Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 10/23638/ 21 ЯНВАРЯ 2010 3 И. Неверов Сто шестнадцать липецких учителей, которые не только преподают геогра- фию, химию или матема- тику, но и умеют шить платья, писать картины маслом, вышивать крести- ком, строить модели самолетов, придумывать ростовых кукол и плести маленьких изящных куколок из соломки, фотографировать, делать маски, кувшины, веера — боюсь, что перечислены далеко не все их умения и увлечения... Так вот, эти педагоги включились в конкурс « Алло, мы ищем таланты! » , организован- ный администрацией Липецка, ее департамен- том образования и город- ским комитетом профсою- за работников народного образования и науки. Вообще-то этот конкурс традиционный, однаковпер- вые его участники получили возможность показать, на что они способны, в стенах областного краеведческого музея. Здесь на втором эта- же глаза разбегаются от многочисленных экспона- тов, созданных благодаря завидной фантазии и уме- лым рукам конкурсантов. Здесь публику ждет немало неожиданностей. Вот на- стоящий кукольный театр, который почему-то хочется назвать по-старинному, по- УВЛЕЧЕНИЕ | На призыв « Алло , мы ищем таланты !» откликнулись мастера на все руки Уроки воображения Год учителя балаганному вертепом, — ширма, смешные перчаточ- ные персонажи, готовые ожить и разыграть перед зрителями занятную исто- рию. Вот маски из папье- маше, символизирующие времена года. Вот изящные украшения, а вот, пред- ставьте себе, поистине бога- тырские доспехи средневе- кового воина. Вероятно, познакомить- ся, поговорить интересно было бы с каждым из этих изобретательных людей, го языка, но и правила во- ображения, формулу твор- чества, секреты неравно- душия. Но судьбе было угодно свести меня с не со- всем типичным педагогом. Нина Павловна Рожманова стала им сравнительно не- д а вно . Во о бще - т о она лаборант-сыродел и масло- дел. Однако всю жизнь ее притягивал дизайн, начи- ная от оформления усадеб и заканчивая сотворением кувшинов и ваз из обрезков кожи, древесной коры, ко- роче, как она сама говорит, «из ничего». Когда плоды ее трудов увидела руководит ель детско-юношеского центра «Надежда» Светлана Бука- та, она сразу решила: де- тям, что приходят в центр, просто необходимо общать- ся с этим человеком. Уроки, которые преподаст им Рож- манова, незаменимы. Так и попала Нина Павловна в педагоги. Один философ утверж- дал, что воображение – это тоже способ познания мира. А если оно помножено на способность материализо- вать любую фантазию, соз- дав эффектную роспись, вышивку, забавную игруш- ку, красивое кашпо, вазу, одежду, то это ценно вдвой- не. Что может дать ребенку учитель-сухарь, какой- нибудь чеховский унылый Беликов, «человек в футля- ре»? Слава Богу, если бели- ковых теснят, вытесняют другие педагоги. Не зря председатель департамента образования горадмини- страции Анна Шамаева на презентации выставки на- помнила: наши учителя пишут стихи, танцуют, поют, у них щедрые сердца и умные руки. И это боль- шая удача, когда рядом с детьми именно такие на- ставники. Премьера конкурса, по существу, обозначила старт Года учителя в Липецке. Кого жюри назовет победи- телем, кто удостоится, как сказано в положении о кон- курсе, титула «Самый та- лантливый Мастер (педа- гог)» в разных номинациях, а кто получит диплом «За- служенный артист в педаго- гике», мы еще узнаем. А пока просто поаплодируем всем участникам экспози- ции и порадуемся за наших детей. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ Не оскудела на таланты большая семья липецких педагогов, в чем может убедиться любой посетитель выставки. Софья Вобликова — Сегодня к учителю часто относятся как к неудачни- ку. Мол, кто идёт в «педа- гогический»? Кто не смог поступить в более престиж- ный вуз. Кто после идёт в школу? Кто не смог найти другую работу. Но это далеко не так. Настоящие учителя остаются в школе вовсе не от безысходности. Просто есть такое понятие — «призвание», и его ещё никто не отменял, — так считает Светлана Анички- на, преподаватель истории и обществознания липец- кой школы№ 71. Изменить подобный на- строй в обществе— важней- шая, по мнению Светланы, задача объявленного Года учителя. Он только начался, а вместе с ним — и профес- сиональный конкурс «Учи- тель года», уже много лет доказывающий, что слова «учитель» и «неудачник»— вовсе не синонимы. Светлана, кстати,—одна изучастницгородского этапа состязания. Всего за звание лучшего в этот раз поспо- рят тринадцать педагогов Липецка. Среди них четве- ро учителей истории, двое преподавателей начальных классов и по одному—мате- матики, информатики, фи- зики, биологии, литературы, изобразительного искусства ифизическойкультуры. Они уже рассказали о себе в сво- их «визитных карточках», представили на суд жюри свой опыт работы. Следую- щий этап—открытые уроки в незнакомых для конкур- сантов классах. Что сами педагоги ждут от конкурса? Каковихвзглядна современ- ное российское образование? Какиенадеждывозлагаютна грядущие двенадцать меся- ПОИСК ТАЛАНТОВ | Призвание никто не отменял Мечты педагога цев? Об этом корреспондент «ЛГ» беседовал с участни- ками соревнования в пере- рывах между конкурсными испытаниями. «Все интересное—слож- но, но и все сложное—инте- ресно»—эту мысль старает- ся привить своим ученикам учитель биологии школы № 25 Ольга Ковешникова. Этому же девизу она сле- дует и сама, иначе вряд ли поступила бы в начале де- вяностых, когда профессия учителя уже стремительно теряла привлекательность в глазах молодежи, в Липец- кий государственный педа- гогический институт. — Нет своих и чужих детей, — уверена 34-летняя учительница, мама 10-лет- ней дочерии7-летнего сына. — Они все становятся род- ными, каждому ты отдаешь частичку себя. Одной из самых важных проблем сегодняшней шко- лыОльга считает невысокий уровень — нет, не оплаты трудапедагога,—а здоровья школьников. Что же каса- ется денег, то собеседница признается: с самого начала о высоком заработке вообще не думала, а сейчас ее под- держивает муж, который с пониманием относится к выбору супруги. — Если бы в школу шли исключительно ради денег, то там бы уже давно никого не было,—продолжает тему Светлана Аничкина. Светлане 28 лет, семь из них — «учительских». Мо- лодой преподаватель исто- рии — педагог в третьем поколении. В школе она в буквальном смысле слова выросла. Тихо сидела на зад- ней парте на уроках матема- тики, пока мама знакомила учеников с премудростями науки. Ав лаборантскойпри кабинете физики, которую преподавал отец, была даже раскладушка, на которой маленькая Света порой от- дыхала, пока родители ра- ботали. Их пример лучше всяких слов убедил Светла- ну: хороша тапрофессия, что дает прежде всегоморальное удовлетворение. — Люди уходят из шко- лы не только из-за денег. Изменилось отношение к профессии учителя в целом в обществе, и не в лучшую сторону. Принять это не каждый сможет, — говорит Светлана. Кстати, ее муж — тоже учитель истории, преподает в школе № 14. И он чуть было не стал соперником Светланы по конкурсу: ему также предлагали принять в нем участие. Молодые, перспективные педагоги стремятся доказать: быть учителем — престижно. Но насколько убедителен их пример для нынешних вы- пускников школ? — Хотелось бы, чтобы в системе образования возник определенный порядок, ис- ключающийнепродуманные реформы и исправляющий именно то, что нужно ме- нять, — таково мнение еще одного молодого конкурсан- та Ивана Скрипкина, учите- ля истории школы№ 63. Иван работает в школе пять лет, он кандидат пе- дагогических наук, сейчас продолжаетнаучнуюработу, пишет монографию. Мате- риальные условия его пока устраивают: притрех свобод- ных днях в неделю он полу- чает около двенадцатитысяч в месяц, которых ему, не обремененному еще семьей, пока хватает. Но беспокоят многие другие реалии совре- менной российской школы: от не всегда оправданного копирования западных об- разцов до растущей, по мне- ниюИвана, бюрократизации образования. — Сейчас мастерство учителя порой оценивается только по бумагам, без зна- комства на практике с его работой. Асколько докумен- тацииприходитсязаполнять нынешнему педагогу? Тре- бований много, но при этом интересы самого учителя не всегда защищены, — гово- рит Скрипкин. Растущее давление на учителя ощутимо не только для начинающих педагогов, но и для их более опытных коллег. Педагогический стаж Вадима Кудрявцева, учителя информатики шко- лы № 55, — восемнадцать лет. Он — глава большого семейства: у него трое детей, а в ближайшем будущем он готовится стать дедушкой. «Школа — это призвание. А деньги я стараюсь зараба- тывать не в ущерб основным обязанностям», — говорит наш собеседник. Работу в школе он совмещает с препо- даванием в филиале одного из вузов, а еще возглавляет методическое объединение учителей информатики на городском уровне. Все это дает дополнительный доход. Но не материальные слож- ности тревожат Кудрявцева больше всего: — Много говорят о день- гах и гораздо меньше о том, какой груз ответственности лежит сегодня на учителе. Да, планку требований нуж- ноповышать, в современных условиях педагог обязан по- стоянно совершенствовать- ся. Но при этом учитель не должен полностью отвечать за все, что происходит в образовании. Без поддерж- ки государства, общества учитель — даже самый та- лантливый—не в состоянии нести такой груз и достигать высоких результатов. Разделяет это мнение и самый опытный педагог, участвующий в конкурсе, —учитель истории гимна- зии № 12 Нина Павлова, отличник народного просве- щения, победитель конкур- са учителей в рамках ПНП «Образование», лауреат премии имени Горской, на- гражденная медалью «За трудовую доблесть». Она признается, что участие в конкурсе для нее— это сво- еобразныйитог ее 32-летней работы. Даже при первом знакомстве с ней становит- ся понятно — перед тобой очень солнечный человек. «Мне всегда везло с детьми, всегда встречались добрые и отзывчивые», — говорит она. Но каждому со стороны становится понятно: про- будить свет доброты в уче- никах может лишь тот, кто сам им наполнен. И именно онлучше всехцифри званий поможет понять — перед тобой именно тот Учитель, чье имя хочется написать с большой буквы. Учитель, который может служить подлинным примером для своих более молодых кол- лег. Кстати, Светлана Анич- кина, будучи студенткой ЛГПУ, проходила практику в школе под руководством именно Нины Васильевны. Сейчас они соревнуются за звание лучшего, но каков бы ни был результат, можно утверждать: победа будет общей. Для всех нас. Ведь если наших детей будут вос- питывать такие учителя, то выиграем мы все. * * * Своими мыслями по по- водунаступившегоГода учи- теля и пожеланиями участ- никам конкурса поделилась и председатель городского департамента образования Анна Шамаева: — Я оптимист и верю, что наступивший год будет плодотворнымхотябывпла- не осознания государством роли учителя. Необходимо понять, что от качества рабо- тыучителя зависит качество жизни страныв ближайшем будущем. И когда сейчас предпринимаются опреде- ленныешаги по повышению оплаты труда учителей на- чальной школы — это хо- рошо. Но требуется гораздо большее. И доработка новой системы оплаты труда до того уровня, когда каж- дый учитель мог бы на себе ощутить ее положительные стороны. И введение эффек- тивных мер по социальной защите педагогов. Почему бы, например, не разрабо- тать программу по обеспече- нию жильем нуждающихся педагогов, подобную той, что помогает сейчас решить «квартирный вопрос» во- енным? Ведь учитель, по сути, также обеспечивает безопасность страны, как и наши офицеры. Вот когда будут созданы достойные условия для работы учите- ля, тогда к нему и можно будет предъявлять самые высокие требования. Тогда и в педагогические вузы, и в школыбудет конкурс, прой- ти который смогут лишь лучшие. Убеждена: это обя- зательно произойдет, пусть и не завтра. Ну а всем участникам конкурса я желаю успеха. И пусть состязание, неза- висимо от результатов, при- несет им только приятные впечатления. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ Открытый урок ведет одна из участниц конкурса, учитель ИЗО МОУ СОШ№ 47 Ирина Лазина. ВСЕ ДЕТИ — НАШИ Найди меня, мама! Галина Кожухарь, ведущая рубрики Ольга Белякова, фото Миша Б. Симпатяга-парень, крепкий, не плакса. В детский дом поступил в октябре 2009-го, когда от роду ему было всего три года. Поначалу прятался от всех. Поработать с ним педагогам, вос- питателям пришлось серьезно. СейчасМиша многое умеет делать сам: заправлять постель, склады- вать аккуратно одежду, чистить зубы и причесываться. Очень лю- бит играть в строительные игры, на слух запоминает стихиипесни. С детьмии взрослыминаходит общий язык, любознательный, задает много вопросов. Интересно ему все. В том числе и сколько молока выпиваетмаленький теле- нок, и чем его еще мама-корова кормит… Объясняют, рассказы- вают. Мишка доволен. Еще бы: ведь коровы и для людей молоко дают, которое он очень любит. СоняЗ. Веселой, зеленоглазой, жизнерадостной девочке испол- нилось шесть лет. В детском доме она уже два года. Не ленится. И стульчикирасставит, ипосудупо- может убрать. Любит наблюдать, как пирожки месят и пекут, как включают утюг и гладят. Чья-то помощница растет. Особыйинтерес Соняпроявля- ет к музыке, рисованию, лепке. Любит рассматривать детские книги, слушать сказки, стихи. Юля и Надя В. Юля (слева) — млад- шенькая. Родилась 21 октября 2001 г. Надюша постарше, ей почти 13 ле т . Очень симпатичная и умная. Учится в пра- вославной гимназии. Мечтает стать вра- чом, а пока помогает всем, кто нуждается в участии, добром сло- ве. Присматривает за Юлей, которой не всегда удается сосредоточиться. Она немного отстает в раз- витии, поэтому Надя помогает ей учить уроки, избавляться от печали и капризов. И, надо сказать, уЮли уже многое получается. Девочка начала участвовать вшкольных мероприятиях, стала более усидчивой. Хорошо лепит и чаще берется за карандаши и кисточку. «ПРЯМАЯ ЛИНИЯ» Все, что вы хотели спросить о ЖКХ По многочисленным просьбам читателей редакция организует «Прямую линию» с начальником управления энергетики, тарифов ижилищно-коммунального хозяйства Липецкой области Владимиром Чунихиным. Задать Владимиру Ивановичу волнующие вас вопросы вы сможете в пятницу, 22 января, с 14.00. до 15.00 по тел. 30-81-66. Также вопросы принимаются по электронной почте: lg@pressa.lipetsk.ru которые могут объяснить детямне только физические формулы и правила русско- Елена Москаленко Иван Рогов учится в профессиональном учили- ще № 26 на строителя- отделочника. В свои семнадцать лет он написал одно-единственное стихо- творение. О Лермонтове. Иван признается честно: чтению, а уж тем более сочинительству он всегда предпочитал футбол. Но тем не менее поэтиче- ский рассказ о жизни Ми- хаилаЮрьевичаЛермонтова ему — при помощи препо- давателя литературы Гали- ны Каверзиной — удался настолько, что он стал лау- реатом областного детско- юношеского литературно- «РОССИИ ВЕРНЫЕ СЫНЫ» | Подведены итоги областного конкурса Дети и классики Конкурс продолжался в течение всего прошлого года, когда в России празд- новали 195-летие Михаила Лермонтова и 200-летие — Николая Гоголя. Кроме Иванадипломыпобедителей конкурса и памятные призы получили еще полсотни ре- бят—учащихся школ, учи- лищи техникумов. Церемо- нияихнагражденияпрошла вчера в областной картин- ной галерее. Всегоже в твор- ческом состязании участво- вали более трех сотен юно- шей и девушек из шестиде- сяти обра з оват ельных учрежденийЛипецка и рай- онов области. В пяти номи- нациях были представлены очерки, рассказы, стихотво- рения, эссе, рефераты, со- чинения и иллюстрации — всего 90литературныхработ и 85 иллюстраций. В руке у десятиклассни- цы липецкой школы № 17 НадеждыОвчаровой блестит фигуркаНики— богини по- беды. Девушка заняла пер- вое место в номинации «Юные художники», нари- совав иллюстрацию к стихо- творениюЛермонтова.Прав- да, ей, какчитателю, гораздо ближе другойлитературный классик— Достоевский, но, увы, его юбилей в прошлом годуне отмечался.Авообще, считает она, и Гоголь, и До- стоевский — писатели весь- ма актуальные для сегод- няшнего дня и потому осо- бенно интересные. —Стихи у меня пишутся очень быстро — за полчаса могу написать. Но создавать стихотворение, рассказыва- ющее о жизни Гоголя, его личности, было труднее. Надо было изучить его био- графию, вжиться в нее, — объясняет ОксанаНефедова, будущий бухгалтер из Лебе- дянского торгово-эконо- мического техникума. Стихотворные опыты Оксаны были отмечены пер- вым местом в номинации «Очарование поэзии». Окса- на уверена — подобные кон- курсы необходимы: —Талантовмного, но по- ройребята самине догадыва- ются, на что они способны. А значит, надо их поддержать. Работы победителей бу- дут опубликованына страни- цахсборника«Вдохновение» инаправленыдляучастия во Всероссийском конкурсе детскогоиюношеского лите- ратурного творчества «Дети и книги». художественного конкурса «России верные сыны». — Друзья теперь смеют- ся: «Вон куда тебя занесло», —смущенно улыбается наш собеседник. —А я совсем не ожидал, что второе место займу. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz