Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 101/23729/ 26 МАЯ 2010 ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА 7 В сотрудничестве со страховой фирмой «ЛИПЕЦК-Здоровье» «Липецкая газета» про- должает публикацию цикла статей о правах пациента при получении медицинских услуг. Право на информиро- ванное добровольное согла- сие на медицинское вмеша- тельство Сложившийся со времён Гиппократа характер от- ношений врача и пациента был основан на неравенстве сторонибезоговорочномпод- чинении пациента предпи- саниям врача, который при- нимал решение по вопросам жизни и здоровья пациента, чаще всего не спрашивая его согласия. Но может ли и должен ли врач брать на себя такой груз ответствен- ности? Может ли разделить с доктором эту ответствен- ность сам пациент или его родственники? В настоящее время пар- тнёрские отношения между врачом и пациентом стали необходимостью. Сегодня медицинские технологии достигли такого развития, разработаны такие методи- ки направленного воздей- ствия на организм, что одна внешнебезобиднаятаблетка, принятая неправильно или без учёта сопутствующих болезней (или параллельно принимаемых лекарств), способна поставить человека на грань жизни и смерти. В этих условиях осознанное участие пациента в излече- нии, егопониманиетого, что, как и зачем с ним делают, становится необходимым в интересах его же благополу- чия. Сегодня закон требует, чтобы на каждую процедуру медицинский работник не только информировал его о том, что конкретно он пла- нирует сделать, ноиполучил на это согласие. Право на ин- формированное доброволь- ное согласие намедицинское вмешательство, несомненно, можно считать ключевым в деле обеспечения безопас- ности пациента. Информация о необхо- димости медицинского вме- шательства, которую вам предоставляетмедицинский работник, должна содер- жать: — обоснование лечения (прогноз течения болезнибез этого вмешательства); —показания дляисполь- зования рекомендуемого лечебного метода; — ожидаемые резуль- таты лечения и наличие моментов (сопутствующие заболевания, соблюдение больным режимных и спе- циальных правил), которые могутповлиятьнарезультат; — возможную вероят- ность проявления побочных эффектов; — обсуждение альтерна- тивных лечебных методов. И помните о том, что при необходимостинеотложного медицинского вмешатель- ства в отношении граждан, не достигших 15 лет либо не способных выразить свою волю (из-за недееспособ- ности, бессознательного со- стояния, шока, коллапса и т.д.), вопрос о его проведе- нии в интересах пациента решает консилиум, а при невозможности собрать кон- силиум — непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующимуведомлением должностных лиц лечебно- профилактического учреж- дения. Исключением может являтьсялишь случай, когда пациент ранее официально заявил, что не согласится на медицинское вмешательство в ситуации, подобной той, в которой он оказался. Какие вопросы стоит задать хирургу? При выборе лечащим врачом именно хирургиче- скогометода лечения заболе- вания необходимо обсудить возможныеальтернативы(то есть иных хирургических и нехирургических способов решения проблемы со здо- ровьем). Все хирургические и нехирургические методы лечения конкретного за- болевания несут в себе как риски, такиположительные результаты от их осущест- вления. Выбрать совместно с врачом способ лечения с минимальными рисками и с максимальными поло- жительными результатами — такова основная задача пациента. Итак, задаём вопросы врачу: 1.Почемумне необходи- ма операция? Хирург обязанобъяснить пациенту цель операции. Убедитесь в том, что вы по- няли, каким образом опера- ция решит проблему вашего здоровья. 2. Какую операцию вы мне предлагаете? Попросите врача объяс- нить смысл хирургического вмешательства. Поскольку всегда известно несколько способов проведения опе- рации при одном и том же заболевании (в том числе отличающихся различной травматичностью), стоит поитересоваться, почему из имеющихся нескольких способов хирургом выбран именно тот, который пред- лагается вам. 3. Какие существуют альтернативы хирургиче- скому вмешательству? Далеко не всегда хирур- гическое вмешательство яв- ляется единственным спосо- бомлечения.Лекарственные препаратыидругиенехирур- гические процедуры в ряде случаев способны более или менее значимо помочь паци- енту. Чем больше вы будете знать о положительных и отрицательных сторонах разных видов лечения, при- меняемых в вашем случае, тем более правильное реше- ние сможете принять. 4. Какой положитель- ный эффектпредполагает- ся получить от операции? Необходимо выяснить, что же всё-таки даст опе- рация и сколь долго будет продолжаться ожидаемый эффект от операции. Когда обсуждается проблема ожи- даемого эффекта операции, стоит быть реалистом. По хирургическому лечению каждогоконкретного заболе- вания существуют ближай- шие и отдалённые прогнозы, о чём стоит спросить у врача. 5. Каков риск для моего здоровья и жизни от пред- полагаемого оперативного вмешательства? Необходимопрямозадать вопросыовозможныхослож- нениях во время операции и возможных проблемах по- сле неё. В первую очередь, пациент должен знать о том, в какоймере онможет испы- тывать послеоперационную боль и какими средствами эта боль будет уменьшена. Известно, что профилактика боли в период операции и её минимизация после неё не только облегчают трудное психологическое состояние больного, но и способствуют быстрейшему выздоровле- нию. 6. Что будет, если я решу не соглашаться на операцию? Имея подробную инфор- мацию о риске и предпо- лагаемых положительных эффектах операции, вы в праве принять решение об отказе от медицинского вме- шательства. В этом случае стоит спросить хирурга о том, какие возможные по- следствия для организма он видит в случае такого отказа. 7. Где я могу получить «второе мнение» по пово- ду необходимости и вида операции? Используя своё право на консилиум, выможете полу- чить профессиональное суж- дениеповашеймедицинской ситуациидругогокомпетент- ногоспециалиста.Воизбежа- ниеповторныхисследований специалисту, который будет давать вам второе мнение, необходимо предоставить максимум информации о ре- зультатахранеепроведённой диагностики (амбулаторную и стационарнуюкарту, рент- генограммы и т.д.). 8. Каков опыт хирурга в проведении данного вида операций? Наилучшийспособмини- мизировать риск хирургиче- ского вмешательства — вы- братьхирурга, которыйлибо в прошлом имел большой опыт выполнения этого типа операций, либо в настоящее время делает их достаточно часто. Такую информацию пациентумогут (и, в соответ- ствии с законодательством, обязаны) предоставить за- ведующий отделением или заместитель главного врача по лечебной работе. 9. Где лучше опериро- ваться? Лучшевсегооперировать- ся в лечебном учреждении, имеющем максимальный опытданноговида операций, которые являются повсе- дневной рутинной работой. Исключением является опе- рация по срочным показа- ниям в дежурной больнице, когда больной не имеет вре- менной возможности пере- нести операцию на другое время и в другое лечебное учреждение. 10. Какой вид обезболи- вания (анестезии,наркоза) необходим в моём случае? Каждый из видов анесте- зииимеетсвоипреимущества и недостатки. Поскольку во- просы боли во время и после операции, а также вопросы безопасности обезболивания непосредственно касаются пациента, их необходимо обсудить как с хирургом, так и с анестезиологом, ко- торый и отвечает за этот раздел работы. Квалифика- ция анестезиолога не менее важна для успеха операции, чемквалификация хирурга, именно поэтому предусмо- трено обязательное участие анестезиолога в получении добровольного согласия па- циента на конкретный вид анестезии. Анестезиологу стоит задать вопросы о ри- ске и возможных побочных эффектах предполагаемо- го обезболивания. Край- не существенным является получение анестезиологом от пациента сведений о по- стоянно принимаемых им лекарственных препаратах, фактах непереносимости тех или иных лекарств, об аллергических реакциях на них в прошлом. 11. Как долго после опе- рациибудетпродолжаться восстановление нормаль- ного состояния? Ваш хирург должен рас- сказать вам о том, какие ощущения вы можете ис- пытать в процессе операции и после её завершения, что сможете (и не сможете) де- лать в первые часы, сутки, месяцы после операции. В случае нарушения ва- ших прав на информирован- ное добровольное согласиена медицинское вмешательство обращайтесь непосредствен- но к руководителям данно- го лечебного учреждения или в ООО СМО «ЛИПЕЦК- Здоровье» (устно или пись- менно) в городе Липецке по адресу: ул. Советская, 66 (5-й этаж, кабинет№6), тел.: 22- 40-40, 22-40-10. Следите за публикациями «Липецкой газеты» Софья Вобликова Можно ли искупить свою вину, и как это сделать? Что выше: личная свобода или милосердие? Почему человек дорожит жизнью, даже если она приносит ему одни страданья? Такие вопросы ставит перед зрителем новый спектакль Государственного театра кукол – «Звездный маль- чик». Пьеса Михаила Садов- ского по сказке Оскара Уайльда поставлена народ- ным артистом РФ, режиссе- ром ВадимомЖуковым. Он считает, что больше всего спектакль удивит родителей юных зрителей. «Взрослые» вопросы звучат здесь почти трагедийно, без скидок на детский возраст. Но детство и есть время откровений: о себе, об окружающих лю- дях, о мире. Бедныйкрестьянини его жена собирают хворост, а находят ребенка. Упавшая с неба звезда приносит им не богатство, а мальчика — прекрасного внешне и холодного душой, который так никогда и не станет им сыном. «Зло сильнее добра. Да и кто их различит?» ВСЕ ДЕТИ — НАШИ Найди меня, мама! Галина Кожухарь, ведущая рубрики Ольга Белякова, фото РАМПА | В Театре кукол состоялась премьера спектакля « Звездный мальчик » Время откровений — вещает в конце первой сцены зловещая фигура чародея-птицы, появляю- щаяся где-то высоко, среди звезд. И звучит это так убе- дительно, что в этот момент в зале удивленно затихают даже самые непоседливые из зрителей. Дальнейшие события спектакля, конечно, до- казывают обратное: даже спутав добро со злом, ты — рано или поздно — обя- зательно поймешь их ис- тинную цену, если в душе найдется место искреннему раскаянию, милосердию и любви. Правда, путь к торжеству света над тьмой будет непрост. Предатель- ство матери и потеря свое- го лица, ранящие сердце насмешки и мучительное чувство неискупленной вины, унизительное рабство — Мальчика-звезду ждут многочисленные испыта- ния в его долгом странствии помиру. Кстати, сам«мир», созданный московской ху- дожницей Еленой Мозга- чевой, напоминает вдруг обретшие объем пейзажи Брейгеля-старшего, а гора, возвышающаяся над лесом, или величественный замок, у врат которого герой нахо- дит своих мать и отца, явно напоминают его же «Вави- лонскую башню»— символ гордыни. И не случайно: именно это чувство чуть не сгубило Мальчика-звезду. — Играть трагедию в кукольном театре очень сложно, но мы сознательно пошли на это, — сказал после премьеры корреспон- денту «ЛГ» Вадим Жуков. — Важно показать детям: иногда надо уметь найти силы, чтобы победить са- мого себя. Когда ты оби- дел кого-то, сделал кому-то больно, это можно испра- вить, но только преодолев себя, даже жертвуя чем-то. Говорить об этом с детьми надо обязательно. Да и для родителей эта тема близка. Мне бы хотелось, чтобы на спектакль дети приходили со взрослыми — им вместе будет что обсудить. ОБРАЗ ЖИЗНИ | на страже ваших интересов Пятнадцать прав российского пациента Люда К. Никто и никогда не учил ее восточным танцам, но Люда танцует их так, словно за- нимается в специальной студии. Ей бы заняться ими всерьез. Но это возможно в том случае, если рос- лая, обаятельная девочка попадет в семью. Она практически готова к школе. Читает по слогам. Очень сообразительный ребенок и уже понимает, что такое ответствен- ность. Грустит редко. У Люды есть небольшие проблемы со здоровьем. Очень любит яркие платья, банти- ки, заколки. Иногда ее навещают бабушка и тетя, но никто из них не собирает- ся взять ее под опеку. «Мне здесь хорошо, — заверила нас Люда, — все меня любят. Только переезжать будет страшно», — добавила она. Это действительно так. Расставаться с детьми и взрос- лыми, которые заменили родных, которые учили и воспи- тывали, очень трудно. Но придется: в этом замечательном детском доме дети живут только до школы. Саша Г . Сашу, равно как и его сестренку, которая на снимке ниже, хотят взять под опеку. Но в разные семьи. Только из-за этой ситуациимыи публикуемфотогра- фии детей, которых нежелательно разлучать. Они очень любят друг друга. Брат бережно относится к сестренке, заботится о ней. Он стар- ше на два года. Многое умеет: счи- тать, пересказывать, учить стихи и петь песенки, делать ежедневно зарядку. Саша очень хорошо под- готовленкшколе. Научилсяиграть в футбол. Может сам организовать ту или иную игру. Аня Г. В начале апреля Аня была совершенно здоровой. Но как раз накануне этой публикации о ней и брате девочка попала в боль- ницу. Астма — не окончательное заключение. Мы надеемся, что ее обследуют в областной детской больнице и выяснят причину при- ступа. Возможно, ребят все-таки не разлучат. Для Саши и Ани это было бы сильным потрясением. Девочка закрытая, стеснительная. Тяжеловато идет на контакт. Но в свои пять лет умеет удержать боль, обиду в себе и не расплакаться. Не каждый взрослый способен на такое. Анюту воспитатели часто назы- вают ласково «нашим рыжиком», «лапочкой-лисенком». Ей это нравится, она улыбается в ответ. Рыжие густые кучерявые волосы и светлая кожа — редкое сочетание. Девочка действительно особенная, и умница к тому же. К ней нужен подход, очень нежный, тонкий. Ее нужно полюбить. У Саши и Ани есть старшие сестры и брат, тоже пока детдомовцы. Они очень переживают за судьбу малышей. ПРОИСШЕСТВИЕ «Поток» действует ɇа днях сотрудники стационарного контролɶного поста ми - лиции аɜтодороги « Ⱦон » на 360- м километре трассы ɡадерɠали ɜодителя , переɜоɡиɜɲего наркотики . ɇаряд , ɡаступиɜɲий ɜ ноɱɶ , принял к сɜедениɸ оператиɜнуɸ информациɸ , посту - пиɜɲуɸ накануне от сотрудникоɜ ɎСȻ , сɜоеɜременно на нее отреагироɜал и пресек серɶеɡное наруɲение ɡакона . Ежедневно сотрудники Становлянского ɄПМ имеют дело с огромным потоком машин : направление Москва - Новороссийск осо - бенно загружено в летнее время . В последние годы инспекторам в службе хорошо помогает автоматизированный поисковый комплекс « Поток », который « пробивает » номера по всем розыскным базам . Поступившую ориентировку на темный автомобиль « ВАЗ -2112» сотрудники ɄПМ внесли в базу поиска . « Поток » выдал инспекто - рам тот самый автомобиль , о котором накануне предупреждали коллеги из ФСБ . В 23.40 комплекс сработал . Автомобиль , который двигался в сторону Ельца , был остановлен . Водитель при проверке докумен - тов вызвал у инспектора подозрение – заметно нервничал . Было принято решение досмотреть транспортное средство . При досмо - тре салона обнаружен тайник : под панелью находилось тридцать пакетиков с белым порошком общим весом около 120 граммов . Ʉак потом показала экспертиза , это был героин . Нина Трошкина. Сергей Малюков День славянской письмен- ности и культуры в Липец- ке отметили гала- концертом участников третьего фестиваля профес- сиональных оркестров русских народных инстру- ментов, организованного областным управлением культуры и искусства. Как уже сообщала «Ли- пецкая газета», на тради- ционный форум народного искусства собралось более 300 музыкантов из восьми оркестров народных инстру- ментовРоссиииБелоруссии. В Липецк приехали перво- классные артисты, звезды инструментальной музыки. Впрочем, участники фе- стивалянеограничилисьсце- ной областногоЦентра куль- турыинародноготворчества. Музыканты отправились с концертами в глубинку, по- радовав зрителей в Усмани, Лебедяни,Добром,Чаплыги- не и Липецком районе. — Те, кто давно не был на наших концертах, теперь здорово удивляются. Мы, как и многие современные коллективы, стремимся экс- периментировать, развивая и усложняя традиционное звучание. Оркестр русских народных инструментов се- КОНЦЕРТ | От оркестровой классики до джазовой импровизации Слово и музыка годня — творческий кол- лектив, который может в одной программе сочетать элементы фольклора, орке- стровой классики, джазовой импровизации и даже попу- лярной музыки. Все жанры хороши, кроме скучного! Наш фестиваль убедитель- но продемонстрировал это. Синтезжанров, поискновых интересныхформподачима- териала—вот самоеперспек- тивное направление творче- ства. На наших концертах нередко можно увидеть ор- ганичное сочетание музыки, хореографии, видеоряда. Это веяние времени — публику надо удивлять. По такому пути идут все современные музыканты-народники, — поделился своим мнением художественный руково- дитель и главный дирижер Липецкого государственного оркестра русских народных инструментов, заслуженный артистРоссииОлегФедянин. Тема славянского един- стваивеличияправославной культуры стала главной на гала-концерте фестиваля. «В начале было Слово, и слово было у Бога, и Слово было Бог» — звучавшие со сценыстрокиБиблии задали общий настрой празднику. — Слово даровано нам для связи с Богом. Именно для этого равноапостольные Кирилл и Мефодий и созда- ли свою азбуку. Красивые и могучие славянские языки обрели письменность, наро- ды получили возможность хранить иприумножать свое духовное наследие. И мы не устаем славить наших бра- тьев во Христе, подаривших нам радость и утешение. Пусть же придет на всех со- бравшихся здесь благодать Божья, — обратился к залу правящий архиерей Липец- кой и Елецкой епархии, пре- освященныйепископНикон. — Наш фестиваль в пер- вую очередь — большой, яркий праздник славянской культуры, которая немыс- лима без памяти о деяниях Кирилла и Мефодия. Мы помнимичтимнашиистоки. Фольклор, народная песня сопровождают нас на протя- жении всей жизни, и в горе, и в радости. Это наша душа, тепло наших сердец, то, без чего невозможно прожить, — подчеркнула заместитель главы администрации Ли- ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА пецкой области Людмила Куракова. В торжественной обста- новке всем художественным руководителям оркестров- участников фестиваля были вручены памятные дипломы и сувениры. Липецкий государствен- ный оркестр русских на- родных инструментов под управлением Олега Федя- нина впервые представил публике свою новую работу — композицию «Азбучная молитва». Сочетание звуча- ния народныхинструментов с духовным текстом весьма необычно, и слушатели по достоинству оценили нов- шество. Не менее тепло публика принимала и номера осталь- ных участников. Особен- но бурных аплодисментов удостоилось выступление гостей из Белоруссии —Мо- гилевского оркестра народ- ных инструментов имени Л. Иванова. Музыканты продемонстрировали почти симфоническое звучание, исполнив пьесу «Памяти Шостаковича», а затем бук- вально зажгли зал озорной «Барыней». Из чего только не извлекали звуки орке- странты—в ходшлирожки, трещотки, кухонная утварь и даже... стиральная доска! Под такуюзаводнуюмузыку ноги сами пускались в пляс. «Так здорово нас еще нигде не принимали! Липецкая публика—замечательная!», —признались впоследствии музыканты из Могилева.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz