Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

№ 107/23985/ 3 ИЮНЯ 2011 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 Оля П. В день, когда мы приехали в детский дом, Оле исполнилось 14 лет. Девочке нравится заниматься спор- том. Не так давно Оля заняла второе место на соревнованиях по легкой атлетике. Она заме- чательно играет в настольный теннис. Маму и папу, лишен- ных родительских прав, она уже почти не помнит. Оля не таит зла, старается улыбаться ипомогать взрослымималень- ким. А еще: узнать что-то но- вое. Занимается в театральной студии. Учиться отлично не полу- чается, хотя девочка старает- ся. Поэтому она решила закон- чить училище или колледж, чтобыполучить профессиюповара. Апотомуже попробовать поступить в вуз на вечернее или заочное отделение. Андрей М. Никто не на- вещает мальчика, хотя в этом детскомдоме онживет уже три года. Пятый класс закончил с двумя тройками. А вот по физ- культуре у него чуть лине пять с плюсом. Крепкий, быстрый, занимается конькобежным спортом, отжимается от пола 30 раз без передышки. Зани- мается спортивными танцами. «Надо развивать себя самому, а не ждать, когда подтолкнут в спину!» — считает Андрей. Курить не пробовал и не со- бирается, отрицательно отно- ситсяк алкоголю. Авот вкусно поесть любит. «Картошки бы жареной и большую тарелку салата! Если кто-то возьмет в семью, тояпопрошунаучитьменя готовить», —высказывал свои мысли мальчик. 12 ноября 2011 года ему исполнится 12 лет. Хороший, открытый, добрый парень. Володя Е. Родился 17 мая 2001 года. Честный парень. Занимается в театральной студии, хорошо поет, играет на аккордеоне. У него отлич- ная память. А вот оценки по школьным предметам сла- бенькие. Скорее всего, ему нужна по- мощь опытного психолога, лю- бовь и внимание тех взрослых, что хотя бы на время каникул забрали Володю в семью. Старшие сестра и братья этого сделать не могут. Не состоялись пока в жизни. Ро- дителей Володя давно не инте- ресует. Вот так бывает. * * * Всех, кто мог бы забрать этих детей на время летних каникул в семью, просим звонить по телефонам: 32-94-17, 32-94-18, 32-94-19 (опека и попечительство управления об- разования и науки Липецкой области). ВСЕ ДЕТИ — НАШИ Найди меня, мама! РАМПА Во власти «Театрального синдрома» Галина Кожухарь, ведущая рубрики Ольга Белякова, фото НАСЛЕДСТВО | Ǭто ȣодарил ȩудоȚник зеȠлȓкаȠ Когда ты стоишь на живой земле… И. Неверов В начале, как и положено, было слово. Учитель спросил ученика: — Тебе понравился наш музей? —Понравился, — ответил ученик. —Но почему в нем нет картин? —Да где ж их возьмешь? — сказал учитель и, скорее всего, не без намека внимательно посмотрел на ученика. — Будут у вас картины, — пообещал ученик. Учителя звали Василий Павлович Соседов. Он был немолод — работал в школе уже задолго до войны. Ти- пичный провинциальный интеллигент, энтузиаст, сер- дечно привязанный к тому месту, к тому крохотному пятачку русской земли, на котором жил и учил детей. Вместе с еще двумя такими же данковскими патрио- тами он добился открытия маленького краеведческого музея. И теперь с удоволь- ствиемпоказывал его учени- ку, известномумосковскому художнику, приехавшему погостить в родной город. Тот мимолетный раз- говор имел продолжение… Спустя какое-то время сто- личный живописец Андрей Плотнов привез в Данков шестьдесятковкартинкруп- нейших мастеров. ...Провинция умеет быть по-особому памятливой и благодарной. Ритм еежизни не натягиваетине рвет нити, соединяющие поколения, с такой безжалостной силой, как в больших городах. Вероятно,вМосквенынче немногиепомнятоПлотнове. Разве что стареющие его уче- ники да искусствоведы, спе- циализирующиесянаистори- ческойипортретнойживопи- си.Вообще-тоон иприжизни не был модным автором. Ни тебе авангардистских экспе- риментов, ни дерзкого само- ценного колорита, ни черну- хи, ниучастиявкрамольных «бульдозерных выставках». Традиционалист, реалист, Плотнов не конъюнктуры ради писал эпические хол- сты «Штурм Севастополя» или «Куликово поле». Едва закончив «суриковку», он стал военным художником студии при Главном полит- управлении погранвойск. Ездил на фронт, работал над портретами бойцов, плака- тами «Окон ТАСС». Он был советским человеком и увле- ченно создавал триптих, по- священныйЮриюГагарину, писал первого коменданта Берлина Берзарина, космо- навтаВалентинаТерешкову, целинников… Кому это те- перьинтересно?Хорошоеще, если бросив беглый взгляд на что-то из плотновского наследия, новая публика не произнесет как приговор, не подлежащий обжалова- нию: «совок». Что ей чья-то искренняя вера, талант, за- видное владение ремеслом? Не те темы, не тот стиль, не тот дух… В Данкове, однако, к Плотнову относятся иначе. Приезжему может, пожа- луй, показаться, что в городе царит прямо-таки культ Плотнова. Его имя носит открытая благодаря ему га- лерея. А десять лет назад к нейприбавилась ишкола ис- кусств, опятьже названнаяв честь этого художника. Мне там с ходу гордо сообщили: на то было заранее получено согласие при жизни Андрея Ивановича. Сам Плотнов в семидесятом году удостоил- ся титула Почетного граж- данина Данкова. А сейчас одна из выпускниц школы искусств в качестве диплома решила представить кар- тины, изображающие, как он писал свой гагаринский триптих. Они пока не закон- чены, но мне их показали. Ну, чтоже. Выходит, ипосле смерти мастера у него могут появляться ученики. Конечно, земляки доро- жат памятью Андрея Ива- новичапомногимпричинам. Не всякий райцентр был «малой родиной» заслужен- ного художникаРСФСР.Но, в первую очередь, Плотнов для данковчан — создатель галереи или, как когда-то любили красиво, пафос- но выражаться, — «малой третьяковки». В ее стенах хранится около восьмисот полотен поистине больших художников, о которых до сих пор знают все мало- мальски неравнодушные к искусствуроссияне.Яназову хотя бы несколько имен без комментариев — они тут наверняка не требуются. Нисский. Ромадин. Кер- бель. Кукрыниксы. Ефанов. Томский. Кончаловский. Кибрик. Соколов-Скаля. Фаворский… Не слабо, как говорят нынешниемолодые. Причем авторы сами дарили свои произведения галерее. Ине наброски, не почеркуш- ки, не торопливые этюды, а вещи, имеющие полное право занять место в любой элитарнойколлекции. Разве могли они подсунуть Плот- нову, сагитировавшему их на участие в благородном проекте, что попало? Спустя годысотнипроиз- ведений данковской «малой третьяковки» — это и на- стоящее искусство, и свиде- тельство ушедшей эпохи, ко- торуюненакроешь, не закро- ешь одним-единственным ярлыком с надписью «тота- литаризм»». Старшийнауч- ный сотрудник музеяИрина Егорова даламне справку: за год здесь бывает около двад- цати девяти тысяч посетите- лей. Восновном, разумеется, школьники. Кого-то, хочет- ся верить, восхитят прелест- ные, полные света пейзажи. А кто-то посмотрит на лица «Незнакомки» Цыплакова или на бородатого крестья- нина, опускающего бюлле- тень в урну для голосования на картине самого Андрея Плотнова, и задумается: так ли уж все в прожитом его предками столетии было линейно, однозначно, так ли обездолены и бесцветны были люди советского вре- мени, как о том твердят по телевидению и толкуют в иных учебниках? В каждом большом или маленькомпровинциальном городе есть своя «изюмин- ка». ВДанкове это—галерея Плотнова. Основав ее, Ан- дрейИвановичразинавсегда что-то изменил в атмосфере, в структуре культурного пространства своей «малой родины».Иэто уженеможет устареть, износиться, обесто- читьсянисегодня, низавтра, ни через пятьдесят лет. … «Если наша дружба по сей день не угасла, то на правах старого знакомого предлагаю несколько луч- ших своих работ…», «Вол- нует та живопись, которая существует, когда тыстоишь наживой земле, а она входит в тебя невидимыми нитями, итычувствуешьприлив сил, бодрость, смелость говорить с природой на ее языке…» Это отрывки из писем, присланных в конвертах с обратным адресом: Тал- лин, Эстония. Бог весть, как вышло, что около двух десятков картин тамошнего живописца Анатолия Уме- ренкова попали когда-то в данковскую«третьяковку». Но с той поры связь с этим самобытным художником не прерывается. Искусство- ведыназывают его творения «живописнымимиражами». Некоторые умеренковские вещи перекликаются с му- зыкальными композициями в цвете Чюрлениса, некото- рые заостренно тревожны, нервны, драматичны. Унего настойчиво и искренне в разных тональностях звучит вопрос о том, что ты, кто ты, человек, в этом изначально прекрасном божьем мире? Разрушитель, потребитель, хранитель? Или, как более конкретно и жестко сфор- мулировал в своеминтервью сам художник: «Для чего человеку надо так много? Ну, взяли бынемногоиуспо- коились, а то и копают, и ка- чают, ирежут бесконечно…» Почему-то русскому жи- телю далекой Эстонии, что ни разу не бывал в Данко- ве, очень хочется, чтобы в здешней коллекции было побольше его картин. Он дарит их щедро, а в письмах словно бы извиняется за эту щедрость. Жалко, что пока не только холсты Уме- ренкова, но и сотни других замечательных работ лежат в запасниках. В маленьком зале маленького музейного здания удается разместить оченьнемногоеиз накоплен- ных данковчанами с легкой руки Плотнова сокровищ. Но с некоторых пор появи- лась надежда на перемены… —А у нас уже верующие собираются, служба идет, — сказали мне сотрудники музея. Действительно, в одном из залов я увидел, кроме стоящих уже на полу у стен пейзажей, иконы и все самое необходимое для богослужения. Старинное церковное здание, где по со- ветской традиции «посели- ли» музей (повезло еще, что не склад или мастерскую!), решено передать в ведение епархии. А экспонаты и, разумеется, ценная живо- писная коллекция должны переехать в трехэтажное строение, где некогда было музыкальное училище. Три этажа—да об этоммузейщи- ки имечтать не смели! Тогда и «третьяковка» будет не такой уж малой, появится возможность одновременно выставлять гораздо больше полотен. А один из залов полностью отдать Андрею Ивановичу Плотнову — уж кто-кто, а он этого достоин… Они строят планы, сами еще не веря, что они осуще- ствятся. Понадобится ведь немало средств для рекон- струкции нового (вернее — старого) помещения. Но глава района обещал, что все будет сделано, распорядился составить смету. Думаю, это справедливое решение. В нынешнем году данковский музей отпразд- нует пятидесятилетнийюби- лей. Тысячи экспонатов накоплены за полвека, но многие из них посетителям еще не удалось показать! Если новоселье состоится, ситуация изменится. Кстати, скоро данковча- неотметятидругуюкруглую дату: девяносто пятый день рожденияАндреяПлотнова. Как знать, быть может, он там, невидимо, но присталь- но наблюдает, как сложится судьба его детища.Наблюда- ет, ждет и надеется вместе с нами, оставшимися на этой, как пишет эстонский собрат Андрея Ивановича, живой земле. Аживая-то она еще и потому, что способна беречь память, красоту и опыт ми- нувшего... И в самом музее, и в школе искусств им. Андрея Плотнова царит дух любви художника к своим землякам и наоборот. ФОТО АЛЕКСАНДРА ЮШКОВА Сергей Малюков Экспериментальная версия «Спящей красавицы», «Ромео и Джульетта» в форме социальной драмы, разворачивающейся в пиццерии, документальный театр с непрофессиональ- ными актерами, которым далеко за восемьдесят, и другие не менее интересные проекты вошли в програм- му международного фести- валя «Театральный син- дром», открывшегося в Липецке. Масштабный культурный проект, орга- низованный Фондом Михаила Прохорова, проводится в областном центре уже второй раз. — Благодаря фестивалю липчане получили прекрас- нуювозможностьзнакомить- сяссамымиинтереснымияв- лениями на мировой сцене. Спектакли «Двенадцатая ночь» и «Донка», показан- ные в прошлом году, стали заметными событиями в на- шем, не избалованном гром- кими премьерами, городе. С нетерпением ждем новых спектаклей, надеясь на ин- тересныеоткрытияипродол- жение сотрудничества,—от- метилнапресс-конференции заместитель начальника областногоуправлениякуль- туры и искусства Владимир Кравченко. На этот раз в наш город привезли пять разнопла- новых спектаклей, рассчи- танных на самую разную зрительскую аудиторию. — Многие работы станут фактически российскими премьерами, ихдаже покане успелапосмотретьстоличная публика.Формируяпрограм- му«Театральногосиндрома», мыстарались включить внее постановки, отражающие самыеактуальныетенденции современного театра. Очень хочется, чтобы они нашли отклик у липецкой публики, ведь с учетом ее мнения мы будем формировать дальней- шую программу, — говорит членэкспертногосоветаФон- да,театральныйкритикДина Годер. Фестиваль стартовал 31 мая показом на сцене ака- демического театра драмы имени Льва Толстого спек- такля «Спящая красавица» екатеринбургского театра «Провинциальные танцы». Постановка восьмикратно- го номинанта театральной премии «Золотая маска» хореографа Татьяны Бага- новой посвящена исследо- ванию извечного вопроса взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Это инсталляция, выполненная профессиональными танцо- рами на сцене, органичная смесь хореографии и мощ- ныхвизуальныхобразов, так характеризуют эксперимен- ты Багановой критики. Не менее необычный хо- реографический опыт пред- ставила липчанам на сле- дующий день норвежская танцевальнаякомпанияДжо Стромгрена. «Дань танца искусству футбола» — это попытка соединить два столь мощныхистольразныхнача- ла—танец и спорт, и понять их истоки. Спектакль выяв- ляет сходство этих двух зре- лищ, приносящих истинное удовольствие их ценителям. «Быть старше 70 лет и не являться профессиональным актером»—вотглавныеусло- вия для участия в проекте французского режиссера Ди- дье Руиса «Я думаю о вас…». Дидье Руис занимается документальным театром и ставит спектакли с обычны- ми пожилыми людьми. И в каждой стране, в которую он приезжает с гастролями, постановкаоказываетсяуни- кальной:внейзадействованы новые участники и рассказа- ны новые истории. Со сцены звучат воспоминаниялюдей, многоеповидавшихвжизни, необработанная живая речь, — и из этих личных расска- зов о молодости и о стране складывается спектакль. «Я думаю о вас» шел в 19 странах Европы и Юж- ной Америки. В России его создавали совместно с Французским культурным центром в Москве четыре года назад. Планировалось, что спектакль дадут всего 3 раза в рамках фестиваля. Но реакция зрителей ока- залась столь неожиданной, чтопостановка была сыграна 9 раз подряд. А потом про- ект с успехом прошел и во Франции. Самому старшему его участнику сейчас уже 88 лет. Липчане увидели этот спектакль на сцене драма- тического театра на Соколе. Всубботув13.00вдрамте- атренаСоколепокажут спек- такль компании Pour Ainsi Dire «Зима. Четыре собаки кусают мои руки и ноги», по- лучивший французскую теа- тральнуюпремиюзалучшую постановку для детей. А во вторник, 7 июня, в 19.00 липецких театралов ждет встреча с нашумевшей в Европе постановкой литов- ца Оскараса Коршуноваса «Ромео иДжульетта». Цены на билеты на все спектакли самые демократичные. По словам организаторов, они даже готовы бесплатно пу- скать студентов, размещая их на ступеньках.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz