрылись в корабле «Союз ТМА-21», а россиянин Сергей Волков, японец Сатоси Фурукава и американецМайклФоссум — в корабле «Союз ТМА- 02М». Опасное сближение с обломкомпроизошло око- ло 16 часов помосковскому времени. Космический мусор не впервые становится при- чиной эвакуации экипажа станции или объявления тревоги. Последняя мера применяется в том случае, когда обломкиоказываются в так называемой «красной зоне» — то есть на расстоя- нии менее километра от станции. Таккакифрагмен- тымусора,иМКСдвигаются с высокой скоростью, стол- кновение даже с относитель- но небольшим фрагментом может оказаться опасным. В последние годы коли- чество космическогомусора на орбите растет из-за того, что в космос постоянно за- пускаютсяновые спутники. В 2009 году Американское агентство опубликовало картукосмическогомусора. По материалам электронных СМИ В ТЕМУ Экипаж МКС эвакуировали из-за космического мусора Гибель челнока 28 января 1986 года во время запуска многоразо- вого космического корабля «Челленджер» на высоте около 15 километров над землёй на глазах несколь- ких сотен тысяч зрителей, собравшихся на атлантиче- ском побережье мыса Ка- наверал, где расположен американский космодром, чтобы наблюдать эффект- ное зрелище космического старта (среди них были и родственники астронавтов), произошёл взрыв огромного кислородно-водородного бака корабля, и в мгнове- ние ока «Шаттл» превра- тился в пылающий факел. Астронавты Скоби, Джар- вис, Маккнейр, Онизука, Смит, Резник и Макколиф (две последние — женщи- ны) трагически погибли. Шансов для их спасения в такой ситуации просто не было. Главной задачей экс- педиции «Челленджера»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz