Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)
№ 79/23707/ 23 АПРЕЛЯ 2010 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 Елена Бредис Год русского языка мы, как известно, благополуч- но миновали, как, впрочем, и Год молодежи. И что же у нас сегодня, как говорится, в сухом остатке? А то, что молодежь не стала ни лучше говорить на родном языке, ни лучше писать. Скорее — хуже. Ну, еще появились варианты новых словарей, где в качестве нормы закрепле- но то, что еще недавно считалось вопиющей безграмотностью. А еще е сть «олбан - ский язык» интернет - пользователей, которые сознательно коверкают великий и могучий. Если суммировать все это, то, на мой взгляд, вполне мож- но говорить о постепенном разрушении российской ментальности. А чему удив- ляться?Кто сегоднявнашем обществе стоит на защите русской речи? Пожалуй, только люди с немодной и непрестижной нынче про- фессией—филологи.Но они стоят непоколебимо, как на последнемрубеже.Моя собе- седница—заслуженный ра- ботник высшей школы РФ, доцент, бессменный декан филологического факульте- таЛГПУнапротяженииуже почти четверти века Лидия ШУКЛОВА. — Лидия Георгиевна, я начну с провокационного вопроса: вы не приходите в отчаяние от того, что ли- тературный русский язык стал фактически анахро- низмом не только в быту, но и на радио, на телевидении? ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ | ǙȧшȔ и ȥȟоȖо Кто в России говорит по-русски? Вы не ощущаете свою бес- помощность, видя, как ката- строфическипадаетинтерес к чтению художественной литературы? — Минуты отчаяния бывают, не без этого, а вот ощущение беспомощности —никогда. Наоборот, я еще острее осознаю, насколько важно то, чеммы занимаем- ся на факультете, как мно- го от нас, преподавателей, зависит. Наш факультет — старейший, ему столько же лет, сколько и самому педагогическому универси- тету, — шестьдесят. Любой столичный вуз позавидовал бы тому, что именно здесь работалитакие выдающиеся ученые, как ЕвгенийПетро- вич Барышников, Семен Теодорович Вайман, Борис Трофимович Панов, Алек- сандра Ивановна Долгих. Мы и ныне бережно храним и передаем нашим студен- там то научное и духовное наследство, которое они оставили. Их достижения важны не только для фило- логов, но и для всего уни- верситета. Это хорошо по- нимают все, и, прежде всего, очень бережно относящийся к преемственности ректор Павел Георгиевич Бугаков. — Скажите, а уровень подготовленности студентов за последние годы как-то изменился? — Увы, не в лучшую сторону. Вы же знаете об- щую тенденцию: молодежь практически не читает, а это автоматически ведет к неумению выражать свои мысли, к атрофии образного мышления. Неоднозначна во многом и роль ЕГЭ по русскому языку. Подготов- ка к нему в школах стала сводиться к обычному на- таскиванию, даже нередки случаи, когда учителя ради этого натаскивания жерт- вуют уроками литературы. Раньше на вступительных экзаменах писали полно- ценное сочинение, во время устного экзамена была воз- можность общения, поэтому было ясно, кто он, какой он, наш абитуриент. А сей- час мы имеем дело просто с баллами! По сути, ЕГЭ по русскому одинаков для спортфака и для будущих филологов. Разве это нор- мально? — Еще один «неудоб- ный» вопрос: к вам посту- пают те, для кого фило- логия — это призвание? Или большей частью по принципу «лишь бы короч- ку получить»? — Есть совершенно во- пиющие случаи: человек подает документы одно- временно и к нам, и на ме- таллургический факультет ЛГТУ. Ну тут все понятно. Но есть и настоящие та- ланты, творческие лично- сти, наши звездочки. И, поверьте, мы помогаем им раскрыться. Ежегодно на встречи выпускников при- ходят люди, которые гово- рят: «Какое счастье, что я учился на филфаке!» При- чем, заметьте, работают они в самых разных сферах. На факультете очень творче- ская атмосфера. Ребята по- стоянно принимают участие в конкурсах «Студенческая весна» и «Осенние дебю- ты», летом отправляются в фольклорные экспедиции, потомпривозят потрясающе интересный материал. — Я недавно в передаче «Своя игра» была потрясе- на: высоколобые интеллек- туалы, запросто щелкаю- щие сложнейшие вопросы, не смогли ответить, кто написал роман «Мы». Похо- же, они вообще не слышали про Замятина. Вы и сами говорите, что молодежь практически перестала чи- тать. Но ведь для филолога это — нонсенс… —Да, теперь перед нами задачи более сложные, чем лет двадцать назад. При- ходится начинать с объяс- нения, как записаться в би- блиотеку, как пользоваться библиотечным каталогом, как составлять конспек- ты. Образовательные ме- тодики все дальше уходят от письменной и устной культуры. Упор делается на использование техни- ческих средств, на всякие картинки, слайды, тесты. Апотоммыудивляемся, что у людей полностью отсут- ствует глубина мышления, что они не умеют на бумаге выражать свои мысли. Я больше того скажу: мыучим их говорить, учим связной правильной речи. Это тоже уже проблема. — Неужели вам удается привить любовь к чтению семнадцатилетним под- росткам? — Конечно. Тут ведь все зависит от преподавателя. Главное — заставить ребят задуматься над произведе- нием, сформировать и сфор- мулировать собственное к нему отношение. Чтобы они начали чувствовать музыку языка, своеобразие поэти- ки автора. Знаете, как они меняются за пять лет учебы на факультете? Серьезное изучение литературы спо- собствует внутреннемуросту и внутреннему взрослению, формированию нравствен- ных и духовных ценностей. — А многие ли из них хотят стать учителями? — Вот вы не поверите — многие! У них достаточно большая педагогическая практика в лучших липец- ких школах. И подходят к ней они очень творчески — стараются заинтересовать школьников, найти с ними контакт, привить вкус к родномуязыкуилитературе. Вот вам пример: наши сту- денты по своей инициативе решилипровестивдвенадца- той гимназии тематические уроки «Слово о войне» по литературным произведе- ниям. Кстати, двенадцатая гимназия всегда охотно от- кликается на такие пред- ложения, у нас сложились прекрасные отношения. — А ваши выпускники остаются востребованны- ми? — Да! У нас есть специ- альность «русский язык и литература» плюс допол- нительная — «английский язык». Есть специализа- ция «практическая жур- налистика». Сегодня наши выпускники преподают русский и английский в Великобритании, США, Ис- пании, Японии, Германии. Многие специализировав- шиеся по практической журналистике работают в газетах, на радио и теле- видении. Более того, я вам уже говорила, что они на- ходят себя в самых разных сферах: и в издательской деятельности, и в органах внутренних дел, и в госу- дарственных структурах, и в частных компаниях. По- том получают и второе обра- зование, но фундаменталь- ную основу дает им именно наш факультет. Поймите, когда на собеседование при- ходит культурный, обра- зованный человек, с пре- красной речью, умеющий общаться и четко выражать свои мысли — это произво- дит хорошее впечатление. Кстати, интересный при- мер. Один наш выпускник, Александр Пономарев, стал подполковником милиции и... лауреатом премии на- ционального литературного конкурса «Золотое перо», автором единственной пока пьесы о войне в Чечне «Эпо- ха Водолея». Есть и такие факты: окончив универси- тет, несколько ребят коопе- рируются и едут в Москву. Там зарплаты в школах побольше и учителей не хва- тает. И они очень достойно представляют в столице наш факультет. — Выходит, и в период кризиса можно найти рабо- ту, главное — что ты собою представляешь… — Я полагаю, прежде всего, человек должен быть личностью. В противовес нынешнему пиксельному мышлению советская си- стема образования давала целостное представление о мире. Мы это на своем фа- культете сохранили. Виктор Грибачев, обозреватель «Липецкой газеты», г. Москва Первого мая 1960-го над Свердловском наша ПВО сбила американский шпионский самолет «Локхид «У-2». Его пило- тировал Фрэнсис Гэри Пау- эрс. Пятьдесят лет спустя в Москву собирается прие- хать Фрэнсис Гэри Пауэрс- младший. Его сын. В канун визита наш корреспондент задал ему по Интернету несколько вопросов. И получил ответы. — Через 40 лет после того, как «У-2», который пилотировал ваш отец, был сбит над Свердловском, его наградили. За что? — Первого мая 2000-го моего отца посмертно на- градили медалью, которая присуждается военноплен- ным, «Крестом за летные отличия» и медалью дирек- тора ЦРУ. Но еще в 1962-м, по возвращении, он получил «Звезду Центрального раз- ведывательного управле- ния»имедаль «Ветеранино- странной войны». Первая награда была вручена ему за то, что он провел 21 месяц в советской тюрьме. «Крест» — за мужество. «Директор- ская медаль» — за смелость ТАЙНЫ ХХ ВЕКА | Ǧȯȡ шȣиоȡȔ ǤȔȧȱрȥȔ ȥоțȘȔșȦ Ƞȧțșȝ « ȩоȟоȘȡоȝ Ȗоȝȡȯ » «Это было в нашей истории…» и верность при выполнении задания. «Звезда»ЦРУ вру- чалась всем пилотам «У-2» в 1962-м — за выдающиеся заслуги. «Ветеранская» на- града — за его поведение в тюрьме. — Америка помнит Фрэнсиса Гэри Пауэрса? Или же вы считаете, что должна помнить, поэтому даже организовали выстав- ку«Кризисхолоднойвойны: случай с «У-2»? — Нет, не помнит. Про- шло пятьдесят лет после инцидента с «У-2» и двад- цать — со времени окон- чания «холодной войны». Так что у нынешнего поко- ления американцев очень мало знаний о моем отце, самом инциденте, да и во- обще о том времени. Я стал выступать с лекциями об отце и полете «У-2» еще когда учился в университете Джорджа Мэсона в Фэйр- факсе, штат Вирджиния. В девяти из десяти случаев студенты думали, что речь пойдет об ирландской му- зыкальной группе «У-2», вот тогда я и решил: необ- ходимо сохранить историю «холоднойвойны». В1996-м я такой музей основал, это дань ветеранам этой войныи память онейдля следующих поколений. Музей «холодной вой- ны» расположеннеподалеку от Вашингтона. Выставка об «У-2» работает в Историче- ском обществе Вирджинии в городе Ричмонд, там вы- ставлены не только награ- ды моего отца, но и другие экспонаты. А передвижная выставка, посвященная ин- циденту, ездит по многим странам мира и тем самым подпитывает основную экс- позицию. Собранные нами экс- понаты оцениваются в три миллиона долларов, и они не ограничиваются только дверью от тюрьмы спец- службы «Штази» и боль- шим отделом, рассказываю- щим о кубинском ракетном кризисе. Здесь также самая большая коллекция амери- канских атрибутов граж- данской обороны, комплек- тыфлагов и военныхмунди- ров Советского Союза, ГДР и других стран восточного блока. Мыпровели несколь- ко встреч, чтобы отметить юбилеи ключевых событий «холодной войны». В 2006-м состоялась конференция, посвященная польскому и венгерскому восстаниям, годом позже — спутни- ку, в 2008-м — «пражской весне». Задача одна: рас- сказать об этих событиях, которые определили курс истории. —Интересно отношение американских подростков к экспонатам, которые вы- ставлены в музее, да и во- обще к «холодной войне». Каково оно? — Наши дети сегодня не имеют никакого пред- ставления о том, какой была «холодная война». Они не проходили в школе трени- ровок «нырни под парту и накройся»по тревоге времен нашей гражданской обо- роны пятидесятых годов, кубинскийракетныйкризис не вызывает у них чувства страха. Сейчас подростки так мало знают о Советском Союзе, Восточной Герма- нии, поскольку их больше нет на картах. — Гэри, всем извест- но, что в 1960-м «У-2» вы- полнял именно шпионское задание над территорией СССР, чего и не отрицали в США. Что вам рассказывал отец, он понимал «правила игры»? —Мне было двенадцать лет, когда отец разбился на вертолете, он работал на телекомпанию Кей-Эн- Би-Си в Лос-Анджелесе. Когда он был жив, я зада- вал ему вопрос: а что такое быть сбитым в воздухе? Он говорил мне, что сзади возникла яркая оранжевая вспышка, которая толкну- ла самолет вперед, после чего у него отвалились кры- лья и он перешел в штопор. Выбравшись из кабины, отец прыгнул, раскрыл па- рашют. В воздухе он видел, как к месту, где он должен был приземлиться, ехал черный автомобиль. Его НЕОБХОДИМОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ События пятидесятилетней давности нуждаются в ком- ментариях. Самолет «У-2», совершивший первый испыта- тельный полет еще в 1955-м и разработанный для ведения стратегической разведки, стоит на вооружении СШАпо сей день. «У-2» был интересенЦентральному разведывательно- му управлению тем, что мог совершать полеты на высотах, недоступных для имевшихся истребителей: более 21 кило- метра. В1991-м, во время войнысИраком, с помощью«У-2» было сделано более половины всех снимков зоны военных действий и засечено до 90 процентов всех иракских целей. Ныне «У-2» используются в основном для мониторинга си- туации в КорейскойНародно-ДемократическойРеспублике и сбора данных о передвижениях талибов в Афганистане. В начале 2006-го Пентагон объявил, что планирует к 2011-му избавиться от «У-2» и заменить их «беспилотниками». Ну а летчик Фрэнсис Гэри — раньше мы ошибочно называли его Гарри — Пауэрс был приговорен в Совет- ском Союзе к 10 годам тюремного заключения. Однако 21 месяц спустя, в 1962-м, его обменяли в Германии на советского разведчика Рудольфа Абеля, отбывавшего тю- ремное заключение в ФРГ. По возвращении Центральное разведывательное управление обвинило пилота в том, что он не уничтожил самолет и не покончил с собой. Однако Фрэнсису Гэри Пауэрсу повезло: буквально через месяц комитет сената реабилитировал его. схватили и передали в руки спецслужб. Нет, мой отец не испы- тывал никакого чувства не- нависти к русскому народу, не питал он его и к команде сбивших его ракетчиков. Он не должен был нападать, это был разведывательный по- лет, его задачей было сфото- графировать советские воен- ные ракетные установки. И он знал, на какой риск шел. —Помню, какшкольни- комс друзьямипосле уроков пошли в парк Горького: по- смотреть на обломки само- лета «У-2», их тогда выста- вилинавсеобщее обозрение. Самолеты эти летают и по сей день: их используют в Афганистане. Не получится так, что очередной «У-2» пожалует на территорию России? — Нет, теперь этим за- нимаются спутники. Кар- тинки, которые дает интер- нетовская система «Гугл», гораздо лучшего качества, чем те фотографии, которые делал мой отец. Игорь Николаев В липецком оздоровительно- физкультурном центре Бубновского прошел День открытых дверей. Он был приурочен к трехлетию работы центра, который специализируется на лечении болезней позво- ночника, спины и суставов. За этот недолгий срок многие обреченные было пациенты словно заново родились. Всего же здесь прошли лечение свыше 1200 жителей области. В гостях у специалистов центра в этот праздничный день побывал начальник областногоуправленияздра- воохранения Василий Му- рузов, испытавший систему принятой здесь методики на себе. — Когда я попал сюда в первый раз, отдельные упражнения давались мне с трудом, — признался он. — И это несмотря на то, что я всюжизнь—в спорте. Осо- бенность лечения в центре состоит в том, что пациенту надо самостоятельно под- держивать себя в форме, преодолевать инертность и лень. Зато такие усилия над собой приносят весомый ЗДОРОВЬЕ | ǫșȡȦр ǖȧȕȡоȖȥкоȗо оȦȠșȦиȟ ȦрșȩȟșȦиș ȥȖоșȝ ȘșȓȦșȟȰȡоȥȦи Мышцы должны работать результат: они позволяют избежать операционного стола, — заметил Василий Мурузов. В чем же секрет такого терапевтического эффекта? Начнем с того, что методика доктора Сергея Бубновского принципиально отличается от того подхода, который принят в традиционной ме- дицине. Обычно доктора при обострении болезней позво- ночника и спины рекомен- дуютпокойиобезболивание. В центрах Бубновского (а таковых создана целая сеть, более 60 в России и за рубе- жом) мышечное напряже- ние, напротив, приветству- ется. Доктор Бубновский полагает, что основной при- чиной формирования грыж позвоночника является во- все не ущемление нервов, как принято считать. Они образуютсяиз-за спазма глу- боких мышц позвоночника, нарушающих кровообраще- ние в зоне грыжи. Поэтому при помощи специально разработанной диагностики врач определяет больные мышцы. Затем методист «выводит их из комы» на специальных тренажерах, которые, с одной стороны, снимают осевую нагрузку с позвоночника, а с другой — включают их в работу. И не надо горстями глотать таблетки. Все вроде бы просто. За- нятия, впрочем, должны быть регулярными. Это — безусловное требование. Что, заметим, логично. О своем здоровье надо забо- титься постоянно и на про- тяжении всей жизни, а не от случая к случаю (читай: от одного обострения до дру- гого). По окончании курса лечения каждый пациент получает методические ре- комендации для ежедневно- го поддержания оптималь- ного уровня здоровья. Особенность методики еще и в том, что она позво- ляет рассчитывать на успех пациентамв любомтекущем состоянии здоровья. Причи- на — тот факт, что мышцы восстанавливаются до самой смерти, пояснил корреспон- денту «Липецкой газеты» генеральный директор ли- пецкого оздоровительно- физкультурного центра Бубновского Андрей Зенин. Отсюда—и высокая резуль- тативность лечения. В ли- пецкомцентре она достигает 98 процентов. Андрей Зенин обратил внимание на тот факт, что в центр приходят многие из тех, кто занимается в спортивных секциях и тре- нажерных залах. Постоян- ные и несбалансированные силовые нагрузки сжимают позвоночник, что служит причиной ряда заболева- ний. В центре при помощи упражнений на растягива- ние позвоночный столб пы- таются, напротив, разжать. Заболеваниями опорно- двигательного аппарата страдают также многие дети. Тому способствуют особенности организации образовательного процесса и образ жизни подрастаю- щего поколения. Раньше, к примеру, школьников во время уроков постоянно поднимали с мест для не- продолжительной гимна- стическойразминки. Теперь этого нет, с сожалением за- метил Андрей Зенин. Вроде бы пустячок — пять минут гимнастики во время урока, а скольких ребятишек такая практика спасла от прежде- временных заболеваний. О том, что вместо дворо- вых спортплощадок совре- менная молодежь в основ- ном проводит свое время у мониторов компьютеров и экранов телевизоров, ска- зано немало. Все понимают, что это вредно для здоровья. Но воз и ныне там. А ведь из-за этого, помимо наруше- ний опорно-двигательного аппарата, ослабевает им- мунитет, считает директор центра. Поэтому гимна- стика, гимнастика и еще раз гимнастика — вот что нужно человеку, уверены специалисты, работающие по системе Бубновского. Кстати, лечение движе- нием сочетается в центре с криотерапией («крио» по-гречески — «холод». — Прим. ред. ) . Воспаление надо лечить холодом. Вроде быаксиома!Но большинство наших современников при возникновении болей в спи- не применяют разогреваю- щие мази, чем усиливают воспаление. Нужен же лед, как при любом другом вос- палении. Поэтому в центре специальная ванна напол- нена холодной водой. Во время Дня открытых дверей некоторые из паци- ентов центра выходили на середину зала и рассказы- вали свои истории, вселяя надежду в тех, кто только раздумывает над тем, чтобы попробовать данный метод на себе. Также собравшимся были продемонстрированы упражнения на растягива- ние на специальных гимна- стических снарядах. …Итак, липецкий центр справилсвойтрехлетнийюби- лей.Чтодальше?Создатьсеть филиалов в районах области, поделился планами Андрей Зенин.Желающихзанимать- ся много, а из отдаленных районов ездить в Липецк лю- дямнепросто.Первыйфилиал планируетсяоткрытьвЕльце уже в этом году. РАСТУЩАЯ СМЕНА | Ǘ ǠиȣșȪкș ȣрошșȟ ȨиȡȔȟ оȕȟȔȥȦȡоȗо коȡкȧрȥȔ ȠоȟоȘȯȩ ȟиȘșроȖ Вести за собой Софья Вобликова Илье Колоскову, ученику липецкой школы№ 47, тринадцать лет. Но, несмотря на юный возраст, Илья уже «при должно- сти»: он спикер школьного парламента, лидер пионер- ской организации «Вме- сте». На вопрос: не трудно ли ему руководить, моло- дой человек отвечает, что в хорошем коллективе все друг другу помогают. И вообще, когда какое-то дело нравится, то оно не в тягость. Именно поэтому Илья решил участвовать в областном конкурсе молодых лидеров «Вести за собой!», финал которого прошел на днях в город- ском Дворце культуры Липецка. Состязания активной, инициативной молодежи в возрасте до 25 лет прошли во всех городахирайонах об- ласти. На предварительном этапе соревновались 52 че- ловека, а в финал вышли де- вять лучших: по три в каж- дой возрастной категории. Поздравления и пожелание удачи от имени главыиспол- нительной власти региона Олега Королева финалистам передал начальник област- ного управления внутренней политики Иван Дедяев: —Внашей области очень много внимания уделяется подрастающему поколению, воспитанию и поддержке лидерских качеств у мо- лодежи. Знайте: все ваши предложения будут рассмо- треныи при положительной оценке внедрены в жизнь. — Моя цель — заявить о себе, дать знать, что среди моих ровесников есть на- стоящие лидеры — те, кто готов собрать команду, кто неравнодушен к происходя- щему вокруг, к судьбе своей Родины,—так сформулиро- вала цель своего участия в конкурсеМаша Золотарева. Восемнадцатилетняя студентка Липецкого госу- дарственного педагогиче- ского университета пред- ставляла общественную организацию «Юные ин- спекторы дорожного дви- жения». Она считает, что лидер должен быть целе- устремленным, уметь вы- разитьмнение большинства, но при этом учитывать и альтернативные точки зре- ния. Яркими примерами лидерства в современной России для нее, как, кстати, и для большинства финали- стов, являются Президент России Дмитрий Медведев и глава Правительства РФ ВладимирПутин. Достигнет ли она сама такого уровня, Маша не знает. Пока ей очень хочется создать твор- ческий проект, который прославил бы ее родной Ли- пецк на всю страну. Судя по тому, что среди финалистов соревнования преобладали девушки — сильный пол представляли лишь трое конкурсантов, — шансы проявить свои та- лантына ниве общественной деятельности у них велики. Но, так или иначе, считает еще одна финалистка Юля Невежина, лидерские ка- чества нужны везде. Сама Юля, специалист по работе с молодежью областногоЦен- тра реализации молодеж- ных инициатив, воспитала уже не одного настоящего лидера. И вот в этом году решила сама испытать себя в конкурсе. Выиграть первое место Юле не удалось—в ее номи- нации лучшим стал липча- нинМаксимЗеленоборский. А вот Илья и Маша в сво- их возрастных категориях оказались сильнейшими, а Маша к тому же была назва- на абсолютнымпобедителем конкурса молодых лидеров. Но все это не так уж и важ- но. Главное, что каждый из участников этого соревнова- ния готовк самому трудному — вести за собой. ФОТО ПАВЛА ОСТРЯКОВА ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Финал конкурса молодых лидеров прошел в напряженной борьбе — победы были достойны все вышедшие на сцену. Василий Мурузов обсуждает с руководством центра перспективы его развития. В тренажерном зале пусто не бывает.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz