Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)
№ 1-2/23879-23880/1 ЯНВАРЯ 2011 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА ПЕРЕКЛЮЧАЯ КАНАЛЫ Вечное возвращение Исаак Розенфельд Не будем, любезный читатель, злиться, спорить и вообще заводиться. Давайте лучше вспомним напрасно осмеянное слово «плюрализм». И переведем его для наших насущных нужд при- близительно так: каждому — свое. Есть телеканалы, которые, как черт от ладана, шара- хаются от отечественного кино минувших десятилетий. По-моему, это говорит о хорошем вкусе их владельцев, менеджеров, креативщиков. В самом деле, будет совсем уж дико, если в сетке вещания в соседних строчках ока- жутсякомедияс обещающиммногоеназванием«Пацаны, приспуститештаны» (она идет в первуюрождественскую неделю, однако на каком канале разговелись, я вам не скажу, ищите сами, коли очень надо) и, предположим, «Летят журавли», «Три тополя на Плющихе» или тоже комедия, толькосовсем-совсемдругая—«Операция «Ы». Согласитесь: плохо монтируютсяклыкастаяфизиономия вампира либо сильно хлопочущий лицом Джим Керри с крупными планамиПетра Алейникова, Алексея Батало- ва, Олега Даля. В «Доме-2» «Алые паруса» смотреть не- кому и незачем. Неубеждайтеменя, чтоБаталов,Папанов,Янковский интересны исключительно ностальгирующим по юности старикам.Вранье!КаксказалАлександрБлок:настоящий поэт — величина неизменная. Настоящий актер, настоя- щий режиссер, настоящее кино без «мыла» и пошлости —тоже. Случайно оказавшиеся у телеящика молодые люди прилипают к нему, поддавшись обаянию отнюдь не шедевра, вроде бы такой допотопной «Укротительницы тигров». И даже совсем слабенькая, наивная, всеми забытая «Улица полна неожиданностей» способна их ну, пусть не увлечь, так удивить. Знаете чем?Тем,что ее герой — милиционер, но он никого не мочит, не прессует , не крышует . Очень симпатичный, интеллигентный постовой. Не зря его играет Леонид Харитонов, влюбивший в себя всю страну после фильма «Солдат Иван Бровкин». Кслову, «Улицу...»собираютсяпоказать12январяпо «Домашнему». Хохота до упаду не гарантирую, эстетиче- ских потрясений не ждите, но посмотреть любопытства радиможно.Я, правда, рискнуобратитьвашепросвещен- ное внимание на другой фильм. Его поставил, страшно сказать, пятьдесятпять летназадМихаилШвейцер.Если вамне запало в память это имя, назову его картины—уж их-то вы наверняка помните. «Золотой теленок» с Юр- ским.«Крейцеровасоната»поЛьвуТолстому.«Маленькие трагедии» по Пушкину — да-да, те самые, с Высоцким, Смоктуновским, Золотухиным,Белохвостиковой. «Мерт- вые души» с Калягиным-Чичиковым. Швейцера, умершего десять лет назад, иногда — и справедливо—причисляют к выдающимся режиссерам. Но еще при жизни он, как бы это сказать, присутствовал в советскомкинонемножко сбоку. Был средивыдающих- ся как бы второстепенным. Подозревали, что он эмигри- ровал в классику, избегая тем и сюжетов современных и острых. Подозрения эти не лишены оснований. Говорят, один из ранних швейцеровских фильмов по повести «Тугой узел» замечательного писателя Владимира Тендрякова жутко искромсалацензура.Аизображаласьвнем—прав- диво и жестко — деревня пятидесятых годов прошлого века. На экраны кастрированную ленту выпустили под жизнерадостным названием «Саша Комелев вступает в жизнь». Когда-то я ее посмотрел. Вспоминается нечто куцее, безликое, с финальными кадрами романтично шагающего по пашне улыбающегося паренька. Это напо- минало пародию на соцреалистические сочинения из колхознойжизни, где скотник Ваня берет за руку доярку Манюивосклицает: «Пойдем,Мария, вкоровникнавстре- чу светлому будущему!» После «Тугого узла» Швейцер поклялся больше не снимать о современности. И переключился на классиче- скуюлитературу.Междутемгражданскоготемперамента ему было не занимать. До «Тугого узла» он сделал очень мощную, страстную, остросоциальную драму «Чужая родня». В основе — книжка все того же Тендрякова «Не ко двору». Опять деревня. Антимещанский пафос. История люб- ви, что разбивается, натолкнувшись на стену, разделив- шую нравственные миры героев. Он привык жить не на- живы ради, с комсомольской безоглядностью, стыдясь жадности, потребительства. Она выросла в доме людей прижимистых, как тогда выражались, с психологией куркулей. Думаете, что это конфликт архаичный, чисто «совковый», а родители героини сегодня считались бы персонажами сугубо положительными? Да как сказать. Во всяком случае, есть, мне кажется, смысл воспользо- ваться шансом, предоставленным опять-таки каналом «Домашний», и посмотреть 15 января эту горячую, ис- креннюю, по-хорошему дидактичную ленту. Тем более главные роли в ней сыграли еще очень мо- лодые Нонна Мордюкова и Николай Рыбников, что был воистину «звездой» той поры советского кино. А еще в «Чужой родне» снялся удивительный актер Николай Сергеев.Швейцерпоручилемурольотца. Сергеевнравил- сяоченьразным, новсегдакрупныммастерамрежиссуры — от Михаила Ромма («Девять дней одного года») до Ан- дрея Тарковского («Андрей Рублев», где Николаю Сер- гееву досталась роль иконописца Феофана Грека). Всех этих исполнителей уже нет на свете. Но экран возвращает их нам, позволяет увидеть лица, услышать голоса, почувствовать то, что чувствовали и переживали они. Такое возвращение любимых актеров — это чудо, к которому мы привыкли, но которое все равно остается чудом. Кролики – это не только ценный мех. Это еще и особая «порода» людей, родившихся в год Кролика по восточному календарю. Это «мягкие», «пушистые», очень энергичные и позитивные люди. Как распознать «кролика» среди себе подобных? По дате рождения. Это люди, которым повезло родиться в 1927, 1939, 1951, 1963, 1975, 1987 годах, и те, кто родятся в новом, 2011 году, но уже после китайского Нового года (а его будут праздновать 2 февраля). Сегодня мы расскажем об извест- ном актере, рожденном в год Кролика ЭммануилВИТОРГАН (1939 год рождения): — Новый год – это семейный праздник. И большее количество «новых годов» –можно так сказать? – я провел именно в кругу семьи. Хотя, конечно, встречал его и на гастролях в других городах, даже странах. В этом году отмечу Новый год вЮрмале. Это родной городмоей супруги Ирины, и она жить спокой- но не может, если не побывает там хотя бы несколько дней. В этом году по ее инициативе мы купили в Юр- мале квартиру и поедем отмечать праздник в своем жилище. Это пре- красный город—город песка, сосен, солнца, моря…Мы едем не одни, а с друзьями из клуба Виторгана. Есть такой клуб. Он работает уже восемь лет, мы даем возможность людям – самым разным людям— общаться, помогать друг другу. Наш клуб по- сещают и врачи, и учителя, и чинов- ники, иактеры.Приятнонаблюдать, как люди, еще вчера незнакомые, заботятся друг о друге. Например, чтобы оформить какую-нибудь справку в Москве, могут уйти меся- цы! А если есть возможность обра- титься к друзьям — чего уж греха таить,—всеможно решить в считан- ные дни или даже часы… —Выходит, клуб Виторгана, это такой офис Деда Мороза? —Что-то в этом роде! Но и не это главное, а то, что люди, которые живут в огромном мегаполисе, име- ют возможность теплого человече- ского общения — искреннего и до- брого. Каждый месяц мы на специ- альных заседаниях клуба поздрав- ляем своих именинников, дарим им подарочки, придумываем что-то интересное… — А к Новому году подарки за- купаете? — Тут другая проблема. У меня 27 декабря—день рождения. Иког- да меня спрашивают, что мне хочет- сяполучить в подарок,—яискренне говорю, что ничего не хочу, потому что у меня все есть. Я, слава Богу, все еще востребован как артист. Поэтому главное у меня точно есть: два выходных костюма, в которых я могу выходить к зрителям. — Главное, чтобы костюмчик сидел? — Именно! И проблему с подар- ками я так решил: в свой день рож- дения я сам всем своим гостям дарю подарки – вот такую завел тради- цию, которая меня выручает. — Фильм «Чародеи», который вот уже много лет является симво- лом новогодних праздников, смо- трите? — Не часто. Когда он идет по те- левидению, я, как правило, или ра- ботаю, или отдыхаюне у телевизора. Но на каждом моем творческом ве- чере я обязательно рассказываю об этойкартине – онамне очень дорога. Азрители, конечноже, просят спеть песню «Главное, чтобы костюмчик сидел»… —У вашего героя из НИИЧаро- действа и Волшебства был очень хорошийдевиз: «Вижуцель, не вижу препятствия!». Так он учил героя Александра Абдулова, Ваню, про- ходить сквозь стены. Вы сейчас для себя цели ставите? Под Новый год планируете творческие дела? — Эти слова: «Вижу цель, не вижу препятствия» — придумали авторы романа «Понедельник на- чинается в субботу» братья Стругац- кие. Замечательная фраза! Главное, что она не агрессивная. Если честно, я особо планированием и обозначе- нием целей не занимаюсь. Потому что мое тщеславие, признаюсь, пол- ностью удовлетворено. Я уже полу- чил все, что заслужил. Цель теперь может быть одна: найти хороший сценарий, пьесу. Ведь у актера такая профессия, как у девушек, которые раньше в Москве на улице Тверской стояли: нас, как и их, выбирают. И ничего с этим не поделаешь… — Но сейчас ваш статус сделал вас более свободным? —Сейчас –да.Яушелиз государ- ственного театра, и теперь подчиня- юсь только себе. В моем клубе — культурномцентреВиторгана—ста- вимспектакли, проводимконцерты, устраиваем джазовые вечера. Все замечательно, кроме одного: нужно, кроме творчества, еще ифинансовые вопросырешать. Кроме того, здание, в котором находится наш культур- ный центр, нам, к сожалению, не подарено, а дано в аренду до 2018 года. А потом, как я шучу:«придет матрос, придет солдат» — и все от- нимут. Но это, конечно, шутка… Я очень надеюсь, что новый 2011 год принесет что-то действительно новое и положительное, что даст нам воз- можность спокойно работатьижить. — Конечно, принесет, ведь это ваш год – год Кролика или Кота! —Да,мой?Отлично!Поздравляю всех с наступающимНовым годом! И желаю, чтобы личные цели всегда достигались, но только не во вред другим! Агентство «Столица» специально для «Липецкой газеты» ЗНАМЕНИТЫЕ ЗНАКОМЫЕ | Новогоднее интервью Белые и пушистые? Конечно, Кролики! ПРОГРАММА ТЕЛЕВИДЕНИЯ С 10 ПО 16 ЯНВАРЯ 2011 ГОДА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz