Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

№ 90-91/23968-23969/ 12 МАЯ 2011 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Академическому театру драмы имени Льва Толстого 5 июня исполняется 90 лет. К этому событию главный режиссер театра Сергей Бобровский планирует поставить театра- лизованное действо, в котором будут представлены самые яркие вехи почти вековой истории не только самого театра, но и всей страны, области и города. А сегодня своими воспомина- ниями о славной истории театра делится заслуженная артистка РСФСР Светлана Лисовская. Здравствуй, Липецк —Вначалешестидесятых го- дов прошлого века, в период так называемой «хрущёвской от- тепели», я серьёзно увлеклась, точнее сказать, «заболела» теа- тром. Мне было только двадцать лет, яжила в столицеМолдавии, цветущем Кишиневе, и играла в народном театре. А мечтала о профессиональной сцене. У меня была возможность быть принятой в труппу русского театра.Но старшиемоиколлеги, опытные и бывалые артисты, не советовали мне идти служить в театре по месту жительства. «Ты здесь надолго , ес - ли не навсегда, останешься в девочках-ученицах, и тебе бу- дет очень трудно преодолевать это назидательное отношение к себе...» В это время через одну свою хорошую знакомую, молдав- скую поэтессу, которая случай- но в санатории познакомилась с известным липецким актером, заслуженным артистом РСФСР Григорием Давыдовичем Го- реловым, я узнала, что у них в театре остро не хватает молодых артистов. Моя приятельница рассказала ему обо мне, он обе- щал переговорить со своим руководством и прислать для меня письмо. Письмо это я вскоре получила и с радостью помчалась на вокзал за билета- ми. Надо сказать, что о Липецке тогда было мало известно. В железнодорожной кассе долго не могли понять, где находится этот город. Добираться мне при- шлось на перекладных: Киши- нёв — Харьков, затем Харьков — Лиски, Лиски — Воронеж, Воронеж — Грязи и, наконец, Грязи — Липецк. Приехала я ночью. Моросил затяжной и холодный сентябрь- ский дождь. Одноэтажный и не совсем чистый вокзал в Ли- пецке был тогда маленький и душный. А город, рядом с вок- залом, казался погружённым в беспросветную тьму. Асфальт быстро закончился, и под мои- ми ногами, обутыми в лёгкие летние туфельки-«гвоздики», зачавкала густая чернозёмная грязь. Я была в ужасе. После южного солнечного Кишинёва я попала в осеннюю русскую слякоть и стужу. У меня был адрес Горелова, но я не хотела его беспокоить. И попыталась устроиться в единственную тогда гостиницу в Липецке — «Советскую», но тщетно. Мест в ней для меня не оказалось. Пришлось искать квартиру известного липец- кого артиста. Он жил в новом трехэтажном доме на улице Первомайской и встретил меня очень радушно. На следующий день мы уже были в театре. Я познакомилась с главнымрежиссером—Влади- миромНиколаевичемПановым. Очень милый, улыбчивый и мягкийв обхождениичеловек. В беседе сразу же расположил ме- ня к себе и попросил что-нибудь ему прочитать. Я прочитала от- рывки из драматургии Горького и Чехова, лирические стихи разных поэтов. После этого он ещё долго беседовал со мной, расспрашивая о моей жизни в Молдавии, сценическом опыте и так далее. Вечером после ре- петиции Григорий Давыдович сообщил мне, что я принята в труппу театра. Так началось мое служение сценическому искус- ству в городе Липецке. Волшебная сила искусства — Моя актерская ставка была смехотворной даже по тем временам—42 рубля 50 копеек. Из них 20 рублей ежемесячно мне приходилось отдавать за квартиру, где мы жили вдвоем с еще одной актрисой театра. Справедливости ради стоит ска- зать, что продукты тогда стоили недорого. За 50 копеек можно было пообедать в столовой. Яже в основном налегала на каши, молоко и кефир. Самые боль- шие трудности были с одеждой. Большой ее выбор был только у спекулянтов. Но мы тогда на все это не обращали внимания. Все свое время мы отдавали искус- ству. После завершения своего первого сезона, когда я сыграла уже несколько ролей первого плана, меня перевелииз вспомо- гательного состава в основной и повысили ставку до 56 рублей. Мой первый сезон откры- вался спектаклем по роману Льва Толстого «Воскресение». Я очень благодарна этой по- становке, с неё у меня пошел отсчет моим сценическим рабо- там... Князя Нехлюдова играл замечательный актер Юдин. Перед премьерой у него случил- ся острый приступ радикулита. Авсе билетыбыли уже проданы. Перед самым спектаклем вра- чи «Скорой помощи» сделали ему новокаиновую блокаду. И привезли его в театр. Я видела из окна своей гримерки (дело было еще в старом здании теа- тра, около Нижнего парка, где сейчас стоит часовня), как его под руки выводили из машины. Все недоумевали: как он будет играть такую трудную роль в тяжелейшем состоянии. Но ког- да мы увидели артиста Юдина на сцене, его было не узнать. Перед нами был в самых первых сценах спектакля вальяжный повеса — молодой князь в кра- сивомофицерскоммундире, как бы мимоходом обольщающий беднуюдевочкуКатюшу... Воис- тину, сцена творит чудеса! А на следующий сезон на постановку Пановым был при- глашен московский режиссер Центерович из Центрального детского театра. И мы стали репетировать «Отелло» Шек- спира. И, хотя мне досталась маленькая роль в массовке, было безумно интересно. Деко- рации и сценические костюмы тогда умудрялисьизготавливать из самого дешевого подручного материала. Из простого раскра- шенного штапеля умудрялись делать классические костюмы дляпридворныхидаже царству- ющих особ, да так, что из зала они смотрелись как настоящие! А спектаклей за сезон стави- ли, как правило, 10-12 и более. На подготовку к каждому было запланировано всего 24 репети- ции. Успевали мы так быстро работать потому, что все репети- ции были очень насыщеннымии продуктивными. Иногда актеры не успевали выучивать тексты своих ролей, и на помощь им приходили опытные суфлеры. Играли мы на сцене тогда каж- дый день кроме понедельника, еженедельно у нас были вы- ездные спектакли (от двух до четырех в неделю!) по области, где мы регулярно выступали перед сельскими жителями в домах культуры, иногда даже в каких-то амбарах, зерноскла- дах, где бегали мыши и крысы, или на кузове грузового авто- мобиля. Приходилась играть и на пленэре: в селе Вешаловка у нас был спектакль на фоне зна- менитого православного храма, тогда онбылвполуразрушенном состоянии. ТЕАТРАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ | ǜаслуженная артистка РСǩСР Светлана Лисовская : «Приходилось выступать на кузове автомобиля» Наш зритель — самый лучший —Не могу не отметить и осо- бенности тогдашнего липецкого театрального зрителя. Наш те- атр часто выезжал на гастроли в ближайшие областные центры: Рязань,Курск,Воронеж,Тамбов, Орел... Липецк, в отличие от этих более старых городов, был очень живым и динамичным. Он очень быстро развивался. В первуюочередь, конечно, за счет Новолипецкого завода, тогда он еще не имел статуса комбината. Наверное, поэтому здесь было много молодежи и молодых специалистов.Помню, какна га- строляхвТамбове перед труппой выступилАнатолийГригорьевич Новиков, главный режиссер Липецкого театра с 1963 по 1965 годы, и попросил нас быть снис- ходительными к тамбовчанам за ихболеемедленныйритмжизни. Действительно, тогда это было очень заметно. Золотой век Липецкого те- атра в 60-70-е годы был при главном режиссере Новикове. Он говорил: «Для того чтобы театр был успешным, актерам надо кровью харкать». Слова жестокие, не всем они были по душе. Кое-кто стал роптать. Но театр в целом был на подъёме. Достаточно сказать, что тогда в липецкой труппе работал такой известный ныне московский актер, как Леонид Кулагин. Потом он уехал с Новиковым в Брянск, адалееивМоскву.Асам Новиков в 1972 году возглавил Крымский театр вСимферополе. Тамтрудитсяипоныне. Ондавно уже стал народным артистом России и Украины, получил не одну Государственную премию за успехи в режиссуре (СССР, Украины и Республики Крым), является почетным академи- ком Академии наук Украины и Республики Крым, выпустил много своих учеников. Возглав- ляет театр, самый крупный в Европе — целых семь сцениче- ских площадок. Главная сцена в театре названа при жизни его именем. Несмотря на такую известность, он никогда не за- бывает о годах, проведенных в Липецке в качестве главного режиссератеатра.Привстречахс нашими артистами вКрыму или на театральных фестивалях он говорит, что те годы в Липецке в его творческой жизни были самыми значимыми. Записал Сергей Малюков ФОТО ИЗ КНИГИ «ЕСТЬ В РОССИИ ТЕАТР...»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz