Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 119/23997/ 22 ИЮНЯ 2011 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 5 Продолжение на 6-й стр. I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование областной целе- вой программы Областная целевая программа «Стимулирование развития жи- лищного строительства в Липецкой области на 2011–2015 годы» (далее – Программа) Основание для разработки Федеральный закон от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; Закон Липецкой области от 25.12.2006 года №10-ОЗ «Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года»; решение админи- страции области (протокол заседания от 27.09.2010 года) Государственный заказчик Администрация Липецкой области Разработчик-координатор Про- граммы Разработчики Программы Управление строительства и архитектуры Липецкой области Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой об- ласти, Управление энергетики и тарифов Липецкой области Цели Программы – обеспечение населения Липецкой области благоустроенным жильем путем проведения согласованной политики по реализа- ции механизмов поддержки и развития жилищного строитель- ства и стимулирования спроса на рынке жилья; – обеспечение комплексного освоения и развития территорий для массового строительства жилья экономического класса, в первую очередь малоэтажного, отвечающего стандартам цено- вой доступности, энергоэффективности и экологичности Задачи Программы – увеличение объемов жилищного строительства путем обеспе- чения опережающего развития коммунальной инфраструктуры на земельных участках, предназначенных под жилищное строитель- ство; – создание условий для развития массового жилищного строи- тельства, в том числе малоэтажного; – создание эффективных и устойчивых организационных и финансовых механизмов государственно-частного партнерства обеспечения земельных участков коммунальной и социальной инфраструктурами при строительстве жилья экономического класса; – развитие производственной базы строительного комплекса Липецкой области, создание условий для применения в жилищ- ном строительстве новых технологий и материалов, отвечающих требованиям энергоэффективности, экономичности и экологич- ности; – привлечение внебюджетных средств в жилищное строитель- ство; – создание условий для развития и совершенствования ипотеч- ного жилищного кредитования, включая привлечение участников ипотечного рынка; – стимулирование строительства жилья, доступного широким слоям населения, включая создание фонда жилья социального найма, создание сегмента доходного жилья, а также маневренно- го жилого фонда; – стимулирование частной инициативы граждан и формирова- ние условий для создания некомерческих объединений граждан в целях жилищного строительства, в том числе жилищно- строительных кооперативов и строительных сберегательных касс; – устранение и недопущение возникновения правовых и админи- стративных барьеров в деятельности по строительству, предо- ставлению и обслуживанию жилья; – оказание содействия муниципальным образованиям в Липец- кой области при разработке и утверждении документов терри- ториального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий, а также финансиро- вании строительства и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечении благоустроенным жильём граж- дан, проживающих в помещениях, не отвечающих установленным требованиям для жилых помещений Сроки реализации Программы 2011–2015 годы Основные исполнители про- граммных мероприятий Управление строительства и архитектуры Липецкой области; Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой об- ласти; Управление энергетики и тарифов Липецкой области; Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области; Управление сельского хозяйства Липецкой области; Управление образования и науки Липецкой области; Управление социальной защиты населения Липецкой области Объемы и источники финанси- рования Объём финансирования Программы в 2011–2015 годах за счёт средств областного бюджета составляет 7 305,6 млн. рублей. Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются при формировании бюджетов на очередной финансовый год и в про- цессе их исполнения Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показа- тели эффективности – достижение годового объема ввода жилья в 2015 году – 1,15 млн. кв. метра общей площади жилья, что соответствует 1 кв.м на душу населения; – улучшение жилищных условий населения Липецкой области за счет обеспечения ввода в 2011–2015 годах 4,55 млн. квадратных метра жилья; – достижение уровня обеспечения населения области жильем – 30,2 кв. метра общей площади на человека; – увеличение до 70% доли малоэтажного жилья и жилья эконом- класса в общем объеме жилищного строительства; – увеличение до 45% доли семей, имеющих возможность приоб- рести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств; – снижение до 0,64% доли ветхого и аварийного жилья в жилищ- ном фонде; – снижение до 2,8 коэффициента доступности жилья для на- селения Система контроля за выполнени- ем мероприятий Программы Контроль за выполнением мероприятий Программы осуществля- ет администрация Липецкой области II. ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ Глава 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа Реализация конституционного права граждан на жилище – одна из фундаменталь- ных задач любого правового государства. Наличие собственного жилья является одной из базовых ценностей человеческого существования, основных его потребностей, обеспечивающей здоровье нации, формирование семьи и сохранение семейных цен- ностей, стабилизацию и положительное развитие демографической ситуации. Кроме того, жилье, помимо выполнения базовых функций, является, как объект недвижимости, средством накопления капитала и в то же время инвестиционным механизмом в сфере производства и оборота капитала в обществе. Вместе с тем позиционирование роли государства, как гаранта соблюдения этого гражданского права, должно включать в себя и его координирующие действия в разви- тии строительного комплекса и формировании благоприятных инвестиционных условий для того, чтобы обеспечить заинтересованность в реализации жилищных программ самих строительных организаций. Инвестиционно-строительный комплекс в настоящее время является ведущей отраслью, где решаются жизненно важные задачи структурной перестройки материальной базы всего производственного потенциала страны и раз- вития непроизводственной сферы. Мультипликативный эффект инвестиций в жилищную сферу проявляется в логической взаимосвязи интегрированных со строительством от- раслей, приводит к появлению дополнительных рабочих мест (до 6 человек, по данным Национального агентства финансовых исследований), росту заработной платы и, как следствие, потребительского спроса. По имеющимся оценкам, вложение одной денеж- ной единицы в жилищное строительство дает от 2 до 3 единиц прироста ВВП. Необходимость решения комплекса проблем в сфере развития жилищного строи- тельства подчеркивается тем, что, несмотря на создание в Российской Федерации основ функционирования рынка жилой недвижимости, приобрести жилье с использова- нием рыночных механизмов на сегодняшний день способен ограниченный круг семей с уровнем доходов выше среднего. Данные социологических обследований, проведенных в 2009 году, показывают, что жилищная проблема стоит перед 60 процентами россий- ских семей, в той или иной степени неудовлетворенных жилищными условиями. Для 32 процентов семей жилищная проблема стоит достаточно остро и требует решения в бли- жайшие 3 года. При этом каждая четвертая семья имеет жилье, находящееся в плохом или очень плохом состоянии. В Липецкой области доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соот- ветствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, по состоянию на 01.01.2010 года, составляет 38 процентов. Таким образом, более 60% населения Липецкой области улучшить свои жилищные условия в настоящее время не в силах. Помимо низкой покупательской способности населения на рынке жилья существует целый комплекс проблем, который препятствует инвестиционной активности в строи- тельстве, причем речь идет как о невозможности реализации жилищных проектов круп- ными застройщиками, так и о сдерживании инвестиционной активности самих граждан – в части индивидуального жилищного строительства и объединения в жилищные строи- тельные и накопительные кооперативы. Основные причины сложившейся ситуации заключаются в следующем: общее снижение инвестиционной активности в строительстве в период 2008–2009 гг., связанное с последствиями мирового финансового кризиса; слабая проработанность на региональном и местном уровнях документации градо- строительного планирования и зонирования, отсутствие четкой определенности в гра- достроительной политике не позволяет строительному бизнесу грамотно спланировать свою деятельность и оптимально реализовать инвестиционные проекты, что в свою оче- редь ведет к приостановке инициатив по застройке территорий; излишне регламентированная и чрезвычайно громоздкая система выдачи исходно- разрешительной документации на осуществление строительства, получение техни- ческих условий на подключение к объектам коммунальной инфраструктуры и на ввод объектов в эксплуатацию, что приводит к созданию искусственных административных барьеров при реализации строительного бизнеса; отсутствие реально подготовленных для комплексной жилой застройки земельных участков, имеющих инфраструктурное обеспечение; высокая изношенность (до 60–70%) производственных мощностей большинства действующих предприятий промышленности строительных материалов; низкая доступность кредитных ресурсов для строительных организаций, возникшая на волне кризиса и продолжающая оказывать негативное влияние на развитие отрасли в целом; проблема ценообразования в жилищном строительстве, напрямую влияющая на квалификацию рабочей силы в строительстве, себестоимость и качество строительства. 1.1. Состояние жилищного фонда в Липецкой области Общий объём жилищного фонда в Липецкой области, по состоянию на 1 января 2010 года, составляет 29,8 млн. квадратных метров, в том числе: 17,88 – в городах и поселках городского типа (60%); 11,92 – в сельской местности (40%). На муниципальный жилфонд приходится 2,7 млн.кв.метров (9,2% всего фонда обла- сти), на частный – 26,9 млн. кв. м (90,2%), из него индивидуальный – 26,6 млн. кв. метра (89,5%). Жилищный фонд области насчитывает 565 тыс. квартир и частных домов. По сравнению с 2008 годом жилищный фонд в 2009 году увеличился на 535 тыс. ква- дратных метров, или на 1,8 процента. За 2009 год было введено в эксплуатацию 731,5 тыс. кв.метров общей площади жи- лья, в то же время выведено из оборота 115,6 тыс. кв. метра. В ветхом и аварийном состоянии находится 258 тыс. кв. метров общей площади жилых помещений, или 0,9% от всего жилищного фонда области, из него в ветхом со- стоянии находится 175,44 тыс. кв. метра, или 68%, и 82,56 тыс. кв. метра – в аварийном состоянии, или 32%. В 2009 году по ветхости и аварийности выбыло 115,6 тыс. кв. метра, или 44,8% всего ветхого и аварийного жилья. Удельный вес общей жилой площади, оборудованной коммуникациями, в Липецкой области составил: Постановление администрации Липецкой области № 153 от 11.05.2011, г. Липецк Об утверждении областной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Липецкой области на 2011–2015 годы» В целях обеспечения выполнения приоритетного национального проекта «Доступ- ное и комфортное жилье – гражданам России» на территории области, участия области в федеральной целевой программе «Жилище» на 2011–2015 годы, утвержденной по- становлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 № 1050 и в соот- ветствии с Законом Липецкой области от 25.12.2006 № 10-ОЗ «Стратегия социально- экономического развития Липецкой области на период до 2020 года» администрация области постановляет : 1. Утвердить областную целевую программу «Стимулирование развития жилищ- ного строительства в Липецкой области на 2011-2015 годы» (приложение). 2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования. Глава администрации Липецкой области О. КОРОЛЕВ – водопроводом – 81,5%; – канализацией – 80,2%; – отоплением – 92,4%; – горячим водоснабжением – 70,9%; – газом – 89,7%. Обеспеченность одного жителя общей площадью жилых помещений ежегод- но растет и на конец 2009 года составила 25,7 кв.метра, в городской местности – 24,2 кв. метра, в сельской местности – 28,5 кв. метра. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной стати- стики по Липецкой области на 1 января 2010 года, в очереди в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий состояло 21,1 тыс. семей. Из общего числа семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий: 61 процент семьей ожидает квартиры 10 лет и более; 36,7 процента – проживают в общежитиях или в коммунальных квартирах; 2,3 процента – имеют жилье в ветхом и аварийном состоянии. В 2009 году получила жилые помещения и улучшила жилищные условия 361 семья, что на 17 семей (4%) больше чем в 2008 году. Их удельный вес в числе семей, состояв- ших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составил 1,7% (в 2008 году – 1,6%). По состоянию на 1 января 2010 года, потребность населения, проживающего на территории Липецкой области, в улучшении жилищных условий оценивается в разме- ре 3,06 млн. кв. м общей площади жилья, исходя из следующего: 1,6 млн. кв. м – улучшение жилищных условий по принципу: количество членов се- мьи соответствует количеству комнат в жилом помещении (квартире, индивидуальном доме), площадь комнаты принята в размере, равном показателю обеспеченности жи- льем на 1 человека; 0,258 млн. кв. м – на замену ветхого и аварийного жилищного фонда; 1,2 млн. кв. м – на предоставление жилья гражданам, стоящим на учете, как нуждаю- щимся в улучшении жилищных условий, из расчета предоставления 58,83 кв. м общей площади жилья на семью по факту предоставления в 2009 г. Из общего числа потребность в строительстве социального жилья оценивается в объеме 1,5 млн. кв. метров общей площади жилых помещений для предоставления гражданам, стоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и проживающим в ветхом и аварийном жилье. В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Липецкой области до 2014 года численность населения в 2011–2014 годах будет снижаться с 1149,4 тыс. человек до 1134,6 тыс. человек, и годовая потребность во вводе жилья, исходя из 1 кв. м на человека, составляет свыше 1,1 млн. кв. м Таким образом, существующие объемы жи- лищного строительства только на 66% удовлетворяют существующий спрос населения Липецкой области. 1.2. Анализ ситуации в жилищно-строительном комплексе Липецкой области Несмотря на кризисные явления в последние годы в Липецкой области увеличива- ются объемы строительства и ввода в эксплуатацию жилья, наращиваются темпы ввода. С 2002 по 2009 год объемы ввода жилья увеличились в 2,4 раза: с 304,0 тыс. кв. м в 2002 году до 731,5 тыс. кв. м в 2009 году. За последние пять лет рост объемов вводимого в Липецкой области жилья составил 44%. Темпы ввода в эксплуатацию жилья составляют 101–122%. Динамика ввода в действие жилых домов тыс. кв. м 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. Введено в действие жилых домов, тыс. кв. метров общей площади 508,7 620,4 705,1 721,9 731,5 736,8 В % к предыдущему году 120,8 122,0 113,7 102,4 101,3 100,7 Ввод жилья на душу населения, кв. метров общей площади 0,43 0,53 0,6 0,61 0,63 0,64 421, 2 196,3 508, 7 226,1 620, 4 306,4 705, 1 380,3 721, 9 366,5 731, 5 496, 1 736, 8 512, 1 0 100 200 300 400 500 600 700 800 ты с . кв .м 2004 г. 2005 г. 2006г 2007г 2008 г. 2009г. 2010г. годы Объ емы ввод имого в экспл утатацию жил ья в Липецкой обл асти в 2004 - 2010 г.г. (ты с . кв .м.) В с его в в едено жиль я по обл ас ти, в т.ч. Индивидуаль ное жиль е Примечательно, что в последние годы изменилось соотношение объемов ввода в эксплуатацию многоквартирного и индивидуального жилья. Если в 2004–2005 годах ввод индивидуального жилья составлял 47–44% от общего объема ввода жилья, то в 2007 году – 54%, в 2008 году – 51%, в 2009 году – 67%, в 2010 году – 70%. Это говорит о том, что жители области при выборе способа улучшения жилищных условий отдают предпо- чтение строительству индивидуального жилья. Несмотря на то, что в целом по Российской Федерации по итогам 2009 года объемы жилищного строительства снизились на 6%, в Липецкой области темпы жилищного стро- ительства не снижались. В 2009 году введено в эксплуатацию 731,5 тыс. кв. м жилья, что составило 101% к уровню 2008 года, в 2010 году – 736,8 тыс. кв. м, или 101% к уровню 2009 года. Среди субъектов Российской Федерации – лидеров жилищного строительства – со- хранить положительную динамику темпов роста ввода жилья в 2009 году удалось только Московской и Липецкой областям. По области наилучшие результаты в жилищном строительстве достигнуты в следую- щих муниципальных районах и городских округах: в Липецком (1,21 кв.м жилья на душу), Елецком (0,73), Добровском (0,60), Грязинском (0,58), Усманском (0,55), г. Липецке (0,71) и г. Ельце (0,59). В 2010 году в Липецкой области планируется построить и ввести в эксплуатацию жилья в объеме 735 тыс. кв. м. За 10 месяцев 2010 года в области построено и введено в эксплуатацию 420,108 тыс. кв. м жилья, что составило 105% к аналогичному уровню про- шлого года. Рост объемов ввода жилья в эксплуатацию позволил обеспечить значительное уве- личение ввода жилья на душу населения. За 7 лет – с 2002 по 2009 год – этот показатель увеличился более чем в 2,5 раза. 0,23 0,31 0,25 0,25 0,35 0,29 0,28 0,40 0,35 0,30 0,41 0,43 0,35 0,46 0,53 0,43 0,53 0,6 0,43 0,54 0,61 0,42 0,53 0,63 0,42 0,53 0,64 0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 2002г. 2003г. 2004г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. В вод в экспл уатацию жил ья на душу насел ения в Липецкой обл асти в сравнении с показател ями по Российской Федерации и Централ ьному ф едерал ьному округу в 2002-2010 годах Российская Федерация Централ ьны й ф едерал ьны й округ ЛИПЕ ЦКАЯ ОБ ЛАСТ Ь Как видно из диаграммы, с 2005 по 2010 год показатель ввода жилья на душу насе- ления в Липецкой области выше среднего в Центральном федеральном округе и в целом по России и является одним из самых высоких среди субъектов Российской Федерации. Областная целевая программа «Стимулирование развития жилищного строительства в Липецкой области на 2011–2015 годы» 1,15 0,84 0,72 0,69 0,68 0,64 0,64 0,58 0 0,2 0,4 0,6 0,8 1 1,2 Москов ская Тюменская Б ел городская Краснодарский край Чув ашская респ. ЛИПЕ ЦКАЯ Лениградская г.С .-Петербург В вод жиль я на душу населения в регионах - лидерах по жилищному с троитель с тв у в 2010 году В 2010 году по уровню ввода жилья на душу населения Липецкая область заняла 5 место среди субъектов Российской Федерации. Ввод жилья в среднем по области со- ставил 0,64 кв. м на душу населения, что в 1,5 раза превышает среднероссийский по- казатель. 1.3. Ценовой анализ рынка жилья в Липецкой области В докризисный период динамичное развитие ипотечного жилищного кредитования привело в условиях недостаточного объема жилищного строительства к резкому по- вышению цен на рынке жилья. В 2005 году объемы ипотечного кредитования в 7,9 раза превышали уровень 2004 года, в 2006 году в 3,4 раза, в 2007 году в 4,3 раза, в 2008 году в 1,5 раза и выросли в абсолютных цифрах со 133 млн. руб. до 3,3 млрд. руб. Темпы роста стоимости жилья на первичном рынке за указанный период составляли 116,9%, 130,2%, 160,8% и 122,4% соответственно. По данным Управления Центрального Банка РФ по Липецкой области, объем выдан- ных ипотечных кредитов банками в 2009 году сократился в три раза по сравнению с 2008 годом и составил около 1 млрд. рублей. По данным Госстатистики на 1 января 2011 года, стоимость 1 кв. м жилья на первич- ном рынке по области составила 33 595 рублей. Стоит отметить, что за 2010 год цена 1 кв. м жилья возросла на 1367 рублей, или на 4,2%. Это свидетельствует о том, что спрос и предложение на жилье сбалансированы на таком уровне, который дает возмож- ность застройщикам продавать жилье по ценам, позволяющим предприятиям не только выживать, но и развиваться, и при этом открывает доступ на рынок значительно больше- му количеству покупателей для приобретения жилья. Положительным следствием ужесточения условий банков по выдаче ипотечных кре- дитов стало заметное снижение стоимости 1 кв. м на вторичном рынке жилья, который составил на конец 2009 года – 31436 руб., практически сравнявшись со стоимостью квадратного метра на первичном рынке жилья, где реализуется более современное и качественное жилье. Средняя рыночная стоимость 1 кв . м жилья и индекс доступности жилья в Липецкой области в 2000-2010 годы 4794 6476 32391 35149 44157 33923 21754 8681 18505 15722 10891 5,4 3,3 3,3 5,3 4,9 4,7 4,7 4,6 4,9 4,1 4,3 0 5000 10000 15000 20000 25000 30000 35000 40000 45000 50000 2000 г 2001 г 2002 г 2003 г 2004 г 2005 г 2006 г 2007 г 2008 г 2009 г 2010 г ɋтоимость 1 кв . м . ɠилья Индекс доступности ɠилья Вместе с тем в 4 квартале 2010 года средние цены на рынке жилья в Липецкой обла- сти по сравнению с аналогичным периодом 2009 года: – на первичном рынке выросли на 8 процентов с 31 116 рублей до 33 595 рублей; – на вторичном рынке – выросли на 22,8 процента с 31 436 рублей до 38 599 рублей. Это явилось следствием повышения покупательского спроса, а с другой стороны – дефицита на рынке жилья в связи со снижением объемов строительства многоквартир- ного жилья, которое является основным товаром на рынке жилья. 1.4. Строительная индустрия Липецкой области Деятельность строительного комплекса в последние годы была направлена на все- стороннее развитие экономики области. В 2010 году сумма инвестиций в основной капитал составила 91,6 млрд. руб. (105,8% к 2009 году). Объем работ по виду деятельности «Строительство» составил 21,9 млрд. руб. Инвестиции в жилища в 2009 году использованы в объеме 12,4 млрд. руб., их доля в общем объеме инвестиций в основной капитал составила 14,8% против 13,9% в 2008 году. Инвестиции в основной капитал на жилищное строительство (по полному кругу организаций) 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. Млн. рублей 4732,5 5890,7 12509,0 12217,2 12402,2 Удельный вес в общем объеме инвестиций, % 15,6 13,2 19,3 13,9 14,8 В настоящее время Липецкая область полностью обеспечена такими строительными материалами собственного производства, как цемент, сборный железобетон, стеновые материалы, в том числе силикатный кирпич, газосиликатные и шлаковые блоки, бетон- ные изделия (тротуарная плитка, бордюрные камни и др.), известь строительная, песок, щебень, глина. Область располагает мощностями по производству стеновых материалов в объеме свыше 750 млн. штук усл. кирпича в год, сборного железобетона свыше 477 тыс. куб. м, цемента – 1600 тыс. т и имеет богатую минерально-сырьевую базу для про- изводства строительной продукции. Объемы выпускаемой продукции удовлетворяют потребности строителей и населе- ния. Перечень предприятий промышленности строительных материалов на территории области приведен в приложении № 2 . Уровень использования производственных мощностей строительной индустрии Липецкой области в 2007-2009 годах 129,8 367,6 477,4 1599,6 306,2 62% 91% 50% 89% 84% 54% 96% 42% 65% 88% 14% 84% 21% 66% 37% Кирпич строительный, млн. условных кирпичей Цемент, тыс. тонн Конструкции и детали сборные железобетонные, тыс. куб. м Блоки мелкие стеновые из ячеистых бетонов, млн. условных кирпичей Панели и др. конструкции для крупного домостроения, тыс. кв. м общей площади 2009 2008 2009 2009 2009 2009 2007 2008 2008 2008 2007 2007 2007 2008 2007 годовая мощность годовая мощность годовая мощность годовая мощность годовая мощность Информация о запасах полезных ископаемых, необходимых для производства от- дельных строительных материалов, изделий и конструкций, приведена в приложении № 7. Тем не менее в настоящее время слаб социальный заказ на инновационный прорыв в строительстве или производстве строительных материалов. Вместе с тем имеется заинтересованность производителей стройматериалов и застройщиков в реализации проектов по новейшим инновационным технологиям с использованием кредитов банков. Реализация таких проектов позволит существенно увеличить объемы строительства. Связующим звеном между застройщиками и промышленностью строительных мате- риалов, должны стать проектировщики и архитекторы, применяющие в проектах совре- менные материалы и технологии. Сегодня же инновационный продукт не используется до тех пор, пока не станет массовым и будет узаконен нормативами. Следует обобщить разработанные, но не применяемые технологии, исследова- тельский опыт. Для координации деятельности разработчиков и внедрения наиболее востребованных строительной отраслью инновационных технологий и материалов пред- усматривается создать областную информационно-справочную систему строительных инноваций: «Банк инновационных проектов в строительной отрасли Липецкой области». Наиболее востребованными должны стать технологии и строительные материалы, свя- занные с энергосбережением, использованием вторичного сырья и техногенных отхо- дов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz