Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

1 АПРЕЛЯ 2010 № 62/23690/ ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Елена Бредис Чтоб я так жил! Именно такой вопль рвется из закоулков души, когда смотришь какой-нибудь новый сериал по телеви- дению. Плохое это чувство — зависть. Между прочим, один из смертных грехов. Ну, а как не позавидовать, глядя на уютные особ- нячки, роскошные интерьеры, новехонькие иномарки и прилагаю- щиеся ко всему этому гардеробы от ведущих кутюрье. Нет, богатые, конечно, тоже плачут, о чем сериалы честно повествуют. Но, согласи- тесь, лучше плакать на веранде собственного особняка, чем на пятиме- тровой кухне обшарпан- ной «хрущевки». Как-то уютнее, что ли. Я вообще-то ничего не имею против того, когда в телевизионных детективах по книжкам Устиновой не слишком обеспеченные главные ге- роини в последних кадрах обязательно попадают в рублевские апартаменты и остаются в них на всю жизнь. Правда, в отличие от главной героини лю- бимого народом фильма «Москва слезам не верит» для достижения матери- ального благополучия им не приходится вка- лывать на заводе, жить в общаге, учиться и всего добиваться самостоятель- но. В сказках Устино- вой, несмотря на любые детективные кошмары, все гораздо проще: обя- зательно появится принц на белом коне, который разглядит в бедненькой простушке принцессу и доставит ее прямехонько в эти самые апартаменты. Ну разве что по дороге их обстреляют. А ведь еще совсем недавно мы фильм Владимира Меньшова считали милой сказкой. Ничего себе, сказка! Баба всюжизнь вкалывала, как проклятая, пока зарабо- тала себе право на шикар- нуюквартиру и безбедную жизнь. Кстати, фильм каждымэпизодомзрителя убеждал: да, действитель- но, честно заработала. Но это ведь когда снималось-то… Когда мы еще верили или хотя бы хотели верить, что чест- ным трудом можно всего добиться. Даже одинокой женщине с ребенком. А вот сегодня уже не очень- то верим. Время не то. Зато в сериале «Возвраще- ние Мухтара» нам демон- стрируют потрясающие интерьеры, в которых оби- тают рядовые сотрудники милиции. Вот как вы мне эту задумку режиссера объясните? Герои-то у него суперпорядочные, вкалывают не за зарплату, а за совесть, квартальных премий скромно ждут, дождаться не могут, друг у друга до зарплаты пере- хватывают. Откель же тогда «се богатьство», как писалнашгениальныйпо- морский сказочник Борис Шергин? Совершенно не- понятно. Но представьте себе на минуту подростка, что увлеченно смотрит люби- мый сериал. И начинает мечтать, как он вырас- тет и будет так же, как главный герой «Мухтара» Максим Жаров, ловить РАЗМЫШЛЕНИЯ У ТЕЛЕЭКРАНА | ǝȘșȔȟȯ и иȡȦșрșȥȯ Интерьер для героя нашего времени всяком случае, легче и радостнее. Но вернемся к «го- лубому экрану», ведь он так манит нас, уставших после работы. Недавно телевизионщикикрутили многосерийный фильм «Попытка Веры». В сущ- ности, мелодрама. Даже не без назидательной нотки: дескать, задумай- тесь, мужики, прежде чем менять умную и со- стоявшуюся жену на мо- лоденькую, с которой и поговорить не о чем. Но какой скрытый (подо- зреваю, и для самого ре- жиссера) подтекст! Даже если очень захотеть, специально так не по- лучится. Фабула такая: муж – врач-хирург, жена – талантливый ученый- генетик. Оба страдают — у них нет детей. И вот муж Сергей уходит к мо- лодой медсестре — та ждет от него ребенка. Не буду вдаваться в подроб- ности отношений, по- скольку меня интересует совсем другое: антураж, фон разворачивающихся событий. Итак, врач оказыва- ется в совершенно жут- кой трущобе, где живет медсестра. Сразу берем на заметку: на зарплату медсестры достойно жить невозможно, что нам на- глядно и демонстриру- ют. Однако и появление здесь Сергея не может изменить ситуациюклуч- шему, поскольку он хоро- ший врач, но совершенно несовременный человек. Квартира разрушается на глазах, больного ребенка лечить не на что, даже на памперсы денег не хватает. Мотайте на ус: самый талантливый врач помрет с голоду, если не будет брать взятки или распространять БАДы. Иное дело его бывшая жена Вера: она работает в НИИ, который продает всяческие открытия в сфере генетики зарубеж- ной фирме. А посему у Веры завидная квартира и прочие блага современ- ной цивилизации. Сердо- больная Вера устраивает своего бывшего мужа на работу в эту фирму. И он тут же покупает роскош- ную машину, а у ребенка теперь всего в достатке: и памперсов, и игрушек, и лакомств. Как видите, все совершенно прозрачно: научные открытия, что могут спасти больных детей, лучше продавать на Запад, где за это боль- шие деньги платят. А еще лучше – вообще служить в зарубежной фирме. Я понимаю: автор про другое задумывал всю эту историю. А режиссер про другое снимал. Но уж очень характерно, что в финале Сергей и Вера воссоединяются в скромном верином мини- дворце. А вымного може- те вспомнить современ- ных фильмов про любовь, где хэппи-энд случается в коммуналке? Фигушки, сегодня даже первоклаш- ка в курсе: не бывает рая в шалаше. Ну разве что это шалаш из фильма «Голу- бая лагуна», но никак не из нашей реальной жиз- ни. Действительно, какое же это счастье с пятиме- тровой кухней, поцара- панной ванной и мебелью советского производства? Нет, господа, любовь рас- цветает в апартаментах модного продюсера Ша- талина. Тут сразу можно поверить в искренность чувств няни Вики. Потребительство сде- лалось религией нашего времени. Мы рождаемся, учимся, работаем ради того, чтобы сменить ста- рую машину на новую, маленькую квартиру — на большую, садовый до- мик – на двухэтажный коттедж. Но потребитель- ство – это всегда сделка, при которой желатель- но меньше потратить и больше получить. Еще желательнее —ничего не тратить. Документальный сю- жет на канале НТВ. К одинокой старушке пе- реезжают дочь с зятем. Дескать, будем за ней ухаживать, о ней забо- титься. Но этой трога- тельной заботы хватает ровно до того момента, как старушка оформляет дочери дарственную на квартиру и домик. Все! В считанные дни недвижи- мое имущество было про- дано, старушка оказалась на улице, а дочь с мужем купили себе особнячок. Казалось бы, в голове такое не укладывается. Но так ли это все странно и патологично? Сегодня каждый, посмотрев по телевизору очередной «гламур», может задать себе вопрос: «А чем я хуже?» Чем я хуже няни Вики, что не умеет пра- вильно говорить и не име- ет среднего образования? Ну не попался мне в му- жья продюсер, но я тоже хочу жить в собственном особняке. По принципу: «тварь я дрожащая или право имею?» А кому же захочется признать себя тварью дрожащей или, по-современному выражаясь, лузером? Вот и получается, что мать- старуха – всего лишь средство для достижения собственных шкурных целей. Нет, не так: просто это была очень выгодная сделка, ее грех было упу- стить. Когда-то никому и в голову не приходило за- дать себе вопрос: почему это у Михаила Шолохова такие гонорары и такая квартира? Потому что по чести и благосостояние были по заслугам, и это всем было очевидно. Но сегодня абсурдно, когда талантливый и честный врач имеет гроши по срав- нению с теми коллегами, что работают на фарма- цевтические компании, подсовывая пациентам рецептына дорогущие ле- карства. Когда стрипти- зерша в элитном ночном клубе куда богаче, чем прима-балерина. Правда, чем же они хуже? Только тем, что преданы своей профессии? Но вирус по- требительства распро- страняется со страшной скоростью. Я сильно со- мневаюсь, что прививка в виде призвания способна ему противостоять. А «голубой экран» продолжает свое маги- ческое свечение. Евро- интерьеры, в которых живут обычные герои, сменяются рекламой ино- марок, соблазнительные женщины призывают носить на себе только аро- мат французских духов, настоящие мужчины бре- ются бритвой не дешевле восьми тысяч. И все слы- шится, слышится вне- дрившийся в подсозна- ние рекламный слоган: «Ведь вы этого достой- ны». Неважно, кто вы и что собою представляете. Неважно, чего успели добиться в этой жизни, и уж тем более неважно, что смогли сделать не для себя, любимого, а для других. В любом случае – вы достойны! Представ- ляете, какие перекосы происходят в сознании и психике? «Я достоин, а у меня этого нет. Не- справедливо!» Обида на весь белый свет, злость, агрессия. Кто-то снимет электропровода в дачном кооперативе, чтобы на вырученные деньги хоть немного приобщиться к «достойной жизни». А кто-то просто подожжет садовый домик, чтобы выплеснуть накопивший- ся негатив. Жена будет пилить мужа за то, что на его зарплату она не может одеваться так, как реко- мендуют в передаче «Сни- мите это немедленно», а сын назовет родителей лохами, поскольку у них старенький «Жигуль», а не навороченный джип. В общем, какие там идеа- лы? У нас теперь вместо них – интересы. Голые. Шкурные. Когда-то герой пре- красного фильма «До- живем до понедельника» написал в своем школь- ном сочинении: «Счастье – это когда тебя понима- ют». Сегодня я обнару- жила в интернете форму- лировку Сергея Конегена (не знаю, связан ли он родственными узами с известной телеведущей): «Счастье – это когда тебе все завидуют, а нагадить не могут». Ну да, по прин- ципу «чтобы у нас все было, и нам за это ничего не было». Это и есть идеал потребительского обще- ства. Только стоит ли к нему стремиться? преступников и жить в комфортабельной кварти- ре. Допустим, мечта его в первой части реализова- лась. Пришел он работать в милицию. И тут – крах второй половины былых надежд! Зарплата опера- тивника никоим образом не позволяет обзавестись жилищем не хуже жаров- ского. А ведь он так хоро- шо все себе вообразил… Как вы думаете, что ему остается? Искать способы все же осуществить меч- ту полностью. «Голубой экран» постоянно сигна- лит: жить надо в таких квартирах, ездить только на таких машинах, поль- зоваться только таким парфюмом и смотреть все это на метровом экране плазменного телевизора. В Одессе, кивнув в сто- рону неприметного с фа- сада дворца Воронцова, гид, коренная, кстати, одесситка, сформули- ровала свою мысль так: «Раньше богатые стара- лись не срывать глаз». Ну, о нынешних богатых этого не скажешь. До того, как сочинить себе имидж скромной «училки», Ксе- ния Собчак в программе «Блондинка в шокола- де» демонстративно яв- ляла телезрителям бес- конечную череду своих нарядов и обуви. Звезды шоу-бизнеса не считают неприличным озвучивать свои длиннющие, с яв- нымналетомсамодурства, райдеры, то бишь списки требований, выполнение которых им должны обе- спечить во время гастро- лей. Телеведущая Светла- на Конеген не стесняется проинформировать, что у ее йоркширского терьера Дуси ошейник от Гуччи, а костюмчики и ботиночки на все четыре лапки стоят не одну тысячу долла- ров. Да тут не то что глаз сорвет, тут всю крышу снесет! Особенно если под этой «крышей» мозги мо- лодые и неокрепшие. Все окружающее под- талкивает тебя к одно- му — еще что-то купить. Причем одна приобре- тенная вещь тянет за собой другую, и так до бесконечности. Нынче нельзя просто переклеить в комнате обои. Следом обнаружится, что пора уже поставить пластико- вые окна, а они, в свою очередь, подразумевают еслине паркет, то ламинат на пол взамен привычного линолеума. Ну, а в такой красоте, понятно, не место старой мебели и дешевым шторам. У меня есть знакомая, которая ради ремонта уже третий год работает по двенадцать часов в сут- ки. Она три года никуда не ездила в отпуск. Но при этом категорически не соглашается, когда я пытаюсь ее убедить, что не обязательно менять нормальную сантехнику на суперскую, что можно просто побелить потолок, а не заказывать подвес- ной. Хотя, поверьте, она уже сама не рада такой своей жизни. Социологи подсчита- ли: среднестатистическая американская семья тра- тит на покупки шесть часов в неделю. И только сорок минут – на игры с детьми. Поневоле заду- маешься: а, может, нам лучше жилось, когда мы понятия не имели ни о пластиковых окнах, ни о подвесных потолках? Ну, если не лучше, то уж во ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz