Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

№ 72/23700/15 АПРЕЛЯ 2010 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА ЗНАМЕНИТЫЕ ЗНАКОМЫЕ | ǬȦоȕȯ оȦȠșȦиȦȰ 85- ȟșȦиș ȔкȦриȥȯ , ȘрȧțȰȓȠ ȣришȟоȥȰ ȣоȝȦи ȡȔ ȩиȦроȥȦȰ Римму Маркову обманом заманили на ее юбилей Тамара Мотаева, агентство «Столица», специально для «ЛГ» Народная артистка России Римма Маркова не любит пафосных праздников и сладких поздравительных речей в свою честь. И когда друзья из Союза кинематогра- фистов попытались организо- вать вечер к 85-летию Риммы Васильевны, она отказалась наотрез: «И не выдумывайте — я не приду!» И тогда друзья актрисы придумали малень- кую хитрость… ВстоличномДомекинореше- но было показать фильм Элины Суни «Вероника не придет» — о драме карьеристки Вероники, которая на закате жизни оказы- вается в доме для престарелых… РиммаМаркова сыгралавкарти- не главнуюроль. Иее попросили представить картину зрителям. Расчет был верным: юбилей — дело личное, а тут — работа. Но до самого последнего «устрои- тели ловушки» волновались: а вдруг Римма Васильевна, жен- щина с огромным жизненным опытом и чутьем, разгадает их замысел и действительно не придет, оправдав тем самым на- звание картины? А вдруг кто-то изпосвященныхпроболтается?.. Но хитрость удалась: двери празднично украшенного зала распахнулись — и в них пока- залсязнакомыйвеличественный силуэт… Римма Маркова! Не дав актрисе опомниться, ее повели на сцену и сразу втя- нули в праздничное действо. Где знакомые и незнакомые люди признавались ей в любви, а буке- тыцветов бесконечнымпотоком передавали на сцену. — Не зря я такой макияж сделала сегодня — сумела вас обольстить! — пошутила Римма Васильевна. В этот вечер актриса, как всегда, сыпалашутками, расска- зывала забавные истории из сво- ей жизни. И даже критиковала власть: ведь Римма Васильевна — в Центральном совете партии «Справедливая Россия»… И вдруг на сцену вышли воспи- танники Центра эстетического воспитания«Катюша».Иразыг- рали трогательную сценку с участием Риммы Васильевны... Маркова прижала руки к груди, в ее глазах блеснули слезы… — Вообще-то меня очень трудно заставить плакать, — призналась нам после актриса. — Но я не ожидала, что будут выступать дети. А это моя сла- бость… Детство. Яблоко в подарок Может быть, потому дети так сильно трогают душу Риммы Марковой, что она невольно вспоминает свое детство — го- лодное, тяжелое время… — Два голода, война, кар- точная система… Как мы все это пережили?! — говорит нам Римма Маркова. — Помню мой первый в жизни подарок — это было на новогоднем утреннике в Иванове. Мы с братомЛеней бы- ли на таком празднике впервые, мне было 12 лет, брату — 10. И там нам подарили по яблоку. Какое это было счастье! Родители Риммы Васильев- ны были актерами. И Римма вместе с братом Леней стали служить театру с пяти лет — в постановках иногда требуются дети. А однажды спектакль по- ставили специально для них. — Это было в Иркутске, — рассказывает Римма Маркова. — Спектакль назывался «Дети улицы» — душещипательная история о том, как во время гражданской войны мальчик и девочка потеряли родителей и оказались на улице… Самое ин- тересное, что братаКолюиграла я, а Ленька — сестру Вальку. Я была длинным, угловатым под- ростком, а Леня — маленьким, кудрявым, симпатичным, по- этому так и распределили роли. По сценариюВалька умирала.И вот я, склонившись над братом, трепетала: «Валька, не умирай!» Мне мама рассказывала: «Ты так играла, что зал замирал!» А я в тот момент представляла, что брат действительно уми- рает — я ведь его очень сильно любила, поэтому всегда лила слезы в этой сцене. И однажды унас былоглушительныйуспех: публика аплодировала намстоя! И художественный руководи- тель театра выскочил на сцену, поднял нас с братоми закричал: «Запомните их: это будущие народные артисты Советского Союза!» Так и вышло... Известный актер Леонид Марков, которого зрители пом- нят по фильмам «Русское по- ле», «Мой ласковый и нежный зверь», «Гараж» и многим дру- гим, умер от рака в 1991 году. — Леня сыграл в фильме «Эдем» сатану, — говорит Рим- ма Маркова. — И сразу после съемок почувствовал себя плохо — у него обнаружили рак. Брат сгорел очень быстро… Римма Васильевна очень переживает, что Бог накажет ее за роль колдуньи в «Дозорах». — Я же не знала, что играю страшную ведьму, думала, обычную шарлатанку, — гово- рит актриса.—Теперь вот молю Бога, чтобы сохранил меня от беды… Два куска мыла от великой артистки Римма Маркова с детства была боевой. —Ябыла некрасивымребен- ком. Меня обзывали то цирку- лем, то каланчой— а мальчики уже нравились. И от отчаяния я одному обидчику врезала по голове портфелем — он у меня был деревянный, как сундук. С тех пор ко мне никто больше не подходил. Я получила новое прозвище Майор и ходила за- ступаться за всех, кто попросит, —избивала всех, кто попадется, без разбору. В семье мне посто- янно попадало от родителей. А Леня был тихим, послушным мальчиком. Мама все время удивлялась: «Какмогло родить- ся наоборот?» Жизнь не спешила баловать РиммуМаркову, будтопроверяя ее на прочность. Когда она вме- сте с братом поехала в Москву поступать в школу-студию при театреимениЛенинскогокомсо- мола, характерпомог актрисе не сбежать обратно в провинцию. — Мы остановились на вок- зале—у нас не было ни родных, ни знакомых. Пришли на пер- вый тур, а там абитуриенты- москвичи, такие уверенные в себе, иодетынамноголучшенас. От их вида нам стало еще страш- нее! Когда меня вызвали — я забыла все, что знала, но что-то там отвечала. Брат — тоже. Но самым сложным было показать этюд. Мне сказали: «Покажи верблюда!» — а я его ни разу не видела, только мельком в кино! А брату—обезьяну. Ия перепу- галась, но не за себя— за брата, он жутко стеснительный был всегда. А Ленька от отчаяния кинулся к экзаменаторам, как обезьяна, вскочил на стол и на- чал копаться у них в головах… Мырешили—полный провал… Вышли, а среди поступающих разговор: мол, осталось не 20, а 18мест—каких-то деревенских взяли. Боже мой, на два места меньше! Мы даже подумать не смели, что «деревенские»—это мы!.. Но самое сложное началось потом. У Марковых не было ни жилья, ни денег—хоть уезжай. Но Римма стойко терпела не- взгоды и ободряла брата. — Весь театр принимал в нас участие. Художественный руководитель Иван Николае- вич Берсенев, когда узнал, что мы ночуем на вокзале, был по- трясен. И разрешил нам жить в комнатке театра, где хранились архивные документы. Какое счастье: тепло, чисто! Никогда не забуду, как он отдал нам свои талонына 30 обедов вЦентраль- номдоме работников искусства, и мы с братом по очереди, через день, ходили туда обедать. АТа- тьяна Кирилловна Окуневская принесла нам два куска мыла —хозяйственное и земляничное —неслыханная роскошь по тем временам! Вот так, худо-бедно, мы и выучились… Поцелуй Плисецкой Как любая актриса, Римма Маркова мечтала играть в теа- тре большие роли. А ей доста- вались маленькие, каждая из которых становилась событием в театральной жизни Москвы. Такой, к примеру, была роль девушки Фроси в спектакле «Вторая любовь». — Когда моя Фрося читала письмо, которое она написала своему любимому парню, зал замирал, — вспоминает Рим- ма Васильевна. — Однажды в Большом театре, куда я всегда ходила смотреть балет, после спектакля я увидела Майю Плисецкую. Все расступались перед ней, в полной тишине бы- ло слышно только, какшуршит ее платье. Аона подошла комне, взяла за уши, поцеловала в обе щеки и сказала: «За Фросю». Тогда мне казалось — все, сей- час начнется — роли, успех! Не тут-то было… Первую главную роль в кино я получила только в 42 года… Подруги «с одного конезавода» Маркова всегда замирала, когда ей звонили из «Мосфиль- ма». Там, на киностудии, ле- жали ее лучшие фотографии, которые она оставила в надеж- де, что ее наконец заметят и пригласят на съемки. Но роли, которые сначала предлагали ей, потом доставались Нонне Мордюковой… — Мы с Нонной Викторов- ной были лучшими подругами сорок лет, пока она не ушла из жизни. Анас всегда сталкивали лбами... В кино ведь часто врут. Говорят: «Режиссер хочет толь- ко вас на эту роль». Потом выяс- няется, что играет Мордюкова. А если она отказывалась, роль предлагали мне. И я все время удивлялась: «Нонна, ну почему нас все время сталкивают? Мы же совершенно разные: то, что можешь ты— я не могу, то, что я могу — ты никогда не сдела- ешь!» И Нонна ответила так, как только она могла: «Потому что мы с одного конезавода…». Но однажды сценарий но- вой картины привезли Римме Марковой домой. А она его дала прочитать родителям. — И мама тогда сказала: «Эту роль в Советском Союзе можешь сыграть только ты!» — вспоминает Римма Васильевна. Это был сценарий фильма «Бабье царство»—о том, какие страдания выпали на долю рус- ских женщин во время войны, в оккупации. Главная героиня оказывается самой сильной сре- ди односельчанок, объединяет их вокруг себя. На эту роль про- бовались Галина Вишневская, Нина Сазонова... Но Римму Ва- сильевну заверили, что в финал кинопроб вышла только она. И вдруг актриса читает в газете интервью Мордюковой, где ак- триса говорит, что приступает к работе над фильмом «Бабье царство»… — Я так рассердилась — го- това была убить кого-нибудь! Тут звонят из «Мосфильма» — просят опять ехать на кино- пробы в «Бабье царство». Ну, думаю, сейчасявампокажу, тем более что текст к тому распола- гает: «Когда выот немцев драпа- ли, мы вам хлеб подносили!» И так далее…Вобщем, я тамрвала и метала! Оказывается, все пре- тендентки делали этот кусочек, и когда режиссер Алексей Сал- тыков показал пробыкомиссии, все единогласно указалинаМор- дюкову.НоСалтыков сказал: «У меня есть еще однапроба».Имея в виду мою. Начали смотреть, и Иван Пырьев, тогдашний ру- ководитель «Мосфильма», вос- кликнул: «Вот она! Она должна играть! Это не баба, это Емельян Пугачев!» За роль в фильме «Бабье царство» на XVI междуна- родном кинофестивале в Сан- Себастьяне Римма Маркова получила специальныйприз «За высокое мастерство артистки, создавшей образ большой дра- матической силы». Дела сердечные На томкинофестивале в Сан- Себастьяне произошла знамена- тельная для Марковой встреча. Актрису познакомили с мест- ным инженером-строителем, богатым испанским бароном Антонио Гонзалесом. Он когда- то учился в Советском Союзе, поэтому прекрасно говорил по-русски. Гонзалес влюбился в Маркову без памяти! И сразу позвал актрису замуж. Римма Васильевна к тому времени уже пережила два развода. Первым мужем был военный летчик. Маркова не могла следовать за нимпоместамего службы, иони развелись. Во втором браке — с баянистом Владимиром Ники- тиным — у актрисы родилась дочь Татьяна. Но и с нимРимма Васильевна рассталась. Полу- чив предложение руки и сердца от иностранца, да еще от барона, Маркова ответила отказом. Од- нако Антонио был настойчив. А сердце женское — не камень… НоРиммаВасильевнапоставила условие:жить они будут вСССР. Испанцу пришлось смириться. Однако и этот брак не уцелел: испанец оказался страшно рев- нив, да и Татьяна не приняла отчима... —Сейчас вмоейжизни глав- ныймужчина—мой внукФедя, —говорит намРиммаМаркова. — Ему всего 15 лет, но если бы вы видели, как он играет — с умаможно сойти! Из негоможет выйти прекрасный актер. Триумф РиммаМаркова вспоминает, как шестьдесят с лишним лет назад они приехали с братом в Москву поступать в театраль- ную школу-студию. Взволно- ванные новымивпечатлениями, своими смелымипланамиимеч- тами, ониотправились гулятьпо Садовому кольцу. Иобошли всю столицу вокруг! А пока шагали — повторяли: «Мы покорим Москву! Мы покорим Москву!» ...Ивот теперь, спустяшесть- десят с лишнимлет, РиммаМар- кова стоит на сцене столичного Дома кино, утопая в цветах. И зал ей рукоплещет. А режиссер фильма «Вероника не придет» Элина Суни объявляет: — За роль Вероники Рим- ма Васильевна получила приз «Лучшая главная женская роль» на XVI Международном фестивале актеров кино «Со- звездие»! Зрители, продолжая аплоди- ровать, встают. Кто-то кричит: «Браво!» — и этот крик под- хватывают десятки людей. А Римма Маркова, стеснительно улыбаясь, стоит посреди укра- шенной в ее честь сцены. И по ее лицу катятся слезы счастья. ФОТО ВАДИМА НЕВАРЕНЫХ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz