Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 103/23731/ 28 МАЯ 2010 16 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ В Липецкой области ведется работа с 498 вынужденными переселенцами (197 се- мей), которые прибыли из Казахстана — 73% (363 чел.); Узбекистана — 19% (94 чел.); Таджикистана — 3% (16 чел.), других стран — 5% (Молдовы, Азербайджана, Грузии, Кыргызстана, Армении), из Чеченской республики прибыли 4 человека. Дети вынужденных переселенцев, как граждане Российской Федерации, пользуются всеми правами детей коренного населения. С 2006 года государственная помощь в обеспечении жильем вынужденных пересе- ленцев осуществляется в рамках реализации Федеральной целевой программы «Жи- лище» на 2002 — 2010 годы путем предоставления им государственных жилищных сер- тификатов. В 2007 году жилищные сертификаты предоставлены 6 семьям вынужденных переселенцев, в 2008 году — 2 семьям, в 2009 году — 2 семьям. До 2005 года основными лицами, ищущими убежище на территории Российской Федерации, были граждане Афганистана, однако война в Южной Осетии в 2008 году и провокационная политика правительства Грузии в комплексе со сложным социально- экономическим положением в стране спровоцировала поток обращений по вопросу убежища на территории Липецкой области граждан Грузии, причем не только предста- вителей национальных меньшинств (русские, осетины, армяне и т.д.), но и этнических грузин (таблица 10.3). Таблица 10.3 Количество лиц, получивших временное убежище и проживающих на территории Липецкой области 01.01.2007 01.01.2008 01.01.2009 01.01.2010 Всего, человек 26 20 15 30 в том числе в возрасте: 0—5 лет 1 1 2 1 6—15 лет 6 6 2 2 16—17 лет 3 3 3 3 Все семьи, имеющие детей и получившие временное убежище на территории Рос- сийской Федерации, являются гражданами Афганистана. Дети школьного возраста про- ходят обучение в школах Липецкой области. Обеспечение прав данной категории лиц установлено Федеральным законом «О бе- женцах» и постановлением Правительства Российской Федерации «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации». В соответствии с указан- ными нормативно-правовыми актами лица, признанные беженцами либо получившие временное убежище на территории Российской Федерации, и члены их семей имеют право на социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, как и граждане России, получение содействия в устройстве детей в государственные или муниципаль- ные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации. Мероприятия по социальной поддержке семей переселенцев включают в себя сле- дующие мероприятия: — выплаты малообеспеченным семьям с детьми ежемесячного пособия на ребенка; — назначения и выплаты государственного социального пособия; — оказание материальной помощи находящимся в трудной жизненной ситуации; — выплаты компенсации семьям, родившим третьего и последующих детей; — выплаты ежемесячного пособия на детей от полутора до трех лет; — выплаты единовременного пособия при рождении второго ребенка; — предоставление скидки по оплате коммунальных услуг многодетным семьям; — оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; — выплаты на возмещение затрат по оплате жилищно-коммунальных услуг льготным категориям населения из числа переселенцев. Таким образом, в области на сегодняшний день сложилась система социальных га- рантий, направленных на адаптацию и интеграцию переселенцев в социально-экономи- ческие процессы региона. Вместе с тем в целях улучшения материального, социального положения переселенцев, членов их семей, обеспечения условий для образования, раз- вития, воспитания детей из семей переселенцев необходимо: — содействие федеральных органов государственной власти в обеспечении за счет средств федерального бюджета соотечественников и членов их семей жильем; — выделение земельных участков участникам Госпрограммы под индивидуальное строительство без участия в земельном аукционе и на бесплатной основе; — обеспечение материальной поддержки соотечественников на раннем этапе пере- селения путем выплаты «подъемных» во всех территориях вселения; — предоставление регистрации по месту жительства в Центре временного разме- щения сроком на 6 месяцев с целью ускоренного получения участниками Программы переселения российского гражданства и до 2-х лет с целью приобретения собственного жилья; — предоставление льгот по налогообложению организациям и предприятиям, при- нимающим на работу соотечественников и предоставляющим им временное или посто- янное жилье. РАЗДЕЛ 11. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ Система государственного социального обслуживания семьи и детей Липецкой об- ласти — это совместная деятельность всех государственных социальных служб области, направленная на предоставление социальных услуг семье и детям, осуществление со- циальной адаптации и реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Важным элементом стратегии социальной защиты детей остается дальнейшее раз- витие и оптимизация сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, свое- временно предоставляющих необходимые социальные услуги. Развитие системы социальной и медико-психологической помощи семье — одно из основных направлений социальной политики. На территории Липецкой области функционирует сеть специализированных учреж- дений для несовершеннолетних, подведомственных органам социальной защиты насе- ления, которая представлена следующими типами учреждений: — областное государственное учреждение «Елецкий детский дом-интернат для умс- твенно отсталых и малолетних инвалидов» на 210 мест; — областное государственное учреждение «Реабилитационно-оздоровительный центр «Лесная сказка» на 130 мест; — областное государственное учреждение «Кризисный центр помощи женщинам и детям» со стационаром на 20 мест; — областное государственное учреждение «Центр реабилитации инвалидов и пожи- лых людей «Сосновый Бор» на 155 мест; — шесть социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних на 103 места (пять муниципальных в Воловском, Долгоруковском, Данковском, Елецком, Крас- нинском районах и один областной центр, расположенный в г. Задонске); — 19 комплексных центров социального обслуживания населения, в которых име- ются отделения социальной помощи семье и детям и профилактики безнадзорности несовершеннолетних. В системе социальной защиты населения действуют 6 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних на 103 койко-мест, из них 5 муниципальных в Воловс- ком, Долгоруковском, Данковском, Елецком, Краснинском районах и 1 областной, рас- положенный в г. Задонске. В ноябре 2009 года после капитального ремонта и реконструкции в Краснинском районе был открыт Центр социальной реабилитации несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию со стационаром на 16 койко-мест. В соответствии с Законом Липецкой области «О наделении органов местного само- управления отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер со- циальной поддержки и социальному обслуживанию населения» во всех районах области созданы муниципальные учреждения «Комплексные центры социального обслуживания населения», которые предоставляют социальные услуги пожилым гражданам и инвали- дам, семьям, имеющим детей, безнадзорным детям и подросткам. В основе деятельности учреждений лежит система обеспечения несовершеннолет- них воспитанников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, социальной, психоло- го-педагогической реабилитацией, правовой и медицинской помощью, а также хороши- ми условиями содержания, проживания и обучения в общеобразовательной школе. Основной задачей в 2009 году стала оптимизация действующей сети детских уч- реждений. В ходе оптимизации плановая наполняемость учреждений приведена в соот- ветствие с требованиями и нормативами, что позволило улучшить качество проживания несовершеннолетних. Таблица 11.1 О численности несовершеннолетних, помещенных в социально-реабилитационные учреждения для реабилитации № п/п Наименование учреждения Количество койко-мест Численность несовершеннолетних, помещенных в социально- реабилитационные учреждения 2007 год 2008 год 2009 год 1 ОГУ «Задонский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» 25 91 83 89 2 МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», Елецкий район 25 66 111 106 3 МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», Долгоруковский район 16 72 67 61 4 МУ « Центр социальной помощи семье и детям «Исток», Воловский район 5 27 37 26 5 МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», Данковский район 16 0 23 48 6 МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», Краснинский район 16 0 0 12 ИТОГО 103 256 321 342 Необходимо отметить, что потребность в данных учреждениях из года в год увеличи- вается. Наблюдается динамика роста количества несовершеннолетних, помещённых в социально-реабилитационные учреждения — от 256 детей в 2007 году до 342 несовер- шеннолетних в 2009 году (таблица 11.1). Диаграмма 11.1 Количество несовершеннолетних, помещенных в социально-реабилитационные учреждения Липецкой области (с 2007 по 2009 гг.) Динамика роста численности несовершеннолетних, чётко прослеживающаяся на диаграмме 11.1, свидетельствует об увеличении роли и значимости социально-реаби- литационных учреждений с каждым годом, так как в их задачи входит: — комплексное обследование и социальная диагностика детей и их семей; — выявление и анализ факторов, обусловивших социальную дезадаптацию несовер- шеннолетних; — определение форм и степени дезадаптации каждого воспитанника; — разработка индивидуальных планов реабилитации каждого воспитанника; — реализация реабилитационных программ социальной дезадаптации; — защита прав и интересов воспитанников; — оказание помощи воспитанникам в дальнейшем жизнеустройстве и т.п. По содержанию таблицы 11.2 видно, что за 2009 год из прошедших социальную реабилитацию несовершеннолетних (342 ребенка): 33 — оставшихся без попечения родителей или законных представителей; 182 несовершеннолетних — проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении; 7 человек — не имеющих места жительства, места пребывания и средств к существованию; 2 подростка — самовольно оставившие семью; 118 — оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации, нуждаю- щиеся в социальной помощи и реабилитации. Таблица 11.2 Сведения о несовершеннолетних, прошедших социальную реабилитацию за 2009 год (по возрастному составу и причинам, приведшим детей в учреждения) Наименование показателей Всего 3-7 лет 8-10 лет 11-14 лет 15-18 лет Численность несовершеннолетних, прошедших реабилитацию, в том числе: 342 115 91 111 25 оставшиеся без попечения родителей или законных представителей 33 9 10 11 3 проживающие в семьях, находящиеся в социально опасном положении 182 68 50 53 11 не имеющие места жительства, места пребывания и (или)средств к существованию 7 1 1 4 1 самовольно оставившие семью 2 0 0 0 2 оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации, нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации 118 37 30 43 8 Анализируя категории несовершеннолетних, прошедших социальную реабилитацию, наблюдаем, что основной причиной, приведшей детей в социально-реабилитационные учреждения, является семья, находящаяся в социально опасном положении. К причинам детского неблагополучия в современных условиях относятся: — «кризис семей», ослабление семейных устоев, утрата моральных ценностей, педа- гогическая несостоятельность родителей и их низкий общеобразовательный уровень; — пьянство, употребление наркотиков, аморальный и паразитический образ жизни родителей, проявление жестокости; — низкий уровень жизни семьи, плохие жилищные условия, отягощенная наследс- твенность, рост психических расстройств, антисанитария и пренебрежение санитарно- гигиеническими нормами. По диаграмме 11.2 можно наблюдать возрастную специфику среди несовершенно- летних, находящихся в социально-реабилитационных учреждениях. Большее количество детей, прошедших реабилитацию в учреждениях социальной поддержки, — это дети дошкольного (3—7 лет) и подросткового (11—14 лет) возраста. По сравнению с 2007 и 2008 годами количество детей дошкольного возраста уменьши- лось, а количество подростков 11—14 лет увеличилось (диаграмма 11.2). Диаграмма 11.2 Возрастная категория детей, прошедших реабилитацию в учреждениях социальной поддержки Приоритетным направлением в деятельности центров является сохранение для ре- бенка кровной семьи. Дети, прошедшие реабилитацию, в среднем в течение полугода, были жизнеустроены. В основном это кровные и замещающие семьи, только 22 ребенка направлены в государственные детские учреждения (6,4% от общего количества детей, прошедших реабилитацию) (таблица 11.3). Главными задачами социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних являются: — создание оптимальных условий и организация процесса проживания, содержания, обучения, оказание медицинской помощи, проведение мероприятий досуга, социальная адаптация воспитанников; — организация оказания комплексной помощи воспитанникам по преодолению кри- зисных ситуаций; — оказание психолого-педагогической помощи воспитанникам; — работа с семьей. Таблица 11.3 Жизнеустройство детей, попавших в трудную жизненную ситуацию № п/п Жизнеустройство детей, попавших в трудную жизненную ситуацию 2007 год 2008 год 2009 год % к 2008 г. 1 Всего детей, помещенных в учреждения социальной реабилитации 256 321 342 106,5 2 Устройство детей, прошедших реабилитацию в центрах 199 230 259 112,6 — возвращено в родные семьи 125 146 161 110,3 — передано под опеку 33 40 37 92,5 — направлено в гос. учреждения образования 25 24 22 91,7 — направлены в приемные семьи 0 0 1 0 — другие формы жизнеустройства 16 20 38 190,0 3 Семейно воспитательные группы 17 9 16 177,8 4 Количество детей, принятых повторно 34 50 25 50,0 Для достижения поставленных задач работа с ребенком осуществляется комплекс- но, при взаимодействии всех подразделений учреждений и служб системы профилакти- ки правонарушений среди несовершеннолетних. Согласно задачам, поставленным в 2008 году, в области активно осуществляются мероприятия по укреплению материально-технической базы учреждений социальной реабилитации семьи и детства, оснащению их технологическим и реабилитационным оборудованием, средствами ухода за детьми. В рамках федеральной целевой программы «Дети России» по подпрограмме «Дети и семья» в 2009 году получено 4 микроавтобуса и сенсорные комнаты на сумму более 3 млн. руб. Объемы финансирования учреждений соответствуют установленным нормативам финансирования. Таблица 11.4 Объемы финансирования учреждений поддержки семьи и детей (2007—2009 гг.) Наименование учреждений Выделено (млн. руб.) % к 2008 г. 2007 год 2008 год 2009 год ОГУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» 9,9 12,9 13,6 105,4 ОГУ «Реабилитационно-оздоровительный центр «Лесная сказка» 35,0 40,3 35,9 89,1 ОГУ «Кризисный центр помощи женщинам и детям» 6,3 8,7 7,8 89,7 Муниципальные социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних 29,4 32,8 31,5 96,0 ОГУ «Елецкий детский дом-интернат для умственно отсталых детей» 31,3 34,6 36,3 104,9 Итого 111,8 129,3 125,1 96,8 Как видно из таблицы 11.4, в 2009 году на содержание учреждений социального обслуживания семьи и детей израсходовано 125,1 млн. руб., что на 3,2% ниже, чем в 2008 году (129,3 млн. руб.). Снижение объема финансирования связано с завершением реконструкции и ремонта здания Центра реабилитации несовершеннолетних в Краснин- ском районе. Не уменьшилось количество выделенных средств из областного бюджета на содер- жание несовершеннолетних, находящихся в учреждениях социальной защиты. Средняя стоимость содержания одного воспитанника в день в 2009 году составила 5369,1 рубля (таблица 11.5) Таблица 11.5 Средняя стоимость содержания одного воспитанника в день, руб. Наименование учреждений 2007 год 2008 год 2009 год ОГУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» 1159,2 1701,5 1466,6 ОГУ «Реабилитационно-оздоровительный центр «Лесная сказка» 791,5 972,7 1170,4 ОГУ «Кризисный центр помощи женщинам и детям» 1375,2 1087,3 1015,3 Муниципальные социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних 700,0 1005,5 1091,7 ОГУ «Елецкий детский дом-интернат для умственно отсталых детей» 473,4 596,9 625,1 Итого 4499,3 5363,9 5369,1 Для каждого воспитанника, поступившего в учреждение, на основе предваритель- ной социальной диагностики специалистами (педагогами-психологами, социальными педагогами, специалистами по социальной работе и др.) разрабатывается план индиви- дуальной социальной и психолого-педагогической реабилитации, который реализуется в процессе их пребывания в учреждении. По результатам диагностических мероприятий по каждому воспитаннику имеются заключения социального медико-психолого-педаго- гического консилиума. Индивидуальные планы реабилитации (ИПР) корректируются каждые три месяца в соответствии с результатами реабилитации по каждому воспитаннику, вносятся коррек- тивы по дальнейшей работе, все изменения отмечаются в протоколах консилиумов. В основе реабилитационной работы центров лежит принцип восстановления лич- ности воспитанника через средовое воздействие в сочетании с реабилитационными мероприятиями. В ходе реабилитации происходит организация пространства, способс- твующего восстановлению личности воспитанника, включение каждого в «здоровое» социальное окружение, развитие и укрепление положительных тенденций в характере и личности воспитанника в целом, восстановление семейных связей, психологическое и медицинское оздоровление. Большую работу в данном направлении осуществляет областное государственное учреждение «Задонский социально-реабилитационный центр «Надежда», функциониру- ющий с января 2006 года в ведении управления социальной защиты населения Липец- кой области. Центр рассчитан на 25 койко-мест в стационарном отделении, на 4 койко- места — приемное отделение. Для оперативного решения проблем и оказания необходимой помощи несовершен- нолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также методической помощи специалистам учреждений и органов социальной защиты населения, занимающимся вопросами материнства и детства, в ОГУ «Задонский социально-реабилитационный центр «Надежда» работают отделения: диагностики и социальной дезадаптации; со- циально-правовой помощи; семейных воспитательных групп; перевозок; стационар реализации программ социальной реабилитации; приемное; методической помощи в организации деятельности центров области. Психолого-педагогической службой центра проводятся групповые и индивидуаль- ные занятия коррекционно-развивающей направленности. В результате этой работы у воспитанников снимаются психоэмоциональное напряжение, страхи, агрессивность, нарушения коммуникативной сферы, повышается низкая самооценка. Исходя из конкретной жизненной ситуации каждого ребенка, его возраста, степе- ни социальной дезадаптации составлялись индивидуальные программы социальной и психолого-педагогической реабилитации с учетом их психофизических особенностей и возможностей. Продолжение на 17-й стр. Продолжение. Начало на 9—15-й стр. Количество несовершеннолетних 2007 год 2008 год 2009 год 2007 год 2008 год 2009 год возрастная категория детей Для воспитанников учреждений государственной поддержки детства были закуп- лены путевки на общую сумму 26,2 млн. рублей за счет средств областного бюджета. В загородных лагерях за пределами области отдыхали 14 воспитанников, а для 16 воспи- танников организован отдых в Италии. Система воспитательной работы в учреждениях государственной поддержки детства — процесс целенаправленного, организованного, управляемого и контролируемого взаимодействия педагогов и воспитанников, имеющего конечной целью формирование социально адаптированной личности, нужной и полезной обществу. Трудоустройству выпускников детских домов и школ-интернатов уделяется серьёз- ное внимание. В 2009 году 52% (в 2007 г. — 45%) выпускников поступили в учреждения начального профессионального образования. Процент выпускников, продолживших обучение в 10 классе, в 2009 г. составил 28% (2007 г. — 24%) (диаграмма 9.11). Диаграмма 9.11 Трудоустройство выпускников учреждений государственной поддержки детства, % 2007 год Всего: 361 выпускник 2009 год Всего: 326 выпускников В целях профилактики «социального сиротства» необходимо: — продолжение профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в со- циально опасном положении; — развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попе- чения родителей; — активизация работы по информированию граждан Липецкой области об условиях приема в семью детей, оставшихся без попечения родителей, с привлечением регио- нальных и муниципальных средств массовой информации; — развитие комплексного социально-психологического сопровождения замеща- ющей семьи. Активизация деятельности Центра психолого-медико-социального со- провождения по укреплению замещающей семьи, установлению гармоничных внутри- семейных отношений, профилактике возврата детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; — проведение информационной кампании по противодействию жестокому обраще- нию с детьми; — осуществление мероприятий, направленных на обеспечение жилыми помещения- ми детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействие их социаль- ной адаптации. РАЗДЕЛ 10. ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ На территории области отмечаются миграционные процессы, связанные с пересе- лением соотечественников, проживающих за рубежом, а также вынужденных мигрантов с территории постсоветского пространства. В регионе сложилась и действует система социальных механизмов, направленных на обеспечение социальных гарантий для се- мей-мигрантов с детьми. В Липецкой области с 2007 года реализуется Программа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом. Меропри- ятия Программы нацелены на создание правовых, информационных и финансовых ус- ловий для добровольного переселения соотечественников и их скорейшего включения в экономические и социальные процессы региона. По состоянию на 1 января 2010 года на территории региона были зарегистрированы 1 183 прибывших участников Программы, с членами семей 2 865 человек (таблица 10.1). Таблица 10.1 Количество переселенцев — участников Программы по оказанию содействия добровольному переселению, зарегистрированных в Липецкой области 01.01.2008 01.01.2009 01.01.2010 Всего, человек 64 1530 2865 в том числе в возрасте: 0—5 лет 6 162 334 6—15 лет 14 195 385 16—17 лет 2 48 87 В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ян- варя 2007 г. № 1 «О компенсационном пакете участника Государственной программы», участник Программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, имеют право на получение компенса- ционного пакета участника Государственной программы, включающего в себя услуги государственных и муниципальных учреждений дошкольного воспитания, общего и про- фессионального образования, социального обслуживания, здравоохранения и услуги государственной службы занятости, после их регистрации в установленном порядке и до приобретения ими гражданства Российской Федерации. В Липецкую область прибыли соотечественники из Казахстана — 33% (934 чел.), Узбекистана — 27% (762 чел.), Кыргызстана — 11% (317 чел.), Украины — 9% (252 чел.), Таджикистана — 7% (196 чел.), Молдовы — 6% (180 чел.), Туркменистана — 3% (73 чел.), Азербайджана — 2% (53 чел.), Армении — 1% (30 чел.), 1% — из других стран (Германии и Грузии — по 19 чел., Белоруссии и Латвии — по 8 чел., Болгарии и Израиля — по 3 чел., Эстонии — 4 чел., Португалии и США — по 2 чел). 68% переселенцев — это лица тру- доспособного возраста, 28%— дети, 4%— пенсионеры. Медицинское обследование участников Государственной программы и членов их семей, прибывших на территорию Липецкой области, проводится за счет средств об- ластного бюджета. Срочная медицинская помощь участникам Программы и членам их семей осущест- вляется в рамках Программы Государственных гарантий оказания гражданам Российс- кой Федерации на территории Липецкой области бесплатной медицинской помощи за счет средств областного бюджета. Плановая медицинская помощь до получения пере- селенцами гражданства РФ оказывается учреждениями здравоохранения также за счет средств областного бюджета. В 2009 году в лечебно-профилактических учреждениях области прошли лечение 111 человек. Из средств областного бюджета учреждениям здравоохранения за обследование и оказание медицинской помощи участникам Государственной программы и членам их семей в 2009 году выплачено 428,3 тыс. руб. Вопросы регулирования образовательных услуг участникам Государственной про- граммы и членам их семей осуществляются в рамках предоставляемых государственных гарантий. В 2009 году из 48 детей в возрасте до 6 лет посещало детские сады 35 чело- век, 228 подростков — школы. Обучение русскому языку детей участников Государственной программы по мере не- обходимости осуществляется в общеобразовательных учреждениях, где они обучаются. Данные общеобразовательные учреждения области оснащены необходимым кадровым, учебно-методическим обеспечением. По мере необходимости услуги по обучению рус- скому языку участников Программы и членов их семей могут быть оказаны в Липецком государственном педагогическом университете, ОАУДПО Липецком институте развития образования. Прием соотечественников в образовательные учреждения профессио- нального образования на 2009/2010 учебный год осуществляется в соответствии с фе- деральными законодательными и нормативными правовыми актами. Меры социальной поддержки переселенцам оказываются в рамках действующих нормативных актов области, определяющих порядок их предоставления. В регламен- тирующих документах для участников Программы переселения, в отличие от постоянно проживающих граждан, упрощен порядок обращения и предоставления документов на оказание необходимой социальной помощи и поддержки. За истекший период в органы соцзащиты населения области обратилась 191 семья соотечественников, которым оказаны различные меры социальной поддержки на сумму 1184,9 тыс. руб., из них: — 98 семьям оказана материальная помощь на сумму 294 тыс. руб.; — 77 семьям назначено и выплачено ежемесячное пособие на детей на сумму 183,0 тыс. руб.; — 17 семьям назначено и выплачено пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в сум- ме 350,1 тыс. руб.; — 6 семьям выплачено единовременное пособие при рождении ребенка; — 4 семьям назначено и выплачено социальное пособие как молодым малообеспе- ченным семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет, на сумму 17,3 тыс. руб.; — 34 семьям — адресная помощь на сумму 111,9 тыс. руб.; — выданы 19 путевок в детские оздоровительные лагеря Липецкой области на сумму 133, 6 тыс. рублей. Всего в 2009 году за счет средств областного бюджета предоставлено переселен- цам услуг здравоохранения, социальной защиты и службы занятости на сумму 2117,8 тыс. руб. В целях решения жилищного вопроса соотечественникам предоставлена возмож- ность участия в региональных жилищных программах: «Ипотечное жилищное кредитова- ние», «Свой дом», «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей до 2010 года», «Социальное развитие села на 2009—2012 годы». В соответствии с Зако- ном области «О социальных выплатах жителям Липецкой области на приобретение или строительство жилья» за счет средств областного бюджета участвующим в жилищных программах гражданам предоставляются социальные выплаты. Однако вопрос приобретения собственного жилья является одним из актуальных для соотечественников. Решение жилищного вопроса для участников Программы переселе- ния с помощью ипотечного кредитования на сегодняшний день достаточно проблема- тично, так как отсутствие регистрации по месту жительства, а главное — низкий уровень доходов, не соответствуют требованиям потенциальных кредиторов. Так, с момента реализации Государственной программы собственное жилье смогли приобрести лишь 10,0 % участников. Также остается актуальным вопрос возможности выделения переселенцам бес- платно и без участия в земельном аукционе земельных участков под индивидуальное строительство, что требует внесения изменений в Постановление Правительства РФ от 13.08.1998 № 948 «Об утверждении порядка организации торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений или права их аренды». В связи с внесением изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» участники Государственной Программы по оказанию содействия добро- вольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в случае, если они имеют регистрацию по месту жительства на территории РФ. С принятием данного Закона отсутствие регистрации по месту жительства значительно усложнило процедуру получения гражданства для большинства участников Программы и членов их семей, которые вынуждены искать дополнительные возможности для регист- рации в жилом помещении: их регистрируют знакомые или же за дополнительную плату. Отсутствие регистрации по месту жительства порождает ряд других проблем в обус- тройстве участников Государственной Программы переселения, в том числе невозмож- ность получения кредита на приобретение постоянного жилья. В Липецкой области проблема вынужденной миграции обозначилась с 1990 года, когда в результате определенных социально-политических предпосылок на территории постсоветского пространства возникли межнациональные конфликты. С 2002 года, вследствие стабилизации общественно-политической ситуации в стране, статус вынуж- денного переселенца на территории Липецкой области не присваивается, численность граждан с указанным статусом значительно сокращается (таблица 10.2). Таблица 10.2 Количество вынужденных переселенцев, проживающих в Липецкой области 01.01.2006 01.01.2007 01.01.2008 01.01.2009 01.01.2010 Всего, человек/семей 2080/823 1214/460 680/248 556/218 498/197 в том числе в возрасте: 0—5 лет 21 8 3 0 0 6—15 лет 285 150 78 55 46 16—17 лет 35 23 13 11 6 НПО СПО ВПО 10 класс Другое НПО СПО ВПО 10 класс Другое 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz