Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2011 г. (г. Липецк)

6 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 90-91/23968-23969/12 МАЯ 2011 Лаборатория в Космосе Идея создания долго- временных пилотируемых лабораторий на орбите во- круг Земли не нова: об этом в своих трудах говорил ещё Константин Циолковский. Даже представил техниче- ские решения организации жизни и деятельности че- ловека в условиях космиче- ского полёта. В частности, он предложил для выхода в открытый космос и работы за пределами космического корабля использовать ска- фандр и шлюзовую камеру. Учёные и специалисты понимали, что орбитальные станции дают возможность организации длительных опытов и экспериментов в области фундаментальных наук, астрономии, геодезии, метеорологии, исследования окружающей среды и при- родных ресурсов. На орбиту можно выводить уникаль- ные инструменты, которым не будет мешать земная ат- мосфера, например рентге- новские, ультрафиолетовые, гамма-телескопы. Военных интересовала возможность фоторазведки, что было крайне важно в условиях стремительного развития средств ведениямасштабной войны с применением ору- жия массового поражения. Космическому фоторазвед- чику не мешают границы, от него трудно спрятать страте- гические объектыи военную технику. Наконец, орби- тальные станции могли бы стать основой строительства межпланетных кораблей, промежуточной базой для пилотируемых экспедиций к Луне, Марсу, другим кос- мическим объектам. Созданием орбиталь- ной станции в 60-е годы занимались две ведущие космические державы — СССР и США. Причём, как у американцев, так и у нас первоначально предполага- лось использовать их воз- можности в военных целях. Однако первой орбитальной станцией, запущенной в космос, стала наша научно- исследовательская лабо- ратория «Салют». По тем временам это было серьёзное достижение: крупный объ- ект с большим набором раз- личных приборов и инстру- ментов, с системами, обеспе- чивающими жизнедеятель- ность экипажа в длительном полёте. Правда, первая по- пытка в апреле 1971 года до- ставить экипажкосмонавтов на борт этой станции завер- шиласьнеудачей: «Союз-10» с Владимиром Шаталовым, Алексеем Елисеевым и Ни- колаем Рукавишниковым состыковался с «Салютом», но в стыковочномустройстве что-то заклинило, и кос- монавты не смогли открыть люк. Пришлось возвращать- ся на Землю. В июне 1971 года космо- навты Георгий Доброволь- ский, Владислав Волков и Виктор Пацаев выполнили научную программу на бор- ту станции «Салют», но при возвращении на Землю погибли из-за разгермети- зации спускаемого аппара- та космического корабля «Союз-11». Следующий по- лет на станцию «Салют» был отменен, и в сентябре 1971 года она была сведена с орбиты, ее несгоревшие в верхних слоях атмосферы обломки упали в водыТихо- го океана. В 1972-73 годах у нас были предприняты ещё трипопытки отправки в кос- мос орбитальных станций. К сожалению, из-за техни- ческих отказов станции не смогли выполнить постав- ленные задачи, космонавты на них не работали. «Салюту-4», станции из той же серии, в 1975 году повезло больше, на ней успешно поработали два экипажа. Причём Пётр Климук и Виталий Сева- стьянов выполнили полёт длительностью 63 дня, что было нашим рекордом на то время. Космонавтыблагопо- лучно вернулись на Землюи довольно быстро восстанови- ли своюфизическуюформу. Долгое пребывание в условиях невесомости вы- зывает серьёзныеизменения в организме человека, при- водит к потере мышечной массы, ухудшает состояние сердечно-сосудистой систе- мы. Кости теряют кальций, становятся хрупкими. Всё это требует применения специальныхсредствпрофи- лактикинегативныхпослед- ствий космического полёта: велотренажёров, «бегущих дорожек», нагрузочных комбинезонов, соответству- ющего рациона питания и много другого. Резуль- татом научного поиска и многолетнего опыта можно считать то, что сегодня кос- монавты, возвращаясь из длительных экспедиций (а наш рекорд пребывания в невесомости Валерия По- лякова — почти полтора года, никем пока не побит), быстро восстанавливают своюфизическуюформуине испытывают каких-то про- блем со здоровьем. Кстати, Сергей Крикалёв выполнил шесть космических полётов и набрал общую продолжи- тельность пребывания на орбите 803 дня. Внастоящее время он руководит россий- ским Центром подготовки космонавтов. Продолжением славной серии станций «Салют» ста- ли «Салют-6» и «Салют-7», летавшие в 1977-86 годах. Их возможности были го- раздо шире по сравнению со своими предшественника- ми, потому что эти станции имели уже по два стыковоч- ных узла, позволивших осу- ществлять не только достав- ку экипажей посещения, но и снабжение станции топливом, воздухом, рас- ходуемыми материалами, а также доставку на орбиту новых научных приборов и оборудования. В ходе полёта орбиталь- ной станции «Салют-6» были осуществлены экс- педиции космонавтов со- циалистических стран, вхо- дивших в международную программу «Интеркосмос». Первым в этой группе был ВладимирРемек, космонавт Чехословакии, который в 1978 году отправился в космос вместе с советским командиром Алексеем Гу- баревым. А завершил эту серию полётов в 1981 году румынский космонавт Ди- митруПрунариу вместе с на- шим командиромЛеонидом Поповым. В дальнейшем, при эксплуатации станции «Салют-7», международные экипажи космонавтов про- должили работу в космосе. В 1982 году в полёт отправил- ГОД КОСМОНАВТИКИ | Околоземное пространство стало пригодным для жизни Гостиница на орбите Александр Артемьев Вслед за юбилеем первого полета человека в Космос мы отметили еще одну знаковую памятную дату освоения околоземного пространства: сорок лет назад на орбите была создана первая долговременная станция «Салют». История эксплуатации орбитальных пилотируемых космических лабораторий полна драматизма и напря- жённого труда многих коллективов отрасли, научных организаций, космонавтов. Было также много риска и самоотверженности, того, что смело и по праву мы называем — подвиг. А результатом стал огромный вклад в мировую копилку знаний о Земле, о Вселенной, о человеке, пребывающем в совсем необычных условиях космического полёта. ФОТО ИЗ АРХИВА АЛЕКСАНДРА АРТЕМЬЕВА ся первый космонавт Фран- ции Жан-Лу Кретьен. В 1984 году в космосе побывал первый космонавт Индии Ракеш Шарма. Совместные работы в ходе пилотируе- мых полётов представите- лей разных стран принесли много интересных резуль- татов, позволили привлечь к участию в уникальных экспериментах в космосе специалистов и учёных пе- редовых мировых научных центров. Был также накоплен огромный опыт эксплуата- ции сложного космического комплекса в длительном орбитальном полёте. Кос- монавтам не раз приходи- лось заниматься ремонтно- восстановительными ра- ботами на борту станции, в прямом смысле спасать проект от преждевремен- ного закрытия. Так, в 1979 году Владимир Ляхов и Валерий Рюмин выполни- ли внеплановый выход в открытый космос и сумели отделить зацепившийся за конструкцию агрегатного отсека «Салюта-6» большой радиолокатор. Если быэтого не удалось сделать, стан- ция «Салют-6» не могла бы принять к своему второму стыковочному узлу кораб- ли снабжения «Прогресс» и транспортные корабли «Союз». Весной 1985 года была потеряна связь со станцией «Салют-7». Как оказалось, на её борту не работала си- стема электроснабжения, аккумуляторные батареи разрядились, температура внутри отсеков опустилась ниже 0 0 С. В это время стан- ция летала в беспилотном режиме. Дальнейшая экс- плуатация «Салюта-7» была невозможна без специаль- ной спасательной экспеди- ции. Опытнымкосмонавтам Владимиру Джанибекову и Виктору Савиных при- шлось впервые стыковаться с «мёртвой» станцией, затем перейти на её борт, в холоде и мраке найти неисправно- сти и их устранить, посте- пенно оживить и привести в рабочее состояние системыи агрегатысложного космиче- ского комплекса. Станция - разведчик В июне 1974 года в кос- мос стартовала орбитальная станция «Салют-3», и вско- ре на ее борт прибыл первый экипаж космонавтов. Этим стартом была открыта про- грамма пилотируемых воен- ных орбитальных станций, которая носила название «Алмаз». Решение о начале работ попрограмме «Алмаз» принималось на самом вы- соком уровне, и в середине 60-х годов конструкторское бюро ОКБ-52 (завод имени Хруничева, Москва) под руководством академика Владимира Челомея подго- товило основные концепции ее реализации. Станции «Алмаз» пред- назначались для наблю- дения за поверхностью Земли, фотографирования наиболее интересных ее участков, в первую очередь военных объектов США и стран НАТО. Для этого на станцию должны были при- летать экипажи космонав- тов, осуществлять точную ее ориентацию и в нужное время включать фотоап- парат, оснащенный сверх- мощным длиннофокусным объективом. Фотопленка проявлялась прямо на орби- те, и самикосмонавтымогли изучать то, что засняли. Раз- решающая способность этой специальной фотокамеры была на грани фантастики: на фотоснимке можно было различать объекты разме- ром всего в один метр! Другими словами, от та- кого фоторазведчика прак- тически было невозможно упрятать какой-либо пред- мет: сооружение, транспорт- ное средство, танк, ракету, самолет на стоянке и т.д. Причем в случае необходи- мости космонавты могли срочно отправить обрабо- танную пленку на Землю с помощью небольшой воз- вращаемой капсулы. Кроме фотосъемок они выполняли и много других работ в инте- ресах науки и обороны стра- ны. Станция «Алмаз» имела систему защиты от несанк- ционированного инспекти- рования или космической атаки противника, под ко- торым тогда понимались, разумеется, США. На ее борту была установлена спе- циальная аппаратура кру- гового обзора пространства вокруг станции, система прицеливания и стрельбы из скорострельнойпушки. К счастью, никто из «чужих» и не собирался прилетать на «Алмаз», эта пушка по на- значению не применялась. Станции «Алмаз» нача- ли летать уже после полета первого «Салюта», хотя они были готовы к старту рань- ше, чем последняя. Дело в том, что в конце 60-х годов программа «Алмаз» была за- морожена. Однако военным и руководителям ОКБ-52 удалось убедить высокое начальство в необходимости создания военной станции «Алмаз», и соответствую- щее решение было принято. Первый экипаж станции «Салют-3» («Алмаз») — космонавтыПавел Попович и Юрий Артюхин, отрабо- тал на ее борту 16 суток и благополучно вернулся на Землю. Второму экипажу — Геннадию Сарафанову и Льву Демину — не повезло: в процессе стыковки косми- ческого корабля «Союз-15» со станцией произошел от- каз, космонавтам пришлось возвращаться досрочно на Землю. Работа со станцией была продолжена в автома- тическом режиме, и через несколько месяцев она была затоплена в Тихом океане. Следующая станция се- рии «Алмаз» — «Салют-5» стартовала в 1976 году. Пер- вый экипажв составеБориса Волынова и Виталия Жело- бова должен был отработать на ее борту около 70 суток, но полет был прерван на 49 суткахиз-за болезни бортин- женера. Следующий экипаж на станцию «Салют-5» не прибыл: во время стыков- ки космического корабля «Союз-23», пилотируемого Вячеславом Зудовым и Ва- лерием Рождественским, произошел сбой, корабль аварийно вернулина Землю. Причем впервые в исто- рии нашей пилотируемой космонавтики спускаемый аппарат с космонавтами приводнился в озеро Тенгиз (Казахстан). Очень долго поисковые службыне могли эвакуировать космонавтов, таккакнад озеромбушевала настоящая буря и к спускае- мому аппарату не удавалось подобраться. Все-таки кос- монавты были спасены, но по этому случаю ходило немало шуток. Дело в том, что Рождественский при- шел в отряд космонавтов из военного флота, он был про- фессиональным водолазом- глубоководником. Вот и получилось так, что емупри- шлось вместе с командиром еще раз пройти «крещение» в водах соленого озера Тен- гиз. В феврале 1977 года на станцию «Салют-5» прибыл экипажкосмонавтов в соста- ве Виктора Горбатко иЮрия Глазкова. Они отработали две недели и завершили пи- лотируемую часть програм- мы «Алмаз». В дальнейшем эти объекты летали на орби- ту под именем «Космос» и без пилотов. Только в 1990 году последняя станция «Алмаз» стартовала под своим родным именем. Следует отметить, что параллельно с создани- ем орбитальных станций «Алмаз» в ОКБ-52 велись работы по специальному транспортному кораблю снабжения «ТКС». Это был уникальный корабль, кото- рый, к сожалению, в пило- тируемом режиме так и не полетел. Он был рассчитан для доставки на борт «Алма- за» экипажа в составе трех человек и большого количе- ства грузов, а также топли- ва для коррекции орбиты, что было весьма важно, поскольку применявшиеся в то время транспортные корабли «Союз» имели се- рьезные ограничения как по количеству членов эки- пажа (2 человека), так и по грузу, который они везли на орбиту. Дело в том, что специфика «Алмазов» была связана с наблюдением и фотографированием земной поверхности. А для этого было необходимо, чтобы орбита полета станции была ниже, чему«Салютов», при- мерно на 100 километров. В результате постоянного торможения о молекулы га- зов, покинувших атмосферу Земли, станция «Алмаз» быстро теряла высоту, надо было чаще включать двига- тели и подниматься выше, чтобы продлить жизнь на орбите. Для этого как раз и был нужен заправщик- буксир — корабль «ТКС». Специально для полетов на «ТКС» и стации «Ал- маз» в ОКБ-52 была ото- брана группа инженеров- космонавтов.Но онитакине приняли участие в космиче- ских экспедициях. Всереди- не 80-х годов эта программа была закрыта, а экипажи расформированы. Но на основе «ТКС» в дальнейшем в нашей стране были созда- ныспециализированные мо- дули орбитальной станции «Мир». И Международная космическая станция на- чала свой многолетний по- лет с запуска российского функционально-грузового блока «Заря»—«младшего брата» «ТКС». «Мир» нашему дому 20 февраля 1986 года, 25 лет назад, начался полет базового блока орбитального научного комплекса «Мир». Мировая космонавтика до этогомоментанеимела тако- го уникального опыта, кото- рым обладала наша страна. И этим по праву мы можем гордиться. Орбитальный научно-исследовательский комплекс «Мир» состоял из базового блока и пяти спе- циализированных модулей. Общая масса вместе с двумя пристыкованными транс- портными кораблями до- стигала 140 тонн, линейная длина превышала 33 метра (это примерно высота деся- тиэтажного дома). Только одного научного оборудо- вания на комплексе «Мир» находилось около 11 тонн. За все время существова- ния станции на ее борту ра- ботали более ста российских и иностранных космонав- тов. К «Миру» стартовало 30 пилотируемых кораблей «Союз», 65 автоматических грузовых кораблей «Про- гресс». С «Миром» девять раз стыковались американ- ские многоразовые косми- ческие корабли«Шаттл», их экипажи присоединялись к хозяевамкомплекса для вы- полнения совместных работ, осуществлялись заменычле- нов экипажей длительных экспедиций. За 15 лет полета на ком- плексе «Мир» было про- ведено множество экспе- риментов и исследований в различных областях науки и техники: астрономии, на- блюдении Земли, экологии, космическом материалове- дении и технологии получе- ния в условиях невесомости новых сплавов и чистых медицинских препаратов. В ходе полета комплекса были неоднократно побиты мировые рекорды (кста- ти, все они наши, отече- ственные) длительности пребывания в невесомости. На сегодняшний день са- мым долгим остается полет космонавта-врача Валерия Полякова — 438 суток! А Сергей Авдеев за три полета набрал 747 суток. Это целых два года работы на орбите! Среди рекордсменов есть и женщины. Так, россиянка ЕленаКондакова отработала на станции «Мир» 169 су- ток. Это уникальный опыт, который очень пригодит- ся в дальних экспедициях людей к Марсу. Ведь чтобы осуществить такой полет к краснойпланете ивернуться на Землю, при современных технологиях потребуется не менее двух лет. Другой бесценный опыт —строительствосамогоком- плекса, его обслуживание и ремонт. Были отработаны уникальные космические технологии сборки сложных многотонных конструкций, разворачиваемых антенн и ферм, манипуляторов и солнечных батарей. Про- ведены сложные ремонты в аварийных ситуациях, в том числе и ремонт трубопрово- дов системы охлаждения станции, которые за время их эксплуатации дали течь и теплоноситель-гликоген попал в атмосферу ком- плекса, вызывая серьезные осложнения для дыхания космонавтов и раздраже- ния слизистой оболочки глаз и кожи. Космонавты успешно справились с этой ситуацией, так же как и со многими другими, обеспе- чиваяпостоянное продление нормальногорежимаработы всего комплекса «Мир». Большой опыт был на- коплен во внекорабельной деятельности. Всего было выполнено более 70 выходов космонавтов в открытый космос общей продолжи- тельностью более 350 часов. Значительная часть работ за бортом была посвящена ремонту и замене оборудо- вания и систем комплек- са «Мир». Таким образом, удалось достичь более чем трехкратного превышения запланированного ресурса работы комплекса. Однако время жизни «Мира» все же ограниче- но, и его необходимо было безопасно свести с орбиты и затопить в безлюдном райо- не Тихого океана. Неуправ- ляемый сход с орбиты таких крупных объектов грозит серьезными последствиями для жителей Земли. Полет «Мира» успешно завершил- ся в марте 2001 года. Опыт, полученный во время эксплуатации орби- тального научного комплек- са «Мир», очень пригодился при строительстве Между- народнойкосмической стан- ции. Это большой проект, в которомучаствуют 16 стран. И Россия является в нём главным игроком. Атмосферный воздух Лабораторией областного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды было отобрано 2794 пробы атмосферного воздуха. На- блюдения проводились на 6 стационар- ных постах в круглосуточном режиме в Липецке по следующим ингредиен- там: взвешенные вещества, диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота, сероводород, фенол, формальдегид. Среднемесячная концентрация превы- шала норму по взвешенным веществам на всех постах, по формальдегиду — в районе тракторного завода. Макси- мальныйпроцент проб, превышающих предельно допустимуюмаксимальную из разовых концентраций (ПДК м.р.), составил около 14 процентов от общего количества. ЛабораториейОКУ«Гидротехниче- ские комплексы» проведено 1630 ана- лизов атмосферного воздуха на постах, расположенных в п. Матырский, горо- дах Грязи и Елец, по ингредиентам: диоксид азота, сернистый ангидрид, фенол, сероводород, взвешенные веще- ства, оксид углерода. Среднемесячная концентрация по фенолу и диоксиду азота в г. Грязи превысила значение ПДК в 1,3 раза, по диоксиду азота в г. Елец — в 1,1 раза. По данным департамента экологии администрации Липецка, газоана- лизаторами, входящими в автома- тизированную систему управления движением «Зелёная волна», в апреле отбирались пробы на содержание ок- сида углерода. Превышения средне- суточной ПДК в 1,3-2,1 раза в разные дни зафиксированы на перекрёстках улиц: Первомайская и Фрунзе, пр. Победы и Механизаторов, пр. Победы иЮных Натуралистов, Космонавтов и Циолковского, Космонавтов и Тереш- ковой, Зои Космодемьянской и Ал- мазная, Студеновская и Ушинского, Гагарина и Плеханова, Меркулова и 60 лет СССР. Лабораторией ФГУЗ «Центр ги- гиены и эпидемиологии в Липецкой области» под факелом ОАО «НЛМК» на пересечении улиц Волгоградская и Воронежская (1 км) 6 апреля за- фиксировано превышение ПДК м.р. по взвешенным веществам в 1,1 раза, 19 апреля в 1,08 раза. Тогда же зафик- сировано превышение ПДК м.р. по взвешенным веществам от 1,04 до 1,12 раза на улицах Космонавтов, Папина, Тракторозаводская, Механизаторов, Ушинского, Астраханская. Лабораторией ОКУ «Гидротехни- ческие комплексы» также проводи- лись подфакельные замеры выбросов у предприятий ЗАО «Липецкцемент», ОАО «ЛМЗ «Свободный сокол». За- фиксировано превышениеПДК м.р. по взвешенным веществам под факелом ЗАО «Липецкцемент» 25 апреля в 1,7 раза, на пл. Заводская — в 1,16 раза, на ул. Ковалева — в 1,37 раза, на пл. Металлургов — в 1,89 раза. Водные объекты Наблюдения за качеством поверх- ностных вод области осуществлялись на шести объектах, в 37 створах, у 9 пунктов: р. Воронеж г. Липецк, р. Сосна г. Елец, р. Дон г. Задонск, р. Дон г. Данков, р. Дон г. Лебедянь, р. Становая Ряса г. Чаплыгин, р. Ма- тыра с. Крутое, Матырское в/х г. Грязи и г. Липецк. Паводок вызвал повсеместно увели- чение содержания в воде взвешенных веществ, железа общего, нефтепродук- тов, азота аммонийного. Кислородный режим рек был удо- влетворительным (9,98—12,8 мг/дм 3 ). Государственный контроль Управлением экологии и природ- ных ресурсов области проведено 178 проверок. По их результатам выявле- но 125 нарушений природоохранного законодательства. На нарушителей наложено 83 штрафа на сумму 418 тысяч рублей. Так, проверено соблю- дение экологических требований на территориях 14 поселений Лебедян- ского, Лев-Толстовского, Данковско- го и Усманского районов. За сжигание и сброс отходов на территорию на 8 граждан наложены штрафы в сумме 2,8 тысячи рублей, 7 гражданам вы- несено предупреждение. За сброс от- ходов на почву оштрафованы главы администраций сельских поселений Слободского и Шовского сельсоветов Лебедянского района. Убраны 366 несанкционирован- ных свалок. В результате их ликвида- ции в Никольском сельсовете Усман- ского района и Воловском сельсовете Воловского района предотвращенный экологический ущерб составил 13,3 тысячи рублей. Для предотвращения загрязнения подземных вод сельхоз- предприятия очистили территории ферм от навоза. Вывезено 46,5 тысячи тонн органики с сельхозобъектов в До- бровском, Лев-Толстовском, Станов- лянском, Усманском, Добринском, Задонском и Воловском районах. Управлением Росприроднадзора по Липецкой области проведено 13 проверок, в ходе которых выявлено 35 нарушений природоохранного законодательства. На нарушителей наложено 46 штрафов на сумму 401 тысяча рублей. В ООО «Елецстрой- монтаж» плата за негативное воз- действие на окружающую среду не вносилась в установленные сроки. В ООО «Спецфундаментстрой-Инвест» (г. Липецк) не разработан порядок производственного контроля за об- ращением с бытовыми отходами, не осуществлялся учет движения отходов производства и потребле- ния, места размещения отходов не соответствовали установленным требованиям. В ООО «АНКОНА» (г. Липецк) не проводился мониторинг подземных вод, не велся учет воды, отбираемой из водоносного горизон- та, не производились замеры уровня подземных вод, не отбирались пробы воды из скважины на химический и бактериологический анализы. Подготовлен управлением экологии и природных ресурсов области ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ | апрель С нарушителей спрос строгий Работы в открытом космосе. Орбитальный научный комплекс «Мир».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz