Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 58-59/23686-23687/ 27 МАРТА 2010 7 Софья Вобликова — Давайте быстрее, быстрее, — торопили взрослые шестиклассни- ков, выходящих с открыто- го урока Елены Божковой, преподавателя математи- ки и физики елецкой школы№ 10 и участницы областного этапа конкурса «Учитель года-2010». Взрослые беспокоились, зная, что через пару минут в этом же кабинете конкур- сантка должна представлять жюри свой опыт работы. Ребят же это не волновало. Во-первых, потому что за сорок минут занятия каж- дый из них уже понял, что Елена Адиевна – хорошая учительница, интересная. А во-вторых, особо не разбе- жишься, когдаидешь сквозь красно-белое облако рас- сыпанных по полу кабинета надувныхшариков с нарисо- ванными на боку плюсами и минусами: ведь хотя быодин из них, а надо захватить. Первыйтуррегионально- го этапа конкурса «Учитель года-2010» проходил в ли- пецкомлицее№66 в течение прошлой недели. Двадцать педагогов, представлявших все районы области, давали открытыеуроки,презентова- ли свой профессиональный опыт и раскрывали творче- ские способности в «Визит- ной карточке». Сейчас уже известны имена тех препо- давателей, что продолжат соревнование за звание луч- шего вфинале конкурса. Это учитель начальных классов школы села Хрущевка Ли- пецкого района Ольга Аксе- нова, учитель информатики школы грязинского села Песковатка Дмитрий Кисе- лев, учитель английского языка школы № 2 села Ка- ликино Добровского района Юлия Плотникова, учитель истории и обществознания школыдолгоруковского села Братовщина Елена Гусак и ее коллега из липецкой гим- назии № 12 Нина Павлова. С некоторыми из них корре- спондент «ЛГ» побеседовал еще до подведения итогов первого тура. —Я сам в душе еще ребе- нок,—признается Дмитрий Киселев. Дмитрий, один из самых молодых участников кон- курса и единственный среди них представитель сильно- го пола, пришел учителем в сельскую школу в 2003 году еще будучи студентом. Почему? Скептики, скорее всего, найдут в этом выбо- ре практическую выгоду, мол, от армии «косил». Но Дмитрий объясняет свое решение иначе: во-первых, это у него наследственное – мама тоже педагог, а во- вторых, ему просто нравит- ся работать в школе. И это правда.Убеждаешьсяв этом, слушая, как он вспоминает свои первые занятия в каче- стве преподавателя кружка информатики, где он учил ребят разбирать-собирать компьютер. Не без некото- рой гордости он отмечает, что среди его учеников уже есть победители районных олимпиад по предмету. С удовольствиемрассказывает о творческой студии «Кофе- молка», где он занимается с ребятами после уроков, и о том, что семиклассники, «болеющие» юмором, рвут- ся создать свою команду КВН. В свое время Киселев занимался бальными тан- цами, вокалом, гитарой и теперь хочет передать все эти знания и умения своим воспитанникам. «А иначе зачем все это?» — добавляет Дмитрий. И его совершенно не смущает, что выпуск- ники, а порой и нынешние ученики могут обратиться к нему в неформальной об- становке на «ты». «Прежде всего с детьми нужно быть друзьями, это очень облег- чает работу», — считает он. Дмитрий не хочет бросать школу, даже если найдется более выгоднаявакансия. «В крайнем случае, можно ведь и совмещать»,—говорит он. Его решительность не ослаб- ла даже тогда, когда из-за уменьшениячисла учеников школа сменила статус: была средней, стала основной. Хо- чется верить, что Дмитрий правичтошколуиегосамого ждет большое педагогиче- ское будущее. Темболее что, помнению некоторых конкурсантов, есть сегоднявшколе иявные перемены к лучшему. На- пример, в школе села Лам- ское Становлянского райо- на учеников тоже не очень много – сто четырнадцать. Но директорЭльвира Титова и ее заместитель, участница конкурса Наталья Зинчен- ко, уверены в завтрашнем дне. Да и как иначе: в этом годушкола отмечает 70-лет- ний юбилей, и подарком к этой дате стал капитальный ремонт здания. Педагоги из Ламского рассказывают о прекрасном техническом оснащении кабинетов, о вы- деленномихшколе автобусе, о том, как все село собирает- ся на школьный выпускной и другие праздники. «Про- блемы? Меня как препода- вателя гуманитарных дис- циплин тревожит тестовая форма проверки знаний, тот же ЕГЭ, — говорит Наталья Зинченко. — Как тест мо- жет отразить представление ученика о личности, эпохе, идеалах?» ОБРАЗОВАНИЕ | В Липецке проходит областной профессиональный конкурс педагогов Достойны звания Учитель Наталия Кванина, учи- тель истории и обществозна- ния усманского лицея № 1, отмечает как минимум два положительных момента: улучшение технического оснащения школ и введение новойсистемыоплатытруда. — Доплаты из стимули- рующего фонда — большой плюс, — признает Наталия Васильевна. – Это подвигает к исследованиям, к совер- шенствованию методики, к творческой работе. Раньше то же самое делали, но бес- платно. Наталия Васильевна ра- ботает в школе пятнадцать лет. По ученикам начинает скучать уже после двух не- дель отпуска. У нее двое своих детей, причем, расска- зывая о дочке Саше и сыне Ване, наша собеседница от волнения путает сначала их возраст. «Это с учителями бывает, — смеется она. – На семью, может, и не всегда времени хватает. Но спасибо моим близким, мужу: они все понимают, поддержи- вают». Внедряя инновации, не стоитзабыватьиотрадициях, считает учительанглийского языка Юлия Плотникова. В школе № 2 села Каликино Юлия Николаевна работает с 2006 года. А до этого она тринадцать лет преподавала на факультете иностранных языков Липецкого государ- ственного педагогического университета. Все эти годы ездила в областной центр из родного Доброго, поэтому-то в итоге и пришлось сменить вуз на школу. Удивительно, новфинансовомпланеЮлия Николаевна даже выиграла. Хотя привыкать к работе со школьниками после сту- денческой аудитории было непросто. — По сути, пришлось все заново начинать, — рас- сказывает Плотникова. — Спасибо коллегам, помогли. Сейчасужеуменяпоявились и определенные наработки, и собственный стиль. Есть и первые результаты: победа восьмиклассника на район- ной олимпиаде. Юл и я Ни к о л а е в н а – единственный педагог иностранного в школе. Она преподает во всех классах: со второго по одиннадца- тый. Конечно, подготовка к урокам отнимает много времени: возвращаясь на школьном автобусе домой, в Доброе, учительница еще часа четыре как минимум сидит над конспектами за- нятий. Кроме этого, у нее есть классное руководство со всеми сопутствующими этой должности заботами. Но, несмотря на все труд- ности, Юлия Плотникова уверена: в другой деятель- ности, пусть даже более спокойной, она себя уже не найдет. Иеще она убеждена: учитель должен быть досто- ин своего звания, достоин тех, кто учил его вчера, и тех, кого он учит сегодня. «Для меня этот конкурс – шанс проявить себя ради них, моих учеников. Ведь воспитывают не словами, а собственным примером», — говорит Юлия Николаевна. Конечно, это – позиция настоящего Учителя. И не столь важно, кто из нынеш- них конкурсантов вышел в финал, кто из них после второго тура, который прой- дет 31 марта на базе ЛГПУ, будет признан жюри абсо- лютным победителем. Без сомнений, все они уже дали достойный пример и своим «родным» ученикам, и ли- пецким лицеистам. Пример верностипризванию, своему делу, самому себе. Урок ведет учитель математики и физики елецкой школы № 10 Елена Божкова. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Петр Игнатов В бытность моего редактор- ства в долгоруковской «рай- онке» позвонил как-то мест- ный прокурор (здания редакции и прокуратуры —находятся рядом) и лукаво заметил: «Сосед, сорока на хвосте принесла, что сегодня—праздник». Смотрю в календарь и не пойму, в чем дело. — Какой? — недоуменно спрашиваю собеседника. — 30 лет русской бала- лайке, — звучит ответ. Посмеялись мы тогда, не подозревая, что придут времена, когда удивляться по этомуповодупридется все больше. Одной из самых «вежли- вых» дат в году, сообщает современный праздничный календарь, являетсяМежду- народный день «Спасибо». Он отмечается 11 января. Десять выходных дней по случаю Нового года, Рожде- ства Христова, а после них — «Спасибо». 21 января — один из самых необычных праздников — День объя- тий. Основан в США в 1986 году, а затем стремительно шагнувший в российскую реальность. 2 февраля на- роду, с подачи теперь уже канадцев, предлагается не забыть про День сурка. Со- всем недавно мы отметили Всемирный день кошек и День девочекикукол. Перед Днем смеха (1 апреля) нас ждет Вальпургиева ночь. Не слышали о такой? Зря. Как нам поясняют — это наиболее значительный из языческих праздников, по- священный плодородию. Отмечается в ознаменование расцветающей весны. Что стало с нашими май- скими праздниками, вряд ли стоит напоминать. 1 мая раньше воспринимался (и Европа до сих пор это так отмечает) как День между- народной солидарности тру- дящихся в борьбе за свои права. Однако в нынешнем российском календаре этот праздник решили переиме- новать в День весныи труда. Кстати,накануне, 29апреля, — День танца: танцуем до упаду, а вот уже 2 мая — День попугая. 31 мая самая яркая и самая светлоголовая часть человечества наконец-то об- рела свой собственный дол- гожданный, заслуженный праздник—Всемирныйдень блондинок. Знай-де наших! В начале июня, помимо уже традиционного Дня защиты детей, вНидерландах прово- дят День селедки. Кроме Дня медработни- ков и отдельно Дня мед- сестер, в календаре также определены даты борьбы с раком, СПИДом, туберку- лезом, диабетом. Отдельные праздники получили сто- матологи и анестезиологи. Любителям сладкого на- значили Всемирный день шоколада. А для тех, кто все делает не правой рукой, а ле- вой, специально установлен День левшей. День подража- ЛИСТАЯ КАЛЕНДАРЬ | Праздная жизнь : размышления по поводу С Днем сурка или... тревожного суслика? ния пиратам и Всемирный день Улыбки, Всемирный день Яйца и День рождения Деда Мороза. День защиты секс-работниц от насилия и жестокости и Всемирный день... туалета. Да-да, 19 ноября2002годапрогрессив- наямироваяобщественность впервые отметила и такой праздник — один из самых оригинальных, как уверяют те, кто его пропагандирует. И веселых... С незапамятных времен 10 ноября у нас традиционно отмечается как День мили- ции. И поскольку любовь к ней не умещается теперь в один день, то 18 февраля — праздник у транспортных милиционеров, 1 марта — у экспертов-криминалистов, 16 марта — у сотрудников ОБЭП, 27марта—увнутрен- них войск МВД. 6 апреля — у следственных органов, 3 июля — день радости у «гаишников», а 5 октября — у работников уголовного розыска. И так далее. Если к вышеперечислен- ным праздникам приплю- совать экзотические типа День дельфина или День водно-болотных угодий, до- бавитьрегиональные—День Любви в Ульяновске, День кирзового сапога в Перми или День «жестянщика» в Москве и т.д., вспомнить про знаменательные даты, памятные Днивоинскойсла- выипрофессиональные дни, юбилеи, прочее. А если еще заглянуть в церковный ка- лендарь... Тутдействительно стоит поставить многоточие. Не знаю, ведают ли ини- циаторы праздников, что в России сегодня из 365 дней в году уже 116 (!) являются официальнымивыходными. А сколько подряд празднич- ными — Бог весть. Причем гуляем, как, например, в этом году, на широкую ногу – целую декаду в январе, че- тыре дня в феврале, три — в марте,мае, июне, четыре —в ноябре. ...Говорят, в одном из региональных парламентов страны на полном серьезе предлагают устроить День тревожного суслика. До кучи.Дляпродолжениявесе- лья. Ведь серьезные люди из ООН учредили Всемирный день мигрирующих птиц, День сурка. Амы чем хуже? КСТАТИ Учреждать всемирные и международные праздники — прерогатива ООН и его детищ ( ЮНЕСКО , ВОЗ и т . д .). Всего в перечне ООН 92 праздника . С такими , как День предотвращения са - моубийств , Всемирный день борьбы с бешенством , — все ясно . Это инициатива Все - мирной организации здраво - охранения . Точнее , одного из ее спонсоров . В резолюциях так и пишут : « Вместе со спонсором Международ - ной ассоциации по предот - вращению самоубийств ...». Заручившись поддержкой ВОЗ , производителям анти - депрессантов проще лобби - ровать свои интересы . Сергей Малюков Сегодня, 27 марта, отмеча- ется Международный день театра. Как провести грань между лицедейством на сцене и в жизни, откуда появляется вдохновение для создания новых образов — об этом и многом другом в интервью журналисту «Липецкой газеты» накануне празд- ника рассказал главный режиссер Государственно- го академического театра драмы имени Льва Толсто- го Сергей Бобровский. — Сергей Александро- вич, для вас эта дата что-то означает? Есть ощущение праздника? — Если честно, пока не думал об этом. Главная забота сейчас — достойно подготовить праздничное действо, которое состоится в нашем театре. На него приглашены коллеги из Липецкого драматического театра, елецкого «Бене- фиса», государственного Театра кукол. Постараемся сделать все красиво, живо, весело, в духе актерских «капустников». Это же пре- красный повод встретиться, поговорить о нашей жизни. Меня не покидает странное чувство, что пока мы все еще разделены, разобщены, каждый вращается в своем мирке. Что нам делить? Мы все делаем одно важное дело. «Места хватит всем», как говорит в «Чайке» Три- горин. Очень хочется, что- бы люди забыли старые счеты, обиды, ощутили себя частью одного сообщества, общались, ходили друг к другу в гости, обменива- лись мнениями, планами. Мне очень не хватает такой творческой атмосферы, об- мена энергетикой. Надеюсь, постепенно что-то будет по- лучаться. —Акак выузнаете «сво- их», каковы критерии, по которым определяете пре- данность человека сцене? — Отношение к профес- сии, к театру проявляется во всем – и в работе над ролью, и в том, в каком состоянии ты приходишь на репетиции, можешь ли на сцене отрешиться от быта, домашних неурядиц, полностью отдавшись роли, и в волнениях или, напро- тив, в безразличии к обще- му делу. Спектакль ведь —искусство коллективное, успех зависит от каждого участника команды. Нужно стремиться к тому, чтобы все наши помыслы были направлены на служение высокому, иначе ничего не получится. — Значит, фраза, при- писываемая Щепкину : «Священнодействуй, или Убирайся вон», для вас по-прежнему не утратила своего смысла? — Да, это удивительно простые, но глубокие сло- ва. Или еще одна известная формула: «Люби искусство в себе, а не себя в искус- стве». Это не так просто, как РАМПА | Главный режиссер Государственного академического театра драмы имени Льва Толстого Сергей Бобровский : «Любовь меняет мир» кажется. Нельзя, чтобы ак- терская игра превращалась в пошлое лицедейство. Если мыне развиваемся духовно, то вся наша деятельность не имеет смысла. Да, жизнь — игра. Где-то трагедия, где-то мелодрама, а где-то фарс. Важно, чтобы наши роли отца, мужа, сына, друга были подлинным су- ществованием, а не корявой имитацией. Во всем должна быть любовь—кмиру, жиз- ни во всем ее многообразии, близким. Да, это непросто, не всем дано искренне лю- бить, но когда понимаешь, что с твоей любовью мир приобретает что-то хоро- шее, то и сам меняешься в лучшую сторону. — Представляли ли вы когда-либо свою жизнь вне театра? Кем бы вы могли стать еще? —Я почти каждый день ловлю себя на мысли, что мог бы заниматься чем-то еще. Это нормальное вну- треннее развитие каждого думающего, ищущего че- ловека. Иногда ты кем-то отчетливо себя представ- ляешь, размышляешь, как бы повел в этом качестве. Как-то, переживая личный и творческий кризис, я почти серьезно решил: все брошу, пойду в таксисты, буду гонять на машине, развозить людей, и ни о чем не думать. Не случилось. Близкие потом долго надо мною подтрунивали. При этом я ни разу не пожалел, что выбрал театр. Здесь и трудно, и красиво, здесь и музыка, и психо- логия, и живое общение с людьми, и моделирование пространства. Ты — не Го- сподь Бог, но можешь тво- рить иную реальность. Я долго проверял себя, запрещал касаться творче- ства, но художник во мне все-таки победил. В этом качестве я чувствую себя наиболее органично. Навер- ное, мог бы снимать кино, писать картины. Иногда я задумываюсь о духовном пути, внутри меня всегда молитва, призывающая помочь миру и себе. Навер- ное, такое состояние чем-то близко монашеству, но я не готов к этому. Мое место здесь, в театре. — Недавно академи- ческий театр представил публике вашу постановку «Чайки», довольно смелую по форме и трактовке обра- зов чеховских героев. Что привлекло вас в этой клас- сической пьесе, что хотели с помощью нее донести до аудитории? — На мой взгляд, очень важно сегодня найти своего Чехова, смахнуть хресто- матийную пыль с его об- раза. Чехов по своему духу был экспериментатором, создателем новых форм. Впервые героем у него стала толпа, каждый человек в сценическом пространстве важен, второстепенных лиц нет. Кто мы и как мы проводим отпущенную нам жизнь—эти библейские во- просы зазвучали у него с но- вой силой. Как настоящий доктор и тонкий психолог, Чехов исследует поведение человека в предлагаемых обстоятельствах добрым и насмешливым взглядом. Хотя не стоит воспри- нимать классика этаким слащавым чахоточным ин- теллигентиком, как его ча- сто изображали в последнее время. Чехов хорошо знал жизнь, видел смерть, кровь, принимал роды у коров, лечил умирающих. Отсюда его жажда исследователя проникнуть в глубь вещей. Моя «Чайка» построена на метафорах. Многие зри- тели обращают внимание на внешнюю сторону – ах, жи- вой карп на сцене. Попро- буйте задуматься, понять. Бьющаяся в конвульсиях задыхающаяся рыба — это же образ нашего общества. Хотелось, чтобы публика вместе с нами искала от- веты на непростые, вечные вопросы. Я с большим уважением отношусь к памяти прежне- го худрука Владимира Ми- хайловича Пахомова. Ставя «Чайку», я ни в коем слу- чае не хотел соревноваться с ним. Этим спектаклем мы бы хотели возобновить традицию участия нашего театра в чеховском фести- вале «Мелиховская весна». Рад, что постановка прошла конкурсный отбор, впервые поеду в Мелихово, надеюсь почувствовать там атмосфе- ру, в которой творил Чехов, пообщаться с мастерами, в том числе и со своим учите- лем Леонидом Хейфецем, который привезет «Дядю Ваню». Традиции должны продолжаться. —Что сейчас вы готови- те к постановке? — К Дню Победы выпу- скаем «Рядовых» Дудинце- ва. Тема войны очень важ- на для меня, хотелось бы проникнуть в психологию солдат Великой Отечествен- ной. Для этого приходится вгрызаться в фактуру, по- гружаясь в военные реалии. Много смотрю старых филь- мов — «Проверка на доро- гах», «Двадцать дней без войны», «Обыкновенный фашизм», пытаюсь найти верную интонацию, пси- хологические детали. Не хочется наскоро делать что- то пафосное, героическое. Стремлюсь понять, как на войне людям удавалось со- хранить человеческое лицо, не оскотиниться, пронести свой дух через нечеловече- ские испытания. Вечная слава и огромная благодар- ность всем солдатамПобеды за мир, за то, что мы живы. ТЕМ ВРЕМЕНЕМ «Капустник» в подарок Накануне Международного дня театра артисты елецкого «Бенефиса» сделали замечательный подарок своим коллегам, пригласив работников культуры на театральный «капустник». Зал был заполнен особыми зрителями, для которых сохранение и приумножение культурного наследия и духовного богатства старинного города стало делом всей жизни. Это работники музеев, библиотек, клубов, школ искусств, музыкальных и художественнойшкол, Дворца культуры, чьимкаждодневным трудом взращи- ваются таланты земли елецкой, прославляющие наш край и Россию за ее пределами, и чьими стараниями открывается мир прекрасного. В теплой атмосфере проходило чествование большой группылучшихпредставителейкультурного сообщества г. Ельца. Более пятидесяти человек получили цветы и почетные грамоты. В числе награжденных есть и работ- ники театральной сцены: режиссер народного театра «Проект» Олег Климов, директор театра «Бенефис» Алла Сиротина и актеры этого театра Алексей Соболев и Максим Краснов. Театральный «капустник» коллегам понравился, в воскресенье с таким же удовольствием его посмотрят жители и гости Ельца. ФОТО ПАВЛА ОСТРЯКОВА X Окончание. Начало на 1-й стр. Как отметила глава водного ведомства Марина Селивер- стова, запас прочности глав- ных водохранилищ страны достаточный. Например, на Цимлянском канале научи- лись четко регулировать уровень воды и уже более десяти лет не допускают ее разлива в низовьях Дона. Для разрядки в обсужде- нии серьезной проблемы Владимир Путин поинтере- совался ситуацией с павод- ком в Вологодской области, в частности в городе Устюг, резиденции Деда Мороза. Мол, не затопим ли дворец любимца российской детво- ры? На другом конце прово- да заверили, что Дед Мороз не пострадает. Разлив рек там ожидается не раньше середины апреля, есть еще время, чтобы предупредить наступление большой воды. В Липецкой области на- ступление паводка одними из первых почувствовали жители села Донское Задон- ского района. Дон поднялся здесь почтинашестьметров. Окраины села уже затопле- ны, и вода продолжает на- ступать. Тревожная ситуа- ция и в соседнем Замятино, которое половодье отрезало от райцентра. Как отметил начальник областного управления эко- логиии природных ресурсов Василий Соколов, реки Дон, Воронеж, Сосна ведут себя спокойно. Но активная фаза половодья еще не заверши- лась, поэтому не исключены сюрпризы. Чтобы встретить натисквовсеоружии, надоне ослаблять предупредитель- ные меры: укреплять гидро- технические сооружения и береговую зону, очищать ливневые системыотмусора. Глава региона Олег Коро- левпоставилпередспасателя- ми, специалистами природо- охранной и водной служб, муниципальными властями конкретные задачи на павод- ковый период. В городах и районах области необходимо предпринять все меры к со- хранению плотин и запруд. Особое внимание руково- дитель региона уделил под- готовке плавсредств и обору- дования в зонах риска. Аварийно-спасательные бри- гады должны дежурить кру- глосуточно. В период макси- мального подтопления надо своевременнооказатьпомощь пострадавшим, еслипотребу- ется, разместить людей в специальныхпунктах.Вкри- тический период не должны давать сбоя пунктыпитания, временныемедпункты, пред- приятия водоснабжения. По прогнозам синопти- ков, паводок в нашей обла- сти может пройти в два эта- па. Поэтому всем службам в регионе как минимум до конца апреля надо оставать- ся во всеоружии. В работе селекторного совещания, проходившего в главном управлении МЧС России по Липецкой обла- сти, принял участие заме- ститель главы администра- ции области Александр Ко- робейников. Заслон водной стихии Соседи предлагают Владимир Михайлов Редакцией воронежской областной газеты «Комму- на» с участием местного отделения Союза писателей России учреждена Всероссийская литератур- ная премия имени А. П. Платонова, денежный размер которой – 100 тысяч рублей. Премия присуждается за выдающийся вклад в раз- витие русской литературы; за значительные художе- ственные произведения, талантливо отражающие многосложность и противо- речивость нашего времени; за достижения в области исследования творчества Андрея Платонова; за орга- низаторский вклад в укре- пление профессионального Союза писателей России. Представление на соис- кание премии производится творческими союзами, ре- дакциями литературных и общественно-политических журналов и газет, книжны- ми издательствами, иными государственными и обще- ственными организациями. Одновременно с представ- лением к премии необходи- мо направить в правление Союза писателей России (г. Москва, Комсомольский проспект, 13) не менее двух экземпляров выдвигаемых на премию произведений. С положением о премии можно ознакомиться на сайте газеты «Российский писатель».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz