Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 103/23731/ 28 МАЯ 2010 19 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Работа РДФ направлена на: — выполнение благотворительных программ по защите прав детей на охрану жизни и здоровья; — организацию медицинской помощи детям области, индивидуальной реабилита- ции и социальной адаптации больных детей; — оказание помощи незащищенной категории детей; — приобщение детей и подростков к духовным и нравственным ценностям культуры; — формирование нравственного сознания, патриотическое воспитание. Успешная реализация данных проектов стала возможна благодаря активному вза- имодействию общественных объединений с различными социальными институтами воспитания (образовательными учреждениями и учреждениями культуры), областными и муниципальными учреждениями и ведомствами. Организованный в рамках данных мероприятий обмен опытом деятельности и реализации программ областных детских и молодежных общественных организаций позволил консолидировать их усилия в реали- зации ряда социально значимых проектов, способствовал формированию позитивного профессионального имиджа лидеров и руководителей этих объединений. Подводя итоги деятельности детских и молодежных общественных организаций Ли- пецкой области, можно сказать, что последние годы основные их интересы были направ- лены на социализацию детей и молодежи, развитие волонтерского движения, оказание необходимой помощи, включая работу по профилактике наркомании, СПИДа, оказанию материальной помощи, интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Областные общественные организации сегодня успешно решают вопросы оказания со- циальной, психологической, информационно-просветительской поддержки. В целях повышения эффективности деятельности общественных организаций необ- ходимо: — координировать деятельность общественных организаций в разработке проектов и программ, направленных на социальную поддержку детей и подростков; — обеспечивать популяризацию деятельности общественных организаций, идей благотворительности и добровольчества в средствах массовой информации. РАЗДЕЛ 15. ОПЫТ РАБОТЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Важным звеном в предотвращении противоправного поведения подростков являет- ся профилактическая работа в образовательных учреждениях. Формирование института школьных инспекторов обусловлено необходимостью ранней профилактики семейного неблагополучия, предупреждения совершения несовершеннолетними преступлений и правонарушений, выявления и устранения их причин и условий, защиты и восстанов- ления законных прав и интересов школьников. В настоящее время 23 инспектора ПДН закреплены за 28 образовательными учебными учреждениями областного центра. На сегодняшний день школьными инспекторами проводится индивидуально-профилакти- ческая работа с 1097 несовершеннолетними правонарушителями и 457 неблагополуч- ными родителями. Дополнительно выявлено и поставлено на профилактический учет в ПДН 375 несовершеннолетних. С целью предупреждения преступлений и правонарушений среди учащихся и мо- лодёжи в образовательных учреждениях проведено 1355 бесед и лекций на правовую тему, в том числе 235 — по проблемам наркомании. Школьные инспекторы во взаимодействии с педагогическим коллективом школ, социальными педагогами, психологами проводят работу по выяснению межличностных отношений в коллективе, предупреждению конфликтных ситуаций. Совместно с психо- логами проводятся психодиагностические мероприятия. В летний период времени их деятельность связана с проведением профилактичес- кой работы в пришкольных лагерях труда и отдыха, обеспечением проверок мест досуга молодежи в вечернее и ночное время, а также содействия организации отдыха и оздо- ровления детей. Совместно с администрацией школ ими посещались семьи, из которых дети направлялись в детские загородные оздоровительные лагеря, проводились про- филактические беседы с подростками и их родителями. Решались вопросы по оказанию материальной помощи малоимущим семьям. С введением ювенальных технологий в систему судопроизводства Липецкой области специалистами государственного (областного) образовательного учреждения для де- тей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, в Центре психолого-медико-социального сопровождения проводится работа по оказанию психо- лого-педагогической помощи несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, т.е. детям из «группы риска», условно осужденным за различные правонару- шения и детям-жертвам насилия. Помощь носит коррекционно-реабилитационный и профилактический характер. Пе- дагоги-психологи осуществляют психолого-педагогическую экспертизу и сопровожде- ние несовершеннолетних правонарушителей в Липецкой области. Специалисты службы в 2009 г. выполняли следующие виды деятельности: — психолого-педагогические обследования несовершеннолетних правонарушите- лей и их родителей (287 психолого-педагогических экспертиз несовершеннолетних пра- вонарушителей, 238 экспертиз родителей несовершеннолетних правонарушителей); — участие в ходе досудебного и судебного производства при исследовании судом особенностей личности, условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, влиянии на него старших по возрасту лиц, условий и причин совершения преступления, оценки возможностей перспектив исправления, дальнейшего обучения и воспитания, реабили- тации, применения мер воздействия с учетом особенностей личности; — исполнение постановления, решения, приговоры суда в случае поручения судом исполнения решения или его части специалистам ювенальной службы; — исполнение частных постановлений суда; — проведение коррекционно-реабилитационной работы по индивидуальным и групповым программам реабилитации условно осужденных несовершеннолетних (40 индивидуально ориентированных и 80 групповых коррекциионно-реабилитационных занятий). Особое внимание в работе психолого-педагогической службы уделялось консуль- тированию подростков-правонарушителей (381 консультация), родителей или лиц их заменяющих (327 консультаций) по проблемам детско-родительских отношений, воспи- тания, обучения несовершеннолетних. В 2009 году проведен семинар-практикум для заместителей директоров, руководи- телей методических объединений педагогов-психологов образовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования районов и городов области на тему: «Проблемы подростковой преступности. Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних правонарушителей». Проведено 1676 мероприятий в рамках ювенальных технологий. Специалисты Цент- ра работают с детьми «группы риска» по индивидуально ориентированным программам, разработанным для каждого подростка, а также по групповым программам: — «Программа социально ориентированного тренинга для подростков, склонных к риску возникновения аддиктивного поведения по повышению уровня толерантности к фрустрации «Две дороги, два пути»; — «Программа Арт-терапевтические методы коррекции нарушений коммуникатив- ной и эмоционально-волевой сферы социально дезадаптированных подростков»; — «Программа по коррекции и развитию навыков коммуникативного общения под- ростков «группы риска» «Я + Ты»; — «Программа семинара-тренинга для родителей по обучению навыкам конструк- тивного взаимодействия с подростками, склонными к риску возникновения аддиктивно- го поведения в условиях семьи», «Через тернии — к звездам». Анализируя итоги 2009 года, можно с уверенностью сказать, что ювенальные техно- логии в области развиваются успешно. Согласно сведениям УВД по Липецкой области, в 2009 году 445 несовершеннолет- них совершили 506 преступлений; удельный вес (количество преступлений несовершен- нолетних в общем количестве преступлений) составил 5,6%. Данные показатели самые низкие за последние годы. Так, — в 2007 году 697 несовершеннолетних совершили 719 преступлений, удельный вес составил 7,4%. — в 2008 году 506 несовершеннолетних совершили 613 преступлений, удельный вес составил 6,4%. На базе Елецкого районного суда Липецкой области образован модельный ювеналь- ный суд, где судьями Елецкого районного и Елецкого городского судов Липецкой облас- ти рассматриваются уголовные и гражданские дела с участием несовершеннолетних. В суде имеются кабинет психолога, комната психологической разгрузки, комната для про- ведения примирительных процедур и приема подростков и членов его семьи специалис- тами органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В целом по Липецкой области в 2009 году преступность несовершеннолетних снизи- лась на 17,5%. Нельзя не отметить Задонский район, где преступность несовершенно- летних снизилась на 75,9% (с 29 до 7 человек, в том числе повторно совершивших — с 15 до 1 человека); Краснинский район — снижение на 75%, в том числе повторно совер- шивших — с 8 до 2 человек; Становлянский район — на 55% (с 20 до 9 человек). В то же время в Добровском районе детская преступность, напротив, увеличилась на 100% (с 10 до 20 человек). Помимо частных постановлений, суды области направляли представления либо письма в адрес различных организаций по вопросам оказания конкретной помощи несо- вершеннолетнему или его семье. Так, по инициативе суда: — 4 подростка были трудоустроены; — 14 подростков восстановлены в учебе; — 32 подростка направлены к наркологу; — 24 семьям оказана материальная и иная социальная помощь; — 330 несовершеннолетним оказана психологическая помощь; — оказана помощь в разрешении конфликтов в школе и в семье в 90 случаях; — ряд несовершеннолетних устроены в спортивные секции, различные кружки, а также оказана иная помощь. На базе Липецкого областного суда в июле 2008 года создан Координационный со- вет по развитию ювенальных технологий в Липецкой области. Координационный совет является органом, связывающим суды и службы профилактики, координирующим их деятельность, разрешающим возникающие в ходе реализации мероприятий проблемы. Все наиболее значимые вопросы обязательно предварительно обсуждаются на заседа- ниях Координационного совета. Фактически Координационный совет является основ- ным органом, принимающим решения о развитии ювенальных технологий и разрабаты- вающим механизмы развития. В 2007 году принят Закон Липецкой области «О профилактике безнадзорности и пра- вонарушений несовершеннолетних в Липецкой области». Положения Закона направлены на проведение ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних, на индиви- дуальную профилактическую работу в отношении детей с девиантным поведением, а также в отношении семей, находящихся в социально опасном положении. Закон предус- матривает принятие областных целевых программ, направленных на решение проблем в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиту их прав и законных интересов. Принято решение о составлении карты социально-психо- логического сопровождения несовершеннолетнего, сведения которой отражаются при проведении индивидуальной программы реабилитации подростка, а также предостав- ляются в суд при рассмотрении дел и материалов в отношении несовершеннолетних. Наиболее эффективно работа с подростками организована именно в тех районах, где уровень взаимодействия суда, правоохранительных органов и органов профилак- тики достаточно высок, где проблемные вопросы обсуждаются совместно и на основе взаимопонимания. Добросовестная и кропотливая работа ведется Грязинским судом в отношении всех несовершеннолетних, которые состоят на учете в суде. Любые положительные моменты, выявленные при изучении личности подростка, не остаются без внимания, одно из глав- ных направлений профилактической работы состоит именно в развитии положительных качеств в подростке. Качественная профилактическая работа проводится в Елецком городском и районном судах, в Лебедянском, Правобережном, Левобережных судах г. Липецка. В этих же районах налажено тесное взаимодействие между органами профи- лактики. При рассмотрении гражданских дел суды области также применяют ювенальные тех- нологии, которые направлены на защиту ребенка и семьи. Так, во многих судах области на стадии подготовки и в ходе рассмотрения гражданских дел выделяются категории детей, нуждающихся в усиленной защите со стороны государственных органов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, оставшихся без попечения родителей, проживающих в малоимущих семьях, нуждающихся в социальной помощи. При выяв- лении таких фактов выносятся частные определения в государственные органы в целях оказания практической помощи. Практически все суды при рассмотрении гражданских дел, где затрагиваются инте- ресы несовершеннолетних, истребуют полный характеризующий материал на детей и родителей. По отдельным делам (об определении места жительства ребенка, об определении порядка общения с ребенком) по согласованию с родителями в деле участвует психолог, а также назначается психолого-педагогическое исследование с целью выявления инди- видуально-психологических особенностей родителей и ребенка, уровня привязанности ребенка к каждому из родителей, особенностей их стиля и воспитания (Елецкий город- ской и районный, Правобережный, Левобережный г. Липецка, Грязинский и другие суды области). На стадии досудебной подготовки по делам об определении порядка общения с ре- бенком обязательно проводятся примирительные процедуры. Основные направления развития ювенальных технологий следующие: — сохранение и совершенствование уже действующих ювенальных технологий, института помощников судей с функциями социального работника, психологического сопровождения несовершеннолетних и их семей; — продолжение получения дополнительного образования в области педагогики, психологии и социологии лицами, которые занимаются делами несовершеннолетних; — повышение эффективности межведомственного взаимодействия суда, правоох- ранительных органов и органов профилактики; — развитие таких принципов восстановительного правосудия, как возмещение ви- новным причиненного ущерба, осуществление примирительных процедур; — вовлечение в профилактическую работу наставников, волонтеров, общественных воспитателей, предпринимательского сообщества. С участием сотрудников Центра добровольчества и при содействии предпринима- тельского сообщества на частной рыболовной базе состоялась добровольческая акция «Добрая рыбалка» для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. В акции прини- мали участие дети из неблагополучных семей и воспитанники Усманской воспитатель- ной колонии. Ряд судов (Советский, Левобережный) тесно сотрудничают с Липецким региональ- ным отделением общероссийского благотворительного фонда «Российский благотвори- тельный фонд «Нет алкоголизму и наркомании». Несколько подростков, своевременно направленных судом на лечение от алкоголизма, успешно прошли курс лечения. Необходимо развивать новые направления, основа для которых уже создана: — внедрение ювенальных технологий на стадии следствия (дознания); — обязательное выполнение требований ч. 7 ст. 88 УПК РФ о направлении органу, исполняющему наказание, указаний об учете особенностей личности несовершеннолет- него; — по результатам рассмотрения дела на основе собранных судом сведений необхо- димо принятие судебного документа как правовой основы реабилитационной работы с подростком; — разработка комплекса реабилитационных мер в отношении несовершеннолетних — жертв преступлений; — введение элементов пробации, т.е. уголовного надзора, или уголовной опеки. Судами области ведется постоянный анализ развития ювенальных технологий, изучается положительный опыт других регионов, разрабатываются предложения по вопросам обеспечения единства правоприменительной практики в сфере отправления правосудия по делам в отношении несовершеннолетних. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Развитие социального института детства в Липецкой области в 2009 году проходило в условиях острого финансово-экономического кризиса. Однако разработанная систе- ма мер социально-экономического, правового, информационного, организационного, научно-методического характера позволила обеспечить повышение качества жизни, ус- тойчивое развитие системы образования и здравоохранения. Реализация программно- целевого проектирования, национальных проектов способствовала улучшению демогра- фической ситуации, укреплению института семьи, поддержке материнства и детства. Продолжается сокращение естественной убыли населения (на 12%), снижается ко- эффициент смертности (на 4%), увеличивается общий показатель рождаемости (на 1%), растет количество многодетных семей (на 2%). Наметившаяся положительная динамика в развитии демографических процессов позволяет ожидать дальнейшего улучшения де- мографических показателей. Принятие законодательных актов, направленных на решение вопросов, связанных с демографической ситуацией в регионе, создало дополнительные возможности для по- вышения уровня жизни семей с детьми. В области отмечен рост реальных денежных до- ходов населения, на 50% увеличен размер адресной социальной помощи малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам. Одним из стратегических направлений социальной политики Липецкой области явля- ется защита материнства и детства, что предполагает охрану здоровья женщин и детей, в том числе оказание им доступной и квалифицированной акушерской и педиатрической помощи, сохранение репродуктивного здоровья населения. Основными механизмами реализации стратегии охраны материнства и детства на территории региона в настоящее время являются приоритетный национальный проект «Здоровье» и областная целевая программа «Совершенствование системы охраны здо- ровья населения Липецкой области (2009—2013 годы)», позволяющие сосредоточить финансовые ресурсы на решение наиболее острых проблем материнства и детства. Реализация названных программ на территории региона позволила добиться за период с 2007 года по 2009 года ряда позитивных показателей: снижения уровня мла- денческой смертности на 19%, уменьшения показателя заболеваемости детей на 2,1%, в том числе на 33,5% заболеваемости новорожденных и на 14% детей в возрасте до одного года. Среди мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения Липецкой области, большое внимание уделялось питанию детей, пропаганде грудного вскармливания. Дальнейшее совершенствование медико-генетической службы области, расшире- ние объема новейших лабораторных и функциональных методов исследования бере- менных женщин, антенатальная диагностика врожденных пороков и внедрение методик их хирургической коррекции способствовали снижению смертности детей в возрасте до одного года от врожденных аномалий на 26,2%. Сохраняется тенденция к снижению заболеваемости по группе инфекций, управляе- мых средствами специфической иммунопрофилактики. В области во всех календарных возрастах поддерживается эпидемиологически эффективный (95% и выше) уровень охвата профилактическими прививками против дифтерии, коклюша, полиомиелита, кори, эпидемического паротита, краснухи, столбняка. Липецкая область продолжает оставаться территорией с низким распространением ВИЧ-инфекции. Проводилась це- ленаправленная работа по формированию у подростков мотивации к здоровому образу жизни. Вследствие реализации межведомственного взаимодействия и непрерывных лечебно-профилактических мероприятий в области сохраняется низкий уровень показа- телей распространенности алкоголизма и наркомании у несовершеннолетних. Сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения области способство- вала система мер по организации питания детей, по формированию культуры здорового питания. Липецкая область в 2009 году завершила реализацию экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразова- тельных учреждениях г. Липецка, в ходе которого осуществлено обеспечение питанием школьников в соответствии с единым рационом питания, соответствующим потребнос- тям детей и установленным нормам; повышение эффективности организации и регу- лирования школьного питания; индустриализация школьного питания; создание новых и модернизация существующих производственных мощностей в системе школьного питания; проведение постоянной пропаганды принципов здорового питания среди обу- чающихся и родителей. В Липецкой области определены и осуществляются меры по созданию правовых и экономических условий для реализации конституционных прав граждан на образование. Планомерно и целенаправленно проводится работа по модернизации системы общего образования, обеспечивающей повышение качества образования за счет эффективно- го использования материально-технических, кадровых, финансовых, управленческих ресурсов образовательных учреждений. В текущем году разработано и принято Положе- ние о региональной системе оценки качества образования в Липецкой области. Созданы условия для образования детей-инвалидов с применением дистанционных образова- тельных технологий. В связи с ростом спроса на услуги дошкольных образовательных учреждений была продолжена работа по созданию условий для реализации права детей на доступное дошкольное образование. За последние три года за счет привлечения средств из всех источников финансирования по области было дополнительно создано более 3,6 тыс. дошкольных мест, построено 4 детских сада, восстановлены 10 ранее закрытых детских садов, открыта 81 дополнительная группа в действующих дошкольных образовательных учреждениях, созданы 60 дошкольных групп в школах. В результате охват дошкольными образовательными услугами по области увеличился и составил в 2009 году 57,6%. В ходе проведения оздоровительной кампании 2009 года удалось реализовать комплекс мер по повышению качества предоставляемых услуг организованного отды- ха, оздоровления и занятости, в том числе за счет организации отдыха за пределами Липецкой области. Увеличился охват отдыхом и оздоровлением несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. Органами опеки и попечительства области продолжена работа по совершенство- ванию нормативной правовой базы по защите прав и интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Профилакти- ческая работа с неблагополучными семьями и семьями риска на протяжении последних трех лет привела к сокращению числа детей, которые остаются без попечения родите- лей. В области сохраняется приоритет семейных форм устройства детей-сирот и де- тей, оставшихся без попечения родителей. В результате процент устройства детей в замещающие семьи за последние три года увеличился более чем на 10% и в 2009 году составил 85,6%. Получил дальнейшее развитие институт приемной семьи. Количество приемных семей в 2009 году по сравнению с 2007 годом увеличилось в 1,5 раза. Развитие института замещающей семьи позволило сократить число учреждений государственной поддержки детства. Количество школ-интернатов и детских домов уменьшилось с 26 (2007 год) до 21 (2009 год), что привело к повышению качества предо- ставляемых услуг, улучшению материально-бытовых условий воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С целью повышения качества образования, обеспечения достойных условий жизни, адаптации к обществу детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здо- ровья в специальных (коррекционных) школах-интернатах области особое внимание уделяется улучшению материально-технической базы; подбору соответствующих педа- гогических кадров, осуществляющих учебно-воспитательный процесс, реабилитацию и социализацию воспитанников. В учреждениях имеются компьютерные классы, выход в Интернет, сайты учреждений. Для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, особен- но детей, имеющих трудности в передвижении, на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната III-IV вида в г. Липецке создан Центр дистанци- онного образования детей-инвалидов с использованием современных информационно- коммуникационных технологий. В Липецкой области сложилась система по организации досуга детей и подростков, сочетающая традиции и современные подходы, что позволяет успешно решать орга- низационные вопросы отдыха детей. Продолжается развитие в сельских поселениях области музыкальных школ и школ искусств и филиалов (выездных классов), создаются условия для вовлечения детей в клубы по интересам, в любительские объединения, в творческие коллективы, оказывается поддержка юным талантам. Реализация молодежной политики в области осуществляется через деятельность общественных организаций и позволяет решать проблемы несовершеннолетних граж- дан, защищать права детей и молодежи, реализовывать программы и проекты, спо- собствующие личностному росту и социальной успешности подрастающего поколения, профилактике асоциального поведения, алкогольной и наркотической зависимости. В целях создания условий для социального, культурного, духовного, нравственного, ин- теллектуального и физического развития молодежи Липецкой области в 2009 году пос- тановлением администрации области создано государственное (областное) учреждение «Липецкий областной Центр реализации молодежных инициатив и проектов». За этот период Центр стал не только инициатором ряда областных мероприятий, но и своеоб- разной ресурсной площадкой для региональных детских и молодежных общественных объединений. В рамках реализации областной целевой программы «Развитие гражданского обще- ства (2009—2012 годы)» в 2009 году выделено 3,945 млн. рублей на реализацию проек- тов общественных объединений, направленных на развитие творческих дарований детей и юношества; реализацию идей нравственного и патриотического воспитания детей и подростков; развитие массового молодежного спорта, улучшение физической культуры и здоровья; организацию деятельности по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения и употребления алкоголя в молодежной среде; повышение доступности образования и досуга детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2009 году в регионе набрало силу массовое добровольческое движение. Открыто государственное (областное) учреждение «Центр развития добровольчества», объеди- нившее в ряды добровольцев студентов, учащихся, членов общественных организаций, людей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация мероприятий по содействию занятости различных категорий несовер- шеннолетних позволила обеспечить временное трудоустройство в свободное от учебы время и во время каникул более 11 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Была оказана помощь в профессиональном самоопределении 20,2 тыс. подросткам. В городах и районах области проведены ярмарки учебных и рабочих мест, в которых приняли участие 5,1 тыс. выпускников образовательных учреждений, что удов- летворило потребности молодых людей в профессиональном самоопределении. Важным элементом стратегии социальной защиты детей Липецкой области остается дальнейшее развитие системы государственного социального обслуживания семьи и детей, направленной на предоставление социальных услуг семье и детям, осущест- вление социальной адаптации и реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На территории области продолжает развиваться сеть учреждений социальной реабилитации для детей, нуждающихся в особой заботе государства. В 2009 году отмечено увеличение количества социальных услуг, предоставленных семьям с де- тьми, возросло количество детей и подростков из числа попавших в трудную жизненную ситуацию и прошедших социальную реабилитацию в условиях стационарного пребыва- ния в социально-реабилитационных центрах. В области успешно развиваются ювенальные технологии. Повысился уровень право- вой защиты несовершеннолетних, предупреждения совершения преступлений, совер- шенствовалась система работы с несовершеннолетними судебных органов и всех служб профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В результате эффективного межведомственного взаимодействия всех органов и уч- реждений, входящих в систему профилактики, отмечается снижение числа семей с де- тьми, находящихся в социально опасном положении. Достигнуты позитивные изменения в структуре и динамике подростковой преступности. Сократилось число преступлений, совершенных несовершеннолетними, отмечено сокращение количества преступных по- сягательств в отношении детей. Эффективное взаимодействие органов государственной власти области, органов местного самоуправления, организаций, учреждений, общественных объединений в ре- ализации стратегических направлений государственной социальной политики позволи- ло добиться существенных положительных результатов в обеспечении достойной жизни молодого поколения региона. Вместе с тем сохраняются проблемы в основных сферах жизнедеятельности семьи и детей. На фоне общей тенденции улучшения основных демографических параметров высокий уровень смертности остается самой серьезной проблемой современного де- мографического развития Липецкой области. Сокращается детская смертность (коэф- фициент смертности в 2007 г. — 7,9, в 2009 г. — 6,4), но при этом уровень рождаемости остается ниже границы простого воспроизводства населения. Продолжается спрос на дошкольные образовательные услуги. В полной мере не ре- шена проблема расширения возможностей для занятий физической культурой и спортом независимо от состояния здоровья ребенка, места проживания и благосостояния семей. Финансово-экономический кризис 2009 года создал трудности в обеспечении тру- довой занятости несовершеннолетней молодежи в период летних каникул и в свободное от учебы время. Существующая потребность в социальной, психолого-педагогической, правовой и медицинской помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, требует дальнейшего развития сети социально-реабилитационных центров. В этой связи основными направлениями деятельности по улучшению положения де- тей в Липецкой области должны стать: 1. Совершенствование медицинской помощи детям и обеспечение ее качества. 1.1. Финансирование службы охраны материнства и детства в объемах не менее 30% от консолидированного бюджета здравоохранения. 1.2. Реализация областной целевой программы «Совершенствование системы охра- ны здоровья населения Липецкой области (2009—2013 годы)», подпрограммы «Здоро- вое поколение». 1.3. Продолжение мероприятий по улучшению материально-технического состояния службы материнства и детства с учетом поэтапного перехода на рекомендуемые ВОЗ критерии живорождения наряду с мерами государственной поддержки в рамках нацио- нального проекта «Здоровье». 1.4. Продолжение работы в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» по вакцинопрофилактике инфекционных болезней у детей с использованием современных вакцин и снижению поствакцинальных осложнений, по расширению про- граммы неонатального скрининга, по повышению доступности и качества высокотехноло- гичной помощи детям, по реализации мероприятий программы «Родовый сертификат». 1.5. Увеличение объема профилактической работы, в том числе с женщинами на дородовом этапе, при проведении профилактических медицинских осмотров здоровых и диспансерном наблюдении больных детей, содействие реализации расширенных про- грамм диспансеризации детей всех возрастных групп. 1.6. Широкое внедрение в практику работы амбулаторно-поликлинических учрежде- ний современных форм и методов медицинского обеспечения, таких, как: восстанови- тельное лечение, медико-социальная помощь, дневные стационары, стационары на дому. 2. Увеличение охвата детей дошкольными образовательными услугами. 2.1. Повышение уровня предшкольной подготовки, в том числе детей, получающих семейное дошкольное образование. 2.2. Развитие сети образовательных учреждений, реализующих программы дошколь- ного образования, в том числе частных дошкольных организаций. 2.3. Введение системы муниципального задания (заказа) на услуги дошкольного об- разования с полноценным допуском к нему негосударственных организаций, оказываю- щих такие услуги на условиях бюджетного финансирования. 2.4. Постепенное изменение организационно-правовых форм дошкольных учрежде- ний, создание сектора автономных некоммерческих организаций. 3. Совершенствование работы по защите прав и интересов несовершеннолетних. 3.1. Продолжение профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении. 3.2. Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без по- печения родителей. 3.3. Активизация работы по информированию граждан Липецкой области об услови- ях приема в семью детей, оставшихся без попечения родителей, с привлечением регио- нальных и муниципальных средств массовой информации. 3.4. Развитие комплексного социально-психологического сопровождения заме- щающей семьи. Активизация деятельности Центра психолого-медико-социального сопровождения по укреплению замещающей семьи, установлению гармоничных внут- рисемейных отношений, профилактики возврата детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 3.5. Проведение информационной кампании по противодействию жестокому обра- щению с детьми. 3.6. Осуществление мероприятий, направленных на обеспечение жилыми помеще- ниями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействие их соци- альной адаптации. 4. В рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», направленной на модернизацию и развитие системы общего обра- зования страны, предстоит обеспечить: 4.1. Переход на новые образовательные стандарты. 4.2. Проведение объективной независимой экспертизы оценивания учебных дости- жений обучающихся через функционирование региональной системы оценки качества образования (РСОКО) Липецкой области. 4.3. Развитие системы поддержки талантливых детей. 4.4. Изменение школьной инфраструктуры через строительство новых современных школ, в том числе по индивидуальным проектам; капитальный ремонт существующих зда- ний; повышение качества сервисного обслуживания самого здания школы; устройство на территории школы современных спортивных площадок, малых архитектурных форм. 4.5. Сохранение и укрепление здоровья школьников, внедрение новых технологий и методик здоровьесберегающего обучения; создание условий расширения сотрудничес- тва с детскими спортивными школами. 5. Развитие системы дополнительного образования детей. 5.1. Увеличение количества воспитанников объединений дополнительного образо- вания детей спортивно-туристической направленности до 25 % от общего количества воспитанников. 5.2. Увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья, зани- мающихся в объединениях дополнительного образования детей, до 3% от общего коли- чества воспитанников. 5.3. Повышение эффективности работы в учреждениях дополнительного образова- ния по профилактике асоциальных проявлений среди детей и подростков, по формиро- ванию здорового образа жизни. 6. Организация отдыха, оздоровления детей. 6.1. Обеспечение реализации нового механизма финансирования оздоровительной кампании. 6.2. Сохранение и развитие инфраструктуры детского отдыха и оздоровления. 6.3. Совершенствование содержания оздоровительной работы, создание условий для формирования и развития социально-адаптированной личности, навыков эффек- тивного взаимодействия детей и подростков с окружающим миром. 6.4. Расширение выбора форм отдыха и оздоровления детей и подростков за счет развития детско-юношеского туризма, профильных лагерей (спортивно-оздоровитель- ных, технического творчества, экологических, художественного творчества), летних школ выживания, юношеских объединений патриотической направленности. 6.5. Создание условий для обеспечения жизни и здоровья детей, предупреждения детского травматизма, безопасности дорожного движения. 6.6. Обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических требований в детских оздо- ровительных учреждениях, расположенных на территории области. 6.7. Привлечение к организации летного отдыха детей общественных и профсоюзных организаций, религиозных конфессий. 7. Реализация прав и удовлетворение потребностей молодежи в получении начального профессионального образования. 7.1. Обеспечение повышения качества образования специалистов, выпускаемых из учреждений начального профессионального образования. 7.2. Обеспечение реструктуризации и оптимизации сети учреждений начального профессионального образования с учетом демографической ситуации, потребностей рынка труда области, эффективного использования бюджетных средств. 7.3. Создание Центров содействия в трудоустройстве выпускников на базе учрежде- ний профессионального образования области. 7.4. Активизация деятельности по социальному партнерству с работодателями в це- лях трудоустройства выпускников. 7.5. Организация проведения внешней оценки качества образования выпускников учреждений начального профессионального образования, в том числе посредством сертификации их профессиональной квалификации. 8. Улучшение обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возмож- ностями здоровья. 8.1. Продолжение работы по созданию оптимальных условий для обучения, воспита- ния и интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в самостоятельную жизнь, по обеспечению непрерывности и преемственности в работе с данной категорией детей между дошкольными и общеобразовательными учреждениями, учреждениями профессионального образования, реализации дистанционного обучения. 8.2. Осуществление структурно-содержательной модернизации системы образова- ния детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья за счет созда- ния на базе государственного областного специального коррекционного образователь- ного учреждения специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната III — IV вида (для слабовидящих и незрячих детей) в г. Липецке учреждения непрерывного образования: детский сад — школа — вуз. 8.3. Продолжение работы по оптимизации и реорганизации сети учреждений госу- дарственной поддержки детства. 8.4. Организация работы регионального центра дистанционного обучения детей-ин- валидов. 9. Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. 9.1. Обеспечение создания рабочих мест для временного трудоустройства несовер- шеннолетних граждан по подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, проведению природоохранных работ, благоустройству территории, мест захороне- ния участников Великой Отечественной войны. 9.2. Расширение информационной работы по вопросам трудовой занятости и про- фессионального самоопределения среди несовершеннолетних граждан. 10. Повышение эффективности работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, семейного неблагополучия. 10.1. Совершенствование деятельности органов и учреждений системы профилакти- ки в работе с несовершеннолетними и неблагополучными семьями. 10.2. Реализация индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовер- шеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении. 10.3. Дальнейшее развитие механизмов социальной адаптации несовершеннолет- них, освободившихся из мест лишения свободы и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. 10.4. Обеспечение функционирования Центра временного содержания для несовер- шеннолетних правонарушителей УВД по Липецкой области в г. Липецке. 10.5. Дальнейшее внедрение ювенальных технологий, основанных на международ- ных нормах и принципах восстановительного правосудия в отношении несовершенно- летних, направленных на защиту прав и интересов ребенка, профилактику подростковой преступности, реабилитацию и адаптацию подростков в обществе. 11. Развитие и совершенствование социальной поддержки семей с детьми. 11.1. Принятие плана мероприятий по реализации в 2011—2015 годах II этапа Кон- цепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года на территории Липецкой области. 11.2. Совершенствование системы морального и материального поощрения родите- лей за рождение и воспитание детей. 11.3. Проведение мероприятий: 11.3.1. Социально значимых акций, направленных на стимулирование рождаемости и укрепление института семьи. 11.3.2. Публичного конкурса на определение лучших семей Липецкой области. 11.4. Дальнейшее развитие сети учреждений социального обслуживания, деятель- ность которых ориентирована на сохранение семьи и преодоление в ней трудной жиз- ненной ситуации. 11.5. Внедрение в деятельность учреждений социального обслуживания инноваци- онных социальных технологий и методик работы с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, их социальной реабилитации и адаптации. 11.6. Реализация дополнительных мер по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, посредством повышения престижа благополучия семьи и обще- ственной значимости труда родителей по воспитанию детей. 11.7. Внедрение в практику работы с семьей и детьми ювенальных технологий. 11.8. Совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квали- фикации кадров учреждений социального обслуживания семьи и детей. Приложения 1-2 к настоящему докладу размещены на сайте администрации области www. admlr. lipetsk. ru Окончание. Начало на 9–18-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz