Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

№ 67/23695/ 8 АПРЕЛЯ 2010 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА ЗНАМЕНИТЫЕ ЗНАКОМЫЕ | ǗȟȔȘиȠир ǡȔшкоȖ рȔȥȥкȔțȯȖȔșȦ о ȦоȠ , кȔкиș ȧроки ȣрșȣоȘȔȟ șȠȧ ȨиȟȰȠ « ǟȔȡȘȔȗȔр » «Главное в любой ситуации — остаться человеком» Валерия Хващевская, агентство «Столица», специально для «Липецкой газеты» В основе сюжета фильма «Кан- дагар» — реальная история, которая произошла в июле 1995 года. Талибы принуди- тельно посадили в Кандагаре российский самолет авиаком- пании «Аэростан» с гумани- тарным грузом на борту и больше года держали в плену семерых наших летчиков. Владимир Машков сыграл в картине второго пилота Газинура Хайруллина (в фильме его зовут Сергей). Его герой — не литературный персонаж, а живой человек, обычный летчик, совершив- ший героический поступок и сумевший вырваться из ада… Роль как подарок —Владимир, до начала съе- мок вы слышали об этой исто- рии? —Конечно, эта история была на слуху. И когда я узнал, что режиссер Андрей Кавун соби- рается снимать фильм об этом, я обрадовался. А когда он мне предложил сниматься в этом фильме — это для меня был настоящий подарок. Работать с режиссером, которого я хорошо знаю, в такой блистательной компанииактеров—этони с чем не сравнимое удовольствие… Почти все съемки проходили без репетиций, на одном ударе… — Вы не только актер, но и режиссер — не было желания на площадке покомандовать, что-то подсказать режиссеру? — Вы знаете, у нас много на площадке было режиссеров. Мы относительные режиссеры — это я о себе сейчас. У меня нет такой привычки — лезть в дела, которые не мои. Задача была — справиться с самим со- бой, справиться с ролью. Мы за- нимались только своей работой —актерской. Искали, спорили. Но как только актер начинает давать советы режиссеру — это глупо и нелепо. И неуместно. — Как вы думаете, почему только сейчас решили снять фильм про эту историю — ведь прошло почти 15 лет? — Да, слава Богу, что про- дюсеру Валерию Тодоровскому пришла идея рассказать эту историю! Мы очень быстро за- бываем своих героев. И иногда их очень не любим, как это ни парадоксально. В современной истории нашей, как мне ка- жется, это единственное проис- шествие со смелыми людьми, которые попали в такую страш- нуювоеннуюситуацию.Ия буду счастлив, когда они, реальные герои тех событий, посмотрят этот фильм — и что-то в их сердцах успокоится, и для них эта история закончится. После возвращения у них было много неприятных ситуаций — если вызнаете, из них только двое по- лучили звание Героев России… Много несправедливого в этой истории... Реальные герои — Вам удалось пообщаться с реальными героями тех со- бытий? —Да—и мне, и всем осталь- ным актерам «Кандагара». Ре- жиссер Андрей Кавун перед тем, как сесть за сценарий, поехал домой к командиру того экипажаВладимируШарпатову и провел у него несколько дней —записывал весь его рассказ на диктофон.Шарпатов даже отдал ему все свои дневники. Потом он приезжал к нам на съемки, былконсультантом.Поминутам расписывал, что и как у них происходило, рисовал схемы… Мы сидели в кабине самолета — и каждое движение делали строго под его руководством… Нам хотелось, чтобы эта исто- рия на экране была как можно правдоподобнее. А вот со своим прототипом—вторым пилотом Газинуром Хайруллиным — мне удалось пообщаться совсем немного... — Есть какие-то отличия междуреальнойисториейитой, что показана в фильме? —В реальности все длилось больше года, а нам все это надо было вместить в фильм, кото- рый будет идти два часа. Мы рассказали эту историю немно- го по-своему, но она от этого не стала другой. Только на самом деле героев было семь, а у нас в фильме их пятеро. — А как вы думаете, по- чему ребята выжили, что им помогло? — Летчики нам говорили, что самое страшное, что там было, —это неизвестность. 378 дней неизвестности — для них это было самым тяжелым ис- пытанием. Когда тебя, мирного человека, закрывают в тюрьме и ты каждый день ждешь смер- ти, в этой ситуации вылезают наружу все твои качества — и самые лучшие, и самые худ- шие… — Говорят, что герои этой истории практически не обща- ются. Как вы думаете, почему? —Мы во время съемок мно- го раз обсуждали эту тему. Нам самим это хотелось понять. И тут, на наш взгляд, две при- чины. Во-первых, как это ни странно сейчас прозвучит, они до побега не были экипажем. Несмотря на то, что долгое время находились вместе. Они вместе работали, перевозили грузы, но каждый жил своими интересами. Их объединяла только работа, только небо. Но когда вопрос встал ребром: жизнь или смерть — вот тогда они стали экипажем. А вторая причина, как мне кажется, в том, что каждый из них видел слабости другого. Сложно про- стить другим, что они видели твою слабость…Хотя мы сейчас можем только догадываться, что по-настоящему происходи- ло в их сердцах и душах. Мо- жет, импросто тяжело смотреть в глаза друг другу потому, что тут же возникает картина всего произошедшего…Много может быть разных причин... Главная проверка — Что было самое сложное на съемках? — Много было сложного. Мыработали над этимфильмом почти четыре года. Съемки про- ходили в Африке, в Марокко, в тяжелых условиях. Когда я сказал своему знакомому, где мне предстоит работать — он мне предсказал: «Вас заберут в полицию, потому что днем на улицу там выходят только сумасшедшие. При жаре в 45 градусов нужно сидеть дома». В два часа там начиналось что-то нереальное — как будто кто-то включал горячий фен. Все это потом переходило в песчаную бурю. Но это было, наверное, не самое сложное — ведь чело- веческий организмпривыкает и кжаре, и к холоду. Самое слож- ное было — вернуться потом в нормальную жизнь. Мы все время съемок были в страшном напряжении — мы жили той жизнью, жизнью тех летчиков, которые попали в плен. И, по- жалуй, единственное, что нас как-то утешало: что реальным участникам этой истории бы- ло во много раз тяжелее. Ведь мы знали, чем закончится эта история, а они — нет. Но все те столкновения, которые были в этой картине между героями, — они и на нас, актерах, тоже сказывались. Мы жили в раз- ных вагончиках и, когда что- то не получалось, — спорили, ссорились, хотели уйти. А уйти было некуда: мы жили в трех часах езды от города!.. Време- нами было больно, временами —страшно... Вобщем, дляменя это была очень правдоподобная история… — На вас как-то повлияла эта роль? —Хотя мы актерыи нам пе- риодически приходится то вхо- дить в роль, то выходить из нее, но сыгранные роли все-таки накладывают свой отпечаток… Так же получилось и здесь: во время съемок я каждый день переживал так, как будто сам попал в настоящий плен. — Тогда скажите: что бы вы делали, попав в такую си- туацию? — Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Как бы мы ни фантазировали — предуга- дать, как будешь вести себя в той или иной реальной ситуа- ции, невозможно. Один вариант развития событий — тот, что увидят зрители на экране — он был на самом деле… После этой картины я говорю себе: не дай Бог оказаться в плену! Если это произойдет когда-то со мной — я не знаю, как себя поведу. Но я буду помнить об этих ребятах —имне будет стыдно вести себя как-то иначе. Однако и то, как сложатся обстоятельства, и то, как ты будешь из них выкру- чиваться, это уже дело второе. А главное в любой ситуации — остаться человеком. Надеюсь, нам удалось донести эту мысль. Слева направо актеры: Владимир Машков, Александр Балуев, Александр Голубев, Богдан Бенюк и Андрей Панин; Владимир Машков в роли летчика. ФОТО ВАДИМА ТАРАКАНОВА И КИНОКОМПАНИИ «ЦЕНТРАЛ ПАРТНЕРШИП»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz