Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)
6 ЛИПЕЦКАЯ газета Страница выØодит по благословению арØиепископа Липецкого и Елецкого Никона Д орога к Храму ВедÖщий рÖбрики Александр Косякин На праздничной иконе изображены все три лица Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. В этот день празднуется день рождения церкви, поскольку на святых апостолов сошел в образе маленьких язычков пламени Свя- той Дух. Тем самым апостолам открылась возможность до конца понимать слова Спасителя, были им ниспосланы и другие дарования. ОбычайэтотидетещеотВетхозаветнойЦеркви,когдадома и синагоги украшались зеленью в Пятидесятницу в память того, как при Синайской горе все цвело и зеленело в день, когда Моисей получал скрижали закона. В праздник Троицы вспоминают и явление Аврааму Троицы в Мамврийской дубраве, поэтому украшенный зе- ленью храм напоминает и ту дубраву. Церкви украшаются березами, цветами в честь обновления, в честь расцвета. Начала. Начала жизни, начала церкви как таковой. * * * А накануне Русская Православная Церковь отмечает Троицкую Вселенскую Родительскую субботу. По Уставу Вселенской Православной Церкви накануне праздника СвятойПятидесятницы (Троицы) совершается заупокойное богослужение, каки в день первойВселенскойРодительской субботы на мясопустной седмице перед Неделей (Воскресе- нием) о Страшном Суде. Эта Родительская суббота получи- ла название Троицкой и так же, как и Мясопустная, пред- варяет собой вхождение в пост, который начинается через седмицу и именуется Апостольским. В этот день принято ходить в церковь и на кладбище к своим родным и близким. Однако прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет по- минание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). После литургии нуж- но отслужить панихиду. Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой. ИСТОКИ | Ǘ ǦеȖерноȝ ȥтолице ȣоȫитаȲт ǝоанна ǫарȥкоȥелȰȥкоȗо — уроȚенца нашеȗо краȓ Голоса добра и зла По совету Алексея Алек- сеевича мы посетили Рус- с кий с т а р ч е с кий д ом (Soc i edade Fi lantropi ca Paulista). Встречены были очень радушно. Президент этого заведения Игорь Ана- тольевич Шнее любезно принял нас в своём кабине- те, рассказал немного об истории дома, показал не- которые интересные доку- менты. У истоков основания Русского старческого дома в Сан-Пауло стояли бывшие русские офицеры и кадеты. Среди тех, кто закончил здесь свои бренные земные дни, были даже лица импе- раторской крови, к приме- ру,МарияМенгден (Лихтен- берг) — правнучка импера- тора Николая I и Инна Пав- ловна Святослав-Мирская (родственница В.И. Не- мировича-Данченко). Много внимания удели- ла нам, взяв на себя полно- мочия гида, Елена Конова- лова, занимающая долж- ность суперпровизора. Ро- дом она из-под Тюмени. Се- мья её родителейпострадала в своё время от репрессий. Елена провела с нами не- большую экскурсию по старческому дому. Очень отрадно было увидеть здесь православную часовню, комнаты в русском стиле, с самоварами, матрешками, пасхальными яйцами. За- помнились в одном из хол- лов рисунки по сюжетам сказки Пушкина «Руслан и Людмила», талантливо вы- полненные местными ху- дожниками. Елена познакомила и с несколькими обитателями Русского старческого дома. Первой оказалась Серафима ИгнатьевнаПлотз (в девиче- стве Чистохина). Ей 90 лет. Сама она уже передвигается П¢ТИА , 10 И¡НЯ 2011 № 112 (23990) ТРОИЦА День начала Церкви В воскресенье весь православный мир будет отмечать один из 12 главных праздников церкви — «Троицу», который приходится на пятидесятый день после Пасхи. Отсюда и второе его название — «Пятидесятница». Сегодня это стало очень модным делом — готовить еду. На разных каналах по- казывают, как именно это нужно делать. Знаменитые актеры играют свои новые роли — хозяек, поваров, кулинаров. Они мечутся по кухне, что-то рассказывают, вспоминая заученное из «Поваренной книги». Ши- пит «Тефаль», зрителиапло- дируют, но над всем этим нависает теньСтаниславско- го с его знаменитым «Не верю!»Подозреваю, что сра- зу после передачи все наго- товленное сами «звезды» брезгливо отправляют в му- сорное ведро… Каждый, кто хоть раз сидел за столом в монастыр- ской трапезной, отмечал отменный вкус пищи. И удивлялся: ничего вроде особенного, никаких разно- солов, да еще блюда пост- ные, а вот подижты—паль- чики оближешь. В чем же дело? На любой приходской или монастырской кухне крестным знамением осеня- ют не только полученные продукты, но даже посуду. К тому же многие, прежде чем прийти на кухню, перед послушаниемуже получили благословение священника, приложились к мощам свя- тых после утреннего прави- ла. На муке, крупах и дру- гих продуктах часто начер- тано изображение креста. Всякое дело здесь начи- нают с молитвы. При зажи- гании огня от спички гово- рят: «Господи, благослови!» Прежде существовали даже понятия: «благословенный огонь» и «неблагословен- ный». Один служил людям, от другого случались непри- ятности. Самые страшные пожары на Руси возникали после того, как при возжи- гании огня ругались срам- ными словами или допуска- ли проклятья. Огонь в плите возжигает- ся свечой от неугасимой лампады. Так же можно, нужно поступать православ- ному в своем жилище. Посещая столовые, фе- шенебельные рестораны, мы не знаем— на пользу или во вред нам будет пища. Пото- му, что мы не ведаем, как и кто ее готовил. И если ужвы оказались за чужим столом, самое лучшее, что можно сделать — перекрестить блюда и прочитать молитву. Святые отцы учат, что для здоровья — душевного и физического — важно еду готовить с молитвой, при- зывая имяБожие. Авсе про- дукты, купленные на рынке или в магазине, обязательно нужно перекрестить и окро- пить святой водой. ТРАДИЦИИ | Кое - ȫто о Ȗкуȥноȝ и ȣолезноȝ ȣиȭе Ангелы за трапезой Александр Александров Мы не знаем, откуда приходят к нам болезни. И не задумываемся об этом, пока полны сил. Но когда они все-таки приходят, удивляемся: надо же — такой моло- дой, а уже язва желудка. Ведь и питался всегда хорошо… Официальная медицина тоже не видит истинных причин многих заболеваний. Роман Ромашин В небольшом старинном данковском селе Бигильдино всем миром восстанавливается храм Богоявления. Эта скромная обитель примечательна тем, что в конце позапрошлого века в семье ее настоятеля — священника Александра Кочурова родился сын Иван, известный всему православному миру как святой Иоанн Царско- сельский. Он первым принял мученическую смерть от рук безбожников. Случилось это в октябре 1917 года. «Вина» расстрелянного протоиереяЕкатерининско- го собора заключалась лишь в истовом чтении молений о прекращении братоубий- ственной брани во время захвата летней царской ре- зиденции большевиками. Тогда части красных пали- ли по ненавистному Цар- скому Селу прямой навод- кой из артиллерийских орудий, словно по окопам кайзеровских солдат на пе- редовой Первой мировой. Находившиеся по ту сторо- ну баррикад тысячи мир- ных жителей роптали и осеняли себя крестным зна- мением. Вот как описывает эти драматические события в своемдневнике двоюродный брат Николая II князь Вла- димир Палей. «Мы узнали, что один священник царско- сельский расстрелян (про- тоиерей Иоанн. — Прим. авт.) , а два или три других арестованы. Это за служение молебнов во время боя и за устройствокрестногоходапо Царскому. Теперь я себе объ- ясню жуткий колокольный звон, до боли диссонировав- ший с еще более жуткой ка- ноналой. ГолосаДобра и зла! Но чтоможет быть хуже рас- стрела, служба церковная в Царском запрещена. Разве это не знамение времени? Разве не ясно, к чему мы идем и чем это кончится? Падениеммонархий, ограни- чением прав христиан, все- мирой республикой и — не- сомненно—всемирной тира- нией». Какие удивительные, пронизанные болью слова очевидца-аристократа, рас- стрелянного большевиками в уральском Алапаевске всего лишь год спустя! Пе- чальная судьба ожидала и Екатерининский соборЦар- ского Села, созданный по проекту небезызвестного липчанам зодчего Констан- тина Тона, являющийся копией храма Христа Спа- сителя. Под стать внешнему облику было и внутреннее его убранство — одного из самых благолепных во всей империи. Достаточно ска- зать, что его интерьер укра- шали картины великих ма- стеров кисти эпохи Возрож- дения — итальянца Пабло Веронезе и голландца Ван- Дика. Божий дом был до- вольно большим—там мог- ли находиться две тысячи молящихся. Однако богоборческой власти было не до почита- ния православных запове- дей и духовных ценностей. Каки тысячи других храмов по всей стране, собор после р е в о люции п о д в е р г с я осквернению. По воспоми- наниям очевидцев, тогда драгоценные оклады икон разбивали, а иконы из пя- тиярусного иконостаса ко- лоли, как березовые пеньки, топорами. Прихожане пла- кали, а расколотые образа сжигали в кочегарке собо- ра. А белой ночью июня 1939 года обнесенный на- скоро сбитым забором храм вздрогнул от удара неимо- верной силы. Его взорвали — уцелел лишь фундамент. Но свято место пусто не бывает: там, где находился собор, установили памят- ник... вождю мирового про- летариата. Типовая скуль- птура простояла здесь не один десяток лет, пока в се- редине девяностых годов прошлого века обществен- ность не заговорила о необ- ходимости восстановления архитектурного шедевра. Был создан проект, и начал- ся сбор народных пожертво- ваний. За несколько лет со- бор в городе Пушкине вы- строен заново. В минувшем году чин его освящения со- вершил Патриарх Москов- ский и всея Руси Кирилл. Именно здесь сегодня бережно хранится память о видном подвижнике право- славия — просветителе Се- верной Америки и соратни- ке патриарха Тихона. Для нас особенно важно, что левый престол воссозданно- го Екатерининского храма освящен в честь отцаИоанна Царскосельского, там же покоятся его мощи. Эту весть с радостьювосприняли на малой родине святого. — Замечательно, что память о нашемотцеИоанне живет в восстановленном соборе пригорода Петербур- га,—говорит староста Бого- явленской церкви в селе Бигильдино Владимир Бе- ляев. — Гордимся тем, что из нашего села вышел такой подвижник Православия, почитаемый всейРоссией. У местного храма в его честь установленпамятныйкрест. Так что жителям обла- сти, которымпредоставится возможость побывать в Се- верной Пальмире, стоит по- сетить храм, ставший своего рода памятником Иоанну Царскосельскому. Протоие- рей в окровавленной рясе, как воин, исполнил свой долг до конца, таки не сойдя с паперти собора. ...Ярко сияют на июнь- ском солнышке вызолочен- ные крестывеличественного Екатерининского храма. Того самого, где промыслом Божьим сыну земли данков- ской суждено было закон- чить свой земной путь и пе- реселиться в вечность. Екатерининский собор в Царском Селе, восстановленный в 2010 году. РУССКИЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ | Ǣаши ȥоотеȫеȥтȖенники Ȗ ǖразилии ȣоȠнȓт о родине Удел их — старческий дом В одном из выпусков «Дороги к храму» мы рассказали о готовящемся перезахоронении праха Сергея Бехтеева, русского поэта, «царского гусляра», уроженца села Липовка Задонского района из французской Ниццы на родину. Для решения этого вопроса наш земляк , известный православный писатель Владимир Невярович с автором- исполнителем песен-притч Светланой Копыловой побыва- ли в Бразилии, где живет единственный племянник Бехтеева Алексей Алексеевич. Разрешение от него на перезахоронение было получено. Но в рамках визита путешественникам удалось посетить Русский старческий дом — явление хоть и редкое, но для заграницы обычное. Мы посчитали необходимым позна- комить читателей с этой темой и попросили Владимира Константиновича рассказать о своих впечатлениях и о том, как живется русским в далекой загранице. только с помощью каталки. Поразили ее ясный ум и память. Отца Серафимы Игнатьевны убили во время революции. Маме с детьми удалось уехать в Харбин. В КитаеСерафимаИгнатьевна получила образование и стала хореографом. Она была известной в своё время балериной, а позднее педа- гогом. Но, переехав в Брази- лию, вскоре поняла, что бразильянки к балету не очень расположены, потому открыла свою небольшую частную фирму по пошиву кошельков из кожи, чем и зарабатывала себе нажизнь. Детей у Серафимы Игна- тьевны нет. Другим интересным со- беседником стал Владимир Аркадьевич Кокичев, 1931 года рождения. Судьба его оказалась не менее интерес- ной, хотя и не более радост- ной. Его дедушка , Кокичев Владимир Никитович, слу- жил личнымповаром у царя Николая II. После револю- ции семья Кокичевых пере- ехала вХарбин, где и родил- ся Владимир. Отец Влади- мира –АркадийВладимиро- вич, увлекался боксом, смог получить фельдшерское об- разование.Мама, Екатерина Николаевна, в девичестве носила поистине царскую фамилию — Романова. В Бразилию семьяКокичевых переехала в 1957 году. Ни китайский, ни португаль- ский языки не стали для Владимира родными. Всю своюсознательнуюжизнь он жил лишь Россией и посто- янно думал о ней. Свою се- мьюон не заводил. Увлекал- ся русской музыкой, теа- тром, пел в полупрофессио- нальном (кажется, каза- чьем?) хоре. В комнате у Владимира Аркадьевича множество фотографий рус- ских певцов и артистов: Любови Орловой, Клавдии Шульженко, Александра Вертинского, ФедораШаля- пина и других. Поразили его доброта и скромность. Он всё время пытался что-то доброе сказать, чем-то угостить, сделать приятное. Ещё запомнилась Татья- на Соболева (урожденная Крылова), родители кото- рой родом из Балашова и имели в свое время там за- вод по производству подсол- нечного масла. Она ушла в старческий дом, дабы улуч- шить жилищные условия своих детей. До сего време- ни сама водит машину. Предлагала нам свои услуги как водитель и свой транс- порт. Прощались мы как ста- рые и добрые знакомые. На следующий день руковод- ство Русского старческого дома намеревалось связать- ся с премьер-министром России Владимиром Пути- ным. К этому подвигало сложное материальное по- ложение, в котором оказал- ся ныне русский дом и на- дежда на помощь России. Записал Сергей Константинов Однажды святителяФео- фана Затворника спросили, когда священнику можно уходить на покой. Старец от- ветил: «Пока Господь не вы- пряжет—тяни!» Он и тянул — самый пожилой, самый уважаемый, самый мудрый из всех. Прожив долгую счастли- вую жизнь в семье, отец Владимировдовеливпослед- ние годы стал насельником Богородицкогомонастыря.И продолжал служить. У него был дар слушать, выслуши- вать людей, впитывать их боль и превозмогать ее, как свою. Каждое утро добирал- ся до храма одной и той же дорогой—от своей келейки. Итогда совсехсторонспеши- ли к нему и монашествую- щие, и послушники, и при- хожане — за благословени- ем, чтобы хоть на секунду прикоснуться к его теплой крестящей руке… Он с трудом поднимался покрутойвинтовойлестнице в алтарь, а оттудашелк свое- муместечкувхраме, сразу за святыми мощами угодника Тихона, садился на низень- кую скамеечку — ноги уже плохо слушались — испове- довал, вникал, советовал, вразумлял, помогал. Какэто делалвсегда,какпривыквсю жизнь—ведь он три десяти- летиябыл соборнымсвящен- ником Задонска. Исповедники удивля- лись: какже онвыдерживает в такие-то лета…Но с годами кнемувсе большешлолюдей со своими бедами — батюш- ка никогда не осуждал каю- щегося, наоборот, старался ободрить, утешить, напоми- ная о неисчерпаемой мило- сти Божией. Такая исповедь запоминалась надолго, она меняла человека к лучшему, делала его взрослее духовно и ближе к Господу. Последние годы он жил обособленно, в одной из ке- лий в дальнем углу обители. Здесь был небольшой вино- градник, удобная теплая ла- вочка. Он грелся по-стари- ковски на солнышке в сво- бодную от службы минуту, думал о своем и много мол- чал. Даже вмонастыре не все знали, когда батюшка при- нял монашеский постриг, а потом и схиму — высший ангельский чин, став иеро- схимонахом Феофаном. Он старалсяжить тихо, смирен- но, не привлекая к себе вни- мания. Жил с Богом и ради Бога, повторив путь, прой- денный задонскими стар- цами-подвижниками… В конце мая его не стало. Господь призвал батюшку к Себе. Гроб стоял в храме у алтаря, проститься с усоп- шим, отдать последнее цело- вание, пришли все, кто знал, кто помнил соборного про- тоиерея Кондратюка. Мона- шеский чин погребения со- вершил правящий архиерей Липецкой и Елецкой епар- хии архиепископ Никон в сослужении с духовенством обителииприходов епархии. Послепанихидыгроб с телом крестным ходом обошел со- бор. В последний раз. А на старом монастыр- ском кладбище среди елей появился еще один холмик. Теперь сюда приходят люди со своим, сердечным, и тихо беседуют с батюшкой… ПАМЯТЬ Он жил с Богом Александр Косякин На днях братия Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря простилась со схииеромонахом Феофаном. Весь монастырь знал его шаги – так передвига- ются очень пожилые люди, —метр за метром, «движком», «лодочкой», но вперед, к цели. А какая цель была у батюш- ки, ясно всем… ФОТО АЛЕКСАНДРА МУРЗАКОВА Отец Владимир исповедует. 2010 год. ȿсть в государстве российском один вопрос , который поднимается с регулярностью , достойной лучɲего применения . Ɋечь о выносе тела Ленина из Ɇавзолея . В очередной раз проблему обозначил депутат Ƚосдумы Владимир Ɇединский . ɑто сразу вызвало бурю ɷмоций в Интернете . Приводим точку зрения по суɳеству проблемы протодиакона Ʉураева , которую в известном смысле моɠно считать оɮициальной позицией ɐеркви . Итак , профессор Московской духовной академии прото - диакон Андрей Кураев назвал очередную шумиху « зондажем общественного мнения » и призвал лидеров страны ясно вы - сказать свою позицию . « ə думаю , что эти игры надо как - нибудь заканчивать . На - деюсь , что высшие лица — руководители нашего государства — смогут взять на себя ответственность за решение вопроса о Мавзолее и его использовании », — сказал отец Андрей корреспонденту « Интерфакс - Религия ». И уточнил , что хотел бы « услышать внятные позиции от руководства страны по этому вопросу ». Сам отец Андрей « был бы рад , проходя по главной пло - щади страны не вспоминать ничего о том , кто начал раз - рушение » его Родины . « Решение должна принимать не та или иная группа людей , и тем более не Церковь , а высшее руководство страны . Они должны решить : они считают себя продолжателями дела Ленина или нет », — убежден собе - седник агентства . Виктор Сальков Зондаж продолжается? ЗАЦЕПИЛО! КСТАТИ На заре христианства существовали братские трапезы, а пиры Владимира Красное Солнышко вошли в былины. Крестившийся князь буквально следовал Евангелию, звал за свой стол всех. Не только жители Киева собирались за княжеским столом, но и все нищие, стоявшие вдоль дорог, а больным еда посылалась на дом. Так князь воплощал в жизнь идею братства во Христе всех без исклю- чения людей. А средством единения была трапеза. ФОТО ОЛЕГА КУПРИЕНКО
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz