Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

Мы продолжаем главную тему года. Тему войны и Победы. И снова повторяем: нет в нашей истории другого такого примера массового героизма и жертвенности одновременно, как подвиг советского народа в годы Великой Отечественной… И более емкого и боговдохно- венного примера патриотизма тоже не найдем. Однако как объяснить те жертвы, которые понесло наше Отечество и которых не знала прежде ни одна страна мира? Общецерковный взгляд на проблему таков. То, что случилось в те годы с Россией, было дано народу как страшное испытание. Война была ниспослана нам как возможность пересмотреть все наше прошлое с его революциями, цареубийством, поруганием святынь и забвением веры отцов. Но и для очищения. Ведь именно тогда, в годы жесточайших гонений, унижений, лишений и страха началось в России «воскресение» Православной Церкви. Народ, оказавшийся на краю гибели, обернулся к Богу. И Господь это увидел. Это и помогло выстоять и победить. Защитник Отечества Келейник схимонахаМаксима СашаМурзаков, прослы- шав о предстоящем награждении, выведал-таки у своего «батюшки» список боевых наград: орден Отечественной войны, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За осво- бождение Будапешта», «За освобождение Праги», «За по- беду над Германией». Есть еще один, не менее ценный—на- грудный знак «Гвардия». В другой-то раз отец Максим ни- чего и не расскажет, а тут повод — юбилейную медаль вручать будут, значит, можно и вспомнить, как оно было … Шоферил всю войну в звании рядового. Настолько при- вык к бомбежкам да обстрелам, что даже из кабины не вы- лезал. Все разбегутся в разные стороны (что и правильно), а он оставался в машине. Была, кроме привычки, еще одна причина: знал он, что на все воля Божия, потому что на войну пошел верующим человеком. В погон у него была за- шита молитва «живый в помощи», да и так всякую свобод- ную минуту читал «Отче наш». Кузьмин Михаил Викторович (в миру) родился в 1919 году в селе Долгуша Долгоруковского района Липецкой об- ласти. Образование — 5 классов. С молодых лет работал водителем. С первых дней Отечественной на фронте. Награждение прошло торжественно. В храме, у алтаря — как благословил владыка Никон. Сегодня мы снова носим на груди эту полосатую ленточку. Георги- евскую. Ее закрепили на антенны своих авто водители и теперь будут долго ездить после 9 Мая, «забыв» снять. Она будет всюду — вместе с воздушными шарами малышни и на штандар- тах военной поры… Раньше, в старой России, к по- лосатой ленточке полагался крест. Самой популярной в солдатской среде наградой был Георгиевский крест. В армии уважали религиоз- ные чувства воинов других конфес- сий. Признавая их доблесть, для солдат-нехристиан вместо Георги- евского креста была введена специ- альная медаль «За храбрость», но тоже на георгиевской ленте. Солдатские георгиевские кре- стыимели два блистательных гене- рала русской армии, правда, раз- ных эпох. Первый — герой войны 1812 года Милорадович. Его обо- жали солдаты. Генерал был чело- веком отчаянной храбрости и даже немножко пижоном — во время сражения он под обстрелом на виду противника пил шампанское и съедал обед из трех блюд. Георгиевский солдатский крест получил и генерал Врангель. Ко- торый тоже был храбрецом и дру- гом солдат. Генерал мужественно закончил свою историческую мис- сию в России, уведя последние корабли с крымских причалов, хотя в истории советского периода эта миссия была оценена, конечно, по-другому. Георгиевским кавалером мог стать, причем дважды, молодой граф Лев Толстой, участвовавший в Кавказской войне. Первый крест он уступил рядовому солдату, вто- рой не получил потому, что заи- грался в шахматы и опоздал на караул. Вместо ордена ему вкатили двое суток гауптвахты. Полными георгиевскими кава- лерами были Чапаев, Буденный, Жуков. Во время Великой Отечествен- ной в войска был возвращен и прежний российский орден святого благоверного князя Александра Невского. Случилось это в трудный 1942 год. В год 700-летия Ледового по- боища родилась идея заново учре- дить орден. К этому времени уже была создана на собранные по ини- циативе Русской Православной Церкви средства эскадрилья бое- вых самолетов имени Александра Невского. Сталин, Ставка, оценив (прав- да, задним числом) значение в Отечестве образа благоверного князя и вернув награду, един- ственную из всех прежних россий- ских, изменили все же статус ор- дена, значительно расширив его применение. Отныне его могли по- лучать офицеры от командира взвода до командира дивизии. Всего за годы Великой Отечествен- ной войны были произведены 44 тысячи награждений. Первым же кавалером советского ордена стал 5 ноября 1942 года командир бата- льона морской пехоты старший лейтенант Иван Рубан — «за во- инское мастерство и исключитель- ную смелость», проявленные при защите Сталинграда. Был в истории этого ордена и уникальный случай, когда все командиры взводов одного полка стали кавалерами этого ордена. Это произошло в начале 1945 года на Пулавском плацдарме в Поль- ше, где геройски дрался первый батальон 215-го гвардейского стрелкового полка, что позволило успешно развить наступление по всему фронту. Тогда все солдаты и сержанты батальона были награж- дены орденами Славы, а комсостав — орденами Александра Невско- го. Этот орден украшал боевое зна- мя прославленного французского авиаполка «Нормандия-Неман», им были награждены 70 иностран- ных генералов и офицеров. В Липецкой области действует историко-патриотическое обще- ство «Наследники Александра Невского». В его рядах сотни маль- чишек и девчонок. Кадетские классы и целые школы вступали и продолжают вступать в обще- ство. Кроме организационно- школьных мероприятий «Наслед- ники…» занимаются и чисто прак- тическими делами. Например, шефствуют над Богородице - Тихоновским (Тюнин) женским монастырем в Задонске. ГЛАВНАЯ ТЕМА | Ǣаграды в ȫесть покровителей русского воинства Победоносцы Д орога к Храму 6 ЛИПЕЦКАЯ газета П¢ТИ™А , 14 МАЯ 2010 № 93 (23721) Страница выØодит по благословению епископа Липецкого и Елецкого Никона ВедÖщий рÖбрики Александр Косякин О минувшей войне написа- ны тысячи книг. Правди- вых и не очень. Искренних и конъюктурных. К сожа- лению, мифы рождались и в церковной среде. А неправда, полуправда и просто ложь никогда не бывает во благо и во спасение… Миф первый. Сталинград… Город, где в блокаду сорок второго уце- лело всего несколько зда- ний. Одно из них — дом ДОЛГИ НАШИ | Ǧказать всю правду о войне Мифы и реальность сержанта Павлова, так на- зовут его потом историки. Спустя годы после войны с чьей-то недоброй, тяжелой руки пойдет гулять слух: духовникТроице-Сергиевой Лавры архимандрит Ки- рилл, в миру Павлов — и есть тот самый героический сержант. Когда слух дополз до семьи Павлова, у дочери его случился инфаркт… Миф второй. Победа в Отечественной войне была одержана благо- даря духовному подвигу индийских йоговНиколая и ЕленыРерих. Оскорблением эту «липу», подготовленную рериховцами-фанатиками не посчитал никто — ни светская власть, ни церков- ная… Миф третий. Раскаявшийся в соб- ственных злодеяниях, Ста- лин стал регулярно видеться с крупными духовными ли- цами, сам молился в своей комнатке в Кремле и вообще тайно ездил каяться к бла- женной Матронушке Мо- сковской… На самом деле заслуг Сталина в якобы церковном возрождении крайне мало, скорее, он сдерживал этот процесс. Да, в годывойнына территорииСоветского Сою- за открывались церкви, но Советская власть удовлетво- рила всего 10 процентов об- ращений о возвращении храмов. Причем горькая правда состоит в том, что большая часть приходов была открыта… на оккупи- рованной территории. Накануне войны в ре- зультате репрессий в Рус- ской Православной Церкви на свободе оставалось всего несколько епископов, через которыхиидет рукоположе- ние в сан и продолжается церковная жизнь. Миф четвертый. В первые дни нападения Германии на Советский Союз митрополит Гор Ли- ванских Илия долго молил- ся в подземелье и якобы вымолил победу для русско- го народа. Потом митропо- лит был на приеме у Стали- на и якобы убедил его по- каяться и изменить свое отношение к Церкви. На самом деле никаких свиде- тельств встречи митрополи- та Илии со Сталиным нет, хотя владыка и приезжал в Россию. Все эти мифы крадут по- беду у русского народа. И получается, что не русская Церковь, не православные батюшки, тайно окормляв- шие народ на оккупирован- ных территориях, не наши солдаты в окопах, не про- стые русские старухи вы- молили Победу, а кто-то другой, вдали от нашей за- литой горем земли… ФОТО АЛЕКСАНДРА МУРЗАКОВА НОВОСТИ Хорошеет монастырь и… Задонск ɒирокомасштабные благоустроительные работы развернулись в Задонске вокруг монастырского комплекса . Западная , « парадная » часть — в строительных лесах , и скоро , после реконструкции , откроется исторический вход в обитель — через колокольню . Уже сейчас здесь устроен великолепный газон , многомаршевая мраморная лестница ведет к вратам звонницы . С северной части строители укладывают тротуарную плитку и обустраивают газоны , причем обновленный тротуар протянется почти до ворот города — автостанции . Большой обɴем выполнен на святом источнике в русле реки Те - шевка . Здесь монастырю и мэрии помогают местные предпринима - тели : ежедневно десятки « КамАЗов » завозят сюда грунт , мощные тракторы ведут планировку — скоро экологический парк и место массового паломничества прирастет прекрасной зеленой зоной . Продолжается реконструкция главной достопримечательности « светского » Задонска — Каменной горы . Ее обложат декоратив - ной плиткой и установят фонари . Фильм для паломников « Первые шаги в обители » — так называется новый документальный ɮильм , подготовленный на студии « Задонская звонница » в преддверии главного юбилея — 400- летия монастыря . Само название ленты говорит о том , для кого она предназнача - ется . Паломник , впервые переступивший порог обители , узнает много для себя полезного . История монастыря , его святыни , хра - мовые иконы , архитектурный комплекс , главные моменты Боже - ственной литургии — все это органично вписано в повествование . Ɏильм имеет и чисто прикладное значение : он может служить пособием для экскурсоводов и прихожан . Недавно над селом Липов- ка воспарил крест. Его подняли на купол старин- ной церкви, которую поставили предки еще в ХVIII веке. Храм Божий, освященный в честь святого Сергия Радонеж- ского, часто посещал святитель Тихон Задон- ский, друживший с мест- ным помещиком. Но это было очень давно, разгра- бленная уже в ХХ веке, она приготовилась, было, умирать, да отыскались люди, решившие всем миром спасти ее. ...Когда крест освятили и подняли на веревках в выси небесные, кто-то из деревенских в толпе сказал: ВЕРА ПРЕДКОВ | Ǥравославная ȱнциклопедия Крест «Теперь совсем другое дело». Так говорят, когда окончат важную и долго- жданную работу. А выше креста теперь в Липовке только облака да птицы. Крест оберегает нас от любых напастей, его носит на груди всякий православ- ный русский человек. Его нельзя снимать ни при ка- ких обстоятельствах. К кре- сту подходят верующие по- сле каждой службы. Крест целуют (прикладываются к нему), благословлясь у ба- тюшки на какое-либо дело. Крестным знамением осеня- ет ребенка всякая мать, от- пуская из дому. Есть знаме- нитая кинохроника сорок первого года, где простая русская старуха благослав- ляет (крестит) уходящих на фронт солдат. И бойцы, по- нимая важность момента, подбегают к ней и целуют: спасибомать…Спаси, Госпо- ди… Православный крест, который чаще всего исполь- зуется Русской и Сербской православными церквями, содержит, кроме большой горизонтальной переклади- ны, ещё две. Верхняя сим- волизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский» . Нижняя косая перекладина — подпорка для ног Иисуса, символизи- рует «мерило праведное», взвешивающее грехи и до- бродетели всех людей. Счи- тается, что она наклонена в левую сторону, ибо покаяв- шийся разбойник, распя- тый по правую сторону от Христа, первым попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, хулением Христа ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Буквы ІС ХС являются христограммой, символизирующей имя Ии- суса Христа. После образования в об- ласти Липецкой и Елецкой епархии на многих столбо- вых да и проселочных до- рогах по благословению владыкиНикона установле- ны охранительные кресты. Крест оберегает нас, но имы должныпоклонятьсякресту всякую свободную минуту. Есть сугубая молитва Кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови до- стояние Твое, победыправо- славным христианам на сопротивные даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». Это тропарь Кресту и молитва за Отече- ство. Александр Косякин Земля мягко пружинила под ногами и самое время было сажать картошку. Двое бородатых иноков со схваченными на затылке косичками возились у трактора, остальные мура- вьиной цепочкой таскали к «сажал- ке» мешки с семенами. Неподалеку, на монастырском огороде, салютовав- шем стрелкамилука, пестреликосын- ки—то послушницы холили грядки. Апосреди всей этой неспешной суеты на нагретой солнцем скамеечке сиде- ла девочка летшести, скромно одетая, но в цветастом передничке. Сидела так тихо, что казалось: весь мир ото- двинулся от нее. По крайней мере на несколько метров. На коленях она держала раскры- тый «Молитвослов». Читала тихо, для себя. Иногда поднимала голову в своем по-старушечьи повязанном платке и, не отрывая пальца от строч- ки, задумчиво смотрелакуда-то.Даже случившегося под рукой котенка она погладила машинально, и тот, оби- женный, сиганул в молодой лопух. Япристроилсянакраешке скамей- ки и на правах старшего попытался затеять беседу. Девочка продолжала шевелить губами: — . . . Ты мя дне сь просве - ти и от всякого зла сохрани, На одном официальном государственном приеме к извест- ному хирургу, профессору, лауреату Сталинской премии, архиепископу Луке (Войно-Ясенецкому), прошедшему сталинские лагеря и войну, подошел один из членов советского правительства и насмешливо сказал: «Вот недавно наши спутники летали в космос, а Бога там не обнаружили. Как вы это объясняете?» — Будучи хирургом, — ответил владыка, — я много раз делал трепанацию черепа, но ума там тоже не обнаружил. Споры эти то затухают, то разгораются вновь. Но вот мнение на этот счет людей в высшей степени интеллек- туальных и, более того, всю сознательную жизнь зани- мавшихся точными науками и, стало быть, глубоко познавших законы мира материального. АкадемикИванПавлов, физиолог, лауреатНобелевской премии: «Я изучаю высшую нервную деятельность и знаю, что все человеческие чувства связаны с особой клеткой че- ловеческого мозга и ее нервами. Когда тело перестает жить, тогда все чувства и мысли человека, как бы оторвавшись от мозговых клеток, уже умерших, в силу общего закона о том, что ни что—ни энергия, ни материя—не исчезает бесслед- но, и составляют ту душу, бессмертную душу, которую ис- поведует христианская вера». Альберт Эйнштейн, лауреат Нобелевской премии: «Яне могу себе представить настоящего ученого, который не об- ладал бы глубокой верой. Это можно выразить и так: нельзя верить в безбожную науку», «безбожная наука хромает». «Я верю в Бога как в Личность и по совести могу сказать, что ни одной минуты моей жизни я не был атеистом». «На- прасно перед лицом катастроф ХХ века многие жалуются: «Как Бог допустил?» Да. Он допустил: допустил нашу сво- боду, но не оставил нас во тьме неведения. Путь познания добра и зла указан. И человеку самому пришлось расплачи- ваться за выбор ложных путей…» Чарльз Дарвин: «Мир покоится на закономерностях и в своих проявлениях представляется как продукт разума — это указание на его Творца». Джозеф Томсон, физик, лауреат Нобелевской премии: «Не бойтесь быть независимыми мыслителями! Если вы мыслите достаточно сильно, то неизбежно будете приведены наукой к вере в Бога, которая есть основание религии. Вы увидите, что наука не враг, а помощница религии». Макс Борн, физик, лауреат Нобелевской премии: «Мно- гие ученые верят в Бога. Те, кто говорит, что изучение наук делает человека атеистом, вероятно, какие-то смешные люди». Луи Пастер, французский микробиолог и химик, осно- воположник современной микробиологии и иммунологии: «Еще настанет день, когда будут смеяться над глупостью современной нам материалистической философии. Чем больше я занимаюсь изучением природы, тем более останав- ливаюсь в благоговейном изумлении перед делами Творца. Я молюсь во время работ своих в лаборатории». ДУШЕВНО | « ǟо благому деянию настави …» Другая жизнь ВОПРОС ВОПРОСОВ | Ǧпоры о ǖоге продолжаются «Он не оставил нас во тьме неведения…» ФОТО АЛЕКСАНДРА МУРЗАКОВА ФОТО ПАВЛА ОСТРЯКОВА Георгиевская лента стала главным символом праздника Победы. ко благому деянию настави. . . Спустяминуту, рассердясь, она все же обратила на меня внимание: —Не мешай молиться! Япочувствовал себя посягнувшим на чужой мир странником, перед носом которого захлопнули дверь. Чуть позже я попробовал заговорить с девочкой — кто она, с кем, откуда? Но понял: мирское любопытство здесь было неуместно. От людей узнал, что живет семья при монастыре. Мама с дочкой. Жизнью совсем не похожей на нашу. Но своей. И этого достаточ- но. И зачем здесь подробности — на все воля Божия... А вечером на высоком крылечке келейного корпуса я снова увидел ту девчушку, но уже с владыкой Никоном, которого иные прихо- жане называют по-старинному, по-простому, батюшкой и которо- го — давно заметил, так обожает детвора. Владыко подшучивал над девчонкой, над ее худобой (дело шло к вечерней трапезе), и та так же шутливо отбивалась: «Что ж мне — толстячкой быть?» — А ты не видела, как по лесенке кошка котят таскала? Нет? Ну... Я сам удивился — нашла же место... Иони, понимаядруг друга, засмея- лись одинаково счастливым смехом, радуясь и за кошку, и за ее котят, и за весь белый свет, дарованныйлюдям милостию Божией... ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz