Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)
19 МАЯ 2011 № 96/23974/ ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Лариса Зелинская, информационное агентство «Столица», специально для «Липецкой газеты». Если б не было зимы – не было б и лета… А если б народный артист России Федор Хитрук не стал художником-аниматором, а затем режиссером мультипли- кационных фильмов — у нас не было бы наших главных мультгероев: Винни Пуха и Пятачка. А еще не было бы замечательных философских картин «Я подарю тебе звезду», «Лев и бык», «Человек в рамке», «Остров», «Фильм, фильм, фильм»… И философы, и гуманисты… Ихимультфильмаминазвать трудно – настоящие притчи для взрослых, переданные с помо- щью уникальных рисованных кадров. Да и Винни Пух наш – самый настоящий философ. Его цитатами говорит весь русско- язычный мир. И хотя придумал этого медвежонка англичанин Александр Милн, а перевел его книжку на русский Борис Захо- дер, но популярным этот герой стал в нашей стране, стал на- шим родным и близким именно благодаря Федору Хитруку. И теперь даже самаяпростаяфраза создает особое настроение, кото- рое накрывает тебя с головой и заставляетулыбаться.«Кажется, дождь начинается!», «Это не- правильные пчелы, они делают неправильный мед», «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро!», «И того, и другого, и можно без хлеба!» — это все хи- труковскийВинниПух.Авместе с ним и мы. Ну, а кто из нас не побывал в шкуре льва Бонифация из мультфильма «Каникулы Бо- нифация»? Ведь это он показал нам всем, что лучший отдых – это смена деятельности. Это жизненный принцип и само- го Федора Хитрука, который 1 мая этого года отметил 94-й день рождения. Его поздравили коллеги и президент Медведев с премьер-министромВладимиром Путиным. Наверняка и они не безразличны к героям Хитрука. ФедорСавельевичсожалееттоль- ко о том, что не сможет принять активного участия в предстоя- щих празднованиях по случаю юбилея «Союзмультфильма». Его солидный возраст дает о себе знать,увы.Нодушойон—вместе с коллегамии поклонниками его творчества.Инакануне славного юбилея он всех от души «праз- дрявляет!» — как сказала бы мудрая Сова из его мультфильма про Винни Пуха. 75 – возраст надежды? —ФедорСавельевич, скаким настроением встречаете свой профессиональный праздник? 75 лет «Союзмультфильму» — это ведь солидная дата, даже в масштабах отдельно взятого человека. — Радостно сознавать, что такая студия существовала и существует до сих пор. Я дав- но уже там не был. Но друзья остались, единомышленники — они приходят ко мне и рас- сказывают о теперешнейжизни. «Союзмультфильм» переживает кризисное время — у студии был нелегкий период. Но у меня есть надежда, что удастся вос- становить уровень и престиж этой студии как центральной для России. К сожалению, я не знаком с последней продукцией, но мне передают, что появилась талантливая молодежь. Дело в том, что сейчас выходит на экран массакартин, сделанныхкустар- ным способом — когда и автор сценария, ирежиссер, иоператор выступают в одном лице. Это, с одной стороны, хорошо, а с другой—сильно сужает возмож- ности создания полнометраж- ного фильма высокого уровня. ЗНАМЕНИТЫЕ ЗНАКОМЫЕ | Патриарх отечественной анимации и Ȩронтовик поздравляет своих зрителей и коллег с 75- летием « СоюзмультȨильма » Волшебная рука Федора Хитрука Может быть, ситуация, которая сложилась, — это определенная конкуренция: появилось много студий, ялично знаюо существо- вании 20, и идет негласное со- ревнованиемеждуними.Может, это и приведет к созданиюновых мультипликационныхшедевров и восстановит уровень россий- ской мультипликации в целом… Микки Маус определил судьбу —ФедорСавельевич, ввашей биографиинаписано, что выста- лимультипликаторомблагодаря тому, что однажды увидели му- льтфильмы Уолта Диснея. Как вы думаете, советская мульти- пликация достигла уровня Дис- нея во времена своего расцвета? — Это коварный вопрос! Фильмы Диснея я впервые уви- дел в 1935 году. Они произвели на меня большое впечатление и даже изменили мои личные планы. Я собирался быть ил- люстратором книг. Но судьба сложилась именно так. Япринес свои рисунки на студию «Союз- мультфильм», но на них даже не взглянули. Я, конечно, рас- строился – с одной стороны. А с другой стороны—был счастлив, потому что с того момента знал, чего я хочу в жизни: я хотел де- лать мультфильмы. Это самая прекрасная про- фессия на свете! Ведь мульти- пликатор – это и художник, и актер, и режиссер, и сценарист. Все нужно знать и уметь, чтобы быть профессионалом. Я ходил на студию до тех пор, пока мне однажды не сказали, что появи- лось место стажера-аниматора. Это былмой счастливый случай, я старался изо всех сил! «Союзмультфильму» слож- но было состязаться со студией Диснея. По тематике у нас было больше фильмов душевных, добрых — воспитательного ха- рактера. У Диснея было время, когда на экран каждые полме- сяца выходили новые картины – они выпускали сериалы. По продуктивности мы никак не могли с ними сравниваться. Не догнали… Но наши фильмы — добрее. Они, может быть, не так изощренны в технике, в движениях. Но они искренние, наивные – как сами дети. И для детей наш язык был понятен. Былииунас своишедевры— такие, как«Снежнаякоролева». Но это были очень дорогостоя- щие проекты. А вопрос денег в мультипликации всегда был очень болезненным… Мы по- лучали деньги на производство мультфильмов от государства, а Уолт Дисней – от проката своих мультфильмов. Но это — не праздничная тема, не юбилей- ная… — В праздник будем го- ворить о душевности наших мультфильмов? — Душа — душой, а без де- нег хороший мультфильм не сделаешь! Все мы дети! —ФедорСавельевич, как вы думаете: почему взрослые люди любят детские мультфильмы? — Люди разные бывают… Наверное, так они прикасаются к своему собственному детству. А детство – это всегда хорошо. — Какие самые яркие вос- поминания из вашего детства сохранились? —Красокбыломало внашем детстве – оно было бедное и го- лодное.Яобэтомнаписалвсвоей книге воспоминаний. Я родился в Твери, нас у мамы было трое сыновей, я – средний. Родители — простые работяги, много тру- дились, чтобы прокормить нас. Отец старался двигаться вперед, получил образование. И в 30-е годы его направили на работу в Германию–закупатьдеталидля производства… — Ваши первые уроки рисо- вания были получены именно в Германии. Что это были за уроки? — Я занимался в художест- венно-промышленном училище в Штутгарте. Но я уже был не маленькимребенком–мне было 14 лет. Это был 1932-33 год. А в детствеярисовал, какивседети, пароходы, профиль Ленина… Долгая война — Когда началась война — был страх, что это крах всех надежд?Что не получится стать художником? — Я уже работал на студии в тот момент. И, как большин- ство советских людей, сначала думал, что это ненадолго… Все песнибылиоб этом–«Любимый город может спать спокойно…». Когда началась война, я работал над мультфильмом «Сказка о царе Салтане» — рисовал мас- совку. Я немного сделал в этой картине. И ушел на фронт. Вер- нулся в Москву только в 1947 году.После войныя еще работал переводчиком, так как знал не- мецкий язык. Боялся, что поте- рял квалификацию, когда вер- нулся в «Союзмультфильм». Но рукибыстровспомнилинавыки. И я, конечно, много трудился, чтобы наверстать упущенное… —Любимый герой, которого вы нарисовали, создали образ? — Оле Лукойе из «Снежной королевы». — У вас очень много на- град – профессиональных, отечественных и международ- ных – это и «Золотой орел», и «Венецианский лев»… Как к ним относитесь? Это важно для художника, творческого человека? —Для меня вообще загадка, как происходит оценка кар- тин, которые награждают. Вот эту награду мне подарил на 90-летие наш предыдущий пре- зидент Владимир Путин. Она тяжелая, красивая. Награды вообще тяжелые – и в прямом, и в переносном смысле. Вот это – «Веницианский лев». Я сам нафестивале не был, когдаменя награждали, мне статуэтку Ан- дрей Тарковский потом привез. Правда, пока вез, хвост у льва сломал — мы его приклеили потом… — Киноакадемия «Ника» наградила вас в номинации «За честь и достоинство» — здесь никакой загадки нет! — Это было решение акаде- мии…. — Если сегодня была бы возможность снятьмультфильм —за какуюработу взялись быв первую очередь? — Я давно мечтал сделать фильм «История демагогии» — для взрослых. Как обманывают простой народ – начиная с ры- царских времен… А для детей хотелосьбыпродолжить«Винни Пуха». Мы не все рассказали и показалив этойистории.Вышло всего три фильма, а планирова- ли девять. — Правда ли, что Винни Пуха «подсмотрели» с актера Евгения Леонова, который его озвучивал потом? —У нас был задуман другой образ Винни Пуха. Но когда мы увиделиЛеонова на сцене—как он всталпередмикрофоном, как поворачивается, как смотрит в зал–мыувидели другогоВинни Пуха.Леоновне только голосом, но и всем своим видом дал нам ключ к решению образа нашего героя. Его рисовали художники Владимир Зуйков и Эдуард На- заров. Такая личная жизнь — Судя по фильмографии, вы очень много работали: тру- дового стажа—более 70 лет! Не мешало ли это личной жизни? —Мультипликация — это и естьмояличнаяжизнь!Идругой я не представляю. —Кому из коллег вы хотели бы передать привет накануне праздника? — Страшно кого-то забыть… Всем-всем, с кем я работал. Правда, многих моих друзей и единомышленников уже нет, но я помню всех – Дежкина, Коте- ночкина,Иванова-Вано,Пащен- ко, сестерБрумберг,ЛьваАтама- нова... Эти люди создали то, что называется«Союзмультфильм». Сегодня радует молодая плеяда —Норштейн, Назаров, Бардин, Наташа Абрамова…Жалко, что мало кадров осталось из тех вре- мен, когда студия наша была в расцвете… — Какие пожелания моло- дым коллегам? — Пожелание – жить и ра- ботать! ФОТО И РЕПРОДУКЦИИ ВАДИМА ТАРАКАНОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz