Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)
Александр Косякин Недавно президент неожи- данно изменил программу посещения одного подмо- сковного городка, чтобы проверить появившуюся в его персональном блоге жалобу о плачевном состоянии инфраструкту- ры. За несколько дней до визита власти города красивым высоким забо- ром огородили долгострой и лачуги, но только с одной стороны— по пути следо- вания кортежа. Мэру и про- чим, ясное дело, досталось от президента на орехи (а если бы кортеж не свернул со столбовой дороги?). Много лет назад в кра- сивейшем месте под Задон- ском (рядом со знаменитым теперь Курганом) Управ- ление охраны президента (Ельцина Б.Н.) построило себе базу отдыха. Десятьши- карныхкоттеджей, высокий забор — все как положено. Но до сдачи дело не дошло— денег и административной воли не хватило. Обошлась эта затея в 100 миллионов рублей (в такую сумму на торгах оценил собственник объект «с боро- дой»), плюс расходы на со- держание, плюс упущенная выгода. В общем, охрана потопталась наживописном донском берегу, да и ушла восвояси. Помню, когда эта исто- рия только набирала обо- роты, я поинтересовался у районного начальника — а может, подсказать, что не надо строить в этом месте? Он посмотрел на меня как на недотепу: — Это ж федеральная собственность, понимаешь? Это им тамрешать, как и что с нею делать… Сказал веско. Как от- резал... Ну да, федеральная соб- ственность. Это мы пони- маем. И кто спорит, что распоряжаться ею должна федерация? Между тем ма- гическое слово «центр» и мистическое «федерация» продолжают туманить со- знание провинциала. При этом высоченный забор по- над Доном стоит нерушимо уже четвертую пятилетку. Парадокс в том, что та- кое положение дел никак не устраивает саму цен- тральную власть, которая озабочена разграничением полномочий, ибо из Москвы трудно советовать, как от- ремонтировать колонку и где поставить лоток с пи- рожками… А ведь есть еще знаменитый 131-й закон, позволяющий провинциалу гордо носить голову: ведь от него тоже что-то зависит… Недавно президент в Дзержинске говорил об эко- логии. Очень актуальнаядля России тема. Смысл разгово- ра по идее должен понудить всех, кому дорога среда соб- ственного обитания, спрое- цировать проблему на свою территорию. Я, например, попробовал. И теперь задаю вопрос: какбыть с экологиче- ской удавкой, придуманной федералами для маленького Задонска? И для такого же Хлевного? За что их так-то измордовали…новой автомо- бильной трассой? Хорошую дорогу (но платную) пустили в обход райцентров, а всех не желающих платить (их оказалось большинство на трассеМ-4!) направиличерез центр туризма липецкого края. Мимо знаменитого мо- настыряс его святынями, но- венькой элитной гостиницы, вдоль скверов и изумрудных газонов. Я на днях пробовал записать интервью с насель- никами обители, но не смог — за кирпичной стеной цу- гом шли ревущие многотон- ные фуры и ничего не было слышно. Тихая монашеская жизнь кончилась! За что? Почему?Зачем?Этивопросы местныхжителей—что глас вопиющеговпустыне.Никто из центра не проводил ника- кихопросов, не советовалсяс людьми, не спрашивал даже местных руководителей и депутатов. Получилось, что всамоесердцетуристической зоны «Задонщина» всади- ли осиновый кол! При этом даже не посчитали нужным «альтернативную» трассу привестивсоответствиесэле- ментарными нормами: она по-прежнему не освещена, заужена, опаснадляжизни, а мост черезДон, построенный еще в середине прошлого века, еле-еле дышит... Хоть и не модно нынче реагировать на недоуменные вопросы прессы, а все же хочется побеспокоить при- родоохранную прокуратуру и поднадзорные экологиче- ские ведомства: а что они ду- мают по поводу нарушения законных прав граждан, так и не сумевших принюхаться к выхлопным газам тран- зитного транспорта?Почему для открытия какой-нибудь мойки или мастерской на трассе требуется куча бумаг вплоть до экологической экспертизы, а для пропуска паводка из сотен тысяч тонн токсинов (выхлопные газы, мазут и другая дрянь) по центральным улицам глав- ного курорта области — со- всем не обязательно? Буквально бередят душу советы от Онищенко. Глав- ный санитарный врач стра- нырекомендует не покупать петрушку с укропом на лот- кахвблизи автодорог.АвЗа- донске буквальномимо окон днеминочьюидут груженые мастодонты, занавешивая город смогом от выхлопных газов. Вот почему разговоры о туристической зоне стано- вятсявсе более актуальными —ведь кто захочет приехать в Задонск только для того, чтобы нахвататься пыли с гарью вперемешку? Сдача платного участка автострады осенью прошло- го года прошла с помпой, но через месяц депутаты Госдумы уже говорили о «потемкинской деревне». Проехав по фешенебельной дороге, они выяснили, что она не построена, а всего лишь реконструирована, а это не только в Одессе «две большие разницы». Слуги народа сообщилиоб этомпре- зиденту. Вопрос пока оста- ется открытым. Между тем госкорпорации «Автодор» государство предоставило беспрецедентные льготы, а теперь еще и возможность собирать деньги за транзит. И уже по этой причине мы, законопослушные граждане, имеем право требовать ком- пенсировать потери от дей- ствий этой корпорации. Ведь государство — это не только границы, госкорпорации и дипломатическиепосольства, но и мы—его граждане. СȟȢȖȢ ȢȕȢțȤșȖȔȦșȟȲ Забористая история ДАТА | Полку оȥоȕоȗо назнаȫениȓ — 70 лет ! В боях за Родину и в мирные дни КОРОТКО Шлагбаум для наркотиков Надежда Белая В преддверии Международного дня борьбы с нарко- манией, который по инициативе ЮНЕСКО отмечается 26 июня, в управлении здравоохранения области прошла пресс-конференция. Специалистыобластногонаркодиспансера, центрапрофи- лактикииборьбысоСПИДиинфекционнымизаболеваниями, УФСКНРоссиипоЛипецкойобластичерез средствамассовой информации призвали усилить противодействие растущему валу незаконного наркооборота, отмечаемому в стране. Управление Федеральной службы по контролю за оборо- томнаркотиковРФпоЛипецкойобласти(УФСКН)призывает граждан сообщать по телефону о местах произрастаниямака и конопли, о случаях незаконного культивирования нарко- содержащих растений, а также о любых фактах незаконно- го распространения, изготовления, хранения и перевозки наркотиков по телефону: 8 (4742) 25-27-25, в межрайонных ФСКН: Елец—4-62-37, Грязи—2-24-83, Данков—6-63-24. Прием сообщений анонимный, в круглосуточном режиме. По вопросам лечения и реабилитации телефоны ГУЗ «ЛОНД»: 73-06-45, 43-00-98, 34-85-86, 73-06-47. ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 3 № 123/24001/ 28 ИЮНЯ 2011 было проведено 39 боевых вылетов, в которых сбито пять самолетов противника. 4 июля личный состав 402-го полка работал у са- молетов, штаб готовился к перебазированию в Великие Луки. В 12 часов на аэродро- ме Идрица сели семь само- летов Пе-2. В это время с за- падной стороны аэродрома появляется вторая группа, примерно пятнадцать бом- бардировщиков, летевших на высоте 1000 метров. Мно- гие полагали, что это идет ожидаемая вторая группа Пе-2, и не обращали вни- мания на ее приближение. Сигнал «Тревога» подали тогда, когда самолеты про- тивника подошли к границе аэродрома, но было уже поздно. Ввоздух успелиподнять- ся Стефановский, Калараш, Соргин, Ефремов, Бахчи- ванджи, Груздев. Завязался бой, слышалась ответная ожесточенная стрельба. Немцы начали сбрасывать на аэродром 50-килограм- мовые осколочные и зажи- гательные бомбы. Часть из них попала на стоянки само- летов, часть — в землянки. Во время воздушного боя появилсяМе-109 и атаковал самолет Соргина, который сразу загорелся. Летчик вы- прыгнул с парашютоми сра- зу раскрыл его. Немецкий истребитель расстрелял на- шего пилота в воздухе. А на земле погибли пульмастер Быков, механик Коротков, инженер по спецоборудова- нию Салихов, 12 человек были ранены...» * * * Так начинался боевой путь полка: первые победы и первые потери... В днев- нике, каквыубедились, есть записи о боевых вылетах старшего лейтенанта Чуно- сова Михаила Егоровича, уроженца села Ярлуково Грязинского района. В пер- вые дни боев наш земляк стал одним из самых ре- зультативных летчиков- истребителей. Погиб Чу- носов в воздушном бою под Великим Новгородом 16 августа 1941 года. Его остан- ки были обнаружены спустя более полувека и захороне- ны 24 июня 1996 года на го- родскомкладбищеЛипецка. О накале первых боев можно судитьповыдержкам из журнала учета боевых действий полка: 3 июля. 39 самолетовы- летов. Сбито 5 самолетов противника. Свои потери — один самолет. 4 июля. 33 самолето- вылета. Сбито 6 самолетов противника. Свои потери: убито 3 человека, ранено — 12, уничтожено на земле 5 самолетов, повреждено—7. 9 июля. 3 самолета вы- полнили 27 вылетов. Сбит аэростат наблюдения про- тивника. Летом 1943 года после кровопролитных боев на Кубани полк был выведен в Липецк на переформиро- вание. Здесь была отмечена его вторая годовщина рож- «Война началась для личного состава НИИ ВВС (Научно-испытательный институт ВВС, станцияЧка- ловская) неожиданно. В последнюю мирную суббо- ту июня 1941 года многие выехали на рыбалку или на охоту в район Ногинска. О начале войны узнали после возвращения в воскресенье. 25 июня 1941 года было начато формирование авиа- полков особого назначения с непосредственным под- чинением Ставке Верхов- ного Главнокомандования. Они комплектовались из летчиков-испытателей, ин- женеров, техников и спе- циалистов различных служб института. Таким образом было сформировано шесть авиаполков, в том числе и 402-й ИАП особого назна- чения. 30 июня в 4.00 на само- лете «Дуглас» была отправ- лена передовая команда для подготовки аэродрома Крестцы, что в пяти ки- лометрах севернее города Пскова. На подлете к Пско- ву наш самолет был обстре- лян зенитной артиллерией. После посадки выяснилось, чтоПВО (противовоздушная оборона) аэродрома, не зная силуэтов самолетов про- тивника и не имея связи, неоднократно обстреливала самолеты типа «Дуглас». Впервые мы стали сви- детелями воздушного боя. Наши истребители вели огонь с дальних дистан- ций, а вражеские само- леты Ю-88, Ме-109 бес- препятственно проводили облет аэродрома. В 15.00 с аэродрома взлетел МиГ (не нашей части), настиг какой-то самолет, который загорелся, а один из членов экипажа выбросился на парашюте. Оказалось, что сбитым оказался наш бом- бардировщик СБ. В течение нескольких часов на наших глазах в одном районе было уничтожено несколько со- ветских самолетов своими же войсками. Впечатление было тягостным... 30 июня в 19.00 в Пскове уже слышна артиллерий- ская стрельба и даже отдель- ные пулеметные очереди. Определив направление вы- езда из осажденного города, команда на пяти автомаши- нах выехала в направлении Идрицы (расстояние 150 км). На место прибыли 1 июля вечером. 2 июля прибыли 12 эки- пажей самолетов МиГ. И сразу через штаб 57-й САД (смешанная авиационная дивизия) было получено рас- поряжение прикрывать рай- он железной дороги Идрица — Себеж. Первая тревога. Вдали от аэродрома появился не- мецкий самолет Ю-88. Сте- фановский (Петр Михайло- вич, подполковник, первый командир полка, летчик- испытатель НИИ ВВС) дает разрешение на вылет заме- стителю командира полка майору Груздеву. Самолет противника был перехвачен ивкороткомбоюсбит.Итак, счет открыт... Утром 3 июля с КП (ко- мандный пункт) дивизии сообщили, что в районе Ко- ноплев ведут разведку и корректировку артогня два самолета ПЗЛ-24 и один Ме-109. По тревоге поднято звено майора Плетюхина. Самолеты противника об- наружены в районе Пуш- ка. Плетюхин и старший лейтенант Анпилогов под прикрытием старшего лей- тенантаЧуносова атаковали и сбили ПЗЛ-24. Не успели летчики сесть на аэродром, как получи- ли сообщение, что самолет «Аист» ведет разведку за- паднее Идрицы. Анпилогов точно в указанном районе перехватил немецкий само- лет и сбил его. Опять тревога. Дежур- ный летчик капитанБаулин с места стоянки самолетов взлетает прямо по направле- нию уходящего Ю-88, пере- хватывает его, навязывает бой и сбивает. Боевые тревоги не пре- кращаются. По западной стороне аэродрома пролетел Ю-88, не иначе как развед- чик. Дежурному старшему лейтенантуЧуносову дается сигнал для взлета. Ю-88 он сбивает, а свой поврежден- ный самолет благополучно посадил на аэродром. К вечеру тревоги пре- кратились. За один день ФОТО ИЗ ДОМАШНЕГО АЛЬБОМА Владимир Масликов, подполковник в отставке Чем дальше уходят от нас годы Великой Отечественной войны, тем ценнее каждый новый документ о ней. В числе находок последних лет и фронтовой дневник капитана Сергея Осипенкова, заместителя начальника штаба 402-го истребительного авиационного полка (ИАП) особого назначения. Формирование полка началось на четвертый день войны, а боевой путь его закончился под Берлином. Летом 1943 года полк находился в Липецке на переформировании. С 1992-го он получил здесь постоянную прописку и стал базовым подразделением для проведения научно- исследовательской и учебной работы в Липецком авиа- центре. Дневник, о котором сказано выше, хранится в музее Авиацентра. Выдержки из него, предлагаемые вниманию читателей, дают дополнительные представления о том, какими были первые дни Великой Отечественной. дения. Вот выдержка из праздничного приказа № 038 от 25 июня 1943 года: «За два года боевой дея- тельности на Северо-Запад- ном и Северо-Кавказском фронтах полком произве- дено 5814 боевых вылетов. Летчиками полка проведено 202 воздушных боя, в ре- зультате которых сбито 293 вражеских самолета. Кроме того, в результате штурмо- вых действий уничтожено на земле 105 самолетов, 35 автомашин с войсками и грузом, 5орудийи1аэростат наблюдения. За отвагу и ге- роизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, 94 человека личного состава награжде- ны орденами и медалями СоюзаССР, в томчисле одно- му присвоено звание Героя Советского Союза». Общие итоги боевой ра- боты 402-го полка за пери- од Великой Отечественной войны таковы: Произведено боевых самолетовылетов днем — 13359, ночью — 152. Ко- личество уничтоженных немецких самолетов —810. Свои потери: летчики — 81 человек, инженерно- технический состав — 2, прочий состав — 5, самоле- тов—101 (в томчисле небое- вые потери—13 самолетов). Полку присвоено почетное наименование «Севасто- польский», а позже на его боевом знамени появились орден Красного Знамени и орден Суворова III степени. В мирное время 402-й был в числе первых авиаци- онных полков, осваивавших постоянно совершенствовав- шиеся реактивные истре- бители МиГ. Впоследствии к его боевым наградам до- бавились вымпел Министра обороныСССР«За мужество и воинскую доблесть» (1972 год) и вымпел Министра обороны Российской Фе- дерации «За мужество, во- инскую доблесть и высокую боевуювыучку» в 2006 году. ЗЕМЛЯКИ | ǭеȥтерȯȩ роднȯȩ детеȝ и ȥотни уȫеникоȖ Ȗоȥȣитала за ȥȖоȲ ȚизнȰ уȫителȰница из Ǘторȯȩ ǧерȕуноȖ Урок любви Софья Вобликова —Мне и теперь иногда снится школа и что к урокам надо готовиться. Я уже не раз говорила: вот не приснится, например, как корову шла доить, а все по профессии, — говорит негромким голосом, чуть улыбаясь, Дарья Абрамов- на Кораблина. Учительница начальных классов, она закончила преподавать уже много лет назад, отработав в образо- вании тридцать семь лет. Воспитала сотни учеников, первым из которых уже под восемьдесят лет. Сама из многодетной крестьян- ской семьи, вместе с мужем подняла на ноги шестерых своих наследников. Сейчас у нее уже восемь внуков, восемь правнуков. А сегодня Дарья Абрамовна отмечает свое 90-летие. Перед ее домом светло и ярко от множества цветов. Но оценить ихкрасоту в пол- ной мере Дарья Абрамовна уже не может: в последнее время зрение стало подво- дить. Видимо, не прошли бесследно проверки учени- ческих тетрадей — а их, бывало, и до сотни в день набиралось. Да еще при ту- склом свете коптилки. Ведь нашей собеседнице работать выпало и в самые тяжкие для страны годы. — Я закончила школу в 1940 году. Это был первый выпуск десятиклассников в нашей сельской школе, ставшей незадолго до этого средней. В то время учите- лей было мало, и нам пред- ложили поехать в Старо- оскольское педагогическое училище. Пятеро из нас согласились. Училище мы окончили экстерном, и уже в сентябре 40-го я вернулась в свою школу учителем, — вспоминает она. На старой, обтрепавшей- ся по краям фотографии — портреты учителей и окру- живших их выпускников. Крайняя слева в нижнем ряду—ДашаАстафьева, де- вушка с серьезнымвзглядом и двумя косичками, запле- теннымисветлымилентами. 15 июня 40-го был сделан снимок выпускников Второ- тербунской средней школы Большеполянского района Курской области. Через год с небольшим началась война, а Даше исполнилось двадцать лет. — Фронт приблизился к нам в августе 1942 года. Нас эвакуировали в другой район, Долгоруковский. Полгода там жили, я в местной школе работала. А в марте фронт отодви- нулся, и мы вернулись до- мой, —рассказывает Дарья Абрамовна. В этих нескольких сло- вах — километры пешей эвакуации, заботы в дороге о самом, пожалуй, ценном для большой крестьянской семьи—корове-кормилице, обустройство на новомместе с полным неведением того, когда вернешься в родной дом, если будет, конечно, к чему возвращаться. И ра- бота: война войной, а детей учить надо. — Классы тогда были большие, до сорока человек в класс набиралось, — вспо- минает Дарья Абрамовна. Дети, что сейчас, что тогда были разные, но как- то ей удавалось сделать так, что вчерашние бездельники начинали отвечать у доски, а самый трудный ребенок в классе становился первым помощником. —Детейяне распускала, но старалась по-хорошему все уладить, без крика. Нам, когда еще готовили в учите- ля, говорили, что ккаждому ребенку нужен индивиду- альный подход. Кто-то по- нимает только строгость, а кого-то, наоборот, похвалой лучше ободрить, — делится Дарья Абрамовна своим пе- дагогическим кредо. Не только воспитанием учеников, подготовкой к урокам была занята мо- лодая учительница Дарья Астафьева. Дважды ее вы- бирали в депутаты Больше- полянского районного Со- вета депутатов. Была она и заседателем в суде, и полит- агитатором, и редактором стенной газеты в колхозе имени Крупской. Но по- сле того как вышла она за- муж за Степана Кораблина, жизнь ее изменилась. И не то чтобы забот стало мень- ше, скорее наоборот, толь- ко теперь они были ины- ми. Друг за другом пошли дети, четыре девочки, два мальчика. Приготовить на всех, постирать, отгладить платья-костюмчики, сено на зиму заготовить, наряды кНовому году детямна елку сшить — на сон порой часа два-три оставалось. Дошко- лы ли в такой ситуации? Но Дарья Кораблина не только ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА Герой Советского Союза Петр Стефановский (слева вверху) был первым командиром полка, а наш земляк Михаил Чуносов (справа внизу) — одним из самых результативных летчиков- истребителей. не отошла от профессии, но еще и стала активной участницей знаменитого липецкого педагогического опыта, ища новые методы обучения детей. — За б о ты одно , но школьные дела у меня всег- да на первом плане были. Без подготовки я на урок не могла прийти, — говорит Дарья Абрамовна, очень серьезно и не без гордости. — Счастье было в том, что дети понимали меня. Дети не подвели свою маму-учительницу и потом: все получили высшее об- разование — кто экономи- ческое, кто техническое, а кто и педагогическое, стали достойными людьми. Одна дочь продолжила учитель- скую династию. Сейчас в чистый, акку- ратный домик со множе- ством цветов перед окнами приезжают время от време- ни в гости дети, внуки, прав- нуки. Старшую правнучку, кстати, зовут в честь праба- бушки, Дашей. Наверное, она уже видела и награды прабабушки — медали «За добросовестный труд в Ве- ликой Отечественной вой- не», «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне», «Слава матери», почетный значок отлични- ка народного просвещения — и слышала от взрослых о ее непростой жизни. Но самое главное и прекрасное, оправдывающее все тяго- ты, все трудности, Даша- младшая чувствует с самого рождения: это особая сила большой семьи, чья исто- рия началась задолго до ее рождения, сила любви и заботы, переданная ей от предыдущих поколений прабабушкой Дарьей Абра- мовной Кораблиной. ФОТО ИЗ СЕМЕЙНОГО АЛЬБОМА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz