Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)
П¢ТИА , 3 И¡НЯ 2011 № 107 (23985) 4 ЛИПЕЦКАЯ газета Елена Глазатова В 1860-х годах, в эпоху Великих реформ, за сельскими школьными наставниками закрепилось простое и в то же время гордое звание: «народный учитель». Оно вошло в обиход с принятием Положения о начальных народных училищах 1864 года, способствовавшего массовому открытию сельских начальных школ. В ХХ веке это понятие распространилось и на городское учительство. Народный учитель со второй половины ХIХ века — не просто профессия, а еще и особенный, аскетиче- ский образ жизни. Не каж- дый мог решиться отдать себя такому служению. Про- свещение крестьянства в большинстве случаев обо- рачивалось делом неблаго- дарным, ради которого при- ходилось жертвовать мате- риальным положением, карьерой, семьей, здоро- вьем, а иногда и жизнью. В голодные годыучителя спасали крестьянских ребя- тишек, организовывая на свое более чем скромное жа- лование питание пришколе. Иные трудились безжалова- нья по несколько месяцев, осознавая, что «временно закрытаяшкола никогда бы не открылась», а «с их ухо- дом никто бы не взялся за школьное дело». Учитель к тому же еще и был крайне бесправным, зависимым от инспектора, директора учи- лища, членов земской упра- вы, училищного совета, на- блюдателя и ревизора, от деревенских жителей — по- печителя школы, старши- ны, писаря и дажешкольно- го сторожа. «Трудно себе представить в Российской империи более забитый Б ылое НАРОДНЫЙ УЧИТЕЛЬ | ǣȕразоȖание Ȗ ǥоȥȥии Ȗ ȱȣоȩу Ǘеликиȩ реȨорȠ Школа стала их единственным домом НАША СПРАВКА В . Ɇ . ɋотнɢков — « Вете - ɪан косɦонавтɢкɢ Россɢɢ », « Ɂаслуɠенныɣ создателɶ косɦɢɱескоɣ технɢкɢ », « Ɂа - слуɠенныɣ констɪуктоɪ РɎ », нагɪаɠден оɪденаɦɢ Ɍɪудового Ʉɪасного Ɂнаɦенɢ , « Ɂнак ɉоɱета », ɦедалɶɸ « Ɂа доблестныɣ тɪуд », ɦедалɶɸ оɪдена « Ɂа заслугɢ ɩеɪед Ɉтеɱествоɦ » II стеɩенɢ . ɍ него естɶ ɢ нагɪады Ɏеде - ɪаɰɢɢ Ʉосɦонавтɢкɢ Россɢɢ : ɦедалɢ « ɂɦенɢ акадеɦɢка ɋ . ɉ . Ʉоɪолева », «100 лет со дня ɪоɠденɢя ɋ . ɉ . Ʉоɪолева », сеɪебɪяная ɦедалɶ ɢɦенɢ ге - неɪалɶного констɪуктоɪа Л . ɇ . Лавɪова . 65 науɱных тɪудов ɢ 80 ɢзобɪетенɢɣ . ВедÖщий рÖбрики Исаак Розенфельд СпецвыпÖск Липецкого областного краеведческого мÖзея и « Липецкой газеты » К 70-ЛЕТИЮ НАЧАЛА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ | Ǡеȕедȓнцȯ на ȣередоȖоȝ и Ȗ тȯлу Два фронта Николай Волынчиков, почетный гражданин Лебе- дянского района, лауреат премии имени М. П. Трунова, член Липецкого областного краеведческого общества. Утром 22 июня 1941 года каждый был занят своими делами. У пруда на Куз- нецком выгоне пастуший подпасок щелкал сыромят- ным арапником, торопя баб, выгонявших коров. День был ясный, теплый. На полуторке кузнецкие мужики поехали косить сено в Паневе: трава там вымахала под самую опояску. Ивдруг из репродуктора, прибитого на столбе, раз- дался голос, нарушивший все задуманные людские дела. …Через станцию Лебе- дянь двинулись воинские эшелоны. В домах лебедян- цев появились голодные бе- женцы. Из района забрали тракторы, автомобили, ло- шадей и двенадцать тысяч здоровых и молодых мужи- ков. На хозяйстве остались старики, подростки, жен- щины. Коров бабыспервона- чалу жалели, сами впряга- лись в нагруженную наво- зом телегу. Привязав к огло- блям слегу, наваливались в пять-шесть бабьих силенок и катили в поле. А еще они копали за го- класс людей, во власть кото- рого мы вручаем судьбы на- ших будущих поколений», — писали в журнале «Вест- ник воспитания» за 1896 год. Кто же были первые представители сельского учительства?Вбольшинстве — лица без специальной педагогической подготовки: изгнанные со службычинов- ники, недоучки разных учебных заведений, отстав- ные солдаты, писари или крестьяне, владевшие эле- ментарной грамотой. В луч- шем случае — выпускники уездных училищ или свя- щенники. ВЛипецкомуезде именно священники вели занятия как в церковно- приходских, так и в свет- ских школах. Еще в 1861 году, по рас- поряжению Тамбовской епархии, старанием духо- венства стали открываться «безмездные» (бесплатные) школы для поселян. На страницах «Тамбовских епархиальных ведомостей» за 1861-1862 годы сохрани- лись сведения об открытии в Липецком уезде 16 таких школ, где обучался 261 уче- ник. Тамже сообщалось, что священник села Кузминки АлексейЖданов занимался в своем доме с 15 мальчика- ми, у священника села Сош- ки Петра Покровского учи- лись 23 человека, у священ- ника Ситовки Константина Гиляревского — 10 и так далее. По отчетам на 1877- 78 учебный год в сельских школах уезда работали 13 законоучителей (преподава- телей Закона Божьего), 20 учителей, преимущественно дьячков и пономарей, и одна учительница, священниче- ская дочь Елизавета Фавор- ская. В то время как в церков- но-приходских школах предполагался «безмезд- ный» педагогический труд, преподавание в светских (крестьянско-общественных или земских) оговаривалось особыми условиями. К при- меру, по «Условиям», при- нятым Липецким уездным училищным советом 17 ноя- бря 1866 года, жалованье сельским учителям выпла- чивалось по количеству уче- ников в виде единовремен- ных пособий. За каждого ученика уездное земство ежегодно платило по 3рубля учителю и по 1 рублю зако- ноучителю и только «по удостоверениюпосредством экзаменакем-либоиз членов училищного совета, что уче- ник действительно научен». Однако с наступлением по- ста духовенство, занятое освящением полей и крест- ными ходами, отказывалось от учительских обязанно- стей. Соответственно, учеб- ный год в сельской местно- сти сокращался до пяти- шести месяцев. Проблему удалось ре- шить, когда к работе при- влекли выпускников учи- тельских институтов, учи- тельскихсеминарий, слуша- телей педагогических кур- сов при гимназиях и уезд- ных училищах. Материаль- нымстимуломдляних стала введенная в 1875 году оклад- ная система оплаты. Размер годового оклада сельского учителя в Липецком уезде составлял 144 р. в 1876 -1880 годах, 180 р.—в 1880- 1894 годах, от 210 до 270 р. в 1895-1900 годах, 300 р. —в 1901-1909 годах. В 1909 году в училищные советы поступили министерские субсидии, позволившие уве- личить годовой оклад сель- ских педагогов до 360 р. Однако народный учитель по-прежнему получал мень- ше чернорабочего—1 рубль в день. А ежедневный зара- боток кухарки составлял — 6-7 рублей. «Настоящее содержание сельских учителей,—писал в Записке за 1876 год ин- спектор поЛипецкому уезду Ф.Д. Казанский, — по роду их служебной деятельности и по их сколько-нибудь раз- витым и облагороженным потребностямвбольшинстве недостаточно, так что ино- гда равняется содержанию работника, служащего за жалованье при хозяйском столе и квартире. Сверх того, наша обязанность хо- датайствовать пред зем- ством, чтобы оно ежегодно вносило в смету в числе об- щей суммы на народное об- разование своего уезда опре- деленнуюсумму, собственно назначенную на награды усердным и отличным по успехам преподавания учи- телям. Эти меры ободрят тружеников-учителей на их тяжелом поприще и могут привязать хоть некоторых из них к своей профессии, тогда как теперь сельские школы страдают от частых смен и недостатка учите- лей». Крестьяне, как правило, сами на сходе выбирали учителя и назначали ему размер жалованья по при- говору (решению сельского схода) сроком на один учеб- ный год. Сельские общества старались экономить. Быва- ли случаи, что крестьяне, пригласив учителя за 240 рублей в год, выплачивали ему ежемесячноежалованье по 20 рублей только за учеб- ные месяцы, а так как их было не более шести, то го- довой оклад учителя сокра- щался вполовину. Помимо того при шко- лах, располагавшихся в на- емных помещениях, не предусматривалось квартир для учителей. Поначалу крестьяне обязывались пре- доставить учителю удобную квартиру, отапливаемую за счет общества, и около пяти четвертей (25 ведер) хлеба в год. Однако обещания сель- ских обществ в лучшем слу- чае заканчивались оплатой бытовых расходов учителя деньгами, в худшем — учи- тель отрывался от своих прямых обязанностей, что- бы обеспечить себе суще- ствование. Когда у нас начали в 1900-х годах строитьшколь- ные здания, 3/4 наставни- ков уже проживали в квар- тирах при школах. Осталь- ным выдавались квартир- ные деньги — в среднем 1,8 — 3 р. в месяц, которые не позволяли нанять прилич- ное жилье. Да и пришколь- ныеквартирыне отличались комфортом. Комната от 24 до 30 кв. аршин (11 кв. м — 14 кв. м), третью часть ее занимала печь. В общем, каморка со столом, двумя стульями и кроватью. Прибавьте к этому ко- Н. Богданов-Бельский. “У больного учителя” (1897 г.) Среди учителей-священников выделяется личность преподавателя ” Большеизбердеевской земской школы Филиппа Петровича Успенского. О его питомцах председатель Липецкого уездного училищного совета заявил, что они, «будучи замечательно развиты в умственном отношении, обладают чрезвычайно основательными познаниями по всем предметам курса начальных училищ». лоссальные перегрузки. Несмотря на то, что учеб- ным ведомством предусма- тривалась нагрузка учителя не более чем одним ком- плектом (до 50 учеников), на деле он мог работать с двумя и даже с тремя ком- плектами одновременно. И это без учета дополнитель- ных нагрузок — ведения пришкольных библиотек, а с конца ХIХ века прибави- лись еще народные чтения, вечерние занятия для взрос- лых, а также занятия при- школьным садоводством и огородничеством. А уж оплата учительниц была откровенно дискриминаци- онной. Годовой оклад на- ставницы был на 20 рублей ниже годового оклада учи- теля. Много трудностей вы- падало на долю подвижни- ков. Школа заменяла им дом, книги — богатство, а ученики — семью. Были среди них и педагоги, оста- вившие добрую память в сердцах многих поколений. Среди учителей-священни- ков выделяется личность преподавателя Большеиз- бердеевской земскойшколы Филиппа Петровича Успен- ского. О его питомцах пред- седатель Липецкого уездно- го училищного совета зая- вил, что они, «будучи заме- чательно развитыв умствен- ном отношении, обладают чрезвычайно основательны- ми познаниями по всем предметамкурса начальных училищ». Филиппа Петро- вича признали «лучшим учащим уезда» 1886 года, земство назначило ему воз- награждение в размере трехмесячного оклада —75 р. На съезде учителей Ли- пецкого уезда 25-29 августа 1903 года было отмечено 50-летие педагогической деятельности Успенского. Любопытно, что и после этогоФилиппПетрович про- должал учительствовать на протяжении ряда лет. родомпротивотанковыйров. Шел он от Ракитинского оврага умонастырского леса до Губина пруда. Был глубок —в два человеческих роста. Кровавыемозолине сходили с ладоней женщин. Завидев взлетавшие отмонастырско- го леса наши самолеты, на- род осенял их крестным знамением, пока на западе не затихал грозный гул. В городских зданиях, где теперь находятся краевед- ческий музей, первая музы- кальная школа, в доме на томместе, где сейчас здание администрации, во второй среднейшколе и в педагоги- ческомколледже разместил- ся эвакогоспиталь № 3014. Ветеран войны, старшая медицинская сестра Мария Васильевна Шавырина, вспоминая военное лихоле- тье, рассказывала: — Свет подавали нам из Курапова. Окна в два одеяла завешивали. Избави Бог, щель если... Уже осенью Лебедянь стала прифронтовым горо- дом. Пришлось даже зами- нировать единственный же- лезобетонный мост через Дон, в домах оборудовать огневые точки. Но уЕльца немцыв упор- нейших сражениях были разбиты. В Лебедянь из-под Ельца сталипоступать плен- ные немецкие офицеры и солдаты. В корпусах недо- строенного спиртзавода в марте 1943 года для них был устроен лагерь НКВД№ 35. Содержали пленных и в го- родском деревянном клубе около парка. Использовали их на разборке разрушен- ных церковных храмов, на прокладке дорог. Дороги эти делались наспех, быстро пришли в негодность. Нын- че в том направлении про- ложены асфальтированные полотна. ...Победа далась дорогой ценой. В нишу памятника советскому солдату на брат- ском кладбище Лебедяни в день 50-летия Великой По- бедыбыла заложенакапсула с именами 6669 погибших земляков. Девять лебедян- цев сталиГероямиСоветско- го Союза: ВасилийПетрович Газин (1920-1944), Иван Григорьевич Гришин (1921- 1945), ИванИвановичЖем- чужников (1918-1992) , Алексей Сергеевич Костин (1911-1983), ИванНиколае- вичПлешивцев (1910-1952), АлександрНиколаевичПер- вушин (1923-1981), Алексей Александрович Росляков (1923-1991), Николай Ми- хайлович Ситников (1925- 1945), Иван Федорович Со- рокин (1919-1983). Трое из них не увидели победного мая. Память об этих людях осталась в названии лебе- дянских улиц: Газина, Гри- шина, Ситникова. Четыре тысячи лебедянцев награж- дены боевыми орденами и медалями. Труженики тыла несли свой крест: поставляли фронту хлеб, мясо и одежду, рыли защитные противо- танковые рвы. Среди них были Герои Социалистиче- ского Труда Герасим Васи- льевич Копалин, который долгое время возглавлял крупнейший совхоз «Агро- ном», Надежда Иосифовна Касьянова, лучшая свинар- ка района. В канун 65-летия Победы дожившие до этой славной даты «солдаты тыла» по праву получили медали в честь юбилея. Внук инвалида Великой Отечественной войны поэт АркадийПолишин, видимо, памятуя рассказы деда Алексея Спиридоновича, написал с предельной откро- венностью: Погибших порой не считали: Вперед, на врага — и домой. Быть может, у нас под ногами Лежит безымянный герой. Но все-таки о многих мы знаем и помним. Наш па- рень с Интернациональной улицы, выпускникЛебедян- ского педагогического тех- никума 1936 года Борис Делицын уже старшим лей- тенантом погранзаставы встретил врага в первый же день войны. Имя его можно увидеть теперь на обелиске во дворе родного его техни- кума (ныне колледжа). Есть здесь и имя его однокурсни- ка Владимира Петровича Пупынина. Единственной противотанковой пушкой, оставшейся от всей уничто- женной батареи, он со своим орудийным расчетом до по- следней минуты отбивался от трех немецких танков. А на стеле здания лебе- дянской гимназии — имя Виктора Константиновича Полякова. В своем пред- смертном бою юный воин связкой противотанковых гранат поразил наползав- ший на его огневую точку танк.На братскомкладбище на Брянщине тоже стоит обелиск с именем этого бес- страшного лебедянца. В 1943 году сын инша- ковского учителя Петр Ми- трофановичПопов защищал сталинградское небо. Он остался в земле невдалеке от города-героя, того, кото- рый, не жалея себя, оборо- нял. А в тылу молодой инша- ковский тракторист Иван Попов, братПетраМитрофа- новича, пахал землю на своем стареньком ХТЗ иной раз по 26 часов без переды- ху. Однажды шел к полево- му вагончику, да так и не дошел — упал перед самым домиком и уснул. Онитрудились, несмотря на все лишения. Да и сразу после войны жизнь их ока- залась не легче. Голод был не меньше того, что в первые годы коллективизации. Хлеб выдавали по карточ- кам. Но в пригородных сло- бодах Лебедяни и селах карточек не полагалось. Там спасались только тем, что собирали с приусадебных участков, которых отводили колхозникам по сорок со- ток. СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ АРХИВЫ | Ǣеȥтратеȗиȫеȥкаȓ ȥтанциȓ Ночной налет Виктор Елисеев, краевед, член Союза журналистов РФ Декабрь 1942 года. В Сталинграде советские войска блистательно провели операцию «Са- турн» и окружили армию Паулюса. К героическому городу двигались эшелоны с солдатами и боевой техникой. Они проходили через станции Грязи, Плавица, Хворостянка, Добринка. Немецкие воздушные стервятники беспрестанно пытались сорвать эти перевозки. Особенно сильно бомби- ли Грязи. По воспоминани- ям очевидцев, разрывы бомб, сбрасываемых на станцию, были слышны за несколько километров, а зарево пожарищ, бушевав- ших ночью, видели за сорок километров. СтанцияХворостянка не имела стратегического зна- чения, не была узловой, как Грязи. Здесь находился центр одноименного района Воронежской области. Не- большой поселок вокруг станции, деревянные или кирпичные здания не пред- ставляли особого интереса для гитлеровцев. Еще в рай- центре располагался госпи- таль. Но едва ли фашисты ведали о его существовании. Тем не менее немцы сбрасы- вали на Хворостянку фуга- сы. В ночь на 27 декабря 1942 года в 23 часа над спя- щей, затемненной станцией раздался гул. Фашистский бомбардировщик «Юн- керс-88», сделав несколько кругов, сбросил пять фугас- ных осколочных бомб. Как отмечалось в акте, состав- ленном на другой день и подписанном райвоенкомом Удиревским, заведующим «Заготзерно» Буряковым, начальником станцииЯков- левым, железнодорожным мастером Стукалиным и председателем исполкома райсовета Сидякиным, фа- шист «произвелразрушение общественным зданиям и нанес ущерб мирному насе- лению». Прямымпопадани- ем был разрушен склад «За- готзерно» размером 635,6 квадратных метра из теса и крытыйжелезом. Частично поврежденным оказался железнодорожный путь. Из пяти бомб три упали на тер- риторию построек, принад- лежавших мирному населе- нию. Одна взорвалась на дороге, другая — на огоро- дах. Воздушная волна и осколки снесли надворные постройки в райвоенкомате и повредили само его зда- ние. Досталось и «Союзтаба- ку», столовой РПС, жилым домам. Ущерб от разруше- ний был равен приблизи- тельно пятидесяти тысячам рублей. Это была не первая бом- бежка Хворостянки. 25 де- кабря самолеты с черными крестами произвели первый массированный налет на райцентр. По воспоминани- ям очевидцев, в нем уча- ствовали три самолета. Фа- шистышли на низкой высо- те, выбирая цель. По трево- ге был поднят истребитель- ный батальон. «Ястребки», вооруженные винтовками, были готовы встретить вы- садку вражеского десанта. Но парашютистов не оказалось. Фашисты сбра- сывали бомбы и поливали землю свинцом из пулеме- тов. Освободившись от смер- тоносного груза, они взяли курс на юг. Ущерб, нанесен- ный ими, составил четыр- надцать тысяч рублей. К счастью, во время налетов никто из хворостянцев не пострадал. Акак напомина- ние о том тревожном дека- бре остались в нынешнем поселке большие воронки. ГОД КОСМОНАВТИКИ | Ǚороȗу ȫелоȖеȫеȥтȖа к зȖездаȠ оȕеȥȣеȫиȖали и наши зеȠлȓки Лично причастен Нина Замятина, научный со- трудник Липецкого областно- го краеведческого музея. То, что стало привычным, естественным для людей, что в Липецке родились, выросли, многие годы прожили, для приезжих кажется странным. —А почему у вас столько «космических» улиц?— спрашивают они. —Гагари- на, Титова, Циолковского, Терешковой, Космонавтов... Да, история Липецка связана с космосом. Первый отрядкосмонавтовформиро- вался из военных летчиков, и многие из них обучались в Липецком авиацентре. Но я хочу рассказать о человеке, которыйувидел свет в городе Липецке 31 октября 1932 года и всю жизнь занимался конструированием, изготов- лениемииспытаниемракет- ных двигателей — сердца космических кораблей. Его имя — Виктор Михайлович Сотников. Отецмоего герояМихаил Антонович Сотников из села Сотниково (Краснинский район). В Гражданскую вой- нубылразведчикомвконной армии С.М. Буденного. В годыВеликойОтечественной — партийный работник. Мать Ольга Андреевна За- мятина, двоюродная сестра знаменитого писателя Евге- ния Замятина, из Грязей. Она была десятым ребенком в семьеАндреяДмитриевича Замятина — приходского дьячка в Николаевской церкви. В 1924 году окончи- ла школу-семилетку в Ли- пецке. Затем—шестимесяч- ные курсы счетоводов. Учи- лась она и в Ленинском лес- номтехникуме. Втридцатом вышла замуж за Михаила Сотникова. Спустя два года родился их сын Виктор. Раннее его детство про- шло в Липецке. Во время войны семья Сотниковых жила в Белгороде, позже была эвакуирована в Казах- стан. Мальчишка испытал все: и голод, и бедность—из- за отсутствия зимней обуви он даже потерял год учебы. ПобедуСотниковывстре- чали в Старом Осколе. Здесь Виктор учился в средней школе № 1. Между прочим, в одном классе с Юрием Ру- синовичем, который стал впоследствии обладателем 109 авторских прав и патен- тов на изобретения, напиcал более 170 научных трудов, его имя внесено в Россий- скую биографическую энци- клопедию «Космонавтика и ракетостроение», и Альбер- том Можаретто — тоже не- заурядным человеком, в бу- дущем главнымконструкто- ром мехзавода, автором 38 изобретений, заслуженным изобретателем РСФСР. В этойжешколемамаВиктора вела географию. В 1951 году Сотников- младший получает аттестат с серебряной медалью. С 1951по1957учитсявЛенин- градском военно-меха- ническом институте на кон- структорском факультете. Именно там состоялось его знакомство с ракетной тех- никой. Он пришел в научно- производственное объедине- ние «Искра» (НПО«Искра») к самому началу работ по созданиюкрупногабаритных ракетных двигателей на твердом топливе (РДТТ) для межконтинентальныхракет- ныхкомплексов (РК).Задача осложнялась тем, что тогда в стране отсутствовал не толь- ко практический, но и на- учный «задел» по двигате- лямтакого типа.Параллель- но с научными исследова- ниями велся проектно- конструкторский поиск. Каждый конструктор, зани- маясь конкретным двигате- лем, брал на себя все, начи- ная с подготовкипроектного чертежа, рабочих чертежей и заканчивая внедрением двигателявпроизводство.Он же руководил наземными комплексными, огневыми испытаниями РДТТ. Виктору Михайловичу повезло. Он трудился с за- мечательными генеральны- миконструкторами—снача- ла М.Ю. Цирульниковым (НПО «Искра») и С.П. Коро- левым, позднее М.К. Янге- лем и В.Ф. Уткиным (КБЮ «Днепропетровск»), В.П. Макеевым (КБМиасс), Ю.С. Соломоновым (МИТ «Мо- сква»). За более чем полвека Сотников участвовалв созда- нии РДТТ для РК всех видов базирования: шахтного, же- лезнодорожного, подвижно- го, автотранспортного, на подводных лодках. В 1970—1980-е годы В.М. Сотников включился в национальную программу «Энергия-Буран». В НПО «Искра» Виктор Михайлович проработал бо- лее 50 лет без перерыва. В последнее время— главным конструктором проекта. Таковы сухие факты. Подробности—дело будуще- го. Сегодня еще далеконе все можно рассказать. А чтобы немножко оживить нашску- поватый текст, хочу приве- стинаписанное Сотниковым в 2010 году стихотворение, которое, по-моему, хорошо передает дух поколения ав- тора. Мы— ВЕТЕРАНЫ! Что это значит? Радоваться? Пугаться? Стесняться подчас? Мы— ветераны! У нас есть опыт. Неповторимый опыт. Беречь надо нас. Мы— ветераны! Наша жизнь трудовая В стенах «конторы» Вся пролегла. Мы— ветераны! Гордимся «конторой». Все, что в музее, — Наши дела. Мы— ветераны! Нам не надо почета, Не надо покоя, Мы все «могём». Мы— ветераны! Будем работать. Любые трудности Нам нипочем. Мы— ветераны! Радости жизни Еще не потеряны. И им быть. Мы— ветераны! И этим все сказано! Мы умеем с друзьями И петь, и жить!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz