Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

№ 102/23730/27 МАЯ 2010 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА СОБЕСЕДНИК «ЛГ» | Артист Липецкого академического театра драмы имени Л . Н . Толстого Сергей Бельский : «Лучшие роли — на сопротивление» Сцена из спектакля «Рядовые». —СергейАркадьевич, сложно ли для вас, чело- века, родившегося после войны, войти в образ Дер- воеда? Что вдохновляло на работу над ролью? —Для меня, как и для любого актера, военная тема—это святая святых. На таком материале ар- тист просто не имеет права фальшивить. История ге- роя должна пройти через твое сердце, психику, быть осмыслена, пережи- та, ты обязан не изобра- жать что-то, а жить в предлагаемыхобстоятель- ствах. Да, я родился уже по- сле Победы, но воевали многие мои родственни- ки. Воевали мои дяди Ва- силий и Дмитрий, отец был слишком мал, чтобы попасть на фронт, с 14 лет пошел на завод, трудился по 15-16 часов в сутки. Его рассказыо военномвреме- ни, о тяготах и лишениях, выпавших на долю про- стого народа, я помню с детства. Много о войне говорил и наш сосед, фронтовик дед Кирилл, это я его дедом называл, а так-то он был нестарый еще мужик, прекрасно помнил все пережитое… Играть солдата мне здорово помогает и то, что я сам служил в армии, в воздушно-десантных вой- сках, даже закончил сер- жантскую школу. Знаю, что значит приказ коман- дира, как строятся отно- шения внутри взвода, как гасить конфликты в под- разделении. Это позволя- ет мне держаться есте- ственно, не переигрывая. КролиДервоеда я при- шел уже имея в актерском багаже определенный за- пас военных героев. За 30 лет на сцене не раз при- ходилось играть в спекта- клях о Великой Отече- ственной. Помню, как в свое время меня потрясла работа над образом лейте- нанта Огаркова в пьесе Казакевича «Двое в сте- пи». Автор знаменитой «Звезды» одним из пер- вых не побоялся открыть всю страшную правду о той войне, состоявшей не только из подвигов и ге- ройств. Тот лейтенант, так же, как и Дервоед, тоже подсознательно ис- кал и не находил смерти. Они, конечно, разные и по возрасту, и по обстоятель- ствам, в которых оказа- лись, но вот эта общая судьба, какое-то похожее н а с т р о е ни е , н а мо й взгляд, их роднит. Для меня Дервоед — это по- взрослевший и помудрев- ший Огарков. Репетируя, я нередко вспоминал и Пашку- партизана в пьесе Василя Быкова «Пойти и не вер- нуться», и Артема из спектакля «Завтра была война». Эти роли и лич- ный опыт позволили мне глубже войти в образ. — Поражает финал спектакля: гибнут моло- дые, влюбленные и люби- мые, а одинокий боец Дервоед остается жить после Победы… — Да, и так было на войне... Дударев писал пьесу на основе рассказов своего отца-фронтовика, ничего не приукрашивая. Наверное, моему герою право жить дано свыше, чтобымы, потомки, могли из первых уст узнать о всех ужасах войны. Но, несмотря на испытанную им нечеловеческую боль, жизнь продолжается. Дервоед не разучился лю- бить, вот что важно. Он испытывает почти отцов- ские чувства, оберегая молодого солдата Одуван- чика, тоже успевшего хлебнуть лиха, жалеет из- насилованную фашиста- ми девушку, решающую оставить ребенка. Перед такой силой человеческо- го духа, искренней добро- той и самопожертвовани- ем отступает смерть. Конечно, работать над такой ролью было очень сложно, но интересно. Больше всего я боюсь, что лет через пять-десять уй- дут из жизни последние ветераны, и эта великая битва станет для молоде- жи далекой историей, такой, как Отечественная война 1812 года. Нельзя допустить, чтобы они за- были ее уроки, поддались соблазну переписать историю в угоду сиюми- нутным политическим интересам. Такую задачу мы все ставили перед со- бой, делая наш спек- такль. Не скрою, приятно видеть, что зрителей, осо- бенно юных, эта тема не оставила равнодушными. Они сопереживали дей- ствию со слезами на гла- зах, значит, все наши усилия были не напрас- ными. — Недавно вы верну- лись с Международного чеховского театрального фестиваля в Мелихово, где представлялипублике «Чайку». Сложно ли было работать на пленэре? — Для меня каждый чеховский фестиваль — это событие. Я не впервые был в Мелихово. Влади- мир Пахомов показывал здесь «Вишневый сад», где я играл Лопахина, и «Трех сестер» (моя роль — Вершинин). Любопыт- но, что я уже играл и в «Чайке», только с елец- ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ ким театром «Бенефис». В той постановке я был Шамраевым, сейчас—Со- риным. Играть в усадьбе Чехо- ва всегда безумно прият- но, ощущаешь ни с чем не сравнимуюатмосферу ста- рых русских имений. Все сцены спектакля смотрят- ся на ее фоне совсем по- другому, достовернее, что ли. Чеховское крыльцо, звуки природы, трели со- ловьев — все это никакие декорации не заменят. Хотя пленэр доставляет и определенные неудобства. Я в шутку предложил вы- давать актераммедаль «За Мелихово» с изображени- ем комара. Впрочем, дру- жеское общение, встречи в актерской компании, интересные знакомства искупают любые неудоб- ства. — С Чеховым, очевид- но, вас связывают особые отношения. Вы не только часто занятыв его пьесах, но даже умудрились сы- грать в спектакле «А ваш «Злодей» будет жить веч- но» по чеховским расска- зам сразу четырех персо- нажей. —О, это очень интерес- ный опыт. Возникли про- блемы с актерами, вот мне и пришлось в одном спек- такле играть и Льва Тол- стого , и пьяницу- ап- текаря, и рвущего зубы дилетанта фельдшера Ку- рятина, а также кучера Клима. Было очень непро- сто мгновенно переклю- чаться с одного персонажа на другого, за считанные секунды за кулисами на- кладывали грим, меняли костюмы, и вперед — сно- ва на сцену. Прямо как Райкин в известном спек- такле. Порой немного пу- тал тексты, приходилось импровизировать по ходу, к счастью, публика ничего не заметила. — До того как прие- хать в нашу область, вы долгое время работали в Алма-Ате. Вчемспецифи- ка русского театра в Ка- захстане? —Алма-Ата всегда сла- виласьсвоимитеатральны- ми традициями. Зритель там очень тонкий, внима- тельный, подготовленный. Я служил в Государствен- ном Русском театре для детей и юношества и пре- красно помню, какое оживление вызывали на- ши премьеры, гастроли московских театральных звезд.Каждыйновыйспек- такль в восьмидесятые становился событием, зри- тели ждали премьеры, долгообсуждалиих.Потом пришли иные времена… Новым городским вла- стям было не до театра. Мы с единомышленника- ми создали первый негосу- дарственный самоокупае- мый театр «Бенефис». То, что можно заниматься творчеством и зарабаты- вать этимденьгинажизнь, будоражило нас и заряжа- ло оптимизмом. Были удачные постановки, по- явились спонсоры, однако без своего помещения «Бе- нефису» стало тяжело вы- живать. В 1994 году по программе «Возрождение малых городов России» мыприехали в Елец, осно- вав при поддержке мест- ных властей городской театр. Там я проработал десять лет, а в 2004 году принял приглашение Ли- пецкого академического театра драмы имени Тол- стого, о чем ни разу не по- жалел. — Ваша супруга тоже работает в театре. Это по- могает или, наоборот, соз- дает трудности в отноше- ниях? — Моя Катя — потря- сающий человек, я очень многим ей обязан в жиз- ни. Когда мы познакоми- лись, она была актрисой, потом в нелегкие девяно- стые она пожертвовала своей артистической ка- рьерой ради меня. Я уже было собирался уйти из театра, нужно было кор- мить двух маленьких де- тей, но Екатерина настоя- ла, чтобы я остался, и на время сама ушла в бизнес. Мне очень повезло, что я ее встретил. Она больше, чем преданная жена, это еще и строгий критик, объективно оценивающий мои работы, порой пар- тнер по домашним репети- циям, помогающийлучше войти в роль. Сейчас Екатерина за- ведует труппой нашего академического театра. Работа непростая, требую- щая много сил и энергии. Но она справляется не в ущерб семье. Мы вообще никогда не разделяли об- щение в театре и дома, два этих мира органично до- полняли друг друга, не создавая каких-то про- блем. Дети выросли и раз- делили нашу любовь к теа- тру. Хотя и не пошли по актерской линии но ценят творчество, музыку, сами играют на музыкальных инструментах. Старший сын Артем стал програм- мистом, дочьНастя закон- чила экономический фа- культет. Они всегда при- ходят на мои премьеры, приводят своих друзей. Знать их мнение для меня всегда очень важно. Вот такая у нас театральная семья. —Наверное, занятость в театре не всегда позво- ляла создать дома ком- фортные бытовые усло- вия? —Нет, старались успе- вать везде, помогали друг другу, особых проблем не возникало. Я, к примеру, при случае люблю гото- вить мясо. По отзывам родных и друзей, неплохо получается. А мои фир- менные манты из свини- ны, говядины, баранины с добавлениемтыквывсегда пользуются успехом на семейных торжествах. Было бы желание — и все бытовые вопросы можно решить без ущерба для профессии. — После стольких удачных ролей о каких работах мечтаете? — Знаете, мне нравят- ся роли на сопротивление, когда в образ входишь не благодаря, а вопреки.Под- колесин в постановке Сер- гея Бобровского гоголев- ской «Женитьбы» — из таких. По характеру — моя полная противопо- ложность. Я — человек открытый, веселый, реши- тельный, не люблю недо- сказанностей, разговоров за спиной. Подколесинже порой беззащитен как ре- бенок, может расплакать- ся от какой-то мелочи. Он всю свою жизнь потратил на строительство карьеры, и боится лишиться мни- мой свободы, нарушить установленный порядок вещей. Ему против воли навязываютАгафьюТихо- новну, а как можно лю- бить по принуждению? Вот он и сбегает из-под венца от нелюбимой. Не могу представить себя в такой ситуации, но было очень интересно понять психологию своего героя, попробовать осмыслить его странные поступки. Так же непросто было игратьЛопахинаиВерши- нина в чеховских пьесах. Тяжело начинать все с чистого листа, мучительно ища своего персонажа, но такова актерская жизнь. Отдохнешь, насладишься тишиной, побудешь нае- дине со своими мыслями —и снова на сцену. Актер не выбирает роли и режис- серов, они сами его нахо- дят. Не хочу загадывать наперед, но, признаюсь, мечтаю о роли в хорошем водевиле. Сейчас этот лег- кий жанр как-то незаслу- женно забыт, а ведь он любим многими. Песни, танцы, комедийные ситуа- ции, — думаю, я бы смог сыграть такой материал так, как никто другой, по- казал бы все, на что спосо- бен. Не одной ведь драмой жив актер. Сергей Малюков Как жить дальше, если на твоих глазах фашисты сожгли жену и сына? Можно ли сражаться, убивать врагов и не ожесточиться сердцем, сохранить веру в людей? Есть ли на войне место человечности? Эти непростые вопросы решает для себя Дервоед, один из главных персонажей спектакля по пьесе Алексея Дударева «Рядовые», премьера которого в канун 65-летия Победы состоялась в Липецком академиче- ском театре драмы имени Льва Толстого. Образ бывалого солдата, талантливо сыгранный Сергеем Бельским, можно с полным правом отнести к числу актерских удач постановки Сергея Бобровского. Зритель безоговорочно верит и сопереживает герою Бельского. Наградой актеру стало выдвижение его коллективом на звание заслуженного артиста Рос- сии. О работе над «Рядовыми», любимых ролях и новых замыслах Сергей БЕЛЬСКИЙ рассказал корреспон- денту «Липецкой газеты».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz