Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 103/23731/ 28 МАЯ 2010 14 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 14,3 25 35 30 25 20 15 10 5 0 0т 0 до 4 лет от 5 до 9 лет от 10 до 14 лет от 15 до 17 лет 30,8 29,9 Таблица 7.4 Временная трудовая занятость несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации № п/п Категория несовершеннолетних Количество трудоустроенных в 2009 году (чел.) 1. Дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей 721 2. Дети из малообеспеченных семей и семей безработных 4184 3. Подростки, стоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних 82 4. Дети из семей беженцев и переселенцев 0 5. Дети из семей, подвергшихся последствиям чернобыльской аварии 100 6. Дети-инвалиды 33 Всего: 5120 С целью обеспечения соблюдения прав несовершеннолетних граждан в сфере тру- да, управление труда и занятости предоставляло в Государственную инспекцию труда в Липецкой области сведения о работодателях, привлекающих несовершеннолетних работников в рамках мероприятий по организации временной занятости подростков в возрасте от 14 до 18 лет. В соответствии с постановлением главного санитарного врача по Липецкой области от 28 апреля 2009 года № 29, при оформлении временной занятости подростков в лет- ний период и в свободное от учёбы время медицинские осмотры проводились бесплат- но. В соответствии с заключенным Соглашением о сотрудничестве управления образо- вания и науки Липецкой области с управлением труда и занятости Липецкой области от 09 апреля 2008 года проводилась профориентационная работа с учащейся и незанятой молодежью. С целью информирования несовершеннолетних об учебно-курсовой сети области управлением труда и занятости Липецкой области ежегодно издаётся справочник «Куда пойти учиться?». На протяжении 2009 года служба занятости оказывала широкий спектр профориен- тационных услуг молодёжи, используя при этом самые разнообразные формы работы: — беседы; — информационные консультации с представителями профессиональных учебных заведений; — профориентационные групповые занятия и тренинги; — индивидуальные профориентационные и психологические консультации; — компьютерное профтестирование для самопознания своих интересов, склоннос- тей, способностей. Традиционными в г. Липецке, г. Ельце, Грязинском, Данковском, Добринском, Хле- венском, Чаплыгинском районах стали выездные профконсультации, проводимые в де- тских домах, школах-интернатах для детей-сирот и инвалидов. Одной из наиболее эффективных форм профориентационной работы является ярмарка учебных и рабочих мест. В 2009 году такие ярмарки состоялись в Воловском, Грязинском, Долгоруковском, Краснинском, Лев-Толстовском, Становлянском, Тер- бунском, Чаплыгинском районах, г. Ельце, г. Липецке. В них приняли участие 5,1 тыс. выпускников. В течение 2009 года служба занятости оказала помощь в профессиональном само- определении 20,2 тыс. подросткам (диаграмма 7.2). Диаграмма 7.2 Количество несовершеннолетних, получивших помощь в профессиональном самоопределении в службе занятости Важным направлением работы в системе трудовой занятости подростков в 2009 году оставалось профессиональное обучение безработных несовершеннолетних граж- дан, не поступивших в профессиональные образовательные учреждения, или из ма- лообеспеченных семей, не имеющих возможности длительного обучения. В 2009 году возможность профессионального обучения была предоставлена 48 безработным из числа несовершеннолетней молодежи по профессиям: бухгалтер, водитель автомобиля категории «ВС», водитель погрузчика, каменщик, инспектор по кадрам, оператор ЭВМ, маникюрша, парикмахер, продавец-кассир, повар-кондитер, тракторист-машинист с/х производства. Проводимая профориентационная работа среди выпускников позволила уменьшить численность несовершеннолетних граждан, направленных на профессиональное обуче- ние службой занятости (диаграмма 7.3). Диаграмма 7.3 Количество несовершеннолетних, направленных на профессиональное обучение службой занятости Вместе с тем реализация мероприятий по содействию трудоустройству различных категорий несовершеннолетних осложнялась снижением спроса на рабочую силу в свя- зи с кризисом. Таким образом, учитывая итоги 2009 года, необходимо: — обеспечение создания рабочих мест для временного трудоустройства несовер- шеннолетних граждан по подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, проведению природоохранных работ, благоустройству территории, мест захороне- ния участников Великой Отечественной войны; — расширение информационной работы по вопросам трудовой занятости и профес- сионального самоопределения среди несовершеннолетних граждан. РАЗДЕЛ 8. ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В Липецкой области общее число признанных инвалидами детей составило на 01 января 2010 года 4033 человека (таблица 8.1). Таблица 8.1 Абсолютное число детей-инвалидов по Липецкой области Возраст 2009 год 2008 год 2007 год От 0 до 17 лет Всего детей–инвалидов от 0 до 17 включительно 4033 3964 4153 От 0 до 4 лет Всего детей–инвалидов от 0 до 4 лет включительно 658 600 594 Удельный вес этой возрастной группы, % 16,3 15,1 14,3 5—9 лет Всего детей–инвалидов от 5 до 9 лет включительно 1093 1048 1040 Удельный вес этой возрастной группы, % 27,1 26,4 25,0 10—14 лет Всего детей–инвалидов от 10 до 14 лет включительно 1263 1236 1279 Удельный вес этой группы, % 31,3 31,2 30,8 15—17 лет Всего детей–инвалидов от 15 до 17 лет включительно 1019 1080 1240 Удельный вес этой возрастной группы, % 25,3 27,3 29,9 Уровень инвалидизации детей от 0 до 17 лет включительно составил: — 2007 год — 200,2 на 10 тыс. населения соответствующего возраста; — 2008 год —196,0 на 10 тыс. населения соответствующего возраста; — 2009 год —203,4 на 10 тыс. населения соответствующего возраста (диаграмма 8.1). Диаграмма 8.1 Показатель инвалидности детей от 0 до 17 лет на 10 тыс. населения соответствующего возраста Показатель инвалидности детей в возрасте от 0 до 17 лет включительно по области в 2009 году по сравнению с 2007 годом вырос на 1,6% и составил 203,4 на 10 тыс. населе- ния соответствующего возраста. Первичный выход на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет включительно вырос на 25,9% и составил в 2009 году 26,6 против 19,7 в 2007 году на 10 тыс. населения соответствующего возраста. В структуре причин детской инвалидности по обусловившему ее заболеванию: 1-е ранговое место принадлежит врожденным аномалиям — 27,5% (в 2007году — 27,1%); 2-е ранговое место — психическим расстройствам — 20,2% (в 2007 году — 18,1%); 3-е ранговое место — болезням нервной системы — 16,8% (в 2007 году — 17,1%) (диаграм- ма 8.2). Диаграмма 8.2 Основные причины детской инвалидности в 2009 году В структуре первичной инвалидности вырос удельный вес детей в возрасте до 4-х лет, что связано с выхаживанием новорожденных с массой в 500 грамм, внедрением новых технологий коррекции врожденных пороков развития и сохранением жизни детей. Из числа главных нарушений в состоянии здоровья детей–инвалидов в 2009 году веду- щими являются висцеральные и метаболические нарушения и расстройства питания — 27,2% (2007 год — 28,2%), на 2-м месте — двигательные нарушения — 20,5% (2007 год — 20,8%), на 3-м месте — умственные нарушения — 20,4% (2007 год — 19,2%). В возрастной структуре детской инвалидности в 2009 году наибольший удельный вес детей–инвалидов отмечается в возрастной группе от 10 до 14 лет — 31,3% (2007 год — 30,8%, 2008 год — 31,2%) (диаграмма 8.3). Диаграмма 8.3 Удельный вес детей-инвалидов по возрастным группам в 2009 году Большинство детей-инвалидов проживают в семьях, хотя в последние годы удель- ный вес детей-инвалидов, проживающих в семьях, снижается: 2007 год — 87,6%, 2008 год — 86,8%, 2009 год — 85,8%. На показатель общей инвалидности оказывают влияние многие факторы, в первую очередь это осложнения беременности в результате различных неблагоприятных воз- действий, наличие тяжелых и хронических форм заболеваний, экономические и другие факторы, влияющие на уровень заболеваемости населения. В Липецкой области лечение и реабилитация детей-инвалидов осуществляется в стационарах, в амбулаторно-поликлинических учреждениях и санаторно-курортных уч- реждениях областного и республиканского значения. ГУЗ «Областная детская больница» является основным учреждением области по разработке и проведению мер медицинской реабилитации и реабилитации детей-инва- лидов, ведущими из которых являются восстановительная терапия и реконструктивная хирургия: освоены методики хирургической коррекции врожденных пороков развития у новорожденных, в т.ч. пороков развития челюстно-лицевой области, что позволило обеспечить детям в дальнейшем полноценное развитие и хорошую социальную адапта- цию. В течение последних трех лет в рамках областной программы «Здоровый ребенок на 2006 — 2010 годы», а с 2009 года областной целевой программы «Совершенствование системы охраны здоровья населения Липецкой области (2009 — 2013 годы)» подпро- граммы «Здоровое поколение» приобреталось современное медицинское оборудова- ние, что позволило внедрить ряд новых высокоэффективных методик лечения детей, развить высокотехнологичные виды медицинской помощи по отдельным разделам хи- рургии, неонатологии, эндокринологии, гематологии, онкологии. Ежегодно в больнице получают лечение более 16 тысяч детей, из них около 10 — 12% — дети-инвалиды. Для проведения восстановительной терапии используются, кроме медикаментозного лечения, физиотерапия, массаж, гидро- и кинезотерапия, иг- лорефлексотерапия, а также функционируют отделения гипербарической оксигенации и гемодиализа. Трудно переоценить и такую перспективную организационную форму реабилитаци- онной помощи детям-инвалидам и их семьям, как стационарзамещающие технологии. На койках дневного стационара в течение года получили лечение 2,8 тысячи детей, со- стояние здоровья которых не требует круглосуточного врачебного наблюдения, а меди- цинская помощь оказывается в полном объеме. Проведение в области массового обследования новорожденных на наследственные заболевания позволяет обеспечить раннее выявление детей с тяжелыми наследствен- ными и врожденными заболеваниями, провести своевременное лечение для сохранения здоровья и профилактики инвалидности, а также снизить показатели младенческой и детской смертности. В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» и федеральной целе- вой программы «Дети России» в 2009 году по неонатальному скринингу обследовано на фенилкетонурию — 12719 детей, на врожденный гипотиреоз — 12788 детей, на адрено- генитальный синдром — 9638 детей, на галактоземию — 9554 ребенка, на муковисцидоз — 9377 детей, выявлено 6 детей, больных фенилкетонурией, врожденным гипотиреозом и муковисцидозом, своевременно начато лечение. У новорожденных и детей первого года жизни для профилактики тугоухости и глу- хоты с 2009 года в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» в области проводится ранняя диагностика нарушений слуха (аудиологический скрининг) с после- дующим проведением при необходимости операции кохлеарной имплантации. В лечебно-профилактические учреждения области осуществлена поставка 21 комп- лекта оборудования для проведения аудиологического скрининга на сумму 4093,8 тыс. руб. Проведено обследование 1607 детей, выявлено 123 ребенка со снижением, в том числе 6 случаев с нарушением слуха. Раннее выявление глухоты у ребенка в возрасте до 6 месяцев и проведение кохлеар- ной имплантации позволяют сократить расходы государства на образование и социаль- ную поддержку, составляющие более 26 млн. рублей (пожизненное содержание одного больного). В 2009 году детям области в федеральных центрах проведено 5 операций кохлеар- ной имплантации. В детском сурдологическом кабинете проводятся диагностические мероприятия, подбор слуховых аппаратов, занятия с дефектопедагогом. Для раннего выявления патологии у детей и приближения специализированной по- мощи к детям, проживающим в сельской местности, в течение многих лет при областной детской консультативной поликлинике функционирует выездная поликлиника «Здоро- вье», оснащенная современной аппаратурой. Выездная работа поликлиники «Здоровье» планируется с учетом потребностей районов области в тех или иных специалистах и обследованиях. В 2009 году сделано более 15,3 тысячи посещений к врачам-специалис- там, из них 20% посещений — детьми-инвалидами. Реабилитация детей продолжается в ГУЗ «Областная детская больница восстано- вительного лечения», где в настоящий момент внедрены уникальные методики лечения детей-инвалидов. Организована комплексная и поэтапная система реабилитации детей-инвалидов. В курс лечения входят общепринятые методы лечения и новейшие достижения: рефлексо- терапия по БАТ, аэроионотерапия, метод биологической обратной связи, микроволновая резонансная терапия, аурикулярная и корпоральная лазеро- и электропунктура, лечеб- ные костюмы «Адели», сенсорная комната, солярий, тренажеры. Врачами амбулаторно-поликлинической сети совместно с бюро медико-социальной экспертизы формируются, корректируются и контролируются индивидуальные програм- мы по реабилитации детей-инвалидов. Дети-инвалиды во всех необходимых случаях получают бесплатную, в том числе дорогостоящую, специализированную помощь. В областном детском санатории «Мечта» были организованы специализированные заезды для детей с ортопедической патологией, сахарным диабетом. В 2009 году полу- чили реабилитацию 102 ребенка-инвалида. На базе областной детской поликлиники, областной стоматологической поликлини- ки, городской детской стоматологической поликлиники организованы выездные формы работы с целью оказания квалифицированной специализированной медицинской помо- щи в отдаленных сельских районах. Для детей-инвалидов в условиях ГУЗ «Областная детская больница», ГУЗ «Областная детская больница восстановительного лечения» продолжают свою работу школа «Диа- бета», «Астмашкола», «Гастрошкола», «Школа для пациентов с детским церебральным параличом» и «Школа для пациентов с нарушением осанки, искривлениями позвоночни- ка и деформациями стоп», где дети-инвалиды и родители обучаются принципам реаби- литации детей с ДЦП, сколиозами и с другими поражениями органов и систем, что поз- воляет обеспечить детям в дальнейшем полноценное развитие и хорошую социальную адаптацию. Во исполнение Комплекса мер по развитию гибких форм занятости, в том числе надомной занятости лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, а также по организации обучения этих лиц методам реабилитации на 2008—2010 годы, в системе здравоохранения в 2009 году методам реабилитации обучено 1365 родителей с детьми- инвалидами. Основными приоритетными направлениями профилактики детской инвалидности являются: — развитие антенатальной и перинатальной помощи, основанной на внедрении вы- сокотехнологичных ее видов, своевременных рациональных технологий выхаживания недоношенных детей; — внедрение новых технологий пренатальной диагностики врожденных пороков раз- вития и наследственных болезней, — повышение объема медико-генетического консультирования семей до и во время беременности, проведение периконцепционной профилактики; — ранняя диагностика патологии обмена веществ путем массового обследования новорожденных и ранняя терапия выявленных расстройств, внедрение скрининга на выявление наследственных болезней в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье». С 2005 года дети-инвалиды отнесены к федеральной категории льготников и поль- зуются мерами социальной поддержки, установленными федеральным законодательс- твом, в том числе: — ежемесячной денежной выплатой — 1341 руб. (включая набор социальных услуг в денежном выражении); — набором социальных услуг, включающим в себя бесплатное обеспечение лекарс- твенными средствами, бесплатное санаторно-курортное лечение при наличии меди- цинских показаний, бесплатный проезд пригородным железнодорожным транспортом и междугородним транспортом к месту лечения и обратно (в случае отказа от получения набора социальных услуг денежная выплата составляет 557 рублей в месяц); — 50% скидкой по оплате жилья в домах государственного и муниципального жи- лищного фонда; — 50% скидкой по оплате коммунальных услуг. В Липецкой области инвалидам за счет средств областного бюджета дополнитель- но установлены меры социальной поддержки. Так, в соответствии с Законом Липецкой области от 02 декабря 2004 года № 141-ОЗ они могут воспользоваться следующими льготами: — льготный проезд на автомобильном транспорте общего пользования (кроме так- си) на городских, пригородных и междугородных внутриобластных маршрутах, а также городском электрическом пассажирском транспорте по единым социальным проезд- ным билетам стоимостью 200 рублей; для детей-инвалидов предусмотрен бесплатный проезд сопровождающего лица; — субсидирование процентной ставки по банковским кредитам, полученным в кре- дитных организациях семьями детей-инвалидов на приобретение товаров, работ и услуг в целях удовлетворения личных бытовых нужд общей стоимостью до 20 тыс. руб.; — детям от 0 до 3 лет (детям из малообеспеченных и многодетных семей от 0 до 6 лет) предоставляются бесплатно все лекарства по рецептам врачей; — детям от 0 до 16 лет предоставляется бесплатное слухопротезирование по назна- чению врача, детям от 0 до 18 лет, имеющим медицинские показания, бесплатно предо- ставляются протезно-ортопедические изделия. Кроме того, дети-инвалиды, нуждающиеся в оказании им дорогостоящей (высоко- технологичной) медицинской помощи за пределами области, направляются на лечение за счет средств областного бюджета по направлению органов здравоохранения. При этом детям-инвалидам из малообеспеченных семей полностью компенсируется стои- мость проезда к месту лечения и обратно, а также — в размере 50% сопровождающему их лицу. В соответствии с действующим законодательством для семей, имеющих детей-ин- валидов, предусмотрено оказание материальной помощи в размере до 10 тыс. руб. в связи с трудной жизненной ситуацией за счет средств областного бюджета. В ОГУ «Центр реабилитации инвалидов и пожилых людей «Сосновый Бор» проходят реабилитацию инвалиды в возрасте от 15 лет. Центр осуществляет комплексную реабилитацию инвалидов по следующим направ- лениям: 1. Социально-бытовая реабилитация. Проводится с инвалидами 1—2 групп со значительными нарушениями функциональ- ной жизнедеятельности в течение 3-х месяцев пребывания. II. Социально-психологическая реабилитация. Проводится по 13 программам, применяются такие виды коррекционного воздейс- твия, как анимация, компьютерные технологии, музыкотерапия и др. Дети-инвалиды, находящиеся в Центре, имеют возможность продолжать общее об- разование на базе средних общеобразовательных школ г. Липецка. III. Отделение профессиональной подготовки. В отделении в течение 10 месяцев ведется обучение по 8 рабочим профессиям: обувщик по ремонту обуви, оператор машинной вязки, портной по пошиву легкой женс- кой и детской одежды, художник росписи по дереву, флорист, оператор ЭВМ, парикма- хер, изготовитель художественных изделий из лозы. За время работы Центра получили свидетельства государственного образца с при- своением 2—4 квалификационных разрядов 346 выпускников. В исполнение Федеральной целевой программы «Дети России», а также в поиске принципиально новых подходов к решению проблем поддержки семьи и детей при ОГУ «Центр социального обслуживания семьи и детей, материально-технической и соци- ально-психологической помощи населению» в 2009 г. продолжил работу клуб «Добрые волшебники», объединяющий малообеспеченные семьи с детьми-инвалидами, страда- ющими неизлечимыми формами заболеваний (детский церебральный паралич, лейке- мия, порок сердца, аутизм и т.д.), матерей-одиночек, неполные семьи и другие семьи, которые в силу жизненных обстоятельств относятся к социально незащищенным. Для организации работы клуба активно привлекаются педагоги и учащиеся школ, студенты местных университетов, общественность, благотворительные организации. Работает «телефон доверия». Успешно функционирует «Социальная библиотека», кото- рая насчитывает более тысячи книг и журналов. За 8 лет существования в мероприятиях клуба приняли участия более 566 детей. В них участвовали дети с различными диагнозами и различные возрастные группы. Это составляет 31% от общего числа детей-инвалидов по г. Липецку. Проведено 29 реабилитационно-психологических мероприятий клуба разной тема- тической направленности. Опыт работы областного клуба успешно применяется в городе Ельце, Краснинском и Лев-Толстовском отделах социальной защиты. В постоянно действующей «Школе массажа» при областном физкультурном диспан- сере получили бесплатное обучение 43 мамы. В денежном выражении это составляет более 64 тыс. руб., т. к. одно обучение обходится на платной основе 1500 рублей. При Липецком государственном педагогическом университете помощь в виде репе- титорских услуг преподавательского состава и студентов старших курсов получили 18 членов клуба. В работе с детьми-инвалидами органы социальной защиты населения тесно взаимо- действуют с органами здравоохранения, образования, труда и занятости, пенсионным фондом, фондом социального страхования и другими службами. Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социа- лизации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореа- лизации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В соответствии с законодательством РФ дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья получают образование в классах и группах системы общего образования, по индивидуальной программе на дому, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Более тысячи детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются в спе- циальных (коррекционных) школах-интернатах, сеть которых представлена в основном всеми видами, кроме учреждения VI вида для детей с нарушениями опорно-двигатель- ной системы (Таблица 8.2). В течение 2009 года в 11 специальных (коррекционных) школах-интернатах для де- тей с ограниченными возможностями здоровья обучалось и воспитывалось 1229 человек (на 52 человека больше, чем в 2007 году), из них 459 детей-инвалидов (на 102 человека больше, чем в 2007 году). Помимо того, в 10 общеобразовательных школах-интернатах и детских домах обучается и воспитывается 21 ребенок-инвалид (на 10 человек меньше, чем в 2007 году). Таблица 8.2 Сеть Г(О)С(К)ОУ специальных (коррекционных) школ-интернатов Липецкой области Г(О)С(К)ОУ специальные (коррекционные) общеобразовательные школы-интернаты: 2007 год 2008 год 2009 год I вида (для глухих детей) в г. Задонске 1 1 1 II вида (для слабослышащих детей) в г. Лебедяни 1 1 1 III-IV вида (для слабовидящих и незрячих детей) в г.Липецке 1 1 1 V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи) в с. Дмитряшевка Хлевенского района 1 1 1 VII вида (для детей с задержкой психического развития) в г. Липецке - - 1 VIII вида (для детей, имеющих умственную отсталость) в гг. Данкове, Ельце, Усмани, с.Кривец Добровского района, с. Ериловка Елецкого района, с.Вторые Тербуны Тербунского района 7 6 6 Итого учреждений: 11 10 11 Во всех этих учреждениях создана хорошая материально-техническая база, подоб- раны соответствующие педагогические кадры, позволяющие осуществлять учебно-вос- питательный процесс, реабилитацию и социализацию воспитанников: имеются компью- терные классы, Интернет, сайты учреждений. Учебные планы и программы нацелены на обеспечение адаптивности образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей. При подготовке к 2009/2010 учебному году и работе в осенне-зимних условиях за счет средств областного бюджета в специальных (коррекционных) школах-интернатах проведен капитальный и текущий ремонт на сумму 6 млн. рублей. Всего в 2009 году на содержание и функционирование специальных (коррекционных) учреждений из областного бюджета было израсходовано 299,5 млн. рублей. Для улучшения условий жизни, реабилитации и организации оздоровления детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в с. Горицы Добровского района функционирует круглогодичный загородный оздоровительно-образовательный комплекс «Звездный», созданный на базе Г(О)С(К)ОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната III—IV вида. В 2009 году в летний период здесь отдохнули 150 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, что на 100 человек больше, чем в 2007 году. Большая работа в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях про- водится по профессиональной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. В школах-интернатах организовано многопрофильное трудо- вое обучение по 8 направлениям: швейное, обувное, столярное, сельскохозяйственное дело, кулинария, овощевод, слесарь по ремонту сельхозмашин и оборудования, масса- жист; проводятся уроки предметно-практического обучения. Все это позволяет выпус- кникам—детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья лучше адаптироваться в современной жизни, а также успешно продолжить свое обучение в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования. Одним из наиболее действенных способов восстановления и расширения духовного мира детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, физическо- го развития, укрепления здоровья, адаптации и реабилитации в общество является их активное участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях, проводимых на област- ном, всероссийском и международном уровнях. Ежегодно дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья прини- мают активное участие в областных круглогодичных спартакиадах по 5-ти видам спорта: пионерболу, русским шашкам, настольному теннису, легкой атлетике и мини-футболу; в областных конкурсах детского художественного творчества «Созвездие», изобразитель- ного искусства и прикладного творчества, театральных коллективов, в международных конкурсах и фестивалях «Шаг навстречу», «Кинотаврик», «В будущее с надеждой», теат- ральных коллективов для глухих и слабослышащих детей. Так, 20 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья спе- циальной (коррекционной) школы-интерната III—IV вида г. Липецка (для слабовидящих и незрячих детей) приняли участие во Втором Международном фестивале творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Шаг навстречу», где коллектив джаз- бэнд «Бабушкин джем» и члены творческих коллективов прикладного творчества стали дипломантами (всего 11 дипломов). В рамках выполнения мероприятий областной це- левой программы «Модернизация образования Липецкой области 2009—2011 годы», участвуя в IХ Международном детском фестивале искусств «Кинотаврик» в г. Сочи в номинации «Театр» театр «Паяц» завоевал Гран-при, во Всероссийском фестивале твор- ческой молодежи и юношества (инвалиды) «В будущее с надеждой» в г. Москве театр «Паяц» также завоевал Гран-при. На базе школы-интерната I вида (для глухих детей) в городе Задонске традиционным стало проведение Межрегионального фестиваля театральных коллективов для глухих и слабослышащих детей. В 2009 году в нем приняло участие более 180 детей из 6 регио- нов России. Коллективу театра «ДАР» специальной (коррекционной) школы-интерната I вида г. Задонска присуждено I место. В рамках выполнения мероприятий областной целевой программы «Модернизация образования Липецкой области 2009—2011 годы» 1 мая 2009 года на площади Лени- на-Соборная в городе Липецке состоялся праздник Весны и Труда, в котором приняли участие воспитанники учреждений государственной поддержки детства, в том числе более шестисот детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети активно участвовали в конкурсе рисунка на асфальте и различных творческих мас- терских, что способствовало развитию их кругозора, воспитанию чувства патриотизма и уважения к национальной культуре. С 31 мая по 2 июня 2009 года делегация Липецкой области в количестве 100 человек, в том числе 56 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в рамках выполнения мероприятий областной целевой программы «Модернизация об- разования Липецкой области 2009—2011 годы» побывали в городе Москве: посетили Большой театр, Красную площадь, побывали на экскурсии по Москве-реке. Все это способствовало успешной адаптации и интеграции воспитанников школ-интернатов и детских домов в общество, развитию чувства уважения к народным традициям. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2009 году воспитанник специальной (коррекционной) школы-интерната из села Вторые Тер- буны Тербунского района Казаков Юрий стал обладателем Президентской премии для поддержки талантливой молодежи. С целью создания единого образовательного пространства системы многоуровне- вого интегрированного (вариативного по форме) образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и стимулированию инновационных образовательных процес- сов в 2009 году решался вопрос об открытии филиала Московского государственного социально-гуманитарного института на базе Г(О)С(К)ОУ С(К)О школы-интерната III—IV вида, что будет способствовать организации межрегионального образовательно-реаби- литационного комплекса непрерывного профессионального образования лиц с ограни- ченными возможностями здоровья. В рамках реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Образо- вание» по направлению «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» на базе школы-интерната III—IV вида создан Центр дистанционного образования детей- инвалидов, где планируется обучение с использованием современных информационно- коммуникационных технологий более 100 детей с 1 сентября 2010 года. Таким образом, сеть учреждений государственной поддержки детства области позволяет обеспечить образовательными услугами детей-инвалидов и детей с ограни- ченными возможностями здоровья, созданы необходимые условия для их обучения и воспитания, адаптации в общество и профессиональной реабилитации. Вместе с тем необходимо: — продолжить работу по созданию оптимальных условий для обучения, воспитания и интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в са- мостоятельную жизнь, совершенствовать деятельность по обеспечению непрерывности и преемственности в работе с данной категорией детей между дошкольными и общеоб- разовательными учреждениями, учреждениями профессионального образования, обес- печению дистанционного обучения; — осуществлять структурно-содержательную модернизацию системы образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья за счет создания на базе Г(О)С(К)ОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интер- ната III—IV вида (для слабовидящих и незрячих детей) г. Липецка учреждения непрерыв- ного образования: детский сад — школа — вуз; — продолжить работу по оптимизации и реорганизации сети учреждений государс- твенной поддержки детства; — организовать работу регионального центра дистанционного обучения детей-инва- лидов. РАЗДЕЛ 9. ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ По состоянию на 31.12.2009 года на учете в органе опеки и попечительства области состоит 4883 ребенка-сироты и оставшихся без попечения родителей, из них — 3519 де- тей, оставшихся без попечения родителей (72%), воспитываются в замещающих семьях, 1364 ребенка (28%) находится на полном государственном обеспечении в организациях для детей-сирот и учреждениях профессионального образования (диаграмма 9.1) . Диаграмма 9.1 Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в Липецкой области, по состоянию на 31.12.2009 года воспитываются в семьях усыновителей — 461 ребенок воспитываются в семьях приемных родителей — 397 детей воспитываются в семьях опекунов, попечителей — 2661 ребенок воспитываются в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах, обучаются на полном государственном обеспечении в учреждениях профессионального образо- вания — 1364 ребенка Продолжение. Начало на 9—13-й стр. 28682 25389 20215 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0 2007 год 2008 год 2009 год 41 78 48 80 70 60 50 40 30 20 10 0 2007 год 2008 год 2009 год 196 200,2 203,4 204 202 200 198 196 194 192 2007 год 2008 год 2009 год 27,5 20,2 40 35 30 25 20 15 10 5 0 врожденные аномалии психические расстройства болезни нервной системы прочие заболевания 16,8 35,5 Продолжение на 15-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz