Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

Истоки стабильности 4 В отраслевых профсоюзных организациях ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 99/23727/ 22 МАЯ 2010 — Да ничего особенного мы не совершаем, — стесняется в начале нашего разговора профлидер. — Вот и на очередной конкурс просто представили коллективный договор, все необходимые документы. Справедливости ради замечу, что отметили не только нас, а и ряд других дошкольных учреждений. — Скромничаете, Ирина Александровна… Скажите тогда, сколько работ- ников детсада на сегодняшний день состоит в профсоюзе и почему? — В профсоюзе все без исключения — 76 человек. И в этом нет ничего удиви- тельного. Коллектив очень дружный, большинство вос- питателей, специалистов работают здесь по два-три десятка лет. У многих выс- шая квалификационная категория. В основном все профессионалы, грамотные, творческие личности, без преувеличения, влюблен- ные в свое дело. Если бы только о зарплате думали, то вряд ли быпродержались здесь столько времени. Почему все, без исклю- чения, в профсоюзе? Да просто люди иного себе и не представляют. Случись у кого беда, горе — куда идут? К заведующей дет- садом, в профком, которые окажут материальную по- мощь, моральную поддерж- ку. Если вдруг не хватит собственных средств, обра- щаемся с соответствующи- ми просьбами в областной и городской фонды соци- альной поддержки, другие организации. Людям же надо помогать. Ну а когда праздники, юбилеи, с подачи профкома и при поддержке руковод- ства — празднуем, разделя- ем счастье все вместе. Пусть скромно, но как красиво и душевно проходят у нас праздники! — Это компенсация за невысокую зарплату? — Можно и так сказать. Компенсация добрым сло- вом. Того же юбиляра ис- кренне, от души поздрав- ляют и руководство, и кол- леги, все радуются за него, как в семейном кругу. Вру- чаютсяподаркии сувениры, звучат теплые пожелания, и хотя бы на время отходят у человека на задний план, забываются какие-то про- блемы. Вот оно, свидетель- ство того, что человека здесь ценят, любят, уважают. Не забывают. И на словах, и на деле. Это я уже к тому, что и заработная плата в коллективе (пусть она и не очень высокая), растет. Допустим, если взять про- шлый и позапрошлый годы, то увеличение зарплаты у педагогического персонала составило более 5, а у техни- ческого и обслуживающего — 12,5 процента. Пусть и не стремительный рост, но много ли сегодня найдется таких организаций, где в кризисные годы повышают зарплату? —И велика ли в этом за- слуга профкома? — Трудно сказать, мы как-то не очень разделяем — где и чьей заслуги боль- ше. Главное, чтобы людям было хорошо. Многое дела- ется и самой заведующей детсадом Валентиной Се- меновной Кровопусковой, и профсоюзным комитетом из пяти работников, и моим заместителем, музыкаль- ным руководителем Лили- ей Евгеньевной Двуречен- ской. Каждый вносит свой вклад. Вот, к примеру, перешли на новую систему оплаты труда, каждый работник получает уже в зависимости от вклада в общее дело. А общее дело — это воспита- ние трехсот малышей, в том числе и детей с нарушением слуха, а таких у нас четыре группы. В системе оплаты появился стимулирующий фонд. Как справедливо, без обид распределить его? Согласитесь, непростая за- дача. Тем не менее удалось отрегулировать новую си- стему, мы научились более справедливо и грамотно распределять материальные стимулы. Администрация, профком на своих заседани- ях, специально созданная комиссия открыто и гласно обсуждают результаты тру- да каждого. Смотрим, у кого сколько, условно говоря, баллов набралось по основ- ным обязанностям, по до- полнительной нагрузке, по активности в общественных мероприятиях. Кто-то ведь не только работу воспитате- ля выполняет, но и смотры, конкурсы организует. Все это учитываем, и в итоге каждыйполучаетпо степени творческого отношения к делу.Между прочим, все эти моменты и в коллективном договоре, и в документах по новой системе оплаты труда расписаны. — И все-таки, Ирина Александровна, а вдруг кто- то останется недовольным, сочтет себя ущемленным? Пойдет жаловаться к руко- водству, в профком? — Да милости просим, всегда разберемся. Правда, до конфликтов как-то не до- ходило. У нас ведь, помимо всего, существует и такая практика. Два раза в год на общем собрании профсоюз- ный комитет отчитывает- ся за проделанную работу перед коллективом. Как выполняются положения коллективного договора, дополнительных соглаше- ний, условия оплаты труда — об этом и многом другом говорим прямо и открыто, как есть. Пожалуйста, за- давай любой вопрос, самый каверзный — обсудим все- Александр Хаустов По итогам за прошлый год коллектив детского сада № 118 вышел в число победителей городского конкурса «Коллективный договор, эффективность производства — основа защиты социально-трудовых прав граждан». Почетная грамота администрации г. Липецка, зафиксировавшая это событие и вывешенная на всеобщее обозрение, органично вписалась в число многих других грамот, дипломов, благодарственных писем… О том, как живет и трудится этот коллектив, о роли в нем профсоюзной организации наш корреспондент беседует с председателем профкома, учителем- дефектологом Ириной АКСЕНОВОЙ. Бойцы идеологического фронта Валентина Кровопускова (слева) и Ирина Аксенова к встрече с коллективом готовы. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ сторонне, открыто. Если есть недоработки адми- нистрации и профкома — учтем, исправим. Главное, чтобы в ходе дискуссии присутствовали объектив- ность, порядочность, чест- ность. —Насколькомне извест- но, заведующая детсадом у вас—член горкома профсо- юза работников образова- ния. Вас это не смущает, не чувствуется в работе некое- го давления, менторского тона в общении, излишних поучений? — Вы знаете, я уже три с лишним года возглавляю профком, в прошлом году меня избрали на второй срок. И за это время ника- кого давления, менторского тона ни разу не ощутила. Заведующая нашим детса- дом Валентина Семеновна Кровопускова не только член горкома профсоюза, она еще и заслуженный учитель РФ, руководитель высшей квалификации. И как руководитель, и как человек — порядочная, до- брая, в меру строгая. И если она вмешивается в какие-то профсоюзные дела, дает со- веты, то мы только рады. У нее действительно есть чему поучиться. Поэтому никак не могу сказать, что я робею перед ее авторитетом, рега- лиями. Случается, что мы с ней (не только я, но и другие члены профкома) можем и поспорить, подискутиро- вать по какому-то вопросу. А если зашли в тупик, то обращаемся, так сказать, к третейской стороне — в го- родской департамент обра- зования, горкомпрофсоюза, к юристам. У профсоюза и руковод- ства есть взаимопонимание, настрой на решение общих задач, а они у нас только одни — воспитывать до- стойное поколение уже с детского сада. X Окончание. Начало на 3-й стр. — А там где есть? — Даже если задолжен- ность там и наблюдается, то неуклонно уменьшается, потому что профсоюзы все тверже требуют вмешатель- ства прокуратуры, многие руководители дисквали- фицируются. Я сам был свидетелем, как жаловался министр финансов Алексей Кудрин, что надо бы уме- рить пыл прокуратуры в этом вопросе, так как сейчас работодатель предпочитает заплатить заработную пла- ту, но отсрочить выплату на- логов. Еще механизмы есть в Трудовомкодексе. Кстати, по оценке той же МОТ, Тру- довой кодекс РФ считается одним из лучших за послед- нее десятилетие с точки зре- ния защиты прав трудового человека. А самый плохой, по той же оценке, принят три года назад в Грузии, на- пример, по нему человека можно уволить день в день без всяких предупреждений заранее. Но, возвращаясь к нашему закону, профсоюзы предлагают внести в него изменения, с тем чтобы ра- ботник был признан приви- легированным кредитором, чтобыпри банкротстве с ним расплачивались в первую очередь, чего пока нет. — Михаил Викторович, мне часто приходится бы- вать на профсоюзных кон- ференциях, где одним из вопросов передФНПРпред- лагается поставить условие распространения действия коллективного договора только на членов профсою- за, потому что они бьются за его заключение, платят взносы и так далее. А их трудами пользуются все. — Если так будет, то это Бойцы идеологического фронта на семинаре в Калуге в минуты отдыха. приведет к ослаблению, а в некоторых случаях и к уничтожениюпрофсоюзных организаций. — ?.. — Сейчас объясню. Первое. Наше законода- тельство основывается на международных нормах. В Конвенции № 97 о свободе объединений, ратифициро- ванной РФ, записано, что коллективные переговоры работодатели должны вести с профсоюзами или другими представительными орга- нами трудящихся. И еще: колдоговор распространяет- ся на всех работников пред- приятия. Вот этот пункт и предлагают исключить. Смятение ума наших профлидеров и членов проф- союзов происходит исклю- чительно из-за того, что со сменой экономической формации, то есть при пере- ходе к рыночной экономике, вид коллективного договора на предприятии остается таким, как и 30 лет назад. И практически его не ме- няют, разве некоторые по- правки вносят, связанные с системами оплаты труда, премирования и так далее. Но об этом чуть позже. Второе. Согласно закону колдоговор принимается на конференции трудового коллектива, а не на проф- союзном собрании, да еще в 2 этапа. На первом этапе доверяется, допустим, проф- союзу вступить впереговоры и отстаивать свои позиции, на втором коллектив уже, собственно, утверждает до- говор. Там, где охват проф- членством 60, 70 процентов и так далее, всегда будут голоса в сторону профсоюза, чтобы его члены вошли в комиссию. Однако часто на вновь создаваемых се- годня предприятиях охват профчленством составляет и 40, и 20, а то и вообще 10 процентов. Вот и создают советы трудовых коллек- тивов или, кивая на Запад, производственные советы, чтобы задавить зарождаю- щиеся профсоюзы. Или ра- ботодатель учреждает свой желтый подконтрольный карманный профсоюз, и, конечно, он предпримет все усилия, чтобы коллектив- ный договор дали заключать его организации. Нет смыс- ла говорить, что это будет за колдоговор и кого он будет защищать. Выход здесь есть. Кол- лективный договор содер- жит несколько разделов, например об оплате и охране труда, распорядке дня и так далее, но не могут они быть разными для члена и не члена профсоюза. Если токарь должен получить свои оговоренные деньги за выполненную работу и отстоять положенную сме- ну, то эти условия для всех токарей будут равны. Мы рекомендуем раз- бивать этот документ на 2 части. Первая часть будет содержать основные раз- делы, распространяемые на весь коллектив. А вот дальше надо заключить договор без названия «кол- лективный» между профко- мом и работодателем, где предусмотреть для членов профсоюза, скажем, приоб- ретение путевок, выделение денег на профмероприятияи так далее, вариантов здесь масса. То есть это дополни- тельное соглашение будет распространяться только на членов профсоюза. И тогда все встанет на свои места. —Спасибо,МихаилВик- торович, за подробное разъ- яснение этого очень непро- стого вопроса. Касается каждого из нас... Страховка — обязательная, выплаты — принудительные Ольга Киселева, помощник судьи Липец- кого областного суда: — Что такое ОСАГО, знают многие, осо- бенно владельцы транспортных средств. Без этой страховки на своем автомобиле никуда не выедешь, она обязательная. Хорошее, казалось бы, дело. В случае дорожно-транспортного происшествия, аварии можно компенсировать свои потери и ущерб, ведь согласно закону об ОСАГО страховщик обязан возместить клиенту причиненный вред в пределах определенной договором суммы. К сожалению, на практике все складывает- ся не так гладко. Вфедеральных судах области возрастает количество исков о взыскании страховых выплат. Только в прошлом году рассмотрено 364 гражданских дела, из кото- рых 331 (почти 91 процент) удовлетворено. Для сравнения: в 2008 году таких дел было меньше — 251. Еще больше работы в этом направлении у мировых судей области, которые в 2008 году рассмотрели 901, а в прошлом — уже 2129 дел о взыскании страховых выплат. Основная часть — 1956 решений — вынесена в пользу автовладельцев. К чему эта статистика? Она как раз свиде- тельствует о том, что страховыекомпании, увы, не всегда добросовестно выполняют свои обя- занностипо выплате страховых сумм, довольно часто отказывают гражданам в возмещении ущерба. При анализе подобных дел видно, что основания для таких отказов надуманные. Так, ЗАО «МАКС» в лице своего филиала в Липецке отказало в выплате страхового возме- щения собственнице автомобиля«АУДИ-100», назовем ее Марией. Представьте себе, ехал человек по средней полосе трассы. Заблаго- временно включил указатель правого поворо- та, убедился в отсутствии приближающихся транспортных средств и начал перестроение в крайний правый ряд. Скорость небольшая, примерно40 километров вчас.Правила соблю- дены. Перестроилась. И вдруг сзади мощный удар. Оказывается, водитель автобуса «ПАЗ» не выдержал необходимую дистанцию и до- пустил столкновение с двигавшейся впереди «АУДИ». Следы экстренного торможения автобуса отсутствуют. У автомобиля «АУДИ» — повреждения заднего бампера, правого и левого крыльев, двери, стекла, фонаря, крышки багажника... Не обошлось без потерь и у нарушителя правил. Передняя и боковая части автобуса оказались изрядно помятыми. Постановлением по делу об администра- тивном правонарушении водителю «ПАЗ» было назначено наказание (штраф в 500 ру- блей, который он сразу же и уплатил). Это постановление не обжаловалось и вступило в законную силу. Итак, виновным в данном дорожно- транспортном происшествии был признан водитель автобуса. Именно в результате его действий были причинены повреждения авто- мобилю Марии. Налицо наступление страхового случая. Дело теперь за теми, кто представляет струк- туры ОСАГО. Но почему-то доказывать насту- пление страхового случая и взыскивать при- читающееся собственнику «АУДИ» страховое возмещение пришлось в суде. С филиала ЗАО «МАКС» в пользу Марии были взысканы и сумма страхового возмещения, и понесенные ею затраты — по оплате госпошлины и услуг представителя (адвоката), за проведение су- дебной экспертизы, в общей сложности—103 с лишним тысячи рублей. Это далеко не единственный пример. Опре- делением судебной коллегии по гражданским делам облсуда оставлено без изменения также и решение еще одного районного суда Липец- ка, которым с того же ЗАО «МАКС» взыскана страховая выплата в размере 120 тысяч рублей в пользу истца, а с виновника ДТПвзыскана та сумма, которая превышала размер страхового возмещения. Но... Представитель страховой компании не только не признавал исковые требования. Он еще и пытался доказать, будто быв действиях горе-водителяне усматривается вины, нарушений Правил дорожного движе- ния.ОднакодоводыЗАО«МАКС»былипризна- ны несостоятельными. Кассационную жалобу фирмы в областном суде не удовлетворили. Именно судам приходится сегодня вы- полнять несвойственную им функцию— взы- скивать страховые возмещения, подменяя собой страховые компании. У потерпевших не остается иного варианта, как отстаивать свои права в суде. Брать — хорошо, отдавать... не хочется Ираида Соловьева, помощник мирового судьи судебного участка № 4 Октябрьского округа г. Липецка: —По данным статистики, сумма кредитов, взятых россиянами в банках, составляет на сегодняшний день более 2 триллионов рублей. Многие влезают в долги, совершенно не заду- мываясь о своих финансовых возможностях. Банки зачастую выдают клиентам деньги, не- взирая на ихплатежеспособность. Клиентыже порой не имеют реального представления о той сумме, которую им в итоге придется вернуть. Напомним. В сумму иска к должнику банк включит не только сам долг с процентами, но и издержки по его взысканию, в том числе и судебные. Общая цифра, как правило, по- лучается внушительная. И ее, как ни крути, придется выплачивать, в конце концов — по решению суда. Взять кредит легко. Но надо бы знать, что банки зачастую вводят клиентов в заблужде- ние относительно суммы, которую придется вернуть. По данным Центрального Банка, до последнего времени стоимость кредита на по- требительские нужды, после учета комиссий и штрафов, вырастала с заявленных 29 про- центов до 90, а в некоторых случаях и до 124-х. Иначе говоря, банкам выгодно предоставлять якобы«легкие»кредиты, но впоследствиикли- енты вынуждены будут переплачивать по кре- диту в три-четыре раза. Вот реальный пример. В судебный участок № 4 Октябрьского округа г. Липецка обратился коммерческий банк «Москоприватбанк» с иском кЮриюВ. о взыскании долга. С этим гражданином был за- ключен договор на предоставление кредитной карты, оговоренывсе условия, и онполучил за- ветные 6 тысяч рублей. Теперь клиент должен был ежемесячнопогашать задолженность (про- центы и основной долг). И уж если просрочил, то получиштраф в размере одного процента от суммы задолженности. Вышло так, чтоЮрий не справился со своими обязательствамиидело дошло до судебного разбирательства. Спорить было, собственно, не о чем. Под- писал документы — отвечай. Решением мирового судьи с Юрия в пользу ЗАО МКБ «Москоприватбанк» было взыскано почти 14 тысяч рублей. Эта сумма сложилась из задол- женностей — по кредиту (5 тысяч рублей), по процентам за пользование кредитом (2 тысячи рублей), по комиссии за пользование кредитом (три с лишним тысячи рублей), из двух видов штрафов (также три с небольшим тысячи ру- блей) и расходов по оплате госпошлины. Что посоветовать должнику, оказавшемуся в подобной ситуации? Не следует теряться. Надо, прежде всего, обратиться в банк и попытаться объяснить си- туацию. Затем—сообщить срок, с которого вы сможете продолжить выплаты. Как правило, банкив таких случаяхидутклиентунавстречу. Долг реструктуризируют, а при удачном ис- ходе, возможно, простят и штраф. Но в любом случае банковские работники разработают для вас новый график погашения кредита. А главное, перед тем как брать кредит, внимательно прочитайте договор. Банковские служащие обязаныпредоставить вам весь спи- сок комиссий и выплат по кредиту (дополни- тельные сборы могут называться как угодно). Запишите все для себя и попробуйте сделать самостоятельные расчеты. С большинством не поспоришь Евгения Черных, помощник председателя Октябрьского районного суда г. Липецка: —Казалось бы, что проблемного в домофо- не? Однако и вокруг него могут разгореться страсти. В суд поступило исковое заявление, в котором пенсионер, назовем его Андреем Пав- ловичем, просит возложить на фирму, зани- мающуюсямонтажоми техническимобслужи- ванием домофонов, обязанности по установке кодового замка на дверь подъезда. Здесь же и требование о взыскании морального вреда. По вине ответчика, дескать,АндрейПавловичуже два года подвергается смертельной опасности. По его мнению, из-за домофона он не может вызвать к себе «скорую помощь», медики- де отказываются приезжать, поскольку не имеют доступа в подъезд, а следовательно, и в квартиру. Установить же соответствующее оборудование у себя в квартире пенсионеру не позволяют средства. По версии истца, все справедливо и логич- но? Но представитель ответчика иск не при- знал. И причина проста — более 50 процентов жильцов подъезда дали согласие на установку домофона. Что касается кодового замка, тут не все просто. Для его установки на дверь нет технической возможности. Проще говоря, для того чтобы «закодировать» дверь, ее не- обходимо снять, достать замоки отправить его заводу-изготовителю, гдемогутдобавитьтакую услугу, как кодовый номер. Это, естественно, стоит денег, а на дополнительные расходы не согласна уже другая сторона — большинство жильцов, которые заплатили деньги за уста- новку домофона и успешно им пользуются. Кроме того, согласно сообщению филиа- ла ответчика в г. Москве функция доступа в подъезд по коду реализована только в оборудо- вании ограниченной серии. Подавляющее же большинство домофонов подобнойфункции не имеет. Между прочим, это тоже связано с мно- гочисленными и настойчивыми обращениями граждан, которые просили блокировать эту функцию в конструкции домофонов. Почему? Да потому что уже через несколько дней код становится общеизвестным, в подъезд бес- препятственно проникают посторонние люди. Проанализировав ситуациюс точки зрения законодательства, суд отказал пенсионеру в удовлетворении его иска. Принятоежильцами решение об установке домофона направлено на повышениеуровнябезопасностиграждан, ипо- ложительные результаты от установки такого оборудования превышают отрицательные, на которые ссылается истец. Учел суд и то обстоятельство, что фирма предлагала Андрею Павловичу рассрочку в шесть месяцев по оплате услуг за установку домофона. Далее, ему выдали четыре ключа от двери в подъезд, вместо одного положенно- го. Словом, в действиях фирмы суд не нашел никакой вины. (При содействии пресс-службыУправления Судебного департамента в Липецкой области). Кто из нас или наших близких и знакомых не сталкивался с подобными ситуациями? Один пострадал в ДТП, а ему не выплачивают автостраховку. Другой взял потребительский кредит, но не сумел его погасить. Третий воз- мущен тем, что против его воли в подъезде установили домофон... Посмотрим на не- которые истории с точки зрения работников судейской системы. ДЕЛА СУДЕБНЫЕ Александр Хаустов ФОТО АЛЕКСЕЯ КОЛБАСКО

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz