Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 62/23690/ 1 АПРЕЛЯ 2010 3 ЮБИЛЕЙНЫЙ ВЫПУСК | ǙșȥȓȦȰ ȟșȦ ȗȔțșȦȔ ȣоȠоȗȔșȦ оȕрșȥȦи ȥșȠȰȲ Найди меня, мама! Галина Кожухарь, ведущая рубрики Ольга Белякова, фото Алеша О. Разговорчивый, любознательный мальчик. От роду ему 3 года. Болеет крайне редко. Любит играть с игрушками- зверушками. В Доме ребенка Алеша, что называется, с пеленок. Сейчас уже одевается и ест само- стоятельно. Очень любознатель- ный, почтине сидит наместе. Спе- циалисты называют этот процесс в организме маленького человека – гиперактивность. Возможно, что все нормализуется, потому как с мальчиком серьезно занимаются. Даша Р. ВДоме ребенка ее зовут, как взрослую, Дарьей. Активная, подвижная девочка. Родилась 7 июня 2007 года. Она постоянная участница всех утрен- ников, читает детские стихи и уже поет. Очень любит наряжаться в красивые платья. Веселая девочка. АещеДаша задаетмного вопросов, старается формулировать их так, чтобы было понятно. Спит и ест просто замечательно. Никто из близкихДашеньку не проведывает. Так что очередной день рождения она будет праздно- вать со сверстниками. Ярослав К. Мальчик-загадка. В свои три года пока практически не говорит, кроме слов: «мама», «Таня», «гав» и «мяу». И то очень тихо и невнятно. НоЯрослав очень сообразительный и ласковый ребе- нок. О таких говорят: «И мухи не обидит». Трудолюбивый, не плак- са. Никогда не требует помощи, не отнимает игрушки у сверстников. Хотя в трехлетнем возрасте вы- глядит на все пять: крепко сложен, высокий, глаза — карие. У него есть родимое пятно на лбу, не яркое. Говорят, что такие люди бывают очень счастливыми. На- деемся, что это правда. Имальчик, которого вы видите на снимке, уйдет однажды из детского дома с мамой и папой. Татьяна Цупко, главный хранитель Липецкого областного краеведческого музея На излете ушедшего года случилось никем не заме- ченное событие: в Липецке снесли дом, в котором жил талантливый поэт Алексей Каменский, публиковав- шийся под псевдонимом Алексей Липецкий. Это имя хорошо знали русские читатели двадца- тых — тридцатых годов. Его стихи ценил Сергей Есенин, сравнивая их с по- эзией близкого ему Сергея Клычкова. Алексей Липец- кий много печатался, и не в каких-нибудь провинци- альных журнальчиках, а в «Огоньке», «Новом мире», «Красной нови». Его книги одна за другой выходили в издательстве Московского товарищества писателей. Прибавьте к этому, что он еще был и хорошим худож- ником, чьи работы экспони- ровались не только в СССР, но и за рубежом. Липецк, в силу своей истории, не может похва- статься изобилием памят- ников культуры. Ипри этой бедности мы умудрились не сберечь даже то, что име- ли. В разные годы и эпохи (социализма и рыночной экономики) был порушен храм, в котором венчались предки Пушкина, исчезла Петровская контора у вхо- да в Нижний парк, ушло в прошлое здание курзала Липецкихминеральных вод (в немрасполагались филар- мония и кукольный театр). Теперь вот не стало домика Каменских… Ради чего он был снесен? Может, деревянное строение ЗЕМЛЯКИ | ǨȖȔȚșȡиș к ȣрошȟоȠȧ – ȨȧȡȘȔȠșȡȦ ȕȧȘȧȭșȗо Жил в Липецке поэт... оскорбляло своей провинци- альностью, допотопностью, вопиющим несоответствием европейскому виду, к коему стремится наш город? Вот вместо реставрации, вместо создания мемориального музея поэта его и решили просто убрать. В изданных в 1980 году «Материалах свода памят- ников истории и культуры РСФСР» есть небольшой очерк об этом домике. Автор называет три мемориала АлексеяЛипецкого в нашем городе: «Дом, в котором он родился, и здание, вкотором онжил в 1902—1909 годах, не сохранились. Остался лишь дом, в котором он жил в 1917 — 1924 годах, двухэтажный, деревянный, с пристройкой». До 1985 года там можно было даже познакомиться с родными поэта. Теперь же что-то узнать о Каменском можно толь- ко в уголке литературной гостиной областного крае- ведческого музея или рас- сматривая книги, снимки, рисунки устроенной здесь же скромной выставки. Вот фотопортрет двадца- тилетнего Алексея (октябрь 1907 года). Однако этот мо- лодой человек — уже автор сборника стихов «Начало», выпущенного совместно с ДмитриемБогдановым. Ред- чайший экземпляркнижки, к счастью, есть в музее. Сти- хи еще очень юные, часто подражательные. То «под Бальмонта»: Из-за темных туч лучи червонные На затихший город ярко глянули… То «под Пушкина», всю жизнь остававшегося ку- миром Алексея Владими- ровича: Но срок пройдет, желанный срок свободы – Падет во прах тяжелый гнет оков… Юный Алексей не слу- чайно пишет об этом. Со- всем недавно страну по- трясла революция 1905 года. В «Начале» напечата- ны стихотворные отклики на нее. В возникшем в конце первого десятилетия двад- цатого века в Липецке в литературном кружке вме- сте с Алексеем оказались Д. Богданов, И. Трубин, В. Сердюков, В. Жуков. Но никто из них, кроме Камен- ского, не перешагнул гра- ниц, так сказать, местной, уездной известности. А Каменский рвался в Петербург, туда, где кипела литературная жизнь. Он уже знал город наНеве – там ему довелось заниматься в училище технического рисованиябаронаА.Л.Шти- глица. Однако перебраться туда непростое дело – ведь у него была жена («милая и нежная») АлександраФедо- ровна, вот-вот должен был родиться ребенок… И все-таки в 1911 году семья отправилась в север- ную столицу. И тогда же пришло к читателям первое крупное произведение поэта — повесть в стихах «Надя Данкова». Она публиковалась спер- ва в журнале «Лукоморье», потом отдельной книжкой с посвящением: «Любимому учителю всей моей жизни А.С. Пушкину». Героиня повести, как Татьяна Лари- на, попадает в Петербург из провинции. Стилистика и ритмика стиха, лирические отступления – все опять же говорит, что автор следует за Пушкиным: Бродя по берегу Невы, Не раз в смущении, увы, Я изводил себя вопросом: Возможно ль мериться с колоссом На поле рифмы и стихов… Поэма была замечена. Критики признавали: «на каждой странице этой по- вести встречаются строфы, созревшие, каки сама герои- ня ее, на вольном солнечном свете». На Алексея Липецкого обратил внимание, как уже сказано, Есенин. В письме А.В. Ширяеву он заметил: «Стихи Ваши стоят на оди- наковом достоинстве стихов Сергея Клычкова, Алексея Липецкого, Рославлева…». Время от времени поэт навещает родной город: То затерявшийся в расселине, То выползший на бугорок, Как на ладони, в рамке зелени С горы весь виден городок. Но после шумной сто- лицы Липецк видится ему тихим и ленивым. Отсюда словно он игрушечный, Но тишина в нем целый день, И не спугнул бы выстрел пушечный Его насиженную лень. На малой родине за- стает Алексея Липецкого Октябрьская революция. Он погружается в обществен- ную работу, читает лекции в избах-читальнях. Это на- ходит отражение и в стихах: Вот на груди твоей, родная Русь! На дно борозд живых бросаю семена Любви и знания! В деревне Алексей Ли- пецкий записывает сказки, частушки, изучает диалек- ты, делает зарисовки. Как отличный шрифтовик, по- могает статуправлению, где работал его брат, липецкому музею в оформительском деле. В 1919 году вместе с братом Владимиром ор- ганизует издание детских книжек и сам же их иллю- стрирует. В 1920 году выходит его сборник «Тишина»— 200 стихотворений разных лет. Выпуск книги в период бумажного и типографско- го кризиса, да еще в про- винциальном липецком захолустье, — большое событие, даром что тираж составил всего 1100 экзем- пляров. Отклик на нее появился в сборнике, издаваемом«Об- ществом изучения местного края». Автор его Д. Богда- нов утверждал: особенность лирики Липецкого состоит в том, что она является «фе- номеном чистой общечело- веческойхудожественности, стоящей вне классов, или, вернее, над классами». Долгая дружба связы- вала А. В. Каменского с В. И. Жуковым, поэтом, художником, краеведом, соратником и главным по- мощником создателя на- шего музея М. П. Трунова. Жуков был намного старше Алексея Липецкого, но их многое объединяло: поэзия, живопись, интерес к народ- ному творчеству, мироощу- щение. 1924 год — Каменский перебирается в Москву. Он сотрудничает во многих из- даниях. И всерьез работает над прозаическимипроизве- дениями, пытаясь показать перемены, происходившие в стране. С 1927 года поч- ти ежегодно выходят его книги «Сибирка», «Молью тронутое», «Наперекор», «Мельница в Карташове». Выезжает в Пермскую, Ку- станайскую области, пишет очерки… А в 1930 годы много ри- сует, участвует в больших выставках. Как свидетель- ствует совет «Всехудож- ника», Алексей Липецкий «обладает чувством цве- та, композиции, рисунка и пространства, т.е. теми качествами, которые ха- рактеризуют подлинного художника». Как писатель Алексей Липецкий неоднозначно относился к тому, что ви- дел, переживал и в первые послереволюционные годы, и позже. Он болезненно и тревожно фиксировал разгул невежества и пре- небрежения к духовной культуре. В стихотворении «В зареве революции» поэт создает невеселую картину разгрома барской усадьбы: Гулял огонь по барскому поместью: Пылали дом и службы, и цветник… Без рам валялись гениев полотна, Чернел в канаве сломанный рояль, В золе дымился бархат искрометный, Хрустел под лаптем дорогой хрусталь… Кажется, мы и по сей день все еще не изжили этого комплекса неуваже- ния к прошлому, безраз- личия к родной истории. И сама участь дома Алексея Липецкого тоже навевает подобные грустные мыс- ли… Алексей Каменский, октябрь 1907 г. Дом, в котором жил поэт в 1914—1924 гг. Ольга Бочкова Похоже, наступивший апрель оправдает одно из своих традиционных народных имен — водолей. Согласно предварительному прогнозуметеорологов во втором весеннем месяце норма осадков будет превышена. А поскольку он ожидается еще и теплее нормыне менее чем наодинградус, тонас, скореевсе- го, будут радовать дожди. Да, да радовать, потому что весна после пробужденияземлиотспячкипо- стараетсяхорошенькоееотмыть. НачальникотделаЛипецкого областного центра по гидромете- рологии и мониторингу окружа- ющейсредыАннаПирожкована- помнила: переменчивой апрель- скую погоду в наших широтах «делают» юго-восточные ветры, нередко сильные. Сложившаяся среднемесячнаятемпературавоз- ПОГОДА МЕСЯЦА | ǨȚ ȱȦоȦ ȣșрșȠșȡȫиȖȯȝ ȔȣрșȟȰ Середина весны ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ФОТО ИЗ АРХИВА ОБЛАСТНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ Художник дарит любовь Александр Косякин Задонск. Признание в любви – так можно охарактеризовать выставку картин художника Юрия Демьянова, открывшую- ся в методическом центре «Элегия». Речь, конечно, о любви к родному городу, искренней и нежной. И еще можно сказать – сыновней, потому что живописные по- лотна художника отражают его отношение к провинциальным городкам как к соста- рившимся, но нежно любимым родителям, у которых еще многому можно научиться. А еще в своем творчестве мастер предстает тонким краеведом — посетители выставки не всегда угадывают места, где художник находит сюжеты для будущих картин. Но это говорит о том, что многое в суете буден ускользает от нас, от нашего поспешного взгляда и только настоящему художнику дано остановить мгновенье. Творчество Юрия Демьянова воспиты- вает, учит добру и ответственности за свою малую родину. Персональные выставки художника не раз открывались и в Липецке, и в Москве и вот, наконец, с его картинами знакомятся земляки. Михаил Абрамов Олимпийские пережива- ния овладели, кажется, нашими умами беспово- ротно. Настолько, что среди пристегнутых к Олимпиаде сюжетов оказалась смерть спорт- сменки — не в далеком Ванкувере, а в Москве. Наталья Романова за- нималась стрелковым спор- том. После рождественских праздников у Натальи была назначена свадьба. Ее сы- грали, а на следующей день она оказалась в реанимации. 32-летняя женщина впала в кому. 21 января ее не стало. А дальше трагедия нача- ла превращаться в историю —с географией, медициной, русским авось, мышиной возней и — клеветой. Диагноз, который был поставлен Наталье, — ге- моррагическая лихорадка с почечным синдромом. Это вирусное заболевание, пере- носчикамикоторогоявляют- ся мыши-полевки. Человек может заразиться им через контакт с испражнениями инфицированных грызунов. Юристы, представляющие интересы Романовой, счи- тают, что смерть Натальи связана с антисанитарией в гостинице, где она вместе с группой спортсменов про- вела две недели за месяц до трагедии. Адвокат Фролова направила письмоминистру спорта, в котором заявила: «Доподлинно известно, что причиной смерти Романо- вой явился смертельный вирус, которым она зара- зилась во время пребыва- ния на спортивных сборах в мотеле «Самолет» поселка Конь-Колодезь Липецкой ЭХО ТРАГЕДИИ | ǤоȫșȠȧ ȣоȗиȕȟȔ ǢȔȦȔȟȰȓ ǥоȠȔȡоȖȔ Сенсация на лжи области». Однако никаких доказательств этой версии в письме не приведено. Похо- же, адвоката мало волнуют факты, для него главное — защититьинтересыклиента. По такому же принци- пу действовали и многие СМИ. Заявления адвоката родственников погибшей воспринимаются ими как истина в последней инстан- ции, хотя нет ни одного официального документа, который бы подтвердил ее высказывания.Иклеветана- чинает тиражироваться. Со страниц газет и экранов ТВ нам рассказывают о призна- ках и течении геморрагиче- скойлихорадки, об ужасных условиях, в которых живут спортсмены во время трени- ровочных сборов. Обвинения строятся на sms-ке Натальи мужу: «Гостиница—ужас!» и ее фотоснимке блюдца с ядовитым зерном за унита- зом в гостиничном номере. Телеведущие открывают для себя и публики, что в стране катастрофически не хватает спортивных баз, да еще не к каждому спортив- ному объекту прилегают отели «Кемпински» или «Хилтон». И смерть Натальи пре- вращается лишь в подвер- сткуколимпийскойхронике — так тренируются и вы- ступают наши спортсмены, а некоторые, к сожалению, ещеиумирают. «Послушаем родственников погибшей... Атеперь—омедалях, очках и секундах». Через пару ми- нут о трагедиии родственни- ках окончательно забывают, разговор переходит в более интересную для ведущих плоскость — деньги, сколь- ко их, много или мало, кому и сколько давать или не давать. Тут пора остановиться. Шоу-бизнес, конечно, на- много веселее прокурорских проверок, в которых толь- ко спекуляциями на теме смерти не обойтись. Как и в любой другой работе с фактами. В поисках ответов на вопрос «Как такое могло произойти?» открываются самые обыденные, но в тоже время трагичные детали. В гостинице обвинители, рас- сказывающие о «полчищах мышей», которых никто почему-то не видел, скорее всего, просто не были. Но были там с проверками са- нитарные врачи. Помимо этих сборов спортсменка побывала в самых разных местах, в том числе на тур- нире в Ижевске, вроде как навестила родственников на юге страны, жила в Москов- ской области, где ситуация с пресловутой лихорадкой не самаяблагополучная, икаж- дая из этих поездок уклады- вается в сроки инкубацион- ного периода болезни. Эти «подробности» ад- вокатами и отдельными журналистами отметаются. Потому что они не играют на тему? Зачем вдаваться в какие-то «детали», когда под боком такой «источник информации». И напрасно. Если ты садишься и работа- ешь сфактами, дажене выез- жая за пределы Московской кольцевой дороги, то карти- на меняется кардинально. В селе Конь-Колодезь Хлевенского района распо- ложена спортивная детско- юношескаяшкола олимпий- ского резерва (СДЮШОР). Это один из базовых объек- тов подготовки стрелков в Центральном федеральном округе. С 2005 года, когда стрелковый комплекс был модернизирован, в течение года тренировки там прово- дят сотни спортсменов из разных регионов страны. Тренерский штаб выби- рает ближайшие к комплек- су гостиницы, чтобы дорога на тренировку и обратно не отнимала у спортсменов вре- мя и силы. Выбор таковых в данном случае невелик — гостиницы «Самолет» и «Русь». Предпочтение от- дали «Самолету», так как «Русь» вызывала вопросы из-за качества питания. За годы сборов в Конь- Колодезе единственный форс-мажорный случай был связан со свиным гриппом: в прошлом году у одной из спортсменок, прибывшихиз другого региона, диагности- ровализаболевание.Местное отделение Роспотребнадзора ввело карантин, распро- странения болезни не было, спортсменку вылечили. В отличие от свиного гриппа, геморрагическая лихорадка с почечным син- дромом (ГЛПС) — диагноз, если уж говорить термина- ми шоу-бизнеса, нераскру- ченный. Вроде бы мышки, ерунда. Лекарства от этой лихорадки пока не суще- ствует, и такая профилак- тическая мера, как вак- цинация, в данном случае невозможна. А заразиться можно где угодно: в парке, хоть московском, на даче, в лесу. В отсутствие вакцины меры по защите могут пока- заться банальными. «Про- водится информационно- разъяснительная работа о мерах профилактики ГЛПС среди населения, организована продажа ядо- приманок, ловушек для мышей»— так обычно зву- чат отчеты специалистов о предупреждении заболева- ния. Фото блюдца с ядови- той приманкой — как раз и является доказательством выполнения санитарных правил. Адвокат апеллирует к наблюдениям эпидемио- логов, использует термин «природный очаг заболева- ния». Ейизвестно, что зимой 2007-2008 гг. в Липецкой области геморрагической лихорадкой заразились 203 человека.После этогоудобно назвать «всю территорию, на которой расположена го- стиница, сплошной зоной риска». Тезис подхваты- вается, звучат тревожные вопросы: «Спортсменысбор- ной тренируется в опасных для жизни условиях?». Но география, каквсякая наука, требуетболееаккурат- ного отношения: из тех 203 заболевших на район, где расположены гостиница и спортивный комплекс, при- шлось 5 случаев, тогда как подавляющее большинство заболевших (более 80 про- центов случаев) оказались жителями совсем другого района — даже не соседне- го. Более того, напуганные этой вспышкой, санитарные врачи в Липецкой области постоянно требуют соблюде- ния профилактических мер, чему опять-такидоказатель- ство—ядовитая приманка. Аккуратного отноше- ния требует и статистика. Опубликованные на одном из сайтов данные Роспо- требнадзора показывают, что самые высокие пока- затели распространения геморрагическойлихорадки в последние несколько лет фиксируют в Башкортоста- не, Удмуртии и Татарстане. Липецкой области в списке нет вовсе. Между тем в сто- лице Удмуртии Ижевске, где в прошлом году было зафиксировано 857 случаев заболевания, Наталья Ро- манова провела больше двух недель в конце ноября—на- чале декабря. Все это не вписывается в ту канву освещения траге- дии, которую уже определи- ли для себя некоторые СМИ: этоне добавляет скандально- сти, зрелищности. Вникать в такие детали трагедии для телевидения — неформат. Иначе бы пришлось искать подтверждения версии «го- стей студии», задаваться вопросами из «обыденной» жизни. В которой Наталья, как и большинство из нас, при недомогании и темпера- туре решила обойтись жаро- понижающими средствами. Никто не заставил ее сдать анализы, никто не настоял на переносе свадьбы. Врачи поставили сначала диагноз «грипп», затем — почечная недостаточность и, наконец, когда женщина уже находи- лась в коме, — геморрагиче- ская лихорадка. Статистика утверждает, что количество погибаю- щих от нее — 8 процентов заболевших, в то время как от того же гриппа — 10 про- центов. Наталья Романова попалавплохуюстатистику, только где она на самом деле заразилась, похоже, ниадво- катов, ни родственников не интересует. «Раскрутка» человече- ской трагедиипродолжается по законам эстрадного шоу. Здесь не надо следить за словами, здесь нет места настоящему человеческому сочувствию, искреннему желанию помочь разобрать- ся, что же действительно произошло, ответить на во- прос: где же ты, Наташа, поймала эту треклятую ин- фекцию? Ровно десять лет назад, 1 апреля 2000 года, на страни- цах «Липецкой газеты» стартовала милосердная акция «Найди меня, мама!». Десять лет — cолидный даже по журналистским меркам срок. Редкий, даже успешный поначалу, медиа-проект доживает до своего десятилетия. Потому что меняется конъюнктура рынка, проходит вдохновение, в конце концов, чита- тель теряет интерес к теме. А эта рубрика жива! И, более того, продолжает расши- рять свои рамки, вовлекая всё большее количество неравнодушных к проблемам сиротства людей. Не- равнодушие – вот, пожалуй, главная движущая сила нашей акции. Да и как можно остаться равнодушным, глядя на эти милые создания, по воле судеб лишив- шиеся родителей. Как же это несправедливо, когда дети вынуждены платить за ошибки взрослых. «Целый мир не стоит одной слезы ребёнка», — сказал великий Достоевский. Эти дети лишены родительско- го тепла, и сделать их жизнь хоть на немножечко счастливей – наш долг. За прошедшие годы в рамках рубрики «Найди меня, мама!», постоянной ведущей которой является Гали- на Кожухарь, мы рассказали более чем о тысяче обитателей детских домов. Наша акция неоднократно получала призы на различных фестивалях. Но самой главной наградой для нас были, есть и будут сообще- ния о том, что очередной ребёнок распрощался со статусом сироты. Берегите детей! духа — 6-7 градусов выше нуля. Втечениемесяца выпадает 34-39 миллиметровосадков, восновном в виде дождя и тумана. В отдель- ные дни случаются грозы. Весна днем красна. Весна днемпарит, аночьюмочит. Глуб- же посеешь весной — будешь с хлебом зимой… Переменчивый апрель в народном календаре — макушка весны. Обманчивое теплоднеминередкие заморозки по ночам. Эти характеристики верны и по сей день. Итак, в первой декаде погода ожидаетсяближекнорме.Втече- ние несколькихночейвозможны заморозки. Днем столбик термо- метра будет колебаться между отметками 2 и 7 градусов выше нуля. Осадки. В течение второй декады — постепенное повыше- ние дневных температур. Виные дни воздух прогреется до 15, а то и 20 градусов. На начало третьей декадыпрогнозируютсявозврат- ныехолода. Впервойпятидневке не исключены даже заморозки. В последней пятидневке вновь потеплеет—7-12 градусов. Согласно данным Института прикладной геофизики перио- ды геомагнитных возмущений ожидаюся в последующие дни месяца: 4—6, 11—13, 25—28. Нынешний апрель богат на православные праздники: Свет- лоеХристовоВоскресение,Пасха (4-е), Благовещение Пресвятой Богородицы(7-е),КраснаяГорка (11-е), Радоница (13-е). Кстати, примечайте: иней, туманили гроза вБлаговещение — к урожайному году. А еще не забудьте, что сегодня — первое апреля. Не дайте себя обмануть!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz