Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

26 МАЯ 2011 № 101/23979/ ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Сергей Малюков Совсем скоро, 5 июня, Липецкий академиче- ский театр драмы имени Льва Толстого отметит свое 90-летие. А накану- не в театре пройдет еще один важный юбилей. 27 мая Хуррам Касымов, ведущий мастер сцены, отметит свое 60-летие. С мая 1995 года этот потомственный актер слу- жит в нашем театре. На липецкой сцене он сыграл уже более тридцати ролей. Среди них—отец невесты в «Кровавой свадьбе» Ф. Лорки маркиз де Лассак, игрок в «Кабале святош» М. Булгакова, старый цы- ган в «Живом трупе» Л. Толстого, князь Дулебов в «Талантах и поклонни- ках» А. Островского… О том, как волей судь- бы таджикский актер стал русским артистом и мно- гом другом, Хуррам Му- хамеджанович рассказал «Липецкой газете». Об актерской династии — Впервые я попал на сцену театра ещё до свое- го рождения. Моя мама, МушарафКасымова, ныне народная артистка Тад- жикистана, была бере- менна мною и выходила на сцену академического театра имени Лахути в Душанбе. А потом, когда я появился на свет, роди- тели брали меня почти во все гастрольные поездки. Мой папа, Мухамеджан Касымов, получил зва- ние народного артиста СССР в мае 1941 года, когда Таджикский театр гастролировал в Москве. Ему было тогда 30 лет. Он играл главную роль в спектакле «Отелло». На спектакле присутствовал Сталин. Ему очень понра- вилась игра моего отца, и он распорядился при- своить актеру Касымову самое высокое звание и наградить орденом Ле- нина. А в августе 1941 года по прямому указанию Сталина был снят фильм «Сын Таджикистана», где главную роль Гафиза сыгралмой отец. Он потом много снимался в кино. В 1971 году отца не стало. Мой брат Фаррух, народ- ный артист Таджикиста- на, много лет возглав- лял театр, где работали отец и мама, а потом и я. Начинал я свой творче- ский путь с работы асси- стента кинооператора на студии «Таджикфильм». Потом снимался в мас- совках, эпизодах. Играл и более серьезные роли. Окончил актерский курс в Таджикском государ- ственном институте ис- кусств. Служил в Совет- ской Армии. А в самом начале перестройки мой брат организовал экс- периментальный нацио- нальный театр в Душанбе. Он был очень успешным. Нас приглашали на самые престижные фестивали и гастроли. Мы играли в Москве в Театре Дружбы народов, в Польше, Бель- гии, Иране… О втором рождении на липецкой сцене — С распадом СССР в Таджикистане началась гражданская война. Мне пришлось спасать семью. СОБЕСЕДНИК «ЛГ» | Ǖктер академического театра драмы Хуррам Касымов : «Здесь я родился заново» У меня жена русская. Ситуация складывалась так, что оставаться в Ду- шанбе уже было нельзя. Так мы приехали в село Боринское, где прожи- вала моя теща. Смогли купить там небольшой домик. Но найти в Бо- ринском стоящую работу я не смог, потому и по- дался в Липецк. Рискнул пойти в академический театр к Владимиру Па- хомову. Он меня принял очень тепло, деликатно расспросил обо всех моих проблемах. Внимательно выслушал мой рассказ и попросил прийти на сле- дующий день. Я пришел, и мне предложили работу заместителя директора театра по организации зрителя. Я был потрясен еще и тем, что мне пообе- щали дать возможность играть на сцене театра. У меня был опыт рабо- ты в театрах Душанбе в качестве коммерческого директора, но смогу ли я играть в русской труп- пе русскую классику?.. Мой первый выход на липецкую сцену полу- чился успешным только благодаря необыкновен- ному профессиональному чутью Владимира Ми- хайловича. Он нашел для меня ту единственную роль, в которой я смог рас- крыть свои сценические возможности. Это была роль старого цыгана в «Живом трупе»Л.Н. Тол- стого. Мне был дан шанс. Я сделал все, что мог, в этой крохотной рольке, такой для меня важной и значительной. Дальше было намного легче… Я очень благодарен Владимиру Михайлови- чу Пахомову за это свое второе рождение. Светлая ему память! О ролях — В Таджикистане я сыграл весь классический репертуар. Произносилна таджикскоммонолог Гам- лета, играл образы героев Мольера, Шиллера, Лопе де Веги… Здесь понача- лу я здорово переживал, будет ли востребована моя восточная фактура? Но Пахомов поверил в меня и в каждой поста- новке старался дать пусть небольшую, но яркую, колоритную роль. Даже если такого героя не было в тексте, он изобретал персонажа на ходу. Так, в «Женитьбе Бальзамино- ва» Островского он решил —почему быне появиться на сцене восточному двор- нику? Текста уменя прак- тически не было — образ раскрывал пантомимой и гротеском. Режиссер раз- решил мне появляться на сцене в любоймомент дей- ствия. Каждый спектакль получался непохожим на другие благодаря нашим импровизациям с актера- ми. Публика реагировала просто замечательно! В академическом теа- тре я стал буквально син- тетическим артистом, во многих спектаклях приходилось и петь, и танцевать. Большинство моих ролей—откровенно комичные, но с возрастом я все больше ощущал в себе склонность к траги- ческим героям. Таков мой отец невесты в «Кровавой свадьбе» Лорки в поста- новке Елены Олениной. Было очень интересно выражать эмоции через пластику. Было много планов, надежд, но ушел изжизниВладимирПахо- мов и им не суждено было осуществиться… Новый главный ре- жиссер — всегда огром- ный стресс для актера. Сработаемсяли, подойдем ли друг другу? Мне сразу стало импонировать то, как Сергей Александро- вичБобровскийбережнои доброжелательно отнесся ко мне и другим актерам. Долго присматривался, изучал возможности, на- конец, поверил в меня и дал новую надежду. Мне дороги все мои но- вые роли — очень яркие, характерные. Особенно хочу отметить роль врача в «СмертиИванаИльича» Льва Толстого. Эта работа задала мне новую актер- скую планку. Хочется на новом этапе быть нуж- ным родному театру. Моя главная актерская мечта — отметить 100-летие академического театра и мое 70-летие новыми работами на сцене. О семье — Здесь, в Липецке, выросли не только наши дети (у нас с женой их семеро), но и растут уже девять внуков, скоро жду десятого. Ради этого, по- верьте, стоит жить! Моя супруга ТатьянаАлексан- дровна — потрясающая женщина. Я очень благо- дарен ей за наших детей. За то уважение и любовь к родителям, которые она передала им. Ведь большинство забот по вос- питанию лежало на ней. замечаю, что в ресторанах и кафе вкус у блюд, пусть даже их готовит искусный повар, не тот. А все по- тому, что делает он их, не зная, кому они предназна- чены, по конвейеру. Дома же совсем по-другому, ты уважаешь гостейи хочешь порадовать их, потому и еда получается вкуснее! Особых секретов у хо- рошего плова нет. Надо только делать все правиль- но. Брать качественный рис (мне нравится крас- нодарский крупнозерни- стый), заливать строго определенным количе- ством воды, варить не в кастрюле (это не плов, а рисовая каша получится), а в казане на живом огне, своевременно помеши- вать. Из пряностей можно добавить тмин, барбарис. Есть варианты плова с горохом или с изюмом. Роскошное угощение по- лучается, если добавить в плов маленькие голубцы из виноградных листьев. Рис дополняет их вкус, получается сказочное со- четание. Люблю и готовлю все главные блюда восточной кухни — лагман, ман- ты, шурпу, голубцы. Мне нравится радовать своих гостей. О Таджикистане — Все эти годы я под- держиваю связь с родны- ми, оставшимися в Тад- жикистане. Общаемся через Интернет, а хотя бы раз в два года я обязатель- но приезжаю в Душанбе. Страна живет трудно, по- степенно приходя в себя после войны. Зарплаты и пенсии у людей кро- шечные, а цены на все такие же, как в России. Экономика только на- чала восстанавливаться, все завозится извне. За двадцать лет Таджики- стан здорово изменился, порой не узнаешь с дет- ства знакомые улицы, превратившиеся в улицы каких-то чужих восточ- ных городов, на которых ходят люди, одетые и, наверное, думающие со- вершенно по-другому, чем мы. Идет серьезная борьба за власть и умы. Одни хотят, чтобы страна раз- вивалась, как исламское государство Иран, другие ориентируются на Запад и Арабские Эмираты с их капиталистическимицен- ностями. Между богаты- ми и бедными—огромная пропасть. Но, к счастью, есть и перемены к лучшему. Все настойчивее ставятся вопросы о необходимости возрождения националь- ной культуры, поддержки артистов на государствен- ном уровне. В Душанбе после долгого перерыва возобновился междуна- родный театральный фе- стиваль с участием трупп из соседних республик, Ирана и даже Афганиста- на. Все отмечали интерес- ную работу афганского театра, представившего новаторскую постановку «Шахнаме» Фирдоуси. Культурная жизнь сегод- ня вновь оживилась, и это не может не радовать. 27 мая в 18 часов Хуррам Касымов, ведущий ма- стер сцены Липецкого академического театра драмы имени Л. Н. Толстого, отметит свое 60-летие на сцене академического театра драмы в роли купца Старикова в спектакле «Женитьба»Н. Гоголя. «Липецкая газета» присоединяется к многочисленным поздравлениям, которые прозвучат в этот день, и желает здоровья, актерского долголетия, новых интересных работ. На Востоке большие семьи — норма. Рожденная в Таджикистане, она вырос- ла с этиммироощущением важности семейных уз. Поддерживала в этомнас и теща Лариса Васильевна. Все дети выросли очень творческими, музыкаль- ными, но выбрали в жиз- ни свой путь. Рисование, пение для них остается хобби. Нашотец поначалу тоже был против желания детей идти по его стопам, предупреждая о нелегком актерскомхлебе. Яже был более жестким в этом во- просе и настоял на своем. Если можешь не играть— не играй! О восточной кухне — На Востоке каждый мужчина — отличный по- вар. Ребенком я смотрел, как готовят для гостей плов в большом казане родители, вдыхал его аро- маты, постепенно запо- миная кулинарные тонко- сти. Честно говоря, когда переехал вЛипецк, решил для себя: не получится в театре — пойду работать поваром. Готовить я умею и люблю. Самый главный секрет — готовить надо с желанием и душой, что- бы твои положительные эмоции придали продук- там особый вкус. Я, как знаток восточной кухни, ФОТО ИЗ АРХИВА ХУРРАМА КАСЫМОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz