Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)
№ 92/23720/13 МАЯ 2010 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА ЗНАМЕНИТЫЕ ЗНАКОМЫЕ | Владимир Хотиненко мечтал стать дипломатом , археологом , архитектором … А то , что стал режиссером , считает чудом «В кино я попал благодаря Михалкову» Валерия Хващевская, агентство «Столица», специально для «Липецкой газеты» Известный режиссер Владимир Хотиненко снял более 20 фильмов. Многие из них всколыхнули общественность, вызвали множество споров, получили немало наград — «Макаров», «Мусульманин», «72 метра». Последний его фильм «Поп» вышел на экраны 4 апреля—на Пасху. И это не случайное совпадение: Влади- мир Иванович—человек глубоко верующий. Этот год для него отмечен важными собы- тиями: накануне премьеры— в марте —Хотиненко удостоен звания народного артиста России. А в мае у него —30-ле- тие режиссерской деятельно- сти. Правда, Владимир Ивано- вич не любит почивать на лаврах. Сейчас у него горячая пора: съемки фильма с рабочим названием «Достоевский». В общем, поводов напроситься на интервью—предостаточно… «Я кино снимаю не для критиков, а для зрителей» —ВладимирИванович, ваши фильмы часто критикуют. Ска- жите честно: как вы относитесь к критике? —Наверное, спокойно к это- му относиться нельзя. Это будет означать только одно: ты равно- душен к тому, что ты сделал. Но не будь критики — было бы скучно... Я убежден: критика нужна! Вопрос — какая? У нас ведь кинокритика как таковая ис- чезла—остались толькочастные журналистские высказывания. А они меня не очень волнуют. Я не вижу ничего конструктив- ного в этой критике. Иногда про меня пишут плохо потому, что я друг Никиты Михалкова. Есть люди, которые приходят смотреть кино — и не видят его. Им оно не важно — им важно сказать свое. У них ответ готов еще до того, как они посмотрят картину. Такую критику можно воспринимать по-разному. Вот, например, вы пришли на рынок — и вас вдруг мерзко обхамили. Вам же будет неприятно… И вот такоеженеприятноеощущениеу меня часто остается—как после банального бытового хамства. Меня больше, чем критика, ин- тересует реакция зрителей — я же для них кино снимаю! Для меня более ценно — когда люди в зале встают, идут титры, а они аплодируют и плачут. — В этом году исполняется 30 лет с того момента, как вы в первый раз произнесли слово: «Мотор»… —Да. Это было в мае 1980 го- да. Моя первая курсовая работа на высших режиссерских кур- сахназывалась «Завоеватель»... Как будто это было вчера!.. По- трясающе!.. Я же не чувствую свой возраст — как будто не было этих тридцати лет! Такое чувство, что прошел всего ме- сяц с тех времен! Я преподаю во ВГИКе и вот недавно что-то начинаю рассказывать про свой фильм «Зеркало для героя», который был снят в 1986 году. И я говорю своим студентам: «Поднимите руки те, кого еще не былов этомгоду!»Ипочтився аудитория подняла руки! Пред- ставляете? Это меня потрясло! Но я чувствую себя молодым. И ябыпредостерегнекоторыхкри- тиков, о которых мы с вами уже говорили: могу ведь и отлупить! У меня задор еще остался — я по молодости их ох как гонял!.. «В детстве я все пытался выиграть русско-японскую войну» — Правда, что в детстве вы хотели стать моряком? — Да, хотел. Тогда же все былиувлекающимися.Яилетчи- ком хотел стать, а в более зрелом возрасте — дипломатом. Я даже немного проучился в юридиче- ском институте. Думал, окончу юридический, потом—МГИМО. Всерьезменяувлекалопрофессий пять.Олетчикепришлосьзабыть, когда у меня стало портиться зрение: я много читал. Я жил в маленьком городе Славгороде, тамбылабиблиотека.Инаступил момент,когдаяпришелкбиблио- текарше — и она пустила меня в фонд, где хранились редкие книги. И я сам ходил и выбирал, что бымне почитать... Вообще, у меня хорошая судьба, грех жа- ловаться. Она провела меня по пути реализации каких-то своих идей. Я очень хотел стать архео- логом, хотел заниматься океано- графией… А еще я хотел стать архитектором и даже отучился в архитектурном институте… — Фильм «72 метра» — это дань вашему первому увлече- нию? —Конечно. А еще я хотел— идо сихпорхочу—снятьфильм «Цусима», о русско-японской войне и поражении нашего фло- та. Уменя в детстве была просто болезнь: я играл в эту Цусим- скуюбитву! Яиз пластилина вы- лепливалвсе кораблирусскогои японскогофлотов, зналкалибры пушек. И все пытался выиграть русско-японскую войну. Хотя, конечно, выиграть ее нельзя—в истории же она проиграна. — У вас не было идеи снять документальное кино? — Только если вдруг как-то по-особому сложатся обстоя- тельства. Уменя вообще сложно с идеями: их обычно опережают предложения. Вы можете но- ситься со своей идеей как с пи- саной торбой, но нет денег—нет фильма. Поэтому хорошо, когда идея опирается на финансиро- вание. И, слава Богу, мне везет: нереализованных идей не так уж и много. Я не сижу без дела: как только что-то появилось интересное — тут же снимаю. «Встреча с Михалковым — это чудо» —Вы себя называете учени- комНикитыМихалкова.Номне кажется, вы с ним— совершен- но разные люди... —Не называю— это факти- чески так и есть. Это как раз все и произошло 30 лет тому назад. Да, мы разные, но я думаю, что у нас много общего. Я же попал в кино благодаря ему: не будь в моей судьбе Михалкова — я бы не был сейчас режиссером. —Как же это произошло? —Яокончилархитектурный институт — и понял, что мне нечего делать в этой профессии. И чтобы не отрабатывать три года, ушел служить в армию. В городеСвердловске—нынеЕка- теринбурге—судьба свела меня сМихалковым.Яприехалтуда в отпуск, а у Никиты Сергеевича была там творческая встреча с молодежью. Там мы с ним и по- знакомились. И он сказал: «А почему бы тебе не попробовать стать режиссером?» И все. Я закончил службу, приехал в Москву, поступил к нему на высшие режиссерские курсы, работал у него ассистентом, стажером… Я думаю, что у нас основные идеи — одинаковые. Мыс нимодинаково смотримна Россию, на этужизнь, на осново- полагающие вещи. —Вы однажды сказали, что вы—мистическийчеловек. Что это означает? — Это означает, что я до- веряю воле Божией и течению жизни. Делаю, что могу и что должен—и будь что будет. Ста- раюсь ощущать аромат времени, судьбы. Со мной много чудес происходило. —Если не секрет — какие? —Да вот хотя бы эта встреча с Михалковым — чем не чудо? Ее могло и не быть. Я отказы- вался туда идти — думал, ну что я пойду, у меня ведь отпуск — меня уговорил мой товарищ. У меня было таких пять или шесть событий, которые отменя не зависели совершенно. Меня Господь столько раз миловал по молодости — я столько со- вершал глупостей. Да и потом, всякий верующий человек—он мистический. Он верит в Бога. Тут все просто. —Вы верите в судьбу? — Конечно! Но это не озна- чает, что надо сидеть и ждать, когда все этомимо тебяпройдет. Ты все равно исполняешь роль, написанную тебе жизнью. Это не означает, что ты не можешь ходить влево или направо — ходи, пожалуйста. Но просто не сбейся, не потеряй дорогу. «Кино затягивает, это такой наркотик!» — У вас настоящая кино- семья: вы — режиссер, ваша супруга Татьяна Витальевна —киновед, сын Денис работает кинооператором, второй сын Илья—режиссер, дочь Полина занимается костюмами для театра и кино. — Получается, что да. При- чем я не хотел, чтобы мой сын Илья становился режиссером. Я его даже отговаривал. Но он уперся — и, слава Богу, работа- ет. Денис мне не родной, но я к нему как к родному отношусь — у него отец был режиссером. Его мама — моя жена Татьяна — преподает кино в институте. Наверное, это просто общая среда — тут много вот таких, династийных.Этодовольноесте- ственно: кино так затягивает, это такой наркотик! —Авнуки—Серафим,Иван иФекла—не собираютсястано- виться актерами? — Внуки еще маленькие. Они такие чудные! Я бы не очень, есличестно, хотел, чтобы они занимались кино. Хотя мне самому иногда даже страшно становится, стоит подумать: этого могло бы не быть!.. «Жизнь Достоевского не менее интересна, чем его произведения» — Владимир Иванович, вы сейчас работаете над восьми- серийным проектом «Достоев- ский». Чем привлекла вас судь- ба нашего великого писателя? — Судьба Достоевского не можетнепривлекать.Он—один из величайших людей, кото- рые жили на нашей Земле. Тут актуальнее другой вопрос: не страшно ли мне было взяться за этот проект, за такую фигуру? —Ну и как: не страшно? — Конечно, страшно! Если бымнепредложилипросто экра- низировать что-то из рассказов Достоевского — я бы долго думал. К тому, что написал До- стоевский, мне добавить нечего — там и так все есть. Но жизнь ФедораМихайловичаинтересна не меньше, чемлюбое его произ- ведение. А вот тут можно — ко- нечно, помолившись, попросив у Федора Михайловича проще- ния, — рассказать его историю. Большинство же у нас не знает, каким он был на самом деле. Есть стереотипные представле- ния: что он был угрюмый, играл в рулетку, написалкакой-то там роман.Но все это—обрывочные иобщие сведенияо чрезвычайно живом, противоречивом, иногда даже вредном, но — великом человеке! И вот это можно по- пробовать сделать. Слава Богу, есть Женя Миронов, что делает эту задачу реальной. ФОТО ВАДИМА ТАРАКАНОВА Владимир Хотиненко с исполнителями главных ролей в фильме «Поп» Сергеем Маковецким, Кириллом Плетневым и Лизой Арзамасовой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz