Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 67/23695/ 8 АПРЕЛЯ 2010 3 Кто это придумал, что в здоровом теле – здоровый дух? Боюсь, то и другое во- все не связано. Вспомните парализованного, ослепше- го Николая Островского, диктовавшего свою книгу. А потом представьте нака- ченного громилу-рэкетира. Вспомните спортсменов- инвалидов, участвующих в Паралимпийских играх, а на их фоне – новых русских жен, кочующих из фитнес- центров в SPA-салоны. К слову сказать, культ краси- вого тела у нас уже вполне прочно прижился: герои телефильмов и фотографии в глянцевых журналах сде- лали свое дело. Замечатель- но! Занятия в тренажерном зале, аэробика, бассейн– вот что делает людей здоро- вее. Дело за малым: ввести моду на чтение хорошей литературы, на посещение концертов классической музыки, на интерес к серьез- ному кино. Вы что-нибудь про это читали в глянцевых журналах? Или видели ге- роев любимых сериалов, в свободный вечер берущих в руки Толстого, Фолкнера, Маркеса? Наивно думать, будто ду- шевно больные люди – толь- ко те, кто состоит на учете в психоневрологическом диспансере. Давайте на себя хоть раз честно посмотрим! Мы о чем чаще заботимся, о теле или о душе? То-то же. Душа у нас чаще всего остав- лена без попечительства. Когда-то она содрогалась и съеживалась при виде взры- вов, окровавленных трупов, сцен насилия и убийств, заполнивших телеканалы. Теперь привыкла. А куда ей деваться? Ведь тело, в котором она живет, все свое свободное время проводит в компании с телевизором. Ну, точно как в старом анек- доте: «Душа, примешь? – Нет. – Тогда подвинь- ся». Вот она и подвигается. ПОДРОСТОК И СМИ | ǤоȥȦȥкриȣȦȧȠ к ȥоȪиоȟоȗиȫșȥкоȠȧ оȣроȥȧ Душа, подвинься Елена Бредис Мы, конечно, вовремя вспомнили о здоровом образе жизни. После того как за десятилетие разгула пивной рекламы выросло целое поколение, привыкшее уже с пятого-шестого класса сидеть на лавочке с вожделенной баклажкой или тусоваться возле «комка». После того как всюду появилось огромное количество баров, кафе и ресторанов, а бывшие хоккейные коробки и теннисные корты оказались вытеснены платными автостоянками. После того как то же телевидение регулярно рассказыва- ет нам, какой дрянью мы питаемся и как гробим свое здоровье, а дрянь более высокого качества далеко не все могут себе позволить. Ну, ладно. Теперь все-таки можно взять себя в руки и начать регулярно делать зарядку, перейти с пива на «aktimel», а с лапши быстрого приготовления — на обычные макароны. Глядишь, мышцы окрепнут, пивной животик уйдет, иммунитета прибавится. Но что делать с душой, господа? Душа-то от этого здоровее не станет. Было время, ее тошнило от примитивных любовных сериалов, от тупого низко- пробного юмора, но и эта тошнота прошла. Может, ей даже по-прежнему противно и омерзительно. Но голоса она уже не подает. Да и мы к ней не прислушиваемся. Прислушиваться – себе до- роже. Она же требует оста- новитьсяивсерьез задумать- ся, зачем мы на этом свете живем. А нам недосуг: нам надо деньги зарабатывать, кредиты за новую машину платить, евроремонт в квар- тире делать. Ине надо нас от этого отвлекать! Впрочем, переключиться на притягательное свечение голубого экрана народ готов в любой момент. И тут нет никакого парадокса. Душа- то требует отрешиться от дел насущных, чтобы загрузить и напрячь ее куда более се- рьезнымипроблемами, кото- рые даже спомощьюденегне решишь. А телевизор — он успешно уводит от всяких раздумий. Онвообщемысли- тельный процесс блокирует. Доцент ЛГПУ, кандидат педагогических наук Люд- мила Шопина исследовала влияние средств массовой информации на воспитание детей, подростков, молоде- жи. Оказалось, влияние это куда мощнее, чем у семьи, школы или церкви. А чему удивляться? Семья-то тоже вечером перед теликом си- дит. Авшколе на переменке и учителя, и дети очередную телесенсацию обсуждают. Впрочем, СМИ – не только телевидение, а и бульварная пресса, и глянцевые журна- лы, и интернет-сайты. Вот что сплошь и рядом фор- мирует жизненные цели, взгляды, потребности. Мыпрекрасно знаем, что негатив так и выплескива- ется с экранов телевизоров. Но мало кому известно о пси-уровне информации, что определяет соотношение положительных и отрица- тельных новостей. Если удельный вес негативной информации превышает позитивную, то это, как счи- тают ученые, может вести к потере самоидентичности, дезорганизации и коллапсу общественной системы. Как видите, все не так безобидно, как кажется. Л. Шопина: «Интерес- но, что даже при превы- шении доли стрессогенной информации сегодня 34 про- цента детей не воспри- нимают ее как шоковую. Вспоминается притча о пастушке, который столь- ко раз обманывал сельчан криком «Волки!», что в конце концов они перестали на его крики реагировать и пропустили настоящую опасность. Вот и наши дети, подростки привыка- ют к патологии медиаобра- зов и медиаряда. Они уже не пугаются и не сострадают. А вот вам влияние компью- терных игр: восемнадцать процентов детей уверены в существовании виртуаль- ных «многих жизней» для любимого героя и теперь не воспринимают трагич- ности даже реальных драм. Монотонное чередование серий убийств, драк, погонь на экране превращается в знакомый раздражитель, он воспринимается как бы в состояниилегкоготранса, без адекватных эмоций». А мы сокрушаемся, от- куда берутся немотивиро- ванная агрессия и жесто- кость. Почему внук убивает бабушку, чтобы забрать ее пенсию. Почему девоч- ки зверски избивают одно- классницу и все это снима- ют на мобильный телефон. Да привыкли они к хрусту костей и виду крови, ибо слышали и видели это мил- лион раз! Душа давно устала и разучилась реагировать на боль другого человека, другого существа. В том же исследовании детям было предложено выбрать, с кем бы они хотели дружить: с котом Леопольдом, с Томом и Джерри или с котом Ма- троскиным? Подавляющее большинство выбрало Тома и Джерри. А что? Весело, прикольно. Опять же, как когда-то острили, мелкая пакость ближнему продле- вает жизнь на пятнадцать минут. Кого нынче вдох- новляет призыв «Ребята, давайте жить дружно!»? Разве с такойжизненной по- зицией добьешься успеха? Вот мышонок – молодец, он вкаждой сериикотуподлян- ку устраивает и выходит победителем. А многие ли из нас задумываются над тем, что мультфильмы для ребенка тоже надо отбирать, заботясь, прежде всего, о его душе? Мы как решаем: смотрит по телевизорумуль- тики, не мешает взрослым? Ну, и слава Богу. А вот мои знакомые, давно переехав- шие в Германию, для своего новорожденногомалыша за- ранее запасли записи самых лучших и добрых советских мультфильмов. Собственно, много ли мы знаем о сегодняшних подростках? Не пьет, не курит, спортом занимается — значит, хороший парень растет. Опять сугубо теле- сные приоритеты. Л.Шопина: «Мы пред- ложили ребятам выбрать предпочитаемые профес- сии или амплуа экранных героев. Ответы были очень показательны. Абсолют- ным лидером является «по- лицейский», далее идут «агентспецслужб», «новый русский», «криминальный авторитет» и «киллер». Венчает новый пантеон киноавторитетов «стрип- тизер». Заметьте, в этом списке нет ни врачей, ни учителей, ни военных, ни рабочих. Эти профессии не включены в конвейер экран- ной мифологии. Еще одно интересное наблюдение: к числу женских качеств наряду с традиционными ребята отнесли «силу», «мужество», «волю». Зато к типично мужским ка- чествам были добавлены «красота», «мягкость», «грация». Вы представ- ляете, какие деформации происходят в их головах, в их душах? А ведь это резуль- тат влияния СМИ». Насколько я знаю, в школьных программах со- бираются увеличить коли- чество уроков физкультуры для укрепления здоровья учеников. А часы на лите- ратуру ужаты. Выходит, не стоит тратить время на разумное, доброе, вечное? Крупнейший российский ученый-нейрофизиолог, академик РАМН Сергей Савельев на вопрос «Что ожидает человечество?» ответил так: «Физически крепкие, ведущие здоровый образ жизни граждане с маленьким мозгом». Я бы еще добавила: и с маленькой душой. В целях привлечения внимания работодателей к решению соци- альных вопросов на предприятиях и в организациях, распростра- нения положительного опыта работы по развитию форм социаль- ного партнерства в коллективах Правительством Российской Федерации в 2010 году проводится всероссийский конкурс «Рос- сийская организация высокой социальной эффективности». Кучастиюв конкурсе приглашаются все организации, зареги- стрированные в Российской Федерации, независимо от форм собственности и отраслевой принадлежности. Конкурс проводится по следующим номинациям: Развитие рынка труда и содействие занятости населения. Создание условий труда, позволяющих сохранить здоровье работников в процессе трудовой деятельности. Развитие трудового и личностного потенциала работников. Создание условий для ведения здорового образажизни, рас- пространение стандартов здорового образа жизни. Распространение принципов социального партнерства, раз- витие новых форм социального партнерства. Содействие развитиюпрактики благотворительной деятель- ности граждан и организаций. Поддержка инициатив бизнеса по участию в развитии со- циальной сферы и человеческого капитала. Прием заявок на участие в конкурсе осуществляется до 12 мая 2010 г. Уполномоченным органом по проведению регионального этапа конкурса является управление труда и занятостиЛипец- кой области. По вопросам участия в конкурсе необходимо об- ращаться по адресу: г. Липецк, ул. Советская, д. 66, каб. 304, 312; тел.: 22-15-60, 22-37-51, е-mail: utiz@admlr.lipetsk.ru. Подробная информация о конкурсе размещена на сайтах администрации Липецкой области www.admlr.lipetsk.ru и управления труда и занятости Липецкой области www.utiz. lipetsk.ru. НА ЗАМЕТКУ Объявлен всероссийский конкурс Николай Васильев Восьмиклассник Олег Давыдов давно сам себе ответил на вопрос «кем быть?» Он хочет бороться с огнем, спасать людей, предупреждать чрезвы- чайные ситуации. В общем, стать брандмейстером, а точнее — высокопрофес- сиональным пожарным. Программа-минимум Олега: закончить школу, поступить в Воронежский институт государственной противопожарной службы МЧС России и, получив диплом, работать в службе спасения... Принять такое решение подростку помогли занятия в кадетском классе. В Тру- бетчинскойшколе он создан по инициативе начальника главного управления МЧС РоссиипоЛипецкойобласти Игоря Панина и при под- держке главы Добровского районаАнатолияГлазунова. Дисциплина у кадетов взрослая, более того — во- енная. Утро начинается с физподготовки, каждый урок—с рапорта учителю. В первой половине дня ребята штудируют математику, русский , географию. Вторая посвящена профильным предметам — пожарному делу и медицинской подго- товке. Дополнительные кон- сультации даются по биоло- гии, математике, языкам. А практический спецкурс по пожарной подготовке кадеты проходят на базе местного пожарного поста. — Задача такая: вырас- тить образованных, физи- ческикрепких имужествен- ных людей,—говорит заме- ститель главы Добровского района Серафим Чурсин. —Ребята регулярно занима- ются в спортивных секциях, участвуют в соревнованиях РАСТИМ ПАТРИОТОВ | ǟȔȘșȦȥȦȖо — ȡș ȘșȦȥȦȖо Я б в спасатели пошел... ФОТО ПАВЛА ОСТРЯКОВА по легкой атлетике, лыж- ным гонкам, футболу. Но кроме того они состязаются и в интеллектуальных кон- курсах... Наверное, самое большое увлечение в классе — экс- тремальный туризм. Им ре- бят заразил преподаватель Валерий Пожидаев. Много лет сам Валерий Сергеевич ходит в горы, поднимается на вершины, преодолева- ет бурные реки. Пожидаев у кадетов не только ведет основы безопасности жиз- недеятельности, он еще и классный руководитель. С подопечными проводит большую часть дня. Учит их мастерить, воспитывает силу воли, стойкость, вер- ность долгу. Аего надежный помощник — старшекласс- ник Даниил Афанасов. Он хорошо учится, увлечен спортом, много читает. —Кадеты постоянно за- нятыделом,—рассказывает директор школы Михаил Мальнев. — Но у них для всего остается время—идля учебы, и для спорта, и для любых «хобби». Причем, за- метьте, класс сформирован в основномиз «трудных» под- ростков. Впрочем, какие они теперь «трудные»? Скорее теперь они—пример дисци- плинированностиипорядка. Профессия пожарника заинтересоваламногих.Кро- ме Давыдова, о ней мечтают Леша Алексеев, Олег Неуго- дов, Маша Серякова. Они осваивают спецтехнику и оборудование, приемы ока- зания первой медицинской помощи. —Недавно наши кадеты отличились на областных соревнованиях по пожарной подготовке, — добавляет завуч Надежда Викули- на. — Жюри наградило их специальным дипломом. Кажется, больше всех это- му был рад Игорь Панин. Значит, не зря он помог осуществить идею создания такого класса. Тема урока: устройство противопожарной техники. Ольга Бочкова «Валя, может быть, больше не встретимся. Последняя просьба к тебе. Воспитай сына честным, правдивым и преданным Родине человеком. Пусть сыну будет дорога память об отце». Это короткое письмо Иван Флёров адресовал жене, Валентине Трофи- мовне, в сороковом году, с передовой войны против финнов. Весточку с фронта, дра- гоценную память о муже- герое, ВалентинаТрофимов- на сохранила и передала в дар музею Флёрова, откры- тому 35 лет назад на его ма- лой родине — в грязинском селе Двуречки. В тех боях с финнами Флёров выжил. Судьбой ему было уготовано погибнуть в начале другой, более страшной, войны. О Герое России гвардии капитане Флёрове написа- но немало. Но благодаря усилиям сотрудников об- ластного архива удалось обнаружить ранее неизвест- ные факты его биографии и родословной, которые рас- крывают новые грани этой личности. Впервые они про- звучали на открытом Уроке мужества в день рождения УРОК МУЖЕСТВА | 105- ȟșȦиș ȥо Șȡȓ роȚȘșȡиȓ ǝȖȔȡȔ ǩȟȒроȖȔ оȦȠșȦиȟи ȡȔ șȗо роȘиȡș Капитан из села Двуречки он был удостоен звания Ге- роя РоссийскойФедерации. Позже его именем стали на- зывать улицы городов и сел. А на малой родине Героя в Двуречках это имя носит площадь. 9 мая 1975 года на месте, где жила много- детная семья Флёровых, открылся музей. Там те- перь хранятся фотографии и документы, связанные с жизнью и подвигом Ивана Андреевича. Кроме Флёрова в Дву- речках родились Герои Со- ветского Союза Владимир Басинских, Степан Бахаев, Сергей Литаврин, Тимофей Присекин. Анемалуюлепту в изучение их биографии, в создание экспозиции флё- ровского музея внес еще один уроженец села — По- четный архивист России, заместитель начальника управления загс и архивов области Валерий Поляков. Вот что он рассказал кор- респонденту «Липецкой газеты»: — Два года я посвятил поиску документов о капи- тане Флёрове. В этом мне помогаликоллеги. Найдены материалы, которые дали возможность составить ге- неалогическое древо рода Ивана Андреевича, о чем «Липецкая газета» не так давно писала. А теперь оно представлено на новом стенде музея, который мы открыли в день рождения Флёрова. Он так и назван – «Отсюда наши корни». На нем, в частности, разме- щены записи из церковных книг, которые мы сумели обнаружить. Кстати, это нечасто удается. Установ- лено, что судьба предков Ивана Андреевича связана с Николаевской церковью нашего села. Эта церковь открылась в 1811 году и располагалась как раз на- против дома Флёровых. В 1935 году она была закрыта и вновь открылась в 1944- м по просьбе верующих. Фамилия Флёровых впер- вые в метрических книгах упоминается в 1818 году. Мы намерены продолжить нашу работу. Постараемся найти потомков Ивана Ан- дреевича. Кстати, просьбу мужа в записке с фронта его жена выполнила. Их сын Юрий Иванович стал настоящим патриотом, хорошим спе- циалистом, занимал от- ветственную должность в области авиаэкспорта. ...Вдень рожденияГероя России, кстати, 105-й по счету, собравшиеся в музее школьники посвятили ему литературно-поэтический монтаж. На встречу с ними приехали участники войны. Бывший директор школы и основатель музея Петр Кол- чев проникновенно говорил мальчишкам и девчонкам о том, что без памяти о про- шлом нет будущего, и в его устах это не было баналь- ным общим местом, а фрон- товик Виктор Панкратов подарил им картину, чей сюжет продиктован подви- гом легендарного капитана. Герой Советского Союза Юрий Чурилов, Герои Рос- сии Александр Петров и Владимир Богодухов в бе- седе с детьми предложили посадить у музея Аллею Героев. Чтобы она не только самим двуреченцам, но и гостям постоянно напоми- нала о мужестве уроженцев Двуречек. Флёрова в Двуреченской средней школе. А «звездный час» ка- питана Флёрова настал, когда он стал командиром отдельной эксперименталь- ной батареи реактивной ар- тиллерии—прославленных впоследствии «катюш». 14 июля 41-го они произвели первый залп по скоплению гитлеровских эшелонов на железнодорожном узле Орша. В начале октября бата- рея Флёрова оказалась в окружении под Калугой. Батарейцы прошли по вра- жеским тылам более 150 километров.Капитансделал все, чтобы спасти батарею. Но в ночь на 7 октября он и его люди попали в засаду недалеко от деревни Бога- тырь Смоленской области. И приняли бой. Пока одни отбивали атаки врага, дру- гие уничтожили боевые установки, чтобы машины не попали в руки немцев. Тяжело раненный капитан Флёров взорвал себя вместе с головной пусковой уста- новкой. Более двух десятилетий Флёров числился пропав- шим без вести. Только в 1963 году Иван Андреевич был посмертно награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. И лишь 21 июня 1995 года, после упорных хлопот поискови- ков и однополчан Флёрова, ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА Более двух десятилетий " Флёров числился пропавшим без вести. Только в 1963 году Иван Андреевич был посмертно награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. Ветераны войны и военной службы, архивисты, школьники — частые гости в музее И. А. Флёрова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz