Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)
завершено, но в новом году будут выходить небольшие трех- четырехминутные выпу- ски «Занимательных историй с Павлом Любимцевым» на основе сюжетов, не вошедших в основную программу. Будем думать над новой концепцией передачи. —Благодаря телепроектам вымного путешествовали. Что в ваших странствиях запомни- лось больше всего? — Впечатлений, конечно, осталось очень много. Разве можно забыть, к примеру, извержение вулкана в Новой Гвинее? Очень запомнились достопримечательности Шри- Ланки, святилища буддистов на острове Ява, города инков в Перу. Яркие впечатления мо- гут дать разные места. В ходе «Путешествий натуралиста» я написал две книги — «Экзо- тические страны» и «Загадки Латинской Америки». В них собрано все самое интересное, почитайте, не пожалеете. — Как человек, работа ко- торого связана со словом, что думаете о современном рус- ском языке и попытках его реформирования? — Состояние русского язы- ка сегодня весьма плачевное. Малограмотные люди пыта- ются навязать нам свои пред- ставления о правилах инормах. Когда слышишь безграмотную речь на радио и телевидении, становится тоскливо. Уж луч- ше бы ведущие правильно по- русски ругались матом, чем несли подобную ахинею. Вред, который они своим словесным мусором наносят обществу, в первую очередь детям, моло- дежи, огромен. Выход один — честно делать свое дело и не идти на компромиссы с самим собой. — Книги сегодня тоже из- менились. Помимо традици- онных бумажных, в обиход все активнее входят электронные и аудиокниги. Как вы относи- тесь к новым форматам? —К аудиокнигам отношусь плохо. Это же невыполнимое, да и ненужное задание — ху- дожественно прочитать про- изведение от начала до конца. Зачем? Задача артиста — вы- брать наиболее выразительные фрагменты и донести их до аудитории. Если человеку по- нравится — он обязательно прочтет книгу целиком. Но я не отказываюсь от предложений записать аудиокниги, если про- ектмне интересен. Так, недавно поработалнад книгойВладими- ра Дурова «Мои звери». К сожалению, большинство современных аудиокниг — откровенная халтура. Хотя, безусловно, есть примеры бе- режного отношения к слову. С огромным удовольствием слушаю русскую классику в записях Игоря Ильинского, Дмитрия Журавлева. Очень ценю работы для детей Нико- лая Литвинова (он потрясающе один читает «Буратино» за всех персонажей). Сергей Юрский, Ростислав Плятт, Михаил Ко- заков — имена этих артистов являются гарантией качества. Слава Богу, эти записи регу- лярно переиздаются. Жа л ь , ч т о н е с к о л ь к о подзабытым оказался инте- ресный жанр литературно- музыкальной композиции. Я получил несказанное удо- вольствие от работы с Ака- демическим симфоническим оркестром Московской филар- монии под управлением Юрия Симонова. К тексту киносцена- рия Исаака Шварца по сказке «Золушка» Симонов очень тща- тельно, тонко подобрал замеча- тельную музыку Чайковского, Штрауса, Шуберта, Россини. Это действительно целостное произведение, в котором слово и музыка дополняют и усили- вают друг друга. К сожалению, за прошедшую четверть века у нас сформировалось поко- ление, не умеющее вдумчиво читать и слушать. Телевидение и компьютер внедрили в головы молодежимельтешащее клипо- вое сознание. Это ужасная беда, эстетическая катастрофа. Я слабо представляю себе, что такое электронные книги. В моем доме нет компьютера. Пока не осознал его необходи- мость в моей жизни. Письма пишу, как в старину—от руки. Но если люди читают, это уже хорошо, формат книги—дале- ко не главное. —Что, на вашвзгляд, самое важное в искусстве чтеца? — Удержать внимание ау- дитории, повести её за собой. Это очень непросто. Неважно, где и перед кем ты выступаешь. У нас принято говорить: не зрителей мало, а зал большой. Этот год — особенный для всех чтецов. Русскому художе- ственному слову исполняется сто лет. Его основоположник, Александр Закушняк, называл свои программы «вечерами интимного чтения». В свое время он читал неграмотным крестьянамПушкина, Чехова, Мопассана. Сегодня все грамот- ные, но книг по-прежнему не читают… Часто спрашивают: как вам удается запоминать объемные тексты? Это не про- блема. Учите историю, кото- рую хотел рассказать автор, и слова запомнятся сами собой. — Каким образом отби- раете произведения для своих программ? — Главный критерий отбо- ра — литературный вкус. Ста- раюсь брать все самое-самое, то, чем обязательно хочется поделиться со зрителем. Пред- почитаю классику, русскую и зарубежную. Познакомиться как следует с литературными новинками не хватает време- ни. Программа, с которой я приехал, подготовлена давно. Сегодня рассказы Зощенко или Жванецкого воспринимаются в контексте той эпохи, но все равно нам понятен их юмор, многие темы по-прежнему актуальны. Я делал ее под руководством моего любимого учителя профессора Якова Ми- хайловича Смоленского. Этот удивительный человек научил меня работать со словом, и про- грамма—дань моего глубокого уважения к нему. — Теперь у вас самого мно- го учеников, набран новый курс в Театральном институте имени Щукина. Что в первую очередь стремитесь вложить в них? — Главный принцип, кото- рому я их учу, — «Мойте руки перед искусством». Артист — очень зависимая профессия. Очень велик шанс попасть под диктат режиссера или продю- сера, изменить своим принци- пам, предать идеалы в угоду сиюминутному благополучию. Театральныймир замкнут, жи- вет по своим особым законам, и молодой актер или актриса абсолютно беззащитны перед ними. Я хочу, чтобы ребята жили осмысленно, не позво- ляли бездумно собой манипу- лировать, всегда имели свое мнение, тогда с ними будут считаться. — Какое впечатление на вас, искушенного путешествен- ника, произвел Липецк? — В Липецке я побывал впервые. Уменя было слишком мало времени, чтобы подробно его осмотреть, но мне показа- лось, что у вас довольно уют- ный город. Вообще, не бывает скучных мест. В любом самом обычном городке можно найти интересные детали и красиво подать их на экране. И в то же время можно скучно рас- сказать даже о Париже. Мне понравилось у вас, и если при- гласят, с удовольствием приеду вновь. № 10/23638/ 21 ЯНВАРЯ 2010 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА ЭКСКЛЮЗИВ «ЛГ» | Известный артист и телеведущий о жизни , профессии и принципах Всеобщий Любимцев Выступления Любимцева всегда эмоциональны. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Сергей Малюков Профессор, заведующий кафедрой актерского мастер- ства Театрального института имени Щукина, заслуженный артист России, лауреат Всерос- сийских конкурсов артистов- чтецов, обладатель премии за образцовый русский язык, заслуженный деятель искусств РФ Павел Любимцев широкой публике больше известен как телеведущий. Его доброжела- тельную, интеллигентную манеру речи высоко ценят и зрители, и профессионалы. Доказательством чему служат две высшие телевизионные награды — премии «Тэффи» за программы «Путешествия натуралиста» (Первый канал) и популярность «Городского путешествия» (телеканал «Домашний»). В Липецк Любимцев приехал по пригла- шению областной филармонии с программой из классики отечественного юмористиче- ского рассказа. Перед концер- том с артистом побеседовал журналист «Липецкой газе- ты». — Павел Евгеньевич, в ка- ком качестве вам интереснее общаться со зрителями—чтеца или телеведущего? — Телевидение для меня все-таки не главное занятие в жизни. Прежде всего я — чтец. В 78-м году закончил Театраль- ное училище имени Щукина, стал артистом Ленинградского академического театракомедии. Потом больше 20 лет прорабо- тал в Московской филармонии, подготовил множество сольных программ, получил звание за- служенного артиста… На телевидение я попал, в общем-то, случайно. В училище на курс младше меня учился Михаил Ширвиндт. В середине девяностых он был одним из руководителей компании «Жи- вые новости» и пригласил меня вести «Минутки из зоопарка», зная о моей любви кживотным. Потом возник проект «Путе- шествия натуралиста». Я, не- смотря на всю нелюбовь к пере- ездам, за несколько лет побывал в самых экзотических местах. Сейчас продолжаю работу на «Домашнем». Да, устаю, плохо переношу дорогу, жару, но в то же время в поездках удается увидеть немало удивительного. Тем не менее все равно воспри- нимаю свою работу на ТВ как побочное занятие. Проработаю неделю — и обязательно пере- ключаюсь на другие дела. —Как вы оцениваете совре- менное состояние нашего ТВ? Почему, на ваш взгляд, умные, талантливые передачи из эфи- ра вытесняются низкопробным развлекательным продуктом? — Откровенно говоря, я почти не смотрю телевизор. Общее настроение современного ТВ омерзительно для меня, и специально отслеживать, что происходит на каналах, нет никакого желания. При этом я очень уважительно отношусь к своим коллегам по эфиру, например, перед Николаем Ни- колаевичем Дроздовым просто преклоняюсь. Почему такой низкий уро- вень телепередач? Видимо, каков заказ, таков и продукт. У зрителей, увы, нет альтерна- тивы тупой развлекаловке, они вынуждены смотреть то, что им показывают, а потом руковод- ство каналов говорит о низком вкусе аудитории. Я доволен, как строится мое сотрудничество с «Домаш- ним», атмосфера там гораздо лучше, чем на других телекана- лах. «Городское путешествие» РЕКЛАМА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz