Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 61/23689/ 31 МАРТА 2010 3 Анатолий Морозов В подготовке к юбилею Победы неразрывно переплелись дела житей- ские, заботы о здоровье, жилье, покое ветеранов- фронтовиков с масштабны- ми усилиями по сбереже- нию памяти, по патриоти- ческому воспитанию их внуков и правнуков. Вот и на очередном пле- нуме областного Совета ве- теранов войны и труда одно- временношла речь и о том, и о другом. Из доклада председателя Совета Леонида Рощупкина былоочевидно: региональное руководство и местное са- моуправление делают очень многое. Ежемесячные до- платы льготникам у нас не- редко значительно выше, чем в соседних областях. Проводится углубленное диспансерное обследование ветеранов. За минувший год, например, стационарно пролечено 669 инвалидов и свыше 1240 участников Великой Отечественной. Большую роль играет ор- ганизация стационаров на дому, санаторно-курортного лечения. Нуждающиеся на- ходят комфортные условия в домахветерановиреабилита- ционных центрах. Отдельная тема—жилье дляфронтовиков. Сто десять человек, стоявшие в очереди на 1 марта 2005 года, квар- тиры получили. Еще четыр- надцать буквально на днях справят новоселья. Однако в последнее время в связи с не- которымиизменениямивЗа- коне «О ветеранах» очередь сталарасти.На сегодняпода- но уже около 350 заявлений. Разумеется, все они будут внимательно рассмотрены. Вомногихместаххорошо услышали настоятельную и неоднократно повторенную просьбу главы администра- цииобластиОлегаКоролева: главное — не оставить без внимания ни одного фрон- товика, вдову погибшего солдата, не пройти мимо чьей-то нужды или беды. Скажем, в Долгоруковском районе председатель местно- го совета ветеранов В.Щети- лов вместе с главой района В. Никишиным посетили каждого участника войны и труженика тыла. Вопросы оказания помощи решались незамедлительно. На пленуме шел ожив- ленный обмен мнениями. Разумеется, необошлисторо- нойвыступавшие ивопросы, решение которых является прерогативой центральной власти. Людям не все понят- но с валоризацией пенсий, многих беспокоит, когда, наконец, пересмотрят по- становление правительства №307, ареформаЖКХбудет ощущаться в росте не только тарифов, ноикачествауслуг. Предложениями о том, как оживить ветеранскую работу, что необходимо сде- лать в оставшееся до юбилея Победы время, поделились руководители ветеранских организаций Воловского и Тербунского районов, города Ельца и другие участники пленума. ОБЩЕСТВО | Наш главный долг Не терпит отсрочек Ольга Бочкова …Ей было шестнадцать, когда началась война. Но она решила, что не может продолжать спокойно учиться в такое время. Хотя стать учителем было ее мечтой. Вместе с сокурсниками по Задонскому педучилищу она рыла окопы и траншеи, ямы для орудий, строила военный аэродром в родном селе Архангельские Борки. Городские подростки вста- вали к станкам в заводских цехах, а она садилась на комбайн, скирдовала сено, возила зерно на элеватор. И лишь потом уже была работа в сельских школах. Сперва — в начальной, а по- сле окончания филфака — в средней. Десятилетия отда- ны детям, любимому делу. И сколько же достойных учеников и последователей у этой замечательной жен- щины! Недавно Мария Филип- повнаДмитриева, заслужен- ный учитель РСФСР, Почет- ный гражданин Липецкого района отметила юбилей. Из 85 прожитых лет она про- служила в школе 66. В том числе 55 — учителем рус- ского языка и литературы в Боринской средней школе. К юбилею она получила от земляков уникальный подарок: в Боринской гим- назии открылась Комната трудовой славы, которой присвоено ее имя. А имя МарииДмитриевойизвестно коллегам по профессии за пределами и нашей области, 1418 СТУПЕНЕЙ К ПОБЕДЕ | Связь времен , традиций , поколений Помнить по-русски и даже страны. Дмитриева — Учитель с большой бук- вы, педагог-новатор. Это она и ее коллеги были среди зачинателей знаменитого липецкого опыта. Школа в Боринском в шестидесятые считалась базовым учебным заведением Липецкого пе- динститута. А гораздо раньше, в 1952-м, Мария Филиппов- на была приглашена на ре- спубликанскую научно- практическую конферен- цию «Об опыте рациональ- ной организации урока», проводила показательные занятия для делегатов из разных областей России. Большим успехом пользо- вались в последующие годы и семинары с ее участием. Опыт Дмитриевой изучался коллегами, вшколах района широкое распространение получили ее разработки «Комментированное письмо на уроках русского языка», «Форма внеклассной работы по литературе», «Использо- вание технических средств обученияна урокахрусского языка и литературы». Они вызвали интерес и у зару- бежных педагогов. Эта маленькая, хрупкая женщина до сего дня сохра- нила ясный и острый ум, чувство юмора. На устроен- ном в ее честь торжестве о юбиляре, естественно, было сказано немало теплых слов, даже в стихах и под музыку, сочиненныхееталантливыми учениками,анынетожепеда- гогами. Сама же Мария Фи- липповна скромно заметила: — Я выросла в большой и дружной семье, в которой никого не обижали. Что такое война, поняла, когда увидела ее близко, когда по- гибли почти все мужчины моей семьи и почти все ре- бята из моего класса. Я вам желаю, чтобы вы не узнали войныникогда.Очень трону- та вашим решением назвать моим именем Комнату тру- довой славы. Это большая честь для меня, которую я, наверное, не заслужила. Есть такая шутка: все люди делятся на пассажиров и пешеходов. Первые — те, кого везут и кому везет. А пешеходы идут сами. Я — из вторых. Но на судьбу не в обиде. Потому что моя судьба — это наша школа… Пока звучали поздравле- ния, я наблюдала за залом и не приметила ни одного скучающего взгляда. Ребята слушали свою пожилую на- ставницу с такимискренним уважением, что невозможно было поверить, что где-то их сверстники могли поднять руку на другую немолодую учительницу.Но, может, все дело в том, что боринцы так и не приняли «передовую» образовательную концеп- цию девяностых: они не от- казались от воспитания как главной своей задачи. Это чувствуется даже по тому, насколько здешние ученики не похожи на оголтелых, орущих подростков, кото- рых видишь в иных город- скихшколах.Онипривыкли даже незнакомым людям говорить «здравствуйте» и пропускать их вперед, при- держивая двери. Боринская гимназия зна- менита не только тем, что награждена орденом Петра Великого, а среди ее педа- гогов есть победители кон- курса «Учитель года». Это школа с хорошей памятью. Она взрастила учеников, прославивших и область, и страну. И никогда о них не забывает. К примеру, о Ге- рое Советского Союза Петре Горчакове, чье имя носит гимназия. Здесь в разные годы учились прославлен- ный вожак советского ком- сомола ипартийный деятель Петр Смородин, актриса Ия Савина, фронтовик, писа- тель, журналист и краевед Константин Огрызков, про- фессоры Владимир Эктов, СергейСтрахов, многие годы возглавлявший районную администрацию Александр Киселев, другие знатные земляки. В ее стенах тру- дится множество учитель- ских династий: Требунские, Остряковы, Глебовы и дру- гие. Первым директором школыбылСергейНиколае- вичЛапшов. Возглавляли ее в разные годы девять дирек- торов. Последние десять лет заложенные ими традиции продолжает Светлана Пе- тровна Щербатых. В гимназии есть кадет- ский класс, комната Боевой славы. А еще — Музей кре- стьянского быта. Им руко- водит учительница музыки, на зависть неравнодушный человек Людмила Бунеева. За три года она собрала более двухсот экспонатов. Это не просто старые вещи. Среди них — настоящие рарите- ты, что буквально дышат историей. Кое что из них не увидишь и в солидных краеведческих музеях. Вот два чугунных ядра, пред- положительно XVII-XVIII веков. Старинные церков- ные книги, молитвенники. Односельчане пожертвовали музею елецкую рояльную гармошку, денежные купю- ры разных лет, старинную младенческую люльку. А русский самоварипразднич- ную юбку-поневу подарила музею Мария Филипповна Дмитриева. Ребята, которые учатся у Людмилы Бунее- вой, знают множество ста- ринных обрядовых песен, изучают духовную музыку, даже поют вцерковномхоре. Много лет музею активно помогает настоятель сель- ского храма отец Владимир (Олиевский). Словом,уБоринскойгим- назии и вправду завидная память. О чемне зря сказала в поздравлении учителям и ученикамглавасельскогопо- селения Надежда Ярикова. У нас много и бурно об- суждали, стоит ли вводить в программу светской школы основы религиозной куль- туры. По-моему, спорщи- кам стоит почаще посещать такие школы, как эта, где с младых ногтей детям при- виваются любовь к истории, вера и уважение к памяти. Где умеют и любить, и пом- нить по-русски. ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА Анастасия Хохлова —Тряпки! Несите сюда побольше тряпок! Давайте из других кабинетов несите! Фонтан кипятка бил из раковины, по полу расте- калось озеро, крики детей и учителей накрывали звуковой волной, а я стояла, как завороженная, и не могла понять, что происходит. Мне казалось, что это и не реальность вовсе, что все происходит не со мной, а суетящиеся вокруг люди толкают не меня, а кого-то другого… Через несколько минут, уже в коридоре, куда меня вместе с детьми выгнали мои старшие коллеги, вы- яснилось: в то время, когда я вышла на пару минут—на пару! — из кабинета, чтобы отвести двух «бойцов» к их классному руководителю, один ученик прыгнул на раковину и сломал кран. Весь этот кошмар случился в сентябре, через несколько недель после того, как все окружающиесталиназывать меня по имени-отчеству — как и положено обращаться к учителю. Первое сентября. Не знаю, кто тщательнее со- бирался в этот день — я или мои будущие ученики, кто больше из нас волновался, когда выходилиз домаипод- ходил к школе, кто сильнее спешил и боялся опоздать. А ведь к тому, чтобы стать учителем, я никогда не стре- милась, более того, всячески уверяла себя и других, что это не для меня. Да, я училась в педаго- гическом университете. Но мало ли где теперь работает большинство его выпуск- ников! Однако мои много- численные и утомительные поискиработывнешколыне дали никаких результатов, и в один прекрасный день я радовалась тому, что меня взяли преподавать детям русский язык и литературу. До того, как увидеть сво- их учеников, я познакоми- лась со своими будущими коллегами. Произошло это на совещаниипередначалом учебного года. Признаться, единственное, что запом- нилось на нем — это сами учителя, которые прямо на заседании делились друг с другом впечатлениями от каникул, смеялись и, вооб- ще, были похожи на детей, не успевших наговориться за время перемены. И вот я уже пробираюсь в плотном потоке к нужно- му мне кабинету. Позади — праздничная линейка, впереди — первая встреча с учениками. Оказывается, они такие славные! Смотрят внимательно, ручки тянут дружно, отвечают стара- тельно, вопросы задают. «В общем, — решила я, — жизнь удалась: мне доста- лись идеальные ученики». Но уже через несколько дней я, стоя у доски по не- скольку уроков подряд, перестала чувствовать свои ноги и начала понимать, что скоро перестану слышать и свой голос, потому что его просто не будет. Выясни- лось, что я не умею гово- рить «нет», не могу ставить низкие оценки, что славные детки весьма быстро улав- ливают все слабости взрос- лых и у вчерашних ангелов могут прорезаться острые рожки. «Ну, расскажите, ну, пожалуйста!» — на- перебой гомонили коварные создания, когда что-то — обычно выходящее за рамки темы урока — вызывало у них особый интерес. «Вы- зовите меня к доске! Меня! Ну меня! Ну почему выменя не спрашиваете?»—вопили они разом, зная, что добрая учительница ставит только хорошие отметки. В итоге, через две недели мои уроки превратились в базар. Апотоммои подопеч- ные ивовсе потеряли совесть и стали переговариваться на уроке, писать друг другу смс-ки. Ситуация стреми- тельно выходилаиз-подкон- троля, и как остановить это, я не знала. Спросить было не у кого: мне казалось, что другие педагоги смотрелина меня равнодушно-холодно, как на бестолковую девчон- ку, которая непонятно чем занимается в школе. Да и вообще, до конца первой четверти редко какой кол- лега здоровался со мной. Так что с непослушными, шумными, но открытыми детьми я чувствовала себя даже спокойнее. И лишь одна учительница настой- чиво повторяла мне: «Дети не должны любить учителя. Они должны его уважать». При этом предполагалось, что достичь уважения без строгости невозможно. Я стала «перевоспитываться». Время от временидисципли- на налаживалась, ученики приходили донельзя под- готовленными, отвечали на все мои вопросы и слушали меня. Но стоило мне на ми- нуту отвлечься, как обяза- тельно что-то происходило. Простой спор, дележпенала или ручки быстро перехо- дили в потасовку. Как-то раз один ученик вскочил со своего места прямо посреди урока и кинулся к своему однокласснику. Тот повалил его на пол, и я с огромным удивлением и, признаюсь, с ужасомразняла дерущихся. Теперь я была постоянно настороже, старалась не сводить глаз с детей, но все равно многие педагоги при- ходили с жалобами на моих учеников. И вот наступил тот до- ждливый сентябрьский день, когда я повела на пере- мене новых «дуэлянтов» к ихклассномуруководителю, а вернувшись, увидела бью- щий в кабинете «гейзер». Шум, суета, объяснитель- ная, отчет перед директо- ром. Одним словом, шок. И кто же меня поддержал? Мои ученики. Столько со- чувствия, сопереживания разом я еще, пожалуй, ни разу не испытывала. Постепенно стала при- выкать к работе. Каторж- ные два первых месяца, когда мне казалось, что я спускаюсь все ниже по кругам ада, от непонима- ния до отчаянья, удалось благополучно пережить. Мое отношение к школе из- менилось во время каникул и карантина из-за гриппа. Бездеятельность утомляла и раздражала, а работа с бумагами нагоняла тоску и скуку. А тут еще беспокой- ство за учебную программу: как ее «нагонять»? Мне не терпелось выйти к учени- кам, поэтому первый рабо- чий день после карантина я встретила с радостью. Мои ученики — скольким но- вым, интересным я могу по- делиться с ними! Сколько- му они могут научить меня! Сложности есть в любой профессии, но не в каждой есть возможность узнать такое счастье. ОБРАЗОВАНИЕ | Записки начинающего учителя О «гейзере» и ангелах с рожками Михаил Абрамов В понедельник завершился первый этап женского чемпионата России по волейболу. Теперь восемь лучших команд разыграют медали по системе плэй- офф, а четвёрка аутсайде- ров в ходе четырёхкругово- го турнира определит двух главных неудачников сезона. Липецкий «Индезит» по итогам первой части пер- венства занял последнее, двенадцатое, место. В 22 проведённых встречах он сумел одержать всего две по- беды. Нынешний сезон стал дляклуба самымнеудачным за всё время выступлений в суперлиге. Теперь лишь чудо по- может липчанкам избе- жать расставания с элит- ным дивизионом. Второй этап команды-аутсайдеры начнут с очками, набран- ными на первом этапе. «Ин- дезит», имеющий в своем активе 24 очка, отстаёт от «Университета-Технолога» на три очка, от «Ленин- градки» — на четыре, а от «Самородка» — на шесть. Для того, чтобы остаться в суперлиге, нашей команде надо опередить как мини- мум двух конкурентов. На- сколько реально это сделать за оставшиеся 12 встреч — судите сами. Липчанки сами ослож- нили себе задачу по спасе- нию. В двух заключитель- ных турах они вполне могли одержать две победы. Но… Сначала «Индезит» при- нимал на своей площадке чемпиона страны и безого- ворочного лидера сезона — московское «Динамо». Липчанки, долгое время проигрывавшие в первом сете, его концовку прове- ли великолепно. При счё- те 17:21 на подачу вышла Юлия Кутюкова, и «Инде- ВОЛЕЙБОЛ | Обидные поражения « Индезита » Потеряли веру зит» набрал восемь очков подряд! Аналогичный сце- нарий едва не повторился и во второй партии. Уступая 14:20, хозяйки площадки практически настигли «Ди- намо» — 20:21. Но последо- вавшая за этим серия невы- нужденных ошибок оберну- лась поражением — 22:25. Третий сет стал для «Ин- дезита» настоящим кошма- ром—13:25. Но в четвёртой партии липчанки заиграли гораздо увереннее. Так про- должалось до счёта 23:19 в их пользу. Что произошло потом, не поддаётся логиче- скомуобъяснению.Мяч стал буквально валиться из рук наших девчат. И, казалось бы, выигранный сет завер- шился досадным фиаско — 26:28. «Индезит» уступил в матче, в котором обязан был побеждать — 1:3. Не менее драматичным получился и поединок в Казани против «Динамо». Наша команда вновь по его ходу чередовала отличные отрезки со странными про- валами. В первой партии липчан- ки победили — 25:22, не- смотря на то, что по её ходу уступали с разницей в семь очков. Второй сет остался за «Динамо»—25:17. Затем «Индезит» вновь выпутался из сложнейшей ситуации (гости проигрывали в шесть мячей) — 25:23. Но лишь для того, чтобы бездарно проиграть две оставшиеся партии — 16:25, 11:15. По ходу этих встреч сложилось ощущение, что липчанки испугались соб- ственной смелости и просто постеснялись взять то, что полагалось импо праву. Они явно потеряли уверенность в собственных силах. Вернуть её в кратчайшие сроки — главная задача тренерского штаба во главе с Андреем Смирновым. Иначе будет поздно. Первый тур турни- ра за выживание стартует в Хабаровске уже 8 апреля. Иван Сергеев В Липецке завершился IV Всероссийский конкурс молодых вокалистов имени Надежды Обуховой, организованный Липецкой филармонией и областным управлением культуры и искусства. В этом году заявки на участие прислали 130 ис- полнителей из Москвы, Санкт-Петербурга, Сарато- ва, Новосибирска, Астра- хани, Сыктывкара, Ниж- него Новгорода, Ижевска, а также Украины и Китая. В первом туре жюри отобрало 32 вокалиста. В финале со- ревновались за право стать лауреатамии дипломантами конкурса тринадцать луч- ших артистов, в том числе трое солистов Липецкой об- ластной филармонии. Три дня в колледже ис- кусств имени Игумнова зву- чали классические арии, романсы и народные пес- ни. Жюри под председа- тельством примы Большого театра, народной артистки Советского Союза Маквалы Касрашвили пришлось сде- лать нелегкий выбор. — Очень надеюсь, что нынешний конкурс откроет нам новые имена. Победи- тели прошлых конкурсов уже выступают на лучших площадках страны — в Ма- риинке, Большом театре, в ведущих оперных театрах мира, — отмечала оперная дива. Как известно, сама На- дежда Обухова спела более двадцати пяти партий на сцене Большого театра, и каждая из них — жем- чужина отечественного вокально-сценического ис- кусства. Всякий спектакль с участием Надежды Ан- дреевны вызывал всеоб- щий зрительский восторг. Хотя певица и родилась в Москве, но все свое дет- ство провела на липецкой земле в селе Хворостянка в имении деда. Потом часто вспоминала, что именно КОНКУРС | Традиции легендарной певицы продолжают молодые артисты Наследники Надежды Обуховой нашкрай привил ей любовь к музыке. Неменьшую сла- ву, чем блестящая оперная карьера, ей принесло про- никновенное исполнение народных песен и романсов. Современники Обуховой отмечали ее особое обая- ние и тонкую художествен- ную выразительность, за- душевность интонаций в общении со своей публикой. Конкурс молодых вокали- стов, проводящийся у нас в регионе с 2005 года под покровительством главы администрации Липецкой области Олега Королева, в очередной раз доказал — у великой русской певицы есть достойные наследники. Церемониянаграждения победителей и гала-концерт состоялись в областномЦен- тре культуры и народного творчества. Первой премии Все- российского конкурса мо- лодых вокалистов имени Надежды Обуховой удо- стоился бас-баритон из Санкт-Петербурга Андрей Серов. Солист Липецкой го- сударственной филармонии Геворг Григорян завоевал второе место. Эта награда пополнила копилку творче- ских удач талантливого пев- ца. Совсем недавно Геворг уже былпризнанлучшимво- калистом и получил первое место на ежегодном город- ском творческом конкурсе молодыхпрофессиональных артистов«Берегиня». Третье место у еще одной пред- ставительницы питерской вокальной школы — Киры Литвиновой. Все победители помимопочетных званийпо- лучили солидные денежные премии и подарки от спонсо- ров конкурса. В понедельник вечером победители и лауреаты IV Всероссийского конкурса молодых вокалистов име- ни Надежды Обуховой с успехом выступили на гала- концерте вМоскве, на одной из самых престижных пло- щадок столицы— в Между- народном Доме музыки. Взыскательная московская публикабурноаплодировала будущим звездам мировой оперной сцены. Поет победитель конкурса Андрей Серов (Санкт-Петербург). ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Такого подарка к юбилею не получал, наверное, никто. В гимназии села Боринское открылась Комната трудовой славы, названная в честь Учителя с большой буквы — Марии Филипповны Дмитриевой. Михаил Иванов По инициативе родитель- ской общественности в средней школе №36 областного центра создает- ся музей «И. А. Бунин и Липецкий край». Советшколы это предло- жение принял, так как дли- тельное время здесь ведется серьезная краеведческая работа, накоплен материал о писателях и поэтах Ли- пецкой области, есть немало материалов о жизни и твор- честве И.А. Бунина. Много летшкола сотруд- ничает с ЕГУ имени И.А. Бунина, который стал науч- нымруководителемпроекта создания музея. Новый проект участвует в конкурсе муниципальных социальных грантов. Выде- Школьный музей Бунина ление финансовых средств поможетсоздатьосновумате- риального оснащениямузея, оборудовать его экспозицию специальными витринами и стеллажами.Научнаяработа школьников и педагогов по организациимузея, укрепле- ние связей с родительской общественностью, городски- мибиблиотеками, областной писательскойорганизацией, жителями близлежащих микрорайонов позволят по- знакомить школьников с творчеством И.А. Бунина и привить любовь к русскому языку. Создание музея «И.А. Бунин и Липецкий край» особенно актуально в связи с тем, что в этом году вся мировая общественность отмечает 140-летие со дня рождения первого русского лауреата Нобелевской пре- мии в области литературы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz