Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

П¢ТИ™А , 9 АПРЕЛЯ 2010 № 68 (23696) 6 ЛИПЕЦКАЯ газета Д орога к Храму Страница выØодит по благословению епископа Липецкого и Елецкого Никона ВедÖщий рÖбрики Александр Косякин Сразу же после выступле- ния Вячеслава Молотова 22 июня 1941 г. митропо- лит Московский и Коло- менский Сергий, впослед- ствии Патриарх Всея Руси, обратился с воззванием ко всем православным страны о выполнении священного долга — защиты своего Отечества. 26 июня в Богоявленском соборе Москвы был отслужен молебен «о даровании русскому воинству победы над чужеземными захват- чиками». Было объявлено, что Родина в опасности, и брошен призыв: «Все могущие — в ряды защит- ников Родины, ее историче- ских святынь и независи- мости». Вконце 1941 года митро- полит обратился к архипа- стырями приходскимобщи- нам Русской Православной Церкви с воззванием о сборе средств на строительство танковой колонныим. Дми- трия Донского, и к 25 годов- щине Октябрьской револю- ции (1942 г.) для этой цели было собрано свыше 8 мил- лионов рублей и несколько килограммов золотых и се- ребряных вещей. В дальней- шеммитрополит обращался к народу с патриотическими воззваниями не менее двад- цати раз. В мае 1943 года РусскойПравославнойЦер- СЛУЖИТЕЛИ КУЛЬТА —ФРОНТУ «Вставай, страна огромная...» 16 августа 1947 года бывший настоятель Казанской кладбищенской церкви г. Ельца протоие- рей Николай Лыков обратился с письмом к уполномоченному по делам Русской Православной Церкви при Орловском облисполкоме Н. Ф. Звереву. «Во время Великой Оте- чественнойвойныпопросьбе верующих г. Ельца и с раз- решенияЕлецкого горсовета мною была оборудована и освященаКазанскаякладби- щенская церковь, в которой начали служить с 1 января 1943 г. В церкви была про- ведена большая патриотиче- ская работа среди верую- щих. Службы совершались ежедневно, несмотря на то, что фронт был близ города и вражеские налётыс бомбёж- ками продолжались еже- дневно в течение 90 дней подряд. Церковные средства все отдавали фронту, помо- гали инвалидам войны, се- мьямпогибших воинов, был от церкви куплен танк, ко- торому было присвоено имя Александра Невского. Всё это не одного меня заботы, а и моих сотрудников. Вели- СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ ДОКУМЕНТЫ И назвали танк «Александр Невский» Александр Косякин Вера отцов… Она жила и творила в веках. Но было время, когда ее навсегда, казалось, заглушили сорняки новой идеологии. Но вера отцов проросла через плевелы и окрепла. И случилось это в годину испытаний. Вера отцов вернулась в Россию имен- но в Великую Отечествен- ную… Да, война была дана Рос- сии как страшное испыта- ние. Но — и как очищение перед возвращением к исто- кам. Именно в сороковые- роковые, в годы жесточай- шихбитвистраданий,потерь иразрушений, нанашейзем- ле началось «воскресение» веры отцов. На краю гибели народ вспомнил то, что дол- женбылвспомнить.Возобно- виласьжизньприходов(даже на оккупированныхтеррито- риях), стали открываться заколоченные храмы… На передовой, под бомбежками, и в тылу с кровяными мозо- лями люди в последней на- деждеобращалиськГосподу, кБогородице, ксвятымугод- никамиполучалипомощь.И уже было неважно, что мно- гие забыли или не знали во- все молитв (безбожное время сделало свое дело) — важно было, что они были услыша- ны Господом! Уменя свой взгляд на эту проблему, очень личный. Как, впрочем, у каждого. Мой дед отвоевался в сорок втором, вернулся живой, но на костылях — ранение в позвоночник. Костыли были при нем всегда — их только в гроб не положили, когда дед ушел от нас насовсем. Я был мал для выводов и обоб- щений, но помнил, как бе- режно дед откладывал эти костыли, когда устраивался ЗА ВЕРУ И ОТЕЧЕСТВО | ǦȖоȲ ȟșȣȦȧ Ȗ рȔțȗроȠ ȨȔшиțȠȔ ȖȡșȥȟȔ ǥȧȥȥкȔȓ ǤрȔȖоȥȟȔȖȡȔȓ ǫșркоȖȰ Победили с Божьей помощью в праздник перед образами. В другие дни он не молился, да и кроме «Отче наш», ка- жется, ничего не знал. Но я понимал, что у деда есть Тот, к Кому он обращается в осо- буюсвоюминуту.Может, он благодарил Господа за свое спасение, может, просил за детей и внуков, но по небри- тым щекам его в ту минуту текли слезы… Мой отец, прошедший и «немецкую», и«японскую», никогда не был в церкви, не крестил лоб даже в праздни- ки и, в общем, не скрывал своего неверия. Но когда его соборовал в последние зем- ные дни священник, отец вдруг стал креститься и де- лал это очень аккуратно и правильно! Мы с матерью смотрели и не верили… Мой тесть, фронтовой летчик, боевойофицер, герой иоченьпорядочныйчеловек, былтоженеверующим.Нодо самого конца жил по запо- ведям Божиим — так тоже бывает. Занесколько днейдо смертитесть вдруг заговорил об ангелах, апостолах — в тонком видении ему что-то открылось вдруг, и он стал говорить на языке, доселе ему непонятном… Существуют, конечно, примеры совсем иного, чем личные впечатления, мас- штаба. Вот—две даты, кото- рые можно рассматривать как простое совпадение чи- сел, а можно — как знак свыше… Гитлер войну с Со- ветским Союзом начал 22 июня, в день Всех святых, не убоявшись суда Божиего. И он случился, этот Суд. Война закончилась на Пасху Хри- стову,чтобылоВоскресением России и нашего Отечества. Материалы сегодняшне- го выпуска «Дорога к Хра- му» посвящены теме «По- беда и вера». И если кто-то из наших читателей захочет высказаться по этому пово- ду, мы будем ему очень при- знательны. Послушай, Бог… Еще ни разу в жизни С Тобой не говорил я, но сегодня Мне хочется приветствовать тебя. Ты знаешь…с детских лет всегда мне говорили, Что нет Тебя, и я, дурак, поверил. Твои я никогда не созерцал творенья, И вот сегодня ночью я смотрел Из кратера, что выбила граната, На небо звездное, что было надо мной, Я понял вдруг, любуяся мерцанием, Каким жестоким может быть обман. Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку? Но я тебе скажу, и Ты меня поймешь. Не странно ль, что среди ужаснейшего ада Мне вдруг открылся свет, и я узнал Тебя. А кроме этого мне нечего сказать. Вот только, что я рад, что я Тебя узнал… На полночь мы назначены в атаку, Но мне не страшно: Ты на нас глядишь. Сигнал… Ну что ж, я должен отправляться… Мне было хорошо с Тобой… Еще хочу сказать, Что, как Ты знаешь, битва будет злая И, может, ночью же к Тебе я постучусь. И вот, хоть до сих пор я не был Твоим другом, Позволишь ли Ты мне войти, когда приду? Но… кажется, я плачу. Боже мой. Ты видишь, Со мной случилось то, что ныне я прозрел. Прощай, мой Бог… иду.. и вряд ли уж вернусь. Как странно, — но теперь я смерти не боюсь. Александр Зацепа, 1944 г. Стихи, найденные в кармане убитого солдата Издавна заступницей Руси считается Казанская икона Богородицы. Еще Петр Первый молился перед ней вместе со всем русским войском в канун Полтав- ской битвы. Про блокаду Ленинграда знают все. Но учебники не рассказывали нам о том, как с иконой Казанской Божией Матери под обстрелами наши летчики специально облетали осажденный город. Как раз накану- не прорыва блокады о заступниче- стве этой иконы в сорок первом под Москвой, о крестном ходе с образом вблизи наших боевых позиций тоже знали единицы. … 1941 год. Зима. Танковые дивизии Гудериана рвутся к Мо- скве. До столицы всего несколько километров. И вдруг в битве случа- ется резкий перелом. Он не связан с поступлением новой техники и свежими армейскими пополнения- ми в принципиально значимом ко- Среди монашествующих Задонского Богородицкого мужского монастыря были и есть бывшие фронтовики. Схимонах Максим. В миру —КузьминМихаилВикторович. Родился в 1919 году в селе Дол- гуша Долгоруковского района Липецкой области. Образование 5 классов. Смолодых лет работал водителем. Профессия пригоди- лась и на войне. С первых дней Великой Отечественной — на фронте. Постепенно привык даже к бомбежкам и не покидал свой грузовик во время налетов немецких истребителей. Сидел в кабине и молился... Имеет боевые награды: орден Отечественной войны, медали «За отвагу», «За боевые заслу- ги», «За освобождение Будапеш- та», «За освобождение Праги», «За победу над Германией». На- гражден также нагрудным зна- ком «Гвардия». Воинское звание — рядовой. Демобилизовался Михаил Викторович в 1946-м. Работал шофером в Долгуше и в Калабино. Ангельский чин при- нял в Задонском Богородицком мужском монастыре. * * * Схимонах Феодосий прошел три войны: финскую, немецкую и японскую. Был танкистом. Смерть ходила все время рядом, но спасала молитва. Он даже во Во-первых, ни в одной офици- ально действующей в стране ре- лигиозной конфессии убийство не считается «угодным Богу». Все ровно наоборот! Что же каса- ется войны, особенноОтечествен- ной, за Родину… Вчитаемся в знаменитое Послание патриар- шего Местоблюстителя Сергия, митрополита Московского и Ко- ломенского, озвученное уже 22 июня 1941 года. «Положим же души своя вместе с нашей па- ствой…ЦерковьХристова благо- словляет всех православных на защиту священных границ на- шей Родины. Господь нам дарует победу…» Позже, в сентября 1941 года, за чтение этого доку- мента в приходах на Украине фашистырасстрелялинесколько священников… …«Церковь благословляет…» —сказано в этомдокументе. Это, конечно, не означало, что война в христианстве рассматривается как некое благо. Война есть зло, и любое убийство тоже есть зло. Однако позиция Церкви далека от того, чтобы приравнивать убийство по злому умыслу к убийству на войне. Я часто вспоминаю, как спо- койно рассказывал первый на- сельник Задонского Богородиц- кого монастыря схимонах Вла- димир о том, как убил немца. Правда, тамбыла ситуация: либо он—его, либо…К тому же моло- дой лейтенант выходил из окру- жения. Будучи глубоко верую- щим, он помнил евангельскую, Христову, заповедь: «Нет больше любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». И, может быть, все шестьдесят с лишним лет после войны он вы- маливал у Господа это свое не- чаянное, но вполне осознанное убийство врага… В одном из своих посланий святойАфанасийВеликий(IVвек) писал: «Убивать не позволено, но истреблятьнеприятелянавойнеи законно,идостойнопохвалы».Это — одна точка зрения. А вот — та- каяже, носоговорками.Тотже IV век, авторитетнейший христиан- ский святой Василий Великий в 13 правиле установил: «Убиение ЧУДО | ǜȔȭиȦȡики ǡоȥкȖȯ и ǠșȡиȡȗрȔȘȔ ȧȣоȖȔȟи ȡȔ ȣоȠоȭȰ ǖоȗороȘиȪȯ Заступница Руси В общем строю время сражения из башни высо- вывался, чтобы лучше видеть ситуацию на поле боя. «Пули от меня,—вспоминает отецФеодо- сий, —Господь словно метелкой отгонял — вжик, вжик...» А вот после Победы был с ним такой случай. Пошли на стрельбы, и он ни разу по мише- ни не попал, хотя был лучшим стрелком в роте. Командиры удивлялись: «Что это с тобой?» Он и сам ничего не понимал. И только потом догадался: у него в погон у правого плеча была зашита Иисусова молитва. А в плечо приклад упирался. «Зна- чит, — решил солдат, — Госпо- ду не угодно, чтобы я опять стрелял. Это раньше война была, а теперь мир, хватит палить-то, значит, для чего-то другого я нужен…». * * * СхимонахВладимир впервые дни войны попал в окружение. Пробирался с товарищами к сво- им с оружием. Оно ему пригоди- лось — когда попали в засаду, пришлось стрелять и даже убить немца. Не человека — врага. Отец Владимир был первым иноком, пришедшим в Задон- скую обитель после ее возобнов- ления, до этого он работал заме- стителем главного бухгалтера на Воронежском механическом за- воде. В 2009 году отошел ко Го- споду. ВОПРОС В ТЕМУ | Ǘоȣрșки țȔȣоȖșȘȓȠ ǪриȥȦоȖȯȠ ? Взял грех на душу «Конечно, врагов уничтожают. Конечно, на войне убивают. В общем, на войне какна войне.Но значитли это, чтохристианская заповедь «Не убий!» в таком случае отменяется? Значит, убий- ство не грех, а наоборот? Но тогда чем мы отличаемся от тех, кто считает убийство «неверного» угодным своему Богу? Или все-таки взял грех на душу — убил?» Василий Ивченко, бывший «афганец» на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, какмнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но, может быть, до- бро бы было советовать, чтобы они,какимеющиенечистыеруки, три года удерживались от приоб- щения святых тайн». Иными словами, солдаты, участвовавшие в боях и убивавшие вольно или невольно, в течение трех лет не могли причащаться. Обращает на себя внимание деликатный тон поучений свято- го, его оговорки: «Может быть»? «Добро бы советовать»? Но вме- сте с тем видно, на какую высоту ставил Василий Великий святые дары и само великое таинство. В то же время Церковь никогда не отказывала в причастии и всегда молилась и будет молиться о тех, кто уходил защищать Отечество и исполнял свой воинский, па- триотический долг. Но не пото- му, что Церковь благословляет или освящает человеческую бой- ню, а потому, что она заботится о своих людях. И все-таки именно на войне так понятны становятся слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Понимали, сердцемчувствовали это и солда- ты, и русские старухи, прово- жавшие сынков на фронт . И несласьнад браннымиполямиих молитва: «Господи, помилуй!» Схимонах Владимир. ковью в Москве был органи- зован всеславянский ми- тинг, на котором было при- нято обращение ко всем братьям-славянамо совмест- ной борьбе с общим врагом. Проповеди и воззвания православных митрополи- тов распространялись среди населения оккупированных территорий. Сотрудничав- шие с немцами священно- служители отлучались от церкви и предавались ана- феме. Сотни православных священнослужителей совер- шали героические поступки во имя Родины, вплоть до непосредственного участия в партизанских операциях. Во время войны оккупанты уничтожили и повредили около 1670 православных церквей и свыше 1260 дру- гих культовых зданий. Большую роль сыграло об- ращение Русской Право- славной Церкви к румын- скому воинству (страна на 90 процентов православная) с призывом перехода на сто- рону РККА, а также к сер- бам, черногорцам, болгарам и грекам. Построенная на собранные церковью сред- ства, танковая колонна им. Святого Дмитрия Донского отбыла на фронт 22 марта 1944 года. Спризывомкмусульман- скому населению СССР о вступлениив рядызащитни- ков Родины в первые дни войнывыступилоЦентраль- ноемусульманское духовное управление страны. Коварные по отношению к славянским народам дей- ствия проводил Ватикан. Несмотря на массовое уни- чтожение гитлеровцами своих единоверцев (поляков, чехов и т. д.), Ватикан втай- не был на стороне Гитлера и официально не примкнул к нему лишь из нежелания ссориться с Англией, Фран- цией и США. Гитлер, согласно дневни- кам Геббельса, «ненавидел христианство, связывающее человека схоластическими догмами и уродующее в нем все благородное». Расовое учение Гитлера является антихристианским, чего не мог не понимать Ватикан. ФАКТЫ ИСТОРИИ Из документов , представ - ленных Советским Союзом Международному суду в Нюрнберге : « ɇаряду с варвар - ским разрушением и разграбле - нием сел , городов и памятников наɰиональной культуры гитле - ровɰы издевались над религиоз - ными ɱувствами веруɸɳих . Ɉни сожгли , разграбили , униɱтожи - ли и осквернили на советской территории 1670 ɰерквей , 237 римско - католиɱеских косте - лов , 69 ɱасовен , 532 синагоги , 258 других зданий , принадлежа - ɳих уɱреждениям религиозной культуры ». кий вождь и генералиссимус И. В. Сталин дваждыосчаст- ливил нас телеграммами с благодарностью. Все эти трудыяне приписываюсебе, со мной вместе хорошо рабо- тали и мои ближайшие по- мощники: председатель цер- ковного совета Анна Попова и казначей Татьяна Жаво- ронкова. Ониисполнялимои приказания: раздавали по- дарки в лазаретах г. Ельца раненым воинам, ходили по домам осиротевших семей погибших нафронте воинов, сносились по финансовым делам с учреждениями и банком, ибо сумма около 1млн. рублей была дадена от церкви фронту. За все их труды они никем не были представлены к награде». Просьба Николая Лыко- ва была удовлетворена. 1 ноября 1947 г. Орловский облисполком принял реше- ние: «Вручить от имениПре- зидиума Верховного Совета СССР медали «За доблест- ный труд в Великой Отече- ственной войне 1941—1945 гг.» работникам православ- ной церкви: Лыкову Нико- лаю Антоновичу и Поповой Анне Васильевне». ТЕЛЕГРАММА 31 мая 1944г. г. Елец. «Настоятелю храма протоиерею Лыкову Нико- лаю Антоновичу, председа- телю церковного совета Поповой Анне Васильевне, казначею совета Жаворон- ковой Татьяне Алексеевне. Прошу передать церковно- му совету и прихожанам Казанской кладбищенской церкви г. Ельца, собравшим 1000000 рублей облигация- ми госзаймов вфонд обороны Союза ССР, мой привет и благодарность Красной Ар- мии. И. Сталин». личестве, стратегически он вообще трудно объясним, этот перелом. Зато есть духовное «обоснование» вопроса, которое никогда не попа- дало в учебники истории. Перед решающим сражением на линии фронта неожиданно появились свя- щенники с иконами. Церковь, ко- торую объявили опиумом для на- рода, власть просила молиться о победе. И она молилась. Разгром- ленная, униженная, сосланная в лагеря, она продолжала молиться за Россию. И вот факт, который долго за- малчивался даже после Победы. Митрополит гор Ливанских Илия в первые дни войны спустился в под- земелье и много дней в посте молил- ся за Россию. И ему явилась в огнен- ном столбе Богородица и передала определение Божие для страны и народа российского. Митрополит донес Ее волю до Сталина. И он под- чинился. Чудотворную икону Ка- занской Божией Матери обнесли крестным ходом вокруг города, и город не был сдан. Перед этой же иконой был совершен молебен в Москве, затем в Сталинграде. Эта икона должна была идти всювойну, по велению Богородицы, до границ России. Георгий Жуков, который был верующим человеком и имел духов- ника — последнего оптинского старца Варсонофия (кстати, уро- женца Ельца), возил свою иконку Казанской по всем фронтам. Не случайно именно в годы вой- ны были открыты все духовные семинарии, академии, возобновили жизнь Киево-Печерская, Свято- Троицкая Сергиева Лавры, было открыто 20 000 храмов. Были сви- детельства того, что сам Сталин молился о победе. После войны митрополит Илия был приглашен в Россию, его на- градили специально изготовленной панагией с крестом, а также при- своили Сталинскую премию, от которой владыка отказался. Схимонах Феодосий. Схимонах Максим. Пишите : 398055, г . Липецк , ул . Московская , 83, « Липецкая газета ». @ Электронный адрес : lg@pressa.lipetsk.ru с пометкой « Дорога к ɏраму »

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz