Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)
Домашний арестант С 10январявРоссииначалдейство- вать закон о домашнем аресте. Документ о его вступлениив силу глава государства подписал еще в последних числах ушедшего года. Домашний арест как один из ви- дов ограничения свободы прежде был предусмотрен российским уголовным законодательством (статья 107 УПК РФ), но на практике не применялся. Внесенные поправки в Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы убирают существовавшие барьеры. Домашнийарествкачествеосновного наказания будет распространяться на лиц, совершившихпреступлениянеболь- шой и средней тяжести. Планируется, что этамераможетактивноприменяться в отношении лиц, совершивших эконо- мические преступления, так как они не представляют повышенной опасности для окружающих. Срок наказания со- ставит от двух месяцев до четырех лет. Наиболее часто домашний арест будет применяться по отношению к несовер- шеннолетним правонарушителям. Приговоренные к домашнему аресту смогут оставаться на свободе, однако им нельзя будет уходить за пределы отве- денной для их нахождения территории, посещать массовые мероприятия, из- менять место проживания, работы или учебыбез согласияспециальногонадзор- ного органа. Кроме того, приговоренных кэтомувидунаказанияобяжутотодного до четырех раз вмесяцявляться в госуч- реждение для регистрации. Унововведенияесть своисторонники ипротивники.Правоохранителиобычно аргументируютнеобходимость содержа- ния человека под стражей тем, что он может скрыться или оказать давление на свидетелей. Подобные опасения от- носятся как к подследственным, так и осужденным. Поэтому важно техниче- ское обеспечение такой меры, как до- машний арест. Контроль за передвижением домаш- него арестанта предполагается осущест- влять с помощью специальных элек- тронных браслетов, с которых сигнал о местонахождении их владельца будет поступать через системы спутниковой навигациинапультсотрудникамФСИН. Кроме того, в жилище осужденного мо- жет быть установлена аудиовизуальная техника, которая поможет следить за соблюдением условий наказания. Р.S. Как сообщили в пресс-службе Судебного департамента, с начала вступления в силу закона о новом виде ограничения свободы в судах области (на момент подписания номера) пока не вынесено ни одного приговора с мерой пресечения в виде домашнего ареста. " ЦИТАТА Мы должны создать в обществе антикоррупционный стандарт поведения... Ведь в странах с высокой правовой культурой взяток не берут не только потому, что боятся, но и в том числе, что это невыгодно. Дмитрий Медведев, Президент Российской Федерации. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ Владимир Володин Правовое поле 5 Необходимо четкое осознание важности проводимой государственной политики по укреплению правовой дисциплины Обеспечение верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, усиление правовой системы в целом, в том числе механизма государственного контроля, остается одним из приоритетных направлений в деятель- ности прокуратуры. Ивсеже укрепление единого правового пространства — задача общая. Жалоба на приговор Если есть необходимость опротестовать приговор районного суда, то куда можно обра- титься и в какие сроки? —Жалоба на приговор (она называется кассационной), вынесенный районным судом, подается в десятидневный срок с момента оглашения приговора, а осужденным, содержащимся под стражей, — в десятидневный срок с момента вручения копии приговора. Требования к содержанию и форме кассационной жалобы изложены в Уголовно-процессуальном кодексе РФ. К жалобе также могут быть приложены и другие документы, которые заинтересованное лицо считает необходимым представить суду в обоснование доводов своей жалобы. Подается кассационная жалоба в Липецкий областной суд через тот районный суд, в котором был вынесен обжалуемый приговор. Когда развод неизбежен У дочери не складывается семейная жизнь. Посоветуйте, каким образом лучше растор- гнуть брак? —Сначала следует отметить, что брак может быть расторгнут в органах загса, а также в судебном порядке. При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния. Расторжение брака по заявлению одного из супругов, независимо от наличия общих несовершенно- летних детей, производится в органах записи актов гражданского состояния, если другой супруг: признан судом безвестно отсутствующим; признан судом недееспособным; осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет. Расторжение брака в судебном порядке возможно при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей или когда один из супругов на развод не согласен. Расторжение брака производится в судебном порядке также в случаях, если один из супругов, несмотря на отсутствие у него воз- ражений, уклоняется от развода в органе записи актов гражданского состояния (отказывается подать заявление, не желает явиться для государственной регистрации расторжения брака и т.п.). Заявление о расторжении брака подается в мировой суд. Исковое заявление по почте Живу в деревне. Обязательно ли мне самому везти исковое заявление в районный суд? Могу ли передать его с кем-нибудь или направить письмом по почте? —Исковое заявление вы можете подать в районный суд самостоятельно (в каждом суде есть служащий, который в установленном порядке примет заявление и разъяснит дальнейший порядок его движения) или через представителя, а также вправе направить его почтой. При этом помните: обращаясь в суд лично, вы должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность. Если иск подает ваш представитель, то он обязан предъявить доверенность, которой уполномочен на подачу вашего иска, и документ, удостоверяющий его личность. Полученное по почте исковое заявление в суде будет зарегистрировано в установленном порядке. ДТП с последствиями Совершил дорожно-транспортное проис- шествие с незначительными последствиями для здоровья пострадавшего человека. Какая мера наказания предусмотрена для виновника аварии? Могутлилишить водительскихправ? —Согласно статье 12.24 КоАП РФ «Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего», нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, влечет наложение административного штрафа в размере от тысячи до полутора тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от года до полутора лет. Записаться в библиотеку Моего тринадцатилетнего сына отказали записать в библиотеку, мотивировав это тем, что с ним должен прийти один из родителей. Регулируется ли данный вопрос каким-либо нормативным актом и законны ли такие требования? —Вопросы порядка пользования библиотечными фондами, права пользователей библиотек в Российской Федерации регулируются Федеральным законом «О библиотечном деле». В соответствии со статьей 7 закона граждане имеют право стать пользователями библиотек по предъявлении документов, удостоверяющих их личность, а несовершеннолетние в возрасте до 14 лет — документов, удостоверяющих личность их законных представителей. Требования работника библиотеки справедливы, поскольку вы как родитель являетесь законным представителем сына. Действительно, чтобы записать ребенка в библиотеку, вам необходимо прийти туда с паспортом или иным документом, удостоверяющим личность. После этого ваш сын сможет посещать библиотеку и брать книги самостоятельно. Столько стоит путевка Мне как инвалиду положена санаторная путевка. Если какие-то нормы, регулирующие ее стоимость или мне дадут самую дешевую? — Законодателем определяется стоимость социальных услуг гражданам, имеющим на них право, в том числе и на санаторно-курортное лечение. Определяется эта стоимость на каждый год. Так, стоимость на 2010 год одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I группы, и детей-инвалидов, установлена в размере, не превы- шающем 772 рубля. Для инвалидов, в том числе детей-инвалидов с заболеваниями и травмами спинного мозга, — в размере, не превышающем 1207,4 рубля. На вопросы отвечает юрист Мария ТОКАРЕВА Вопросы присылайте по адресу: г. Липецк, ул. Московская, 83. «Липецкая газета» — «Юрфак» Закон один для всех РАБОТА НАД ОШИБКАМИ Правотворческая деятельность на муниципальном уровне еще далека от идеальной. Свои мысли на этот счет высказывает заместитель прокурора области Владимир Торговченков В решении этой задачи нами достигнуто глубокое взаимопонимание с пред- ставительными и исполни- тельными органами госу- дарственной власти области, безусловно заинтересован- ными в высоком качестве региональнойправовойбазы, отлажен механизм своев- ременного поступления в органы прокуратуры проек- тов нормативных правовых актов. Как и в любой сфере общественнойжизни, работа на опережение имеет особую актуальность. Гораздо важ- нее не допустить принятия незаконного нормативно- го акта, чем впоследствии исправлять допущенные ошибки. С этой целью пред- ставителипрокуратурыпри- нимают активное участие в заседанияхсессийгородских и районных Советов депута- тов, работе соответствующих комиссий, изучают и анали- зируют проекты норматив- ных актов. Взаимодействие органов прокуратуры об- ласти с представительными органами муниципальных образований реализуется также путем внесения пред- ложенийвпланыподготовки нормативных правовых ак- тов, оказания практической помощи в их разработке, проведения совместных со- вещаний и семинаров по во- просам нормотворчества. В частности, в минувшем году горрайспецпрокурорами предложено органамместно- госамоуправлениявключить в планы подготовки на 2010 год 96 нормативных право- вых актов. Все предложения прокуроров были учтены в полном объеме. Для право- вой поддержки глав органов местного самоуправления, зачастую не обладающих необходимыми познания- ми в юриспруденции и не имеющихштатныхюристов, прокурорами на местах раз- работано 12 модельных нор- мативныхактов, подготовле- но 3683 заключения на про- екты нормативных право- вых актов органов местного самоуправления, принято участие в 228 сессиях пред- ставительных органов мест- ного самоуправления, а так- же в 276 заседаниях рабочих групп и комиссий. С руково- дителями данных органов проведено 38 совместных со- вещаний и семинаров по во- просам нормотворчества. Во исполнение действующего федеральногоирегионально- го законодательства в испол- нительные и представитель- ные органымуниципальных образованийнаправлено 510 информаций, 469изкоторых в настоящее время учтено. Вступивший в силу семь лет назад Федеральный за- кон № 131 «Об общих прин- ципахорганизацииместного самоуправления в Россий- ской Федерации» предста- вил власти на местах доста- точно широкиеполномочия. Однако нередко при ре- шении местных вопросов главами муниципальных районов, ав большейстепени сельских администраций, издаютсяправовые акты, ко- торые содержат положения, нарушающиенетолькофеде- ральное, но и региональное законодательство. Обратимся к статистике прокурорского надзора. Со- гласно данным федераль- ного регистра, в 2009 г. органами местного само- управления был принят 2351нормативныйправовой акт. За этот же период про- курорами оспорено 1175 нормативных документов, в том числе — 373 Устава. С целью устранения наруше- ний законности принесено 1024 протеста, внесено 137 представлений, в суды на- правлено 14 исковых за- явлений. Конечно, сориентиро- ваться в безбрежном море правовой информации не- просто. Но, учитывая зна- чительные усилия, пред- принимаемые на данном направлении органами го- сударственной власти и про- куратурой, стоит отметить, что ссылки на отсутствие юридического образования не состоятельны. Большинство допущен- ныхнарушенийобусловлено отсутствием четкого осо- знания всей важности про- водимой государственной политики по укреплению правовой дисциплины. К примеру, красноре- чивый факт имел место в Измалковском районе. За неисполнение судебного по- становления о признании противоречащим федераль- ному законодательству му- ниципального правового акта председателю Совета депутатов Измалковского сельского поселения район- ным прокурором было объ- явлено предостережение. Прокурор в данном случае действовалпринципиальнои в рамках своих полномочий. Еще в июне 2009 года рай- онный суд вынес решение о признаниинезаконнымпри- нятого органом местного са- моуправления нормативного акта, однако потребовалось вмешательство прокурора района, чтобы судебное ре- шение было выполнено и нормативныйакт приведенв соответствие с законом. Практика прокурор- ского надзора показывает, что с введением в действие Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лицииндивидуальныхпред- принимателей при осущест- влении государственного контроля (надзора) и муни- ципального контроля» не всеми органами местного самоуправления приняты меры по своевременному приведению в соответствие с ним своих правовых актов. Той же прокуратурой Измалковского района при- несен протест на решение Ровенского сельского Совета депутатов от 23.10.2008 г. № 35/2 «О принятии Поло- жения о порядке осущест- но широкие полномочия, предъявляли завышенные требованияк гражданамдля реализации их прав. Следует напомнить, что в соответствии с Федераль- ным законом от 17.07.2009 №172-ФЗ«Обантикоррупци- онной экспертизе норматив- ныхправовыхактовипроек- тов нормативных правовых актов» на прокуратуру воз- ложены полномочия по про- ведениюантикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов, ор- ганизаций, их должностных лицпо вопросам, касающим- ся соблюденияфедерального законодательства, реализа- ции прав, свобод и обязанно- стейчеловекаи гражданина; социальныхгарантийлицам, замещающим(замещавшим) государственные или му- ниципальные должности, должности государственной илимуниципальнойслужбы. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотре- нию соответствующими ор- ганами, организацией или должностнымлицомнепозд- нее чем в десятидневный срок со дня его поступления либо на ближайшем заседа- ниипредставительного орга- наместногосамоуправления. Всего в 2009 году выяв- лено более 400 нормативных правовых актов органов местного самоуправления, в которых имелись корруп- ционные составляющие. После вмешательства проку- ратуры спорные положения приведены в соответствие с требованиями закона. Акты, затрагивающие в той или иной степени права и законные интересы граж- дан, должны иметь систему контроля со стороны проку- ратуры, способной принять мерыпо обеспечению закон- ностиприосуществленииад- министративных процедур взаимоотношений исполни- тельной власти с граждана- ми и организациями. Поэтому мониторинг правоприменительнойпрак- тикии участие прокуратуры в законотворческой деятель- ности органов, обладающих правом законодательной инициативы, стали одними из важных направлений прокурорскойдеятельности. Защищая права граждан и общественный порядок, прокуратура обеспечивает социальную стабильность в обществе. Поэтому укрепле- ние позиции прокуратуры, в т.ч. и сфере правотворче- ской деятельности, — это забота об укреплении и силе государства. Консультант № Право несовершеннолетнего Категория несовершеннолетних Нормативный правовой акт, закрепляющий право несовершеннолетнего 1. Право на предоставление жилого помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан; право на предоставление жилого помещения в домах системы социального обслуживания населения Несовершеннолетние Дети-инвалиды Закон Липецкой области от 06.06.2007 г. № 54-ОЗ «О порядке предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Липецкой области» (ч. 4, 5 ст. 3) 2. Право на прием на работу в рамках квоты для приема на работу Лица моложе 18 лет, особо нуждающиеся в социальной защите и испытывающие трудности в поиске работы (сироты; выпускники детских домов; дети, оставшиеся без попечения родителей; освобожденные из воспитательных колоний или закончившие закрытые специальные учебно-воспитательные учреждения; состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних; дети с отклонениями в развитии и поведении и др.) Закон Липецкой области от 14.09.2000 г. № 104-ОЗ «О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите» 3. Право на получение пенсии по случаю потери кормильца за счет средств областного бюджета Несовершеннолетние, потерявшие родителей(я), замещавших государственные должности области или государственные должности государственной службы области, в том числе уволенных с государственной службы в связи с выходом на пенсию, после вступления в силу Закона Липецкой области «О государственной службе Липецкой области» и позднее Закон Липецкой области от 21.07.2003 г. № 63-ОЗ «О пенсии по случаю потери кормильца» (ч. 2 ст. 3) Продолжение в следующем выпуске «Юрфака» Права ребенка в законах Липецкой области От редакции Безусловно, проблема законности издаваемых органами местного самоуправления нормативно-правовых актов се- годня не стоиттак остро, как это было еще десять летна- зад. Итем не менее обозначенные заместителем прокурора области«слабые звенья»муниципальногонормотворчества заставляют более пристально к ним приглядеться. Ведь нарушений по-прежнему допускается слишком много. По- чему это происходит? Для нас сейчас важно не пытаться выяснять «кто виноват?», а понять «что и как делать?». В развитие обсуждаемой темы хотелось бы прежде всего услышать мнение специалистов, причастных к нормо- творческомупроцессунамуниципальномуровне.Предлагаем высказаться всемжелающим. № 7/23635/ 16 ЯНВАРЯ 2010 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Заместитель прокурора области Владимир Торговченков Глава Новоникольского сельского поселения Данковского района Николай Шустиков старается быть в курсе последних законодательных новаций ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ вления муниципального земельного контроля на тер- ритории Ровенского сельсо- вета», пункт 3.1 которого предусматривал ограниче- ние периодичностипроверок не более одного раза в два года, что не соответствовало ч. 2 ст. 9 вышеназванного федерального закона. Пунктом 4.6 Положения предусматривалась возмож- ность проведениямероприя- тий по контролю без рас- поряжения на проверку, в случае непосредственного обнаружения нарушения в использовании земель при необходимости срочного принятия мер по предот- вращению деградации, за- грязнения, захламления, нарушения земель, других негативных воздействий хозяйственной деятельно- сти, а также причинения вреда имуществу. Однако действующимзаконодатель- ством проведение подобных контрольных мероприятий без соответствующего распо- ряжения не предусмотрено. Кроме того, в наруше- ние п. 5 ст. 10 и п. 6 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ данное Положе- ние не предусматривало согласования внеплановых выездных проверок юри- дических лиц и индивиду- альных предпринимателей, относящихся в соответствии с законодательством РФ к субъектаммалого и среднего бизнеса, с органами проку- ратуры. Аналогичныенарушения выявлены в ряде сельских поселений Воловского, Ста- новлянского, Липецкого, Добринского, Задонского и Лев-Толстовского муници- пальных образований. Имеют место случаипри- нятиянормативно-правовых актов, содержащих различ- ные коррупционные факто- ры, в том числе связанные с необоснованнымвмешатель- ством в предприниматель- скую деятельность, неэф- фективнымиспользованием бюджетных средств и му- ниципального имущества, отсутствием конкурсных процедур, использованием в нормативных актах фор- мулировок с неяснымправо- вым содержанием. Так, по инициативе Грязинского межрайонного прокурора Советом депутатов города Грязи был отклонен про- ект Положения «О поряд- ке пользования системами питьевого водоснабжения в частном жилом фонде, на приусадебных участках на территории городского поселения города Грязи», поскольку отдельные его нормы противоречили дей- ствующему законодатель- ству, содержали пробелы и формулировки с двусмыс- ленным и неясным содержа- нием, предоставляли МУП «Водоканал» необоснован- Вмарте 2009 годаПрезидент РоссийскойФедерацииДмитрийМедведев обозначил пять направлений в системемер по защите детства вшироком смысле этого слова. Средиприори- тетов — законодательное обеспечение прав несовершеннолетних. Как оно осуществляется на практике в Липецкой области? Стоит отметить: последова- тельнои системно. Этоцелыйкомплекс законодательныхмер, направленныхнаподдержку подрастающего поколения. В свое время по инициативе Липецкого областного Совета депутатов был издан буклет (редактор — начальник правового управления облсовета Людмила Салахетдинова) под названием «Права несовершеннолетних, закрепленные в нормативно-правовых актах Липецкой области». В этой небольшой симпатичной книжице, заголовок которой говорит самза себя, лаконичнои емко систематизированвесь блокрегиональных законовпо защите детства. Ввиду актуальности поднимаемой темы считаем полезным еще раз напомнить о правах наших юных граждан.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz